Саморазвитие воспитателя

Аватар

Психология

Самосовершенствование воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Саморазвитие воспитателя

Организация профессионального саморазвития и самообразования воспитателя детей дошкольного возраста как путь повышения эффективности профессиональной деятельности.

Организация профессионального саморазвития и самообразования воспитателя детей дошкольного возраста как путь повышения эффективности профессиональной деятельности.

В условиях современного модернизированного образования саморазвитие выступает как базовая составляющая профессиональной компетентности педагога, на формирование которой значительное влияние оказывает процесс психологизации профессионально-педагогической деятельности. В этих условиях одним из приоритетных направлений, ориентированной на современные тенденции профессионального образования, становится разработка целостной концептуальной модели, в которую включены не только профессиональные, но и личностные аспекты развития всех участников образовательного процесса. Саморазвитие насквозь пронизано смыслообразованием, оно приближает педагога к самому себе через возрастающее самопонимание и, одновременно, растущие горизонты его самоустремленности. Саморазвитие позволяет педагогу подлинно взращивать свои личностные и профессиональные смыслы, созидать и открывать их, что представляется особенно важным, ибо согласно концепции В. Франкла «Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, либо простое ощущение смысла, либо бессмыслицу». Эта идея представляется особенно важной, поскольку акцентирует внимание не на отсутствии у педагогов личностно-профес-сиональных смыслов как таковых, но на их значимости для личности. Подлинно личностный смысл, т.е. действенно-преобразующий, стимули-рующий профессиональное самоизменение и саморазвитие, может быть только результатом усилий человека быть и состояться.

Самообразование воспитателя становится условием его личностно-профессионального роста, если: самообразовательная деятельность имеет концептуальное обоснование, осуществляется как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование воспитателем себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, а также способами творческой педагогической деятельности;

Система самообразования способна порождать личностные ценности и смыслы профессии и жизни; наполнена личностно значимым содержанием; регулируется принципами субъектности, профессионализма, творчества, индивидуализации;

Реализуется комплекс педагогических условий, которые обеспечивают эффективное функционирование самообразовательной деятельности: конструирование программы самообразования, моделирующей профессионально-творческую деятельность воспитателя; реализация ценностно-смысловых и деятельностно-рефлексивных механизмов его личностно-профессионального роста.

Самообразование педагога (СП) будет эффективным, когда реализуется потребность личности в саморазвитии, педагог умеет оценить себя, владеет способами самопознания и самоанализа, готов к изменениям, владеет способностью к рефлексии, направленной на осознание собственных действий, чувств, на анализ своей деятельности. Также важна программа самообразования, которая включает общеобразовательное, предметное, научное, психолого-педагогическое и методическое направления. В СП должно быть следующие результаты: повышение качества образования, педагогического взаимодействия с подопечными, написание пособий, статей, программ, проведение исследований, разработка и внедрение новых форм, методов и приёмов обучения, подготовка докладов, дидактических материалов, тестов, методических рекомендаций и др. Работа над собой является процессом сложным, креативным, который не может быть жестоко регламентирован и который требует содействия:

Профессиональное саморазвитие воспитателя

как ведущая цель и критерий эффективности методической работы дошкольного образовательного учреждения. С. А. ПятаеваПреобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, востребуют человека активного, инициативного, обладающего высоким потенциалом саморазвития — субъекта жизни, профессиональной деятельности и поведения. Образовать такого человека — значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, то есть научить жизнетворчеству. А. Н. Леонтьев в этой связи замечает, что субъект действует через внешнее и этим сам себя изменяет, т.е. человек сам обладает внутренним источником активности, а углубление процесса саморазвития и продвижения индивида по ступеням своего совершенствования невозможно без укрепления его субъектности во взаимодействии с окружающим миром, культурой и людьми (1). В русле целостного подхода к исследованию педагогических явлений «саморазвитие» рассматривается как нелинейный, неоднородный процесс качественных преобразований, включающий накопление новых возможностей, появление новообразований, связанных с повышением уровня целостности, возрастанием способности продуктивно и адекватно осуществлять себя в более сложной системе отношений и воспринимать по-новому мир — более структурированным, интегрированным и содержательным (Л. И. Анцыферова, А. С. Арсентьев, Б. С. Братусь и др.). Современные исследователи (Т. И. Бабаева, Н. М. Борытко, И. А. Колесникова, М. В. Крулехт, М. В. Корепанова, В. Т. Кудрявцев, В. Г. Маралов, В. А. Петровский, Н. К. Сергеев, Г. А. Цукерман и др.) приходят к общему выводу, что саморазвитие ребенка возможно лишь во взаимодействии с саморазвивающимся педагогом. Новая парадигма образования требует и нового педагога, творческая индивидуальность которого должна проявляться прежде всего в способности к самоизменению. Он не тот, кто учит, а кто понимает и чувствует, как ребенок учится; кто растет сам, развивая окружение детей. Поэтому все более значимой становится задача обеспечения профессионального саморазвития педагога как субъекта профессиональной деятельности, поведения и отношений, ибо профессиональное саморазвитие воспитателя — неотъемлемое условие саморазвития воспитанника: увлечь чем-либо других может только сам увлеченный, научить — умеющий, обогатить духовными ценностями — имеющий их (2).Особенности становления профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения специально не выделялись в научно-педагогической литературе. Несмотря на общность труда воспитателя и учителя, профессиональная деятельность воспитателя имеет ряд особенностей: предмет деятельности воспитателя ДОУ — развитие детей дошкольного возраста, который является сензитивным для формирования важнейших психических новообразований; взаимодействие воспитателя с детьми происходит в иной пространственно-временной реальности; различные направления субъект-субъектного взаимодействия («воспитатель-ребенок», «воспитатель-родители», «воспитатель-администратор», «воспитатель-воспитатель») оказывают существенное влияние на профессиональное саморазвитие, поведение, отношения воспитателя. По определению В. А. Петровского, «воспитатель — это профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека (воспитанника)» (3). Воспитатели детского сада, реализуя себя, наполняют содержанием мир ценностей ребенка в наиболее сензитивный период его развития, выступают как носители «ценностей культуры» (Л. С. Выготский). Взаимодействие воспитателя и воспитанника строится на основе «отраженной субъектности», в которой воспитатель выступает как источник преобразования жизненной ситуации в значимом для ребенка направлении, как деятельное начало, меняющее взгляды ребенка на вещи, формирующее у него новые побуждения, ставящее перед ним новые цели (4). На этапе дошкольного детства субъектом действий и деятельности детей, в целом, является детско-взрослая общность, включающая как самого ребенка, так и близких ему взрослых (5). Следовательно, самоизменение воспитателя рассматривается как условие развития ребенка («Воспитатель, изменись сам!»). Саморазвитие воспитателя происходит в направлении снижения собственной внутренней конфликтности, развития способности к эмпатии и децентрации. Таким образом, профессиональному саморазвитию воспитателя детского сада отводится более значимая роль в становлении позиции ребенка как субъекта детской деятельности, потому что для педагогики развития особую ценность представляют человеческие способности самостоятельно мыслить, действовать, самостоятельно развиваться, а этому ребенок-дошкольник может научиться только в «событийной общности» с воспитателем. При этом «позицию субъекта детской деятельности» мы, вслед за М. В. Крулехт, характеризуем как способность ребенка к самостоятельному целеполаганию и мотивации деятельности, умению мобильно оперировать известными способами ее осуществления в измененных условиях, выходить за пределы заданной ситуации, творчески варьируя и прогнозируя результаты своей деятельности в пределах возрастных возможностей (6). Опираясь на представленные идеи и исследования, мы рассматриваем профессиональное саморазвитие воспитателя как системообразующую цель и одновременно критерий эффективности методической работы дошкольного образовательного учреждения, непрерывный противоречивый процесс, обладающий динамической структурой с разными уровнями организации, условиями становления целостности, субъектности, что является основанием для построения новой логики методической работы ДОУ. При этом критерий понимается как признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; критерий выступает мерилом оценки (7), показателем эффективности методической работы.Опираясь на идеи Н. М. Борытко, С. Г. Вершловского, И. А. Колесниковой, Н. Г. Пешковой, Н. К. Сергеева и др., мы выделяем основные сущностные социально-педагогические характеристики воспитателя как саморазвивающегося субъекта профессиональной деятельности и поведения:» направленность на непрерывное саморазвитие, преодоление своих и воспитанников нормативных пределов, перспективность в мышлении, профессиональном поведении, постоянный поиск, осмысление и утверждение смыслов профессиональной педагогической деятельности;» высокая адаптивность к изменениям педагогической действительности, мобильность и успешность в использовании новых программ, технологий;» адекватное решение профессиональных и личностных проблем (своих и воспитанников), возможность осознанной коррекции профессиональной деятельности и поведения;» открытость новому опыту, профессиональная активность, творческая индивидуальность, готовность к решению задач креативной педагогической деятельности, самостоятельность мышления и деятельности, отказ от стереотипов, штампов, свобода и оригинальность в использовании педагогических средств, форм, позиций во взаимодействии с детьми, родителями, коллегами; » самокритичность, ответственность, целесообразность; » перспективность в отношениях, постоянное повышение уровня взаимодействия, коммуникации с другими субъектами образовательного процесса (детьми, родителями, коллегами).Наиболее полно понимание профессионального саморазвития воспитателя ДОУ раскрывают его функции, выделенные на основе сущностных характеристик: адаптации (адекватное приспособление к условиям профессиональной педагогической среды), компенсации (коррекция профессионального поведения и деятельности), оценочная (осмысление рузультатов педагогической деятельности, самокритичность), активности (открытость новому опыту, широта жизненных и профессиональных интересов), коммуникативная (общение, обмен информацией с субъектами образовательного процесса придает уверенность в себе, профессиональную современность), смыслообразующая (активный поиск новых смыслов профессиональной деятельности, своего отношения к истине, возможностей для самореализации).Реализацию данных функций в становлении профессионального саморазвития воспитателя ДОУ обеспечивают компоненты: ценностно-смысловой (представлен наличием потребности в профессиональном саморазвитии, ценностных ориентаций, смыслов и мотивов, осознанием своей роли и предназначения, самоопределением в разных педагогических ситуациях, осмысленностью профессиональной деятельности), содержательно-поисковый (характеризуется проявлением самостоятельности в достижении цели, открытостью новому, продуктивностью поиска благодаря способности к самовыражению, самообразованию, самовоспитанию), результативно-оценочный (проявляется в способности к самооценке профессионального поведения и деятельности, обеспечивает уверенность, самостоятельность, автономность).Полученная теоретическая модель позволила нам перейти к разработке динамической уровневой модели становления профессионального саморазвития воспитателя как основанию для разработки критериальной базы при анализе эффективности методической работы ДОУ. Выделение уровней процесса профессионального саморазвития является объективным основанием для периодизации в педагогической деятельности, в отборе средств и форм методической работы. В качестве оснований для выделения уровней мы выбрали процедуру, построенную на идее уровней становления целостности, разработанную В. С. Ильиным (8), и теоретические выводы о построении динамической модели Н. М. Борытко (9). Мы выделили пять уровней динамической модели.Реактивный уровень характеризуется действительным вхождением (или невхождением) в позицию «быть воспитателем» в процессе повседневной практической деятельности воспитателя детского сада. На этом уровне воспитатель пока еще — конформист, что проявляется в неуверенности, неустойчивости профессионального поведения. Стремление к самореализации, осуществлению замыслов, присущее молодым специалистам, сочетается с недостаточной осознанностью внутренней мотивации, неясностью целей. Активность воспитателя направлена на поиск средств достижения ближних целей и удовлетворения ситуативных потребностей. В новых обстоятельствах воспитатель проявляет повышенную тревожность, мнительность, избегает ответственности. В отношениях с детьми он стихийно влияет на становление субъектности каждого ребенка. Это обусловлено неадекватной (заниженной или завышенной) самооценкой, смутным, нецелостным образом своего профессионального Я. Профессиональное саморазвитие на этом уровне происходит только в благоприятных условиях, при активности извне.Репродуктивный уровень становления профессионального саморазвития отличается появлением осознанной мотивации к профессиональному саморазвитию. Основной мотив — личное материальное благополучие (вознаграждение, присвоение категории и проч.). Цели и смыслы еще смутно очерчены, так же, как и средства их достижения. На этом уровне воспитатель уже может принимать самостоятельные решения, его активность становится более целенаправленной (воспроизведение ранее услышанного или увиденного, подражание более опытным коллегам), а оценочная деятельность направлена, в основном, на обнаружение достоинств и недостатков в работе коллег. Для воспитателя все еще характерна неуверенность, боязнь ошибиться, поэтому он предпочитает действовать по заранее определенной схеме. На первый взгляд, деятельность воспитателя выглядит более шаблонной, чем на первом уровне, в ней трудно увидеть его индивидуальность. На самом деле, это отказ от привычек дилетантской разбросанности, сформированная способность в удобной ситуации использовать имеющиеся средства, благоприятные для становления профессионального саморазвития. Воспитатель на репродуктивном уровне самостоятельно делает попытки осуществить поиск условий, благоприятных для становления профессионального саморазвития, однако при этом не прилагает длительных усилий, то есть, он все еще зависим от условий методической работы ДОУ. При отсутствии таких условий он возвращается к реактивному уровню профессионального саморазвития, теряет со временем смысл профессиональной деятельности. Уровень индивидуализации наступает, когда компоненты профессионального саморазвития сформированы и находятся в определенном соподчинении. Появляется внутренняя потребность в самовыражении, смыслопоисковой деятельности, ориентированной на признанные в ближайшем профессиональном окружении ценности и нормы, целенаправленная активность, сосредоточение на воспроизведении образцов профессионального поведения с элементами «самости», критичность, адекватная самооценка в стандартных ситуациях, обоснование суждений о достоинствах и недостатках профессиональной деятельности, как собственной, так и других педагогов. Воспитатель на уровне индивидуализации, в целом, положительно оценивает возможность работать в нестандартных условиях, но в ситуациях неопределенности предпочитает знакомые способы деятельности, может заметить отступление от намеченной цели, исправить обнаруженные недостатки, проявить элементы творчества, гибкость в неоднозначных ситуациях, отвечает за свои действия в любых обстоятельствах. Он целенаправленно отыскивает возможности для проявления субъектности как условия профессионального саморазвития. Лишь в условиях агрессивности методической службы по отношению к профессиональному саморазвитию воспитателя возможен регресс, снижение уровня ответственности.Уровень устойчивости процесса профессионального саморазвития отличается сформированностью всех его компонентов, стабилизацией структуры, преобладанием устойчивой внутренней потребности в профессиональном саморазвитии, осознаваемого внутреннего напряжения в ситуациях поиска нового смысла. У воспитателей этого уровня закрепляется особая группа ценностей (возможность общаться с детьми, быть причастными к развитию «самости» воспитанников, гордость за их успехи, возможность творческого труда и проч.), появляется устойчивая удовлетворенность своим трудом. Отличительной особенностью этого уровня является сформированная способность транслировать приобретенные смыслы, знания, умения своим коллегам, родителям воспитанников. На уровне устойчивости профессионального саморазвития воспитатель уже нашел себя в профессии, имеет солидный багаж профессионального опыта и знаний, проявляет черты своего неповторимого индивидуального стиля, независимость, уверенность в самом себе, своих решениях, автономность, позитивный образ Я. Этого уровня важно достичь каждому, потому что в качестве источника объективной позитивной информации о ребенке выступает, по мнению М. В. Корепановой (10), прежде всего воспитатель, имеющий адекватную самооценку и позитивный образ Я. На этом уровне воспитатель самостоятельно создает условия для своего профессионального саморазвития, иногда в противовес сложившейся системе методической работы, если она не обеспечивает условия для саморазвития.Уровень интеграции отличается гармоничной представленностью всех компонентов профессионального саморазвития при ведущей роли ценностно-смыслового. Мотивы саморазвития осознаны, приняты и при этом не являются самоцелью. Отличительной особенностью этого уровня саморазвития является осознаваемая потребность в зависимости нового качества (от «значимых Других»), которую можно определить как взаимозависимость, способность обмениваться, взаимообогащаться приобретенными смыслами, знаниями, умениями со своими воспитанниками, коллегами, родителями воспитанников. Это уровень отказа от наставников, а иногда — принятия роли «главного среди равных»; переход от самостоятельного индивидуального поиска средств в достижении целей к коллективному; от адекватной самооценки к обоснованной взаимооценке. Воспитателю этого уровня свойственна культура профессионального общения (может эффективно работать как индивидуально, так и в группе), возрастание ответственности при увеличении трудностей, «субъектная самость», понимаемая как индивидуальный, только этому воспитателю присущий способ общения с окружающими; уверенность, чувство собственного достоинства, перспективность деятельности (ориентируется на «зону ближайшего развития», отдает предпочтение индивидуальным образовательным траекториям). На уровне интеграции воспитатель использует любые ситуации (даже негативные) для собственного развития, то есть можно говорить о гармонизации отношений с профессиональной средой. Выход на этот уровень профессионального саморазвития происходит в единичных случаях и определяется, в большей степени, индивидуальностью воспитателя.Выделив рассмотренные выше уровни, мы, таким образом, получили гипотетическую уровневую шкалу измерения профессионального саморазвития воспитателя, которая может служить основой для оценки эффективности (неэффективности) методической работы дошкольного образовательного учреждения, а также позволяет более результативно определять педагогические цели и оказывать дифференцированную методическую поддержку становлению профессионального саморазвития воспитателя. Решению этих проблем посвящено наше дальнейшее исследование.

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977, 320 с.2. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов. (Вопросы теории): Монография. — С.- Петербург — Волгоград: Перемена, 1997, 166 с.3. Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.Н. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1993, 191 с.4. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1995, 88 с.5. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников. // Сб. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб., 1999, 144 с., с.9-18.6. Крулехт М.В. Педагогическая диагностика в образовательном процессе. // Сб. Готовимся к аттестации! Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб., 1999, 144 с. с.51-70.7. Советский энциклопедический словарь/ Научно-редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.) — М.: Советская энциклопедия, 1981, 1600 с., с.663.8. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). М., 1984. 144 с.9. Борытко Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография. — Волгоград, 2000, 225 с.10. Корепанова М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография. — Волгоград, 2001, 240 с.

Саморазвитие воспитателя ДОУ для аттестации

Мой педагогический стаж не большой – 5 лет. В данном образовательном учреждении я работаю второй год.

В своей работе руководствуюсь Федеральным законом «Об образовании Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г., федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, вступившими в силу с 1 января 2014 года, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Современные изменения российского образования ориентировали меня на переход от стандартной модели обучения и воспитания к личностно-ориентированной модели с опорой на исследования традиционных и новаторских методик обучения и воспитания. Повышение квалификации, внедрение современных образовательных технологий и методик позволили мне усовершенствовать педагогический процесс в соответствии с новыми требованиями.

В работе с детьми использую комплексно-тематическое планирование, интегрированное обучение, что позволяет мне объединять разные виды деятельности и образовательные области в один процесс и вокруг одной цели, интересующей детей.

Цель моей педагогической деятельности является создание благоприятных условий, направленных на развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям.

Педагогические задачи, которыми я руководствуюсь в учебно-воспитательной деятельности:

— укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

— развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

— пробуждение творческой активности и воображения ребенка желания включаться в творческую деятельность;

— органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры и др.;

— воспитание нравственных качеств человека.

Для эффективного решения данных задач и достижения поставленной цели в своей работе использую такие принципы как:

— принцип функциональности среды: предметно-развивающая среда открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса;

— принцип интеграции, обеспечивающий ребенку целостное восприятие картины мира;

— комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса;

— принцип научной обоснованности и практической применимости.

— принцип развивающего обучения, означающий, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка (по Л.С. Выготскому).

— принцип диалогического взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Возрастная группа, с которой я работаю – вторая младшая. Группа имеет общеразвивающую направленность, что предполагает общее развитие интеллектуальных, физических и творческих способностей детей. Основная часть детей посещает дошкольное учреждение с первой младшей группы. Дети активны, доброжелательны, очень подвижны, с разными психологическими особенностями и разносторонними интересами.

Основная трудность в работе с детьми младшего дошкольного возраста, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Меня заинтересовала проблема развития речи у детей и пути её реализации. Мне показалась очень интересной организация театральной деятельности детей, то, как дети раскрепощаются, пытаются что-то проговорить, проиграть. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.

Театральная деятельность, неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Мною используются разнообразные виды театрализованных представлений: театр картинок, театр игрушек.

Мною были разработаны две модифицированные программы по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста: «Речецветик», «Логоритмика для малышей».

Целью программы «Речецветик» является предупреждать и корректировать нарушения речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные задачи программы:

Формирование грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, а также когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления.

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Укрепление и развитие мышц речевого аппарата. (артикуляционная гимнастика)

Развитие общей и мелкой моторики (работа каждым пальчиком,

работа пальчиками правой и левой руки с мелкими деталями, подготовка руки ребёнка к письму).

Развитие разговорной (диалогической) речи и речевого общения

Воспитание умения работать самостоятельно при выполнении каких

2. Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

Целью программы «Логоритмика для малышей» является развивать и корректировать у детей двигательные навыки, в сочетании со словами и движениями.

При этом такие занятия не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата, формированию правильной осанки, а также активному моторному и сенсорному развитию.

В результате реализации программы «Логоритмика для малышей» на занятиях решаются следующие задачи:

1. Развитие фонематического восприятия и фонематического представления.

2. Развитие артикуляционного аппарата.

3. Развитие слухового внимания и памяти.

4. Вырабатывание четкости координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Укрепление костно-мышечного аппарата.

6. Развитие дыхания, моторных, сенсорных функций, воспитывание чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

7. Развитие коммуникативных способностей.

Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр с детьми по программе «Логоритмика для малышей» позволит добиться положительных результатов в развитии речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.

Систематическое использование в совокупности технологий и методов влияет на положительную динамику усвоения основной образовательной программы МАДОУ № 134, о чем свидетельствует мониторинг.

По результатам проведенного мониторинга у детей наблюдается стабильная положительная динамика результатов освоения образовательной программы.

Образовательная область «Речевое развитие».

Отдельно хотелось бы обратить внимание на результаты мониторинга по разделу «Речевое развитие». Обращаясь к театрализованной игре в работе с детьми по развитию связной речи и творческого воображения, можно видеть положительную динамику в уровне развития не только творческого воображения и связной речи, но и в образности речи, интересе детей к непосредственно образовательной деятельности, художественной литературе, русскому фольклору. У детей значительно активизировался словарный запас и в обыденной жизни, речь стала яркой, эмоциональной, дети используют в речи эпитеты, метафоры, пословицы и поговорки.

В группе создаются условия, необходимый дидактический материал для эффективной работы по развитию речи и самостоятельной речевой деятельности детей (созданы картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики, подобран материал по развитию мелкой моторики: трафареты, шнуровки, различные виды конструкторов и т.п.). К школе дети свободно овладели основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, стараются пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т.д. Но есть и такие дети, которые не владеют формами объяснительной речи, затрудняются в построении развернутых предложений, что связано с их индивидуальными особенностями развития.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Работа проводилась в процессе самостоятельной деятельности и в совместной деятельности в интересной игровой форме. Организация жизненных игровых ситуаций, помогли детям освоить опыт поведения и доброжелательное отношение к сверстникам и близким взрослым. Это и организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений и элементарного профессионального взаимодействия взрослых. Режиссерские игры, в ходе которых ребята осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.

Дети научились ориентироваться в правилах культуры поведения, владеют разными формами и способами культурного поведения; умеют самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умеют действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого.

Ребята хорошо воспринимают эмоциональные состояния другого человека, способны оказывать действенную или словесную помощь. Но оказание помощи взрослому или ребенку носит избирательный или ситуативный характер, зависит от настроения. Ребята имеют представления о людях других национальностей и культуры общения с ними, доброжелательно относятся к сверстникам, умеют налаживать дружеские отношения.

Важно отметить, дети научились переносить здоровьесберегающие знания в повседневную практику, например, в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице в природе, в общении с незнакомыми людьми. Дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Анализ показал, что у ребят повысилась исследовательская активность. У большинства детей появилось обобщенное представление о свойствах предметов, ребятишки выделяют самостоятельно основания классификации, замечают и выражают в речи изменения, связи и зависимости групп предметов, чисел, величин.

Дети овладели способом воссоздания геометрических фигур, силуэтов, проявляют интерес и творчество в интеллектуальных играх. Пользуются условными обозначениями.

Образовательная деятельность «Художественно-эстетическое развитие».

Наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей. Традиционно проводятся разнообразные досуги, праздники: «Осени», «8 марта», «День матери», «Новогодние утренники», «9 мая» и т.д. Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Музыкальный руководитель по результатам мониторинга отмечает, что дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах.

Воспитанники активно участвуют в конкурсах рисунков и творческих работ, которые проводятся на городском и всероссийском уровне.

Для повышения качества воспитательно-образовательного процесса в своей работе использую современные педагогические технологии, позволяющие использовать дифференцированный подход к детям, развивающее обучение:

технологии предметно-развивающей среды;

технология исследовательской деятельности;

Для сохранения и укрепления здоровья детей использую здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, пальчиковые игры, дыхательную гимнастику, точечный массаж, учу детей выполнять самомассаж, большую роль отвожу подвижным играм, спортивным мероприятиям особенно на свежем воздухе, что немаловажно для укрепления здоровья детей.

Для реализации задачи по сохранению и поддержанию физического и психического здоровья я работаю совместно с медицинским персоналом и инструктором по физическому воспитанию и педагогом-психологом:

— способствую ежедневному соблюдению режима, он всегда остаётся основой полноценного физического развития детей;

— утреннюю гимнастику провожу регулярно, объединяю с последующими мероприятиями одним игровым сюжетом. Это позволяет дать детям хороший заряд бодрости, положительных эмоций на весь день.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни, разрабатываю консультации, наглядную агитацию, анкетирование, встречу с мед. персоналом.

Применение здоровьезберегающей технологии на практике помогает детям сохранить здоровье за период пребывания в детском саду: снимает психическое напряжение, успокаивает, позволяет снизить заболевания и количество часто болеющих детей.

В работе с детьми наиболее эффективным являются личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Я стараюсь быть партнёром детей во всех видах деятельности. Способ общения – это понимание, признание и принятие личности ребёнка. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу. Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль. Стараюсь поддерживать детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.

Предоставляю возможность детям выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), откликаюсь по возможности на любую просьбу ребёнка в совместной деятельности. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса.

Также в своей работе использую игровые технологии. Основной вид деятельности дошкольника — игра. В процессе игры ребёнок познаёт мир, накапливает личный опыт. Игра-это образ жизни ребёнка. Проведение занятий в игровой форме позволяет мне вовлечь каждого ребёнка в образовательный процесс, где я выступаю в роли партнёра, помощника, но никак не наставника. Для социального развития ребёнка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссёрские, строительные, игры-драматизации, словесные и т.д., которые включаю в ежедневный план работы. Во время игры у детей более успешно идёт развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

Благодаря использованию данной технологии у детей заметно проявилось стремление к общению со сверстниками, они объединяются в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий, возникли дружеские связи между детьми, наряду с этим у дошкольников повысился познавательный интерес.

В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии, так как они позволяют:

— сделать подбор иллюстративного материала к занятиям и оформления стендов группы;

— подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;

— обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;

— создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

В социальной сети мною была создана группа для общения с родителями. В данной группе родители узнают о жизни детей в детском саду. Как проходят прогулки, непосредственно-образовательная деятельность, свободная деятельность и пр. В форме фото и видео. К тому же, на стене группы, я периодически обновляю различные консультации для родителей.

Так же обо мне можно посмотреть и на моей личной странице

Для того, чтобы достичь определённых результатов, для благоприятного проживания и адаптации ребенка в группе создана предметно-пространственная среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребёнка. Мной организованы различные центры активности по интересам детей, способствующие разностороннему развитию детей, которые дополняются и обновляются в соответствии с темой недели.

Все центры расположены в группе так, чтобы детям был доступен материал. Каждому ребёнку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но и становится объектом самостоятельной деятельности ребёнка, являясь своеобразной формой самообразования.

— Центр познавательного развития «Развивайка», в котором собраны дидактические игры на развитие внимания, памяти, мелкой моторики, позволяющий развивать кругозор детей, формировать правильные представления об окружающей действительности.

— Центр театральной деятельности и музыкального развития «Сказка за сказкой», в котором есть различные музыкальные инструменты, способствующие развитию фонематического слуха, музыкальной памяти дошкольников. Разные виды театров: настольный, пальчиковый, плоскостной, театр игрушек, театральные маски, костюмы – позволяют детям воплощать свои творческие замыслы, находить и выбирать выразительные средства показа спектакля, где дети выступают одновременно и режиссерами, и актёрами своих спектаклей. Всё это способствует развитию творческой личности.

— Развитию крупной моторики и двигательной активности детей способствует центр активности «Догоняйка». Он оснащён скакалками, кеглями, мячами, обручами, массажными тренажерами. Также подобран материал подвижных игр, физкультминуток, пальчиковых игр.

— В экологический центр «Мир природы» входят: комнатные растения, подбор игр, иллюстраций по различным временам года, подбор познавательной и художественной литературы. Этот центр помогает воспитывать любовь к природе, родному краю.

— Центр сюжетно-ролевых игр «Игралочка» оснащен различным игровым оборудованием и атрибутами, необходимыми для развития таких сюжетов как, семья, больница, магазин, строительство, парикмахерская, которые способствуют развитию игровых умений детей.

— Центр патриотического воспитания посвящен символам Российской Федерации: флагу, гербу, гимну. А также знакомит детей с действующим президентом Владимиром Владимировичем Путиным. Правая часть представляет Малую Родину — Томск. Здесь представлены герб и флаг, как символы Томской области; расположение области, по отношению к соседним областям.

— Созданию центра «Цветная фантазия» способствовало желание расширить творческий потенциал воспитанников. В этом центре есть всё необходимое для самостоятельной творческой деятельности: альбомы, краски, карандаши, восковые мелки, трафареты, линейки, пластилин и т.д.

Практика показала, что активная деятельность детей в игровых зонах развивает в них самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Полноценно решать задачи воспитательно-образовательного процесса помогают мне разные виды НОД с использованием как традиционных методов и приёмов, так и новых технологий, и методов обучения дошкольников:

— метод проблемно-поисковый, на занятиях стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значима для ребёнка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие;

— исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Стараюсь быть партнёром для ребёнка на занятиях. Учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путём «Проб и ошибок»;

— метод экспериментирования. Дошкольники – прирождённые исследователи, и этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Часто с детьми проводим различные опыты с водой, воздухом, песком и т.д. Также дети имеют возможность самостоятельно экспериментировать в специальном уголке, где есть всё необходимое.

При реализации данных технологий отмечена их универсальность, что позволяет использовать их при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей. Благодаря им, воспитательно-образовательный процесс становится интересным и увлекательным.

Залогом успешной воспитательной деятельности с воспитанниками является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса — это важная задача воспитателя. Вся моя работа ведётся в тесном контакте с родителями. Постоянно обсуждаю с родителями вопросы, связанные с воспитанием, образовательным процессом, организацией досуга. Встречи проходят в форме бесед, консультаций, анкетирования, родительских собраний и т.д. Многие родители интересуются дошкольной жизнью своих детей, помогают мне, принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

Ежегодно родители участвуют в конкурсах, предлагаемых детским садом: «поделки из природного материала»; «мастерская кормушек»; «ёлочные украшения» и др.

Я считаю, что взаимодействие детского сада и семьи — необходимое условие для полноценного развития воспитанников, обеспечивающее усилие компетентности родителей в области воспитания.

Оценку деятельности своей работы я, прежде всего, вижу в радостных лицах детей, которые меня окружают, они мои главные вдохновители. Благодаря им мне хочется творить, создавать новое, делать их жизнь интересной и радостной. Дети чувствуют себя в группе как дома свободно, уютно, раскрепощено. На их лицах улыбки, а это самое приятное в моей профессии. Наша группа стала для детей родным домом, где их любят и понимают, где каждый ребёнок имеет возможность полностью реализовать себя, свои интересы.

Эффективность моей работы зависит от того насколько я забочусь о личностно-профессиональном росте. Всегда готова воспринимать новое. В процессе самообразования я использую различные источники информации: изучение литературы, прохождение курсов повышения квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с последующим обменом опытом.

Свою профессиональную компетентность я подтверждаю участием в профессиональных конкурсах, благодаря которым определяю качество своего труда, выявляю собственные недостатки и корректирую их.

Проанализировав свою работу, я поставила задачи своей будущей профессиональной деятельности:

изучать и использовать новые технологии;

принимать участие в различных конференциях, семинарах и

Всё это будет способствовать не только моему профессиональному росту, но и поможет повысить уровень и качество образовательного и воспитательного процесса в дошкольном учреждении, где я работаю.

Самосовершенствование воспитателей дошкольных образовательных учреждений

МБДОУ «Детский сад №2 с. Янтиково», Чувашская Республика, Янтиковский район

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Павлова Т.Н. Самосовершенствование воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Совушка. 2016. №2. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n2-a/VP16030005.html (дата обращения: 06.08.2018 ).

Современная педагогика исходит из того, что наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности. В ней человек стремится реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность, завоевать авторитет и общественное признание. Одним из способов поддержки индивидуальности выступает профессиональное самоутверждение. Особую значимость проблема самоутверждения приобретает в первое десятилетие ХХI века, в период социально-экономических изменений и преобразований в России. На сегодняшний день кризис системы отношений «человек-общество» влечет за собой утрату человеком чувства стабильности, веры в собственные силы, а порой и желания профессионально самосовершенствоваться. Это имеет отношение к профессиям, связанным с педагогической деятельностью.

Самоутверждение является условием, фактором профессиональной эффективной самореализации человека в профессии. Под профессиональным самоутверждением понимается процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психологических возможностей. Это сложный, многоэтапный процесс, протекающий в единстве с педагогической деятельностью, выполнением профессиональных функций, он не может быть ограничен каким-то одним этапом, а занимает весь период активной трудовой деятельности.

На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формируются соответствующие цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями. Процесс профессионального самоутверждения является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления. Он не ограничивается формированием профессиональной пригодности, а является составной частью личностного самоопределения в целом. Наиболее очевидными показателями профессионального благополучия специалиста являются количественные и качественные характеристики его профессионального самоутверждения. Таким образом, изучение самоутверждения дает большой объем информации о профессиональном благополучии специалиста и делает возможным создание эффективной системы психологического обеспечения профессиональной деятельности. Главными структурными составляющими профессионального самоутверждения являются профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свойства темперамента, межличностные отношения, которые интегрируются в качестве своеобразных иерархических структур на разных этапах овладения профессией.

Изучение профессионального самоутверждения представляется наиболее важным именно в педагогической деятельности, поскольку она зависит от тех свойств личности, которые влияют на специфику самоутверждения в профессиях системы «человек – человек». Особенности самоутверждения воспитателя дошкольного образовательного учреждения определяют практически все характеристики его деятельности, оказывая существенное влияние на формирование личности воспитанников. Акцентирование внимания на личностно-профессиональном развитии воспитателей и средствах, его обеспечивающих, определило целесообразность обращения к использованию потенциала профессионального самоутверждения при повышении квалификации педагогических кадров.

Педагогическая поддержка личностно-профессионального развития воспитателя в ходе повышения квалификации осуществима через реализацию ряда педагогических усло- вий, в числе которых мы в первую очередь обращаемся к педагогическому феномену образовательной среды. Большое внимание изучению образовательной среды уделял В.А. Сухомлинский, подчёркивая её побуждающий к активной деятельности, развивающий и развивающийся характер. Именно активность образовательной среды, «погружение» в образовательный процесс, самостоятельный выбор образовательной траектории воспитателями несёт в себе высокую вероятность возникновения случая, который возбудит личный интерес, спровоцирует кризис компетентности или будет способствовать стабилизации уже имеющейся системы, или укрепит сознание собственной компетентности, словом, в зависимости от этапа, цикла развития или степени зрелости личности, как сложной гуманитарной системы, будет происходить её саморазвитие и самоутверждение. Традиционная система повышения квалификации организована таким образом, что воспитатель не занимает в ней активную позицию, выступая лишь объектом массового повышения квалификации.

Усиление важнейшего источника развития личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, актуализация им всех потенциальных возможностей своего «Я» в его целостности, становится в настоящее время главной задачей курсов повышения квалификации. Базовое педагогическое образование – лишь отправной пункт в непрерывном, «пожизненном» процессе становления педагога, стремящегося быть настоящим профессионалом высочайшего уровня, испытывающего внутреннюю потребность в исследовательской, инновационной работе. Основой становления воспитателя является саморазвитие, постоянный труд души человека. Включение воспитателя в процесс постоянного саморазвития – центральная задача институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Значимым становится не только и не столько обеспечение функционирования педагогических кадров (достраивание профессионализма, оснащение его средствами в соответствии с достигнутым уровнем), но и поддержка их развития, освоение и насыщение современных наукоемких технологий педагогическими средствами; поддержка становления нового качества профессионализма.

Вместе с тем существующие представления о закономерностях личностно-профессионального развития в процессе профессионализации воспитателя, о его профес сиональной активности и самореализации дают основания сделать вывод о необходимости педагогического обеспечения поддержки профессиональной инициативы воспитателя ДОУ в повышении квалификации. Это педагогическое обеспечение может рассматриваться как внешние условия, детерминирующие само изменения, которые проявляются в целенаправленной выработке воспитателем у себя качеств, в совокупности определяемых как готовность к инициативному совершенствованию и преобразованию профессиональной деятельности и самого себя, к реализации инициативы, свидетельствующей о проявлении субъектности воспитателя в его профессионально-личностном бытии и развитии.

Анализ условий, направленных на обеспечение продуктивной профессиональной активности педагога, на реализацию потребностей педагога в становлении его как субъекта личностно-профессионального развития и являющихся практической реализацией существующих научно-методических рекомендаций, позволил выявить противоречия:

  • между стремлением воспитателя дошкольного образовательного учреждения к актуализации индивидуального потенциала профессионализма и недостаточным владением способами саморазвития и профессиональной самореализации, обеспечивающими его личностно-профессиональное развитие;
  • между возможностями инициативы, активности, самоутверждения педагога как способа его личностно-профессионального развития и недостаточной разработанностью условий ее включения в процесс повышения квалификации, ориентированный на поддержку процессов развития образования и профессионализма педагогов.

Выявленные противоречия и определяют проблему, которая состоит в недостаточной научной разработанности процедур и условий включения профессиональной активности, профессионального самоутверждения воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процесс повышения квалификации, направленный на их личностно-профессиональное и культурное развитие.

Таким образом, смысл и сущность педагогической поддержки самоутверждения и личностно-профессионального развития воспитателей дошкольных образовательных учреждений, ставшего на путь научного поиска, могут быть сведены к следующему: в условиях системы дополнительного образования такая поддержка осуществляется через создание совокупности педагогических условий, детерминирующих внутренние условия для саморазвития личности воспитателя дошкольного.

  1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. – СПб.: Спец Лит, 2010.
  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.
  3. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. и др. Предпрофильная подготовка: структура и опыт организации: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,2005. – 165 с.

https://madamvong.ru/razvitie/samorazvitie-vospitatelya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *