Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя

Аватар

Психология

loading...

Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя Гнездилова Ольга Николаевна

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гнездилова Ольга Николаевна. Инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя : Дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 Москва, 2005 159 с. РГБ ОД, 61:05-19/725

Содержание к диссертации

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. ПРОБЛЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ 10

1.1 Понятие, классификация нововведений, сущность и структура инновационного процесса, этапы инновационной деятельности 10

1.2 Анализ внедрения инновационного обучения в практику отечественной и зарубежной образовательных систем 21

1.3 Психологические основы инновационной деятельности педагога 36

ГЛАВА 2. САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЙ НАСТУПЛЕНИЮ У НЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 53

2.1. Факторы, влияющие на развитие личности педагога в ходе осуществления им профессиональной деятельности 53

2.2. Синдром эмоционального выгорания, как один из видов профессиональной деформации Личности педагога 66

2.3. Инновационная творческая деятельность педагога как фактор, предотвращающий синдром эмоционального выгорания 84

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ИННОВАЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 102

3.1. Организационная схема оказания помощи педагогу в инновационной деятельности 102

3.2. Анализ влияния специальной, психологической тренинговой программы на самоактуализацию и эмоциональное самочувствие педагогов традиционных и инновационных образовательных учреждений 116

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Современное состояние школьной практики в нашей стране характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Нововведения, проникающие во все слои образовательного процесса, призваны создавать условия для развития и формирования личности школьников, способных к активной творческой самореализации в современной социокультурной среде, поднять на более высокий уровень развития физические, творческие, интеллектуальные и социальные возможности подрастающего поколения. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются к педагогу, как главной фигуре инновационного процесса в школе.

Традиционно инновационная деятельность учителя рассматривалась как важное условие развития его профессиональных качеств (Маркова А.К., Сластенин В.А. и др.). В данном исследовании предпринята попытка анализа возможностей, которые она предоставляет для личностного саморазвития педагога. Имея ярко выраженный творческий характер, процесс инновирования стимулирует развитие креативных способностей учителя, каждый раз открывая новое пространство для его профессиональной и личностной самореализации. Тем самым он позволяет снизить вероятность наступления у педагога такого распространенного среди представителей педагогического труда вида профессиональной деформации личности как синдром эмоционального выгорания.

Существует несколько определений понятия «синдром эмоционального выгорания». Выбор того или иного из них обусловлен целями и задачами исследования. С этой точки зрения наиболее оптимальной нам представляется трактовка данного психологического феномена как механизма психологической защиты человека от различного рода психотравмирующих факторов (Бойко В.В., Селье Г.). Именно она позволяет

4 реализовать на практике задачу разработки эффективных мер, направленных на преодоление педагогом эмоционального выгорания.

О высокой стрессогенности преподавательской работы говорят многие как отечественные, так и зарубежные исследования (Грановская P.M., Митина Л.М., Bios Р. 1962, Shconfeld Irvin Sam, 1990 и др.) Доказано, что с увеличением количества педагогов, чей педагогический стаж составляет более 15 лет, увеличивается среди них и число подверженных синдрому эмоционального выгорания. Экстремальность условий и требований, предъявляемых к эмоционально-волевой, познавательной, двигательной и моторной сферам педагога определяют высокую вероятность срывов, спадов, нарушений, кризисов и дистрессов в жизни и профессиональной деятельности учителя. Подсчитано, что только за один урок учитель принимает 200 решений и преодолевает 15 конфликтных ситуаций (А.К. Маркова). Несбалансированность двух сфер — профессиональной и семейно-бытовой -также неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности педагога. В этой связи рассмотрение инновационной деятельности как фактора личностного саморазвития педагога, предотвращающего наступление у него эмоционального выгорания, представляется нам чрезвычайно актуальным.

Одновременно с этим, особую значимость приобретает и тесно взаимосвязанная с ней проблема оказания психологической помощи педагогу, уже включенному в инновационную деятельность. Несмотря на активно развивающуюся в организационном и содержательном планах систему школьных психологических служб, работа психолога с педагогом, реализующим ту или иную инновационную технологию, по прежнему остается на периферии его профессиональной деятельности. Одной из причин этому можно считать недостаточное количество методических разработок, специализированных тренинг-программ, которые бы психолог мог бы взять за основу в своей практической деятельности. Рассмотрение этих и сопутствующих им вопросов составило проблему данного исследования.

Теоретической основой исследования выступили: идея саморазвития
личности в деятельности (Абульханова — Славская К.А., Зинченко В.П.,
Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Немов Р.С, Рубинштейн С.А., Фельдштейн Д.И.и
др.), теории инновационной педагогической деятельности (Кузьмина Н.В.,
Подымова Л.С., Поташник М.М., Пригожий А.И., Сластенин В.А.,
Юсуфбекова Н.Р. и др.), теории профессионального становления и развития
личности (Климов Е.А., Маркова А.К., Митина Л.М.), концепция
профессиональной идентичности (Л.Б.Шнейдер), исследования

профессионально обусловленных деформаций личности (Абрамова Г.С., Аминов Н.А. Бойко В.В., Зеер Э. Ф. Рогов Е.И., Селье Г., Фонарёв А. Р., Форманюк Т. В., Юдчиц Ю. А. и др.), разработки в области психокоррекционной работы с педагогами (Клюева Н.В., Кряжева Н.Л., Федоренко Л.Г., Яковлева Е.Л.и др.).

Цель работы: определение особенностей инновационной педагогической деятельности как фактора, предупреждающего возникновение эмоционального выгорания учителя.

Объект исследования: инновационная педагогическая деятельность.

Предмет исследования: инновационная педагогическая деятельность как фактор предупреждения эмоционального выгорания учителя. Гипотеза исследования:

— инновационная деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, является одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижая вероятность возникновения у него эмоционального выгорания;

— участие педагога в специализированных психологических тренинговых программах является эффективным средством его личностного саморазвития и стабилизации эмоционального состояния. Задачи исследования:

— проанализировать динамику развития представлений об инновационной педагогической деятельности в отечественной и зарубежной науке и практике,

определить значимость влияния личностного и профессионального саморазвития педагога на эффективность ее осуществления;

рассмотреть особенности синдрома эмоционального выгорания как одного из факторов, препятствующих личностному и профессиональному саморазвитию педагога как в его профессиональной, так и в инновационной деятельности, проанализировать имеющиеся в психолого-педагогической науке и практике способы его предупреждения и преодоления;

разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность тренинга-программы психологической поддержки личностного саморазвития педагога в инновационной деятельности в качестве одной из мер, предупреждающих наступление у него эмоционального выгорания.

— провести статистическую обработку полученных результатов, их анализ и обсуждение.

Методы исследования:

— теоретический анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;

констатирующий и формирующий, контрольный эксперименты,

-методики для проведения основного исследования: тест Э. Шостром «Самоактуализация личности», опросник В.В.Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания,

— методики для пилотажного исследования: опросник для оценки
уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, опросник
для оценки уровня творческого потенциала личности, многофакторный
личностный опросник FPI (И. Фаренберг, Х.Зарг, Р.Гампел), адаптированная
методика исследования межличностных отношений Т.Лири (в адаптации
Л.Н.Собчик), опросник для определения степени влияния на эмоциональное
состояние организационных факторов;

7 — методы количественной и качественной обработки данных. Выборку испытуемых для основного экспериментального исследования составили две группы педагогов: группа педагогов — учителей инновационных образовательных учреждений (всего 132 человека из школ № 649, 2001, 1580 ЮАО г. Москвы) и группа педагогов — учителей образовательных учреждений, работающих по традиционным образовательным программам (всего 132 человека из школ № 923, 575, 547). В пилотажном экспериментальном исследовании приняли участие педагоги (302 человека) заместители директоров школ (148 человек), школьные психологи (82 человека).

Достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию научно-психологических исследований, адекватностью используемых методов целям, гипотезе и задачам данного исследования, а также сочетанием количественных и качественных методов анализа полученных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в следующем:

-выявлено и обосновано влияние инновационной педагогической деятельности на личностное и профессиональное саморазвитие учителя и его эмоциональное состояние;

-установлено, что инновационная педагогическая деятельность, активизирующая творческий потенциал учителя, может служить эффективным средством стимулирования его личностного развития и снижения уровня эмоционального выгорания;

-раскрыта специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности. Отличительными чертами данного подхода являются «адресность» помощи оказываемой психологом каждому педагогу, тесное сотрудничество учебно-методического центра, администрации школы и ее психологической службы, активная позиция

8 психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания

— установлена и раскрыта ведущая роль психологической службы в
процессе стимулирования личностного саморазвития учителя школы;

— выявлено, что участие учителей в специализированной тренинговой
программе способствует значительному снижению степени их
эмоционального выгорания.

Практическая значимость работы заключается в разработке и

усовершенствовании организационной системы сопровождения педагога в инновационной деятельности.

Материалы эмпирической части могут быть использованы психологами в
работе с педагогами инновационных образовательных учреждений.
Основные положения данного исследования могут служить материалом для
повышения эффективности организационной, методической,

психодиагностической, психокоррекционной работы школьного психолога с педагогом. В процессе проведения эмпирического исследования была создана и апробирована тренинг-программа, направленная на гармонизацию эмоционального состояния педагога через стимулирование его личностного саморазвития, а также был сформирован комплект диагностических методик, позволяющий определять особенности самоактуализации личности педагога и степень его эмоционального выгорания.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Инновационная деятельность педагога оказывает значимое влияние на личностное развитие специалиста. Являясь деятельностью творческой, она служит фактором, способствующим саморазвитию его личности и предупреждающим наступление у него эмоционального выгорания.

2. Педагог, занимающийся инновационной деятельностью менее подвержен такому виду профессиональной деформации личности как синдром эмоционального выгорания, чем учитель, работающий по традиционным обучающим программам.

3. В процессе реализации инновационной деятельности педагог
нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках
индивидуального подхода. Она должна основываться: на сотрудничестве
учебно-методического центра, администрации школы и школьной
психологической службы, чья деятельность строится на принципе
взаимодополнения и кооперации; на всестороннем изучении и анализе
индивидуальных затруднений каждого педагога, позволяющем оказывать ему
«адресную» помощь; на продуманной и профессионально компетентной
поддержке со стороны психологов школы, стимулирующей учителя к
саморазвитию в инновационной деятельности и гармонизирующей его
эмоциональное самочувствие.

Одним из эффективных методов оказания психологической помощи педагогу, осуществляющему инновационную деятельность, является специализированная тренинг-программа. Направленная на стимулирование личностного саморазвития и предупреждение эмоционального выгорания учителя, она должна базироваться на принципах открытости и синтеза психологических и психотерапевтических методов воздействия на внутренний мир человека.

Создание службы методистов-психологов в структуре методического центра округа позволяет значительно повысить статус психологической службы в школе, проводить психологическую экспертизу инновационных программ учителей, оказывать профессиональную поддержку психологам, учителям и внедрять передовой опыт в практическую деятельность. Повышать уровень психологической культуры участников образовательного пространства.

Понятие, классификация нововведений, сущность и структура инновационного процесса, этапы инновационной деятельности

Обращение к проблемам инноватики связано с увеличением потребности общества в преобразованиях, способных обеспечить его прогресс в экономической, политической и социальной сфере. Это определило необходимость системного, целостного изучения инновационных процессов с учетом факторов, касающихся как собственно нововведений, так и социокультурной среды, в которой они реализуются.

Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. В начале XX века оформилась новая область знания -наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Инновационные процессы в педагогике стали предметом специального изучения ученых примерно с конца 50-х годов на Западе. Так анализ инновационной проблематики занимает значительное место в исследованиях таких зарубежных авторов, как Роджерс Э., Барер М., Браун В., Пэвитт К., Уолкер У. и др.

В нашей стране широкое распространение инновационные процессы получили именно в 60-80-е годы ХХ-го столетия. Программы, разработанные художниками и музыкантами (Б.М.Неменский, Д.Б.Кабалевский), философами (В.С.Библер, Г.С.Батищев), литераторами и математиками (Е.Н.Ильин, П.М.Эрдниев и др.) явились каналом проникновения новых идей, заставивших переосмыслить содержание учебных и воспитательных программ в соотнесении с масштабами современной культуры и требованиями социальной действительности. В связи с этим обозначилась необходимость осмысления таких понятий как «новшество», «инновация», «инновационный процесс», « нововведение», «инновационная деятельность» и др.

Существует множество подходов как в изучении, так и в определении нововведения. Очевидно, это объясняется тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной науке нет общепринятой теории инновационной деятельности, в том числе до сих пор не выработано единого общепринятого толкования вышеуказанных терминов. Положение осложняется, на наш взгляд, еще и тем, что многие специалисты, определяя один и тот же предмет исследования, используют разные термины.

Так, В.А. Сластенин и др. объединяют все вышеуказанные понятия в одном понятии «инновация». С этой точки зрения инновация определяется и как новшество, и как процесс внедрения этого новшества в практику [120]. В свою очередь М.М. Поташник и др. понятия разводят понятия «новшества» и «инновация». В их интерпретации, новшество — это новый метод, методика и технология, а инновация — процесс освоения этого новшества. Э. Роджерс, определял новшество как идею, являющуюся для конкретного лица новой. [112]. А В.П.Кваша считал, что «инновация — это создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень»[53]. В «Психологическом словаре» мы также находим отождествление понятия инновации с понятием нововведение, понимаемые, как создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. [105]. С нашей точки зрения новшество — это новая идея, направленная на изменения той или иной сферы жизнедеятельности человека, вызванная к жизни постоянно изменяющимися потребностями общества в преобразованиях. Инновация — это процесс апробации новшества на практике, с последующей доработкой как самого новшества, так и способов его внедрения. Несмотря на то, что многими специалистами понятие «инновационный процесс» выделяется в отдельную категорию, большинство его определений сходно с содержанием понятия «инновационная деятельность». В частности, В.М.Степанов, О.А.Лапина, А.П.Макаровская под инновационным процессом понимают комплексную деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению инноваций. [122]

С нашей точки зрения инновационный процесс — это процесс широкого внедрения и распространения новшества, а также его трансформации, способствующей появлению нового новшества. Что касается определения инновационной деятельности (нововведения), то в данном случае мы выражаем солидарную точку зрения со В. А. Сластениным и Л.С.По дымовой, подразумевая под ней комплексный, целенаправленный процесс создания, использования и распространения новшества, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов людей новыми средствами, что ведет к качественным изменениям системы [120]. Но в данном случае речь идет об изменениях не только в объекте, но и в субъекте инновационной деятельности. Так, применительно к педагогической деятельности, специалисты отмечают, что освоение принципиально новых образцов деятельности позволяет выйти на более высокий качественный уровень развития творческого мышления, потребности и умения самореализовываться не только ученику, но и учителю.

Одной из важных задач современной педагогической инноватики является классификация нововведений, знание которой необходимо педагогу для того, чтобы разобраться в особенностях педагогических новшеств, понять, что их объединяет и отличает друг от друга. В специализированной литературе выделяется два типа инновационных процессов в области образования. Первый тип — инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда имеют полное научное обоснование, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей. Сюда же частично относятся нововведения, предпринимаемые администраторами -проектировщиками образования, деятелями культуры, занимающимися практикой воспитания и обучения (художники, музыканты, архитекторы, бизнесмены, экологи и др.). Но, говоря о стихийном характере данного типа инноваций нельзя не отметить необходимость их всестороннего анализа с целью выделения позитивных и негативных сторон их деятельности.

Факторы, влияющие на развитие личности педагога в ходе осуществления им профессиональной деятельности

Рассмотрение процесса саморазвития личности педагога в инновационной деятельности в качестве фактора, препятствующего наступлению у него эмоционального выгорания невозможно без обращения к общим закономерностям развития личности человека. В контексте данного исследования наиболее значимыми нам представляются два подхода к данной проблеме.

В основе первого из них лежит идея самоактуализации личности. Второй же подход ориентирован на рассмотрение развития личности человека через призму деятельности, в которую непосредственно включен человек.

Гуманистическая психология, в значительной степени определяющая современные подходы к пониманию развития личности и реализации ею себя (самоосуществлению), основным источником человеческой деятельности признает непрерывное движение человека к самоактуализации, стремление к самовыражению, самосознанию. В частности, А. Маслоу, определяя потребность в самоактуализации как полное использование талантов, способностей, возможностей, называл ее высшим проявлением человеческого осуществления. При этом он подчеркивал, что подлинное творчество проявляется у человека не только в искусстве или науке, но и в повседневной, реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций. Предприниматель, студент, преподаватель или рабочий у станка — все они могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают. Им были выделены такие черты, присущие самоактуализирующимся людям, как поглощенность делом как призванием, аутентичность личности, независимость в суждениях, уверенность в себе, инициативность, гибкость, критичность, внутренний локус контроля, высокая степень рефлексии, детская восприимчивость, спонтанность и естественность поведения, отношение к своим чувствам как к ценности, способность к высшим переживаниям, открытость внешнему и внутреннему опыту, стремление к глубоким личностным взаимоотношениям с людьми [79].

Безусловно, процесс самоактуализации ограничивают социально-экономическая ситуация, негативное влияние прошлого опыта, конформизм, внутренние зажимы, которые отделяют нас от самих себя. Очень интересные, на наш взгляд, мысли высказывает по этому поводу П. Вайнцвайг: «Когда человек освободится настолько, чтобы стать самим собой, заняться любимым делом и ощутить себя одной из частиц в сложнейшей взаимосвязанности элементов природы, только тогда он сможет наиболее полно раскрыть свои способности. [19, с. 13].

Существенный вклад в разработку концепции самоактуализации личности внесли работы К. Роджерса, который полагал, что все человечество обладает естественным стремлением двигаться вперед в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости [113]. К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение человека вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни — она присуща не только людям, но и всему живому. «Как растение стремится быть здоровым растением, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так человек движим побуждением становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком» [113, с. 30].

В контексте теории К. Роджерса тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Автор исходил из идеи, что развиваться по направлению к самоактуализации человек может только самостоятельно, никто не может его в этом направлении двигать. Однако при этом принципиально важны условия, в которых происходит становление личности человека. Убежденность каждой личности в собственной ценности для значимого другого дает ей возможность более полной самореализации. Таким образом, рассмотренные точки зрения позволяют представить процесс самоактуализации как один из важнейших факторов, характеризующий естественное стремление личности к вершинам своего развития, входящее в саму природу человека. Вместе с тем, нельзя не отметить присутствующую в них недооценку в этом процессе роли среды, что по нашему мнению может рассматриваться как дополнительный фактор, способный оказывать на него как позитивное, так и негативное влияние.

Идеи самореализации можно также найти в работах Ш. Бюлер (1968), которая рассматривала всю человеческую жизнь как процесс выявления и реализации жизненных целей, которые также, на наш взгляд, являются значимым фактором развития личности человека. При этом главной движущей силой и конечной целью будет являться стремление к осуществлению себя, реализации своей самости, своего «Я». Осуществить себя человек может в профессии, в общении, в общественной деятельности ради всеобщего блага. Хотя оба понятия — самоактуализация и самоосуществление принципиально сходны по смыслу, сама Ш. Бюлер отмечает некоторые различия. Самоосуществление — это не только реализация личностного потенциала, своего рода итог человеческой деятельности, направленной на выявление своей индивидуальности, но еще и процесс развития, который в разные периоды жизни человека выступает по-разному. В раннем детстве это хорошее самочувствие, не препятствующее полноценному развитию; в подростковом периоде — это переживание закончившегося детства и направленность на самостоятельное развитие; в зрелости — это самореализация, выявление себя; а в старости — исполненность своей человеческой задачи. Одним из условий самоосуществления и сохранения психического здоровья Ш. Бюлер считает наличие адекватных жизненных целей.

Организационная схема оказания помощи педагогу в инновационной деятельности

Современное состояние школьной практики в нашей стране характеризуется активным внедрением инновационных технологий. Это обусловлено увеличением потребности общества в преобразованиях, способных обеспечить его прогресс в экономической, политической и социальной сферах. Новшества, проникающие во все слои образовательного процесса в школе, призваны поднять на более высокий уровень развития физические, творческие, интеллектуальные и социальные возможности подрастающего поколения. Программа модернизации образования предполагает, что магистральным путем развития современного школьного обучения станет путь инновационных преобразований в педагогической практике. От уровня личностных и профессиональных умений и навыков учителя зависят успехи его учеников, успех нововведений в школе. Соответственно предъявляются и более высокие требования к работе педагога, как в личностном, так и в профессиональном плане. Возрастающие требования и перестройка в традиционной системе обучения естественно приводят к увеличению стрессов, повышению уровня тревожности учителя.

Педагог, вступивший на путь внедрения инновационных технологий в свою практическую деятельность, испытывает ряд затруднений. Они носят как сугубо профессиональный характер, связанный с недостаточностью знаний, умений и навыков в плане освоения новшества, так и психологический, базирующийся на проблемах личностного развития педагога, его психоэмоционального состояния.

Нами было проведено микроисследование в различных школах ЮАО г. Москвы, направленное на определение качественных характеристик инновационного потенциала личности и определение факторов, мешающих педагогу осуществлять инновационную деятельность [37].

В результате проведенного обследования было выявлено, что наибольшее количество педагогов принадлежат к группе, чей инновационный потенциал находится на уровне выше и чуть выше среднего (диаграмма 1).

Это позволяет нам предположить, что данная категория учителей будет наиболее эффективна в осуществлении инновационной деятельности в своем образовательном учреждении. Среди них 10% — это педагоги, имеющие высокий инновационный потенциал. Эти люди имеют достаточно большой внутренний ресурс для того, чтобы оказаться в числе создателей и разработчиков инновационных технологий или «идейных лидеров» педагогического коллектива школы. Педагоги же, имеющие средний уровень развития способностей к инновационной деятельности, могут оказаться успешными, непосредственно внедряя инновации в образовательный процесс школы.

Тот факт, что в коллективах школ, принявших участие в нашем микроисследовании, педагогов с низким уровнем инновационного потенциала оказалось наименьшее количество, позволяет нам прогнозировать успешность данных школ в осуществлении инновационной деятельности. Но для построения более точного прогноза эти данные необходимо дополнить результатами самоанализа учителями инновационного потенциала своей личности.

Среди наиболее значимых результатов необходимо отметить следующие:

— 100% опрошенных педагогов за последние 1 -3 года внесли какие-либо новшества в учебный процесс, положительно отразившиеся на уровне обученности и развития детей;

При этом выявлено, что, наиболее активно используют инновационные технологии в образовательном процессе учителя начальной школы. Далее следуют педагоги естественно — научного цикла и гуманитарного цикла. Замыкают этот ряд преподаватели физкультуры и ОБЖ (диаграмма 2). На наш взгляд, одной из причин этого может являться тот факт, что большинство психологов наиболее активно работают именно с этой частью школьных педагогов.

http://www.dslib.net/psixologia-vozrasta/innovacionnaja-pedagogicheskaja-dejatelnost-kak-faktor-preduprezhdenija.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *