Содержание
Апелляция к ценностям
Вечные ценности — излюбленный инструмент убеждения наших политиков. Например, волна патриотизма захлёстывает страницы и экраны СМИ вместе с очередным провалом в экономике или — что заметнее — более-менее значимым кризисом в международных отношениях.
«Вечные ценности» могут отличаться в зависимости от состава группы, которую надо убедить. Их источниками может быть мораль, семья, работа — что угодно. Ценности даже не обязательно должны быть «вечными», то есть известными долгое время и одобренными обществом или большой группой людей. Главное, чтобы выбранный инструмент не только имел отношение к представляемой идее, но был понятен людям и принят ими.
Предвзятость подтверждения
Вечные ценности — излюбленный инструмент убеждения
Не имея сведений о чём-то или собственной оценки события, мы обычно принимаем на веру первую информацию, а затем используем её как критерий правильности, сравниваем с ней последующие сообщения.
Предвзятость подтверждения — это когда человек считает правильным своё устоявшееся мнение, которое стремится подтвердить любыми доказательствами. Всё, что идёт вразрез, обычно вызывает у нас если не отторжение, то сомнение наверняка.
Поэтому людей легче убедить, показав, как продвигаемая идея согласуется с тем, что они уже знают или делают. Представляя новую технику, например, указать на схожесть с известными образцами, с которыми аудитория хорошо знакома.
Кроме того, внедрение обновлений нередко связано с издержками и потерями, которые отпугивают людей. Но если изменения не столь значительны, освоиться с ними будет легче.
Опора на авторитет
Приведённое вовремя подтверждающее идею мнение известных и уважаемых людей, публикация в известных СМИ, материалы телевизионной передачи помогут убедить колеблющихся. Чем выше авторитет эксперта в группе, тем эффективнее этот инструмент. «Лобовая атака» малоэффективна, если новая идея противоречит мнению аудитории
Единство противоположностей
«Лобовая атака» малоэффективна, если новая идея противоречит мнению аудитории. Известная ленинская фраза «учение Маркса всесильно, потому что оно верно» — хороший аргумент для уже убеждённых. Для противников она — скорее, демагогия.
Но ошибочное мнение можно использовать, чтобы подтолкнуть людей к размышлениям. Например, привести противоречащие устаревшим представлениям факты, которые легко объяснить, опираясь на новую идею.
Бутерброд
Выбирая бутерброд, мы обращаем внимание на то, что сверху. Кто-то выбирает колбасу, кто-то сыр или джем. Подсохший хлеб под слоем масла может слегка испортить первое впечатление, но аппетит возьмёт своё.
Представляя идею, вначале целесообразно остановиться на положениях, с которыми аудитория, скорее всего, согласится. Самые спорные моменты лучше затронуть ближе к концу презентации, когда мнение уже в основном сформировано.
Вдохновляющий финал
Прекрасное завершение презентации — эмоциональная история «в тему». Она вдохновит аудиторию и закрепит успех.
Как и любые другие, инструменты убеждения могут быть использованы для созидания или разрушения. А вам они для чего?
Успехов в добрых делах!