Как нужно относиться к прошлому?

 

Немалая часть живущих людей считает своё прошлое пустым и малоинтересным. При вопросе об их прошлом им приходится с огромным трудом «выцеживать» из рутинного болота однообразных дней и лет хоть какое-то яркое впечатление. Да и то, его «яркость» и неординарность весьма относительны.

Нужно понимать, что личное прошлое — это лишь наполовину реальное отражение происходивших событий, а другие 50% — субъективная интерпретация. Она зависит от внутренних установок человека, широты его взглядов, отношения к жизни, да и просто — от настроения. Два человека совсем по-разному излагают одну и ту же историю. Замечали такое? Личное прошлое — это лишь наполовину реальное отражение происходивших событийЛичное прошлое — это лишь наполовину реальное отражение происходивших событий
Фото: Depositphotos

Отношение к прошлому может быть конструктивным и деструктивным. Вот его варианты.

Конструктивное отношение к прошлому:

  1. Принятие. Когда мы принимаем всё, что дано было пережить, без злобы и отчаяния, то высвобождаем силы для будущих изменений. Ведь, как правило, было и плохое, и хорошее. «Это — моя история», — говорим мы себе и идём дальше.
  2. Прощение себя и других. Полезные выводы. Извлечение ценного опыта. «Жизненные уроки», без которых немыслима зрелость.
  3. Благодарность Богу, миру, людям. Это самый счастливый вариант и, увы, самый редкий. Именно такое отношение к прошлому даёт неограниченный эмоциональный ресурс, и мы с уверенностью смотрим в будущее.

Деструктивное отношение к прошлому:

Как нужно относиться к прошлому?Фото: Depositphotos

1. Сожаление о потерянном времени. Чаще всего это встречается у людей, которые были воспитаны в так называемой «нелюбви», т. е. осуществлялся элементарный уход за ребенком, формально его права не нарушались, но не было эмоциональной близости, искреннего интереса к его внутренней жизни. Родители и ребенок напоминали соседей по коммунальной квартире, которые проявляют внешнюю вежливость, но на самом деле — каждый занят своим.

Вам будет интересно  Почему важно знать свои корни: ответ психолога 

Впоследствии жизнь этих детей характеризовалась однообразием и тусклостью впечатлений, какой-то хронической безрадостностью и пустотой. «Время прошло зря… мне 42, а я так ничего и не увидел… не достиг… лучшие годы прошли как во сне».

2. Злость на прошлое. Несколько расширенный вариант «поиска виноватого». Человек почему-то жил «не своей жизнью», возможно, попал в зависимость или проявлял неуверенность, пассивность, трусливую угодливость. Из-за страха согласился совершить неблаговидный поступок. Вынужден был пресмыкаться и подавлять собственные желания.

До определённого возраста он считал, что живёт «как все» (у таких людей непробиваемые психологические защиты!), но потом в какой-то момент с горечью осознал, что непоправимо навредил себе, предал свою душу. Кого он обвиняет? Конечно, не себя. Людей, обстоятельства и своё прошлое. Оно становится словно живым существом, злым и враждебным, от которого хочется избавиться.

3. Желание изменить свое прошлое. Много душевных сил и времени тратится на фантазии о том, что «могло бы быть», если б всё произошло по-другому. При этом не прикладывается никаких усилий для исправления существующей ситуации. Бесплодные мечтания могут привести такого человека к ряду зависимостей, а также к депрессии с суицидальными тенденциями.

4. Уверенность, что все лучшее осталось позади. Закрывает перспективу и превращает жизнь в череду бесконечных сожалений. Когда мы принимаем всё, что дано было пережить, без злобы и отчаяния, то высвобождаем силы для будущих измененийКогда мы принимаем всё, что дано было пережить, без злобы и отчаяния, то высвобождаем силы для будущих изменений
Фото: Depositphotos

5. Самоутверждение прошлым. Это бывает у тех, кто когда-то имел некий социальный вес, признание, даже славу и богатство. Но времена изменились, а человек остался прежним. Да и постарел к тому же. Не осилил требований новой эпохи. Проявлял нетерпимость, поучал и настаивал на том, чтоб «всё оставить, как было».

Вам будет интересно  План саморазвития педагога - ВКР саморазвитие педагога - Саморазвитие педагога

Само собой, что постепенно он остался один. И сегодняшний его день — это утрированная интерпретация собственной прошедшей истории. Его внимание дифференцированно выделяет светлые стороны прошлого, выпячивает их, оставляя в тени всё то, что не соответствует фальшивой биографии. И вот, несмотря на то что от него уже отмахиваются (кому интересна чужая бредоподобная сказка?), он до конца жизни пытается повысить собственный статус за счёт «великого прошлого».

Правильное отношение к прошлому:

  • Понимание важности прошлого. «Без прошлого нет будущего».
  • Трудные ситуации и тяжелые переживания — это всего лишь эпизоды, подготавливающие наше настоящее, это тренировка воли, обретение ценного опыта.
  • Вспоминать трагические моменты надо как можно реже; они должны проплывать перед внутренним взором, словно кадры кинокартины, уже без эмоций («да, это было, но я справился»).
  • Помнить и ценить хорошее, что дала жизнь: счастливое детство, верных друзей, интересную учебу, любовь к красивой девушке и т. д. Какие бы испытания впоследствии не встречал человек, свет прошлого будет сиять сквозь десятилетия, через все преграды и лишения.

Как нужно относиться к прошлому?Фото: Depositphotos

Относитесь к своему прошлому, как к живой истории, благодарите Бога, родителей и тех, кто рядом, за каждый прожитый день!

 

Источник

Похожие статьи

Тест на серийного убийцуТест на серийного убийцу

 Психологи полагают, что скоро будет достаточно простенького десятиминутного психологического теста, чтобы выявить любого серийного убийцу, даже потенциального. Об этом еще в мае 2003 года написали в журнале Nature британские специалисты.

Почему некоторые дети становятся жертвами школьного моббинга?Почему некоторые дети становятся жертвами школьного моббинга?

 Дореволюционные мальчишки из дворянских семей устраивали драки в гимназии, кадеты творили невообразимое под покровом ночи в своих казармах. Я уже не говорю о нечеловеческой жестокости обитателей детских колоний для малолетних

Мотивация и самомотивация: руководство по развитию | Блог 4brainМотивация и самомотивация: руководство по развитию | Блог 4brain

 Мотивация и самомотивация: руководство по развитию Важность мотивации проявляется в одном из двух случаев: когда человек готов учиться и работать часами без остановки и когда это дается ему с огромным