mybodyguru.ru Психология Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза

Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза

 

Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза Казаков Игорь Сергеевич

Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Казаков Игорь Сергеевич. Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза : дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 Сочи, 2006 250 с. РГБ ОД, 61:07-13/108

Содержание к диссертации

Глава 1. Информационная культура в контексте профессионального становления будущего педагога

1.1. Информационная культура как профессиографическая характеристика личности современного педагога 21

1.2. Сущность и структура готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры 53

1.3. Оценка уровня готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры и анализ практики ее формирования в педагогическом вузе 76

Глава 2. Междисциплинарный процесс формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры как объект системного проектирования

2.1. Моделирование процесса формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры 101

2.2. Технология формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры 122

2.3. Экспериментальная апробация процесса формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры 160

Введение к работе

Актуальность исследования. Отличительными чертами современного общества становятся значительное увеличение объема информации, ее форм, видов и источников, стремительное распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники. Одними из важных результатов информатизации общества являются резкое увеличение творческого содержания деятельности, расширение информационных потребностей. «Информация захлестнула человечество» (В.П. Зинченко), и победить ее может только человек с высокой информационной культурой. Перед современным специалистом информационное общество ставит множество новых проблем: нужно ориентироваться в огромных потоках информации, которые буквально обрушиваются на человека; вырабатывать информационный иммунитет; овладевать новыми источниками информации; развивать культуру распространения и потребления информации и др. Информатизация общества имеет и нежелательные последствия: доступность информации избавляет от необходимости размышлять, человек «поглощает» огромное количество информации, не успевая ее осмыслить, что негативно сказывается на духовно-нравственном развитии. Специалисту информационного общества необходимы новые инструменты интеллектуальной деятельности, новый стиль мышления и новое видение мира. Культурный уровень современного человека, готового активно жить и действовать в информационном обществе, во многом определяется уровнем его информационной культуры. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Особую актуальность информационная культура приобретает для современного педагога. В последнее время стремительно возросла

4 наукоемкость педагогического труда, бурно развивается дистанционное образование, появилась необходимость работы с большими потоками информации, включения фундаментальных знаний в структуру педагогической деятельности, повышения уровня образовательной подготовки педагогов. Информационному обществу необходим новый тип педагога

личности, обладающей творческим потенциалом, способной к профессиональному саморазвитию и критическому восприятию все увеличивающегося потока информации. Профессиональная деятельность современного педагога предполагает необходимость принятия быстрого и верного решения. Цена ошибки здесь очень высока. Для поиска эффективного решения проблемы следует обладать большим объемом информации о рассматриваемом объекте. Объем информации настолько велик, что педагог зачастую не в состоянии ее полностью проанализировать, а это влечет за собой серьезные просчеты в управлении педагогическим процессом. Кроме того, педагог, не обладающий высоким уровнем информационной культуры, не сможет развивать ее у воспитанников. Если в недавнем прошлом авторитет педагога во многом определялся владением информацией, недоступной другим, то теперь зачастую ученики знают больше педагога, так как обладают большими информационными и временными ресурсами, а также более высоким уровнем развития некоторых компонентов информационной культуры. Таким образом, развитие и саморазвитие информационной культуры становится для современного педагога условием поддержания его авторитета в детской среде и успешности педагогической деятельности, а высокий уровень развития информационной культуры — важной профессиографической характеристи кой.

Значимую роль в формировании информационной культуры будущего педагога играет высшее образование, которое должно формировать нового специалиста информационного общества. Формирование информационной культуры сегодня следует рассматривать как одну из приоритетных задач

5 профессиональной подготовки будущего педагога. За время обучения в педагогическом вузе студенту необходимо овладеть информационной культурой применительно к трем сферам деятельности — учебной, педагогической и исследовательской, при этом высокий уровень информационной культуры становится залогом успешности этих видов деятельности и во многом определяет их эффективность.

Многие исследователи отмечают, что информационную культуру
личности следует изучать и формировать прежде всего в контексте умений и
навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых других
знаний. Развитие информационной культуры становится продуктивным
только в том случае, если оно реализуется как самоформирующийся процесс,
как важный аспект профессионального саморазвития. На первый план в
подготовке современного педагога выдвигается саморазвитие
информационной культуры, принципиальной особенностью которого
является изменение позиции студента в координатах образования:
превращение его из объекта обучения и воспитания в субъект
самостроительства, самообразования, саморазвития. Такой подход
предполагает переориентацию педагогического образования на

формирование личности, стремящейся к профессиональному самосовершенствованию, осознающей и соизмеряющей свои потребности и возможности, четко представляющей перспективы своей информационной культуры, способной к саморазвитию. Актуальной целью профессиональной подготовки и важной профессиографической характеристикой педагога становится не только высокий уровень информационной культуры, но и готовности к ее саморазвитию.

Анализ практики вузовской подготовки современного педагога показывает, что, несмотря на высокую потребность студентов в развитии информационной культуры и готовности к ее саморазвитию, целенаправленно такой процесс не организуется, не обеспечивается интеграция содержания дисциплин вузовской подготовки в аспекте

формирования информационной культуры будущих педагогов и готовности к ее саморазвитию. Несмотря на то, что в некоторых школах предмет «Информационная культура» вводится как обязательный, в педагогических вузах он пока не включен в федеральный компонент государственных образовательных стандартов. Развитие и саморазвитие информационной культуры будущего педагога во многом происходит стихийно. В результате -некоторые компоненты информационной культуры развиваются в достаточной степени, а некоторые остаются практически не развитыми, что значительно затрудняет как процесс собственно обучения, так и профессиональной подготовки. Экспериментальные исследования показывают, что уровень развития информационной культуры более чем у половины выпускников вузов не дотягивает до нормы. Многие студенты испытывают проблемы, связанные с поиском, восприятием, переработкой и трансляцией информации, не умеют конспектировать лекции, выступать публично, затрудняются в выполнении докладов и рефератов, курсовых и дипломных работ, подготовке к экзаменам и зачетам. Несмотря на высокую потребность в саморазвитии информационной культуры, готовность к такому саморазвитию у большинства студентов развита недостаточно: отсутствуют четкое целеполагание, системность, необходимые умения и навыки саморазвития информационной культуры. В практике вузовского образования имеются условия и предпосылки для целенаправленной организации процесса формирования у будущих учителей готовности к саморазвитию информационной культуры, однако в настоящее время работа по формированию такой готовности целенаправленно не ведется, что обусловливает низкий уровень готовности к саморазвитию информационной культуры у будущих педагогов. Во многом такое положение связано с отсутствием необходимых теоретических разработок.

Исследователи (В.И. Загвязинский, А.А. Кирсанов, Н.В. Кузьмина, М.И. Рожков, Л.И. Рувинский, В.А. Сластенин, Н.М. Таланчук и др.) определяют

7 функции саморазвития, самовоспитания, саморегуляции как важнейшие в педагогической деятельности современного учителя. В педагогической науке проблема саморазвития исследуется давно: ее рассматривали А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и др. В современных исследованиях феномен саморазвития рассматривается в различных аспектах: в работах философов (Г.Е. Глазерман, Л.И. Игнатовский, В.П. Киселев и др.) анализируются его социокультурный и личностно-субъектный статус, жизненное пространство функционирования, роль и место в развитии общества и личности; психологами (А.А. Бодалев, А.Е. Соловьева и др.) выявлены его природа, источники и механизмы; педагогами (Л.А. Волович, М.И. Рожков, Л.И. Рувинский, Е.Г. Скворцова, Н.М. Таланчук и др.) раскрыты функции, структура, педагогический инструментарий формирования готовности к саморазвитию. Общая психолого-педагогическая характеристика саморазвития личности как важного компонента самосовершенствования представлена в работах B.C. Безруковой, А.А. Кирсанова, Ю.С. Тюнникова и др.

Информационная культура является предметом все возрастающего научного интереса и рассматривается в различных аспектах (психологическом, лингвистическом, социальном, правовом, экономическом, педагогическом и др.) и с позиций различных методологических подходов (социотехнического, культурологического, информационного и др.). На концептуальном уровне информационная культура исследуется Г.Г. Воробьевым, А.И. Ракитовым, Э.П. Семенюком. Значительный интерес представляют работы И.А. Агешина, B.C. Библера, Л.М. Земляковой, А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, В.П. Терина и др., где изучение феномена информационной культуры осуществляется в гносеологическом направлении. Исследования С.Ф. Анисимова, Н.Е. Астафьева, А.В. Денисова, В.А. Бочинина, Ю.И. Ефимова, И.В. Мелик-Гайназяна, Б.Д. Симоненко, А.Д. Урсула и др. позволяют подойти к информационной культуре как к фактору формирования профессионального типа личности через усвоение норм,

8
правил, ценностей информационного общества. Г.Г.Воробьев, А.П. Ершов,
В.М. Монахов, В.Ю. Милигарев, Е.П. Смирнов, И.М. Яглома и др.
рассматривают информационную культуру с точки зрения

технических умений и навыков работы с информацией. Особенности информационной культуры современного общества рассматриваются в работах Т.В. Андрианова, М.Н. Дарвина, Т.А. Поляковой, О.В. Соловьева и др. Понятие информационной культуры, его объем, современные подходы к рассмотрению подвергаются научному анализу Н.Б. Зиновьевым. Проблемы информационной культуры рассматриваются во взаимосвязи с проблемами сохранения цельности знания, духовности (Л.В. Скворцов), гуманистического общества и гуманизации образования (Е.А. Лисина, О.И. Пугач, О.В. Сидорова и др.), дистанционного образования (В.П. Зинченко) и др.

Вам будет интересно  Саморазвитие личности дошкольника в обучении как педагогическая проблема

Значительное внимание уделяется вопросам формирования информационной культуры. Методологические аспекты формирования информационной культуры рассмотрены в работах А.А. Харунжева, Е.В. Харунжевой и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях подвергается научному анализу в исследованиях Н.И. Гендиной, Н.И. Колковой, И.Л, Скипор, Т.А. Стародубовой и др. Пути формирования информационной культуры учащихся школы описаны в работах О.В. Артюшкина, А.А. Витухновской, Э.Г. Скибицкого и др. Различные аспекты формирования информационной культуры в процессе вузовской подготовки студента рассмотрены A.M. Атаян, О.В. Артюшкиным, О.В. Киевой, Н.А. Коряковцевой, В.Ю. Кочергиной, Н.А. Лавриненко, Л.В. Мизиновой, А.В. Петрущенковым, К.Р. Тихоновой, Л.Н. Тихоновой и др.

Большое число исследований посвящено проблемам формирования информационной культуры педагога. Проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога и возможности использования программы Интел «Обучение для будущего» представлены

9 в работе СМ. Конюшенко. Роль образовательных Интернет-ресурсов в формировании информационной культуры педагога раскрыта в исследовании Т.М. Гусаковой, Н.М. Кузнецовой. Возможности компьютерной графики и анимации в формировании информационной культуры педагогов описаны ЕЛ. Востриковой, Н.Н. Огольцовой, Н.П. Сулимовой.

Значительнее число исследователей интересуют проблемы формирования информационной культуры будущего педагога в процессе вузовской подготовки. В этой связи изучены: методическая система формирования информационной культуры будущих педагогов (Е.В. Данильчук), качество деятельности преподавателя университета как носителя информационной культуры (Н.Э. Касаткина, Б.П. Невзоров), информационно-динамическая обучающая среда как фактор развития информационной культуры будущих педагогов (Н.А. Сизинцева), организационно-педагогические условия развития информационной культуры будущих педагогов (А.В. Шаблов), личностный подход к формированию информационной культуры будущих педагогов (Н.В. Ходякова), когнитивная направленность формирования информационной культуры личности будущего педагога (Л.П. Холяпина) и др.

Имеются также работы (правда, они немногочислены), в которых развитие информационной культуры связывается с ее саморазвитием. Так, обновление информационной культуры как условие развития самостоятельности школьников раскрыто в работе Е.В. ОспенниковоЙ.

Однако, несмотря на обилие научных работ, исследующих проблему формирования информационной культуры будущего педагога, практически ни в одной из них не рассматривается проблема саморазвития информационной культуры и формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры в период вузовской подготовки.

10 Анализ педагогической теории и практики позволил выделить имеющиеся противоречия в исследуемой области:

— между высокой потребностью студентов — будущих педагогов в
саморазвитии информационной культуры и отсутствием у них готовности
к ее саморазвитию;

— между увеличивающимся потоком информации, получаемой
студентом в вузе, наличием проблем, связанных с ее поиском,
переработкой, воспроизведением, и неготовностью студентов разрешать
эти проблемы, ориентироваться в потоках информации, управлять ими,
умело пользоваться информацией;

между современными требованиями к информационной культуре будущего педагога (владение различными видами и источниками информации, новый стиль мышления, информационный иммунитет, умение извлекать личностные смыслы информации, критически оценивать ее и др.) и недостаточным учетом этих требований в процессе профессиональной подготовки будущего педагога;

между интегративным характером информационной культуры и готовности к ее саморазвитию и разрозненностью, фрагментарностью их формирования в педагогическом вузе;

между актуальностью формирования информационной культуры и готовности к ее саморазвитию как необходимого компонента общей и профессионально-педагогической культуры, важной профессиографической характеристики педагога и отсутствием теоретических разработок содержания информационной культуры и педагогического процесса формирования готовности к ее саморазвитию у будущих педагогов.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какое место должны занимать информационная культура и готовность к ее саморазвитию в общей и профессионально-педагогической культуре, профессиограмме педагога и как «встраивать»

процесс формирования готовности к саморазвитию информационной культуры в процесс профессиональной подготовки будущего педагога?

Объект исследования — процесс развития информационной культуры будущего педагога в период вузовской подготовки.

Предмет исследования — процесс формирования у будущего педагога готовности к саморазвитию информационной культуры в период вузовской подготовки.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально апробировать цели, содержание, педагогический инструментарий процесса формирования готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры.

Гипотеза исследования: процесс формирования готовности к саморазвитию информационной культуры станет органичной частью профессиональной подготовки будущего педагога и повысит ее эффективность при следующих условиях:

информационная культура будущего педагога будет рассматриваться как необходимый элемент общей и профессионально-педагогической культуры, а содержание информационной культуры и готовности к ее саморазвитию — как составляющая профессиограммы педагога;

— цели процесса формирования готовности к саморазвитию
информационной культуры будут включать взаимосвязанное
формирование информационной культуры и готовности к ее
саморазвитию в области учебно-познавательной, профессионально-
педагогической и исследовательской деятельности будущего учителя;

— содержанием процесса формирования готовности к саморазвитию
информационной культуры будущего педагога будет являться
преодоление информационных барьеров учебно-познавательной,
профессионально-педагогической и исследовательской деятельности
будущего учителя;

— основой педагогического инструментария процесса формирования готовности к саморазвитию информационной культуры будет выступать технология по формированию готовности к саморазвитию информационной культуры.

Задачи исследования:

Обосновать сущность, содержание и профессиографическую структуру информационной культуры как элемента общей и профессионально-педагогической культуры будущего педагога.

Определить структуру и критерии готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры как элемента профессиограммы педагога.

Оценить имеющийся у выпускников педагогических вузов уровень информационной культуры и готовности к ее саморазвитию, выявить информационные барьеры учебно-познавательной, профессионально-педагогической и исследовательской деятельности.

Разработать и экспериментально апробировать технологию формирования готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры как элемента профессиональной подготовки.

Общей теоретико-методологической основой исследования являлись философские и педагогические теории формирования информационной культуры будущего педагога (Е.В. Данильчук, СМ. Конюшенко, А.А. Харунжев, Е.В. Харунжева и др.), личностный и деятельностный подходы к процессу профессионального становления будущего педагога и формирования его информационной культуры; проектно-рефлексивный подход к формированию информационной культуры педагога (СМ. Конюшенко); психологические теории личностного роста, активности, субъектности; педагогические концепции взаимосвязи воспитания и самовоспитания; культурологический подход к пониманию сущности информационной культуры, гуманистический и диалогический подходы к проблеме ее формирования.

Исследование опирается на теоретические основы формирования информационной культуры будущего педагога (Е.В. Данильчук, ЛЛ. Халяпина, А.В. Шаблов); методологию современной педагогики (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, B.C. Леднев и др.); семиосоциопсихологическую концепцию коммуникации, разработанную Т.М. Дридзе в рамках парадигмы человекосредового общения; теоретические основы педагогической интеграции (B.C. Безрукова, АЛ. Беляева, ВТ, Левин, Ю.С. Тюнников и др.); теорию индивидуализации и личностно-ориентированного подхода к образованию (В.П. Бедерханова, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, А.А. Кирсанов, В.В. Сериков, И. Унт); теории формирования личности будущего педагога (Е.В. Бондаревская, В.И. Загвязинский, П.Н. Осипов, М.И. Рожков, Л.И. Рувинский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.).

Методы исследования’, теоретические — системный анализ предмета исследования, моделирование междисциплинарного процесса формирования готовности к саморазвитию информационной культуры, теоретическое обобщение результатов исследования, классификация информационных барьеров будущего педагога; эмпирические — анализ практики работы педагогического вуза, государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов информационной деятельности, экспертные оценки, педагогический эксперимент.

Личный вклад соискателя определяется разработкой концептуальных положений исследования; проектированием и апробацией эксперимента по данной проблеме, созданием педагогических и диагностических материалов, разработкой программы авторского спецкурса и непосредственным участием и руководством экспериментальной работой.

Организация, база и этапы исследования. Исследование выполнялось поэтапно с 2002 по 2006 гг. на базе Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела

14
(СГУТиКД) и организационно включало три этапа. На первом этапе (2002 —
2003 гг.) проводился теоретический анализ проблемы исследования,
определялись подходы и научный аппарат исследования, исследовались
сущность и содержание информационной культуры будущего педагога и
готовности к ее саморазвитию, разрабатывались методологическая схема и
проектные процедуры построения междисциплинарного процесса
формирования готовности будущего педагога к саморазвитию
информационной культуры. На втором этапе (2003 — 2004 гг.) проведен
констатирующий эксперимент, разработана методика проведения
формирующего эксперимента, проводились локальные эксперименты,
направленные на уточнение возможных вариантов решения исследуемой
проблемы. На третьем этапе (2004 — 2006 гг.) осуществлен формирующий
эксперимент, проведены анализ и обобщение полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
— уточнена сущность информационной культуры будущего педагога как
многоуровневого феномена, выявлены ее особенности в современной
социокультурной ситуации; определено содержание информационной
культуры как элемента общей и профессионально-педагогической культуры
будущего педагога (аксиологический, мотивационно-волевой,

информационно-деятельностный компоненты); в соответствии с содержанием профессиограммы педагога разработана профессиографаческая структура информационной культуры будущего педагога, включающая познавательную, педагогическую, гуманистическую направленность; профессионально значимые личностные качества; знания в области поиска, восприятия, переработки, трансляции и использования информации; гностические, коммуникативные, организаторские, конструктивно-проектировочные способности и умения в области информационно-педагогической деятельности; фоновые показатели; установлены функции информационной культуры в профессиональном становлении будущего

15 педагога (развивающая, преобразующая, ценностно-смысловая, парадигмально-мировоззренческая, оптимизирующая);

— определены структура готовности будущего педагога к саморазвитию
информационной культуры, включающая мотивационно-волевой,
информационно-содержательный, операционно-деятельностный,
контрольно-преобразующий компоненты, и критерии ее сформированности у
будущего педагога (ценностно-мотивационный, рефлексивно-аналитический,
прогностико-преобразующий, контрольно-корректирующий);

— разработана теоретическая модель междисциплинарного процесса
формирования готовности будущего педагога к саморазвитию
информационной культуры, включающая дерево целей (цели формирования
информационной культуры и готовности к ее саморазвитию в учебно-
познавательной, профессионально-педагогической и исследовательской
деятельности будущего педагога); этапы (рефлексивно-мотивационный,
информационный, проектный, творческий); принципы отбора содержания
(систематичности и последовательности, самостоятельности, проблемности,
двойного вхождения информационной культуры в содержание
профессионально-педагогического образования, научности, связи с учебно-
познавательной, исследовательской и профессионально-педагогической
деятельностью); интегративные связи содержания; педагогический
инструментарий;

Вам будет интересно  Что делать, если все раздражает?

— экспериментально выявлены и классифицированы информационные
барьеры учебно-познавательной, профессионально-педагогической и
исследовательской деятельности будущего педагога;

систематизирован педагогический инструментарий процесса формирования готовности к саморазвитию информационной культуры будущего педагога, разработана технология формирования такой готовности. Теоретическая значимость исследования состоит:

— в уточнении с позиций культурологического подхода понятий
«информационная культура будущего педагога», «профессиографическая

структура информационной культуры будущего педагога», «готовность будущего педагога к саморазвитию информационной культуры»;

в разработке теоретических подходов к определению информационной культуры педагога как многоуровневого феномена, необходимой составляющей общей и профессионально-педагогической культуры;

в классификации информационных барьеров учебно-познавательной, профессионально-педагогической и исследовательской деятельности будущего педагога;

в теоретическом обосновании процесса формирования готовности к саморазвитию информационной культуры как необходимого элемента профессиональной подготовки будущего педагога, построении его теоретической модели, включающей дерево целей, содержание и педагогический инструментарий;

в определении логики и содержательной базы взаимодействия учебных дисциплин различных циклов с ориентацией их на многоуровневое формирование готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры;

— в выявлении комплекса условий, принципиально значимых для
эффективного осуществления разработанного процесса.

Практическая значимость исследования заключается в систематизации педагогического инструментария процесса формирования готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры, включающего формы, методы и приемы самооценки информационной культуры, самоформирования информационной культуры и самокоррекции информационной культуры; разработке технологии формирования готовности к саморазвитию информационной культуры, применение которой на разных этапах вузовской подготовки активизирует профессиональное саморазвитие студентов; определении критериев, уровней, показателей и методик диагностики готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры; разработке программы авторского курса

«Основы саморазвития информационной культуры педагога», методических рекомендаций для преподавателей вуза по формированию информационной культуры будущих педагогов и готовности к ее саморазвитию, по разрешению проблем студентов, связанных с информационными аспектами учебной (конспектирование лекций, выполнение различных видов записи прочитанного, подготовка к публичным выступлениям, написание курсовых и дипломных работ и др.), педагогической (чтение научно-педагогической литературы, педагогическая адаптация и структурирование дидактической информации, установление межпредметных связей, доступность, проблемность и диалогичность изложения учебной информации и др.) и научной (научная переработка и осмысление информации, овладение научным стилем изложения, понятийно-терминологическим аппаратом, верификация научной информации, оформление ссылок и др.) деятельности. Результаты исследования могут быть использованы с целью совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов, а также для повышения квалификации и переподготовки педагогов в аспекте развития информационной культуры и формирования готовности к ее саморазвитию.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций; выбором и реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, соответствующих задачам исследования; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы; получением конкретных позитивных изменений в уровнях сформированности у студентов педагогического вуза готовности к саморазвитию информационной культуры.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр истории, педагогики, общей и профессиональной педагогики Социально-педагогического института СГУТиКД, докладывались на Международной

научно-методической конференциии «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах» (Сочи, 2003, 2004, 2005), Всероссийской научно-методической конференции «Гуманитарные науки: исследования и методика преподавания в высшей школе» (Сочи, 2005, 2006), Студенческой научно-практической конференции «Дни науки Социально-педагогического института СГУТиКД» (Сочи, 2005, 2006), Международной научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2005,2006). Результаты исследования используются в образовательно-воспитательном процессе Социально-педагогического института Сочинского государственного университета туризма и курортного дела.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие информационной культуры будущего педагога продуктивно
в том случае, если оно реализуется как самоформирующийся процесс,
необходимый аспект профессионально-педагогического саморазвития.
Готовность к саморазвитию информационной культуры является важной
профессиографической характеристикой современного педагога,
характеризующей его способность осуществлять целенаправленную
рефлексивную деятельность, связанную с проектированием и реализацией
качественных изменений своей личности как носителя информационной
культуры, коррекцией информационной деятельности, преодолением
информационных барьеров, совершенствованием информационных умений и
навыков, контролем текущих изменений и соотнесением результатов с
тенденциями развития информационной культуры общества. Реализация
такого рода готовности связана с многочисленными задачами
профессионально-педагогической деятельности, что существенно обогащает
функции информационной культуры (развивающую, преобразующую,
ценностно-смысловую, парадигмально-мировоззренческую,

2. Сущность и профессионально-педагогическую значимость готовности
будущего педагога к саморазвитию информационной культуры раскрывают
структурные компоненты такого рода готовности (мотивационно-волевой,
информационно-содержательный, операционально-деятельностный,
контрольно-преобразующий), которые соотносятся со структурой
информационной культуры, структурой учебной, педагогической и
исследовательской деятельности будущего педагога.

3. Построение и функционирование междисциплинарного процесса
формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию
информационной культуры целесообразно осуществлять на основе его
теоретической модели, предполагающей согласование и преемственную
реализацию двух групп задач — формирования информационной культуры и
готовности к ее саморазвитию в области учебной, педагогической и
исследовательской деятельности.

Содержанием процесса формирования готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры выступает преодоление информационных барьеров учебно-познавательной, педагогической и исследовательской деятельности будущего педагога. Основой педагогического инструментария процесса формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры выступают технология саморазвития информационной культуры и проблемные учебно-познавательные, педагогические и исследовательские задачи, способы решения которых связаны с овладеванием информационной культурой и формированием готовности к ее саморазвитию.

Ведущими условиями организации и функционирования целостного процесса формирования у студентов готовности к саморазвитию информационной культуры являются: его межпредметная организация; мотивация профессионального самосовершенствования студентов; использование системы задач и упражнений разного уровня сложности; овладение технологией формирования готовности к саморазвитию

20 информационной культуры в контексте задач учебной, педагогической и исследовательской деятельности будущего педагога.

Информационная культура как профессиографическая характеристика личности современного педагога

Важнейшим условием эффективности профессионального становления будущего педагога в современных условиях становится высокий уровень развития информационной культуры и готовности к ее саморазвитию. В данном параграфе мы ставим задачи:

— рассмотреть сущность информационной культуры педагога с различных методологических позиций;

— выявить особенности информационной культуры будущего педагога в современной социокультурной ситуации;

— разработать содержание и профессиографическую структуру информационной культуры педагога;

выявить функции информационной культуры в процессе профессионального становления будущего педагога.

В настоящее время термин «информационная культура» является предметом изучения различных областей знаний — философии, культурологии, педагогики, информатики и др., — доказывая этим свою всепроникновенность.

На данный момент существует большое количество определений информационной культуры. В работе (7) информационная культура рассматривается в двух смыслах: в широком смысле — как совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; и в узком смысле- как:

оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; ? механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации;

? развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Мы считаем, что информационная культура должна рассматриваться одновременно в широком и узком смысле, каждый из которых дополняет друг друга.

Проведенный сравнительный анализ источников показал, что в научной литературе информационная культура изучается в различных аспектах:

— психологическом — рассматриваются психологические особенности взаимодействия человека с информацией;

— лингвистическом — исследуется работа с информационными текстами, текстовая компетентность;

— технологическом — изучается техника работы с информацией;

— социальном — описывается информационная культура различных социальных и профессиональных групп, выявляются особенности информационной культуры в современном информационном обществе;

— правовом предметом изучения выступают защита интеллектуальной собственности, авторских прав, информационная безопасность;

— экономическом — изучаются экономические аспекты потребления информации;

— философском — информационная культура изучается в контексте глобализации, во взаимосвязи решаются такие проблемы, как: информационная культура и духовность, информационная культура и цельность знания, информационная культура в гуманитарном обществе, информационная культура и информационное мировоззрение, взаимосвязь личности, информационной культуры и общества. Так, В.Ф. Сухина считает, что «информационная культура выступает как система материальных и духовных способов обеспечения единства и гармонии во взаимоотношениях человека, общества и информационной среды» (186, с. 109); эстетическом — рассматривается искусство в контексте информационной культуры;

— педагогическом — выявляются способы формирования и развития информационной культуры учащихся, студентов, различных специалистов, в т.ч. педагогов.

В научных исследованиях понятие информационной культуры рассматривается во взаимосвязи с понятиями общей культуры личности, общества, информационной деятельности, инфосреды, информации. Так, М.С. Коган и В.А. Уханов (104) связывают понятия информационной культуры и информационной деятельности и определяют информационную культуру как «единство информационных способностей и творческой информационной деятельности, реализуемое в информационном взаимодействии субъектов в процессе создания, хранения, преобразования, трансляции, восприятия и использования информации в обществе». Исследователи отмечают, что системность информационной деятельности является объективной основой представления информационной культуры в качестве сложного, внутренне противоречивого целого.

Некоторые исследователи (130) рассматривают взаимосвязь информационной культуры и инфосреды и пытаются перенести на информационную культуру компоненты инфосреды, рассматривая информационную культуру как:

— свободу выхода и доступа к информационному бытию на всех уровнях, от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия также несостоятелен, как и национальная наука;

— новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; — новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы; в качестве черт, его определяющих, уже сегодня ярко проявляется ориентация мышления на саморазвитие и самообучение.

Вам будет интересно  Как не дать осенней хандре испортить настроение в начале сентября?

Учитель в ходе своей профессиональной деятельности постоянно взаимодействует с инфосредой: огромный массив поступающей информации необходимо перерабатывать, создавать из этого определенную систему знаний и доносить ее до своих учеников. В связи с этим очевидна взаимосвязь понятий «информационная культура» и «информация». На особенностях информации следует остановиться подробнее, поскольку она непосредственно влияет на профессиональную деятельность и информационную культуру педагога. В педагогической деятельности учитель имеет дело, как правило, с несколькими видами информации. В рамках нашего исследования нас интересуют, прежде всего, педагогическая, дидактическая и учебная информация.

Педагогическая информация является частью социальной информации, направленной на обучение и воспитание. Социальная информация, таким образом, шире понятия педагогической информации и включает его. При этом социальную информацию можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком — это все знания, сведения о социальной форме движения материи вообще и обо всех других формах движения, если они используются обществом, вовлечены в сферу общественной жизни. В узком смысле социальная информация есть то, что касается, прежде всего, отношений между людьми, их взаимодействия, их потребностей, интересов и т.п. (84, с. 17).

Сущность и структура готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры

Необходимым условием формирования и развития информационной культуры будущего педагога является ее саморазвитие, важнейшей предпосылкой которого выступает готовность к саморазвитию информационной культуры. В связи с этим в данном параграфе мы предполагаем решить следующие задачи:

? проанализировать различные теории саморазвития;

? составить теоретическое представление о процессе саморазвития информационной культуры, выявить его процессуальные характеристики;

? раскрыть сущность готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры;

? определить структуру такой готовности;

? на основании разработанной структуры готовности будущего педагога к саморазвитию информационной культуры выделить критерии, показатели и уровни ее сформированное.

Для выявления сущности саморазвития обратимся к анализу психолого-педагогических исследований. Л.Н. Куликова считает, что саморазвитие — это процесс самостоятельной, целостной, целенаправленной, ценностно-ориентированной деятельности личности по непрерывному самоизменению, обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям (Куликова).

К.А. Абульханова-Славская понимает процесс саморазвития личности как самостоятельное определение стратегии жизни. Она выделяет три признака наличия стратегии жизни: выбор основного для человека направления, способа жизни (этот выбор может изменяться в течение жизни), определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этапов; решение противоречий жизни, препятствующих достижению целей и планов в том числе и через создание тех условий, которых нет в наличии; творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей со своей жизнью в виде особых ценностей.

А. Маслоу определяет саморазвитие личности как процесс самоактуализации. Последняя принимается как непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы, как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. Самоактуализация находит свое отражение в мотивационной сфере. Рассматривая пирамиду мотивов здорового человека, Маслоу выделяет группы мотивов Дефицита и Бытия (развития). Источником мотивов развития, по его мнению, является имманентная человеку потребность реализации своих способностей. Использование способностей доставляет человеку удовлетворение, а неиспользование раздражает и продолжает требовать применения. Таким образом, наличие способностей должно находить свое отражение в мотивационной сфере. При этом, чем выраженнее они представлены в мотивационной сфере, тем сильнее развиваются и совершенствуются. Мотивы самоактуализации находятся на вершине пирамиды мотивов. Они активизируются тем сильнее, чем меньше действуют мотивы, отнесенные к группе Дефицита.

Концепция саморазвития, как и близкие ей концепции самоактуализации, тесно связана с развитием гуманистической психологии на Западе во 2-й половине прошлого столетия (А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Однако сходные мысли развивал еще в 1940 году Г.С. Костюк. Рассматривая сложную диалектику влияния наследственности, среды и воспитания на развитие личности, когда приобретенные качества становятся новыми внутренними условиями развития, он пришел к идее саморазвития: «Возникают высшие формы самодвижения развивающейся личности, выражающиеся в ее сознательной целеустремленности, в стремлении работать над собой, вырабатывать у себя те или иные качества, руководствуясь определенным идеалом, подчинять своей власти игру сил своей собственной природы. При наличии такой целеустремленности личность до некоторой степени сама начинает руководить своим собственным психическим развитием». (Костюк Г.С. О роли наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка // Советская педагогика. -1940. № 6. С. 15-30).

В последнее время все более популярной становится теория синергетики, рассматривающая особенности функционирования саморазвивающихся систем. С позиций синергетики саморазвитие определяется как «формирование новых актуальных связей со своими моделями в условиях, когда генетический набор моделей уже реализуется с вероятностями, равными единице в пределах пространства- времени жизни системы-субъекта» (Каплунов В. Единство энтропии-негэнтропии — основа альтернативного миропонимания http://old.computerra.ru/ online/influence /8801 ./page2.html). «При этом вероятности реализации новых связей могут отличаться от единицы, оставляя в памяти «след». Новая связь энтропийна, пока модель, соответствующая этой связи, не реализуется с вероятностью равной единице в соответствующем пространстве-времени. В случае реализации новых связей с ожидаемыми ответами и с вероятностями равными единице, саморазвивающаяся система приобретает новые информационные связи, сформированные из элементарных информационных актов, реализующихся в пространстве-времени действия этой связи, а генетически полученный набор моделей расширяется, увеличивается информационная емкость» (там же).

Моделирование процесса формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры

Результаты, представленные в первой главе исследования, показали, что основной проблемой недостаточной эффективности практики формирования информационной культуры будущих педагогов и готовности к ее саморазвитию является отсутствие системности и целенаправленности такой практики. В связи с этим, актуальной становится теоретическая разработка процесса формирования у будущих педагогов готовности к саморазвитию информационной культуры. В качестве такой разработки может выступать модель процесса формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры, построение которой является целью данного параграфа. Для достижения этой цели мы предполагаем решить следующие задачи:

— разработать процедуру моделирования процесса формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры;

— представить модель процесса формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры;

— определить педагогические условия ее эффективного функционирования.

В общенаучном аспекте под моделью понимают «созданную или выбранную субъектом систему, воспроизводящую существенные для данной цели познания стороны (элементы, свойства, отношения, параметры) изучаемого объекта» (11, с. 28). Моделирование применяется при конструировании педагогических процессов с широким спектром задач. B.C. Безрукова под педагогическим моделированием понимает определение целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения. Применительно к исследуемой нами проблеме формирования готовности студентов педагогического вуза к саморазвитию информационной культуры моделируется та часть процесса вузовской подготовки, которая призвана обеспечить эффективное влияние преподавателей вуза на информационное сознание, мировоззрение, поведение студентов и мотивацию к саморазвитию различных компонентов информационной культуры.

Главным признаком модели, по мнению В.В. Краевского, является то, что она представляет собой некоторую четко фиксированную связь элементов, предполагает определенную структуру, отражающую внутренние, существенные отношения и взаимосвязи.

Формирование модели как идеального представления обычно проходит путь от эмоционального переживания неудовлетворенности наличным состоянием проектируемого объекта к оформлению образа, отвечающего актуальным потребностям как общества (социума), так и самих разработчиков. При этом реализуется три типа аналитической работы:

1) выявление несовершенств данного объекта, предмета;

2) определение потребностей (желаемого) на социальном и индивидуальном уровне;

3) определение проблем; обозначение «разрыва» желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска (125).

Необходимым предварительным этапом моделирования выступает определение концептуальных идей моделирования, его методологических оснований. При разработке модели формирования готовности будущих педагогов к саморазвитию информационной культуры мы использовали опыт моделирования социальных процессов (34, 35); системный подход к исследованию педагогических явлений, представленный в работах Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.Ф. Исаева, B.C. Ильина, В.В. Краевского, B.C. Садовской, М.Н. Скаткина, Ю.С. Тюнникова (15, 16, 25, 26, 90, 91, 194, 196); профессиографический подход к анализу и проектированию структуры информационной культуры современного учителя (см. параграф 1.1); опирались на концептуальное философское положение о двустороннем характере процесса формирования информационной культуры студентов, включающего развитие и саморазвитие (190), согласно которому превалирующая роль внешней среды на начальных этапах развития сменяется ведущей ролью внутренних факторов, обеспечивающих избирательность личности студента на последующих этапах развития.

В основу процесса формирования информационной культуры студентов положена концепция целостного педагогического процесса как динамической системы, активно развивающейся и изменяющейся во времени и пространстве (53, 70, 76, 128, 148, 149, 179). За основу моделирования мы взяли основную идею концепции — единство содержательного (цели и содержание образования) и организационного (освоение и конструирование содержания образования, взаимодействие преподавателей высшей школы и студентов, самообразование и саморазвитие) аспектов образовательного процесса в педагогическом вузе. Опора на законы, закономерности и принципы целостного педагогического процесса обеспечивает системность, последовательность и преемственность формирования информационной культуры студентов как педагогического процесса.

http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-gotovnosti-k-samorazvitiju-informacionnoj-kultury-u-studentov.html

Похожие статьи

Женатый мужчина и замужняя женщина: психология отношенийЖенатый мужчина и замужняя женщина: психология отношений

 Психология и особенности отношений женатого мужчины и замужней женщины Любовь не зависит от штампа в паспорте. Поэтому, выбирая партнера, человек редко интересуется семейным положением избранника. Иногда узы брака связывают одного

Как стать счастливой женщиной?Как стать счастливой женщиной?

 Конечно, все они разные — и по внешним данным, и по образовательному уровню, и по материальному достатку. Однако всегда наличествует три постоянных признака: они живут своей собственной жизнью (умело игнорируя требования