Стремление к самосовершенствованию как компонент психологической культуры младшего школьника – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Аватар

Психология

Стремление к самосовершенствованию как компонент психологической культуры младшего школьника Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

CC BY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холодкова Ольга Геннадьевна

Статья посвящена одной из актуальных проблем развития личности исследованию генезиса и предпосылок стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младшего школьника. Рассматриваются вопросы, связанные с мотивами, целями и условиями возникновения стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возраст

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Холодкова Ольга Геннадьевна

The striving for the self-perfection as a component of the psychological culture of the junior pupil

The article is dedicated to one of the urgent problems of the personal development the research of the genesis and prerequisites for the striving for the self-pcrfection as a component of the psychological culture of the junior pupil. The article considers the questions about the motives, purposes and conditions for the appearance of the striving for the self-perfection at the junior school age.

Текст научной работы на тему «Стремление к самосовершенствованию как компонент психологической культуры младшего школьника»

СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

О.Г. Холодкова (Барнаул)

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем развития личности — исследованию генезиса и предпосылок стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младшего школьника. Рассматриваются вопросы, связанные с мотивами, целями и условиями возникновения стремления к самосовершенствованию в младшем школьном возраст Ключевые слова: активность личности, психологическая культура личности, самосовершенствование, стремление к самосовершенствованию, самоизменение

Современные подходы к проблеме самосовершенствования личности обусловлены актуальностью вопросов, связанных с исследованием внутренней активности личности, ее резервов, максимального их использования для повышения самостоятельности личности в процессе ее развития. Детерминанта внутренней психической активности определяет характер психического развития, который проявляет себя в саморазвитии, самодеятельности, самосовершенствовании. A.A. Бодалев (1988) назвал этот факт как существенный феномен — потребность и способность личности к саморазвитию и самодвижению. Множественность понятий, определяющих активность человека, направленную на изменение самого себя, дает возможность оценить факт действительного разнообразия деятельностных проявлений человека.

Мы предлагаем в качестве основы определения взаимосвязи понятий, раскрывающих виды активности человека, направленной на самоизменение, характер ориентиров самоизменения. Выделяются две группы понятий, обозначающих процессы «само-деятельнос-ти» человека.

Первая группа процессов связана с ориентацией на идеалы и образцы, задаваемые извне и лично принятые человеком. Активность человека в этом случае направлена на изменение себя для достижения цели. При этом человек не в полной мере учитывает свои возможности и способности. Эта тенденция свойственна отечественной психолого-педагогической науке и развивалась в теориях таких ученых, как А.Г. Ковалев (1965), Л.И. Рувинский (1973) и др. К этой группе процессов относятся самовоспитание, самосовершенствование, самоформирование.

Вторая группа процессов связана, во-первых, с изучением себя, своих способностей и, во-вторых, с актуализацией, развитием собственного потенциала. Сюда можно отнести процессы саморазвития, самореализации, самоактуализации. Такой подход свойствен в основном западной психологии и раскрывается в трудах таких психологов, как Р. Берне (1986), А. Маслоу (1999) и др. Объединение этих двух подходов позволит по-другому взглянуть на проблему активности человека, направленной на самоизменение. Человек, познавая себя и окружающий мир, осуществляя ценностный выбор, создает образ своего идеального «Я» и стремится к нему, «проектируя», совершенствуя себя, свои способности и возможности.

Процессы, направленные на самоизменение, имеют общие компоненты:

1. Познавательный компонент, направленный на познание, отражение себя в сознании. Он включает самонаблюдение, самоанализ, самопознание, самооценку.

2. Эмоциональный компонент, направленный на эмоционально окрашенное отношение к себе: самоотношение, самопринятие.

3. Волевой компонент, отвечающий за регулирование процесса, деятельности. К нему относятся самоконтроль, саморегуляция, самоорганизация.

4. Исполнительский компонент, отвечающий за реализацию намеченных задач. К нему можно отнести способы, операции, действия, навыки, осуществляющие цели самоизменения.

В ряду понятий, обозначающих виды активности человека, направленной на самоизменение, нами взято за основу понятие «самосовершенствование» как отвечающее сущности человека и одновременно целям и задачам воспитания подрастающего поколения. Самосовершенствование предполагает «улучшение» человеком того, что уже заложено в нем, каких-либо психологических качеств, свойств, различного рода умений и навыков. Это такой вид активности человека, который позволяет ему, осознавая свою психическую реальность, раскрывая еще нереализованные возможности, совершенствовать ее и «приобретать» то необходимое в себе, что важно для достижения поставленной перед ним цели.

Общими чертами, выделяемыми многими авторами (С.М. Ковалев, Л.И. Рувинский, И.И. Чеснокова и др.), в процессе самосовершенствования можно считать следующие: он имеет целенаправленный, осознанный характер и включает мотивационный, ориентационный, исполнительный и контрольно-оценочный компоненты; цели, ориентиры самосовершенствования соотносятся с представлениями человека об идеале, лично принятыми и осмысленными им образцами; в результате самосовершенствования происходят качественные преобразования личности, связанные с самоотношением, самооценкой, представлением о себе в будущем. В качестве одного из возможных мотивов самосовершенствования выступает стремление человека к изменению, «улучшению» себя, называемое стремлением к самосовершенствованию.

Стремление — это не только желание и потребность, не только побуждение к деятельности, это еще и социально обусловленная, осознанная личностью мотива-

Сибирский психологический журнал

ционная готовность к действию. «Устремлениям» как формам проявления активности особое место отводит В.А. Петровский. По его мнению, это такая форма «активности, в которой «хочу» и «могу» выступали бы совместно, поддерживая друг друга и переходя друг в друга» [11, с. 236]. Стремление к самореализации как ведущая движущая сипа развитой личности, побуждающая и направляющая ее деятельность, выделяется и Д.А. Леонтьевым (1996). Однако в основу стремления человека к самореализации Д.А. Леонтьев включает «не всегда осознаваемое подспудное стремление к бессмертию, которое может осознаваться в различных формах: как стремление продвинуть знание, улучшить условия жизни людей, передать другим знания и опыт, раскрыть людям смысл и т.д.» [7, с. 157]. В мотивационном аспекте активности человека как деятельности, объектом и субъектом которой является он сам, наиболее адекватным нам представляется понятие «стремление к самосовершенствованию», которое заложено в каждом психически здоровом человеке и представляет собой осознанный поиск, выбор, совершенствование и применение своих способностей и возможностей для наиболее лучшего существования в данных условиях.

Стремление к самосовершенствованию входит составной частью в ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности. В современной педагогической и психологической литературе дается ряд определений психологической культуры (A.A. Бодалев (1988), Л.Д. Демина (1994), Л.С. Колмогорова (1999), О.И. Мотков (1993).

Мы придерживаемся определения психологической культуры, данного Л.С. Колмогоровой (1999): «Это составная часть базовой культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно самоопределиться и самореализоваться в жизни, способствующая успешной адаптации и саморазвитию. Она включает грамотность и компетентность в психологическом аспекте понимания человеческой сущности, внутреннего мира человека и самого себя, человеческих отношений и поведения, гуманистически ориентированную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую рефлексию, а также творчество в психологическом аспекте человеко-знания и собственной жизни». В ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности входят составной частью различные виды стремлений: стремление понять себя; стремление регулировать свое поведение и отношения в соответствии с гуманистическими общечеловеческими ценностями; стремление к жизнетвор-честву, построению жизненной перспективы; стремление к самосовершенствованию.

Таким образом, стремление к самосовершенствованию является составной частью общей психологической культуры личности и представляет собой осознанный мотив, определяющий поиск, выбор и направление совершенствования человеком своих способностей и

возможностей для наиболее лучшего существования в данных условиях.

Стремление к самосовершенствованию как осознанный мотив, характеризующийся готовностью стать лучше, не есть неизменное состояние, данное человеку от рождения, — оно проходит определенный путь становления, преобразования, и каждый возрастной период имеет свои предпосылки развития, формы этого стремления.

Необходим известный уровень развития личности, чтобы появилась потребность в самосовершенствовании и работа над собой эффективно совершалась. Этим временем, по мнению многих психологов и педагогов (П.Я. Арет, А.Г. Ковалев и др.), является подростковый возраст, когда наблюдается становление целеустремленности и самостоятельности, чувство собственного достоинства, потребность в самоутверждении. Именно в подростковом возрасте при достижении определенного уровня развития самосознания у ребенка появляется способность к самосовершенствованию, саморазвитию, самовоспитанию. Другие исследователи (С.М. Ковалев, И.И. Чеснокова) говорят о том, что достижение детьми определенного уровня самосознания, на котором происходит осмысление своего «Я», желание стать лучше и возможность это сделать, наступает у детей в разные возрастные периоды или не наступает совсем. Они предполагают, что работа над собой может осуществляться и раньше подросткового возраста в качестве «специальной духовной деятельности» [ 14]. В зависимости от обстоятельств жизни и воспитания потребность в самосовершенствовании может возникнуть раньше или позже, в начале или в конце подросткового возраста, более того, она может передвинуться с одного на другой период возрастного развития. В.А. Петровский (1996) считает, что «устремления» у детей могут рождаться уже в дошкольном возрасте «как самоценные проявления активности», среди которых он выделяет: «устремления познавать, совершенствоваться в действии, извлекать разнообразные переживания, в том числе и неизведанные, вступая в контакт с миром». Элементы стремления к нравственному самосовершенствованию выделяет С.Г. Якобсон (1984), говоря о появлении уже в дошкольном возрасте особой чувствительности к нарушению норм морали сначала у других людей, а затем, позднее, в своем поведении.

Возникновение в младшем школьном возрасте разного рода стремлений как вида активности отмечается многими авторами. Исследования A.B. Захаровой (1998) показывают, что младшие школьники, активные в познавательном отношении, выбирают в качестве «любимого» предмет, предоставляющий им возможности для самовыражения и самосовершенствования. B.C. Мухина (1985) в своих работах показала, что генетически наиболее ранними стремлениями личности являются стремление быть одобряемым взрослым, стремление быть похожим на значимого взрослого. Г.А. Цукерман (1997), исследуя младших школьников как субъектов

учебной деятельности, отмечает, что в этом возрасте появляются первые признаки направленности на самоизменение, способности ставить задачи самоизменения.

Предпосылки развития стремления к совершенствованию обнаруживаются уже в процессе непосредственного приспособления ребенка к внешним требованиям, в самоисправлении поступков, которое характеризуется стремлением ребенка изменить конкретные формы поведения, «поступать как взрослые». Ребенок, решая исправиться, еще не имеет в виду изменение личности, а подразумевает лишь совершенствование определенных поступков или отказ от них.

Осознавая качества своей личности, ребенок обнаруживает значительный простор для своего стремления к самостоятельности, он отвергает роль пассивного объекта воспитания, который создают другие, стремится сам определить характер своих черт, стать более самостоятельным.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется появлением таких психических новообразований, как рефлексия, саморегуляция своей деятельности, формирование внутреннего плана действий, произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, развитие организованности, ответственности, а также появление других устойчивых форм поведения на основе усвоенных нравственных эталонов. Наряду с этим личность обладает потенциальными возможностями своего развития, теми личностными новообразованиями, которые естественно появляются в онтогенезе, и теми, появление которых зависит от активности самой личности и от ее социального окружения. Значит, мы правомерно можем говорить и о созревающих качественных характеристиках личности, которые находятся в зоне ближайшего развития и могут быть актуализированы в специально созданных условиях под руководством взрослого.

! Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 420 с.

2 Бодалев А. А. Психология о личности. М., 1988. 188 с.

3 Демина Л.Д. Психологический мир личности: Методич. материал по курсу «Человек и общество: индивидуальные характеристики челове-

ка» Барнаул, 1994. 48 с. 4. Захарова А.В. Генезис самооценки. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л Н. Толстого, 1998. 135 с.

5 Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965.

6 Колмогорова Л С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. Барнаул, 1999. 256 с.

7 Леонтьев Д А. Ценность как междисциплинарное понятие // Вопросы философии. 1996. № 4. 8. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М, 1999 52 с.

9 Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. М., 1993. 96 с.

10 Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985.

11 Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. 509 с. 12. Рувинский Л И. Теория самовоспитания. М., 1973.

13 Цукерман Г А Психология саморазвития. М.; Рига, 1997.

14. ЧесноковаИ И. О психологических основах самовоспитания //Психология формирования и развития личности/Под ред. ЛИ. Анцыферо-ва. М.: Наука. 1981.

Якобсон С Г Психические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984 142 с.

THE STRIVING FOR THE SELF-PERFECTION AS A COMPONENT OF THE PSYCHOLOGICAL CULTURE OF THE JUNIOR PUPIL O.G. Holodkova (Barnaul)

Summary. The article is dedicated to one of the urgent problems of the personal development — the research of the genesis and prerequisites for

the striving for the self-pcrfection as a component of the psychological culture of the junior pupil. The article considers the questions about the

motives, purposes and conditions for the appearance of the striving for the self-perfection at the junior school age.

Key words: the activity of a personality, the psychological culture of a personality, the self-perfection, the striving for the self-perfection, self-

Целеполагание для ребёнка: как научить школьника ставить цели

Рассказываем, как целеполагание помогает детям преодолевать трудности, рационально оценивать ситуацию, составлять план и следовать ему шаг за шагом.

Как привлечь ребёнка к целеполаганию

  • умение планировать своё время на ближние и дальние перспективы с учётом важности задач,
  • способность нахождения оптимальных решений,
  • умение правильно формулировать цели и достигать их.

Эти навыки незаменимы не только для успешной учёбы и работы, ещё они могут помочь человеку справиться с любой жизненной ситуацией и указать путь к воплощению даже самой дерзкой мечты.

Правильная постановка цели — первый и важнейший шаг на пути к её осуществлению. Грамотная формулировка уже часто содержит ответы — что, как и в какой последовательности нужно сделать и как правильно расставить приоритеты.

Представляем два популярных приёма привлечения детей к целеполаганию. Первая подойдёт детям младшего школьного возраста, вторая будет актуальна ребятам постарше.

Целеполагание для младших школьников — карта желаний

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите изобразить в центре себя. Это может быть автопортрет, фотография, какой-нибудь символ, имя или никнейм — то, что ребёнок ассоциирует с собой.

Затем попросите его ответить на следующие вопросы:

  • Что бы ты хотел(а) уметь к концу месяца (четверти, года)? Например, научиться рисовать животных, подтягиваться десять раз, играть на гитаре.
  • Что бы ты хотел(а) сделать? Например, закончить четверть без троек, съездить в Петербург на экскурсию, запустить свой видеоблог.
  • Что бы ты хотел(а) получить? Например, новый телефон, золотую медаль на спортивных соревнованиях, собаку.

Понять, что цель — «та самая», несложно. Если разговор о ней заставляет взгляд ребёнка загореться — вы на правильном пути.

Теперь визуализируйте цели. Попросите ребёнка нарисовать их или выберите вместе изображения из интернета.

Расположите картинки вокруг изображения ребёнка и повесьте на видное место в квартире.

Целеполагание для подростков — метод SMART

Метод целеполагания SMART используется в бизнесе для управления проектами, но спектр его применения очень широк. В частности, с его помощью можно научить ребёнка достигать целей и исследовать их.

SMART — это аббревиатура из пяти английских слов, отражающих важнейшие критерии любой цели.

Целеполагание для ребёнка

Задайте ребёнку следующие вопросы, чтобы убедиться, что его цель соответствует этим критериям, проследите, чтобы его ответы были простыми и однозначными:

  • Specific (конкретная). Что именно нужно сделать? Кто и где будет делать?
  • Measurable (измеримая). Как вы поймёте, что ваша цель достигнута?
  • Attainable (достижимая). Что вам необходимо для достижения цели? Что у вас уже есть? Что ещё нужно изучить, развить, найти? Где это можно сделать?
  • Relevant (уместная). Насколько ваша цель значима сейчас? Не вступает ли она в противоречие с другими задачами?
  • Time-bound (ограниченная по времени). В какие сроки ваша цель должна быть достигнута?

Рассмотрим метод на практике. Например, школьник хочет пересдать контрольную по биологии.

S. Результат — успешная пересдача контрольной. Исполнитель — я. Дома и на уроках.

M. Получу за контрольную «отлично» или «хорошо».

А. Мне необходимы знания по теме «простейшие организмы». Я уже знаю, какие виды к ним относятся, но плохо разбираюсь в их строении. Я могу найти эту информацию в интернете. Также мне нужна помощь преподавателя, чтобы разобраться с тем, как они питаются и размножаются. Я уже подготовил вопросы и готов задать их учителю.

R. Биология — один из моих приоритетных предметов, потому что я мечтаю стать ветеринаром. Чтобы уделить подготовке к контрольной больше времени, я могу один раз пропустить занятие в секции.

Т. Дедлайн — следующая пятница.

Таким образом, ребёнок не ставит цели наобум, а действует сознательно и способен сам найти ключи к их достижению.

SMART и другие методы в «Домашней школе Фоксфорда» используют в своей работе наставники. Они помогают ребятам научиться самоорганизации и управлению своим временем, делятся эффективными приёмами обучения и всегда готовы поддержать стремления своих подопечных.

Вот несколько советов от наших наставников, как объяснить ребёнку важность целеполагания и придать ему уверенности в своих силах.

Совет 1. Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка

Дети часто не замечают своих успехов или не придают им значения. Составьте с ребёнком список его последних достижений — всего, что вызвало у вас гордость. Например, он научился плавать, впервые получил пятёрку в четверти или накопил денег на игру.

Попросите ребёнка ответить на несколько вопросов:

  • Насколько сильно ты хотел достичь этой цели?
  • Как часто вспоминал о ней?
  • Сколько усилий приложил, чтобы достичь её?
  • Был ли ты уверен, что у тебя получится?

Это поможет ребёнку понять, что он уже не раз добивался желаемого и сможет сделать это снова. А также натолкнёт на мысль, что для достижения любой цели необходимо серьёзное намерение и регулярные усилия.

Совет 2. Доверяйте выбору своего ребёнка

Как ни велик соблазн решать всё за ребёнка, этого делать не стоит. Если всегда указывать подростку, что он должен делать, он так и не узнает, чего хочет от жизни, и едва ли сможет до конца поверить в свои силы.

Поговорите с ребёнком о его мечтах и интересах, позвольте самостоятельно решить, чего он хочет, и помогите составить план действий. В процессе ему понадобится ваша поддержка, но помните, что бесценный жизненный опыт он получит лишь в том случае, если определит себе цели самостоятельно.

Совет 3. Делите цели на текущие, ближайшие и дальние

Любую, даже самую грандиозную и фантастическую мечту, можно трансформировать в цель, разложив на три составляющие: зону актуального, ближайшего и дальнейшего развития.

Например, чтобы стать космонавтом, ребёнку нужно знать:

  1. Что он может сделать для этого сам уже сейчас (укреплять своё здоровье, заниматься спортом, смотреть фильмы про космос) — это зона актуального развития.
  2. В чём ему понадобится помощь взрослого (записаться в кружок космонавтики, посещать тематические музеи) — это зона ближайшего развития.
  3. Что не может быть выполнено сейчас, но может стать реальностью в будущем (поступить в вуз, пройти обучение на космонавта) — это зона дальнейшего развития.

Совет 4. Начинайте с малого

Для начала помогите ребёнку поставить такую цель, которую он сможет достичь за небольшой период времени: дочитать книгу, завершить рисунок, научиться кататься на коньках и тому подобное. Маленькие цели — отличная тренировка перед серьёзными задачами, ведь даже небольшие успехи всегда вдохновляют на новые свершения.

Сложные цели также необходимо делить на несколько маленьких. Это позволит составить конкретный план, отслеживать прогресс и при необходимости корректировать стратегию.

Совет 5. Хвалите даже за старание достичь цели

Дети порой остро реагируют на неудачи, и это нормально. Не стоит призывать ребёнка взять себя в руки: фразы вроде «главное — не победа, а участие» не работают.

Даже если у ребёнка не получается до конца следовать намеченному плану, но вы видите, что он старался, — обязательно похвалите его. Поощрение усилий зачастую мотивирует эффективнее, чем обещание награды за результат.

Побудьте с рядом и позвольте ребёнку пережить печаль. Покажите ему, что вас интересуют не только его достижения, но и он сам — его чувства, мысли и интересы. Предложите ему вместе пересмотреть цель и попытаться понять, что именно помешало ей осуществиться, или увидеть в сложившейся ситуации новые возможности.

Совет 6. Будьте примером

Покажите ребёнку, как ставить цели и достигать их, привлекая его к задачам, которые ежедневно решаете сами.

Поделитесь своим опытом: какие неудачи в детстве переживали вы и как вам удалось с ними справиться.

https://cyberleninka.ru/article/n/stremlenie-k-samosovershenstvovaniyu-kak-komponent-psihologicheskoy-kultury-mladshego-shkolnika
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-nauchit-rebenka-stavit-celi

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *