Самообразование самовоспитание как факторы самосовершенствования педагогического мастерства

Аватар

Психология

Самообразование самовоспитание как факторы самосовершенствования педагогического мастерства

Педагог в современном образовании

Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, приобретает особое значение в условиях разви­тия профессионального образования. Сама жизнь поставила на повестку дня задачу его непрерывности. Немецкий педагог XIX в. А. Дистервег писал, что учитель способен воспитывать и образовывать только в том слу­чае, если продолжает работать над своим собственным воспита­нием и образованием.

Выдающийся педагог А.С. Макаренко говорил, что в педаго­гику он пришел случайно, без всякого на то призвания, но на­учился, сделался мастером своего дела. Такого результата может добиться каждый, если ему помогут, и если он будет работать над собой. Пресс цивилизации, по утверждению современного философа Л.Ю. Писарчика, оказывает мощное воздействие на молодого че­ловека, предлагая ему реализовать свои творческие потенции в рыночной деятельности, в борьбе с конкурентами, в погоне за наживой, в достижении успеха любой ценой, в господстве над природой, в преодолении традиционной культуры, в модерниза­ции производства, т.е. в создании еще более мощной техники, производящей еще больше негативных изменений в природе. Молодому человеку приходится делать выбор: принять идео­логию общества, пронизанную категориями «обладать», «присво­ить», «потребить», но при этом чаще всего остаться, по выражению известного философа И.А. Ильина, «духовно никем» или прислушаться к мнению философов, художников, деятелей культуры и пойти по пути духовного развития. Первый путь легкий, общепризнанный. По нему сегодня идут многие, потому что это дает человеку ощущение приобщенности к совре­менным формам жизни, достижениям цивилизации, включенно­сти в большие массы единомышленников, ощущение комфорта от солидарности с подобными себе. Такие люди почти всегда рав­нодушны к проблемам, которые выходят за пределы их «частных», «индивидуальных», «личных» интересов. Фундаментальные осно­вания жизни и культуры они обосновывают не обращением к ду­ховным критериям и истокам, а ссылкой на биологические инстинкты, которыми, по их мнению, являются самосохранение, материальное благополучие, потребительство, желание опередить конкурентов, занять «место под солнцем». Послушать этих людей – и мы больше не найдем в истории человеческой цивилизации никаких духовных исканий и устремлений человека, творческих мук, поиска смысла жизни, самопожертвования и нравственного самоусовершенствования.

Другая и очень важная задача – формирование личности ново­го социокультурного типа: гуманной, постигающей и понимающей высокую ценность человеческой жизни; духовной, обладающей развитыми потребностями в познании окружающей действитель­ности; самосовершенствующейся, находящейся постоянно в поиске смысла жизни и жизненной позиции, общении с искусством, са­мопознании, понимании собственного «Я» и своего внутреннего мира; творческой, с развитым интеллектом, стремящейся к пре­образующей деятельности, обладающей чувством нового, способ­ной к активной жизни и творчеству; прагматической, владеющей новейшими технологиями и умениями, необходимыми для реа­лизации профессиональных знаний в новой экономической и со­циокультурной ситуации (предпринимательство, компьютерная грамотность, языкознание), профессиональной мобильности.

В связи с этим роль самообразования и самовоспитания педагогов чрезвычайно велика.

Самообразование и самовоспитание в профессиональной деятельности педагога

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Одна­ко умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность – проблема для большинства людей. Очень многое зависит от того, какие возможности пред­ставит окружение для реализации личностного потенциала.

Самообразование – основа роста будущего специалиста. Само­образование представляет собой специально организованную, са­мостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общест­венно значимых образовательных целей; непрерывное продолже­ние общего и профессионального образования, благодаря кото­рому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способ­ствуя творческому подходу к делу.

Воспитание и самовоспитание – две стороны единого процес­са формирования личности.

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов – объективных и субъективных, при­родных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассив­ное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Формирование личностных качеств не может происходить без стремления самой личности к учению, без проявления ею учебно-познавательной активности. Благодаря самовоспитанию и упорной работе над собой человек развивает у себя лучшие личностные качества. Известный французский философ Ж.П. Сартр утверждал, что человек есть только то, что он сам из себя делает, подчеркивая определяющую роль самовоспитания в его личностном развитии. Все это говорит об исключительно важной роли самовоспита­ния в формировании личности.

Работа над собой – это самовоспитание, начинающееся с осоз­нания и принятия объективной цели как субъективного, жела­тельного мотива своей деятельности. Субъективная постановка человеком определенной цели поведения или деятельности по­рождает сознательное напряжение воли, определение плана дей­ствий на завтрашний день. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями – как объектив­ными, так и субъективными.

Таким образом, на определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосозна­ния человек начинает понимать не только внешние для него цели, но и цели своего собственного воспитания. Он начинает отно­ситься к самому себе как к субъекту воспитания. С возникнове­нием этого нового, весьма своеобразного в формировании лично­сти фактора человек становится воспитателем.

Самовоспитание, отмечает И.П. Подласый, это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на самораз­витие и формирование базовой культуры личности. Самовоспита­ние призвано укреплять и развивать способность к добровольно­му выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные чувства, необ­ходимые привычки поведения, волевые качества. Самовоспита­ние – составная часть и результат воспитания и всего процесса развития личности. Оно зависит от конкретных условий, в кото­рых живет человек.

Согласно H.A. Березовину, самовоспитание – это сознатель­ная деятельность, направленная на возможно более полную реа­лизацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспита­ние – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на аде­кватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в не­разрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и раз­вивая процесс формирования и совершенствования личности.

По утверждению отечественного педагога Ю.К. Бабанского, процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное плани­рование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности – рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятель­ности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельно­сти – анализ ее конечных результатов, сопоставление их с наме­ченными целями, выявление расхождений и их причин, проекти­рование новых перспектив и задач.

Педагог А.И. Кочетов определяет следующие параметры само­воспитания:

  • направленность, т.е. мотивы работы над собой;
  • содержание (умственное, физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, комплексное);
  • устойчивость (случайное, эпизодическое, постоянное);
  • эффективность в формировании личности (выполняет функ­ции главные и вспомогательные).

Доминантой в самовоспитании становится формирование та­ких качеств, как самосознание, увлеченность, направленность, умение управлять собой и т.д.

Профессиональное педагогическое самосознание

Весомую роль в личностной характеристике педагога играет профессиональное педагогическое самосознание, в структуру которо­го входят:

  • осознание педагогом норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции педагогического труда;
  • соотнесение себя с некоторыми профессиональными этало­нами, идентификация;
  • оценка себя другими, профессионально референтными людьми;
  • самооценка, в которой выделяются: когнитивный аспект, осознание самого себя, своей деятельности; эмоциональный аспект.

Ученые В.А. Мижериков и Т.А. Юзефавичус полагают, что педагог должен уметь выявлять у себя наличие этих обра­зований на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства развития положительных качеств и ней­трализации и вытеснения отрицательных.

Для этого требуется выработать в себе стремление стать лучше, устраняя недостатки в характере и вырабатывая новые черты, не­обходимые не только для жизни, но и для профессионально-пе­дагогической деятельности.

Содержание самовоспитания

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

  • компенсаторная: реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
  • адаптирующая: позволяет преподавателю постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;
  • развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

Принципы самовоспитания

  1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности педагога от уровня его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
    • установка на проблемность в педагогической работе, которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;
    • установка на самосознание, самооценку своей педагогической деятельности, стимулирующие ее улучшение;
    • установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно-значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
  2. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:
    • на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;
    • на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
    • на самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, мотивационная и познавательная сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.
  3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
    • на самоконтроль;
    • на саморегулирование;
    • на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;
    • на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;
    • на коррекцию запланированных результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.

Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.

Основные методы самовоспитания отражены в рисунке 1.

Рис. 1 Методы самовоспитания

Уникальность каждого человека не вызывает сомнений. Однако умение предъявить себя миру, выразить свою уникальность — проблема для большинства людей.

Как известно, творцом, так же как интеллектуалом не рождаются. Очень многое зависит от того, какие возможности представит окружение для реализации личностного потенциала.

Поэтому педагоги сталкиваются с непривычными для них формами работы – самообразованием и самовоспитанием.

Самообразование – основа роста преподавателя как специалиста. Как показал анализ литературы, проведенный Ю.П. Фатневой, самообразование представляет собой специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей; непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу.

Несколько советов занимающимся самообразованием:

ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.

ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

Профессионализм характеризуется как общая способность педагога мобилизировать свои знания, умения, а также обобщённые способы выполнения действия. Стабильно высокий уровень профессионализма, может быть, достигнут при условии непрерывного образования, развития профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля деятельности.

Самовоспитание и самообразование личности Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазитова Р.И.

В статье рассмотрены понятия «самовоспитание», « самообразование », « самообучение ». Определены этапы процесса самовоспитания, функции самовоспитания и самообразования .

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазитова Р.И.

Текст научной работы на тему «Самовоспитание и самообразование личности»

САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

В статье рассмотрены понятия «самовоспитание», «самообразование», «самообучение». Определены этапы процесса самовоспитания, функции самовоспитания и самообразования.

Ключевые слова: самовоспитание личности, самообразование, этапы самовоспитания, факторы самовоспитания, самообучение.

Самообразование личности тесно связано с самовоспитанием и считается одной из его частей. В чем же состоит данная взаимосвязь? Для большинства обучающихся характерна тенденция к постоянному самосовершенствованию, стремлению развивать одни качества личности и искоренять другие, т.е. обучающиеся занимаются самовоспитанием. Они ставят перед собой определенные цели и прилагают все усилия для их достижения. При решении поставленной задачи используются различные методы и средства, в том числе самостоятельный поиск и обработка знаний. В процессе самообразования у студентов развивается способность самостоятельно организовывать свою деятельность при приобретении новых знаний.

Самообразование студентов является необходимым условием его будущей профессиональной деятельности. Активизация стремления студента к самовоспитанию и самообразованию — неотъемлемая часть подготовки будущих специалистов в вузе.

Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться будущему педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу [6, с. 340].

Цель самообразования И.Н. Кузнецов определяет как «предвосхищаемый личностью уровень знаний, умений и навыков в определенной области, а также успехи в деятельности, которые для личности являются желательными и определяют направление и содержание деятельности, нацеленной на решение поставленных задач и достижение намеченных жизненных планов. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления» [7, с. 357].

В системе высшей профессиональной школы особое внимание уделяется и самовоспитанию.

* Ассистент кафедры Педагогики и психологии.

Самовоспитание — сознательная и систематическая деятельность индивида, направленная на саморазвитие и формирование у себя тех или иных свойств и качеств, базовой культуры личности в целом.

Согласно Н.А. Березовину самовоспитание — это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей; находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования и совершенствования личности [1, с. 302-304].

Отечественный педагог Ю.К. Бабанский утверждает, что процесс воспитания при его хорошей организации перерастает в процесс самовоспитания и предполагает: самостоятельное планирование деятельности (самопроектирование) по усвоению знаний, умений, навыков, способов поведения, разрешения проблемных ситуаций учебного и воспитательного характера; самоорганизацию деятельности — рациональное распределение этапов деятельности во времени, рациональное распределение усилий в ходе деятельности; саморегулирование деятельности на основе самоанализа хода ее и внесение необходимых поправок; самоконтроль в деятельности — анализ ее конечных результатов, сопоставление их с намеченными целями, выявление расхождений и их причин, проектирование новых перспектив и задач [4, с. 88].

Содержание самообразования и самовоспитания раскрывается через их функции:

— компенсаторная — реализуется в приобретении профессиональных знаний, умений, навыков, усвоении новой информации;

— адаптирующая — позволяет постоянно приспосабливаться к меняющемуся миру, новым условиям профессиональной деятельности;

— развивающая — предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности.

К принципам самообразования и самовоспитания относят [2]:

1. Принцип развития. Данный принцип раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности в онтогенезе и ее непрерывного самообразования.

2. Принцип самодеятельности, который реализуется через следующие установки:

— на целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и воспитанием;

— на планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;

3. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:

— на индивидуализацию самообразования и самовоспитания;

— на мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;

— на коррекцию запланированных результатов работы над собой.

К факторам, побуждающим личность к самовоспитанию можно отнести: требования, предъявляемые обществом к человеку, моральные образцы, социальные идеалы.

В процессе самовоспитания условно выделяют несколько этапов:

1 этап — осознание необходимости работать над собой. Это этап самопознания. На данном этапе применяются следующие методы самопознания: самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ, самоконтроль и самооценка. Эти методы позволяют человеку дать объективную характеристику о себе.

2 этап — выработка программы работы над собой на основе поставленных целей, определение конкретных задач, содержания, средств, методов решения поставленных задач.

3 этап — реализация программы самовоспитания.

4 этап — оценка результатов самовоспитания и постановка новых задач самовоспитания.

С процессом самовоспитания личности тесно связано ее самообучение. Самообучение — процесс обучения, организуемый самой личностью; целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение ею знаний в какой-либо области науки, техники, культуры.

Как единый процесс самовоспитание и самообучение составляют процесс самообразования. Самообразование — получение образования в ходе самостоятельной деятельности самой личности, которая устанавливает цели и задачи, отбирает содержание, средства, методы, формы и рефлексирует результаты этой деятельности.

Понятия самовоспитание, самообразование, самообучение включают в себя способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы — воспитание, образование, обучение — лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие.

Формирование потребности и умений самообразования осуществляется в процессе предметного обучения и умственного воспитания обучающихся (умение рационально организовать режим умственной деятельности, правильно планировать свой труд, рациональные приемы работы с литературой, самоконтроль и самооценка).

Источниками самообразования являются все компоненты культуры общества: наука, искусство, литература, СМИ, Интернет, хобби.

Признаками сформированности культуры самообразования являются: устойчивая потребность в самостоятельном углублении знаний; умение разрабатывать программу самообразования; рефлексивные умения и т.д.

Необходимость при подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования усиленного внимания к вопросам самообразования П.И. Пидкасистый связывает с высокой скоростью распространения научно-технической информации и темпами практического воплощения научно-технических достижений, а также с перспективами роста числа безработных и новыми требованиями к трудоустройству в условиях перехода страны к рынку, т.е. с конкурентоспособностью в рыночных условиях, когда от будущего специалиста ожидаются способность и готовность решать научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику (технологию), профессиональная мобильность [5, с. 41].

Гамидуллаев Б.Н. выделяет два вида самообразования в зависимости от его формы и самостоятельности — системное и автономное. Если системное самообразование побуждается и направляется учебным заведением и обучающиеся лишь выполняют данное задание или углубляют то, что преподнесено на занятиях, то об автономном самообразовании говорят, когда человек сам определяет цели самообучения и объем знаний, который должен быть освоен. При автономном самообразовании контроль за ходом учебы выступает в виде самоконтроля, самоотчета, т.е. этот процесс приближает личность к самоуправляемости [3, с. 50].

В интересах оптимизации процесса профессионального самосовершенствования конкретного студента необходимо его сравнивать не с другими студентами, а с ним самим, его прежними результатами.

В целях развития у студентов мотивации профессионального самосовершенствования необходимо формирование у студентов культуры учебного труда.

При выборе педагогических условий управления процессом профессионального самосовершенствования студентов в процессе обучения в педагогическом вузе необходимо учитывать следующее. Во-первых, студент способен к эффективному профессиональному росту тогда, когда ему предоставляется возможность для творческого развития. Успешное развитие творческого потенциала предполагает построение хорошо рефлексируемого опыта.

Во-вторых, личностная значимость процесса профессиональной подготовки, прежде всего, должна распространяться на самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность, на которую сориентированы основные формы и методы обучения в педагогическом вузе.

Самостоятельность выступает наиболее существенным признаком человека как личности. Она может быть понята как свойство личности, как способность, как показатель активности человека.

При организации самостоятельной познавательной деятельности преподаватель должен ознакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников педагогического вуза и довести до их сведения, каким образом каждая отдельно взятая дисциплина способствует выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику.

Таким образом, самообразование и самовоспитание служат необходимым условием совершенствования педагогического мастерства и профессионального становления будущего специалиста. Одной из главных задач образования в целом выступает формирование способности растущей личности к самовоспитанию и самообразованию.

1. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Н.А. Березовин. — Мн.: Новое знание, 2004.

2. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования преподавателя / Международная педагогическая Академия. — М., 1994.

3. Гамидуллаев Б.Н. Самоуправление: потенциал личности. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

4. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.

5. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Пед. о-во России, 2005.

6. Фатнева Ю.П. Готовность к самообразованию как условие профессионального роста будущего специалиста в вузе // Формирование профессиональной компетентности специалистов как цель модернизации образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -Оренбург: РИК ГОУ ОГУ 2005. — С. 339-340.

7. Энциклопедия студента / Сост. И.Н. Кузнецов. — Мн.: Кн. Дом, 2004.

https://znanio.ru/pub/51
https://cyberleninka.ru/article/n/samovospitanie-i-samoobrazovanie-lichnosti

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *