Самообразование воспитателя в ДОУ: список тем по ФГОС и готовый план

Аватар

Психология

Темы по самообразованию для воспитателей

  • Актуальность самообразования
  • Формы самообразования
  • Выбор темы
  • Тема самообразования по ФГОС
  • Темы для подготовительной группы
  • План по самообразованию
  • Папка по самообразованию воспитателя детского сада

Для педагога самообразование это необходимый процесс, чтобы не только оставаться востребованным в своей профессии, но и (это самое главное) успешно выполнять свои функции воспитателя. Только тот, кто способен развиваться сам, может научить развиваться других.

Актуальность самообразования

Повышать свой уровень информированности это необходимость для человека любой профессии.

К сведению! Для педагога или воспитателя это тем более необходимо потому, что его задача — научить детей жизни в обществе, умению адаптироваться в нём в условиях стремительных изменений, которые произошли и происходят последние несколько десятилетий.

И это возможно выполнять с успехом, если младший педагог или уже профессионал имеет представление об этих изменениях.

Начальный уровень воспитателя требует самообразования

Формы самообразования

Самообразование воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) может реализовываться в следующих формах:

  • Изучение последних нормативных документов, связанных с различными точками зрения на дошкольное воспитание.
  • Изучение методических пособий и проектов по своей специализации, чтение специализированных журналов по вопросам дошкольного образования.
  • Знакомство с передовым опытом других ДОУ, изучение новейших программ в области воспитания детей, освоение инновационных педагогических программ.
  • Личностное самосовершенствование.

Если рассматривать самообразование в более широком аспекте, то возможны также следующие формы:

  • Педагогический совет — коллективное обсуждение актуальных вопросов воспитания детей. Они могут проходить как по определённым темам, так и по общим вопросам.
  • Обучающий семинар — повышение теоретического уровня воспитателя. В рамках семинара педагогам необходимо выполнять конкретные задания для закрепления полученных знаний.
  • Курсы повышения квалификации, по окончании которых воспитателю необходимо выполнить итоговое зачётное задание для получения сертификата или диплома.
  • Открытые занятия, которые можно посещать самому, перенимая опыт коллег, и проводить их, демонстрируя свои знания, опыт, теоретическую подготовку. В последнем случае, анализируя открытое занятие, воспитатель подмечает сам или с помощью коллег слабые места своих методов работы.
  • Педагогический тренинг, проводимый опытными воспитателями, на котором появляется возможность развивать собственные навыки.

Перспективный воспитатель всегда развивается

Самообразование воспитателя ДОУ в любой форме преследует следующие цели:

  • Получение дополнительных знаний общепедагогического или психологического характера для улучшения собственных методов обучения и воспитания.
  • Углубление имеющихся знаний по применяемым методикам.
  • Овладение последними достижениями в педагогике, передовым опытом в области дошкольного воспитания.
  • Повышение собственного низкого или среднего уровня развития до высшего (английский язык, география, обществознание, пальчиковая гимнастика).

К сведению! В процессе самообразования воспитатель обязательно должен чётко понимать конкретные цели, которых он желает достичь. Без этого эффективность данного процесса будет минимальной, так как будут отсутствовать критерии оценки результатов.

Выбор темы

Тему для самообразования воспитатель выбирает сам. Для облегчения выбора существует два критерия:

  • Требование к изучению темы извне, которое формулируется в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).
  • Слабые места в работе самого воспитателя — недостаток опыта или знаний в некоторых вопросах воспитания.

Классное самообразование получается по ФГОС

Согласно этим критериям, прежде чем выбирать тему, следует ознакомиться с нормативами ФГОС и проанализировать свою работу.

К сведению! Если воспитателю самому сложно сформулировать тему для саморазвития, то он может выбрать её направление, в котором желает развиваться, а идеи для темы можно почерпнуть в ФГОС или учебных программах.

Тема самообразования по ФГОС

С определением темы, помимо упомянутых критериев, воспитателю может помочь методист или руководитель непосредственно по месту работы, так как он хорошо знает слабые места своего учреждения, на которые следует обратить внимание в первую очередь.

Также на выбор темы для самообразования для воспитателя в ДОУ по ФГОС влияют следующие факторы:

  • Текущий поток информации — подготовка к занятиям, различным мероприятиям, ранним приветствиям мальчиков и девочек в саду, родительским собраниям или публичным выступлениям внутри своего коллектива требует постоянного поиска новых знаний.
  • Собственная тяга к творчеству — думающему и любящему своё дело человеку довольно трудно годами работать по одним и тем же инструкциям, методикам, планам. Поиск новых решений старых вопросов — это естественное стремление человека.
  • Развитие современного общества также подталкивает учителя к собственному развитию, чтобы быть компетентным в своей профессии.
  • Конкуренция — вечный двигатель процесса развития. Чтобы быть конкурентоспособным, нужно стремиться соответствовать актуальным требованиям современного общества, нарабатывать репутацию, которая связана со следующим фактором.
  • Материальная заинтересованность — повышение собственной педагогической квалификации ведёт к улучшению материального благосостояния.
  • Общественная оценка — каждый человек желает достичь высот в выбранной сфере деятельности, чтобы его воспринимали профессионалом. Особенно это важно для воспитателей, потому что любой родитель желает лучшего для своего ребёнка.
  • Личное стремление к получению новых знаний.
  • Опыт работы воспитателя.

Планирование тем производится по ФГОС

Список тем по самообразованию:

  • Игровые формы для ведения образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
  • Моделирование коммуникативных процессов между детьми посредством игр.
  • Применение технологий, сберегающих здоровье, в группе детей старшего возраста.
  • Преподавание элементарных знаний математики у детей старшего возраста через развивающие игры.
  • Формирование привычки у дошкольников к физической активности посредством активного времяпровождения в детском саду.

Темы для подготовительной группы

  • Фольклорные мотивы в подвижных играх детей, их значение в физическом и нравственном воспитании детей подготовительной группы.
  • Развитие коммуникативных навыков у детей подготовительной группы через общение с природой.
  • Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования в специальных классах.
  • Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы посредством создания театрального кружка.
  • Приучение детей подготовительной группы к бережному отношению к окружающей среде посредством дидактических игр.

План по самообразованию

Готовый план по самообразованию в подготовительной группе составляется в виде таблицы, в которой подробно расписан каждый этап работы. В отдельной графе прописывается объект деятельности: родители, дети.

Далее представлен пример такого плана по самообразованию в подготовительной группе.

Речь воспитателя должна быть грамотной

Таблица 1 Прививание дошкольникам интереса к научно-исследовательской деятельности посредством экспериментирования

Папка по самообразованию воспитателя детского сада

В начале учебного года воспитатель разрабатывает план по самообразованию на определённый период в соответствии с выбранной темой. В течение отведённого периода, согласно плану, педагог фиксирует проведённую работу и подшивает в папку. В конце периода работы воспитатель подготавливает отчёт о проделанной работе.

Воспитатель должен ответственно подойти к своему саморазвитию, так как он является главным источником информации для детей на определённом этапе взросления, наставником, к которому дети прислушиваются. И чем многогранней личность воспитателя, тем больше возможностей будет предоставлено детям для раскрытия собственных способностей.

Саморазвитие и самовоспитание педагога ДОО: как развиваться в профессиональном плане?

Вы обучились на воспитателя в колледже, вузе или на курсах профессиональной переподготовки и пришли работать в детский сад. ФГОС требует, чтобы педагоги использовали современные методы воспитания и образования, а для этого нужно продолжать развиваться. Как совершенствоваться в личностном и профессиональном плане, чтобы это шло на пользу и вам, и вашим воспитанникам? Поговорим об этом в статье.

Что такое самообразование и самовоспитание и зачем они нужны воспитателю

Саморазвитие и самовоспитание педагога ДОО

Самовоспитание — это когда человек меняет свою личность, стремясь к идеалу, а самообразование — когда он перенимает чужой опыт для собственного развития. Самовоспитание и самообразование неразрывно связаны и представляют собой две стороны саморазвития воспитателя ДОО.

Одних лишь знаний, полученных в учебном заведении, недостаточно, чтобы стать хорошим специалистом. Педагог должен уметь развивать профессиональные компетенции, планировать процессы самовоспитания и самообразования. Это единственный путь, который позволит вам стать настоящим профессионалом.

Каждый воспитатель должен составлять план самообразования. Если вы подойдете к составлению такого плана не формально, а с учетом своих профессиональных интересов и потребностей, он поможет систематизировать вашу деятельность, убережет от лишних затрат времени и усилий, позволит увидеть перспективы и оценить результаты.

Самоанализ и рефлексия — первые шаги на пути самосовершенствования

Точкой отсчета на пути саморазвития воспитателя будет самоанализ. На этом этапе вы определяете уровень своего профессионализма и намечаете направления для личностного и профессионального роста.

Ориентиром для вас послужат:

  • Профессиональный стандарт «Педагог».
  • ФГОС ДО.
  • Образовательные программы вашего детского сада (основная образовательная программа и парциальные образовательные программы) . Актуальную информацию по ним вы можете найти здесь.

Для самоанализа используются диагностические карты, опросники, тесты. Обычно их разрабатывают старшие воспитатели или методисты ДОО.

Далее наметьте шаги, которые необходимы для достижения цели. Пусть это будет ряд небольших задач: пройти курсы повышения квалификации по теме, в которой вам не хватает знаний, посетить открытые занятия коллег, освоить новые методики и приемы воспитания и образования и т. п.

Регулярно подводите итоги: что из запланированного было эффективно, а что нет.

Литература по воспитанию и обучению дошкольников

Все пособия, которые используют воспитатели детского сада для саморазвития, можно разделить на три группы:

1. Литература по детской психологии и дошкольной педагогике, которая дает теоретические знания, помогает лучше понять малышей.

  • Асмолов А. Г. «Ребенок в культуре взрослых».
  • Васильев В. В. «Психологические эффекты в практике педагогов».
  • Волкова Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология в вопросах и ответах».
  • Эльконин Д.Б. «Психическое развитие в детских возрастах».

2. Написанные воспитателями книги, которые позволяют узнать больше о профессии и получить вдохновение для работы.

  • «Детский сад, живущий жизнью детей, или Опыты переходов за границы известного» / Под ред. М. Головиной.
  • Иванова В. Т. «О красоте профессии воспитателя, или Беседы обо всём на свете».
  • Пригодич З. К. «Воспитатель детского сада».
  • Смыш В. П. «Моя профессия — воспитатель детского сада: книга для воспитателя детского сада».

3. Методические пособия, где содержатся конкретные практические рекомендации по планированию, работе с детьми, проведению занятий в соответствии с ФГОС.

Таких пособий очень много: они посвящены различным видам и формам занятий, разделены по программам, возрастам и темам. Рекомендуем обратить внимание на серии пособий «Для воспитателей ДОУ (ДОО)», «Библиотека воспитателя» и «Образовательное пространство ДОУ».

На основе этих книг вы можете сформировать собственную картотеку дидактических материалов и пособий.

Обмен опытом с коллегами

Саморазвитие и самовоспитание педагога ДОО

Обмен опытом повышает эффективность работы каждого воспитателя: и того, кто передает опыт, и того, кто этот опыт перенимает. Часто используются:

  • наставничество;
  • консультации старшего воспитателя или методиста;
  • участие в методических объединениях;
  • посещение открытых занятий;
  • участие в конференциях и обучающих семинарах;
  • публикации в педагогических СМИ и на сайтах.

Одной из популярных форм обмена опытом сегодня стали сетевые педагогические сообщества: порталы, форумы и группы в социальных сетях. Они создают условия не только для общения педагогов из разных регионов и передачи опыта, но и для получения адресной методической помощи.

Курсы повышение квалификации

Воспитатель обязан проходить курсы повышения квалификации не реже чем раз в пять лет — без удостоверения о ПК вы не сможете пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности или получить квалификационную категорию. Курсы помогают овладеть дополнительными компетенциями, новыми формами работы с дошкольниками.

https://vospitanie.guru/doshkolniki/samoobrazovanie-vospitatela
https://niidpo.ru/news/952

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *