Самовоспитание и самообразование личности – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Аватар

Психология

Самовоспитание и самообразование личности Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазитова Р.И.

В статье рассмотрены понятия «самовоспитание», « самообразование », « самообучение ». Определены этапы процесса самовоспитания, функции самовоспитания и самообразования .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазитова Р.И.

Текст научной работы на тему «Самовоспитание и самообразование личности»

САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

В статье рассмотрены понятия «самовоспитание», «самообразование», «самообучение». Определены этапы процесса самовоспитания, функции самовоспитания и самообразования.

Ключевые слова: самовоспитание личности, самообразование, этапы самовоспитания, факторы самовоспитания, самообучение.

Самообразование личности тесно связано с самовоспитанием и считается одной из его частей. В чем же состоит данная взаимосвязь? Для большинства обучающихся характерна тенденция к постоянному самосовершенствованию, стремлению развивать одни качества личности и искоренять другие, т.е. обучающиеся занимаются самовоспитанием. Они ставят перед собой определенные цели и прилагают все усилия для их достижения. При решении поставленной задачи используются различные методы и средства, в том числе самостоятельный поиск и обработка знаний. В процессе самообразования у студентов развивается способность самостоятельно организовывать свою деятельность при приобретении новых знаний.

Самообразование студентов является необходимым условием его будущей профессиональной деятельности. Активизация стремления студента к самовоспитанию и самообразованию — неотъемлемая часть подготовки будущих специалистов в вузе.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу [6, с. 340].

Цель самообразования И.Н. Кузнецов определяет как «предвосхищаемый личностью уровень знаний, умений и навыков в определенной области, а также успехи в деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных жизненных планов. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления» [7, с. 357].

В системе высшей профессиональной школы особое внимание уделяется и самовоспитанию.

* Ассистент кафедры Педагогики и психологии.

Самовоспитание — сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом.

Согласно Н.А. Березовину самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования и совершенствования личности [1, с. 302-304].

Отечественный педагог Ю.К. Бабанский утверждает, что процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности — рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельности — анализ ее конечных результатов, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений и их причин, проектирование новых перспектив и задач [4, с. 88].

Содержание самообразования и самовоспитания раскрывается через их функции:

— компенсаторная — реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, усвоении новой информации;

— адаптирующая — позволяет постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

— развивающая — предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

К принципам самообразования и самовоспитания относят [2]:

1. Принцип развития. Данный принцип раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования.

2. Принцип самодеятельности, который реализуется через следующие установки:

— на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;

— на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;

3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

— на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

— на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;

— на коррекцию запланированных результатов работы над собой.

К факторам, побуждающим личность к самовоспитанию можно отнести: требования, предъявляемые обществом к человеку, моральные образцы, социальные идеалы.

В процессе самовоспитания условно выделяют несколько этапов:

1 этап — осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. На данном этапе применяются следующие методы самопознания: самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль и самооценка. Эти методы позволяют человеку дать объективную характеристику о себе.

2 этап — выработка программы работы над собой на основе поставленных целей, определение конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач.

3 этап — реализация программы самовоспитания.

4 этап — оценка результатов самовоспитания и постановка новых задач самовоспитания.

С процессом самовоспитания личности тесно связано ее самообучение. Самообучение — процесс обучения, организуемый самой личностью; целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение ею знаний в какой-либо области науки, техники, культуры.

Как единый процесс самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразования. Самообразование — получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности.

Понятия самовоспитание, самообразование, самообучение включают в себя способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие.

Формирование потребности и умений самообразования осуществляется в процессе предметного обучения и умственного воспитания обучающихся (умение рационально организовать режим умственной деятельности, правильно планировать свой труд, рациональные приемы работы с литературой, самоконтроль и самооценка).

Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, хобби.

Признаками сформированности культуры самообразования являются: устойчивая потребность в самостоятельном углублении знаний; умение разрабатывать программу самообразования; рефлексивные умения и т.д.

Необходимость при подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования усиленного внимания к вопросам самообразования П.И. Пидкасистый связывает с высокой скоростью распространения научно-технической информации и темпами практического воплощения научно-технических достижений, а также с перспективами роста числа безработных и новыми требованиями к трудоустройству в условиях перехода страны к рынку, т.е. с конкурентоспособностью в рыночных условиях, когда от будущего специалиста ожидаются способность и готовность решать научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику (технологию), профессиональная мобильность [5, с. 41].

Гамидуллаев Б.Н. выделяет два вида самообразования в зависимости от его формы и самостоятельности — системное и автономное. Если системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением и обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях, то об автономном самообразовании говорят, когда человек сам определяет цели самообучения и объем знаний, который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля, самоотчета, т.е. этот процесс приближает личность к самоуправляемости [3, с. 50].

В интересах оптимизации процесса профессионального самосовершенствования конкретного студента необходимо его сравнивать не с другими студентами, а с ним самим, его прежними результатами.

В целях развития у студентов мотивации профессионального самосовершенствования необходимо формирование у студентов культуры учебного труда.

При выборе педагогических условий управления процессом профессионального самосовершенствования студентов в процессе обучения в педагогическом вузе необходимо учитывать следующее. Во-первых, студент способен к эффективному профессиональному росту тогда, когда ему предоставляется возможность для творческого развития. Успешное развитие творческого потенциала предполагает построение хорошо рефлексируемого опыта.

Во-вторых, личностная значимость процесса профессиональной подготовки, прежде всего, должна распространяться на самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, на которую сориентированы основные формы и методы обучения в педагогическом вузе.

Самостоятельность выступает наиболее существенным признаком человека как личности. Она может быть понята как свойство личности, как способность, как показатель активности человека.

При организации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель должен ознакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников педагогического вуза и довести до их сведения, каким образом каждая отдельно взятая дисциплина способствует выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику.

Таким образом, самообразование и самовоспитание служат необходимым условием совершенствования педагогического мастерства и профессионального становления будущего специалиста. Одной из главных задач образования в целом выступает формирование способности растущей личности к самовоспитанию и самообразованию.

1. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин. — Мн.: Новое знание, 2004.

2. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя / Международная педагогическая Академия. — М., 1994.

3. Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.

5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Пед. о-во России, 2005.

6. Фатнева Ю.П. Готовность к самообразованию как условие профессионального роста будущего специалиста в вузе // Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Оренбург: РИК ГОУ ОГУ 2005. — С. 339-340.

7. Энциклопедия студента / Сост. И.Н. Кузнецов. — Мн.: Кн. Дом, 2004.

Самообразование и самовоспитание взрослого человека

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

Дата публикации: 24.06.2016

Статья просмотрена: 1529 раз

Библиографическое описание:

Долгобородова, Д. А. Самообразование и самовоспитание взрослого человека / Д. А. Долгобородова, В. А. Варенцов. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10784/ (дата обращения: 23.04.2021).

Процесс обучения не должен заканчиваться при достижении определенных результатов. Человеку свойственно стремиться к новым знаниям. Особенно это касается некоторых профессий. Развитие цивилизации основано на развитии отдельных личностей. Повышение уровня профессиональных качеств человека отражается не только на его деятельности. Например, самообразование педагога влияет на уровень развития его учеников. Чем больше знает учитель, тем больше может получить знаний его ученик. Стремление человека к саморазвитию в профессиональном плане положительно отражается на карьерном росте и делает его ценным, незаменимым сотрудником для организации. Специалисты в своей области всегда учитывают новые тенденции в определенной сфере деятельности.

Таким образом, человек должен постоянно и непрерывно развиваться, повышать свои знания, совершенствовать навыки и умения. Развитие невозможно без самообразования. Постараемся разобраться, Самообразование — целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура. Самообразованием занимаются практически все люди, однако его объем и характер может быть не у всех одинаков. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.

Личность, обладающая высокой культурой, исходит из того, что от нее требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.

Для того, чтобы лучше понять, что такое самообразование, необходимо рассмотреть цели и задачи, которые преследует данный процесс. Цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов. Общая стратегия самообразования гуманной, демократической, максимально подготовленной личности заключается в обеспечении для себя возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит достижению целей, поставленных человеком перед самим собой. Это служит мотивацией к действию, к совершенствованию собственных знаний, умений и навыков. Полученные знания применяются как в профессиональной деятельности, обеспечивая наилучшие результаты работы и повышение квалификации работника, так и в общественной жизни. Всесторонне развитая личность постоянно следит за новыми достижениями в различных областях науки и общества, интересуется не только вопросами, которые касаются исключительно его специализации, но и другими аспектами прогресса. Широкий кругозор является необходимым условием для становления и развития личности.

Главной задачей самообразованияявляется самостоятельное развитиеи совершенствование личности.Личность проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования. Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека. Гармония возможна в том случае, если есть единство между мыслями, словами и делами человека.

Процесс самообразования для достижения наилучших результатов должен проходить целеустремленно и систематично. Для обеспечения данных аспектов необходимо прибегать к планированию. При планировании важно предусматривать объем намечаемой работы, ее примерное содержание, сроки, отводимые на осуществление работы. Кроме того, следует ставить перед собой цели, которые будут достигаться при работе с данным планом. Цель — обязательный компонент процесса самообразования. Необходимо ясно представлять, зачем я это делаю и где мне это пригодиться.

Один из главных инструментов интеллектуального и духовного развития человека — чтение. Благодаря чтению мы получаем большой объем различной информации. Важно уметь сортировать эту информацию, выделять в ней необходимое для собственного развития. Чтение является ведущим способом самообразования: чтение книг различных жанров и направлений способствует развитию познавательной, духовной, эмоциональной сферы личности.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.

  1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

– эпизодичность прохождения курсов;

– качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.

  1. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования:

– возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;

– система «ученый-учитель», при которой обучение ведут ученые-специалисты.

– нехватка у педагогов свободного времени;

  1. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:

– возможность пройти их в удобное для педагогов время;

– возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

– дистанционные курсы проводятся на платной основе;

– документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, т. е. их не учитывают при проведении очередной аттестации.

  1. Индивидуальная работа по самообразованию

Данная работа может включать в себя:

– научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

– посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

– участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

– посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

Самообразование как процесс овладения знаниями тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Как понимать эту связь? В чем она заключается? Для сформировавшейся личности характерна тенденция к постоянному самоусовершенствованию, стремление развивать в себе определенные качества, искоренять отрицательное в поведении и чертах характера. Необходимо проделывать огромную работу над собой для того, чтобы осознавать наличие некоторых упущений в определенных областях и начинать работу по их искоренению. Для развития необходимо осознание того, что это развитие необходимо. Самовоспитание– кропотливый труд, который ведет к становлению достойной личности.

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

– компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;

– адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

Кроме того, для осознания связи между самообразованием и самовоспитанием необходимо знать принципы самовоспитания. К ним относятся:

  1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:

– установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;

– установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;

– установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).

  1. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:

– на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;

– на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;

– на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.

  1. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

– на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

– на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;

– на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Подводя итог, необходимо отметить, что самообразование, самовоспитание и самоуправление являются неотъемлемой частью развивающейся личности. Личность должна развиваться вместе с обществом. Многие тенденции развития диктует именно общество

  1. Андреев В. И. Педагогикатворческого саморазвития: Инновационный курс. — Казань, 1997. 608 с.
  2. Колбаско И. И. Учащимся О; самообразовании. Мн., «Нар.асвета», 1976. 157 с.

Похожие статьи

Профессиональное самообразование педагога

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги.

Основные термины (генерируются автоматически): педагог, педагогическая деятельность, самовоспитание, умение, учебное.

Самообразование как основа успешности человека

Вместе с тем, самообразование – средство самовоспитания, поскольку

Основная форма самообразования – изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и

К инновационным формам углубления профессиональных знаний, мотивирующих процесс.

Самообразовательная деятельность современного учителя

активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое самообразование, самообразовательная деятельность, самообразование, педагогическая деятельность.

Организация процесса самообразования педагога

 освоение информационных концепций, знаний и навыков;  наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования

Самообразование как условие профессионального становления.

Данная статья посвящена теме развития и самообразования профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания.

Самообразование взрослого человека: цель или средство

Самообразование — это система умственного и мировоззренческого самовоспитания

Рис. 1. Этапы процесса самообразования.

1. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога: пособие / Под. ред. докт. псих. наук, акад. Ю. М. Забродина.

Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного.

непрерывное образование, самообразовательная деятельность, образование, самообразование, референтная группа, жизнь, образовательная деятельность, процесс образования, образовательный процесс.

Самообразование педагога как условие профессионального.

Л. П. Вишневская под самообразованием понимает «деятельность личности по достижению внутренне усвоенных ею целей по собственному воспитанию, образованию, развитию и профессиональной подготовке, соотнесенных с требованиями и ценностями общества.

Самообразование как фактор формирования и развития.

Вместе с тем самообразование является мощным средством самовоспитания, вырабатывает профессионально значимые личностные качества, необходимые для осуществления

Происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения.

https://cyberleninka.ru/article/n/samovospitanie-i-samoobrazovanie-lichnosti
https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10784/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *