Все родители школьников вчера вышли на старт 9-месячного марафона. У кого-то в программе забег по адаптации первоклассника, у кого заплыв на длинную дистанцию старшей школы, кому-то предстоит фехтование с бесконечными домашними заданиями и репетиторами, а кому-то и вовсе бой не на жизнь, а на результаты выпускных экзаменов предстоит. Эти 5 подсказок я собрала для родителей младших школьников, чтобы облегчить школьные будни и лучше найти общий язык с детьми. О детях старшего школьного возраста поговорим в отдельной статье.
Многие мои клиенты с напряжением ждали этого последние недели. Если ты стал родителем школьника, то конец августа вызывает привычный синдром «Что, опять? ».
-Сделал уроки? Нет? А когда собираешься делать?
-Ну как ты не понимаешь? Периметр – это сумма всех сторон четырёхугольника. Читай ещё раз. Читай, пока не поймешь. И чему вас в школе учат?
Но можем ли мы говорить, что школа – единственный источник знаний во времена интернета, когда любой за считанные секунды может найти нужную информацию? Является ли в наше время учитель носителем уникальных знаний? На самом деле ребёнок идёт в школу не столько за знаниями, сколько за тем, чтобы научиться взаимодействовать в социуме с его правилами. Перед первым классом обычно он уже знает, что для мамы и бабушки – он по умолчанию самый лучший, папа хоть и более сдержанно, но тоже хвалит. А что там, за пределами семьи?
1. В возрасте 6-8 лет мир познаётся в игровой форме. Когда интерес иссяк, игра прекращается. Но в отличие от игры, школу ребёнок не может прекратить. Поэтому подсознание иногда ищет обход – и ребёнок начинает болеть, например. Прислушивайтесь к тому, о чём просят ваши дочь или сын. Если сложно вставать по утрам, помогите наладить режим и ложиться спать раньше. Не хочет идти завтра в школу? – а вы всегда летите на крыльях на работу? Иногда сделать внеплановый выходной не так плохо, если сравнивать с двухнедельным бронхитом в качестве альтернативы.
2. Большинство школ отказалось от оценивания первоклассников. Наклейки или милые штампики в качестве поощрения поддерживают принцип некоторой игры и не создают ощущение «Я плохой, я не справился». И, мне кажется, родителям это стоит взять на вооружение и в дальнейшем. В мире, где через 10 лет по прогнозам исчезнет от 12 до 15% ныне существующих профессий, мы можем передать ребёнку только наши страхи «Не будешь хорошо учиться, вырастешь дворником». С таким большим темпом изменений никто точно не знает, что будет, когда наш ребёнок будет выбирать профессию и какие навыки для этого будут нужны.
3. Для первых классов важно поддерживать ребенка в плане организации его времени. Если знаете, что ему трудно пока долго концентрировать внимание, договоритесь о чередовании игр и дел. Некоторым детям нужно больше эмоциональной включенности – они могут просить, чтобы вы сидели рядом с ними всё время, пока они делают уроки. Это может раздражать маму, когда помимо первоклашки есть работа, домашние дела или младший ребёнок. Но в первые дни и недели для более мягкой адаптации постарайтесь найти для этого время. Поверьте, так не будет всегда. Я не видела ещё ни одного 11-классника, который требует маму рядом, пока делает уроки. Кому-то просто важно ощущать, что вы с ним в одном пространстве, но при этом занимаетесь своими делами и включаетесь, если возникают вопросы. Что вы будете неподалёку, если устанет и захочет немного внимания и поддержки. Есть и те, кто буквально с первого дня хочет обходиться самостоятельно, и любит принести уже готовые черновики или тетрадки на проверку. Подыграйте. Никто кроме вас не знает вашего ребёнка лучше. То, что в этот период ему нужно, и будет правильным в вашем случае.
4. Не стоит говорить «теперь ты школьник, делай сам, это твоя математика» уже с первых дней. Спрашивайте, все ли ему понятно в задании, нужна ли помощь, но не гиперопекайте. То, что у ребёнка уже получается хорошо и без вас, оставляйте на его усмотрение. Так постепенно он сможет больше учиться ответственности. Когда появляются оценки, постарайтесь не фокусировать внимание ребёнка лишь на них.
5. Первым делом после встречи из школы лучше спросить «Что сегодня тебе понравилось? Что интересного ты узнал? Что тебя больше всего удивило? Что не понравилось? » Если ребёнок не будет чувствовать, что вам интересно, чем он живёт в школе, риск потерять интерес и ему самому только усиливается. Такие простые вопросы помогут замечать какие-то небольшие штрихи каждого дня и подрастающий человек и сам будет с вниманием относиться к тому, что с ним происходит в моменте.
Помните, что в масштабах жизни (средняя продолжительность которой по-прежнему растёт, но даже на сегодня составляет около 70 лет) эти 9-11 лет – всего малая часть. Дайте возможность вне школы оставаться ребёнком: играть, гулять, общаться с друзьями. Это лучшие условия, в которых будут развиваться все его способности, та среда, где рождаются интересы и стремления. А принуждение обычно убивает всякую мотивацию.