Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста | Образовательная социальная сеть

Аватар

Психология

Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста

Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы. Качества личности специалиста, формируемые в процессе воспитания и самовоспитания. Использование методов, форм и парадигм воспитания и самовоспитания в становлении личности специалиста. Акмеологические основы формирования личности педагогического работника.

Скачать:

ВложениеРазмер
vospitanie.docx42.62 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-публицистическая статья

на тему: «Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста».

Подготовил: тренер по спортивной гимнастике Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа №2 муниципального образования «Город Донецк»

  1. Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы …………….3
  1. Качества личности специалиста, формируемые в процессе воспитания и самовоспитания ……………………………………………………………………. 7
  1. Использование методов, форм и парадигм воспитания и самовоспитания в становлении личности специалиста ……………………………………………. 9
  1. Акмеологические основы формирования личности педагогического работника …………………………………………………………………………….12

Закономерность институирования педагогической теории и практики на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономики, рыночных отношений и профессионализация современной педагогики идут параллельно, находясь в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

В связи с этим, развитие государственных и негосударственных форм педагогической деятельности приводит к активизации и дальнейшему развитию различных служб, учреждений, а так же к усилению внимания вопросам профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.

В последние годы в совокупности средств, обеспечивающих гуманизацию [1] , утверждение самоценности человека, его достоинства и уникальность каждого, его неотъемлемых прав и свобод, значительная роль отводится педагогике и социальной педагогике, то есть профессиональной деятельности, которая отражает социокультурный феномен, традиции, обращенность к человеческой личности во всём многообразии её проявления в жизни и деятельности.

За период профессионализации активно обозначился интерес к проблемам не только развития педагогической деятельности, но и к личности специалиста, — его особенностям, качествам и свойствам, его готовности к своему развитию. В настоящее время широкое признание педагогической деятельности — как средства локализатора социальной политики – является безусловным фактором, но наряду с этим правомерен вопрос, — кто, какой специалист как личность, профессионал осуществляет сегодня и будет в дальнейшем реализовывать, развивать и совершенствовать главную цель — воспитание, поддержку человека в нашем государстве.

Объектом данной работы является система деятельности педагогического работника по саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию; предметом — процесс формирования и развития личности педагога как профессионала, в многоуровневой системе педагогической деятельности.

  1. Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы.

Существуют различные подходы к определению понятия воспитания.

Воспитание в широком смысле – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения каким-либо нормам, правилам, процессам, явлениям; в узком смысле – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе [2] .

Существуют и другие трактовки воспитания и самовоспитания.

Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателя и воспитуемого (даже при условии, что этот процесс направлен на самого себя), а также при взаимодействии объектов воспитания, наука изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление человека к различным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого как неповторимой человеческой индивидуальности. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных жизненных условиях онтогенеза и особых сенситивных периодов, когда человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать практику саморазвития на построение принципиально новой целостной системы, направленной на углубленное формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления [3] ; по З. Фрейду, воспитание — процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.

Одним из подходов в понимании воспитания является концепция Г. Олпорта и А. Маслоу. Они являлись лидерами гуманистической психологии и рассматривали развитие человека как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание и самовоспитание, — как создание возможностей для самореализации. Это означает, что предоставление человеку свободного выбора в отсутствие (или минимального) действия внешней силы способствует тому, что человек предпочитает быть здоровым, независимым, стремится к дальнейшему оптимальному развитию себя как единого целостного.

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Самовоспитание — относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности, самовоспитание становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности [4] .

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

  • компенсаторная: реализуется в процессе приобретения профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
  • адаптационная: позволяет специалисту адекватно реагировать на изменяющиеся условия в своей профессиональной деятельности;
  • развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей профессинальной деятельности, непрерывно обогащая творческий потенциал своей личности.

В профессиональной деятельности специалиста большое значение имеют ценностные ориентации ее субъекта, — осознанные специалистом идеологические, моральные, психологические, эстетические, социально – политические основания оценивания окружающей действительности. Специалистом должен оказываться человек, способный продемонстрировать в доступной для клиента форме способ преодоления обстоятельств трудной (кризисной) жизненной ситуации в гармонии личного и общественного. Специалист должен направлять усилия на поддержание и развитие человеческого в клиенте, создавать для клиента условия, позволяющие ему раскрыться, реализовать свой собственный потенциал.

Существенные стороны процесса воспитания и самовоспитания специалиста раскрываются при анализе закономерностей и принципов воспитания и самовоспитания.

Принцип воспитания – это основополагающее требование к процессу воспитания, основанное на законе, ведущая идея, определяющая действия специалиста, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям. Можно выделить основные принципы процесса воспитания и самовоспитания специалиста педагога:

  1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности специалиста в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности специалиста его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
  1. установка на «проблемность», которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;
  2. установка на самосознание, самооценку своей профессиональной деятельности, стимулирующие ее улучшение;
  3. установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно — значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
  1. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:
  1. целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и самовоспитанием;
  2. планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
  3. самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, самоактуализация, развитие мотивационной и познавательной сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.
  1. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
  1. самоконтроль;
  2. саморегулирование;
  3. индивидуализацию самообразования и самовоспитания;
  4. мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;
  5. коррекцию результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами. [5]

Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у специалиста много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам, — соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами. Подобная посредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой профессиональной деятельности, что должно побуждать специалиста критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно — целостное отношение к профессии [6] , то есть развить в себе способность акмеологически формировать себя как личность, и как профессионала в своей деятельности, — адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям профессиональной деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально – морально — нравственных и других свойств личности.

  1. Качества личности специалиста, формируемые в процессе воспитания и самовоспитания.

Решать проблемы своих клиентов в рамках своей профессиональной деятельности и влиять на них можно только обладая знаниями и опытом специалиста — профессионала, его узаконенными полномочиями (должностью), правами (статусом) и репутацией (мнение о достоинствах и недостатках человека), харизмой (в том числе и личной привлекательностью, как внешней так и внутренней).

В процессе самовоспитания особую важность приобретают такие качества как интеллект, социокультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) в процессе саморазвития (воспитания и самовоспитания) таких качеств, позволяет специалисту более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действии; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми — сиротами, инвалидами, престарелыми); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявлять спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Личностные качества специалиста подразделяются на три группы:

  1. требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психомоторным процессам (восприятие, память, воображение, мышление), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным и волевым характеристикам (сдержанность, индиферентность, уравновешенность, настойчивость, последовательность, импульсивность);
  2. самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключатся и умение управлять и контролировать свои эмоции;
  3. коммуникативность (умение быстро устанавливать высокий уровень социальной перцепции); эмпатичность (чувствование настроение других людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); внешние данные (аккуратность, отсутствие неряшливости); обладание навыками риторики.

Очень важным аспектом профессии педагогического работника является этический кодекс, состоящий из действующих принципов, которые определяются ожиданиями общества. Специфическое значение этического кодекса состоит в том, что он играет руководящую роль в формировании качеств специалиста для достижения им положительных результатов в своей деятельности.

В пятой главе вышеуказанного кодекса говорится, что педагог должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии. Пункт 5.3 пятой главы данного кодекса напрямую связан с повышением уровня саморазвития (воспитание и самовоспитание) и самоактуализации специалиста в своей профессиональной деятельности, так как наличие у него динамично развивающейся мировоззренческой системы позволяет ему более эффективно решать задачи и проблемы, стоящие пред ним как профессионалом. Пластичность и отсутствие ригидности (или ее минимизация) способствует глубокому формированию самопознания, самопонимания и как следствие, более четкое понимание других людей (клиентов социальной службы), коллег. Это подтверждается и международными этическими стандартами педагогических работников в ст. 3.2 п.3.2.4, п. 3.2.5, п.3.2.9.

Специалист в области педагогики должен нести ответственность за развитие профессиональных знаний, основывая на этих знаниях свою деятельность; он должен критически анализировать и быть в курсе инноваций, как относящихся к его профессии, так и к нему как личности; специалист должен и может вносить свой вклад в развитие знаний в области педагогики и социальной педагогики в том числе.

В пп. (д) п. 6.1 главы шестой профессионально – этического кодекса педагогического работника говорится о развитии и поддержке всеобщего благосостояния и социальной справедливости. Это не возможно, если у специалиста не будет сформировано внутреннее чувство справедливости, если оно будет носить характер эстампа и не более.

Формирование этических качеств специалиста должно иметь поддержку со стороны высоких нравственных стандартов, исключая какие – либо уловки, введение кого — либо в заблуждение, нечестные действия, четко разделяя действия и заявления, сделанные социальным работником как частным лицом и как представителем своей профессии [7] .

  1. Использование методов, форм и парадигм воспитания

и самовоспитания в становлении личности специалиста.

Воспитание и самовоспитание являются педагогическими процессами, поэтому их использование закономерно и обусловлено практикой социальной работы, которая подразумевает комплексный подход по своей специфике в профессиональной деятельности.

Методом воспитания и самовоспитания называют способ реализации целей воспитания и самовоспитания [8] . Методы являются главными средствами, которые обеспечивают успешность решения задач каждого отдельно взятого компонента саморазвития. Успешное достижение целей осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом индивидуальном случае адекватно поставленной цели и уровню развития специалиста. Каждый метод применяется различно в зависимости от собственного опыта и индивидуальной направленности профессиональной деятельности. Для того, чтобы усилия специалиста не были направлены хаотично, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», следует использовать классификацию методов для лучшего их освоения и применения на практике. Классификация методов – это выстроенная по определенному качественному и количественному признаку система. Классификация позволяет выявить в методах общее и специфическое, существенное и временное, теоретическое и практическое, тем самым предполагая их осознанный выбор и наиболее эффективное применение. Опираясь на классификацию можно лучше понять их назначение, характерные признаки различных методов и модификаций. Можно выделить следующие группы методов:

  • методы прямого воздействия;
  • методы косвенного воздействия.

Данная группировка условна, ввиду того что объектом воздействия является сам специалист, и методы переплетаясь между собой могут в зависимости от конкретной задачи быть взаимозаменяемы.

Методы прямого самовлияния предполагают реакцию специалиста на поставленную задачу, его адекватные действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного самовлияния предполагают создание такой ситуации и такую организацию деятельности, в которой специалист включается непосредственно, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в отношении себя самого, других людей (в том числе и клиентов социальной службы) и общества в целом.

Говоря о методах воспитания и самовоспитания, следует сказать о формах и парадигмах данных процессов.

Форма воспитания и самовоспитания – характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными и общими. К конкретным формам относят факультативные занятия, курсы повышения квалификации (не только в силу необходимости), формы самоконтроля.

Существуют четыре парадигмы, которые определяют формы самовоспитания и воспитания специалиста.

  1. Концепция педагогической парадигмы – самовоспитание базируется на использование системы самопринуждения, так называемые «кнут и пряник». При этом специалист осознает смысл своих действий, адекватно реагирует и оценивает необходимость применения методов данной концепции. Но применять формы и методы данной концепции следует с некоторой осторожностью, так как существует риск блокирования развития собственной творческой активности.
  1. Концепция андрологической парадигмы состоит в том, что специалисту требуется помощь помощника (наставника), который должен поддержать, направить в нужное русло, при этом они оба находятся в относительно равном положении и как уже говорилось выше о взаимозаменяемости методов, специалист и его помощник могут поменяться местами. Перспективным представляется применение ролевых игр различных жизненных ситуаций, так как это способствует более глубокой и объективной оценке специалистом себя самого и окружающей действительности, — так называемый «взгляд со стороны».
  1. Концепция акмеологической парадигмы [9] . Данный подход имеет ярко выраженную творческую направленность. Усилия специалиста направлены на максимальное раскрытие собственных творческих положительных девиаций, что в свою очередь влечет за собой повышение уровня самоактуализации и самосовершенствования личности педагога.
  1. Концепция коммуникативной парадигмы подразумевает общение и взаимное самосовершенствование группы специалистов. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, и как следствие саморазвитие специалиста. Применение данной методики будет более эффективным при условии наличия проекта, над которым работают несколько специалистов.
  1. Акмеологические основы формирования личности специалиста.

Выше упоминалось об акмеологической составляющей процесса самовоспитания и воспитания в становлении личности педагога.

Термин «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему в свою очередь от слова «axis» («острие») и означающнму «высшая степень чего – либо»; «en akmy eindi» (быть в акме) означает «быть в полном цвете, на высшей степени». Соответственно, акмеолоогия (от др.-греч. ακμή, akme — «вершина», др.-греч. λόγος, logos — «учение») — наука о закономерностях (путях) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека.

Акмеология новая область знаний в системе наук о человеке. Её предметом являются закономерности саморазвития людей, факторов достижения ими вершин профессионализма, стимулов самовоспитания, самообразования, самосовершенствования.

Современный этап развития акмеологии, связан с историко-философским обоснованием акмеологии В.П. Бранским, В.В. Ильиным и С.Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом, происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В.П. Бранский и С.Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социально — педагогической синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, специалистом в какой – либо области) посредством самоорганизации».

Специалист с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура [10] , существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры – это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация специалиста на пути к «Акме» выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации. Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования и самовоспитания в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые не предусмотрены официальной системой социокультурного образования, но необходимы специалисту для осуществления собственных целей. Самовоспитание, с акмеологической точки зрения – это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»). После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс его самореализации как специалиста. Самореализация также двухкомпонентная структура и включает самовыражение и самоутверждение. Самовыражение – это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе специалист проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей; так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное «акме») должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное «акме»). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности, к сожалению, это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение акмеологических основ и синергетического подхода в процессе самовоспитания и воспитания становления личности специалиста дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация специалиста, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет построить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума и специалиста, грамотная реализация которой приведет к успеху [11] .

Успехи («пики») в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя «акме», подъёмы в развитии одних сфер могут служить источником, катализатором для появления «акме» в других сферах).

Сегодня можно констатировать, что социальная и педагогическая работа как профессиональная деятельность имеют полифункциональную структуру, ядром которой являются профессиональные действия, направленные на защиту человека как высшей ценности бытия. Как субъект этой деятельности педагог должен обладать рядом характеристик, составляющих содержание его профессионально – личностного развития.

Исследования последних лет доказывают, что профессионально – личностное развитие педагога – динамичный, вариативный, индивидуально – творческий процесс становления его как личности, как профессионала, как гражданина, где воспитание и самовоспитание играют большую роль.

Безусловно, определяющим условием развития личности как профессионала – специалиста сферы педагогики выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности работника, — она отражает закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социальной группы свойства, качества, личность специалиста оказывает преобразующее действие на саму деятельность.

Воспитывая себя в деятельности, специалист формирует и профессиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совершенствование педагогики как в узком, так и в широком смысле, осуществляет индивидуально – творческое переосмысление задач, содержания, форм, видов и технологий педагогической деятельности.

  1. Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания / учеб. пособие. – М.:Аллель, 2007.
  2. Беликов Е.В., Елисеев Л.В., Буслаева Е.М., Камельчук А.Н., Павлова А.В., Фролова М.В., Шарохина Е.В. Справочник социального педагога / учебное пособие. — М.: Алллель, 2000.
  3. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования специалиста / Международная педагогическая Академия.- М., 1994.
  4. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб: 2001.
  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Бука, 2000.
  6. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социально — педагогического работника. – Ростов н/д: Феникс, 2001.
  7. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник/отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  8. Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераби доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  9. Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераби доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  10. Справочник социального работника / В.Д. Альперович [и др.]; под. общ. ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.
  11. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности педагогического работника как профессионала: учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
  12. www. ru.wikipedia.org

[1] Федеральный закон от 10.12. 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.), глава 1, ст. 5.

[2] Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания / учеб. пособие. – М.:Аллель, 2007.

[3] С.Ю. Головин Словарь практического психолога . М.: Бука, 2000.

[4] С.Ю. Головин Словарь практического психолога . М.: Бука, 2000.

[5] Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования специалиста / Международная педагогическая Академия.- М., 1994.

[6] Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности педагогического работника как профессионала: учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

[7] Справочник социального работника / В.Д. Альперович [и др.]; под. общ. ред. Е.П. Агапова,

В.А. Шапинского. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.

[8] Беликов Е.В., Елисеев Л.В., Буслаева Е.М., Камельчук А.Н., Павлова А.В., Фролова М.В., Шарохина Е.В. Справочник социального педагога / учебное пособие. — М.: Алллель , 2000.

[9] Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности педагогического работника как профессионала: учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

[10] Диссипативная система (или диссипативная структура, от лат. dissipatio — «рассеиваю, разрушаю») — это открытая система, устойчивое состояние, возникающее в неравновесной среде при условии диссипации (рассеивания) энергии, которая поступает извне.

[11] Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб: 2001.

Что такое самовоспитание личности — методы и способы самовоспитания

В мире все движется, изменяется, и мы то же. Поэтому необходимо найти свое место в жизни, определиться с моральными ценностями и принципами, развить таланты, самореализоваться, научиться противостоять негативным факторам.

В динамичной жизни лишь тот обретет себя, кто будет постоянно меняться, самосовершенствоваться. А благодаря самовоспитанию можно выработать такие черты характера, как сила воли, целеустремлённость, уверенность в себе, терпение. Именно об этом и поговорим в нашей статье.

пример самовоспитания из жизни

Значение термина «самовоспитание»

Это осознанная работа индивида, направленная на совершенствование положительных характеристик и устранение отрицательных черт характера.

Сущность самовоспитания заключается в целенаправленной реализации, заложенного генетически потенциала. Чтобы достать его наружу, необходимо хорошо знать особенности своего нрава. И не только положительные черты характера, но и отрицательные, которые не хотим признавать и не умеем выявлять. Для этого необходимо научиться мыслить критически, анализируя свои поступки.

Случившиеся неприятности, как правило, списываются на что угодно, жизненную ситуацию, на окружающих людей, непогоду и даже плохое самочувствие. Цель самовоспитания и заключается в том, чтобы научиться отыскивать проблему в себе, нести за все ответственность.

самовоспитание примеры из жизни человека



Понятие — самовоспитание

Чтобы организовать процесс формирования личности максимально профессионально, необходимо разобраться – что такое самовоспитание. Под этим понятием психологи подразумевают осознанное стремление человека своими силами раскрыть природный потенциал, максимально развить положительные качества и преодолеть отрицательные. Развить такое положительное качество, как самодисциплина. Преодолеть такое отрицательное качество, как склонность к самооправданию. Этого бывает достаточно для того, чтобы почувствовать положительные изменения в своей жизни. В книге Брайана Трейси «Нет оправданий! Сила самодисциплины» читайте подробно о том, как взять контроль над своей жизнью. Воспитание и самовоспитание, по мнению специалистов, — две неотъемлемые части процесса формирования полноценной, гармоничной личности.

Это важно! Профессиональное личностное воспитание требует от человека умения правдиво оценивать собственные личностные черты, распознавать положительные и отрицательные качества.

Воспитание и самовоспитание требует от человека следующего:

  • всестороннее познание себя;
  • постоянное совершенствование положительных качеств;
  • развитие умений и навыков, творческих способностей.

Результатом процесса самовоспитания будут являться личные достижения, которые напрямую зависят от личной эффективности. Поднять уровень личной эффективности можно изучив этот курс.



Этапы самовоспитания

Мы выяснили, что его целью является избавление от недостатков и приобретение достоинств. Главное, избавиться от лени, которая мешает достижению поставленной задачи. Итак, этапы:

  1. Принятие решения. Это не что иное, как осознание образа жизни, и понимание того, что даст самовоспитание.
  2. Познание себя и оценка уровня саморазвития своих качеств и личности в целом. Обретение навыков самостоятельной работы в той области, в которой человек желает добиться успеха.
  3. Составление плана самовоспитания.
  4. Его реализация. Работа над собой в избранной деятельности. Без нее желание самосовершенствоваться не реализуется.

Необходимо ставить барьер факторам, которые отвлекают от процесса самосовершенствования. Рассмотрим это на примере самовоспитания из жизни. Допустим, ребенок решил делать уроки, открыл учебник, звонит друг и зовет к себе поиграть в компьютер. Первый думает, сделать домашнее задание на перемене или опробовать новую игру с приятелем. Затянувшееся принятие решение – это нерешительность, от которой необходимо избавляться. Как ее преодолеть?

Для чего нужно самовоспитание?

Самовоспитание личности – важный процесс разрешения противоречий и конфликтов, лежащих в основе потребности человека по изменению себя. Познание не всегда приятный процесс, но он нужен по веской причине. Человек признавая свои негативные стороны, сталкивается с неприятными чувствами вины, агрессии, обиды — в этом есть горький, и в тоже время целительный момент. Самовоспитание и совершенствование помогают:

  • стать счастливым самому и окружающим людям;
  • радость преодоления развивает альтруизм, стремление придти на помощь тем, кто нуждается
  • реализовать творческое самовыражение;
  • добиться успеха.

Совет профессора А. Г. Ковалева

Он предлагал наглядное сопоставление всех «за» и «против» события. Рассмотрим на примере решения вопроса «Играть в компьютер или нет?». Мы сопоставим доводы, оценивая их по трёхбалльной шкале. Наиболее важные аспекты по высшей оценке, менее одним или двумя баллами.

Доводы за игру в компьютер:

  1. Очень увлекательная новая игра – 3.
  2. Крайне неудобно отказать другу – 3.

Доводы против игры:

  1. Не смогу подготовить уроки – 1.
  2. Отхвачу единицу за невыполненное задание – 3.
  3. Придется краснеть перед классом – 3.
  4. Не совестно перед преподавателем – 3.
  5. Плохая отметка разочарует маму с папой – 3.

Расставив приоритеты, делаем вывод: необходимо сначала сделать уроки.

пример из жизни на тему самовоспитание

Книги и тренинги, направляющие на самовоспитание и саморазвитие

Зачем нужно человеку посещать тренинги и читать литературу? Не забывайте о мотивации, ведь книги – это один из лучших источников информации, который поможет вам в процессе самосовершенствования.

  1. Стивен Р.Кови «7 навыков высокоэффективных людей». В мире данную книгу считают бестселлером №1 в вопросе, что касается личностного роста. Данная книга – прямой путеводитель для тех, кто желает изменить себя. У каждого свои цели, но автор преподносит единую аксиому, которая помогает каждому. После прочтения вы с легкостью поймете, как двигаться дальше.
  2. Нейл Фьоре «Легкий способ начать новую жизнь». Автор — профессиональный практикующий психолог, который помог многим людям справиться с жизненными неурядицами. Книга написана с учетом практик, в нее внесена новая методика, которая помогает избавиться от негативных мыслей и раскрыть внутренний потенциал.
  3. Брайан Трейси «Мотивация». Книга – инструкция, которая поможет каждому избавиться от негатива и создать среду, в которой будет желание жить и работать на все 100%.
  4. Сью Хэдфилд «Что тебя останавливает». Автор хочет донести для каждого читателя, что изменения неизбежны. Но, чтобы достигнуть желаемого, не нужно торопиться. Ставьте себе одну цель, добивайтесь ее и только потом переходите к следующей.
  5. Глеб Архангельский «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать». В книге автор на реальных примерах показывает, как рационально использовать время и успевать сделать больше, чем обычно. Автор помогает читателю выбрать цель, найти мотивацию и расставить приоритеты. Книга, как никогда, актуальна для русскоязычного читателя.

Книги и тренинги для самовоспитания

При желании, посетите тренинги для личностного развития. Известные мастера:

  • Сафронов Игорь;
  • Вуйчич Николас;
  • Гандапас Радислав;
  • Пантосевич Ицхак;
  • Азимов Сергей;
  • Колесов Павел и др.

Также вы можете обратиться к другим учителям или найти информацию в интернете. Обучение, как правило, платное, но есть исключения. Для начала вам лучше поискать бесплатные или недорогие курсы, чтобы вы сумели понять автора и его «подачу». Развивайтесь и работайте над собой, помните, что самоактуализация личности поможет вам стать тем, кем бы вы хотели видеть себя в будущем.

[Всего голосов: 1 Средний: 5/5]

Л. Н. Толстой

Приведем примеры самовоспитания из жизни великих людей. Л. Н. Толстой, будучи юнцом, вел дневник, в котором излагал моральные принципы и следовал им, записывал правила для воспитания воли. Поначалу они были простыми, такими как режим дня, а далее усложнялись. Некоторые из них:

  • Сосредоточение на одном предмете.
  • По возможности справляться самостоятельно.
  • Исполнять все написанное.
  • Только при необходимости, начинать новое дело, не окончив старое.
  • Всегда думать о главной цели.

Толстой и другие великие люди понимали, что свободу и нрав можно воспитать в борьбе с самим собой, преодолевая трудности, выполняя ряд упражнений, проходя все препятствия, свершая поступки. Он был счастлив, когда удавалось внести пометку, о проделанной работе. Дневник помог великому писателю избавиться от недостатков.

Его пример самовоспитания из жизни показывает, как он добивался этого. Толстой был крайне самокритичен, серьезен и беспощадно требователен к себе.

Роль самовоспитания в развитии личности

Самовоспитание проявляется в различных формах, таких как настойчивость, сдержанность, выносливость, мышление перед действием, завершение того, что вы начинаете делать, и способность выполнять свои намерения и планы, несмотря на неудобства, трудности или препятствия. Самовоспитание также означает самоконтроль, способность избегать нездорового избытка всего, что может привести к негативным последствиям.

Одной из основных характеристик самовоспитания является способность отказаться от мгновенного и немедленного удовлетворения и удовольствия в пользу большего выигрыша или более удовлетворительных результатов, даже если это требует усилий и времени.

Истинное самовоспитание не характеризуется карательным или ограничительным образом жизни, как думают некоторые люди, и оно не имеет ничего общего с тем, чтобы быть узколобым или жить как аскет. Это выражение внутренней силы и стойкости, жизненно необходимых для решения повседневных дел и достижения целей.

Феномен самовоспитания замечательного педагога- просветителя К. Д. Ушинского

Будущий известный преподаватель серьезно трудился над воспитанием своей личности. Он разработал специальный план по самовоспитанию. Ставил перед собой задачи по улучшению характера, укреплению силы воли, развитию настойчивости. Впоследствии в учебном пособии Л. Н. Яковенко на основе его трудов студентам предлагалось составить самостоятельно план самовоспитания и следовать ему. Рассмотрим его требования к себе:

  • Полное умиротворение, пусть и внешнее.
  • Прямолинейность во всем.
  • Бесстрашность.
  • Благоразумность в поступках.
  • Использование времени с выгодой, делать что хочется, а не придется.
  • Не хвастаться.
  • Каждый день подводить итог о проделанной работе и другие.

Его пример самовоспитания из жизни – образец для подражания молодому поколению и педагогам.

Методы саморазвития личности

Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы научиться самовоспитанию и обрести силу воли, чтобы жить счастливой жизнью. Если вы хотите взять под контроль свои привычки, вот три самых мощных совета, к которым вы должны прислушаться, чтобы овладеть искусством самовоспитания:

Установите четкие цели и разработайте к ним план. Если вы хотите заняться самовоспитанием, у вас должно быть четкое представление о том, чего вы надеетесь достичь. Вы также должны понимать, что для вас значит успех. В конце концов, если вы не знаете, куда идете, легко сбиться с пути или отвлечься. Четкий план должен описывать каждый шаг, который вы собираетесь предпринять, чтобы достичь своих целей.

  • Питайтесь часто и полезно. Чувство голода — это злое и раздражающее ощущение, которое может оказать существенное влияние на силу воли. Исследования доказали, что низкий уровень сахара в крови часто ослабляет решимость человека, делая его раздражительным и пессимистичным. Когда вы голодны, ваша способность к концентрации страдает, и ваш мозг плохо функционирует. Ваша способность к самовоспитанию, вероятно, ослабнет во всех областях, включая диету, физические упражнения, работу и отношения, если вы будете ощущать голод. Так что чаще питайтесь здоровыми закусками, чтобы держать себя под контролем.
  • Прощайте себя и двигайтесь вперед. Даже при всех наших лучших намерениях и хорошо продуманных планах мы иногда терпим неудачу. Такое случается. У вас будут взлеты и падения, большие успехи и печальные неудачи. Вы должны продолжать двигаться вперед. Если вы споткнулись, узнайте, что стало этому причиной, и идите дальше. Не позволяйте себе погрузиться в чувство вины, гнева или разочарования, потому что эти эмоции только опустят вас вниз и будут препятствовать дальнейшему прогрессу. Учись на своих ошибках и прощайте себя. Тогда вы вернете себе голову и переориентируйтесь на свои цели.
  • Поговорим немного о методах самовоспитания

    Намечая собственный план, необходимо определиться с методами:

    1. Самоубеждение. Метод заключается в выявлении недостатков и убеждении себя в их устранении. Причем найденную отрицательную черту характера, над которой ведется работа, нужно проговаривать вслух. Самовнушение. Ученик самостоятельно обязуется воздействовать на свою психику и чувства. Закрепившись в сознании эти установки, будут определять его действия.
    2. Самообязательство. Метод схож с предыдущим. Его суть в том, чтобы взять на себе определенные обязательства в достижении цели по устранению недостатка.
    3. Самокритика. Ученик в работе над собой подвергается самокритике, чтобы активировать целеустремлённость к скорейшему преодолению.
    4. Эмпатия. Это умение сопереживать, ставить себя на место другого человека. Видя, как люди с враждебностью воспринимают бездушность, злобу, чёрствость, сопереживая им, ребенок задумывается над тем, чтобы искоренить их у себя.
    5. Самоприказ. Эффективный метод, позволяющий воспитывать волевые качества, которые помогают, заставляют прорабатывать и выполнять написанные правила.
    6. Самонаказание. Тут все ясно, в случае невыполнения или отступления от намеченных правил поведения, по отношению к себе необходимо подобрать и применить определенное наказание.

    Наличие педагога, который будет следить за правильностью выполнения составленной программы, конечно, облегчит процесс самовоспитания личности. Но самостоятельная работа приносит все же больше плодов, потому что воспитывается сила воли. Итак, мы рассмотрели примеры самовоспитания из жизни великих людей, его методы и этапы.

    самовоспитание примеры из жизни великих людей

    В чем проявляется самовоспитание?

    Самовоспитание в жизни взрослого человека — своей главной целью преследует глубочайшую работу личности над своим характером и включает в себя:

    • преодоление трудных жизненных обстоятельств и условий – это только закаляет человека;
    • проработка негативных черт характера и выработка позитивных;
    • обучение совладанию и контролю над эмоциями – повышение уровня эмоционального интеллекта;
    • истинное следование своему пути в жизни.

    проблема самовоспитания

    Поговорим об известных людях, занимающихся самовоспитанием

    Гениальный русский путешественник В. К. Арсеньев также занимался самовоспитанием себя и сына. Чтобы развить силу воли он прописал ребенку такие рекомендации:

    • Не откладывать дела на следующий день.
    • Никогда не медлить.
    • Не ждать подходящего времени, действовать.
    • Необходимо постоянно упорно трудиться.
    • Быть смелым в принятии решения.
    • Не тратить силы понапрасну.
    • Избавляться от вредных привычек нужно сегодня, а не завтра.
    • Уважать себя и другие.

    Примеры самовоспитания из жизни известных людей – это некая памятка для создания собственной программы самосовершенствования. И только каждодневная упорная работа над собой позволит добиться цели.

    самовоспитание пример из жизни для сочинения

    Книги о самовоспитании

    Какое значение имеет самовоспитание — об этом можно почитать в трудах знаменитых людей, их автобиографических очерках:

    1. «Воспитание и самовоспитание» В.А. Сухомлинский
    2. «Психология воспитания» Л.М. Зюбин
    3. «Самопознание и самовоспитание характера» Ю.М.Орлов
    4. «Книга о власти над собой» Э.Роббинс
    5. «Законы победителей» Б.Шефер
    6. «Воспитание самовоспитание и деятельно-волевых нравственных черт характера подростков» Н.Ф. Яковлева, М.И. Шилова
    7. «Жизнь без границ» Нико Вуйчич

    Если ваш ребёнок не обладает качествами, присущими Суворову?

    Когда малыш не в состоянии ставить такие великие цели, да и вообще ему не хочется ничего менять, единственный действенный метод – пример родителей. Ребенок на подсознательном уровне будет впитывать модель вашего поведения: здоровый образ жизни, аккуратность, самообразование и так далее. Вот еще один пример самовоспитания из жизни человека.

    примеры самовоспитания из жизни известных людей

    Ученик седьмого класса самостоятельно стал вести дневник, в котором делал записи – обязательства, чтобы выработать силу воли и желаемые положительные черты характера. Вот некоторые из них:

    • Когда приходит время для уроков, оставляет все дела.
    • Не пойдет к другу, пока не сделает домашнюю работу.
    • Каждое утро занимается физкультурой.
    • Доводит все до конца.
    • Не хвалится успехами.

    Этот список обязательств он закрепил на видном месте. Постепенно менял правила по мере обретения определенных достоинств. До тех пор, пока не выработал привычку следовать им. И еще, запомните: успешность работы над собой будет зависеть напрямую от правильного распорядка дня.

    пример из жизни про самовоспитание

    Итак, в нашей статье мы привели примеры из жизни на тему «Самовоспитание», узнали, что обозначает термин и зачем человеку самообразовываться. Самовоспитание имеет начало, но не имеет конца. Примеры из жизни показывают, что изменить себя можно в любом возрасте, главное – найти свой подход.

    С чего начать самовоспитание?

    Самообразование и самовоспитание личности начинается с раннего детства в процессе воспитания ребенка родителями, через усвоение норм, правил, при оценке деятельности детей взрослыми. Осознанно процесс запускается с подросткового возраста. Человек, не получивший должного внимания и раскрытия своего потенциала в семье, может сам развивать все те качества, которые ему важны.

    Путь самовоспитания начинается с маленьких шагов:

    • понимание и осознание необходимости перемен в себе;
    • решимость совершать шаги на пути самоизменения;
    • положительная внутренняя мотивация и вера в успех;
    • постановка (прописывание) целей и задач;
    • выбор средств и методов.

    самовоспитание

    Для чего человеку общение. Польза общения

    Ежедневное общение с позитивно настроенными людьми помогает человеку ощущать счастье. Общение со старшими, опытными, или успешными представителями Homo sapiens, расширяет кругозор и дает чувство наполненности. Польза общения выражается в:

    • Эмоциональной разгрузке.
    • Появлении новых идей.
    • Ощущение себя в социуме.
    • Чувстве наполненности.

    Общение помогает не только делиться яркими моментами своей жизни, но и разгрузится от мрачных мыслей, тревог и проблем. Говоря о неудачах с другим человеком, мы вычищаем свое нутро. Поделенная на двоих проблема утрачивает половину имеющийся тяжести. Полностью выговорившись, человек ощущает себя свободным.Справляться с жизненными неурядицами в одиночестве достаточно тяжело, но поделившись проблемой с другом, можно облегчить свое психическое состояние. В сотрудничестве и поддержке заключается эмоциональная разгрузка.Стартапы, бизнес-идеи часто появляются путем обсуждения их с другом или коллегами. Обсуждая планы на жизнь, вы делитесь собственными мыслями, возможно для кого-то они станут настоящим открытием и дадут толчок для реализации идеи. Умные, начитанные люди сами того не замечая, дают прекрасные советы, от которых зажигается внутренний огонь, появляется желание творить.Общение с себе подобными позволяет почувствовать себя частью определенной социальной группы (, друзья, рабочий коллектив и т.д.). Это ощущение того, что тебя принимают, ценят твое мнение, считают тебя полноценным членом общества.После обычного дружеского разговора общее состояние заметно улучшается. Мы смогли выразить свое мнение на ту или иную ситуацию. Поделиться своими ощущениями и эмоциями. Происходит обмен энергии, мы даем другому человеку частичку нашего мировоззрения, а он наполняет нас.

    Результаты хорошей телесной подготовки

    результаты телесной подготовки

    У человека, имеющего хорошую физическую подготовку, повышается самооценка, улучшается психоэмоциональное состояние, меняется мышление. Регулярные тренировки благотворно влияют на состояние организма, поскольку улучшается кровообращение, что оптимизирует работу внутренних органов благодаря насыщению их кислородом. Физические нагрузки делают человека более стрессоустойчивым.

    Участие в командных играх, общение с единомышленникам способствует более глубокому процессу социализации, поэтому неуверенным, сомневающимся людям, испытывающим трудности в общении с окружающим, полезно заниматься физическим самосовершенствованием.

    Для чего человеку нужна правовая культура. Для чего нужна правовая культура человека

    Нормы права являются необходимым условием существования любого общества. Они распространяются на все самые важные сферы общественной жизни и определяются как система норм и взаимоотношений, закрепленных на государственном уровне. Правовая культура занимает особое место среди других форм деятельности человека . Обладание ею облегчает взаимоотношения людей друг с другом и государством, позволяет следовать правилам, единым для всех членов общества.

    Для чего человеку нужна правовая культура. Для чего нужна правовая культура человека

    Основной особенностью правовой культуры является равенство всех людей в границах одного права. Ко всем членам общества предъявляются одни и те же правовые регламенты, вне зависимости от их происхождения и социального положения. Это единая социальная мера, применяемая для всех общественных субъектов.Еще одним характерным признаком правовой культуры является свобода, поскольку нормы права могут распространяться только на свободных граждан. При этом свобода гражданина выражается не только в том, что он, как участник отношений права, имеет возможность выражать свое волю и следовать своей, выбранной самостоятельно, линии поведения. Правовая свобода исключает самоуправство и своеволие, право выступает как мера свободы. Правовая культура позволяет соотносить личную свободу с признанием свободы других людей, являясь поводом для возникновения правовых отношений.Третьим признаком правовой культуры является справедливость. Это равнозначность и сбалансированность тех прав и обязанностей, которые существуют в правовых взаимоотношения общественных субъектов. Понятие справедливости, как признака правовой культуры, может отличаться от таких понятий как социальная и моральная справедливость.Таким образом, получается, что правовая культура позволяет обеспечить равенство, свободу и правовую справедливость для всех членов общества как на бытовом, так и на профессиональном уровне. Обладающий правовой культурой человек обладает умением совершать те действия, которые подпадают под действие права. Его сознание и правовые навыки, которыми он обладает, освобождают его от необходимости каждый раз искать новый способ регуляции своих действий.Приобрести навыки правовой культуры можно и в обыденной жизни, они формируются в процессе получения образования, а также средствами массовой информации, литературными и документальными источниками. Человек, обладающий правовой культурой, уважает свободу и достоинство других людей как участников правового общения, чувствует личную ответственность за свои поступки, уважает закон и соблюдает свои обязательства. Если все члены общества будут обладать правовой культурой, то каждый может быть уверен в реализации своих интересов в пределах правовых норм.

    Примеры самовоспитания личности у людей, добившихся настоящих успехов

    История насчитывает множество примеров людей, чьи успехи напрямую зависели от упорства, труда, самовоспитания, личностной психологии и желания добиться поставленной цели.

    Давайте рассмотрим примеры известных людей:

    1. Стив Джобс. Он изменил не только собственную жизнь, но и судьбу миллиона людей. А вы знали, что его воспитывали приемные родители? Ведь его родная мама отказалась от него, будучи еще студенткой в университете. Его приемные родители были простыми рабочими, отец – автомеханик, а мать – рядовой бухгалтер. Они копили деньги много лет, чтобы дать приемному сыну возможность получить образование. Но Стив Джобс оставил колледж и приложил все усилия, чтобы добиться успеха в мире технологий. Так и возникла компания Apple, а ее основателями стали Джобс и его лучший друг – Стивен Возняк.
    2. Джоан Роулинг – известная американская писательница, создавшая мировой бестселлер о приключениях Гарри Поттера. Автор книги пережила много потрясений: смерть матери, развод, жизнь на грани бедности, но не перестала писать. Джоан отправила готовый текст в 12 издательств, но, увы – получила отказ. Многие бы опустили руки после такого, но автор продолжала искать свое «место под солнцем». Ее старания увенчались успехом, и вскоре Джоан стала счастливой и богатой женщиной. Автор не остановилась на достигнутом, она продолжает радовать своих читателей, так в свет вышло несколько новых произведений: «Зов кукушки», «Шелкопряд», «Случайная вакансия».
    3. Генри Форд. Юный предприниматель родился в многодетной семье, а его родители занимались фермерством. А после смерти матери Генри и вовсе сбежал из родного дома. Мальчишка с детства увлекался механикой, поэтому решил пойти работать в «Электрическую компанию Эдисона», где и зарекомендовал себя. А через несколько лет благодаря инвестированию бизнесменов Генри открывает собственную фирму Ford Motor. Со временем компания только расширялась, а Генри, благодаря собственному упорству смог запустить конвейерное производство автомобилей.

    Истории известных людей, которые перенесли серьезные заболевания, но не утратили веру в собственные силы:

    1. Франклин Рузвельт. Президент США, который руководил страной во время Второй мировой войны. Еще в детстве он перенес заболевание полиомиелит и передвигался только в инвалидной коляске. Но на выступления он выходил самостоятельно с помощниками, которые помогали ему держаться.
    2. Ник Вуичич. Ребенок родился без руг и ног, но сумел справиться с трудностями. Парень смело катается на скейтборде, берет уроки серфинга. Он не жалуется на жизнь, а наоборот, постоянно проводит мотивирующие выступления, где поддерживается людей с инвалидностью.
    3. Джон Мильтон. Известный английский писатель, который потерял слух в 43 года. Но это не остановило его, и он продолжил творить. Его известная работа – «Потерянный рай».

    Как видите, добиться успеха можно в любом возрасте, невзирая на материальное положения и состояние здоровья.

    Самовоспитание как ключевой стержень формирования личности

    «Всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» (Л.С.Выготский) Важную роль в развитии и становлении личности играет самовоспитание. Как-то мой отец сказал мне, что «ты должен бороться с самим собой». Родители никогда плохого не посоветуют с одной стороны, но с другой когда ты осознаешь это сам, это уже часть победы над собой. Пусть и небольшая, но это важно.Самоосознание важности борьбы над собой это сигнал к тому, что ты отказываешься от образа папиной дочки, маменькиного сынка или грудного сосунка. Научившись противостоять не только давлению родителей будучи взрослым, но также давлению толпы и извне ты разрушаешь в себе психолгию марионетки и манкурта, которого сильные мира сего попытались бы использовать в своих корыстных интересах, оставив тебя и твой народ с гавном на блюдечке, да еще и насмехнувшись над тобой. Психологически сильных людей боятся и ненавидят, нередко угрожают расправой. Самовоспитание это не только занятия спортом; помимо силы ты обязан(а) включать собственные мозги, чтобы тебя не грызла твоя же совесть. Совесть — это твой собственный регулятор, мозг — аппарат для анализа и принятия решений. Их взаимосвязь сродни отношениям мужчины и женщины. Даже обратившись к слогану социал-дарвинизма «кто сильнее, тот и прав», правы и сильны те, кто работает над собой на протяжении всей своей жизни. Вот откуда и рождается ненависть у тех, которые всю свою жизнь живут ради наживы и презрения.


    «У тебя есть враги? Хорошо. Значит тебе есть, что защищать.» (Уинстон Черчиль) Вывод: БОЛЬШЕ ВРАГОВ — БОЛЬШЕ ЧЕСТИ! «ВСЕ, ЧТО НЕ УБИВАЕТ, ДЕЛАЕТ СИЛЬНЕЙ» (Ф. Ницше) Согласно определению, самовоспитание – это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности, или, проще, самовоспитание — выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются ему желательными. Самовоспитание – очень важная сторона воспитания, которая реализуется как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы «самости» на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция позволяет сдержанно относиться к другим людям и терпимо воспринимать их недостатки, вырабатывая умение не раздражаться в самых критических ситуациях. В выработке нравственной культуры, мужества, в формировании эрудиции и в умении руководить людьми немалую роль играют приемы самовоспитания. Самооценка (самоанализ) Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя, поэтому самовоспитание начинается с самооценки. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми. Самоконтроль Самоконтроль обязательный прием самовоспитания, способствует концентрации всех сил в нужном направлении и экономному расходованию сил. Он уберегает от ошибок в поведении и в работе. Но самоконтролю нужно упорно учиться. Это вовсе не простой прием самовоспитания, как может показаться на первый взгляд. Здесь очень много тонкостей. Прежде всего, контролировать одновременно можно число объектов, которое не превышает объем внимания, а в трудных условиях человек может успешно контролировать что-либо одно. Иначе число ошибок может увеличиться. В каждом конкретном случае надо строго определить, что контролировать и поставить перед собой точную задачу: чего не сделать, от чего удержаться и что сделать наилучшим образом. Никогда не выпускайте себя из-под контроля, чтобы избежать ошибок в своей работе. Самосознание, самоуважение Выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя успешным. Отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования полноценности личности, обеспечивающий её целостность и единство. Активное формирование самосознания и рефлексии рождают массу вопросов о жизни и о себе. Интерес к себе чрезвычайно высок. Происходит открытие своего внутреннего мира. Внутреннее Я перестаёт совпадать с внешним, что приводит к развитию самообладания и самоконтроля. Самовнушение Оно помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением. Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул. Неприятные эмоции, сопутствующие боли, исчезают при переключении внимания. Г. Гейне переставал чувствовать преследовавшую его мучительную боль, когда сочинял стихи. Исследовательская работа помогала избавиться от болевых ощущений философу И. Канту, физику Б. Паскалю, писателю Н. Островскому. Люди заметили давно, что мысли о боли многократно ее увеличивают. Еще Л. Сенека писал: «Боль легко перенести, если не увеличивать ее мыслями о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это ничего, или, по крайней мере, — это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро пройдет, — то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит». Самовнушение или увлечение каким-то делом создает в мозгу очаг возбуждения, который став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и те, которые вызывают ощущение боли. Академик Кассирский говорил студентам:» — Когда вы даете аспирин — это лекарство. А когда я даю лекарство — это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет. На этом принципе основано применение плацебо, которое авторитетный врач называет новым сильнодействующим лекарством.» Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию. Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения, еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки. Еще в 20-е гг. своеобразную школу внушения создал французский целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли. Самоприказ Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно выполнять эти обязанности. Здесь помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется. Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух. Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.


    Самопринуждение Обязательный прием самовоспитания, которым должны владеть все школьники и взрослые люди. При выявлении причин неуспеваемости школьников мы сталкиваемся с тем, что они не могут заставить себя заниматься теми учебными дисциплинами, которые им не нравятся, не могут заставить себя прекратить чтение интересной книги, чтобы выполнить школьные домашние задания. Часто такое поведение наблюдается и у взрослых. Смотреть телевизор, лежа на диване, конечно же, гораздо приятнее, чем убирать в квартире или помогать детям в освоении учебных программ и решении их локальных и глобальных проблем. Самокорректировка Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу. Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков. Самое трудное, по его мнению, — подчинить контролю движение собственной мысли. Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности. Саморегуляция Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации. Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях. Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться — движение. Очень хорошо молча и задумчиво пройти по кабинету, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают руководителя от ситуации, успокаивают. В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция. Самостимуляция Мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самоободрения, самопоощрения, самоосуждения и самонаказания. Самоободрение наиболее полезно слабовольным неуверенным в себе людям. Этот прием рекомендуется для настойчивого использования после разных неудач: на работе, на экзаменах, на спортивных соревнованиях и т. д., чтобы не потерять уверенности в своих силах, в своих возможностях, в своем обязательном будущем успехе. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя (самопоощрить), мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается. Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы — одна из причин повышения нервозности, депрессий. Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания. Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно. Слабовольные люди часто себя ругают вне всякой связи с самовоспитанием, но лучше от этого они не становятся. Поругав себя, они потом опять делают то же. Поругав себя за что-либо, обязательно делайте для себя определенные выводы и старайтесь в следующий раз вести себя и работать лучше, чтобы ругать себя не приходилось. Воля, как сознательная саморганизация и самовоспитание (саморегуляция) деятельности, направленное на преодоление внутренних трудностей — это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности, с лучшей стороны характеризуют личность человека. Перечень подобных волевых качеств очень велик: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и многие другие. Так, решительность—это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовывать их в деятельности. У решительного человека начавшаяся борьба мотивов вскоре завершается принятием и исполнением решения. Проявление решительности — это не всегда мгновенное, но всегда своевременное решение, принятое со знанием дела, с учетом обстоятельств. Скоропалительные решения зачастую свидетельствуют не столько о решительности, сколько о желании человека избавиться от внутреннего напряжения и обсуждения мотивов, что скорее свидетельствует о слабости, а не о силе воли. С другой стороны, постоянное оттягивание принятия или исполнения решения, откладывание его “в долгий ящик” говорит, в свою очередь, о неразвитости воли. Самостоятельность воли предполагает при учете мнений других людей, их советов известную критичность по отношению к этим мнениям и советам. Как и решительность, самостоятельность выявляет, главным образом, внутреннюю локализацию контроля волевого действия. Самостоятельность воли может быть противопоставлена, с одной стороны, упрямству, а с другой — внушаемости. Внушаемый субъект не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств и давления со стороны других людей. Следствием безволия является и упрямство, которое побуждает поступать вопреки доводам разума и советам окружающих. Настойчивость упрямого человека носит неразумный характер, она не является сознательной организацией и саморегуляцией деятельности и поведения. В условиях межличностного взаимодействия самостоятельность воли выступает как качество личности, наиболее полно выражающееся в коллективистском самоопределении. Приемы самовоспитания волевых качеств могут быть весьма разнообразными, но все они включают соблюдение следующих условий: 1. Начинать воспитание воли следует с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности. Систематически преодолевая сначала небольшие трудности, а со временем и значительные, человек тренирует и закаляет свою волю. Необходимо каждое препятствие рассматривать как “невзятую крепость” и делать все возможное, чтобы преодолеть его, “взять” эту “крепость”. Приемы: самоанализ, самоконтроль, самопринуждение 2. Принятое решение должно быть исполнено. Всякий раз, когда решение принимается, но исполнение снова и снова откладывается, воля человека дезорганизуется. Систематическое невыполнение принятых решений размагничивает человеческую волю. Но, принимая решение, необходимо учитывать как его целесообразность, так и выполнимость. Всякое решение, таким образом, надо всесторонне обдумать, но, решив, выполнять. Приемы: самоконтроль, самопринуждение, самоприказ 3. Преодоление трудностей и препятствий совершается для достижения определенных целей. Чем значительнее цель, чем выше уровень волевых мотивов, тем большие трудности способен преодолеть человек. Важно, чтобы человек среди повседневных дел никогда не утрачивал дальней перспективы, не терял из виду конечных целей деятельности. Поэтому необходимым условием воспитания воли является формирование высших мотивов деятельности — моральных принципов и убеждений. Особо важное значение приобретает в этой связи воспитание общественных потребностей, сознательности и чувства долга. Приемы: самосознание, саморегуляция 4. В том случае, если человек поставил дальнюю цель, имеет далекую перспективу, весьма важно видеть этапы достижения этой цели, намечать ближайшие перспективы, разрешать частные задачи, в итоге которых будут созданы условия для достижения конечной цели. Приемы: самоконтроль К числу важнейших условий формирования воли человека относится строгое соблюдение режима дня, правильного распорядка всей жизни человека. Наблюдения над слабовольными людьми показывают, что, как правило, они не умеют организовать ни свою работу, ни свой отдых. Хватаясь то за одно, то за другое дело, они ничего не доводят до конца. Волевой человек—хозяин своего времени. Разумно организуя свою деятельность, он не торопясь выполняет намеченное, поведение его характеризуется собранностью и целеустремленностью. Для того чтобы закалить свою волю, необходимо повседневно бороться с разбросанностью, безалаберностью в труде и быту. Одним из существенных условий закалки воли человека являются систематические занятия спортом. Преодоление трудностей при занятиях физической культурой является подлинной тренировкой не только мышц человека, но и его воли. Говоря о воспитании воли, не следует забывать, что успешное выполнение деятельности зависит не только от формирования тех или иных волевых качеств, но и от наличия соответствующих навыков как условий реального выполнения намеченного, достижения поставленных целей. Недостаточно только искренне желать чего-то, но нужно уметь это делать. Наконец, следует указать, что развитие основных волевых качеств происходит при постоянном общении человека с другими людьми, в совместной работе с ними. Вне общества, вне коллектива воля человека нормально развиваться не может. Таким образом, при формировании волевых качеств личности можно рекомендовать использовать следующие приемы самовоспитания: — самоанализ — самоконтроль — самоприказ — самопринуждение — самосознание — саморегуляция Подытожу: научитесь работать над собой и побеждать себя, чтобы вас не спрашивали, правду вы говорили или нет.

    Похожие статьи:

    Альтернативная история → Эгоизм — угроза светлой душе (часть 2 — пороки)

    Религия → Роський свет, роський мир: истина – в Творце!

    Альтернативная история → Славянство и псевдославянизм (часть 3)

    Альтернативная история → Эгоизм — угроза светлой душе (часть 1 — душа)

    https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2018/03/17/vospitanie-i-samovospitanie-v-protsesse-stanovleniya
    https://amrita-infomed.ru/lichnost/samovospitanie-eto.html

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *