Содержание
Субъект личности
Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором |
—> |
Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:
Не забываем поделиться: | Субъект личностиВ психологии выделяются несколько важных понятий, которые характеризуют духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т.д. Понятие «индивид» рассматривает человека как представителя биологического класса homo sapiens. Индивидуальные свойства характеризуют общее, что есть у всех людей, они врожденные, а некоторые из них и передаются по наследству. Особенные черты, которые присущи каждому отдельному человеку и отличают его от других, называют индивидуальностью. Индивидуальные особенности не наследуются, они связаны со спецификой работы нервной системы и поэтому проявляются с самого рождения. Выделяют два уровня в становлении индивидуальности: • первый уровень связан с особенностями строения и динамики работы нервной системы; Понятие «субъект» говорит о том, что активность и энергия исходят только от него, а не извне, т.е. субъект сам выбирает объекты своего внимания, общения, дружбы. Из этого следует, что источник энергии в нем самом, а не во внешнем мире. Понятие «личность» включает все те качества, которые приобрел человек в процессе жизни под влиянием разных обстоятельств. наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой. Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно. Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный! Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме. Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности. Личность как субъектЛичность – одно из центральных понятий в социологии. На изучение личности в социологии заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует ёмким понятием “человек”, которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Философы говорят о человеке “вообще”, о его смысле жизни, о роли во Вселенной и пр. Когда философы говорят “личность”, то чаще всего имеют в виду “человек”. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей – на темперамент, характер, особенности поведения. Под личностью психологи понимают индивидуальность. В социологии личность – целостность социальных свойств человека. Личность является продуктом общественного развития и включения индивида в систему общественных отношений. Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки. При рассмотрении личности как объекта общественных отношений акцент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность. Социализация – процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Благодаря социализации, человек становится дееспособным членом общества. Многие существа рождаются совершено готовыми к самостоятельной жизни, то есть рождаются взрослыми (например, насекомые). Другим существам нужен некоторый период, чтобы адаптироваться в мире. Этот период называют детством. Он бывает разной длины: у птиц – 1 сезон, у тигров, обезьян и слонов – несколько лет. Но ни у кого, кроме человека, нет социализации – периода, когда человек обучается жить в обществе, в мире общественных отношений (а не только в своей экологической нише, как животные). Ни одно социальное свойство не является врожденным. Чувство совести, ответственность, честь и прочие генетически не передаются. Социализация – это не только обучение в школе, институте. Такое обучение – лишь формальное приобретение знаний. Школа не может научить человека быть хорошим мужем, деловым партнером, внимательным родителем, сыном и так далее. Этому приходится обучаться всю жизнь в реальных, а не лабораторных условиях. Каждая социальная роль включает в себя множество правил, культурных норм, стереотипов поведения, которые надо осваивать. Взрослея, человек приобретает новые роли (например, отца, начальника) и должен их осваивать. Поэтому социализация идет всю жизнь. Понятно, что научиться жизни в обществе можно, только живя в обществе. Известно несколько реальных случаев, когда человеческие детеныши были изолированы от общества и их воспитывали звери. “Маугли” вели себя как животные – передвигались на четырех конечностях, испытывали сильный страх перед огнем, не смеялись. Когда их вернули в общество людей, они обрели лишь самые элементарные навыки, но не научились абстрактно мыслить, дружить, улыбаться. Они овладевали речью, состоящей не более чем из 30 слов, и в человеческом обществе жили не более 10 лет. Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность. Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость. Детство и юность – начальная социализация, зрелость и старость – продолженная социализация. Самый важный – первый этап, детство, когда закладывается фундамент социализации и на 70% формируется личность. Поэтому дети, изолированные от общества, погибают (как социальные существа), а взрослые – нет. Процесс социализации проходит не без посторонней помощи. Ему помогают люди и учреждения. Конкретных людей, ответственных за социализацию, называют агентами социализации. Учреждения, влияющие на социализацию и направляющие ее, – институтами социализации. Когда говорят о семье обобщенно, называют ее “институтом” социализации. А когда подразумевают конкретных членов семьи, то употребляют понятие “агенты”. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Существует два варианта интерпретации первичной и вторичной социализации. Первый вариант интерпретации социализации
Существуют агенты первичной социализации – родители, братья, сестры, родственники, друзья семьи, учителя, лидеры в молодежных группах и прочие, то есть те, кто непосредственно влияет на человека. На этапе вторичной социализации на личность в значительной степени начинают влиять институты социализации – администрация города, района, школы, университеты, армия. Второй вариант интерпретации социализации Первичная социализация – это социализация “набело”. Подобная социализация проходит преимущественно в детском возрасте, в том случае, когда в процессе социализации образцы поведения, ценности являются абсолютно новыми, то есть как бы “ложатся” на чистый лист бумаги. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов. Вторичная социализация начинается по времени позднее, чем первичная, и проходит, как правило, во взрослом возрасте. Однако жестко привязывать два вида социализации к возрасту – то есть говорить о том, что первичная социализация проходит в детском возрасте, а вторичная во взрослом неправильно, так как у детей и подростков определенные ценности могут меняться и, наоборот, взрослый человек может получить какой-то новый опыт в уже зрелом возрасте. Социализация и воспитание личности Процесс социализации зависит от социальной организации общества, от ценностей, которым общество привержено. Например, в обществах с типом хозяйства, ориентированном на охоту и рыболовство, воспитание детей направлено на то, чтобы сделать их независимыми и самостоятельными. А земледельческие и животноводческие типы делают акцент на ответственность и послушание. И это оправдано – ведь успех охоты и рыболовства больше зависит от проявления индивидуальной инициативы, от умения действовать по ситуации, от самостоятельности. А в земледелии важны терпение и ответственность. По признаку воспитания ребенка выделяют 4 типа общества: 1. слабая дисциплина и в раннем и в позднем детстве; Например, японцы относятся к четвертому типу общества – маленьким детям они предоставляют максимум свободы и практически не наказывают их. Строгость появляется позже, по мере взросления. Детей постарше японцы воспитывают в духе строгой, требующей послушания конфуцианской морали. Европейские общества до XVIII века практиковали строгую дисциплину в любом возрасте. Считалось, что детское своеволие – основа всех пороков. После XVIII века Европа превращается в третий тип, так как появляются понятия человеческого достоинства, права молодого человека на самостоятельный выбор жизненного пути и пр. Модель воспитания обусловлена социокультурными процессами (в тоталитарном обществе нельзя создать либеральную модель социализации). Конкретные исполнители, как правило, не могут изменить эту модель по собственному произволу. Процесс социализации тесно связан с этапами морального развития личности: 1. В раннем детстве ребенок руководствуется эгоистическими мотивами. Он слушается, чтобы избежать наказания или в обмен на конкретные блага и поощрения. Межличностные отношения и конфликты в межличностных отношениях Межличностные отношения возникают посредством явлений взаимодействия. Социальное взаимодействие – взаимное влияние явлений и процессов, лиц или общностей, осуществляемое посредством социальной деятельности. Существует два основных уровня взаимодействий: 1. Межличностное взаимодействие – это взаимодействие, при котором социальная связь людей определяется их общими интересами, дружбой, привязанностью, то есть отношения строятся на личностном уровне. Межличностный конфликт – конфликт между отдельными личностями. Особой специфики межличностного конфликта в отличии от конфликта социального не существует. Поэтому можно говорить о типичности межличностного конфликта, как конфликта социального. Смотрите подробнее о структурировании и разрешении конфликта в разделе “Социальный конфликт”. Индивид субъект личностиДля понимания природы личности нужно выяснить соотношение этого понятия с другими понятиями, которые используются как в классической, так и в современной психологии. Это прежде всего понятие индивида, человека, личности, индивидуальности, субъекта. Человек рождается на свет с генетически заложенными в ней потенциальными возможностями стать именно человеком. Не следует считать, что младенец — это «чистая доска» (tabula rasa), на которой под влиянием социума «пишутся» признаки человечности. Младенцу присущи анатомические и физиологические свойства тела и мозга, которые принадлежат только человеку. Они обеспечивают в перспективе овладение прямохождением, орудиями труда и языком, развитие интеллекта, самосознания и тому подобное. Но система биологических, генетических, анатомических, физиологических факторов предусматривает становление человека лишь в определенных социальных, культурно-исторических условиях цивилизации. Чтобы подчеркнуть биологически обусловленную принадлежность новорожденного ребенка и взрослого человека именно к человеческому роду и отличить их от животных, используют понятие индивида как противоположное понятию особи животного. Только качества, т. е. присущи человеку задатки, анатомо-физиологические предпосылки, закладывают основы создания личности. Индивид — это человеческая биологическая основа развития личности в определенных социальных условиях. Если представить, вслед за ее Жане, невероятное: что вследствие каких-то драматических событий исчезли созданные человечеством культура, искусство, наука, техника, разнообразный предметный мир, институты человеческой социализации, а маленькие дети остались в этих условиях без взрослых, которые воплощают в своей совместной деятельности общественные отношения, то развитие индивида по антропологическому типу прекратился бы, стал невозможным, а в лучшем случае пошел путем, характерным для животного мира. Понятно, что о развитии личности в этих условиях говорить излишне. Об этом свидетельствуют факты из жизни детей, которые с детства попали к животным (волчьих) стай. Такие дети хоть и родились индивидами, но их развитие было деформировано в среде животных. Поэтому эти дети не стали людьми, их так и не удалось вернуть на путь человеческого развития. Эти факты доказывают решающую роль социального окружения, культур по исторической среды и свойственных человеку средств социализации Индивида, созидание личности. В отношениях с родителями, другими людьми психика ребенка развивается именно как психика человека. На определенном этапе возникает личность с присущими ей социально обусловленными признаками — высшими психическими функциями, сознанием и самосознанием, способностью к активному познанию и преобразованию окружающей среды и себя. Личность — это индивид Ь социально обусловленной системой высших психических качеств, определяется вовлеченностью человека в конкретных общественных, культурных, исторических отношений. Эта система проявляется и формируется в процессе сознательной продуктивной деятельности и общения. Личность опосредует и определяет уровень взаимосвязей индивида с общественным и естественной средой. В философско-психологическом аспекте личность-это объект и субъект исторического процесса и собственной жизни. В ходе своего становления как личности индивид постепенно становится субъектом целенаправленного познания и преобразования объективной действительности и самого себя. Сначала он воспринимает преимущественно как объект — разносторонние влияния со стороны взрослых и созданного человечеством еще до Его рождения общественной, культурной среды. Это влияние специально организованный обществом в форме игровой, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи, дошкольных и школьных учреждений, профессионального и высшего образования и производства. Одновременно создаются внутренние психические новообразования, которые с детского возраста формируют собственную сознательную активность человека, направляя ее на познание и преобразование объективной действительности и себя. Личность выступает как субъект деятельности и общения. Развитие личности происходит в конкретных общественных условиях. Личность всегда конкретно-историческая, она — продукт эпохи, жизни своей страны, своей семьи. Она — очевидец и участник общественного движения, создатель собственной и общей истории, объект и субъект современности. В процессе развития личности человек овладевает средствами человеческой деятельности и общения, языком, у него формируются высшие психические функции, сознание, воля, самосознание, она становится субъектом активного целенаправленного познания и преобразования окружающей социальной и природной среды. У нее появляется способность к самосовершенствованию, самосозиданию собственной личности в процессе самопознания, самовоспитания и самообучения. Она вступает в «субъект-объектные» отношения с другими людьми. Следует адекватно соотносить понятие человека и личности. Человек как социальное и биологическое существо является носителем личности Понятие человека значительно шире понятия личности, ибо включает в себя большой круг социальных и биологических признаков — антропологических, этнографических, культурных и др. Личность характеризуется качественными и количественными проявлениями психических особенностей, которые образуют п индивидуальность. Индивидуальность — это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в способностях человека, в доминирующих потребностях, интересах, склонностях, в чертах характера, в чувстве собственного достоинства, в мировоззрении, системе знаний, умений, навыков, в уровне развития интеллектуальных, творческих процессов, в индивидуальном стиле деятельности и поведения, в типе темперамента, в характеристиках эмоциональной и волевой сфер и тому подобное. Индивидуальность формирует важную характеристику личности человека, которая обеспечивает присущий только ей стиль взаимосвязей с окружающей действительностью. Понятие личности трактуется неоднозначно — в зависимости от того, какой подход реализуется исследователем. Можно выделить как минимум четыре аналитических подхода — социально-психологический, индивидуально-психологический, более деятельный и генетический, реализованы такими психологами, как Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, Л. Г. Ковалев, О. М. Леонтьев, Г. С. Костюк, Ф. Лерш, В. М. Мясишев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. М. Русалов и др. Личность как субъект деятельностиПроблемы личности, ее изучения и управления формированием относятся к числу фундаментальных направлений психологии. Американский психолог Г.В. Олпорт в своей книге «Личность» привел около пятидесяти определений личности. Приведем только некоторые из них: Личность — динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют единственные способы приспособляемости к внешней среде в смысле характерических способов поведения и переживания. Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная гипотетически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и генетического развития человека. Под личностью мы понимаем человека как носителя сознания. (К.К. Платонов). При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются и психические явления — психические свойства и состояния личности). Анализ различных определений личности позволяет выделить инвариантное ядро ее основных характеристик. Личность — это конкретный человек в совокупности принадлежащих ему психических свойств и качеств, характеризующих его как члена определенного общества и как индивидуальность. Личность появляется только с возникновением у человека сознания и самосознания. Личность — это понятие, обозначающее, во-первых, человека как субъекта отношений и сознательной деятельности и, во-вторых, устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. В психологии под личностью понимается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические явления индивида и придающее его поведению соответствующую последовательность, разумность и устойчивость. Представляют интерес типологические теории личности. Еще в начале XX века У. Джемс отмечал, что понятие «личность» можно подразделить на составные элементы, которые, в свою очередь, подразделяются на три класса: физическая личность, социальная личность и духовная личность. Э. Шпрангер в 1922 году предложил следующую типологию личностей: 1) теоретический человек (у него основная установка — страсть к проблемам, неясным вопросам, их познанию и объяснению); Выдающийся отечественный психофизиолог И.П. Павлов (в зависимости от связи между второй и первой сигнальными системами) выделил три типа личностей: а) тип художественный (преобладание первой сигнальной системы и творческой эмоциональности); В психологии Е. Кречмер и В. Шелдон высказывали идею об отличиях в психической сфере индивидов в зависимости от их телосложения. Их взгляды образовали так называемую конституциональную теорию поведения личности. В. Шелдон на основе 4000 фотографий (спереди, профиль и сзади) студентов Гарвардского университета и анализа их поведения обосновывал три морфологические системы: 1) эктоморфный тип — высокие и худые люди, которые по его мнению являются робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности индивидами; Гипотезы В. Шелдона тщательно проверялись другими исследователями, которые пришли к следующим выводам: а) люди, знающие о стереотипах поведения полных или худощавых, ведут себя в соответствии с ожиданиями окружающих; К. Юнг в 1923 году высказал предположение о существовании двух главных типов личности: экстравертированной личности, склонной к общению, открытой для окружающих и предрасположенной порой к авантюрам и интровертированной личности, характеризующейся застенчивостью, скромностью, замкнутостью, стремлением избегать социальных контактов и риска. Его гипотеза была обоснована, а Г.Ю. Айзенк разработал специальный тест по измерению интроверсии и экстраверсии в поведении индивида. Дж. Роттер обосновал идею о существовании экстернального и интернального локуса контроля у различных людей. Индивиды с экстернальным локусом (местом, способом) контроля, в основном, в своем поведении рассчитывают на удачу, на случай, помощь других лиц и т.д. Люди с интервальным локусом контроля рассчитывают только на свои силы, а промахи, ошибки и неудачи объясняют собственными недостатками в деятельности и поведении. Многочисленные свойства могут быть обобщены и сведены в целостную структуру личности. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиеся походы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах: — что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы и т.д.); В психологии хорошо известна динамическая функциональная структура личности, предложенная профессором К.К. Платоновым. Структура личности состоит из четырех подструктур: 1) направленность, включающая в себя убеждения, мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания; Характер и способности, по мнению К.К. Платонова, не входят в содержание четырех обозначенных подструктур, но зависят от их элементов и ощущают на себе их воздействие. Личность как субъект отношенийКак уже отмечалось выше, понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Когда говорят о личности, прежде всего, подразумевают ее социальную индивидуальность, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью, а тем более личностью, таким образом подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях. В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует. Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе — других. Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая». Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя (сравните например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи). Социальные роли, все разнообразие социального поведения личности определяются социальным статусом и господствующими в обществе или в данной группе ценностями и нормами. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется: действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек. Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество». В процессе развития индивида как личности он все более полно включается в систему общественных отношений. Связи личности с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его, делает своим достоянием. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельности человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведении и деятельности, отдельных действий — происходит социализация личности, формируется и развивается ее субъектность. Эта сторона развития личности определяется как ее социализация. Социализация начинается с первых минут существования индивида и протекает на протяжении всей его жизни. Каждый человек проходит свой путь социализации. Назвать человека личностью можно тогда, когда он достигает такого уровня психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, давать отчет результатам и последствиям своих поступков и действий. Иначе говоря, личностью человек становится тогда, когда он оказывается способным выступать как субъект деятельности, когда он обладает той или иной степенью самосознания. Социализация осуществляется посредством общения, воспитания, образования, средств массовой информации, системы социального контроля и т.д. Она происходит в семье, детском саду, школе, специальных и высших учебных заведениях, трудовом коллективе, неформальных социальных группах и пр. В процессе социализации усваиваются, входя в структуру личности, обыденные, житейские взгляды и представления, производственные, трудовые навыки, правовые и нравственные нормы поведения, политические установки и цели, социальные идеалы, научные знания, религиозные ценности и т.д. Приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т.е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации — основополагающий феномен общественного развития человека. Один из его признаков (и показателей) состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный (и уникальный) образ жизни и собственный внутренний мир. В исследовании процессов социализации-индивидуализации важно раскрыть, как общественные отношения отражаются в психике индивида, и как благодаря этому отражению он организует свою жизнедеятельность в обществе. Изучение развития личности предполагает анализ не только то, как она присваивает социальный опыт и приобщается к жизни общества, но и ее оригинальный вклад, обогащающий эту жизнь. Этим мы подчеркиваем значение личностной активности, а также то, что социализация неразрывно связана с индивидуализацией. Так личность не только научается произвольно регулировать своё поведение, но и что еще более важно — в процессе развития на определенной его стадии она начинает сама сознательно организовывать свою собственную жизнь, а значит, и определять в той пли иной мере свое собственное развитие. Таким образом, человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Стать личностью, минуя процесс социализации, человек не может. Социализация начинается в детстве и продолжается всю жизнь. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость. Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации. Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. — первичной социализации: родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т.д. Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности; Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь. Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных. Агенты и институты социализации выполняют две основные функции: 1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения; Итак, личность есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта. В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в многообразные общественные (социальные) отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения , т.е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные, которые отличаются друг от друга, во-первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими-либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Например, во многих школах существует перечень требований к поведению учеников в стенах школы. В них, в частности, фиксируется характер отношений между учащимися и учителями, а также между учащимися разных возрастов. В отличие от них, на базе личного отношения человека к человеку, в группе складываются неофициальные отношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений. Во-вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности. Такой выбор осуществляется партнерами по общению в зависимости от присущей каждому из них потребности в общении и взаимодействии с вполне определенным по своим личностным качествам человеком. Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены, прежде всего, симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняют друг друга. Помимо этого, выделяют отношения по вертикали (межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Например, отношения между начальником и подчиненным — это отношения по вертикали, а взаимоотношения между коллегами — это отношения по горизонтали. Нередко различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком. Субъекты социализации личностиСодержание процесса социализации определяется тем, что любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены успешно овладевали ролями мужчины или женщины (т.е. в успешной полоролевой социализации), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация) и т.д. Все это характеризует человека как объект социализации. Однако человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект, человек в процессе социализации усваивает социальные нормы и культурные ценности в неразрывном единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе. Социализация становится для человека успешной, если в процессе ее получает развитие его личность. Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации. Первый подход предполагает или утверждает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс адаптации его к обществу, которое формирует каждого члена в соответствии с присущей ему культурой. Под адаптацией понимается способность человека активно взаимодействовать с социальной средой и использовать ее потенциал для своего развития. Так, например, французский социолог Эмиль Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание на социализацию, подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. Содержание же «идеала» очень меняется в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального и политического строя общества. Т.Парсонс определял социализацию как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли». «Социализация — это процесс освоения ролей и ожидаемого поведения в отношениях с семьей и обществом и развития удовлетворительных связей с другими людьми». Второй подход предполагает активное участие человека в процессе социализации. Человек не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект — субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули, У.И.Томаса и Ф.Знанецкого, Джорджа Герберта Мида. Чарльз Кули, автор теории «зеркального Я» и теории малых групп, считал, что индивидуальное «Я» приобретает социальное качество в коммуникациях, в межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников, соседской группы), т.е. в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. Основываясь на субъект — субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Таким образом, социализация как двусторонний процесс означает, что, с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой — в процессе социализации он активно воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Человек не пассивен в решении объективных задач, а является в той или иной степени творцом своей жизни и может рассматриваться как субъект собственного развития, как субъект социализации. Социализированность — результат социализации. Это сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Личность как субъект развитияТакое понятие как «личность» лежит в основе всех концепций, которые в полной мере отображают интерес к человеку как к личности и индивидуальности. Известно, что ребенок не рождается личностью, он становится ею в обществе, приобретая все необходимые навыки и знания для того, чтобы впоследствии стать индивидуальностью. Все люди похожи между собой, но психологи изучают не схожесть людей, а их различия, поскольку не бывает двух совершенно одинаковых личностей. Личность – это общественное явление, а субъектом можно назвать того человека, который изменяется внутренне путем событий, происходящих в обществе. Личность как субъект развития и деятельности можно рассматривать тогда, когда человек может творить свою историю, изменяя ее и действуя в своей жизни таким образом, чтобы впоследствии найти свой идеальный жизненный путь. Самое важное из всех качеств человека – это быть субъектом. Личность как субъект развития должна стремиться воплощать свои навыки в практической деятельности, что поможет достичь тех результатов, к которым она стремится. Личность как субъект развития и деятельности подразумевает под собой активную деятельность разного рода, например, творческую, интеллектуальную, а также способность и стремление к созиданию, общению, способность и стремление к анализу своих поступков и поступков других людей, стремление меняться и быть лучше, познание всего нового. Всего существует четыре критерия становления субъекта. Первый – от 1 до 2 лет, когда ребенок способен простейшими словами выделить важнейшие для него вещи и объекты. Второй – от 6 до 9 лет, когда ребенок может обобщать все необходимые понятия и действия. Третий критерий личности как субъекта развития – это способность нести нравственную ответственность за свои поступки и способность осознавать всю ответственность перед собой и обществом, поскольку субъектом можно назвать только того человека, который является свободным и сильным внутренне. Человека, который сможет найти силы и способы решать поступающие проблемы с точки зрения нравственности и морали. Четвертый критерий – умение смотреть на себя со стороны, адекватно оценивать и принимать критику в пользу себе, поскольку стремится к самопознанию, самосовершенствованию и к самоанализу, что делает личность истинным субъектом. Субъект воспитания личностиЛичность — это качественно новое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Понятие личность применимо только к человеку, который достиг определенного возраста и результатов своей деятельности. В ходе своей деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, т.н. общественные отношения, и эти отношения становятся «образующими» его личность. Со стороны самого человека формирование и жизнь его как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Субъектом воспитательного процесса традиционно считается руководитель (педагог), а объектом – учащейся и группа. В условиях централизованной иерархической структуры такого рода субъект-объектные отношения приемлемы. Однако в современных условиях при решении сложных воспитательных задач все чаще наблюдаются субъект-субъектные отношения, предполагающие взаимную активность и взаимодействие всех участников в качестве полноправных участников. Таким образом, субъектами воспитания выступают все члены групп и отдельные учащиеся. При этом принципиальным является то, что границы, рамки функционирования каждого субъекта определены законами, установленными нормами, правами, полномочиями и ответственностью. Такой характер взаимоотношений стимулирует обоюдную активность: как руководителя, так и, что особенно важно, подчиненного. Это обусловлено тем, что любой человек эффективно развивается и формируется тогда, когда ему предоставляется возможность раскрыться, проявить свой творческий потенциал и активность. Воспитание становится плодотворным, если оно обращено к субъектным, творческим силам личности. В этом случае объект воспитания не только правильно понимает воспитующее воздействие, но и принимает его и активно исполняет все содержащиеся в нем требования. При таком подходе внешнее воспитующее воздействие эффективно влияет на учащегося, причем только проходя через внутреннюю сферу, только опосредуясь ее активностью и реализуясь в ней. Важно понимать, что множество взаимоотношений и взаимодействий, в которые вступает человек, не усваиваются им пассивно и механически. Одни из них стимулируют деятельность и формируют мотивы поведения; другие оказываются нейтральными; третьи — вызывают сопротивление. В воспитании спонтанно проявляются природные сущностные силы человека. Все это характеризует человека как целостный феномен, который одновременно является как субъектом, так и объектом воспитания. Человек как субъект воспитательного процесса представляет собой активный саморазвивающийся феномен, который на основе интеллектуальных, эмоциональных, физических и волевых сущностных сил стремится к удовлетворению своих потребностей в деятельности и общении, аккумулируя и перерабатывая воспитательные воздействия, принимая их или сопротивляясь им. Другим полноправным субъектом воспитательного процесса является руководитель (педагог). Он становится им уже потому, что живет, действует и делает выбор нравственного поведения для удовлетворения своих потребностей и интересов в присутствии подчинённых. Кроме того, начальник (педагог) становится субъектом воспитательного процесса тогда, когда осознает смысл и цель труда, ответственность за свое влияние на подчиненных (учеников). Тем самым руководитель реализует свою потенциальную возможность и обязанность быть активным воспитателем. Именно он руководит и несет ответственность за организацию эффективного воспитательного процесса в учреждении, его подразделениях. Третьим участником воспитательного процесса является коллектив, где каждый участник находит благоприятные условия для своего развития, удовлетворения собственных потребностей и интересов, применения своих способностей для самосовершенствования, самоутверждения и самопроявления. Как субъект воспитания коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, во многом обусловливает его деятельность, формируя мировоззрение, методологию, продуктивную практику труда и жизненную стратегию. В то же время коллектив является и объектом воспитания для руководителя. Итак, в воспитательном процессе диалектически взаимодействуют его субъекты: руководитель, подчиненные, коллектив и др., которые одновременно являются и его объектами. Личностью принято обозначать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, который детерминирован конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А.Н.Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. В научном, зауженном (по сравнению с житейским) понятием «личность» вычленены такие важные аспекты бытия человека, как характер его общественной жизни, благодаря которому человек обретает новые (личностные) качества. От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его личности. «Личность тем значительнее, — пишет С.Л.Рубинштейн, — чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее». Воспитание, с философской точки зрения, есть тот аспект взаимодействия людей, спецификой которого является постановка особых – воспитательных – задач, итогом – изменение психологических характеристик личности. Задача воспитания – организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, т.е. параметров актуальных отношений между людьми. Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач. Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры, ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как «мир человека», как взаимодействие людей, как процесс их деятельности. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям. Решая гуманитарные задачи, воспитание подводит личность к осознанию своей уникальностью – специфичности существа, обладающего свободной волей; существа, которое может выступить причиняющей силой. Поведение этой личности сопровождается самоанализом, самооценкой, рефлексией. Всякое отношение к человеку обретает другую ипостась – это отношение к самому себе. Воспитание – это формирование личности как творца своей жизни и судьбы. Оно готовит человека к субъектной деятельности, вырабатывает ее психологические предпосылки. Гуманитарные задачи есть, в конечном счете, задачи нравственные. Воспитание от начала до конца, во всех проявлениях служит формированию нравственности. Решение этой задачи – глубинный смысл воспитания, ибо, не воспитав нравственность, невозможно обеспечить личностные основы человеческой жизнедеятельности. Понятие личности и субъекта«Личность» и «субъект» — два давних соседа не только в психологической, но и философской литературе. Казалось бы, за многие столетия работы с данными понятиями философы и ученые должны были бы установить, что за реальность скрывается за ними, и насколько различны или схожи между собой те области реальности, которые мы ограничиваем при их употреблении. Однако на деле мы видим, что психологи так и не смогли договориться между собой о содержании названных понятий и об их соотношении. Причину такого положения вещей мы усматриваем в отсутствии четкой определенности в содержании каждого их данных понятий, т.е. в их многозначности. В силу специфичности психологического знания практически каждый крупный исследователь выдвигал свое, особое понимание как о личности, так и о субъекте, об общности или различности данных ипостасей человека. Нами было обнаружено несколько вариантов соотношения понятий «личность» и «субъект» в психологической литературе: 1. Понятие «субъекта» шире понятия «личность». Подобный взгляд разделял А. В. Брушлинский, писавший, что «каждая личность есть субъект (хотя последний, как мы видели, не сводится к личности)». Согласно данной позиции, с помощью понятия «субъект» выражается активная, деятельная сущность человека. При этом субъект — это не свойство, не характеристика человека, а сам человек. Понятием же личности обозначается некоторое свойство человека-субъекта, а именно его социальность, его способность быть субъектом социальных отношений, быть субъектом в социальном контексте. Таким образом, можно сделать вывод, что психология фактически находится в ситуации, когда нецелесообразно говорить о соотношении понятия «личность вообще» и «субъект вообще», когда проводить сравнительный анализ понятий «личность» и «субъект» можно только в рамках определенной авторской концепции или, реже, в рамках одной психологической школы. Однако данное положение вещей не всегда осознается молодыми исследователями. В результате мы встречаем в работах или попытки скрестить ежа с ужом (т. е. соединить точки зрения многочисленных авторов и вывести некоторое среднее арифметическое решение данной проблемы), или доказать «кто прав, кто виноват», или предложить еще одно авторское понимание данной проблемы. При всей целесообразности данных подходов в рамках отдельных исследований необходимо отметить, что все они не вносят ясности в решение обозначенной проблемы, а, напротив, продолжают дробить психологическое знание в данной области, еще больше запутывая вопрос. Поэтому, как ни банально это прозвучит, мы убеждены, что психологическому сообществу необходимо подключаться к глобальным геополитическим процессам интеграции и, как бы это ни казалось невозможно и даже смешно с позиции сегодняшнего дня, пытаться и пытаться договариваться по ключевым проблемным точкам психологической теории. Пора искать не различия теорий, а точки их соприкосновения, не питать старые обиды, а посмотреть друг на друга как на партнеров, которые могут обогатить друг друга. И тогда, возможно, мы обретем, наконец, твердую теоретическую почву под ногами. Личность как субъект социальных отношенийОдним из центральных направлений социологии является исследование личности. Это обуславливается рядом факторов: 1) личность является одним из главных субъектов общественных отношений; Однако прежде чем приступать к рассмотрению личности, необходимо проанализировать такие близкие к этому понятию термины, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Человек – это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры. Индивид – отдельно взятый человек как представитель рода. Индивидуальность – специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания. В процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к рассмотрению и анализу личности. Среди них можно выделить шесть основных подходов: 1. Диалектико-материалистический подход, согласно которому человек изначально есть существо социальное, а его становление как личности происходит под действием четырех факторов: биологии индивида, его социального окружения, воспитания и навыков самовоспитания. Анализируя все указанные подходы, можно дать системное определение личности, которое должно строится на следующих принципах: 1) личность выступает одновременно субъектом и объектом как социальных, так и биологических отношений; Учитывая все эти принципы, личность можно определить как интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое. Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры. Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное. Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.). Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности. Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня: 1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания; Особое внимание при исследовании личности как субъекта общественных отношений социологи уделяют внутренним детерминантам ее социального поведения. К таким детерминантам относятся прежде всего потребности и интересы. Потребности – это те формы взаимодействия с миром (материальные и духовные), необходимость которых обусловлена особенностями воспроизводства и развития его биологической, психологической, социальной определенности и которые осознаются, ощущаются человеком в какой-либо форме. Интересы – это осознанные потребности личности. Потребности и интересы личности лежат в основе ее ценностного отношения к окружающему миру, в основе системы ее ценностей и ценностных ориентаций. Важной составляющим социологического учения о личности является ее типология. Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе. Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях. Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята Э. Шпрангером в 1914 г. Исследователь разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности: 1) теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний; При этом Э. Шпрангер указывает, что все эти типы не встречаются в чистом виде, а кроме того, существует множество вариаций проявления одного и того же типа. Другой распространенной в социологии классификацией является разделение личностей на базисные и идеальные. Базисная личность – это личность, наиболее характерная для определенных социальных условий. Идеальный тип – это личность, наиболее отвечающая определенным социальным условиям. Таким образом, нетрудно заметить, что в данном случае основой классификации выступает отношение между личностью и существующими социальными условиями. Различие между этими личностными структурами существенно. Идеал в принципе никогда не получит своей завершающей реализации, но в каждый данный момент он получает свое воплощение в базисном типе личности. Однако нетрудно увидеть, что оба этих типа также можно разделить на множество подтипов, в основе чего могут лежать другие критерии. Еще одной классификацией является типологическая система Э. Фрома. В основе его классификации лежит ориентация личности в отношениях с обществом. Так, в основе непродуктивной личности лежит непродуктивная ориентация, т. е. неспособность к самовыражению. В основе продуктивной личности лежит продуктивная ориентация – способность к изменению своего окружения, к самовыражению. Однако при этом сам исследователь отмечает, что личностей с одним типом ориентации не существует. Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует. Американский социолог Д. Рисмэн предложил деление всех типов личности, исходя из их ориентации, на внутреннюю, внешнюю и «по-иному ориентированную». Внутренне ориентированная личность обладает способностью сохранять баланс между потребностями для достижения своих жизненных интересов и окружающей средой. Внешне ориентированная личность лишена такой возможности. Личность же «по-иному ориентированная» способна реагировать на изменения в окружающем обществе. Среди разработок отечественных ученых в этой области можно отметить выделение нового типа личности, который сложился в 30-е гг. XX в. под влиянием социалистической формы организации общественной жизни. Данный тип получил название командно-административный тип личности. Для такого типа личности характерны такие качества, как конформизм, отсутствие автономии, боязнь конфликтов, недостаточная ориентированность на результаты труда, безынициативность, нежелание идти на риск, недоверие к новому, враждебность к переменам, нетерпимость к различным отклонениям. В современных условиях под влиянием рыночных реформ и демократических ценностей в России формируется новый демократический тип личности.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Бесплатная консультация Психология & Мотивация & СаморазвитиеЛичностное развитие — это шанс добиться большого успеха в жизниЧто такое развитие личности?Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:
Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух». К слову, уровни развития личности отчасти повторяют ее потребности, отображенные в Пирамиде Маслоу. Начальным этапом становится удовлетворение необходимых для жизни функций, постепенно поднимаясь к уровню духовности и самосознания. Пройти тест на тип личности Уровни развития личности.Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:
Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе. Пройти тест на эмпатию Стадии развития личности.Большинство проходит одни и те же закономерные этапы становления. Они обусловлены физиологическими и психическими особенностями. Каждый возраст отличается своими задачами и жизненными уроками. Полное описание этих процессов включает теория личностного развития, сформулированная американским психологом Эриком Эриксоном, и включающая описание нормальных и нежелательных вариантов событий. Согласно этому учению, можно выделить следующие основополагающие постулаты:
Психология развития личности тесно связана с протеканием физиологических процессов в организме, которые отличаются в каждом конкретном возрасте. В психотерапевтической практике принято выделять такие стадии развития личности:
Каждый этап развития личности привносит что-то новое в ее самоидентификацию, даже если физическое или психическое совершенствование остановлено, в силу физиологических особенностей конкретного возраста. В этом заключается феномен развития личности, не зависящий от состояния организма в целом. Сила или ум могут быть улучшены до определенных показателей, пока не наступит старение. Личностное развитие не останавливается и в глубокой старости. Чтобы этот процесс не прекращался, должны быть факторы, стимулирующие совершенствование. Движущие силы развития личности.Любое улучшение подразумевает выход из зоны комфорта. Соответственно условия развития личности, также «выталкивают» человека из привычного окружения, заставляя его мыслить по-другому. К основным механизмам личностного роста относятся:
Именно эти механизмы развития личности заставляют пересматривать свое отношение к жизни, выходить из зоны комфорта, совершенствоваться в духовном плане. После вопроса самооценки и удовлетворения своего «эго», человек задумывается по поводу помощи другим людям, своего следа в истории. Далее, отдельные личности переходят на этап духовного просветления, пытаясь осознать вселенскую истину, ощутить гармонию мироздания. Основным механизмом «вертикальных» переходов является «горизонтальное» накопление опыта и знаний, которые позволяют подняться на качественно высокий уровень личностного развития. Поскольку человек – явление биосоциальное, то его формирование подчинено целому ряду факторов, включающих животный и духовный компонент. Развитие личности начинается, когда более низкие уровни существования удовлетворены. Не стоит думать, что остальные аспекты жизни менее важны, ведь эмоции, сила и интеллект также формируют личность человека, помогают ему полноценно развиваться в духовном плане. Пройти тест на самооценку Дополнительная информация: Опубликовано 14.07.2020 — 19:29 — Скачать:
Предварительный просмотр:Министерство образования Ставропольского края государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «ДЕТСКИЙ ДОМ (смешанный) № 32» г.Пятигорск Воспитатель: Бочкарева А.В. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают : 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Личностное развитие – это сложный процесс постоянного развития и самосовершенствования человека. Если человек хочет добиться успеха в жизни, то он уделяет особое внимание своему личностному развитию. Но чаще всего люди просто не понимают, что единственной преградой для них на пути к успеху и счастью является то, что они сами личностно не развиваются. Хотя личностное развитие, несомненно, является очень весомым и важным процессом в жизни каждого человека. Ведь в нашем стремительно развивающемся мире успеха достигают только те люди, которые могут идти в ногу со временем и постоянно занимаются личностным развитием при помощи различных методик. Личностное развитие – это процесс, который у каждого человека происходит по-разному. Человек желающий совершенствоваться понимает, что уникальность личности и ее неповторимость это, прежде всего, проявление ума и характера, которые являются главными конкурентными преимуществами. Осознание своих сильных сторон является первым шагом на пути личностного развития и самореализации. Конечно же, любые перемены требуют определенных усилий, но вместе с теми они дают хороший заряд положительной энергии, которая помогает человеку покорять все больше и больше вершин самосовершенствования. Проще говоря, личностное развитие понимают как процесс приобретения нового опыта и формирования определенного стиля поведения и отношения к окружающим. Личностное развитие помогает человеку избавиться от груза неразрешенных внутриличностных конфликтов и, проанализировав свои привычки перевести их из бессознательных поступков в осознанные действия. Количество времени, которое требуется человеку для личностного развития, может быть различным, ведь некоторые люди занимаются самосовершенствованием на протяжении всей жизни. Постоянное личностное развитие помогает человеку вести гармоничный и вполне успешный образ жизни. Отсюда исходят все нерациональности, нелогичные, глупые поступки, фиксированные идеи и состояния — то, что человек не может с легкостью изменить по своей воле, а возможно даже не осознает, что это требует изменения. Он живет с какой-нибудь фиксированной идеей — «все женщины стервы» или «все мужчины сволочи», и считает свою правоту самой-самой правильной, не замечая, что этим самым отравляет свою жизнь и лишает себя многих удовольствий. Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной приживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях. При этом мы до сих пор не можем логически объяснить этот термин. Мы не можем увидеть того, как человек понимает, то Вася Петров хороший, а Федя Крупин плохой. Помимо мысли сознание подразумевает чувства, которые зависят от того, как мы воспринимаем окружающий нас мир. Влияние насилия на личностное развитие ребёнка Целью данной работы является изучение основных видов и форм насилия, определение причин агрессивного поведения ребёнка и агрессии со стороны взрослых по отношению к ребёнку. А также, описать работу по… Проблемы профессионально-личностного развития педагога Проблема профессионально-личностного развития педагога… ВЛИЯНИЕ СМИ НА СОЦИАЛЬНО — ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Социальная реальность такова, что в процессе жизнедеятельности приходится постоянно сталкиваться со средствами массовой информации. Поиск учебной и профессиональной информации, проведение досуга … «Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника». laquo;Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника»…. Профессионально-личностное развитие педагога дополнительного образования Рекомендации по профессионально-личностному развитию педагога дополнительного образования в контексте современных требований; основные механизмы развития личности педагога дополнительного образования…
Есть те, кто считает, что личностное развитие связано только с самореализацией, но правда в том, что оно включает в себя множество других факторов, которые формируют твой характер и готовят тебя к жизни. Определённо, речь идёт не о том, чтобы доказать себе или другим людям, на что ты способен. Ты должен работать над пробуждением своего сознания и укреплять свой ум и мысли, чтобы добиться успеха своими силами. И, может быть, это звучит немного утопично для тебя, но ты будешь удивлён, узнав, что самые яркие умы или самые опытные люди должны были испытать глубокое личностное развитие, чтобы достичь вершины успеха. Поэтому это должно дать тебе представление о том, насколько важно, чтобы ты работал над собой, чтобы улучшить своё сознание и личность, чтобы потом наслаждаться качеством жизни, которую ты действительно заслуживаешь. Что такое личностное развитие?Скорее всего, ты не знаешь о действиях, которые ты ежедневно выполняешь, и которые помогают тебе развивать свою личность, но это не означает, что ты не развиваешься как личность. Прежде чем понять важность личностного развития, ты должен знать, что это такое. Это означает, что твоё формальное определение очень необходимо, чтобы помочь с уверенностью понять, почему ты должен неустанно работать для развития своей личности. Хотя самое главное, что ты полностью осознаёшь, что только через этот человеческий процесс ты сможешь достичь всего, что предлагаешь на семейном, профессиональном или социальном уровне. Поэтому в этой статье представлены некоторые подходы, которые сочетают в себе захватывающие элементы, которые, несомненно, будут тебя трогать, и это будет мотивировать тебя как можно скорее измениться в лучшую сторону. Психология развития личностиПсихологический подход к этой теме заключается в том, что это процесс личностного роста, который позволяет тебе совершенствовать свои навыки и углубляться в знания, чтобы повысить свою самооценку и личные навыки. Это потому, что, когда ты знаешь себя, ты можешь использовать свои способности, потенциал, или работать над преодолением своих страхов. Чтобы этого достичь, ты должен выполнить ряд основных шагов, которые рассмотрены ниже. 1. Улучши свою самооценку
Вот почему так важно, чтобы ты стремились понять навыки и добродетелей, которые помогли тебе достичь самых ценных достижений в твоей эмоциональной, трудовой или личной жизни. Но ты должен иметь в виду, что эта ценность не остаётся неизменной, она может очень быстро трансформироваться, главным образом из-за сложных переживаний или из-за воздействия окружающей среды на твоё собственное существование. 2. Управляй своими эмоциями.
Хотя ты не веришь в это, эмоции и чувства сильно влияют на то, как ты себя ведёшь, и принимаемые решения – будь то положительные или отрицательные – и это напрямую влияет на качество твоей жизни. В этом смысле необходимо, чтобы ты заботился об избавлении от всего, что причиняет боль, а также культивировать и защищать те чувства, которые приносят тебе благополучие и позволяют приспосабливаться к реальности. Наиболее целесообразным вариантом является то, что ты должен развивать высокий уровень эмоционального интеллекта, чтобы смог распознавать свои эмоции, выражать и контролировать их здоровым и мудрым способом, изучая бесценные психологические навыки. Характеристики личностного развитияВот основные особенности или преимущества от инвестирования в своё личностное развитие:
Важность личностного развитияЕсли ты поймёшь, что только у тебя есть способность развиваться или расти как личность, ты поймёшь один из самых важных жизненных уроков для достижения успеха. И ты также продемонстрируешь, что хорошо понимаешь, насколько важно иметь соответствующее качество жизни благодаря действиям, которые ты выполняешь изо дня в день, и усилиям, которые ты прилагаешь для достижения такой жизни. Вот несколько причин, почему личностное развитие имеет большое значение для людей.
У тебя будет полное осознание того, кто ты и чего хочешь достичь. Ты также откроешь глаза окружающим людям и придашь смысл для своей жизни в качестве супруга, родителя, ребёнка, друга, родственника, и таким образом ты будешь готов укрепить свои отношения, воспользоваться временем и создать незабываемые воспоминания. Ты будешь знать, кто ты. Твой личностный рост будет зависеть от того, насколько ты знаешь себя и свои цели для жизни. Это включает в себя знание и оценку твоих сильных сторон, защиту ценностей и убеждений и определение того, какие действия и решения ты должен предпринять, чтобы сделать своё существование значимым и последовательным. Ты откроешь или укрепишь свои таланты. Очень вероятно, что в твоём стремлении к личностному росту ты откроешь для себя новые таланты и даже новые страсти, которые могут переопределить всю твою жизнь или дать тебе положительный поворот на 180 градусов. Советы для улучшения личностного развития
Когда ты инвестируешь в своё личностное развитие, ты можешь иметь полную и счастливую жизнь во всех её областях. ТолкованиеПереводРазвитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностноопосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. А. В. Петровский * * * – это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки ее развития, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, общество выступает условием осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой Р. л. является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 . Другие книги по запросу «Развитие личности» >>before—> Здравствуйте, дорогие читатели! А вы знаете, в чем заключается личностное развитие? Это понятие подразумевает развитие человека как личности, его изменения в положительную сторону, изучение новых навыков. Личностный рост, это когда человек прилагает усилия для собственного совершенствования. Что может останавливать личностный рост, и как заставить себя развиваться? p, blockquote 1,0,0,0,0—> Зачем нужно личностное развитиеМногие задаются вопросом и просто не понимают, зачем вообще развивать себя как личность? Все очень просто, чем вы образованнее, начитаннее и умнее, тем легче вам изучать особенности окружающего мира. p, blockquote 2,0,0,0,0—> p, blockquote 3,0,0,0,0—> Главные причины отсутствия личностного развитияУ некоторых людей, даже при сильном желании, просто не получается начать развиваться. Чаще всего причиной этому становится один из следующих факторов: p, blockquote 4,0,1,0,0—>
Способы развития своей личностиИ, конечно, самым главным вопросом остается, а как же стать на путь личностного развития? p, blockquote 6,0,0,0,0—> Все просто, для начала попробуйте поставить перед собой основную цель. Определите, чего вы хотите добиться в жизни. p, blockquote 8,1,0,0,0—> Подумайте, что именно нужно для достижения вашей цели? Например, вы хотите начать свой бизнес, но ничего в этой не понимаете. Конечно, тогда не стоит начинать с разработки концепции своего бизнеса. Начните с изучения основ, прочтите пару книг, пообщайтесь со знающими людьми. Основной принцип — разделить одну большую задачу на много маленьких. Каждый маленький успех будет отличной мотивацией к дальнейшему действию. p, blockquote 9,0,0,0,0—> Постарайтесь приучить себя к полезным привычкам. Хотите хорошо разбираться в психологии? По 30 минут в день читайте книгу с такой направленностью. То же самое можно сказать про спорт, не можете заставить себя ходить в спортзал? Начните с малого, каждое утро тратьте 20 минут на легкую зарядку. p, blockquote 11,0,0,0,0—> Общение с умными и интересными людьми — еще один важный шаг в становлении успешным. Такое общение поможет расширить кругозор, даст возможность обмениваться опытом, полезной информацией, и постоянно узнавать что-то новое. Кроме того, время проведенное в хорошей компании всегда оставляет приятный след. p, blockquote 13,0,0,0,0—> И самое главное — станьте счастливым! Без этого личностное развитие просто невозможно! Отдыхайте, путешествуйте, получайте удовольствие от жизни. Так вы будете чувствовать в себе силы и энергию, чтобы добиваться своих целей. p, blockquote 15,0,0,0,0—> p, blockquote 16,0,0,0,1—> И в заключение хотелось бы подвести итог. Чтобы начать совершенствоваться и стать на путь личностного развития нужно только захотеть. Желание и усердная работа над собой могут помочь любому стать успешным и добиться своих целей. На этом все, всем спасибо. Подписываемся на обновления и всем пока. https://center-yf.ru/data/stat/subekt-lichnosti.php
|