Сколько внимания психологи уделили вопросу того, как защитить малышей от страха перед врачами. Можно не бояться человека в белом халате, можно даже взять ружье и поохотиться на это удивительное создание. Пора пересмотреть подход к самому воспитанию, отказаться от выработки поведенческих реакций и заняться формированием личности — не дикаря, которому неведом страх, а культурного и критично мыслящего человека.
В основании этого материала — мои личные наблюдения за тем, как люди вспоминают свое детство, какие модели поведения навязывают детям. Количество и качество антинаучных мировоззрений, овладевших умами во время эпидемии коронавируса, позволяет определить, плоды каких ошибок мы пожинаем сегодня. Вряд ли такое будущее нужно нашим потомкам.
Неверное понимание личной безопасности
Ребенка нельзя запугивать походом к доктору, нельзя рассказывать о болезненных процедурах как наказании за проступки. Нужно ему объяснить, что врач вообще существо безвредное (возможно, еще и бесполезное). Если таблетка не горькая, а укол не больнее, чем укус комара, стоит ли их избегать?
Пользуясь такой логикой, пора спросить: можно ли поставить знак равенства между приемом лекарств и, например, прикладыванием к колену куска картона? Если оба мероприятия не вызовут отвращения, очевидно, они взаимозаменяемы. Получается форменная глупость.
Научных статей о том, как работают вакцины против коронавируса, достаточно, как и материалов просветительского характера, доступных для понимания далекими от медицины людьми. Но тот, кто воспитан невеждой, такую информацию игнорирует.
Не проще ли доступным языком рассказать малышу о том, какое воздействие на организм человека оказывают различные патогены и каким образом медпрепараты лечат, а прививки защищают от них. Вряд ли кто-то из ребят захочет болеть, причин для того, чтобы воспользоваться достижениями современной медицины, станет больше.
Зацикленность на иерархии
Необъяснимые команды от воспитателей не вызывают никаких положительных эмоций, выполнять их нет никакого желания. Как только открывается возможность нарушить непонятный и чуждый порядок, ею стоит воспользоваться. Или наоборот — добросовестная служба открывает путь к привилегиям.
Выживая в странных рамках установленных авторитетными гражданами правил, люди привыкают поступать так, как велели, или наперекор приказам. Пользоваться своим умом, информацией без упоминаний о вертикали власти они просто не умеют. Формирование в сознании иллюзорной линии фронта, сверхважного главкома, требующего сражаться или на его стороне, или против него, нивелирует сам факт существования окружающей действительности, которая значительно сложнее и интереснее.
Прививаться, как велит правительство, или не прививаться, выражая свой протест — более неадекватных утверждений не бывает. Вакцина защищает от коронавируса, в политическом плане она, я вам это гарантирую, нейтральна.
С ранних лет ребенку нужно объяснять, что вопросы здоровья — не та ставка, которая годится для всевозможных социальных игрищ. Живая природа игнорирует искусственно выстроенную иерархию, у нее свои законы. Мытье рук не может быть элементом послушания — удаление грязи с кожи не родителей радует, а пресекает один из путей попадания инфекции в организм. Отказ от гигиены — не сопротивление тирании, а повышение шансов заболеть.
Отсутствие представлений о собственной и коллективной ответственности
Если малыши набедокурили, взрослые немедленно начинают поиск зачинщика. Вся беда произошедшего сводится к тому, что организатора выявят и отругают, забыв упомянуть о том, что ущерб, который он нанес бы, действуя в одиночку, не сравним с тем, что может натворить большая компания. Молчаливые наблюдатели происходящего и вовсе считаются послушными детьми.
Полагаться на то, что взрослые все исправят или никто не заметит причиненного вреда, становится нормой для тех, кто не против предаться запрещенной забаве. Неодобрение скверным поступкам предлагается выражать отказом присоединяться или жалобами на заводилу.
Результат такого воспитания печален. Способных оказать первую доврачебную помощь очень мало. Зато тех, кто игнорирует правила безопасности во время эпидемии и намеревается посмотреть, что будет дальше, очень много. Какого зрелища они ждут — разгул штамма Дельта в США уже назвали «эпидемией непривитых».
С самого раннего возраста дети способны прогнозировать результат своих действий. Несложно прекратить грозить недовольством воспитателей, страшить должны реальные опасные последствия. Если малыш еще и сможет представить, что будет, если все подряд, включая взрослых, будут хулиганить, он будет самостоятельно и взвешенно принимать решения, предостерегать от ошибок сверстников.
Простите, пожалуйста… своих матерей, отцов, дедушек и бабушек, если они совершали все вышеперечисленные ошибки. Они не желали никому зла, они создавали иллюзию безоблачного мира потому, что желали именно такого будущего своим детям. Простить их, исправить все и не повторять досадных промахов своих воспитателей под силу взрослому сильному человеку.
Будьте здоровы во всех смыслах этого слова!