Решать тебе»

 

Что такое саморазвитие ребенка это

Решать тебе»

Недавно мы говорили о том, как важно позволять ребенку принимать решения. Это развивает самостоятельность, помогает противостоять стрессу и дает чувство контроля над своей жизнью. Сегодня разберем, как предложить выбор детям разных возрастов. Примеры и советы нашли в книге «Самостоятельные дети».

Решать тебе»
Самостоятельные дети

Речь с сигналами

Чтобы поощрять ребенка к принятию обоснованных решений, вы должны быть рядом и направлять его. Вы можете сказать: «Я верю, что ты примешь правильное решение. В конце концов, решать тебе, но я хочу быть уверен(а), что твое решение будет лучшим из возможных, поэтому я хотел(а) бы помочь тебе обдумать плюсы и минусы каждого варианта. Кроме того, я хочу, чтобы ты поговорил с людьми, у которых больше опыта, и выслушал их мнение. Наконец, я думаю, важно, чтобы мы вместе обсудили возможный план Б, если результат твоего решения будет не таким, как ты ожидаешь».

В этой «речи» много сигналов. Прежде всего, вы сообщаете своему ребенку, что доверяете ему. Вы ясно даете понять, что вы рядом и поддерживаете его. Вы помогаете ему продумать, какая информация ему нужна, чтобы принять правильное решение. И помогаете противостоять неудачам, трактуя ошибочный шаг не как провал, а как сигнал о том, что пора придумать другой план.

Очевидно, что такая речь — слово в слово — подойдет не для всякого возраста. Но ее основные принципы можно использовать даже с маленькими детьми. Вот несколько примеров того, как выглядит речь «Решать тебе» применительно к разным возрастным группам.

Малыши

Предложите ребенку выбрать между двумя нарядами. Или, если малыш уже пробует одеваться, пусть оденется сам, а вы предложите помощь, но не навязывайте. Детям может понадобиться целая вечность, чтобы надеть штаны, и они могут отчаяться из-за своей неспособности сделать это легко и правильно. Но они учатся осваивать важные навыки.

Решать тебе»
Возможно, наряд будет забавным или нелепым — порадуйтесь за вашего самостоятельного кроху. — Источник

Можно предложить ребенку сделать самостоятельный выбор в более широких рамках: «Хочешь поиграть с кубиками или порисовать?».

Дошкольники

Хорошие воспитатели знают, что одна из самых значимых вещей, которые они могут предложить детям, — это возможность принимать решения, как проводить свое время. Вот почему «время свободных игр» — важная составляющая мира дошколят.

Решать тебе»
Выдумать новый вид печенья и постряпать его — тоже отличная идея. — Источник

Когда дети играют свободно, они принимают самостоятельные решения, как проводить свое время. Они задают такие вопросы: что мне сделать из этой картонной коробки — поезд или замок? Наряжать ли мне вон ту куклу или эту? Построить ли из Lego самолет или ветеринарную клинику? Поиграть в переодевания или раскрасить картинки?

Учащиеся начальных классов

По мере взросления детей можно предлагать им больше вариантов того, в каких мероприятиях участвовать, какие продукты употреблять, чтобы быть здоровыми, и какой график позволит им лучше высыпаться. Дети начинают лучше понимать смысл фразы «Решать тебе».

Можно сказать так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти в кино сегодня вечером, и я тоже. Я разрешу тебе принять решение самому, но сначала давай подумаем о плюсах и минусах. Поскольку сегодня премьера, вполне вероятно, что будет длинная очередь, поэтому нам нужно будет прийти в кинотеатр пораньше и подождать. На улице холодно, и ты можешь замерзнуть, пока мы будем ждать. Хотя было бы весело смотреть фильм в первый же день со всеми, кому он действительно интересен». Допустим, ребенок решает все-таки пойти в кино. Тогда вы можете сказать: «Отлично. Давай продумаем и план Б на случай, если что-то пойдет не так, как мы планируем. Если тебе надоест стоять в очереди или нам не достанутся билеты, как думаешь, что нам тогда делать?».

Конечно, поход в кино — довольно безобидное предложение, но дети младшего школьного возраста способны принимать правильные решения и в тех случаях, когда речь идет о более серьезных вещах.

Вам будет интересно  Как найти своё место в жизни с высшим образованием

Средняя школа

Одно из самых важных решений, которое родители принимают за детей, — поступать ли им куда-то после 8 или 9 класса. На протяжении многих лет мам и пап мучает вопрос: «Где лучше всего учиться моему ребенку?». Авторы книги всегда отвечают: «Вам лучше спросить, как помочь ребенку найти для него лучшую школу».

Билл работал с мальчиком по имени Макс: у него были проблемы с обучаемостью, и с первого по восьмой класс ему нужна была коррекционная школа. Макс стремился вырваться из нее. А его родителей беспокоил возможный переход в школу с менее благоприятной обстановкой. Психолог порекомендовал родителям сказать Максу, что он примет решение сам и что они сделают все возможное, чтобы помочь ему сделать правильный выбор. Билл изучил несколько вариантов частных школ. На встрече с Максом он рассказал мальчику, какую поддержку тот мог ожидать, поступив в государственную среднюю школу. Макс серьезно отнесся к процессу принятия решения. Он задавал вдумчивые вопросы. В итоге пришел к выводу, что ему нужна поддержка в процессе обучения, которую предлагали в старой школе, и решил остаться там. Затем он успешно (и счастливо) учился там, и его уверенность в себе значительно выросла.

Старшеклассники

Многим родителям старшеклассников трудно дается подход «Решать тебе». Известно, что подростки находятся в зоне больших рисков и особенно легко поддаются давлению со стороны сверстников. Помните уроки вождения, знакомства и вечеринки в старших классах? Ничего не изменилось. Но есть и хорошая новость: как показывают современные исследования в области развития мозга подростков, подростки не считают себя бессмертными. Они хорошо осведомлены о рисках, связанных с их поведением. Действительно, они делают больший акцент на возможные положительные результаты какого-либо поступка, чем на потенциальные риски. Эксперты называют это гиперрациональностью.

Решать тебе»
Подростки заинтересованы в том, чтобы их жизнь сложилась удачно. — Источник

Если же подростки не понимают вас, а ваш подход совместного решения проблем отталкивает их, предложите вернуться к более автократичной системе. «Ладно, — говорите вы, — можно и не обсуждать это вместе. Однако в таком случае ты на три дня лишаешься машины». Почти наверняка в ответ вы услышите: «Хорошо, давай обсудим».

Часто мы не даем ребенку принять решение, потому что боимся его ошибки. Но позволяя детям время от времени терпеть неудачи (и показывая, что готовы помочь выбраться из тупика), мы помогаем им развиваться. Главное — вместе обсудить неудачный выбор и подумать, как избежать такого результата в будущем.

Как формируется развитие личности ребенка

Развитие личности ребенка — объемный и трудоемкий процесс не только со стороны внешнего воздействия, но и со стороны самого ребенка. Решением проблемы занимается психология. Современные представления отталкиваются от того факта, что отправной точкой личностного становления всегда служит семья, родители. Именно близкое окружение во многом определяет те предпосылки, которые лягут в основу развития в период детства.

Процесс личностного развития представлен на нескольких этапах. Каждому из них характерна своя специфика. При этом все они между собой тесно связаны, как и факторы развития личности. Невозможно перескочить какой-либо из них. Для того, чтобы обеспечить всестороннее развитие личности ребенка, необходимо понимать особенности процесса воспитания для разных возрастов.

Что такое личность?

Категория «личность» является составным элементом понятийного аппарата большого числа научных направлений. В обычной жизни люди пользуются данным понятием довольно часто. Существует огромное число теорий (например, системно ролевая теория формирования личности ребенка), посвященных проблеме личностного становления.

Что же понимается под личностью и ее развитием? Что влияет на этот процесс? Личность представляет собой качество, приобретаемое человеком в процессе социокультурной жизни. Каждый человек рождается индивидом, то есть имеет набор определенных уникальных характеристик. При взаимодействии с социумом происходит развитие личности.

Решать тебе»

Данный процесс делится на следующие периоды, которые определяются возрастными границами. Этапы развития личности ребенка включают:

  • раннее детское развитие, затрагивающее возраст с рождения до трех лет;
  • дошкольное и школьное детство, которое длится с 4 до 11 лет;
  • отрочество, продолжительность которого от 12 до 15 лет;
  • юношеское развитие — от 16 до 18 лет.
Вам будет интересно  Зачем человеку чужая похвала и как избавиться от этой зависимости?

Основания для развития личности формируются в организме ребенка до самого процесса появления на свет. Автором теории базовых перинатальных матриц стал Станислав Гроф. По мнению ученого, именно те переживания ребенка, которые связаны с беременностью, родовой деятельностью и послеродовым периодом, ложатся в основу формирования четырех основных матриц. Последние являются основными условиями дальнейшего развития личности.

При естественном рождении желанного дитя, который не испытал родовую травму, его жизненный потенциал и адаптационные возможности гораздо выше по сравнению с детьми, прошедшими через трудности в период вынашивания и рождения. Взаимодействие с окружающим миром происходит сразу после рождения. Именно это взаимодействие и дает основу для развития личности.

Фазы личностного развития

Современные личностные теории развития свидетельствуют о том, что, независимо от линии личностного развития, данный процесс определяется психологическими закономерностями. Их наличие не зависит от возрастного периода или специфики группы, в которой в конкретный момент находится индивид. Данные психологические закономерности получили название фаз развития личности. Среди них выделяют следующие:

  • Первая фаза развития — адаптация. В ходе нее человек должен освоить те приемы и средства деятельности, которыми пользуются другие члены социальной группы. Происходит освоение простых навыков и языка, формируется речь, которая становится предпосылкой дальнейшего развития. Необходимо обязательное взаимодействие с социальной средой, в ходе которого развивается речь. Процесс освоения элементов деятельности основан на переживании потери своих индивидуальных особенностей. В реальности происходит продолжение человеческих деяний в других людях и их деятельности. Индивид делится личностным потенциалом.
  • Вторая фаза личностного развития — индивидуализация. Ее основа — это возникновение конфликта между необходимостью человека быть схожим с окружающими людьми и стремлением максимальной персонализации. Человек противопоставляет себя с другими, выделяет свою личность. В процессе прохождения данной фазы индивид находится в поиске средств и способов разрешения данного противоречия.
  • Третья фаза — интеграция. В процессе ее прохождения человек учится контролировать свое поведение на основе подчинения старшим и взаимодействия с окружающими. В том случае, когда противоречие затянулось, способы его разрешения не найдены человеком, происходит дезинтеграция, то есть проблема в развитии. Формирование и развитие личности осуществляется через вытеснение из социальной группы. При фактической изоляции происходит закрепление в характере отрицательных качеств.

Решать тебе»

В некоторых случаях общность в ходе прохождения личности последней стадии подстраивается под потребности конкретного человека. Он становится лидером, способным влиять, определяя направление развития и функции социальной группы.

Процесс прохождения через фазы строго последователен. Невозможно перескочить одну из них в процессе нормального личностного развития. При нарушении психологических закономерностей происходит формирование отрицательных характеристик. Обратимость процесса зависит от степени нарушений, в том числе в развитии речи, все это индивидуаль но.

Значение родителей для личностного развития

Личность и ее формирование в детском возрасте во многом определяется ближайшим взрослым окружением. В большинстве случаев им являются родители. Они определяют успешность прохождения через этапы развития — воспитание и формирование личности ребенка, активизируя речь. Отношения с отцом и матерью вносят разный вклад в этот процесс. Семейное единение является условием становления разных структур на психологическом и возрастном уровне.

Влияние матери на формирование личности ребенка отражается во многих теориях. Особенно оно важно на протяжении первого года жизни. В этот период наличие близкого человека, проявляющего заботу, внимание, дающего массу хороших эмоций, играет основное значение для закладки положительных качеств. Развитие личности в раннем детстве во многом определяются эмоциональной составляющей. Отсутствие матерей у детей из детских домов негативно отражается на всем процессе. Чем раньше появится приемная семья, тем проще корректировать отрицательный опыт семейного воспитания.

Овладение речью только происходит. По мере взросления приоритетное место отводится общению. Его отсутствие отрицательно сказывается на факторах реализации фаз личностного развития. Поэтому роль родителей в формировании личности ребенка бесценна. Их задача — позаботиться о том, чтобы были созданы предпосылки формирования личности в раннем детстве. Для этого необходимо наличие положительных эмоций, адекватного общения (чтобы развивалась речь) и помощи в процессе личностного становления.

Значение дошкольного возраста

Если развитие личности в раннем возрасте было направлено на эмоциональное восприятие окружающего, то в дошкольном возрасте ситуация меняется. Данный период характеризуется более активным восприятием информации. Происходит расширение социальных контактов, появление в жизни ребенка первого коллектива — группы в дошкольном учреждении. Определяющее значение по-прежнему играют родители. Они формируют полярность отношения к окружающему миру (положительное-отрицательное).

Вам будет интересно  Невидимый нюанс: что скрывают успешные люди?

В дошкольном возрасте особую ценность приобретает трудовая деятельность. Несмотря на то, что ребенок многое выполняет с ошибками, его необходимо обучать простым трудовым навыкам. При этом следует объяснять простые жизненные правила: хорошо-плохо, правильно-неправильно. Общение позволяет ребенку не только расширить словарный запас, но и усвоить общечеловеческие ценности. Дети должны понимать необходимость уважения старших, правила вежливости. Наличие обоих родителей в семье способствует формированию ролевой идентичности.

Процесс воспитания как основа личностного развития детей разных возрастов

Процесс всестороннего воспитания личности является трудоемким. Определение сущности состоит из того, что входит в понимание воспитательного воздействия на ребенка. Для кого-то это послушание, для кого-то — наказание. Однако основой процесса воспитания должно стать многостороннее развитие способностей ребенка и формирование на основе существующей базы природных задатков гармоничной полноценной системы под названием личность.

В любой ситуации основой процесса воспитания является семья. О ее влиянии говориться в работах психологов и педагогов. При отсутствии матери и отца данная роль отводится ближайшему окружению ребенка. Однако именно в полноценной гармоничной семье начинают формироваться предпосылки адекватной личности, передаются традиции и обычаи, которые в дальнейшем составят систему мировоззрения. Та манера поведения, которая была для него образцом в детстве, будет личностной нормой на протяжении всей дальнейшей жизни. Огромна роль семейных традиций в формировании личности. Они позволяют передавать в последующие поколения семейные ценности, особенности культуры, помогая сохранять преемственность.

Решать тебе»

Для ребенка раннего возраста здоровые семейные отношения имеют приоритетное значение. Редко человек во взрослом состоянии способен переломить сложившийся отрицательный эталон. В таком случае личность должна пройти сложный путь переоценки ценностей.

Воспитание не должно стать самоцелью родителей. Однако их задача — обеспечить развитие таким образом, чтобы создавать оптимальные условия для целенаправленного формирования гармоничной личности и подготовить ее к дальнейшей жизни в социуме. Некоторые родители пытаются быть идеальными. Не следует бояться сделать ошибки. Они являются основой работы над собой и самосовершенствования. Причем речь идет не только о ребенке, но и о взрослом человека. Родители должны научить свое чадо отвечать за свои поступки, нести ответственность за свою жизнь.

Организуя процесс воспитания следует учитывать некоторые особенности возрастного развития. До трех лет для ребенка большое значение имеет внимание к нему и его проблемам. В этом возрасте мать и дитя — это одно целое. Поэтому игнорирование просьб и обращений опасно для психического развития. В этом возрасте велика познавательная активность ребенка. Следует исключить из видимости опасные предметы, чтобы процесс познания сопровождался только положительными эмоциями.

После трех лет согласно представлениям в психологии ребенок учится манипулировать взрослым. Поэтому необходимо четко определить понятия «можно» и «нельзя». Определяющей системой отношений между взрослым и ребенком должна стать разъяснительно-договорной. В возрасте от 5 до 7 лет у ребенка появляются страхи. Главное в этот период не способствовать развитию фобий, а мягко разрушать отрицательные эмоции.

Коллектив — движущая сила

Периодом активного взаимодействия индивида с окружающим социумом становится дошкольный возраст. На данном этапе ребенок знакомится с первым коллективом — группой в детском саду. В факторы, влияющие на развитие личности ребенка, входит не только общение со сверстниками, но и со взрослыми. В роли последних теперь выступают родители и педагоги дошкольного учреждения.

При поступлении в детский сад на детях можно отчетливо проследить прохождение фаз личностного развития. Вначале ребенок адаптируется к условиям группы. Затем наблюдается индивидуализация, когда происходит выделение из коллектива. Это может осуществляться в нескольких направлениях: ребенок выделяется в различных видах деятельности, проказничает или послушен. Успешность прохождения закономерностей зависит от многих факторов: семьи, самой социальной группы, личностных предпосылок.

Развитие личности ребенка — это длительный, объемный и очень ответственный процесс. Большое значение играет роль семьи. Формирование личности в раннем возрасте во многом определяется степенью влияния родителей, их отношением к социуму, к жизни, к общечеловеческим ценностям. В личностное развитие на других возрастных периодах вносит вклад тот коллектив, в котором находится ребенок. Задача современных взрослых при этом — это забота о всестороннем понимании воспитания, построение системного подхода.

https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2020/05/15/reshat-tebe-pomogaem-rebenku-stat-bolee-samostoyatelnym/

Как формируется развитие личности ребенка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Изменять парню во снеИзменять парню во сне

 Изменять парню во сне. Что означает измена любимому по сонникам Неверность негативно воспринимается в реалиях. Примерно тоже отвратительное чувство возникает, если адюльтер только привиделся в полуночных грезах. Изменять парню во

Развивающие игры для младших школьников: дидактические, игры-викторины для развития младшеклассниковРазвивающие игры для младших школьников: дидактические, игры-викторины для развития младшеклассников

 5 развивающих игр для младших школьников В 6-7 лет дети учатся читать и считать, становятся более собранными и рассудительными. Дидактические игры помогают развивать новые навыки и способствуют адаптации к школе.

Соавторство в публикациях Scopus

Публикация статьи Scopus в соавторстве, нюансы при написанииПубликация статьи Scopus в соавторстве, нюансы при написании

 Публикация в соавторстве – это совместная работа, которая проводилась одновременно несколькими учёными авторами. Таким образом, такой вид деятельности можно рассматривать, как совместный труд, который в итоге приводит к общему результату.