План: самообразование учителя математики

Аватар

Психология

План: самообразование учителя математики. Цели и задачи, пример

В последнее время происходит серьезное реформирование российского образования, в том числе и школ. Наблюдается массовый переход ОУ на применение современных воспитательных и обучающих технологий. Они и способствуют повышению качества образовательного процесса. Кроме того, происходит корректировка работы, связанной с совершенствованием профессионализма учителя.

план самообразование учителя математики

От чего зависит уровень подготовки педагогов школ?

Для того чтобы учить и воспитывать детей, педагог должен владеть всеми инновациями, вводимыми в образовательную систему. Повышение квалификации направлено на совершенствование профессиональных навыков, знакомство с новыми методами преподавания конкретных дисциплин. Методическая тема, над которой работает педагог, может быть представлена коллегам во время курсов.

план самообразования учителя математики по фгос

Что такое самообразование?

По новым Федеральным государственным образовательным стандартам, каждый учитель обязан постоянно повышать уровень своих педагогических знаний. Для этого ему нужно иметь личную траекторию развития, определенный индивидуальный план самообразования. Учителя математики не являются исключением. Тем более что преподаваемый ими предмет является обязательным для получения аттестата. Самообразование педагога — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая личностью. Ее цель — приобретение четких знаний в педагогической области.

Этапы самообразования педагога

Самообразование учителя по ФГОС состоит из нескольких этапов, заслуживающих внимания:

  1. Подбирается направление, методическая тема.
  2. Формулируется цель, ставятся задачи.
  3. Осуществляется поиск источников для самообразования.
  4. Подбирается форма обучения.
  5. Составляется план самообразования.
  6. Определяются результаты.
  7. Анализируется и оценивается деятельность в ходе самообразования, составляется отчет.
  8. С полученными результатами знакомят коллег по методическому объединению

Для того чтобы составить собственный план самообразования учителя математики по ФГОС, важно иметь полное представление обо всех его деталях.

повышение квалиикации

Определение направления самообразования

Специфика работы педагога такова, что для полноценной деятельности он должен владеть своим предметом, основными методиками преподавания, педагогикой и психологией. Учитель математики обязан владеть высоким уровнем культуры, обладать приемами риторики, быть эрудированным, знать основы мониторинга. Для того чтобы добиться желаемого результата, можно подобрать следующие направления самообразования:

  • Изучение специфики преподаваемого предмета.
  • Педагогическое либо психологическое исследование, связанное с родителями и учениками.
  • Образование педагога в области искусства общения.
  • Изучение педагогических технологий, приемов и методов обучения.
  • Предупреждение преждевременного эмоционального выгорания учителей.

самообразование учителя по фгос

Поиск темы для саморазвития

План «Самообразование учителя математики» должен иметь определенную тему. Существует огромное количество вариантов. У каждого педагога есть возможность подобрать то направление для самообразования, которое соответствует специфике работы всего педагогического коллектива, а также личным интересам самого человека. Обязательным условием является направленность ее на повышение уровня воспитательного процесса, эффективности обучения. В помощь учителям математики предлагаем примерный перечень тем для самообразования:

  • Проектное обучение математике.
  • Интерактивность методик изучения предмета в начальной школе.
  • ИКТ в среднем звене.
  • Развитие критического мышления через устный счет.
  • Портфолио учителя математики.
  • Пропедевтика в ОУ.
  • Интегрированный урок.
  • Дифференцированное обучение.
  • Совершенствование методов обучения на уроках математики.
  • Выявление и развитие одаренных школьников.
  • Разработка контрольных работ с целью проверки знаний учащихся по математике.
  • Игровые технологии на уроках.
  • Способы преодоления перегрузок учащихся при выполнении домашних заданий по математике.

в помощь учителям математики

Формулирование цели и задач самообразования

В качестве цели самообразования можно рассматривать повышение уровня собственной эрудиции, общей и правовой культуры. Педагог может поставить перед собой цель – изучить и внедрить новые методы, формы, приемы обучения. План самообразования учителя математики по ФГОС – обязательное условие для подачи заявления на получение категории (первой или высшей). Звучать цель должна емко. Она обязана отражать особенности работы педагога. Те задачи, которые являются шагами к достижению поставленной цели, содержит этот план. Самообразование учителя математики аналогично деятельности преподавателей иных учебных дисциплин. Оно обязательно для выполнения.

Часто самообразование направлено на применение информационно-коммуникативных технологий при преподавании математики. В этом случае для него обязательно составляется детальный план. Самообразование учителя математики в данном направлении имеет следующую цель: изучение и внедрение ИКТ в предмет. Какие задачи поставить перед собой педагогу в данной ситуации? В первую очередь необходимо найти материал по данной проблеме, пройти курсы, направленные на повышение квалификации, стать участником семинаров и конференций, посетить уроки опытных коллег. Далее можно приступать к разработке комплекта собственных занятий, основным элементом которых станет именно ИКТ. Важно апробировать свою разработку, а результаты представить коллегам.

образование педагога

Поиск круга источников информации

Так как педагог должен самостоятельно добывать знания, ему могут помочь такие источники информации:

  1. Журналы.
  2. Телевидение.
  3. Научно-методическая литература.
  4. Мастер-классы.
  5. Конференции и семинары.
  6. Уроки других педагогов.
  7. Выставки.

Подбор формы самообразования

Существует подразделение форм самообразования на две части: групповые и индивидуальные. В последней форме в качестве инициатора рассматривается сам учитель. А руководитель методического объединения может стимулировать либо инициировать данный процесс. При групповой форме предполагается работа методического объединения, курсы повышения квалификации. В этом случае вся группа вырабатывает общий план. Самообразование учителя математики является непрерывным процессом. При этом у педагога есть право на изменение выбранной темы.

Составление плана самообразования

Как происходит самообразование учителя математики? Темы, план, которые выбирает педагог, утверждаются методическим советом школы либо предметным МО. В каждом учебном заведении разработаны свои требования. Но есть и общие рекомендации. Личный план содержит название, цель, задачи, ожидаемый результат, алгоритм действий, предварительные сроки для каждого этапа, способ представления результата работы, форму отчета перед коллегами.

Особенности самообразования педагога

Педагог в рамках повышения уровня своего образования систематически просматривает определенные телевизионные передачи, читает педагогические издания, анализирует материалы по психологии, педагогике, посещает тренинги, семинары и предметные выставки, изучает современные методики, проходит периодические курсы повышения квалификации, проводит открытые уроки, организовывает кружковую и внеклассную деятельность, общается с коллегами.

Как определить результат самообразования?

В любой деятельности должен быть создан какой-то конечный продукт. В связи с этим в личном плане учителя математики обязательно указывается список тех результатов, что достигнуты преподавателем за определенный период. В качестве итогового продукта самообразования педагога на отдельном этапе могут быть представлены пособия, тесты, дидактические материалы, выступления перед коллегами, доклады, сценарии открытых уроков.

методическая тема

Оценка процесса самообразования

В качестве распространенных форм предоставления отчета по теме самообразования можно выделить доклад, публикацию, презентацию проделанной работы перед коллегами по МО. В среднем работа над темой по самообразованию проводится учителем математики 2-4 года. Затем выбирается новое направление исследования.

Пример перспективного плана по самообразованию

Приведем пример самообразовательного плана учителя математики первой квалификационной категории. Его тема: «Формирование компетенций у учащихся путем применения ИКТ на уроках». Цель — создать условия в рамках ФГОС для самореализации личности ученика с учётом индивидуальных склонностей, способностей для раскрытия интеллектуального потенциала, самостоятельности и активности. При этом полученные результаты являются объектом стандартизации.

В этом случае педагог ставит перед собой некие задачи. Он обязан:

  • Изучить нормативные документы, методическую литературу по теме самообразования.
  • Обеспечить использование инновационных современных технологий в рамках ФГОС.
  • Изучить методики преподавания математики.
  • Увеличить интерес воспитанников к информационным технологиям, логическому мышлению.
  • Провести диагностику полученных результатов, познавательных интересов, творческих мотивов обучающихся.
  • Создать условия для полноценного развития деятельности учащихся во время обучения математике, для их нравственного, интеллектуального, духовного развития.

Предполагаемые результаты самообразования могут быть следующими:

  1. Готовность к внедрению ФГОС.
  2. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующих образовательных технологий.

Далее предоставляется подробная информация о том, что именно будет делать педагог и какие результаты он хочет при этом получить. Перспективный план составляется на учебный год. Педагог указывает в нем период деятельности над каждым этапом самообразования, а также форму отчета по проведенной работе.

Заключение

Для того чтобы преподавать в современной школе так, как того требуют новые федеральные стандарты, важно постоянно заниматься своим самообразованием, развитием. Именно для этого в должностные требования, разработанные для учителей школ, был введены пункты об обязательном прохождения курсов повышения квалификации, работе по самообучению.

4 вектора развития, обязательные для самообразования

4 вектора развития, обязательные для самообразования

Порой кажется, что мы не реализовываем себя полностью. Что в нас скрыт огромный потенциал, который еще предстоит раскрыть. Кто-то обращается к духовным практикам, кто-то – к спорту, мы же рассмотрим такой способ личностного роста как самообразование и что оно дает. Существует ли готовый план по самообразованию? Самообучение может быть разным: изучение иностранного языка, освоение музыкального инструмента или овладение новыми навыками. Но во главе всего саморазвития стоит персоналистический прогресс, позволяющий формироваться остальным умениям. Ниже мы покажем осуществимый план работы по самообразованию. После его освоения для вас откроются новые горизонты возможностей.

Что такое самообразование?

Термины образование и самообразование знакомы нам еще со школьной скамьи. Образование отличается наличием учителя, преподавателя или руководителя, направляющего процесс в нужную сторону, следящего за ходом обучения и проводящего проверки. Например: онлайн-школа. Принципы самообразования же основаны на полном самоконтроле обучающегося. На его плечи ложатся все обязанности наставника.

Нужно ли заниматься самообразованием всю жизнь? Не стоит даже объяснять, какое значение имеет самообразование для развития личности:

  • карьерный рост;
  • лучшее качество жизни;
  • построение проактивных взаимоотношений.

Работа по самообразованию ценится в обществе. Счастливые, целеустремленные люди, добивающиеся успеха, всегда привлекают окружающих, потому что понимают роль самообразования в жизни человека.

Вы уже готовы узнать сценарий жизненного пути на ближайшее время? А есть ли у вас способность к самоорганизации и самообразованию? Перед тем, как начать заниматься своим саморазвитием, проверьте, обладаете ли вы всеми перечисленными качествами, ведь именно от их наличия зависит успех всего мероприятия:

  • любознательность;
  • желание расширять кругозор;
  • способность к систематическому обучению и исследовательской работе;
  • дисциплинированность.

Если каждый пункт – это про вас, то скорее продолжайте читать. Вы зашли по адресу.

Образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию. Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать, — Луначарский А. В., советский государственный деятель, публицист и писатель.

План работы по самообразованию

С чего начать самообразование? Ответ очевиден: составить индивидуальный готовый план по самообразованию.

Представленный ниже план по самообразованию рассчитан на год. В течение этого времени вы:

  • разовьете память;
  • научитесь читать быстрее;
  • обретёте жизненные цели;
  • станете креативнее.

План работы по самообразованию прост, но эффективен. Всего лишь за год можно достичь удивительных результатов.

Помните, что работа по самообразованию должна начинаться с горячего желания получить новые знания.

Уже сгораете от нетерпения? Поехали!

Развиваем память

Никакое обучение невозможно без развитой памяти, позволяющей вмещать в мозг гигабайты информации. Существует несколько техник, улучшающих мнемонические способности.

1) Используйте воображение.

Если вам нужно запомнить информацию, прорисовывайте ее подробно у себя в голове, добавляя детали. Пользуйтесь ассоциативными рядами, жизненным опытом.

Пример: как запомнить адрес Морской проспект дом 2, квартира 1? Представьте, что Морской проспект – это море, по которому плывет парусник в форме цифры 2, а на нем стоит одинокий моряк с единицей во всю тельняшку.

2) Физическая активность

Доказано, что на способности к запоминанию влияет физическая активность.

Прогулки или разминка в течение дня помогут вместить в голову больший объем полезной информации. Нужно выучить большой текст? Расхаживайте по комнате, проговаривая слова вслух.

3) Тренировка памяти

человек сиди вспоминает

Возьмите за правило выучивать в день по 5 новых иностранных слов и по одному небольшому стихотворению (больше можно разбить на несколько дней).Такая умственная тренировка отлично разовьет способности к запоминанию.

4) Эксперементы

Поэкспериментируйте. Возьмите текст объемом 1-2 страницы, выучите его, отложите на неделю, а потом попытайтесь вспомнить, о чем говорилось в этом документе. Возьмите другой схожего объема, выучите его, но в этот раз перескажите 2-3 людям только что полученную информацию. Через неделю проверьте, какой процент от выученного остался в памяти. Вы удивитесь, но доля запомненного будет намного больше. Пользуйтесь этим методом, когда требуется освоить в сжатые сроки большой объем информации.

Помимо этого Вы можете развивать способности мозга при помощи
этих удивительных упражнений.

Обучаемся скорочтению

Отличным подспорьем для собственного развития являются, конечно же, книги. И чем выше скорость чтения, тем больше печатных источников можно осилить за то же время. Именно поэтому обязательным пунктом в программе саморазвития является обучение скорочтению. Перечислим основные методы техники ниже.

1) Соблюдать правильные условия для чтения

  • поза: сидя с прямой спиной, прижатой к стулу;
  • освещение: не тусклое, но и не яркое. Лучше использовать несколько не бьющих по глазам светильников для создания идеальной иллюминации.

2) Помогать себе при чтении указательным пальцем правой руки, проводя им вдоль текста.

3) Не возвращаться назад по тексту, даже если кажется, что вы недопоняли смысл написанного.

Интеллектуальная организация человека начинается со способности быстро усваивать печатные материалы, — Эвелин Вуд, социальный педагог, разработавшая методику обучения скорочтения.

4) Охватывать взглядом на странице не одно слово за раз, а три.

5) Не произносить про себя прочитанные предложения.

6) Постоянно практиковаться.

Определяем жизненные цели

Чтобы определить вектор самообразования, нужно выяснить собственные
жизненные цели, на достижение которых и будет направлено самостоятельное обучение. Ведь у любого учения должен быть смысл и практическое применение.

  • Внимательно подумайте, чем вам нравится заниматься в свободное время больше всего. А можно ли из этого увлечения сделать источник зарабатывания денег? Может, вы один из тех счастливчиков, которые способны получать доход, занимаясь любимым хобби?
  • Если такое дело есть, оцените уровень владения этим навыком. Возможно ли начать строить карьеру в этой сфере прямо сейчас или можно получить новые знания и после этого начать профессиональное движение в выбранной области?
  • Обретая умения, стройте конкретные планы на будущее. Как вы будете развиваться в этой сфере? Ставьте миницели, конструируя схемы по их достижению. Так, решив маленькие задачи, вы постепенно осуществите план своей мечты.
  • Обязательно записывайте все ваши стремления. Возьмите чистый лист, напишите сверху глобальную цель. От нее нарисуйте одну или несколько стрелочек – что требуется для достижения этой цели? Под каждым из пунктов распишите готовый план по самообразованию и решению поставленных задач. Теперь у вас перед глазами есть сценарий действий на ближайшее время. Повесьте список на видное место и периодически взглядывайте на него, напоминая себе о поставленных целях.

Развиваем творческие способности

лампочка горит

Креатив всему голова. Развитые творческие способности позволяют по-новому взглянуть на любую проблему и найти нестандартный выход из самой сложной ситуации. Поэтому устойчивый личностный рост не может обойтись без формирования креативности. Как же научиться мыслить творчески? Несколько советов вам в помощь:

  1. Вы должны верить, что задача, стоящая перед вами, решаема. В любом случае и при всяких обстоятельствах. Это подстегнет ваш творческий умственный процесс и не даст опустить руки раньше времени.
  2. Отходите от устоявшихся традиций. Пробуйте решить проблему нестандартно. Экспериментируйте. Для этого важно бесконечно расширять свой кругозор.
  3. Постоянно спрашивайте себя, что вы можете сделать, чтобы добиться лучших и больших результатов (увеличение качества и количества).
  4. Спрашивайте своих коллег и друзей, разговаривайте на самые разные темы, внимательно слушайте ответы. Возможность взглянуть на один вопрос под отличающимися углами – бесценна.
  5. Чтобы подстегнуть креативные способности
    изменяйте свою жизнь, выходите из зоны комфорта. Даже в мелочах: меняйте путь от работы до дома, познакомьтесь с новыми людьми, запишитесь на курсы по незнакомому для вас предмету. Такие испытания послужат отличным толчком для развития творческого потенциала.

Готовый план по самообразованию можно корректировать в процессе. Ведь готовый вариант не учитывает личностные особенности. По истечении года можно будет провести анализ работы по самообразованию за отведенное время. Самоанализ по проделанной работе поможет вам наметить ориентиры развития на следующий период.

Прочитайте книгу Джоша Кауфмана «Сам себе МВА. Смообразование на 100%» если хотите самостоятельно получить бизнесе — знания. Это альтернативный вариант дорогостоящим курсам, позволяющий в короткое время изучить современные бизнес — технологии и внедрить их на практике.

https://fb.ru/article/261775/plan-samoobrazovanie-uchitelya-matematiki-tseli-i-zadachi-primer

4 вектора развития, обязательные для самообразования

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *