Самовоспитание и самосовершенствование: проблемы

Аватар

Психология

Проблемы самовоспитания и самосовершенствования: апология развития

Время чтения 8 минут

Самовоспитание и самосовершенствование — сознательные действия личности, направленные во благо самого себя, дабы развить нравственные качества, расширить интеллект и впитать новые умения, навыки, и опыт. Человек всегда стремиться развивать врожденные и приобретенные таланты. Но, что делать, если человек не хочет двигаться вперед, либо по каким-то иным причинам появилась проблема самовоспитания и самосовершенствования?

Самовоспитание порождает самосовершенствование, которое перерастает в саморазвитие. Личность — термин, выработанный для объяснения человеческого мировоззрения — настроение масс, привычки, манеры и знания, приобретенные по жизни, наполняют внутренний мир человека. Это формирует личный взгляд на мир, позволяющий раскрыться личности в социальном обществе. Мы стремимся не останавливаться, регулярно двигаясь вперёд. Но, что если при развитии человек обретает ложные идеалы и ценности, которые могут привести к краху? Давайте разберемся, какие проблемы могут возникнуть в саморазвитии и самосовершенствовании личности, и как их исправить.

Что такое самовоспитание и самосовершенствование личности?

Самосовершенствование личности — процесс, вытекаемый из самовоспитания, направленного на постоянное развитие. В большинстве человечество стремится к развитию созидательных качеств, согласно представлениям о личностном идеале. Существует шесть главных этапов самосовершенствования человека, где всё начинается с мотивации.

  1. Установите себе стоящую цель, которая сделает вас лучше.
  2. Создайте некий идеал, к которому можно стремиться и совершенствоваться.
  3. Определите временные рамки для достижения задуманного.
  4. Четко продумайте план действий, воспользовавшись самосознанием и самопониманием.
  5. Трезво оцените свои возможности — саморегуляция должна быть объективной.
  6. Переходите от теории к практике и действуйте.

Проблемой самовоспитания и самосовершенствования может стать невыполнение основного правила саморазвития «здесь и сейчас», основанного на окончании витания в облаках. Многим людям нравится оставаться в мечтах, забывая о реальной жизни.

Очень важен системный подход самовоспитания и самосовершенствования, подразумевающий покорение цели небольшими этапами. Разбейте план работ на ежедневный график, распределив нагрузку равномерно. Таким образом можно развивать физическое самовоспитание и самосовершенствование. У вас есть лишний вес, либо наоборот — худоба достала? Вы идёте в тренажерный зал и выполняете программу определённых упражнений.

Стремитесь распределять время не по дням, а по его отрезкам (утро, обед и вечер) — данная методика подскажет, сколько времени вам требуется на выполнение разных задач.

Также, проблема самовоспитания и самосовершенствования может заключаться в мизантропии. Для полноценного самовоспитания индивиду необходимо ежедневно общаться с окружающим миром.

Хорошо, если это люди, вдохновляющие вас и способные обучить новому. В то же время, ограничьте себя от людей, которые ни к чему не стремятся и достигли гораздо меньше вас, а это — ещё одна проблема самовоспитания и самосовершенствования. Здоровая еда, посещения тренажерного зала и саморегуляция психике иногда творят чудеса. Пристально выбирайте окружение – вычеркивайте из жизни критикующих, недалёких и не амбициозных личностей. Порой нужно перебороть себя и выйти на другой уровень самосовершенствования, оставив лишние проблемы позади.

самосовершенствование личности фото

Отсутствие осознанности, как проблема самовоспитания и самосовершенствования личности

«Все болезни от бескультурья» — произнес герой Алексей Булдакова в фильме «Особенности национальной рыбалки». Аналогично возникают и проблемы самовоспитания и самосовершенствования личности — нежелание двигаться дальше, даже когда есть все возможности стопорит процесс саморазвития. Неприемлемые табу, вроде: «У меня ничего не выйдет, я не знаю как это сделать, и вообще это невозможно» нужно забыть раз и навсегда. Вас никто не обязан любить и помогать во всём, особенно, когда вы не проявляете должного стремления к цели. Разумеется, гораздо легче потерпеть неудачу, немного пострадать и остаться на прежнем месте, чем изменить себя и снова двигаться вперед.

Личностные проблемы самосознания и самосовершенствования зачастую являются осознанными. Но, если человек понимает свои недостатки, он должен уметь смотреть им в глаза, дабы однажды победить накопившиеся страхи, вредные привычки и с небес опуститься на землю. Осознанность — это чувство, развивающее единение человека с миром природы и всего, что окружает нас. Каждый человек воспринимает осознанность по-разному, противопоставляя её бессознательности. Как понять формирование личности и этапы познания осознанности?

  1. Я не убегаю от проблем и страхов, которые создают дискомфорт, стараясь понять источник неприятных ощущений. Любое сознательно принятое решение нивелирует проблему.
  2. Я осознаю причины всех своих поступков, что делает меня свободным в плане поведения. Таким образом, я вижу возможные последствия каждого шага, отвечая за поведение.
  3. Мне подвластна глубина красоты окружающего мира, способная передать наслаждение от прекрасного. Я ежедневно нахожу новые источники вдохновения, применяя разные формы совершенствования. Стереотипы многие события окрашивают одинаково, но я от них избавляюсь, как от ненужной проблемы самовоспитания и самосовершенствования.

этапы познания осознанности картинка

Основные проблемы самовоспитания и самосовершенствования человека

Существует шесть основных проблем самосовершенствования личности, которые мешают нам развиваться:

    Нестыковка промежуточных и конечных целей. Краткосрочные планы не всегда следуют по намеченной дороге, что нередко мешает исполнению наиболее желаемого. Причин тому может быть множество — образование, выбор деятельности, отторжение на второй план желаемого и довольствование сегодняшним днём.

Стабильная, но мелкая оплата труда, близость к месту жительства, отсутствие конкурса при отборе и другие подобные вещи притупляют саморазвитие, заставляя довольствоваться синицей в руках, чем журавлем в небе. Однако, в такой ситуации редко получается добиться чего-то большего, чем минимальной стабильности — вы забываете о будущем, выбираете более простую профессию и однажды человек может навсегда отпустить желаемые цели, которые так и останутся мечтой. Такое отношение к себе не что иное, как растрата жизненного времени и уничтожение потенциала.

  • Чрезмерное количество целей. К сожалению, человеческие ресурсы ограниченны, и однажды приходится делать выбор для достижения максимального результата, но в одной, или нескольких сферах жизни. Если вы хотите стать рок-звездой, вряд ли удастся совместить концерты со спортивной карьерой. Либо, если вы намерены служить в армии, добившись высокого звания, вряд ли получится одновременно быть публичной личностью, и прочее. То есть — если вы не можете осуществить все цели, выбирайте наиболее желаемые и рентабельные.
  • Ставьте только реальные цели — вы должны осознавать собственные возможности, анализируя финансовое, физическое и интеллектуальное положения дел. Частенько личность не получает желаемого из-за банального незнания характера собственной деятельности. Если вы художник, то экономистом стать будет не так легко, но и кормить семью тоже надо. Но, как узнать, чем лучше всего вам подойдёт?

    В школьные годы молодой человек не может себя реализовать из-за ежедневного получения знаний. Но, уже тогда появляются научные направления, которые помогают больше развивать формы самосовершенствования. Если вам нравится география, и не нравится химия, в будущем вам больше понравится работа дальнобойщика, либо менеджера услуг туризма, нежели лабораторного ученого.

    самообразование личности фото

    Низкая самооценка, меркантильность и инфантильность

    Проблемы самообразования и самосовершенствования иногда могут быть в самом человеке, а не его действиях, о чем порой индивид и не подозревает.

    1. Низкая самооценка, которой страдает большинство жителей стран бывшего СССР — весьма тяжелое препятствие. Мы часто забываем, кто мы есть, однажды утрачивая веру в собственные силы. Именно по этой причине мы часто не решаемся сделать важный шаг, который позволит жить лучше. Сегодня примеров множество: «я не умею, потому боюсь начинать, туда ехать далеко, а вдруг не получится, и что я людям скажу?» и прочее. Человек способен на всё, только иногда об этом забывает.
    2. Меркантильность при обозначении главных планов, излишняя материальность. Капитализм со своей системой «купи-продай» не всегда даёт положительный результат — делая всё только ради наживы, однажды можно потерять целый мир. Материальные вещи никогда не принесут полное удовлетворение от жизни, хотя молодое поколение всё чаще ищет личную выгоду в любом деле. Только при достижении взрослого возраста мы понимаем, что нет ничего важнее Отечества и семьи.
    3. Инфантильность, либо инертность. Сегодня молодое поколение, оканчивающее образовательное заведение, далеко не всегда утруждает себя поиском постоянного заработка. Отдельные люди даже не интересуются собственными возможностями и перспективами, что достаточно сужает их возможности. Большинство молодых людей в возрасте до 25 лет сегодня считают молодость временем развлечений и бесшабашного отдыха, однако со временем недавние юноши девушки осознают свои ошибки. Данный процесс можно назвать физическим самовоспитанием и самосовершенствованием.

    Почему сегодня важно самообразование личности

    В бытность СССР развитием человека занималось государство — моральное, физическое самовоспитание и самосовершенствование занимали одну из передовых ролей. Каждая личность обладала идеологией, хоть и навязанной властью, но не несущей негативный характер. В Союзе было лучшее образование в мире, да и физическая культура делала население здоровым.

    В юном возрасте человек попадал в пионеры, где получал все необходимые культурные ценности и умения, которыми многие пользуются и по сей день. Индивид осознавал свою значимость в большом механизме общества, являющегося двигателем прогресса.

    самосовершенствование личности фотография

    Союз пал, и идеология вместе с ним. У человека остаётся лишь возможность самообразования и актуализацию личностного момента в сфере образования. То есть, каждая личность должна развиваться самостоятельно, применяя институционный метод познания как один из аспектов самосовершенствования и саморазвития. Во времена капитализма необходимо быстро приспосабливаться к новым течениям жизни, соблюдая интеллектуальный уровень окружающего мира.

    Человек способен удовлетворить свои потребности только путём самообразования и самосовершенствования. Попадая в социум мы стремимся самоутвердиться и показать себя с положительной стороны, что со временем определяет личность в одну из социальных групп населения. Сегодня мы сами выбираем пути развития, жизненные ценности и нормы поведения, которые корректируют направление и уровень саморазвития. Самообразование, как и саморазвитие — дело добровольное. Если выбрать социально-философский путь самосовершенствования, вы получите прекрасные условия развития любых психологических навыков.

    С другой стороны, проблемы самообразования и самосовершенствования могут отлучить человека от общества, создав некий уровень оппозиции к окружающему миру и социальным нормам приличия. важно суметь победить собственные пороки, не допустив ложные ценности в духовный и внешний миры. Личность приобретает независимый характер лишь при достижении высокого уровня саморазвития. Уметь контролировать потребности — нелегкий и долгий процесс обучения, способный показать истинную сущность индивида.

    самовоспитание и самосовершенствование фото

    В заключении

    Все проблемы самообразования и самосовершенствования личности исходят только от самого человека. Только мы сам устанавливаем себе определенные рамки, которые не переходим. Современный мир богат источниками постижения науки и техники, понимания как физической, так и моральной системы мироздания. Основная проблема человечества — нежелание развиваться, отдаваясь более простым благам цивилизации, не думая о будущем. Ежедневно по телевизору нам внушают абсолютно чужие ценности, а коммерция достигает невероятных вершин. Разумеется, быть рабом системы гораздо легче, чем плыть против течения самому эту систему создавать. Пожалуй, сегодня это — главная проблема самообразования и самосовершенствования для подавляющего большинства людей. 200 лет назад люди не представляли что такое электричество; 100 лет назад никто и подумать не мог о самолётах и подводных лодках, 60 лет назад человек не мог и помыслить о постижении космоса. Ведь, кто-то делает эти технологии реальными, не ограничивая себя, являясь творцом. Огромные толпы потребителей покупают товар, твердо считая, что этот успех повторить невозможно. Ваша задача доказать обратное.

    Что такое самовоспитание личности — методы и способы самовоспитания

    что такое самовоспитание

    Что такое самовоспитание? Для человека, в любые времена всегда ценным было то, чего он добивался своими силами, умениями и упорством. Роль самовоспитания в становлении личности имеет первоочередное значение: раскрыть человека для мира в его неповторимом и индивидуальном звучании.

    Самовоспитание — что это?

    Самовоспитание – это осознанное стремление человека целенаправленно и самостоятельно реализовать свой потенциал, данный от природы. Для полной реализации необходимо глубокое познание себя, совершенствование личных качеств, развитие необходимых навыков, способность к критическому мышлению. Что такое самовоспитание – этот вопрос глубоко исследовали писатели, философы, педагоги, психологи начиная с древней истории.

    Психология самовоспитания

    Психологи утверждают, что душа человека является движущей силой его развития. Понятие самовоспитание включает в себя несколько составляющих элементов: формирование характера, силы воли, выработка линии поведения. Эрих Фромм – немецкий психоаналитик и философ XX в., в своих высказываниях говорил о главной жизненной задаче человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самым важным плодом усилий является собственная личность. Ведущие мотивы формируют внутренние побудительные импульсы для работы над собой.

    В чем проявляется самовоспитание?

    Самовоспитание в жизни взрослого человека — своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

    проблема самовоспитания

    • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
    • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
    • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
    • истинное следование своему пути в жизни.

    Для чего нужно самовоспитание?

    Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды — в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

    • стать счастливым самому и окружающим людям;
    • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
    • реализовать творческое самовыражение;
    • добиться успеха.

    Методы самовоспитания

    Что такое эффективное самовоспитание и какие способы самовоспитания существуют? Народная пословица: «Век живи – век учись» хорошо отражает процесс воспитания себя. Человек, ступивший на этот путь – постоянно совершенствуется «через тернии к звездам». Методы, помогающие структурировать деятельность на пути самовоспитания:

    1. Самообязательство: проговаривание перед собой обязательств и следование им, через постоянное напоминание и стремление к выполнению – это приводит к формированию устойчивой привычки.
    2. Эмпатия – сонастройка с чувствами других, «видение» себя на месте другого – помогает воспитанию нравственных качеств. Человек из чувства эмпатии может увидеть себя со стороны, как его воспринимают окружающие люди.
    3. Самоприказ или самопринуждение – воспитывают волю и постепенно недостаток волевых качеств искореняется.
    4. Самонаказание — за несоблюдение правил и обязательств накладывается наказание, которое оговаривается перед принятием на себя обязательств.
    5. Самокритика – внутреннее противоречие побуждает к работе над самосовершенствованием.
    6. Самоубеждение – основано на самооценке. Специалисты рекомендуют проговаривать вслух свои проступки, так привлекается собственное внимание к тому, что необходимо проработать.
    7. Самоанализ (саморефлексия) – включает в себя самоконтроль, ведение дневника, самоотчет.

    С чего начать самовоспитание?

    Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

    Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

    самовоспитание

    • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
    • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
    • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
    • постановка (прописывание) целей и задач;
    • выбор средств и методов.

    Проблема самовоспитания

    Проблема самовоспитания и самосовершенствования с античных времен занимала «светлые умы» мыслителей, философов. Идея самовоспитания проходит через века все – меняется до неузнаваемости, и все же содержит вечные истины. Платон, Сократ, Аристотель – первые труды, в которых можно увидеть ценность самопознания и становление человека как личности в процессе самосовершенствования. Обществу нужны сильные, одаренные люди, воспитавшие в себе высокие нравственные качества. Проблема выражается в том, что человек может выбрать ложные ценности, идеалы и следовать им.

    Великие люди, занимавшиеся самовоспитанием

    Самовоспитание знаменитых людей отличный пример возможного преодоления тяжелой судьбы, неподходящих условий, плохого здоровья. Они все: писатели, художники, философы, музыканты, руководители предприятий и стран – поставили цель стать успешными, полезными и через самовоспитание многого добились.

    методы самовоспитания

    1. Демосфен – древнегреческий оратор. Настойчиво преодолевал сильное косноязычие, слабый от природы голос, навязчивые подергивания плечом. Самовоспитание помогло Демосфену стать великим оратором и выступать в судах, оказывать влияние на политику.
    2. Петр Великий – «царь с мозолями на руках» — любил о себе говорить правитель России. Своим примером самодисциплины и закалки характера в тяжелых условиях подавал пример подданным.
    3. А.П. Чехов – русский писатель, оказавшись в тяжелых условиях после разорения семьи, пришел к выводу, что необходимо воспитать в себе «железную волю к труду». Писатель считал, что «лень вперед него родилась» и самовоспитание и развитие творческого потенциала помогло Чехову состояться в писательском деле.
    4. Франклин Рузвельт – президент США. Жесткий распорядок дня с самого детства и стремление к глубоким знаниям – постоянный элемент самовоспитания на протяжении всей жизни.
    5. Альберт Эйнштейн – физик-теоретик. В детстве плохо говорил, с точки зрения учителей отличался тугодумством, медлительностью и отсутствием способности к обучению. Ученый проявлял большое трудолюбие и усердие в дальнейшем. Самостоятельность мышления, развитие таланта – все это плод усилий Эйнштейна в процессе самовоспитания.
    6. А.Невский, Л.Н. Толстой, Л.Бетховен, В Винсент. Гог, Д.Ф.Нэш, Фрида Кало, Мохаммед Али, Стиви Уандер, Митхун Чакраборти, Стивен Хокинг, Нико Вуйчич – далеко неполный список людей, преодолевших тяжести бытия, несовершенность, болезни с помощью самосовершенствования и воспитания себя.

    Книги о самовоспитании

    Какое значение имеет самовоспитание — об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

    1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
    2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
    3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
    4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
    5. «Законы победителей» Б.Шефер
    6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
    7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич

    https://salid.ru/journal/samovospitanie-i-samosovershenstvovanie
    https://womanadvice.ru/chto-takoe-samovospitanie-lichnosti-metody-i-sposoby-samovospitaniya

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *