Саморазвитие педагога — Педагогические таланты России

Аватар

Психология

Что влияет на саморазвитие учителя

Профессиональное саморазвитие педагога во многом зависит от его желания и стремления достичь определенных высот в карьере и формировании себя как личности. В течение всей жизни человек может не раз сменить поле деятельности. Не каждый осознанно подходит к выбору профессии сразу после окончания школы. Однако от уровня профессионализма зависит размер дохода, а это требует развития определенных качеств и навыков.

В первую очередь у специалиста должна быть способность к самообразованию. Больше всего это касается учителей. К. Д. Ушинский утверждал, что педагог живет до тех пор, пока учится. Так что же это такое — профессионально-педагогическое саморазвитие и как достичь гармонии в этом направлении?

Профессиональное саморазвитие педагога как оно есть

Профессиональное саморазвитие педагога – это осознанный процесс, нацеленный на повышение и развитие педагогических качеств в соответствии с социальными требованиями и программой личного развития.

В определенном смысле, в руках учителей — будущее страны, так как они воспитывают новое поколение. Какими будут наши дети, когда вступят во взрослую жизнь, во многом зависит от них. Именно поэтому на современном этапе развития общества стоит вопрос о подготовке «эффективных» педагогов, которые в условиях массового образования способны обеспечить высокий уровень обучения, позаботиться о здоровье и досуге своих учеников.

Профессиональное саморазвитие педагога предполагает использование специально разработанных методик, применение которых позволяет повысить уровень педагогической компетентности. К числу стандартных методов можно отнести: курсы переподготовки и повышения квалификации, предметные комиссии и методические объединения, школы передового опыта, семинары для молодых педагогов, творческие сообщества, педагогические чтения и прочее.

Однако для того, чтобы стать настоящим «профи» в своей области, одних семинаров и курсов недостаточно. Независимо от того, какой предмет преподает учитель (математику, естествоведение, русский язык, или любой дугой), повысить эффективность своей работы невозможно без систематических самостоятельных занятий.

С точки зрения психологии преподавательской деятельности человек не может гармонично развиваться без успешного овладения своей профессией. Педагог работает с людьми и его собственная личность – главный рабочий инструмент. Поэтому, чтобы стать профессионалом, учителю нужно стремиться к личностному росту.

Условия современного мира ставят перед педагогами задачу: использовать новые способы и формы самообразования. Профессиональное саморазвитие педагога – это движущая сила на пути к личному прогрессу. Преподаватель должен вести практическую работу над собой, проходить профессиональную подготовку и переподготовку.

Развитие потенциала – залог профессионализма

Как правильно учителю организовать профессиональное саморазвитие? С чего начать? Рассмотрим основные аспекты психологии преподавательской деятельности, которые помогут продвинуться вперед в работе и жизни в целом.
Развитие личности начинается с самоанализа и трезвого восприятия своих качеств. Критическое отношение к собственным успехам и изучение неудач стимулируют к постоянному личностному росту и совершенствованию профессиональных навыков.

Человек оценивает свои поступки, сравнивает результаты с достижениями других людей, делает соответствующие выводы и корректировки, чтобы не наступить на одни и те же грабли дважды. Так, признанный гений Альберт Эйнштейн не считал себя одаренным. Он был убежден, что его научные достижения — результат трудолюбия и огромной работоспособности.
Профессиональное саморазвитие педагога не будет эффективным, еслипедагог не сформулирует личностно значимые цели (как долгосрочные, так и краткосрочные). Именно от широты стремлений зависит дальнейшая перспектива личности. Он может стремиться «жить не по лжи», стать учителем с большой буквы, принести пользу людям и так далее.

Реализация задуманного требует времени, однако пока человек имеет цель, у него есть стимул к развитию. Краткосрочными задачами педагога могут быть: организация учебной деятельности, развитие усидчивости, организаторских способностей и др.

Чем больше индивид знает о типологических особенностях своей нервной системы и чертах характера, тем легче ему работать над собой. Самопознание и самооценка позволяют составить педагогу собственный психологический портрет, сделать анализ достоинств и недостатков, осознать перспективы и создать мотивацию.

Составление программы профессионального саморазвития для педагога

После того, как преподаватель определился с целями и превратил свои желания в намерения, ему необходимо приступить к действиям по изменению личности. Для этого следует наметить программу самовоспитания в рамках педагогической деятельности.

Программа профессионального саморазвития педагога – это план действий, направленных на достижение поставленных задач с учетом требований педагогики. Другими словами — это процесс материализации собственного прогноза о возможном личностном росте.

При реализации программы профессионального саморазвития, педагог осознанно занимается самовнушением, самоубеждением, аутотренингом. Он создает притягательные цели, рисует в своем воображении перспективы роста и будущих достижений. Дополнительно человек использует словесные аффирмации.

Для корректировки программы профессионального саморазвития педагога нужна «прокачка» самоконтроля. Самодисциплина – очень важный этап совершенствования мастерства. Учитель начинает осознанно подходить к решению вопросов, реально оценивает собственные действия и результаты работы.

В процессе тренировки самоконтроля специалист ориентируется на эталон, идеал – конкретную личность или собирательный образ. Качество такого образа напрямую зависит от того, насколько личность осведомлена в данной сфере. Поэтому очень важно пополнять свой багаж педагогических знаний.

В результате проведения работы по самовоспитанию и самосовершенствованию, человек начинает замечать позитивные изменения в характере и успешное продвижение в профессиональной деятельности. Педагог осознает свои успехи и это дает ему еще больший стимул к дальнейшему развитию. При этом, чем больше результаты, тем сильнее желание идти вперед.

Современность и саморазвитие профессиональных качеств

Подготовка учителя к уроку длится всю его жизнь. В этом вся суть его профессии. Нельзя отдавать не имея. А отдача от педагога требуется большая. Поток информации в условиях быстрого технологического прогресса с каждым годом бурно растет, а программа обучения усложняется. Вследствие этого, полученные знания морально изнашиваются.

Сегодня кругозор учащихся растет в ускоренном темпе. Все чаще ученики задают преподавателям каверзные вопросы. В мире электронных технологий учитель выступает в роли связующего элемента между мощнейшим информационным потоком и студентами (школьниками). Поэтому ему важно идти в ногу со временем, быть просвещенным в этих вопросах, разговаривать с учащимися на одном языке.

В условиях современности, для саморазвития профессиональных качеств преподавателя очень значимым является культурное и интеллектуальное самообразование в сочетании с физическими, эстетическими и нравственными аспектами. Эти сферы тесно взаимосвязаны. Педагогу следует читать разнообразную научную, художественную литературу, книги об искусстве, работать со справочниками.

В понятие «самообразование» каждый вкладывает свой смысл. Кто-то глубоко изучает конкретную область, другие стремятся получить разносторонние знания. С практической точки зрения, профессиональное саморазвитие педагога будет более эффективным, если сочетать широту кругозора с интересом к определенной сфере занятости.

Каждый ученик желает видеть перед собой эрудированного организованного наставника. Поэтому преподавателю необходимо тренировать речь, мышление и память. Для этого следует систематически нагружать себя новой информацией, закрепляя практикой теоретические знания; учиться видеть в простом прекрасное, новое, интересное и необходимое.
Каким еще отличительным качеством обладает учитель-профессионал? Он имеет глубокие познания своего и смежных предметов на современном научном уровне. Ученики могут простить преподавателю многое – сухость, придирчивость, чрезмерную строгость, но они никогда не простят незнания своего дела.

Роль психологии в преподавательской деятельности

Любой учитель прежде всего должен быть психологом. Он имеет дело с группами людей, в которых каждый человек – индивидуальная личность, требующая особого подхода. Справиться с этим невозможно без знаний психологии. Поэтому профессиональное саморазвитие педагога включает обязательное условие: изучение новейших психологических достижений, связанных с обучением и воспитанием.

Психологию личности, ее структуру и факторы формирования; возрастные особенности учеников; способы выявления задатков и способностей; общие человеческие потребности и мотивы; основы общения; тонкости межличностных отношений и прочее.

Большую роль в воспитании играет самрегуляция. В процессе обучения возникают разные ситуации, в том числе и экстренные. Специалисту нужно уметь управлять собственным психическим состояниям, чтобы действовать оптимально и осознанно при любых обстоятельствах.

Истинный «асс» педагогики владеет искусством постановки и решения поставленных задач. Он панорамно воспринимает действительность, способен быстро сориентироваться в трудных ситуациях.

Все люди проходят этапы зрелости: ранней, средней и поздней. Педагогу важно работать над собой, чтобы стать зрелой личностью и мудрым наставником. Ему следует уделять особое внимание формированию духовно-нравственных качеств воспитанников, научить их жить в гармонии с собой и другими людьми.

Учитель как творец

Профессиональное саморазвитие педагога включает творческое становление. Утверждение о том, что педагогика имеет творческую природу, стало общепринятым. Творчеством называют деятельность, порождающую что-то новое при использовании личного опыта и формировании уникальных комбинаций умения и знаний. Творческий преподаватель делает открытия, способен умудрить и ободрить.

Предмет педагогического творчества – это человек, а он всегда уникален и неповторим. Но такое творение требует руки талантливого Мастера. Поэтому педагог – это не только профессия, но прежде всего — призвание. Призванные преподаватели — высококультурны, любят экспериментировать и проводить исследования. Они разрабатывают авторские программы, владеют индивидуальным стилем работы.

По словам ученых, творческий учитель – это исследователь, обладающий соответствующим образом мышления, высоким уровнем мастерства и потребностью в профессиональном воспитании. У него развито интуитивное восприятие и критический анализ.

В творчестве педагогов появилось существенно новое направление — креативное обучение и воспитание. Происходит смена ценностных ориентаций, интуитивное освоение новых знаний и их творческое использование.

Человек, не прошедший специальную подготовку и не имеющий знаний в профессиональной сфере, не способен успешно творить. Чтобы вести работу изобретательно, нужно быть компетентным и иметь соответствующий опыт. Только тогда возможно находить оригинальные способы решения разных задач, используя воображение и полет мысли.

Подводим итоги: педагогические параллели

Напрашивается вывод, что творческий подход к делу является одним из качеств учителя-профессионала. Однако творчество – это не только преобразование опыта, но и стремление к развитию, поиски новизны, приводящие к новаторству. Таким образом, профессиональное саморазвитие педагога можно рассматривать как процесс «творения» собственной личности.
Многие передовые педагоги составляют личный творческий план, включающий список мероприятий по основным направлениям самообразования. Этот документ является сугубо индивидуальным. Такие педагоги придерживаются собственной методичной системы, которую они постоянно совершенствуют. Это высочайший уровень педагогического искусства.

Все вышеперечисленные формы профессионального саморазвития учителя служат основой его роста как специалиста. Если приступить к делу с желанием и приложить должные усилия, результаты не заставят себя долго ждать. Планомерная, систематическая и целенаправленная работа позволит значительно повысить свой профессионализм.

Какими качествами должен обладать учитель?

Какими качествами должен обладать учитель?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

  1. Стандарт педагогического образа
  2. Значимые свойства личности в профессии
  3. Самые важные профессиональные качества
  4. Характеристика «идеального педагога»

Учитель – важный человек в жизни каждого. В памяти у многих навсегда остаются те, кто сыграл особенно важную роль в жизни. Учитель ведь не только тот, кто обучил тому или иному предмету, но и тот, кто не оставил в трудную минуту, указал верный путь, помог принять верное решение. Так какими качествами должен обладать учитель, чтобы соответствовать своей профессии и требованиям времени?

Стандарт педагогического образа

Сколько бы ни спорили о том, каким должен быть идеальный учитель, или каким хотят его видеть дети, существует определенный стандарт, который прочно сформировался. К нему в идеале должен стремиться учитель, если любит свою работу и готов посвятить ей жизнь. Прежде всего, преподаватель – это в какой-то степени идеал, к которому нужно и хочется стремиться. То есть он должен обладать целым набором положительных качеств, о которых он не просто рассказывает детям, а каждый день демонстрирует своим поведением.

Поскольку это должен быть пример для подражания, то внешний облик учителя играет большую роль. Это, конечно же, опрятность в одежде, строгий стиль, аккуратность во всем, в том числе в поступках и словах. Профессия учителя предполагает не только доскональное знание своего предмета, но и широкий кругозор, умение ответить ребенку на любой вопрос, даже если он и не связан с непосредственной деятельностью.

Учитель – это тот человек, который должен уметь погасить конфликт, разрешить справедливо возникший спор и сделать это виртуозно, чтобы никого не обидеть, не ранить, не оставить тяжелый след в душе. А здесь уже нужно учитывать характеры детей, их эмоциональное состояние, физиологические особенности развития. Таким бы хотелось видеть учителя – умным, эрудированным, понимающим, настоящим другом для детей и помощником для родителей.

Кто-то и действительно обладает всеми этими качествами, а кому-то нужно стремиться к совершенству. Но делают это лишь те, кто по-настоящему любит свою профессию и работает по призванию.

Значимые свойства личности в профессии

Нигде так не важны личностные качества, как в профессии учителя. И это совершенно неслучайно. Ведь этот человек не просто дает знания по своему предмету, он активно участвует в формировании нравственных и духовных ценностей у детей, что может сыграть большую роль в дальнейшем. Есть качества, которые отличают учителя от представителей других профессий.

Любовь к детям

Это, пожалуй, самое основное качество, без которого в учебном заведении делать нечего. Далеко не все люди обладают этой способностью – искренне любить детей. Именно от хорошего отношения к детям зависят все остальные мотивы, побуждающие педагога к действию. Здесь и желание научить детей многому, оказать помощь в становлении личности, качественно организовать досуг, привлечь к интересным занятиям. Когда взрослый человек искренне относится к своим ученикам, они это чувствуют и, соответственно, отвечают тем же: стремятся порадовать своего учителя, хорошо себя ведут, усваивают материал. Так что от учителя зависит очень многое.

Стремление к совершенствованию

Педагог вызывает интерес у детей и желание подражать только в том случае, когда он демонстрирует свое желание постоянно совершенствоваться. В какой-то степени учитель постигает новые знания месте со своими воспитанниками. Они могут вместе увлечься каким-то новым делом. Все зависит от той области знаний, в которой работает педагог. Это могут быть совместные походы с попутным изучением флоры и фауны, интересные открытия.

Учитель не только готовит детей к конкурсам, олимпиадам и соревнованиям. Он и сам участвует в таких мероприятиях, тем самым демонстрируя ребятам желание постоянно развиваться, стремиться к достижению цели. Дети с такого учителя охотно берут пример.

Сам педагог, если он любит свой предмет и хочет заинтересовать ребят, обязательно изучает новую литературу, пополняя свои знания.

Правильная оценка своих возможностей

Педагог должен быть объективным по отношению, прежде всего, к самому себе. Директор школы всегда стремится сделать так, чтобы педагогический коллектив работал плодотворно. И речь идет не только об образовании и воспитании детей, но и об организации различных мероприятий, участий в профессиональных конкурсах, семинарах. Каждый педагог по мере своих сил вносит лепту в общую работу коллектива и, конечно, старается, чтобы его класс был на хорошем счету по оценкам, дисциплине, участию в общих делах.

И здесь главное – правильно оценить свои возможности. Учитель тоже должен чувствовать себя комфортно и успевать выполнять те обязанности, которые на него возложены. Но при этом нужно понимать, сколько сил и времени требуется для подготовки урока, мероприятия. Если педагог адекватно оценивает свои возможности, он справляется с работой, делает ее качественно.

Гуманизм

В любых ситуациях учитель должен проявлять гуманность, даже если это бывает сложно. В каждом ребенке учитель должен видеть личность и помогать ей реализоваться. Все дети разные, и обстоятельства в каждой семье свои. Но независимо от этого, учитель должен суметь втянуть ребенка в образовательный процесс, увлечь его, помочь адаптироваться в коллективе. А если есть явные проблемы со сверстниками, именно учитель должен пресечь все неприятные ситуации, не позволить довести ситуацию до критического состояния.

Хотя это порой и сложно претворить в жизнь с современными детьми, но настоящий профессионал своего дела должен уметь «достучаться» до каждого ребенка и при этом оставаться доброжелательным, терпеливым, мудрым.

Это настоящее мастерство, которое дано не каждому. Это определенный талант плюс опыт, который нарабатывается с годами.

Самые важные профессиональные качества

От педагога очень многое зависит в судьбе ребенка. Знания, заложенные учителем, позволяют хорошо усваивать материал, получать высокие оценки, сдавать успешно экзамены, поступать в будущем в престижные вузы, получать профессии и успешно реализовывать себя в жизни. Очень логичная цепочка может превратиться в кривую линию, если педагог был не тем, пошел не по призванию и не обладал крайне необходимыми профессиональными качествами. Следует их рассмотреть подробнее.

  • Очень важны психофизические характеристики, поскольку темперамент, состояние нервной системы играют огромную роль в процессе общения с детьми. Педагог должен быть открыт для общения, окружающего мира, видеть в каждом ребенке личность и уважать ее, но вместе с тем и самим быть яркой индивидуальностью, способной увлечь и повести за собой.
  • Не менее важный аспект в деятельности человека, работающего с детьми, уравновешенность. Трудности в данной работе неизбежны как в общении с детским коллективом, так и с коллегами и директором. В разных ситуациях нужно уметь проявлять гибкость, ни при каких обстоятельствах не идти на конфликт, сохранять выдержку и собственное достоинство.
  • Быстрота реакции, мобильность, готовность к получению новых знаний также находятся не на последнем месте. Педагог должен быть активным и энергичным, интересующимся многими аспектами жизни. В различных ситуациях он должен уметь реагировать быстро и принимать правильные решения.
  • Память и мышление должны быть на высшем уровне, поскольку это имеет прямое отношение к процессу обучения. Только при наличии этих качеств можно хорошо донести материал до детей и оказать помощь в его усвоении.
  • Речь – это отдельный момент, заслуживающий внимания. Педагог должен обладать грамотной правильной четкой и ясной речью. Это очень важная составляющая требований, которые предъявляются к этой профессии. Ведь зачастую с помощью выразительной и грамотной речи можно убедить человека во многом.
  • Существует и еще ряд качеств, без которых профессия педагога просто немыслима. К ним относятся готовность прийти на помощь в трудной ситуации, доброжелательное отношение, проявление терпения и выдержки в любых нестандартных ситуациях, высокая стрессоустойчивость вне зависимости от обстоятельств и, конечно, вера в лучшие человеческие качества, благоприятный исход любого начинания. Все это придает сил и уверенности ученикам, которые находятся рядом с таким учителем.
  • Дисциплинированность и ответственность – это тоже две составляющие, которые должны присутствовать в списке достоинств любого педагога. Он должен отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, тем более если это имеет непосредственное отношение к детям и учебному процессу.

Характеристика «идеального педагога»

Подводя итог, можно сказать, что и ученикам, и родителям хотелось бы видеть в школе идеальных педагогов, хотя взгляды детей и родителей могут расходиться в некоторых моментах. Хорошего современного педагога отличает желание стремиться к самосовершенствованию, шагать в ногу со временем, открывать новые горизонты и вести за собой детей. Систему ценностей, которые дети, к сожалению, не всегда получают в семье, должен также выстроить педагог.

Безусловно, плюсом педагогу будет то, что он уделяет детям много времени и во внеурочное время, устраивает интересные мероприятия, ходит в походы, отправляется в путешествия, посещает кино, театры и другие культурные заведения. Детям должно нравиться осваивать тот или иной предмет и добиваться успехов, а здесь все зависит от педагога – насколько он сможет заинтересовать и увлечь. Хорошему учителю удается даже подтолкнуть ребенка к самостоятельному поиску какого-то материала. Если присутствует уважение к учителю, то и есть желание порадовать его, заслужить одобрение, получить высокую оценку, занять призовое место в конкурсе. Ведь о высокой квалификации учителя как раз говорят успехи его учеников.

Еще один аспект, важный для каждого ребенка, это возможность видеть в учителе не диктатора, а друга, умного старшего товарища, который не предаст. Ему можно доверить свои мысли и надеяться, что в трудную минуту он окажет помощь. Но речь идет, конечно же, о тех детях, которые заинтересованы в учебном процессе, комфортном существовании в коллективе.

Так называемые трудные подростки плохо идут на контакт, здесь педагогу требуется особый талант психолога и огромное терпение.

https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B0/
https://vplate.ru/uchitel/kachestva/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *