Рекомендуется честно ответить себе на следующие вопросы:
- Этот человек действительно опасен для меня?
- Что худшего он может сделать?
- Если я дам ему отпор, что произойдёт?
Итак, некоторые правила поведения с агрессивными людьми:
1. Когда кто-то поучает вас против вашей воли, навязывает вам свое мнение, судит о чем-то свысока — искусственно в своих глазах уменьшите его фигуру, умалите её до несмышлёного ребенка. Именно так и смотрите на горе-поучителя.
- «На каком основании вы задаёте мне эти вопросы?»
- «Вообразили себе, что экзаменуете меня?»
- «Это уж Бог рассудит. Или вы хотите возложить на себя его функции?»
Неважно, к кому вы обращаетесь — к атеисту или к религиозному фанатику: он все равно сработает. Переадресация «к Богу» — очень сильный прием, поскольку каждый понимает, что, давая оценку другому человеку, он явно превышает полномочия.
2. Также можно, надев на лицо непроницаемую маску Терминатора, заявить: «Я не разрешаю вам так со мной разговаривать». Громко и чётко.
3. Пресекайте попытки что-то навязчиво доказывать вам с помощью авторитетов (ныне живущих или доисторических… либо используя расхожие цитаты из Интернета). Можно парировать «в лоб»: «ну, и как вы это понимаете?» или «а своими словами можно?». И настойчиво ожидать ответа, расплываясь в победной улыбке.
4. Хамят — удивляйтесь! Будто находитесь на цирковом шоу. Поднятые вверх брови, искреннее изумление. Можете даже гротескно зааплодировать в конце «представления»! Или спросить, смеясь хаму в лицо: «А на „бис“ можно? Давно такой веселухи не наблюдала!»
5. Абстрагируйтесь от конкретной ситуации с вами и представьте ее как ситуацию с любым человеком вообще.
- «На каком основании вы задаете людям (не говорите „мне!“) такие вопросы?»
- «Кто вам дал право кричать на покупателей?»
6. Если вы услышали неприятное наречие, адресованное вам, задайте противнику вопрос: «Кому?» и «Для кого?». Допустим, вам говорят: «Фу, как ты некрасиво выглядишь!» (наречие «некрасиво») — вы можете, не задумываясь, ответить: «Некрасиво для кого?» Если противник заявит, что «для всех», вы резонно спросите: «А ты что — „все“? У тебя мания величия?»
7. Если о вас пренебрежительно говорит в третьем лице начальник, вы можете просто напомнить: «Меня зовут Анна Ивановна», — и это вовсе не будет звучать с вашей стороны как вызов. Просто знак самоуважения. Скорее всего, шеф извинится.
8. Бывает так, что агрессор использует так называемые провоцирующие действия (прикасается к вам холодными или мокрыми руками, подходит на слишком близкое расстояние, разговаривает, запрокинув голову и прикрыв глаза, демонстрируя тем самым свое мнимое превосходство, громко сморкается, смачно отрыгивает). Не нужно передразнивать провокатора (так вы опускаетесь до его уровня) или упрекать его (на хамов это не действует, напротив, дает им знать о вашей чувствительности). Следует лишь нарисовать словами то, как он выглядит, не давая этому никаких оценок. Конечно, используя умаляющие, принижающие метафоры. Для этого стоит потренироваться, зрительно представив себе вашего обидчика в его излюбленной позе.
9. Не говорите на ходу: может показаться, будто вы боитесь агрессора и хотите поскорее сбежать. О том же свидетельствует поспешная речь с «проглатыванием» некоторых слов или их окончаний. Аналогично вредит стремление ответить как можно скорее.
Успокойтесь, вы не в школе, а перед вами — не ваш классный руководитель. Напротив, хорошо осмыслите сказанное, при возможности возьмите время на раздумье. Если отложить разговор не получается, используйте тактику задержки, отразив сказанное человеком. Задумчиво повторите его мысль: «Вы говорите, что… ?». Или скажите прямо, что вы заняты другим, а ответ дадите через несколько минут.
10. Здоровая агрессия поможет вам снизить страх. Если физиологически страх и злость имеют общие вегетативные проявления: учащение дыхания, повышение давления, напряжение в мышцах, то психологически мы их переживаем по-разному. Злость придает нам сил, а страх всегда парализует. Научитесь мгновенно переключаться. Не позволяйте страху владеть вами!
Нет смысла истязать себя, «гоняя в сознании» сценки из будничных ссор или даже крупных, разрушительных конфликтов. Научитесь профилактически снижать значимость противника, сказанных им слов и всей ситуации в целом. Помните, что самый злобный и коварный враг — всего лишь человек, имеющий свои собственные страхи, заблуждения и людей, перед которыми он благоговейно, как холоп перед господином, склоняет голову.