Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников – тема научной статьи по наукам об образовании читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

 

Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуматова Р.А.

В статье представлен анализ опыта формирования социальных компетенций младших школьников Уточнены сущность социальных компетенций и игровой деятельности , определены критерии и показатели результативности формирования социальных компетенций младших школьников.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуматова Р.А.

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность как средство формирования социальных компетенций младших школьников»

Теория и методика обучения и воспитания

1. Загвязинский В.И. Теории обучения и воспитания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 256 с.

2. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: учебное пособие / А.С. Макаренко. — М.: Знание 1984. -400 с.

3. Черноусова Ф.П. Духовно-нравственное воспитание — основа формирования потребности человека в человеке / Ф.П. Черноусова. — М.: УЦ Перспектива, 2013. — 120 с.

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 94», г. Уфа

В статье представлен анализ опыта формирования социальных компетенций младших школьников Уточнены сущность социальных компетенций и игровой деятельности, определены критерии и показатели результативности формирования социальных компетенций младших школьников.

Ключевые слова социальные компетенции, игровая деятельность, социальная компетентность.

Система российского образования перешла на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основе построения которого лежит компетентностный подход, предполагающий формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям информационного общества, инновационной экономики, демократического строя и многонационального, поликультурного российского общества. Исходя из этого, в науке и в практике, говоря о качестве обучения и воспитания, все чаще стали связывать его с конечным результатом — компетенцией школьника.

Младший школьный возраст является сензитивным в формировании социальной компетентности, так как именно на этом этапе развития формируется произвольность психических процессов, а также соподчиняются мотивы и проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие. Социальная компетентность — это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме.

114 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Выделим то, что в наше время до сих пор наблюдается смешение понятий «компетенция» и «компетентность»: от их синонимичного использования, до взаимозамещения. Раскроем различия между терминами компетентность и компетенция: «компетентность — авторитетность, осведомлённость; компетенция — это круг вопросов, где определенный человек имеет авторитетность, познание, опыт и кругом полномочий.

Благодаря активной деятельности развиваются личностные качества младшего школьника. И главным образом она формируется в той самой ведущей деятельности, которая обусловливает интересы, отношение к реальности, требования взаимоотношений с окружающим обществом. В дошкольном возрасте, ведущей деятельностью является игра. Игра самая главная деятельность детей дошкольного возраста, но и не только, огромную роль она играет и в младшем школьном возрасте. Игра является важной деятельностью школьника и занимает центральное место в его жизни, при этом они и есть преобладающий вид самостоятельности младшего школьника и также средством познания окружающего социума. Игра — естественный для ребенка вид деятельности, мотив её лежит в самой сущности. В игровой деятельности учащиеся могут быть самостоятельными, развивать мышление, применять и углублять свои знания. Становясь старше учащиеся растут не только физически, но и в умственном плане, развитие не стоит на месте, вместе с ним становится выше и уровень воспитания, в этом им помогает игровая деятельность. Кроме того что сказано выше игра также формирует поведение детей, их взаимоотношение со сверстниками [2].

Вам будет интересно  Чем опасны насмешки над ребенком?

Проблему применения игровых технологий в учебном процессе изучали такие психологи и педагоги, как Ф.Н. Гоноболин, А.В. Запорожец, Я.И. Коломенский, В.А. Крутецкий, М.И. Лисина, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева и другие. Они считали, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Кроме того, в процессе игровой деятельности у ребенка младшего школьного возраста наблюдается увеличение социальных контактов, конструктивные взаимоотношения со сверстниками. Однако практика педагогической работы показывает о том, что педагоги начальных классов в полной мере владеют навыками и умениями формировать социальные компетенции у младших школьников. В настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальных компетенций учащихся посредством игровой деятельности, несмотря на его теоретическую и практическую значимость.

Теория и методика обучения и воспитания

Как интегративная характеристика личности социальная компетенция имеет в определенной степени четкую структуру, в которой мы выделяем следующие компоненты: когнитивный компонент, который связан с представлениями о способах и правилах социального взаимодействия (в частности, нормы поведения в обществе, нормы общения); мотивационно-ценностный компонент, включающий отношение к себе и другому человеку как высшей ценности; проявления доброты, заботы, милосердия; наличие мотивации достижения в собственном поведении и в совместной групповой деятельности; деятельностный компонент, предполагающий сформированность навыков самоорганизации, самоконтроля, навыков конструктивного неконфликтного взаимодействия, а также выбор адекватных ситуации способов общения и поведения.

Вступление в младший школьный возраст предполагает изменение социальной ситуации развития ребенка. Происходит переход к учению как ведущей деятельности, которая в свою очередь приобщает младшего школьника к общественной жизни. Успешность в учебной деятельности, в социальном взаимодействии с окружающими обеспечивают возрастные новообразования, такие как: мотивация достижения, способность к произвольной регуляции поведения и саморегуляции, адекватная самооценка, которая является регулятором поведения и деятельности [4]. Эти личностные образования мы рассматриваем как показатели социальных компетенций учащихся начальных классов.

Конкретизируем выделенные показатели применительно к каждому компоненту социальных компетенций, рассмотренных нами выше. Так к когнитивному компоненту социальных компетенций у детей младшего школьного возраста могут быть отнесены:

— знание основных этических норм общения и поведения в обществе;

— знание о способах предотвращения и конструктивного разрешения конфликта.

Второй компонент — мотивационно-ценностный — включает в себя следующие показатели:

— умение адекватно оценивать себя, свои способности и судить о причинах успеха / неуспеха;

— способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на происходящие события;

— умение сопереживать, чувствовать, понимать себя и другого человека;

— эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Следующий компонент социальных компетенций учащихся начальных

классов — деятельностный — предполагает:

— умение слушать и вступать в диалог с другими людьми;

— умение детей сотрудничать между собой, согласовывать свои действия и считаться с мнением партнера;

116 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

— умение работать в команде и следовать правилам, принятым в коллективе;

— умение договариваться, находить общее решение;

— умение находить правильный способ разрешения конфликта;

— умение вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, принятыми в обществе.

Важно отметить, что приведенный перечень показателей социальных компетенций является открытым и может быть продолжен.

С учетом данных показателей, выделяются следующие уровни развитости социальных компетенций:

— низкий, характеризующийся низкой степенью сформированности необходимых для продуктивного социального взаимодействия личностных новообразований;

Вам будет интересно  Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста | Образовательная социальная сеть

— средний, когда отдельные показатели социальных компетенций сформированы на достаточном уровне и могут создать основу для достижения успеха в социально-значимой деятельности или взаимодействии, а другие находятся на низком уровне развития и затрудняют социальное взаимодействие;

— высокий, для которого характерно достижение устойчивого развития всех личностных новообразований возраста, обеспечивающих успех в социальной деятельности, то есть высокие показатели развития всех важнейших для возраста составляющих социальных компетенций.

В исследовании были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, обобщение психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования; эмпирические (изучение и обобщение практического опыта, анализ документации, педагогическое наблюдение); диагностические (анкетирование, опрос, беседа); опытно-экспериментальная работа. Применялись такие методики как: «Пирог страхов» авторами которой являются А.И. Захаров и М. Панфилова; карта наблюдения Д. Стотта; шкала измерения социальной компетенции Э. Долла. С целью формирования социальных компетенций мы, во время учебного процесса и воспитательной деятельности, использовали различные задания которые представляли собой игровую форму.

После проведения эксперимента и изучения методической и психологопедагогической литературы, а также практики работы можно сделать вывод о том, что игра занимает существенное место в жизнедеятельности и жизни младших школьников. Игра позволяет не только отвлечь ребёнка от учебной деятельности, но и помогает его умственному, психическому и физическому развитию, с помощью игры ребёнок учится общаться с другими людьми.

По результатам входной диагностики выяснилось, что имеются дети, с низким уровнем развития логического мышления, воображения и внимания.

Теория и методика обучения и воспитания

После проведения коррекционной работы с младшими школьниками по формированию социальных компетенций с помощью игровых технологий отмечаются изменения, в сторону улучшения: количество детей с высоким уровнем обладания социальными компетенциями увеличилось на 19 %, со средним уровнем — на 12 %, а количество детей с низким уровнем социальных компетенций снизился на 31 %.

Исходя из результатов исследования можно сделать следующие выводы:

С целью формирования социальных компетенций младших школьников в учебном процессе и во внеурочной деятельности необходимо использовать игровые технологии. Систематическая работа над формированием социальных компетенций младших школьников дала положительные результаты: увеличилось количество детей с высоким уровнем социальной компетенции, повысился интерес к изучаемым предметам. Систематическое использование игр на различных уроках действительно позволило выше поднять планку социальных компетенций.

Систематическое целенаправленное включение дидактических игр в учебную деятельность способствует закреплению определённых знаний, умений и навыков, повышению интереса к учебным дисциплинам, развитию активности, внимания, логического мышления и воображения. Дидактическая игра является как средства развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе. Ценность игровых технологий для учащихся заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности. Обучение развивает ребёнка тогда, когда предоставляет возможность открывать, творить, рассуждать, спорить.

Подводя итог, необходимо отметить, что социально-педагогическая деятельность по формированию социальных компетенций предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая направлена на всестороннее развитие и воспитание социально компетентной личности, готовой к конструктивному взаимодействию и социально-значимой деятельности. Педагогу очень важно осознать необходимость работы по формированию социальной компетентности учащихся с начальной ступени обучения. От того, насколько эффективно учащийся может проявлять сопряженность личных интересов с потребностями социума, формировать собственную систему ценностей, сотрудничать с людьми и окружающим миром, зависит его становление как гражданина. Таким образом, дальнейшее изучение социальных компетенций учащихся начальных классов является весьма актуальным и требует поиска новых форм, методов их формирования в воспитательной практике общеобразовательной школы.

1. Белицкая Г.Э. Социальная компетенция личности [Текст] / Г.Э Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе. — 1995. — № 3. — С. 37-48.

118 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А. Зимняя. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38 с.

3. Исакова Т.В. Развитие социальной компетентности как фактор социального здоровья [Текст] / Т.В. Исакова. — СПб.: РГПУ, 2003. — С. 18-24.

Вам будет интересно  Каким должен быть современный учитель: качества хорошего преподавателя и профессиональные компетенции школьного педагога

4. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения [Текст] / Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. -2001. — № 4. — С. 16-48.

5. Лепешев Д.В. Игровые технологии воспитания // Детская Академия роста Творческая педагогика. — 2011. — № 1. — С. 72-82; № 2. — С. 86-92.

5 развивающих игр для младших школьников

В 6-7 лет дети учатся читать и считать, становятся более собранными и рассудительными. Дидактические игры помогают развивать новые навыки и способствуют адаптации к школе. Подробнее о развивающих играх для младших школьников мы поговорим в этой статье.

Первое время после начала школьной жизни большинство детей испытывают стресс. Поэтому развивающие игры для детей помогут ребёнку в игровом формате усвоить различные навыки и лучше включиться в процесс новой для малыша деятельности.

Виды развивающих игр для младших школьников

В зависимости от задач, которые выполняет та или иная игра, игры для младших школьников делятся на несколько видов:

  • Ролевые игры помогают воссоздать конкретную ситуацию, разыграв её по ролям. В процессе ролевой игры ребёнок получает необходимые знания, навыки и опыт поведения в определённой ситуации.
  • Словесные игры способствуют расширению словарного запаса и кругозора, формированию грамотной и красивой речи. Ребёнок учится правильно выражать свои мысли и чувства.
  • Интерактивные игры помогают ребёнку лучше погрузиться в процесс, воспринимать информацию с помощью всех органов чувств. В интерактивных используется компьютер и другие мультимедийные средства.
  • Настольные игры развивают мышление, аналитические и математические способности, воображение, логику, концентрацию внимания, речь, навыки социального взаимодействия.

Игры для развития младших школьников можно использовать практически в любой обстановке — дома, в дороге, в школе, играть вдвоём с ребёнком или в большой компании.

Развивающие игры для младших школьников

Примеры развивающих игр для школьников младших классов

Давайте остановимся подробнее на примерах развивающих игр, в которые вы можете поиграть с ребёнком.

«Договори слово»

Эта игра помогает расширить словарный запас и кругозор, тренирует память и развивает логическое мышление. Суть игры: первый игрок называет слово, на последнюю букву которого должен вспомнить слово следующий игрок. Далее каждый игрок говорит слово на последнюю букву предыдущего слова. Игру можно усложнить, если сузить сферу слов: например, называть только города, животных, овощи и так далее.

«Рисунки мыльными пузырями»

Игра развивает творческое мышление и фантазию. Смешайте пять столовых ложек гуаши, одну столовую ложку шампуня или жидкости для мытья посуды и одну чайную ложку воды. В полученную смесь опустите трубочку для сока и взбейте, чтобы получилась пена. Поднесите к этой пене лист бумаги, на нём появятся необычные формы. Закончить рисунок можно с помощью фломастеров и красок.

Игры на развитие творческого мышления и фантазии

«Автомобиль»

Игра на развитие ориентации в пространстве. Необходимо расставить по комнате разные предметы (столы, стулья и так далее), сказав ребёнку, чтобы он представил, что он автомобиль. После этого ребёнку надо завязать глаза, и с помощью подсказок взрослого он будет «ехать» по маршруту, огибая препятствия.

«Викторина»

Игры в формате викторин для младших школьников помогают расширить кругозор, развить внимание, быстроту реакции и командный дух. Можно сделать общую викторину с вопросами из разных сфер или на конкретную тему. Вопросы легко найти в свободном доступе в интернете или в книгах про дидактические игры для младших школьников. Например:

  • Какую процедуру заменяет одно яблоко? (Чистка зубов)
  • Самая популярная кличка дворовых собак? (Жучка)
  • Какое блюдо олицетворяло солнце для древних славян? (Блины)
  • Кого называют королём пустыни? (Верблюд)
  • Как называются мужские штаны у казаков? (Шаровары)

Школьникам очень нравится отгадывать варианты ответов, а если собрать несколько команд и сделать небольшое соревнование, то положительных эмоций и пользы от викторины будет ещё больше.

«Меморадо»

Среди интерактивных игр для младших школьников можно выделяют игру «Меморадо». Играть в неё можно с помощью одноимённого приложения, которое скачивается в App Store или Google Play. Игра запрашивает у ребёнка, какие способности он хочет прокачать, и на основе этого предлагает ему задания. Эта интеллектуальная игра для младших школьников развивает мышление, память, логику и математические способности.

Развивающие игры — прекрасные занятия для младших школьников. Игры погружают ребёнка в процесс познания и помогают лучше ориентироваться в окружающем мире. Регулярно играя в развивающие игры, ребёнок усвоит самые необходимые для жизни навыки, будет чувствовать себя увереннее в школе и легче адаптируется в первые годы школьной жизни.

https://cyberleninka.ru/article/n/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-formirovaniya-sotsialnyh-kompetentsiy-mladshih-shkolnikov
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/razvivayushchie-igry-dlya-mladshih-shkolnikov

Похожие статьи

Как добиться успеха в ходе деловых переговоров?Как добиться успеха в ходе деловых переговоров?

 Чтобы иметь успех в ходе деловых переговоров следует располагать сведениями о том, какова стратегия оппонента, обладать мощными аргументами и быть подготовленным к различным неожиданным поворотам. Однако все эти аспекты не

Что такое когнитивный диссонанс и как его преодолеть?Что такое когнитивный диссонанс и как его преодолеть?

 В рамках своей теории Фестингер сформулировал две ключевые гипотезы: В состоянии когнитивного диссонанса человек делает всё, чтобы минимизировать уровень несоответствия между противоречащими друг другу установками. Как только он добивается соответствия

Чем опасно саморазвитие, негативные стороны тренинговЧем опасно саморазвитие, негативные стороны тренингов

 Что станет с человеком который работает над своим саморазвитием для достижения своей цели и повышением уверенности в себе Вас мучает депрессия, вы ненавидите жизнь и ищете виновников неудач: обвиняете в