mybodyguru.ru Психология Факторы саморазвития личности – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Факторы саморазвития личности – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Факторы саморазвития личности Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»

CC BY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Микрюкова Татьяна Юрьевна

Представлены факторы саморазвития личности , рассмотрено их взаимовлияние. Выделен ведущий фактор, обусловливающий развитие личности. Учитывая многозначность понятия «развитие», автор также соотносит выделенные факторы с терминами, обозначающими развитие личности.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Микрюкова Татьяна Юрьевна

Factors of personal self-development

The work the factors of personal self-development and their interference are presented. The leading factor calling forth development of a personality is determined. Taking into account the polysemy of the notion ‘development’ the author brings these factors into correlation with terms meaning development of a person.

Текст научной работы на тему «Факторы саморазвития личности»

ФАКТОРЫ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Т.Ю. Микрюкова (Кемерово)

Аннотация. Представлены факторы саморазвития личности, рассмотрено их взаимовлияние. Выделен ведущий фактор, обусловливающий развитие личности. Учитывая многозначность понятия «развитие», автор также соотносит выделенные факторы с терминами, обозначающими развитие личности.

Ключевые слова: саморазвитие личности, биогенетические предпосылки, социальная среда, внутренняя позиция, субъект, факторы саморазвития личности.

Проблема саморазвития личности является первостепенной в современной психологии. Анализ литературы показывает, что разные направления и школы предлагают свой взгляд на условия, которые способствуют физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности или ограничивают его, а также что понятие «развитие» не имеет строго определенного содержания и им обозначают близкие по значению слова: «возникновение», «рост», «преобразование», «формирование», «саморазвитие» [7. С. 13].

Задача нашего исследования заключается в том, чтобы выделить факторы, обусловливающие саморазвитие личности, рассмотреть их взаимовлияние, а также выделить главенствующие из них и соотнести выделенные факторы с терминами, обозначающими развитие личности.

Исторически первым в объяснении процессов психического развития человека выступил эволюционно-биологический подход. К числу его сторонников принадлежали психологи разных школ — интроспекциониз-ма, бихевиоризма, психоанализа и др. Видными представителями этого подхода были С. Холл, Д. Болдуин, К. Бкшлер, 3. Фрейд и др. Они рассматривали психическое развитие человека как биологически обусловленный, подчиняющийся природным законам процесс. Фундаментом этого подхода является биогенетический закон Э. Геккеля, который гласит, что в «онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития; происходит повторение развития предков от общего корня, к которому данный организм относится» [4. С. 38]. С. Холл, автор теории рекапитуляции, считал, что последовательность и содержание эволюционного и культурного развития, которое прошел человеческий род, заданы генетически и поэтому ни уклониться, ни пропустить одну из стадий своего развития ребенок не может [7. С. 40]. 3. Фрейд также полагал, что фундамент личности закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет, а переживания раннего возраста играют критическую роль в формировании взрослой личности. Он полагал, что последующие изменения места личности в системе социальных отношений представляются как не имеющие никакого значения для изменения типа личности. По Фрейду, основные побуждения возникают из соматических источников и определяют как психическое, так и физическое поведение. То есть, с точки зрения психоанализа, психологический рост осуществляется за счет

ранее недоступного бессознательного материала [9. С. 12].

Таким образом, с общебиологической позиции развитие — это прежде всего «созревание», «рост» по уже существующей программе, и личность в данном случае представляется лишенной собственной активности [7. С. 22], продуктом действия фатальных биологических факторов, и ее развитие носит спонтанный характер.

В отечественной психологии признается бесспорным также и тот факт, что биогенетические предпосылки определяют психическое развитие личности. Однако представители научных школ (В.Г. Ананьев и В.Н. Мя-сищев, A.C. Выготский и А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Д.Н. Узнадзе) рассмазривают их как факторы, которые, по выражению А.Г. Асмолова, «намечают диапазон возможностей развития личности». Б.Г. Ананьев ввел понятие «индивидные свойства», которое, в отличие от более распространенного термина «индивидуальные свойства», однозначно и определенно ориентирует на изучение именно органических предпосылок личности. Наивысшей интеграцией индивидных свойств, по его мнению, являются темперамент и задатки [2. С. 26]. С.Л. Рубинштейн под темпераментом понимал «динамику психической деятельности (ее абсолютную силу, постоянство во времени, адекватность изменившимся условиям), скорость (абсолютную амплитуду колебаний), темп и ритм» [6. С. 194]. Он подчеркивал, что эти «особенности проявляются не в отдельно взятых психических процессах, а во всей деятельности, в протекании всех психических процессов» [Там же].

В отечественной психологии выделяются такие психологические свойства темперамента, как впечатлительность и импульсивность. Под впечатлительностью понимается «различная у разных людей чувствительность, не только и не столько сенсорная, но аффективная, даже преимущественно аффективная» [Там же]. Импульсивность же — это «та сторона темперамента, шторой он связан со стремлением, с истоками воли, с динамической силой потребностей как побуждений к деятельности, с быстротой побуждений в действие» [Там же]. То есть в отечественной психологии отмечается, что оба психологических свойства темперамента дополняют друг друга и влияют на поведение человека, «единство, взаимопроникновение эмоционального и мотивацион-ного» [Там же].

Вам будет интересно  Почему мы заботимся о других в ущерб себе

В процессе формирования характера свойства темперамента переходят в черты характера, содержание

Генетическая психология (психология развития)

которого нерарывно связано с направленностью личности.

Таким обршм, в психологии выделяется биогенетический фагор, непосредственно влияющий на развитие личности. Однако его роль в процессе развития личности оджзначно не определена, поскольку проявляется в деятыьности, во взаимоотношениях с окружающими. Л.С. 1ыготский считал, что высшие психические функции ге могут быть поняты без биологического изучения. В.С Мухина также утверждает, что «биологическое в чешвеке прочно соединено с социальным, и разделить их южно лишь теоретически» [4].

Другим фаггором, определяющим личностное развитие, является социальная среда. В зарубежной психологии этой точки ¡рения придерживались В. Штерн, Э. Эрик-сон, П. Жане, И. Мид и др. Так, по В. Штерну, эволюци-онно-биолопреский подход к объяснению психического развития предстает в форме «теории двух факторов и их конвергенции). По его мнению, внутренние особенности составляют первый фактор психического развития, а вторым фактором выступает влияние окружающей среды -природной и общественной [7. С. 44]. Исследования М. Мид показывают, что характер и способности людей в решающей стетени зависят от того, чему они учатся. Она утверждает, что человеческая природа очень «пластична», точно и специфично реагирует на различные социальные условия [Там хе].

В отечественной психологии проблема влияния окружающей среды, прежде всего социальной, на психическое развит1е человека разрабатывалась С.Л. Рубинштейном, Л.С Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Эль-кониным и др По мнению Л.С. Выготского, движущей силой психического развития человека является обучение. Он различает процессы развития и обучения. «Развитие есть прсцесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой новой ступен! новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но ге содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» [3]. Обучение есть внутренний, необходимый момент в развитии у ребенка не природных, но историчесьих особенностей человека. Обучение создает зону ближайшего развития, т.е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими, а затем становятся достоянием самого ребенка [5. С. 184]. Ключом к пониманию роли социальных условий в развитии личности является и предложенное Л.С. Выготским понятие «социальная ситуация развития)-. Он рассматривает окружающую среду как движущую силу развития личности, условие осуществления деятельности человека и понимает её как «соотношение двух определяющих характеристик». Одна из них — объективная, т.е. социальная среда непосредственно; другая — субъективная — отношение человека

к этой среде. Это соотношение и составляет внутреннюю логику развития личности. Несколько иначе определяет значение окружающей среды для личностного развития В.П. Зинченко. Он пишет, что среда для организма — не движущая, а «приглашающая» сила, не столько обстановка, сколько вызов для личностного роста. Решающее значение, с его точки зрения, имеют именно внутренние источники развития, а не внешние [3]. Таким образом, в обучении и воспитании ребенок выступает не только объектом, но и субъектом деятельности, и внешние причины развития закономерно сочетаются со спонтанностью в его развитии.

Действительно, лишь биогенетические предпосылки и социальная среда не могут обеспечить полноценное развитие личности. По мнению отечественных психологов (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, Б.С. Братусь, Л.Ф. Обухова, B.C. Мухина и др.), процесс саморазвития непосредственно зависит от деятельности самого субъекта. Ведущим фактором личностного развития на всех возрастных этапах жизни человека является, по терминологии B.C. Мухиной, внутренняя позиция — «определенное отношение к миру людей, к миру вещей и к себе самому» [4. С. 54].

Человек строит свое мировоззрение на основе индивидуальной способности к становлению личностных смыслов, через содержательную сторону самосознания. Система личностных смыслов определяет варианты его ценностных ориентаций, которые формируют его жизненный опыт. Эти ценностные ориентации он проецирует на свое будущее. Насколько осознанно относится человек к своим потребностям и способностям, мотивам поведения, мыслям и переживаниям, как он определяет значение себя для другого и другого для себя -от этого и зависит внутренняя позиция личности.

В настоящее время в отечественной психологии происходит становление нового подхода в психологии -субъективного, основы которого были заложены С.Л. Рубинштейном. Его представления о человеке как о субъекте позволили ввести такие понятия, как «саморазвитие», «самодетерминация», «самообразование», которые ориентируют человека на поиск внутренних источников развития. Категория «развитие» теперь понимается «как преобразование — саморазвитие и смена основного жизненного вектора; как преображение — кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с некоторой иерархией ценностей и смыслов бытия человека» [7. С. 22] и понимается человеком «как цель и ценность, а иногда — и смысл его жизни» [Там же]. Рассматривая развитие как «возникновение все более высокоорганизованных и качественно новых уровней бытия» [1. С. 14], C.J1. Рубинштейн считает субъекта «центром перестройки бытия», и здесь человек выступает в своей сущности как субъект психической активности. Он способен непосредственно оказывать регулятивное воздействие на свою психику и опосредованно воздействовать на окружающий мир.

Вам будет интересно  12 целей личного обучения для развития и личностного роста

Сибирский психологический журнал

Человеку внутренне присуще изначально быть субъектом, развиваясь в этом качестве до сознательного деятеля и в этом смысле максимально свободного существа, способного целенаправленно преобразовывать внутренний и внешний мир по своим собственным законам [8. С. 142]. Человек как субъект «способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы» [7]. По мнению В.И. Слободчикова, чтобы стать субъектом, человек должен постоянно превращать свою природу в особый функциональный орган, реализующий субъектное отношение к миру [Там же].

С позиций субъектного подхода биологические факторы сами по себе не предопределяют хода и результатов общего психического развития, становления человека как личности и индивидуальности. Точно так же «социокультурные» факторы не переходят прямо в со. держание субъектности, в способности субъекта. С точки зрения субъективного подхода субъект всегда предстает как неповторимость и духовная уникальность [7. С. 143].

Итак, мы видим, что биогенетические и социальные факторы личностного развития неразрывно связаны между собой и составляют необходимые предпосылки для становления человеческой субъективности.

1. Абульханова-Славская К.А. Принцип субъекта в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна // С.Л. Рубинштейн. Очерки.

Воспоминания. Материалы: Сб. ст. / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. С. 433.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 294 с.

3. Зинченко В.П. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994. 301 с.

4. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 1997. 430 с.

5. Обухова Л.Ф. Детская психология. М.: Тривола, 1995. 357 с.

6. Ольшанникова А.Е. Значение идей С.Л. Рубинштейна в исследовании проблемы эмоций и темперамента // С.Л. Рубинштейн. Очерки.

Воспоминания. Материалы: Сб. ст. / Под ред. Б.Ф. Ломова. М.: Наука, 1989. 433 с.

7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса. 2000. 416 с.

8. Татенко В.А. Психология в субъективном измерении. Киев, 1996. 315 с.

9. Фейдимен Д. Личность и личностный рост. Российский открытый университет. М., 1994. Вып. 2. 105 с.

FACTORS OF PERSONAL SELF-DEVELOPMENT T.U. Mickrukova (Kemerovo)

Summary. The work the factors of personal self-development and their interference are presented. The leading factor calling forth development of a personality is determined. Taking into account the polysemy of the notion ‘development’ the author brings these factors into correlation with terms meaning development of a person.

Key words: self-development of a person, bio-genetic prerequisites, social environment, inner position, subject, factors of personal self-development.

Саморазвитие — что это такое в психологии

Саморазвитие это основа успеха. Оно помогает добиться поставленных целей, накопив знания и опыт, учит получать удовольствие от жизни. Самодостаточный и самоуверенный человек знает, как исполнить желания и стать счастливым.

Саморазвитие

Что понимают под саморазвитием

Что такое саморазвитие:

  • Рост, самосовершенствование, когда человек стремится к новым знаниям, улучшает имеющиеся навыки;
  • Он четко формулирует желания и стремится их реализовать, выполняя каждодневные задачи.

Саморазвитие в психологии – это становление личности и характера. Это рост, направленный на достижение мечты. Философия определяет понятие как борьбу между внутренними противоречиями, которая приводит к развитию личности.

Причина популярности саморазвития

Бешеный темп жизни требует от людей приспосабливаться к изменяющимся условиям. Без личностного роста жизнь становится некомфортной. Человек не может пользоваться существующими благами и ресурсами, вынужден заниматься самообразованием.

Для многих людей недостаточно иметь работу, которая приносит доход. Им важно заниматься делом, приносящим удовольствие. Они ищут себя, открывают новые возможности. Современный мир предлагают неограниченную информацию, которой важно правильно пользоваться:

  • найти ответы на любые вопросы;
  • освоить специальность или получить квалификацию;
  • посетить курсы или тренинги.

Высокая конкуренция при поиске места в жизни заставляет людей пробовать себя в новых профессиях, развиваться. Это важно не только для отдельной личности, но и для коллектива. Саморазвитие – стимул для развития команды и окружения.

Почему важно заниматься саморазвитием

Обучение не заканчивается школой и институтом. Самосовершенствование обогатит жизнь, добавив в нее массу нового и интересного:

  • Знания, знакомство с чужим опытом помогут избежать ошибок в будущем, стать увереннее и успешнее;
  • Образованный человек имеет собственную точку зрения, ориентируясь во многих жизненных ситуациях и проблемах на профессиональном уровне. Это вызывает уважение со стороны окружения, особенно при деловом общении, что еще больше поднимает самооценку;
  • Получение знаний изменит круг общения, появятся друзья, обладающие схожими интересами. Это улучшит коммуникативные навыки;
  • Саморазвитие приведет к открытиям, вызывающим восхищение, желание творить. Это добавит эмоций, разнообразит досуг и жизнь станет более интересной и насыщенной.

Радость жизни

Принципы саморазвития

Из определения саморазвития становится ясна его задача – изменить жизнь, добавив в нее красок. Это способ достичь внутренней гармонии, познать себя. Цель самосовершенствования заключается в достижении счастья. Нужно понимать, что это не абстрактная величина, добраться до которой невозможно. Счастливая жизнь ждет человека, знающего, чего он хочет и стремящегося к этому.

Вам будет интересно  Личный дневник как инструмент развития осознанности

Обратите внимание! Нельзя винить в провалах окружение или обстоятельства. Счастье – дело рук каждого. Целенаправленная работа над собой приведет к результату.

Каждый человек воспринимает действительность по-своему:

  • видит лишь плохое;
  • обращает внимание на позитивные моменты.

Именно правильный настрой определяет положение дел. От взгляда на происходящее зависит то, каким оно будет, испортит настроение или даст глоток свежего воздуха. Нельзя транслировать негатив в жизнь, опираясь на жадность, зависть, гнев.

Люди способны меняться и развиваться. Все зависит от желания и настроя. Характер не дается с рождения, он меняется в зависимости от жизненных ситуаций и реакции на них.

Дополнительная информация. Для детского возраста саморазвитие несвойственно. Но уже в школе на уроках обществознания даются азы самопознания, как способа самосовершенствования.

Личность формируется годами, и всегда есть шанс измениться к лучшему, искоренить вредные привычки, посвятить время самообразованию.

Заниматься саморазвитием непросто – это долгий путь, длиною в жизнь. Естественно, что будут подъемы, неудачи. Нужно верить в свои силы, заручиться поддержкой близких и не сомневаться в том, что счастье ждет впереди.

Саморазвитие и Колесо жизненного баланса

Колесо жизненного баланса – система жизненных ценностей. Необходимо определить сферы жизни, существующие на данный момент. Обычно это:

  • Семья;
  • Работа;
  • Дети;
  • Творчество;
  • Отдых;
  • Друзья;
  • Здоровье;
  • Любовь.

Нужно выбрать 8 пунктов, представляющих наибольший интерес, можно включить дополнительные не из списка. Затем разбить нарисованный круг на секторы, соответствующие сферам. Проанализировать пункты и оценить собственное удовлетворение в каждой области. От этого зависит направление или вид саморазвития, находящийся в приоритете. Например, совершенствование духовной, материальной, социальной сферы, карьерный рост или создание семьи.

Семья как жизненная ценность

Семья как жизненная ценность

Задача метода – в достижении гармонии, сделать это можно, если колесо покатится. Все направления должны развиваться равномерно. Начинать восстанавливать баланс нужно с самой отстающей сферы. Возможно, впоследствии окажется, что один из секторов потерял ценность и будет заменен другим.

Обратите внимание! Использование колеса жизненного баланса поможет определить, что в жизни является важным, а что второстепенным. Это толчок для тех, кто не понимает, в каком направлении двигаться, когда кажется, что запутался.

Этапы саморазвития

При стремлении к становлению личности полезно составить программу саморазвития. Это упорядочит мысли и позволит отслеживать результаты работы.

План личностного роста на год

Планирование – один из методов повышения эффективности деятельности. Оно приводит мысли в порядок, учит расставлять приоритеты и отказываться от незначительного. Метод активно применяется в менеджменте для улучшения профессиональных качеств работников.

План личностного роста на год на начальном этапе можно разбить на декады, выбрав главные цели. Внутри каждого блока придумать промежуточные задачи. Они должны работать на основную мечту.

Пример плана при саморазвитии:

  • Определить жизненные приоритеты. Путем рассуждений оценить достижения, проанализировать неудачи. Главное – понять, что действительно важно, и найти поддержку (это друзья или близкие, мыслящие в том же направлении и готовые идти рядом);
  • Избавиться от лишнего, выбросить или раздать ненужные вещи. Освежить обстановку дома, позволить себе расслабиться, слегка отпустив ситуацию. Нужно создать позитивный настрой. Зависимость от пережитых негативных эмоций тянет назад. Поэтому нужно расстаться с отрицательными событиями, отпустить злость;
  • Разрешить себе измениться: отправиться в спортзал или бассейн, изменить прическу или цвет волос. Главное – выглядеть так, чтобы было комфортно, и это придавало уверенности в себе, чтобы при взгляде на себя в зеркало хотелось улыбаться;
  • Приступить к обучению. В приподнятом настроении легче усваивать знания. Сейчас есть большой выбор получить их: отправиться на тренинги, записаться на курсы, поучаствовать в мастер-классе, поступить в школу иностранного языка. В свободном доступе находится масса литературы и аудиокниг.

Тренинг

План на год для саморазвития каждый составляет, опираясь на приоритеты и представляя мечту. Четкое представление желаемого – залог успеха. Целевая комплексная программа (цкп) саморазвития поможет не сбиваться с пути, отслеживать победы, следить за неудачами и не забывать о цели.

Препятствия на пути саморазвития

Люди не всегда осознают конечность жизни, откладывая все на потом. Нужно отбросить мысль, что впереди много времени, и начать действовать сейчас. Важно не замыкаться на себе, а уметь принимать помощь, слушать советы людей, в компетентности которых нельзя сомневаться, систематизировать знания и составить план самосовершенствования. Но не нужно быть уверенным, что все произойдет так, как задумано. Отклонения от плана не должны выбивать из колеи. Умение справляться с непредвиденными обстоятельствами – шаг на пути саморазвития.

Иллюзии и ошибки саморазвития

Заниматься саморазвитием – это не значит, что нужно поглощать информацию, получать дополнительное образование, важно уметь применять знания на практике. Только активный человек способен достичь цели. Не нужно пытаться охватить все и сразу, перепрыгивая с одного направления на другое. Это заберет энергию и силы, а роста не произойдет. Главное – понимать цель, видеть ее перед собой. Отсутствие мотивации – главный фактор для гибели начинаний.

Обратите внимание! Невозможно свернуть горы, если противиться всему новому, не принимать изменения, происходящие в мире.

Достижение цели

Саморазвитие личности – сложный путь, состоящий из побед и неудач. Уверенный в себе, позитивно мыслящий человек понимает, чего он хочет от жизни. Он ставит цель и идет к ней, опираясь на собственные ценности и заручившись поддержкой близких людей. Работа над собой, поглощение знаний, накопление опыта помогут в самосовершенствовании, становлении личности.

Видео

https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-samorazvitiya-lichnosti
https://srazu.pro/teoriya/samorazvitie-v-psixologii.html

Похожие статьи

Как эффективно измениться?Как эффективно измениться?

 А значит вы, дорогие читатели, люди опытные, перемены в жизни повидавшие, и разговор с вами как с коллегами по цеху должен быть прямым и четким. Поэтому в данной статье о

Как избежать вражды с соседями?Как избежать вражды с соседями?

 Как тут быть? Реально смотреть на вещи. Мы купили то, что были в состоянии купить. Это не охраняемый коттедж в элитном подмосковном посёлке и не вилла где-нибудь в Колумбии с

Каким должен быть современный учитель: качества хорошего преподавателя и профессиональные компетенции школьного педагогаКаким должен быть современный учитель: качества хорошего преподавателя и профессиональные компетенции школьного педагога

 Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный учитель Хороший преподаватель — это не только знание предмета и любовь к детям. Разбираемся, на чём строится компетентность преподавателя по профстандарту в