Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Аватар

Психология

Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуматова Р.А.

В статье представлен анализ опыта формирования социальных компетенций младших школьников Уточнены сущность социальных компетенций и игровой деятельности , определены критерии и показатели результативности формирования социальных компетенций младших школьников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуматова Р.А.

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников»

Теория и методика обучения и воспитания

1. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 256 с.

2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: учебное пособие / А.С. Макаренко. — М.: Знание 1984. -400 с.

3. Черноусова Ф.П. Духовно-нравственное воспитание — основа формирования потребности человека в человеке / Ф.П. Черноусова. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 120 с.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 94», г. Уфа

В статье представлен анализ опыта формирования социальных компетенций младших школьников Уточнены сущность социальных компетенций и игровой деятельности, определены критерии и показатели результативности формирования социальных компетенций младших школьников.

Ключевые слова социальные компетенции, игровая деятельность, социальная компетентность.

Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе построения которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества. Исходя из этого, в науке и в практике, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом — компетенцией школьника.

Младший школьный возраст является сензитивным в формировании социальной компетентности, так как именно на этом этапе развития формируется произвольность психических процессов, а также соподчиняются мотивы и проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие. Социальная компетентность — это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме.

114 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Выделим то, что в наше время до сих пор наблюдается смешение понятий «компетенция» и «компетентность»: от их синонимичного использования, до взаимозамещения. Раскроем различия между терминами компетентность и компетенция: «компетентность — авторитетность, осведомлённость; компетенция — это круг вопросов, где определенный человек имеет авторитетность, познание, опыт и кругом полномочий.

Благодаря активной деятельности развиваются личностные качества младшего школьника. И главным образом она формируется в той самой ведущей деятельности, которая обусловливает интересы, отношение к реальности, требования взаимоотношений с окружающим обществом. В дошкольном возрасте, ведущей деятельностью является игра. Игра самая главная деятельность детей дошкольного возраста, но и не только, огромную роль она играет и в младшем школьном возрасте. Игра является важной деятельностью школьника и занимает центральное место в его жизни, при этом они и есть преобладающий вид самостоятельности младшего школьника и также средством познания окружающего социума. Игра — естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой сущности. В игровой деятельности учащиеся могут быть самостоятельными, развивать мышление, применять и углублять свои знания. Становясь старше учащиеся растут не только физически, но и в умственном плане, развитие не стоит на месте, вместе с ним становится выше и уровень воспитания, в этом им помогает игровая деятельность. Кроме того что сказано выше игра также формирует поведение детей, их взаимоотношение со сверстниками [2].

Проблему применения игровых технологий в учебном процессе изучали такие психологи и педагоги, как Ф.Н. Гоноболин, А.В. Запорожец, Я.И. Коломенский, В.А. Крутецкий, М.И. Лисина, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и другие. Они считали, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Кроме того, в процессе игровой деятельности у ребенка младшего школьного возраста наблюдается увеличение социальных контактов, конструктивные взаимоотношения со сверстниками. Однако практика педагогической работы показывает о том, что педагоги начальных классов в полной мере владеют навыками и умениями формировать социальные компетенции у младших школьников. В настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальных компетенций учащихся посредством игровой деятельности, несмотря на его теоретическую и практическую значимость.

Теория и методика обучения и воспитания

Как интегративная характеристика личности социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой мы выделяем следующие компоненты: когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.

Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к учению как ведущей деятельности, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как: мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности [4]. Эти личностные образования мы рассматриваем как показатели социальных компетенций учащихся начальных классов.

Конкретизируем выделенные показатели применительно к каждому компоненту социальных компетенций, рассмотренных нами выше. Так к когнитивному компоненту социальных компетенций у детей младшего школьного возраста могут быть отнесены:

— знание основных этических норм общения и поведения в обществе;

— знание о способах предотвращения и конструктивного разрешения конфликта.

Второй компонент — мотивационно-ценностный — включает в себя следующие показатели:

— умение адекватно оценивать себя, свои способности и судить о причинах успеха / неуспеха;

— способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;

— умение сопереживать, чувствовать, понимать себя и другого человека;

— эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Следующий компонент социальных компетенций учащихся начальных

классов — деятельностный — предполагает:

— умение слушать и вступать в диалог с другими людьми;

— умение детей сотрудничать между собой, согласовывать свои действия и считаться с мнением партнера;

116 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

— умение работать в команде и следовать правилам, принятым в коллективе;

— умение договариваться, находить общее решение;

— умение находить правильный способ разрешения конфликта;

— умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, принятыми в обществе.

Важно отметить, что приведенный перечень показателей социальных компетенций является открытым и может быть продолжен.

С учетом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций:

— низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований;

— средний, когда отдельные показатели социальных компетенций сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие;

— высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций.

В исследовании были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические (изучение и обобщение практического опыта, анализ документации, педагогическое наблюдение); диагностические (анкетирование, опрос, беседа); опытно-экспериментальная работа. Применялись такие методики как: «Пирог страхов» авторами которой являются А.И. Захаров и М. Панфилова; карта наблюдения Д. Стотта; шкала измерения социальной компетенции Э. Долла. С целью формирования социальных компетенций мы, во время учебного процесса и воспитательной деятельности, использовали различные задания которые представляли собой игровую форму.

После проведения эксперимента и изучения методической и психологопедагогической литературы, а также практики работы можно сделать вывод о том, что игра занимает существенное место в жизнедеятельности и жизни младших школьников. Игра позволяет не только отвлечь ребёнка от учебной деятельности, но и помогает его умственному, психическому и физическому развитию, с помощью игры ребёнок учится общаться с другими людьми.

По результатам входной диагностики выяснилось, что имеются дети, с низким уровнем развития логического мышления, воображения и внимания.

Теория и методика обучения и воспитания

После проведения коррекционной работы с младшими школьниками по формированию социальных компетенций с помощью игровых технологий отмечаются изменения, в сторону улучшения: количество детей с высоким уровнем обладания социальными компетенциями увеличилось на 19 %, со средним уровнем — на 12 %, а количество детей с низким уровнем социальных компетенций снизился на 31 %.

Исходя из результатов исследования можно сделать следующие выводы:

С целью формирования социальных компетенций младших школьников в учебном процессе и во внеурочной деятельности необходимо использовать игровые технологии. Систематическая работа над формированием социальных компетенций младших школьников дала положительные результаты: увеличилось количество детей с высоким уровнем социальной компетенции, повысился интерес к изучаемым предметам. Систематическое использование игр на различных уроках действительно позволило выше поднять планку социальных компетенций.

Систематическое целенаправленное включение дидактических игр в учебную деятельность способствует закреплению определённых знаний, умений и навыков, повышению интереса к учебным дисциплинам, развитию активности, внимания, логического мышления и воображения. Дидактическая игра является как средства развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе. Ценность игровых технологий для учащихся заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребёнка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.

Подводя итог, необходимо отметить, что социально-педагогическая деятельность по формированию социальных компетенций предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности, готовой к конструктивному взаимодействию и социально-значимой деятельности. Педагогу очень важно осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности учащихся с начальной ступени обучения. От того, насколько эффективно учащийся может проявлять сопряженность личных интересов с потребностями социума, формировать собственную систему ценностей, сотрудничать с людьми и окружающим миром, зависит его становление как гражданина. Таким образом, дальнейшее изучение социальных компетенций учащихся начальных классов является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их формирования в воспитательной практике общеобразовательной школы.

1. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст] / Г.Э Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. — 1995. — № 3. — С. 37-48.

118 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

3. Исакова Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. — СПб.: РГПУ, 2003. — С. 18-24.

4. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. -2001. — № 4. — С. 16-48.

5. Лепешев Д.В. Игровые технологии воспитания // Детская Академия роста Творческая педагогика. — 2011. — № 1. — С. 72-82; № 2. — С. 86-92.

5 развивающих игр для младших школьников

В 6-7 лет дети учатся читать и считать, становятся более собранными и рассудительными. Дидактические игры помогают развивать новые навыки и способствуют адаптации к школе. Подробнее о развивающих играх для младших школьников мы поговорим в этой статье.

Первое время после начала школьной жизни большинство детей испытывают стресс. Поэтому развивающие игры для детей помогут ребёнку в игровом формате усвоить различные навыки и лучше включиться в процесс новой для малыша деятельности.

Виды развивающих игр для младших школьников

В зависимости от задач, которые выполняет та или иная игра, игры для младших школьников делятся на несколько видов:

  • Ролевые игры помогают воссоздать конкретную ситуацию, разыграв её по ролям. В процессе ролевой игры ребёнок получает необходимые знания, навыки и опыт поведения в определённой ситуации.
  • Словесные игры способствуют расширению словарного запаса и кругозора, формированию грамотной и красивой речи. Ребёнок учится правильно выражать свои мысли и чувства.
  • Интерактивные игры помогают ребёнку лучше погрузиться в процесс, воспринимать информацию с помощью всех органов чувств. В интерактивных используется компьютер и другие мультимедийные средства.
  • Настольные игры развивают мышление, аналитические и математические способности, воображение, логику, концентрацию внимания, речь, навыки социального взаимодействия.

Игры для развития младших школьников можно использовать практически в любой обстановке — дома, в дороге, в школе, играть вдвоём с ребёнком или в большой компании.

Развивающие игры для младших школьников

Примеры развивающих игр для школьников младших классов

Давайте остановимся подробнее на примерах развивающих игр, в которые вы можете поиграть с ребёнком.

«Договори слово»

Эта игра помогает расширить словарный запас и кругозор, тренирует память и развивает логическое мышление. Суть игры: первый игрок называет слово, на последнюю букву которого должен вспомнить слово следующий игрок. Далее каждый игрок говорит слово на последнюю букву предыдущего слова. Игру можно усложнить, если сузить сферу слов: например, называть только города, животных, овощи и так далее.

«Рисунки мыльными пузырями»

Игра развивает творческое мышление и фантазию. Смешайте пять столовых ложек гуаши, одну столовую ложку шампуня или жидкости для мытья посуды и одну чайную ложку воды. В полученную смесь опустите трубочку для сока и взбейте, чтобы получилась пена. Поднесите к этой пене лист бумаги, на нём появятся необычные формы. Закончить рисунок можно с помощью фломастеров и красок.

Игры на развитие творческого мышления и фантазии

«Автомобиль»

Игра на развитие ориентации в пространстве. Необходимо расставить по комнате разные предметы (столы, стулья и так далее), сказав ребёнку, чтобы он представил, что он автомобиль. После этого ребёнку надо завязать глаза, и с помощью подсказок взрослого он будет «ехать» по маршруту, огибая препятствия.

«Викторина»

Игры в формате викторин для младших школьников помогают расширить кругозор, развить внимание, быстроту реакции и командный дух. Можно сделать общую викторину с вопросами из разных сфер или на конкретную тему. Вопросы легко найти в свободном доступе в интернете или в книгах про дидактические игры для младших школьников. Например:

  • Какую процедуру заменяет одно яблоко? (Чистка зубов)
  • Самая популярная кличка дворовых собак? (Жучка)
  • Какое блюдо олицетворяло солнце для древних славян? (Блины)
  • Кого называют королём пустыни? (Верблюд)
  • Как называются мужские штаны у казаков? (Шаровары)

Школьникам очень нравится отгадывать варианты ответов, а если собрать несколько команд и сделать небольшое соревнование, то положительных эмоций и пользы от викторины будет ещё больше.

«Меморадо»

Среди интерактивных игр для младших школьников можно выделяют игру «Меморадо». Играть в неё можно с помощью одноимённого приложения, которое скачивается в App Store или Google Play. Игра запрашивает у ребёнка, какие способности он хочет прокачать, и на основе этого предлагает ему задания. Эта интеллектуальная игра для младших школьников развивает мышление, память, логику и математические способности.

Развивающие игры — прекрасные занятия для младших школьников. Игры погружают ребёнка в процесс познания и помогают лучше ориентироваться в окружающем мире. Регулярно играя в развивающие игры, ребёнок усвоит самые необходимые для жизни навыки, будет чувствовать себя увереннее в школе и легче адаптируется в первые годы школьной жизни.

https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsialnyh-kompetentsiy-mladshih-shkolnikov
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchie-igry-dlya-mladshih-shkolnikov

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *