Дореволюционные мальчишки из дворянских семей устраивали драки в гимназии, кадеты творили невообразимое под покровом ночи в своих казармах. Я уже не говорю о нечеловеческой жестокости обитателей детских колоний для малолетних правонарушителей…
Те, кто загоняет в угол слабого, издевается над беспомощным — конечно, заслуживают самых строгих ограничительных мер. Но давайте разберёмся, какими качествами повышенной уязвимости обладает ребенок-жертва. Ведь ею может стать не каждый, а только тот, кто продемонстрировал перед ровесниками определённые «минусы».
1. Внешняя хрупкость, субтильность, нежность и грация.
Если это — ваш сын, то начинайте уже с детства развивать в нём те интеллектуальные, музыкальные, художественные дарования, которыми обычно щедро награждены подобные дети. Не нужно «ломать» такого мальчика и заставлять ходить в спортивные секции, примерять на себя боксерские перчатки, заготавливать «на будущее» бейсбольную биту… Поверьте, он не сможет ею воспользоваться. Уже по своей природе он никогда не будет равным тем, кто физически силён даже без всяких тренировок. Развивайте в вашем талантливом ребенке его собственные (часто немалые!) ресурсы.
Если у вас дочь с такими свойствами — она может провоцировать к себе агрессию не только мальчиков, но и других девочек, бессознательно завидующих её грации, врожденной интеллигентности. Зубрилка, Тихоня и другие подобные прозвища могут приклеиться к ней уже с начальных классов. Здесь важна роль отца, его уверенность в себе, его внутренняя сила. Именно ему следует провожать дочь в школу, демонстрируя ей защиту и попутно объясняя, что скромность и достоинство — лучшие качества женской натуры, а хамство и попытки лезть в глаза со стороны некоторых её одноклассниц выдают в них «кухаркиных детей».
2. Ваш ребенок «не от мира сего», например, выраженный интроверт.
Такие дети сосредоточены на своих мыслях, мало говорят. Они часто могут иметь высокий уровень логического интеллекта, хорошо играть в шахматы, с легкостью решать математические задачи.
Видя, что ребенку очень трудно в школе, что он одинок, не любит детскую среду, с радостью бежит домой, в «своё убежище», родители совершают огромную ошибку — переводят его на домашнее обучение. Следствие этого — полная коммуникативная некомпетентность. И, в ряде случаев, — социальная дезадаптация.
Вырастая, такой человек рискует стать изгоем среди взрослых, а родители, уже в силу возраста, да и других причин, не смогут ему помочь. И вместо развития своего таланта «маленький гений» может оказаться на «дне», отверженный всеми, избиваемый любым «трамвайным хамом» и полностью отрезанный от вожделенной для него интеллектуальной среды. Ведь имея даже очень высокий интеллект, данный тип людей не способен его реализовать, поскольку без контакта с другими людьми и организациями это просто невозможно. Отсутствие реализации своих талантов толкает его носителя к суициду, у него могут наблюдаться глубокие депрессии и зависимость от психоактивных веществ.
Поэтому расти и развиваться «маленький гений» должен именно в социуме, среди ровесников. А его родителям настоятельно рекомендуется посещать вместе с ним детского психолога, который поможет выстроить ребенку линию умеренно-ассертивного поведения.
3. Преследование на основе других отличий.
Это может быть странное имя ребенка (возможно, даже «модное», но совершенно не подходящее ни ему, ни эпохе): все эти Ярополки, Световиты, Ярилы и пр.
Или другой цвет кожи — именно в той стране (или её части), где подобные дети больше не встречаются.
Наличие врожденных пороков развития, дефектов речи и т. п.
Конечно, здесь также нужна грамотная социализация с учетом ментальности той части населения, в которой ребенку предстоит жить.
И ещё. Нам, родителям, стоит помнить о том, что дети — это наши зеркала. Все наши недостатки, слабости, изъяны бывают скопированы ими и перенесены в их собственные жизни. Поэтому необходимо распознавать и побеждать в себе те зерна неуверенности, невротической виновности, боязливости, которые могут дать обильные всходы в душе вашего ребёнка.