Почему одним людям что-то удается быстрее и легче, а другим нет? Даже если они стартовали одинаково, учились у тех же учителей. Дело в особенных талантах или удаче? На одном везении далеко не уедешь, уверена клинический психолог Ирина Гросс, и есть невидимый нюанс, который помогает добиться высоких результатов.
«Те, у кого не получается какое-то дело — или им кажется, что не получается, — расстраиваются, злятся, обижаются, завидуют и винят себя, ведь «проблема точно в них». Они уверены, что им чего-то не хватает. А тех, у кого получилось, наделяют суперспособностями, — говорит Ирина Гросс. — Так вот: никаких суперспособностей у этих людей нет, а есть невидимый нюанс. Под ним я понимаю уже вложенные ресурсы, которые не заметны со стороны».
Мы часто видим только результат какого-то проекта, действия, чужого успеха. И не замечаем большую часть айсберга. Что же скрыто под водой? Это может быть что угодно: богатая бабушка, личностные особенности (например, хорошая память, навыки общения, привлекательная внешность), влиятельный знакомый. Наконец, опыт, полученный в результате пройденного пути — учебы, работы, набивания шишек, побед и разочарований.
Иногда эти нюансы суммируются, а иногда для прорыва достаточного одного. Но нам легче вынести вердикт: «Просто ему повезло!», чем допустить, что лавры дались не так легко, как нам кажется.
«Клиентка рассказала мне про свою зависть к коллеге, когда однажды на парковке под окнами офиса появился ее новый мерседес. «Откуда? Как это возможно? Мы получаем одинаковую зарплату!» — долго возмущалась она. На что я порекомендовала напрямую спросить у коллеги, как ей удалось стать хозяйкой такого шикарного автомобиля. Оказалось, что мерседес — давняя мечта, на которую откладывались деньги в течение нескольких лет. Также кроме основной работы у нее был дополнительный доход. Она любила искусство, разбиралась в картинах, участвовала в аукционах, инвестировала, продавала. Так и заработала».
Люди часто сравнивают себя с другими, и далеко не всегда в свою пользу. Одних такое сравнение мотивирует. Других, наоборот, лишает сил, они начинают переживать свою несостоятельность и впадают в апатию и даже депрессию.
Удача и успех
Но почему же тогда исходные позиции те же — учились в одном классе, в одной группе, работаем в одном отделе, но к финишу приходит первым кто-то один? Может, все-таки дело в удаче и причина успеха именно в ней?
«Мы путаем удачу и успех. Удача — это нечто случайное, неизвестное, временное, не подвластное человеку. Успех спланирован, просчитан, заслужен. Удачливыми быть приятно, им завидуют, а успешные вызывают уважение. Удачливые люди готовы к неожиданностям, не пропускают счастливые случайности и могут ими пользоваться. Если человек вносит в жизнь разнообразие, то шансы на удачу увеличиваются», — объясняет Ирина Гросс.
Она рекомендует концентрироваться не на том, что сейчас происходит, а вообразить наихудшее развитие событий, но при этом не погружаться в ощущение провала. Это упражнение поможет всегда ощущать себя удачливым — ведь худший сценарий в своей голове мы уже нарисовали.
«Если из любого события извлекать положительное, то на каждом шагу нас будет поджидать счастливый случай. Самые успешные клиенты, добившиеся целей, объединены одной чертой — внутренним чувством ответственности. В учебниках это называется локусом контроля.
Все мы делимся на два типа. Первый тип приписывает собственные успехи и неудачи внешним факторам: страна не такая, семья не такая, люди вокруг не такие, муж не такой, время не такое. Второй присваивает себе результаты своей жизнедеятельности: «Мои усилия, мои сильные и слабые стороны, мои знания, умения, навыки, мои ошибки — все это мое и зависит от меня».
Если ребенок с детства не привык брать ответственность на себя, то, получив двойку, он скажет: «Родители не помогли мне» вместо «Я не подготовился». Ему и во взрослом возрасте будет трудно брать на себя ответственность.