Развитие творческих способностей и мышления – методы развития творческих способностей у взрослых и детей

Аватар

Психология

loading...

Развитие творческих способностей

Общество всегда приветствовало и ценило способности к творчеству. И это неспроста. Именно благодаря людям, обладающим таким талантом, даром, наша цивилизация развивается с бешеными темпами. А такие личности выступают генераторами новых идей, которые способны помогать в решении проблем разного рода. Кроме того, творческий потенциал позволяет создавать комфортные условия для жизни, повышения ее качества, преобразовывать мир для удовлетворения личных интересов и запросов. Поэтому очень важно каждому развивать такие качества.

Творческие способности

У каждого из нас заложено стремление к созиданию. И этот огромный творческий потенциал мы можем развивать без ограничений. Творя, человек меняет мир вокруг себя. А результатом такой творческой деятельности является его рост и перемены в нем самом. Таким образом генерация новшеств и креативных решений для творческой личности представляет собой непрерывный поиск себя.

Многие заблуждаются, считая творческие способности только умением писать стихи, произведения в прозе, сочинять музыку или рисовать. Наш уровень развития творческого потенциала влияет на то, как мы воспринимаем мир, кем ощущаем себя в нем. Людям с низким уровнем присуща склонность к повышенной самокритике, проявлению недовольства не только собой, но и другими, окружающим миром.

Как развить творческие способности?

Ключами раскрытия творческого потенциала могут быть регулярные медитации, работа с образом мышления, убеждениями ограничений с помощью аффирмаций, коучинга, психотерапии.

Немаловажно быть готовым к принятию новых идей не в какое-то определенный временной отрезок, а в любое время. Творить и созидать всегда и везде.

Результаты многочисленных исследований в области творчества показали следующее:

  • Взрослые и дети (без исключений) обладают ярко выраженной потребностью в занятии творчеством. У некоторых людей она жива на протяжении всего их существования, а другие теряют ее, взрослея.
  • Значительное количество людей, у которых не были явно заметны особые таланты в детстве, начали творить активно с возрастом. При этом они сумели добиться успеха в различных областях.

А значит, любой возраст не помеха развитию творческих способностей. Главное – это стимул.

Развитие творческих способностей во взрослом возрасте

Долго считали, что творческой личностью можно быть только с рождения. Тогда вопрос о развитии отпадал сам собой. Но это не так. Взрослым можно повышать креативность, заняться творческим видом деятельности, найти хобби и т.д.

Здесь главным для взрослых людей является стимул, наличие потребности. Тогда они не нарекают на Создателя и Вселенную, что те обделили их творческими способностями, а стараются находить пути усовершенствования себя и области реализации своей личности. Если человек хочет и осознанно стремится к развитию творческого потенциала, то это возможно.

Любая способность развивается в процессе деятельности, предполагая освоение навыков, тренировки. И здесь нужно тренировать в первую очередь мышление.

Чтобы развить у себя эти качества необходимо:

  • Накапливать знания и перерабатывать большие объемы данных из разных сфер. Такая информация – это и источник, и строительный материал в мире творчества;
  • Учиться владеть различными техниками и приемами креативной работы, что способствует переработке обычной информации в оригинальную форму идей;
  • Развивать уникальный вид мыслительного процесса, а именно нешаблонного, который способен нестандартно решать проблемы разного уровня сложности;
  • Иметь положительную мотивацию к творчеству, поддерживающую желание заниматься такой деятельностью, получая при этом личное удовольствие и одобрение, положительная оценка со стороны общественности. Иначе творчески развивать личность просто невозможно.

Специально для тех, кто интересуется развитием креативности, мыслительных процессов и воображения, разрабатываются тренинги, ряд упражнений в форме игры для самостоятельной проработки.

Раскрытие творческих способностей детей

Развитие творческих способностей - фото 4

Дети в раннем возрасте (с самого раннего до 5 лет) очень любознательны. Именно этот период подходит оптимально для воспитания творческих личностей. Каждый ребенок имеет определенный творческий потенциал с рождения. Но сам он обычно проявляется у малышей незначительно. Потому родители должны заниматься развитием таких задатков и именно в раннем возрасте. И здесь стандартные подходы не работают. Творческий ребенок, человек не только хорошо рисует или поет. Занятия по развитию с детьми, начиная с малых лет, улучшают воображение, уровень креативности и способствуют получению разнообразия деятельности в будущем. У них появляется определенная свобода выбора.

Что способствует развитию таланта ребенка: условия для успешного результата

Развитию детей способствует создание следующих условий:

  • творчеством должны заниматься с ранних лет;
  • должен быть свободный выбор творческой деятельности;
  • предоставить разнообразие для выбора;
  • обеспечить благоприятную среду;
  • важна поддержка, мотивация со стороны родителей любого начинания ребенка.

Каждый из детей уникальный по-своему. Потенциал, заложенный с рождения можно и необходимо развивать. Дошкольники хотят творить, видеть и любоваться результатом своей работы. Создавая ряд благоприятных условий для такой их деятельности, взрослые помогают детям лучше понимать окружающую среду и осознавать себя в ней.

Методы и способы развития творческих задатков у детей

Задатки творческих способностей детей развивают такими методами и способами:

  • домашний кукольный театр – развивает воображение, фантазии. Куклы можно купить готовые или сшить самостоятельно. Можно сначала показывать представления, дальше приобщать малыша в такую игру. Вместе с развитием ребенок получает массу позитивных эмоций;
  • художественная деятельность – учить элементарным навыкам рисования можно еще до года. На сегодня существуют возможности выбора материалов и инструментов для этого, например, пальчиковые краски. Они удобны и практичны в использовании. Такой творческий процесс помогает развитию также восприятия цвета, мелкой моторики, креативности, элементарного анализа и сравнения. По ходу взросления набор художественных инструментов расширяется фломастерами, цветными ручками и карандашами и т.д.;
  • занятия лепкой – можно лепить из пластилина, теста простые фигурки, использовать формочки. Это развивает моторику и мышление;
  • создание аппликаций и поделок – подросшим детям можно уже доверять клей, цветную бумагу, ленты, бусины и ножницы. Они отлично помогают в развитии творческой личности ребенка. В сети интернет можно находить примеры для поделок и аппликаций. Создавая свой маленький шедевр, ребенок получает навыки, которые помогут в будущем;
  • чтение литературы – помогает развитию творческого мышления, а также речи, фантазии, запоминания. Ежедневное чтение с ребенком приносит массу позитива;
  • музыка – полезное занятие для ребенка. Развивает память, слух, образное мышление. Слушать классику рекомендуют детям с ранних лет. По желанию ребенка в дальнейшем можно записать в музыкальную школу. Малышу же можно петь, танцевать вместе с ним под любимые мелодии.

К развитию младших школьников приобщаются кроме родителей и учителя. Такие дети все еще активны и любознательны. Поэтому в этом периоде применяется много приемов и способов из перечисленных выше, но они могут быть усложнены.

Начальная школа способна на эффективное формирование навыков нестандартной работы, мышления. Ее задача заключается в развитии навыков решения задач творческой направленности. Для этого необходимо системное и последовательное преобразование реальности, соединение несовместимого, учет субъективного опыта учеников. И это является основой в системном, диалектическом мышлении, воображения, использовании различных методов организации творческой деятельности школьников. Таким образом, нужно проводить целенаправленную работу со школьниками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Творческое мышление: понятие и особенности

Развитие творческих способностей - фото 3

Польза способности принимать нестандартные решения для профессиональной деятельности и быта неоспорима. Творческое мышление предоставляет человеку разные возможности:

  • легкий выход из непростых ситуаций;
  • не быть такими, как стандартно мыслящее, действующее по алгоритмам окружение;
  • достигать большего;
  • иметь огромный шанс на успех.

Такой вид мышления после долгих лет изучений причислен к умственной деятельности с целым спектром особенностей. Его гибкость является способностью не только оперативно переключать внимание с одного вопроса на другой, но и умением находить новые пути в решении задач. Оно предполагает:

  • опираться на образы – новые оригинальные идеи, проекты рождаются в виде объемных образов (не зря же центр, отвечающий за умение человека творить, расположен в правой части головного мозга, а он и ответственен за работу с образами);
  • ассоциативное восприятие – важной особенностью творческой личности является способность оперативной установки ассоциаций между задачами и хранящимися в памяти информационными данными.

Несмотря на частые случаи противопоставления творческого мышления логическому виду, это две части целого. Ведь логика необходима для проверки решений, воплощения идеи, доработки и т. п.

По мнению Г.Уоллеса, творчество нуждается в дистанции (отстранённости от проблем). Мышление по его определению проходит следующие стадии:

  • подготовку, заключающуюся в формировании и попытки поиска решения задачи;
  • инкубацию, предполагающую на какое-то время отвлечение от задания;
  • озарение, когда приходит интуитивное решение;
  • проверку, заключающуюся в испытании решения и его реализации.

Творческое мышление: как активизировать

Существуют следующие методы:

  • психологические – нацелены на пробуждение скрытых, латентных творческих способностей, имеющихся у каждого человека. Наиболее известные из них ассоциативные методы;
  • инструментальные – позволяют не развивать мышление, а находить креативные решения задач.
  • коллективные – методы, предполагающие рождение новых идей при обсуждении какого-либо вопроса в группе, с другими людьми. Наиболее эффективным из них считают мозговой штурм, при котором обсуждается большое количество точек зрения. Они могут быть самыми различными. А на их основе находят оптимальные варианты, которые способны помочь в решении проблем.

Рассмотрим несколько методов подробнее:

  • Упражнение «Игра слов» – предполагает выбор любых двух слов из какого-либо текста и нахождение среди них чего-то общего, можно даже сочинить небольшую историю.
  • Упражнение «Шесть шляп» – лучше практиковать в группе не менее 6 человек, которая делится на 6 экспертов. У каждой команды свой цвет шляпы:

o белый цвет (логика) – «раскладывают все по полочкам»;

o желтый (оптимизм) – в «розовых очках» видеть плюсы;

o черный (критика) – выявлять недостатки идей;

o зеленый (творчество) – сама креативность и свобода мысли;

o красный (эмоции) – описание эмоций на идеи;

o синий (философия) – обобщение всех высказываний.

В случае выбора неподходящей шляпы человека моментально выбивает из зоны комфорта.

  • Прием обратного мозгового штурма – применим для группы. Предполагает высказывания всех точек зрения, но неправильных идей. Из них постепенно остаются лучшие «изюминки»;
  • «Надписи наоборот» – игра, знакомая с детства. Такое чтение активизирует креативность и развлекает.

Таким образом, любые методы благотворно воздействуют и стимулируют активизацию творческих способностей. А при этом еще происходит повышение эмоционального тонуса, рост уверенности в своих силах и самооценки. Такие люди способны и хотят познавать мир, постоянно открывать новинки. Эти изобретательные личности эффективно используют умение и знание. Кроме того, они обладают отлично развитой фантазией и богатым воображением: способны видеть то, что не под силу другим. Это также инициативные люди. Творчество является в первую очередь огромным трудом, а работать необходимо над собой.

Заинтересовала данная тематика? Специалисты Центра развития личности «Арканум» готовы предоставить свою помощь. Больше информации найдете на портале https://www.arcanum.ru/.

Нумерология денег

Предыдущая статья

Презентация «Творческое саморазвитие»

Засимова Дарья Сергеевна

В процессе творческого саморазвития личности выделяют ценностно-мотивационный, содержательно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты. Эти компоненты представлены в презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
tvorcheskoe_samorazvitie.pptx2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Творческое саморазвитие и развитие личности

Творческое саморазвитие – длительный и многоплановый процесс, охватывающий становление личности на различных этапах ее жизнедеятельности .

В процессе творческого саморазвития личности выделяют ценностно-мотивационный, содержательно- деятельностный , эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты. Эти компоненты обеспечивают целостность процесса творческого саморазвития личности.

Ценностно-мотивационный компонент процесса творческого саморазвития личности определяется системой доминирующих ценностей и мотивов, выражающих осознанное отношение личности к творческой деятельности по самовыстраиванию себя.

Содержательно- деятельностный компонент характеризует практический, операционный аспект творческого саморазвития личности. Составляющими деятельностной части компонента являются цели, задачи, содержание, методы, средства и формы деятельности по творческому саморазвитию, а также достигаемые результаты.

Эмоционально-волевой компонент творческого саморазвития личности включает в себя: осознанность и целенаправленность действий, умение владеть собой, своими действиями и своим эмоциональным состоянием; способность личности мобилизовать себя, активно использовать свои возможности для достижения поставленных целей.

Оценочно-рефлексивный компонент в структуре процесса творческого саморазвития личности необходим в силу того, что самооценка и рефлексия выступают как составляющие познания и анализа личностью собственного сознания и деятельности.

Коммуникативно-творческий компонент имеет особое значение в структуре процесса творческого саморазвития личности. Коммуникация – это не столько передача информации от одного лица другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей.

Обозначенные компоненты , являясь частями целостного процесса, предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных. Это означает, что содержание любого отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них.

Факторы и условия, способствующие самосовершенствованию учащихся 1.Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути. 2.Работа над ошибками. 3.Соотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение. 4.Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств. 5.Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед. 6.Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.

Факторы и условия, способствующие творческой самореализации учащихся 1.Периодическая организация учебно-творческой и другой, деятельности учащихся на пределе их сил и способностей. 2.Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий. 3.Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий. 4.Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации. 5.Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся. 6.Показ значимости того вида творческой деятельности, где, личность стремится максимально реализовать себя, 7.Создание для учащихся ситуаций успеха. 8.Похвала , поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.

Факторы и условия, способствующие творческому самоопределению учащихся 1. Профилизация , дифференциация и индивидуализация обучения. 2. Предоставление учащимся задач и заданий по выбору. 4. Предоставление учащимся прав выбора кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя. 5. Организация творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей. 6. Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности. 7. Беседы с учащимися о их профессиональном выборе, профессиональном будущем. 8. Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 1. – К.,1996. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 2. – К.,1998. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак , 2003 – 672 с . Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. перераб . и доп. / Изд-во: Питер. 2009. – 464с. Литература

https://www.arcanum.ru/blog/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey
https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/11/08/prezentatsiya-tvorcheskoe-samorazvitie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *