Самообразование и самовоспитание учителя ДОУ

Аватар

Психология

Саморазвитие и самовоспитание педагога ДОО: как развиваться в профессиональном плане?

Вы обучились на воспитателя в колледже, вузе или на курсах профессиональной переподготовки и пришли работать в детский сад. ФГОС требует, чтобы педагоги использовали современные методы воспитания и образования, а для этого нужно продолжать развиваться. Как совершенствоваться в личностном и профессиональном плане, чтобы это шло на пользу и вам, и вашим воспитанникам? Поговорим об этом в статье.

Что такое самообразование и самовоспитание и зачем они нужны воспитателю

Самовоспитание — это когда человек меняет свою личность, стремясь к идеалу, а самообразование — когда он перенимает чужой опыт для собственного развития. Самовоспитание и самообразование неразрывно связаны и представляют собой две стороны саморазвития воспитателя ДОО.

Одних лишь знаний, полученных в учебном заведении, недостаточно, чтобы стать хорошим специалистом. Педагог должен уметь развивать профессиональные компетенции, планировать процессы самовоспитания и самообразования. Это единственный путь, который позволит вам стать настоящим профессионалом.

Каждый воспитатель должен составлять план самообразования. Если вы подойдете к составлению такого плана не формально, а с учетом своих профессиональных интересов и потребностей, он поможет систематизировать вашу деятельность, убережет от лишних затрат времени и усилий, позволит увидеть перспективы и оценить результаты.

Самоанализ и рефлексия — первые шаги на пути самосовершенствования

Точкой отсчета на пути саморазвития воспитателя будет самоанализ. На этом этапе вы определяете уровень своего профессионализма и намечаете направления для личностного и профессионального роста.

Ориентиром для вас послужат:

  • Профессиональный стандарт «Педагог».
  • ФГОС ДО.
  • Образовательные программы вашего детского сада (основная образовательная программа и парциальные образовательные программы) . Актуальную информацию по ним вы можете найти здесь.

Для самоанализа используются диагностические карты, опросники, тесты. Обычно их разрабатывают старшие воспитатели или методисты ДОО.

Далее наметьте шаги, которые необходимы для достижения цели. Пусть это будет ряд небольших задач: пройти курсы повышения квалификации по теме, в которой вам не хватает знаний, посетить открытые занятия коллег, освоить новые методики и приемы воспитания и образования и т. п.

Регулярно подводите итоги: что из запланированного было эффективно, а что нет.

Литература по воспитанию и обучению дошкольников

Все пособия, которые используют воспитатели детского сада для саморазвития, можно разделить на три группы:

1. Литература по детской психологии и дошкольной педагогике, которая дает теоретические знания, помогает лучше понять малышей.

  • Асмолов А. Г. «Ребенок в культуре взрослых».
  • Васильев В. В. «Психологические эффекты в практике педагогов».
  • Волкова Б.С., Волкова Н.В. «Детская психология в вопросах и ответах».
  • Эльконин Д.Б. «Психическое развитие в детских возрастах».

2. Написанные воспитателями книги, которые позволяют узнать больше о профессии и получить вдохновение для работы.

  • «Детский сад, живущий жизнью детей, или Опыты переходов за границы известного» / Под ред. М. Головиной.
  • Иванова В. Т. «О красоте профессии воспитателя, или Беседы обо всём на свете».
  • Пригодич З. К. «Воспитатель детского сада».
  • Смыш В. П. «Моя профессия — воспитатель детского сада: книга для воспитателя детского сада».

3. Методические пособия, где содержатся конкретные практические рекомендации по планированию, работе с детьми, проведению занятий в соответствии с ФГОС.

Таких пособий очень много: они посвящены различным видам и формам занятий, разделены по программам, возрастам и темам. Рекомендуем обратить внимание на серии пособий «Для воспитателей ДОУ (ДОО)», «Библиотека воспитателя» и «Образовательное пространство ДОУ».

На основе этих книг вы можете сформировать собственную картотеку дидактических материалов и пособий.

Обмен опытом с коллегами

Саморазвитие и самовоспитание педагога ДОО

Обмен опытом повышает эффективность работы каждого воспитателя: и того, кто передает опыт, и того, кто этот опыт перенимает. Часто используются:

  • наставничество;
  • консультации старшего воспитателя или методиста;
  • участие в методических объединениях;
  • посещение открытых занятий;
  • участие в конференциях и обучающих семинарах;
  • публикации в педагогических СМИ и на сайтах.

Одной из популярных форм обмена опытом сегодня стали сетевые педагогические сообщества: порталы, форумы и группы в социальных сетях. Они создают условия не только для общения педагогов из разных регионов и передачи опыта, но и для получения адресной методической помощи.

Курсы повышение квалификации

Воспитатель обязан проходить курсы повышения квалификации не реже чем раз в пять лет — без удостоверения о ПК вы не сможете пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности или получить квалификационную категорию. Курсы помогают овладеть дополнительными компетенциями, новыми формами работы с дошкольниками.

Технология профессионального саморазвития педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Е.В.

Разработка основ повышения уровня профессионализма педагогов базируется на саморазвитии и самосовершенствовании воспитателя, а также включает в себя выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет уровневые подходы для решения данной проблемы. Автор статьи раскрывает понятия профессионального саморазвития , самосовершенствования , самодиагностики , определяет основные цели процесса активизации профессионального саморазвития педагога.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Е.В.

Текст научной работы на тему «Технология профессионального саморазвития педагога дошкольного образования»

осталось и следа! Именно у «леворуких» детей раньше других проявлялся интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами, и кисточками.

В будущем для расширения проекта, хотелось бы познакомить родителей (законных представителей) с нетрадиционными формами рисования. Все мы в детстве рисовали: кто — то в альбомах, кто — то мелом на асфальте, кто — то на обоях или линолеуме. А кто-то продолжает рисовать и сейчас.

Для ребенка нетрадиционные способы рисования — это радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности и дома. Для этого стоит привлечь родителей для привлечения внимания к ценности изобразительного творчества детей [4].

Особенность этих занятий будет в том, что взрослый своим примером, увлеченностью должен заинтересовать ребенка. А затем уже на фоне появившегося интереса развивать и совершенствовать навыки рисования.

1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы Т. С., Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Дошкольное воспитание. — 2009. — № 8. — С. 68-75.

3. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2005. -128 с.

4. Комарова Т.С. Развитие способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 6. — С. 44-50.

5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования: учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.

6. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. — М.: Издательский центр академия, 2011. — 213 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский сад № 11 комбинированного вида, г. Белгород

Разработка основ повышения уровня профессионализма педагогов базируется на саморазвитии и самосовершенствовании воспитателя, а

также включает в себя выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет уровневые подходы для решения данной проблемы. Автор статьи раскрывает понятия профессионального саморазвития, самосовершенствования, самодиагностики, определяет основные цели процесса активизации профессионального саморазвития педагога.

Ключевые слова: технология, саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, самодиагностика, профессиональное саморазвитие.

Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

В условиях модернизации сферы образования и стандартизации дошкольного образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов в рамках реализации ФГОС ДО. Важным фактором для реализации этих требований выступает актуальность целенаправленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.

Саморазвитие в современных условиях образовательного стандарта представляет активный процесс, направленный на качественные изменения личности в результате не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и в контексте деятельности личности, направленной на совершенствование психических и личностных свойств, заложенных в природе человека [2, с. 154].

Самосовершенствование — это специфический вид деятельности человека, направленный на коррекцию личностных недостатков и улучшение своих позитивных качеств и свойств личности.

Саморазвитие и самосовершенствование — это важные условия, при которых педагог, как объект своей профессиональной деятельности, может достичь максимума мастерства, а также повысить свой творческий потенциал, как личностной, так и профессиональной личности [4, с. 43].

Говоря про саморазвитие и самосовершенствование, нельзя забывать и о самообразовании. Оно тоже ведет к личностному и профессиональному росту педагога посредствам повышения своих знаний через самостоятельные занятия по определенной дисциплине, другими словами это самостоятельное обучение (научение).

Для того чтобы повышение профессионального самообразования было наиболее эффективным, педагог должен сам проявлять активность в творческом поиске и обмене педагогическим опытом, интересоваться инновационными проектами и технологиями, посещать авторские курсы и педагогические сообщества [1, с. 38].

Проблемой качества самообразования и саморазвития занимались такие ученые, как П.И. Третьяков, Э.В. Литвиненко, И.В. Гудков, Н.С. Митин и

другие. Их исследования направлены на различные ориентировки в повышении уровня знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности, направленной на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование. Актуальными остаются и в наше время модернизации образования на потребности личности и общества, на совокупность свойств и результатов, на способность образовательных учреждений удовлетворить установленные и прогнозируемые потребности государства и общества и тому подобное.

Данные учения направлены на стратегию развития дошкольного учреждения, обеспечивающую качество образования, требующую четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога и профессиональная компетентность педагога [2, с. 47].

Задачами технологии профессионального саморазвития педагога дошкольного образования будут:

1. Выявить современное состояние проблемы организации самостоятельной профессиональной деятельности педагогов в дошкольном учреждении, её сущность и своеобразие.

2. Разработать системно-структурную модель профессионального саморазвития педагогов на основе изучения теоретических положений профессионального самообразования.

3. Теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии организации саморазвития деятельности педагогов дошкольного учреждения как средства их профессионального самосовершенствования [5, с. 54].

Что же такое технология? Происхождение слова заимствовано из греческого языка переводится как наука о мастерстве. Алгоритм технологии заключается в четырех этапах, соблюдения которых обязательно для эффективного итога: целеполагание — средства — правила использования этих средств — результат.

Что же собой представляет педагогическая технология? Это целостный научно-обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Она не только функционирует как наука, проектирующая рациональный путь обучения привлекая системы алгоритмов, способов и результатов деятельности, а также отражает процессуальную сторону обучения и воспитания [2, с. 108].

Если к педагогической технологии подойти как к структуре, то она будет выглядеть следующим образом: концепция и её разработка — содержание с целями к обучению и воспитанию — процесс через формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса и результаты.

Сущность такой технологии в её этапности выполнения с подбором определенных профессиональных действий на этапах, тем самым педагог может прогнозировать как промежуточные, так и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога [4, с. 43].

В данном случае более конкретным примером педагогической технологии будет технология самовоспитания и самообразования.

К структурированным этапам технологии самовоспитания относятся самодиагностика и самоанализ деятельности воспитателя, а также анализ состояния по проблеме и осознание необходимости самовоспитания через определение целей и задач с определением основных направлений в изучении литературы по проблеме. Создание программы по самовоспитанию и разработка критериев качественных изменений к выбору форм и методов самосовершенствования и самостимулирования. Деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ с подведением итогов самовоспитания и самосовершенствования [3, с. 33].

Технология самообразования педагогов включает самодиагностику педагога, анализ его профессиональной деятельности по проблеме и разработку программ самообразования с корректировкой плана и итоговой диагностикой. А также закрепление достигнутых результатов через определение более сложных задач на будущее.

Технологический подход в современных условиях реализации ФГОС дошкольного образования помогает педагогу достичь желаемых результатов в подготовке к школе дошкольников. Создание технологии невозможно без творческого подхода, поэтому каждый воспитатель — творец своей технологии даже если она адаптированная или модифицированная. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Для оптимизации педагогического процесса, выявления творческого потенциала педагогического коллектива, для повышения профессиональной квалификации и мастерства в детском саду в методической работе с кадрами используется педагогическая диагностика. Она носит двухсторонний характер и направлена на улучшение условий и эффективность образовательного процесса с одной стороны и на повышение уровня профессиональной рефлексии, направленной на самосовершенствование, саморазвитие и самообразование, с другой стороны [1, с. 43].

Таким образом, в педагогическом контексте такая диагностика это специально разработанные и собранные в систему методики, тесты или технологии, с помощью которых можно выявить уровень профессиональной компетентности педагогических работников и спланировать путь улучшения эффективности и качественного подхода к образовательным проблемам в дошкольном учреждении.

Но не стоит забывать, что педагогическая диагностика не ставит целью найти недочеты и ошибки в работе педагогического коллектива, а её главное предназначение — это аналитико-диагностическая функция для стимулиро-

вания профессионального роста педагогов, помощь в росте педагогического мастерства, и нахождение путей распространения передового педагогического опыта комфортного для педагогов.

Самодиагностика воспитателя ДОУ — это точка отсчета для успешной профессиональной реализации и деятельность педагога по совершенствованию профессионального самосознания [3, с. 34].

Самодиагностика помогает педагогу определить:

— уровень своего профессионализма;

— скрытые резервы для личностного и профессионального роста;

— стиль преподавания по формированию у учащихся позитивного самовосприятия;

— уровень самоактуализации, самоотдачи, самореализации [4, с. 45].

В современном педагогическом анализе используются различные авторские методики, диагностические тесты и анкеты для определения уровня саморазвития педагогов ДОУ Перечислим только некоторые из них, например, методика «Самодиагностики», авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина, которая позволяет диагностировать четыре параметра личности; методика «Самоактуализация», автор: А.В. Лазукина, позволяет диагностировать одиннадцать параметра личности, она же есть и в адаптации Н.Ф. Калина: методика «Изучение профессиональной позиции педагога как воспитателя», автор: П.В. Степанов, позволяет провести самоанализ педагогической деятельности по шести позициям; И.А. Комарова, Р.Л. Непомнящая предлагают оценочные шкалы для изучения педагогического мастерства педагогов и многие другие диагностические авторские материалы.

Основные методы, которые используются при данных методиках:

— обработка данных в Microsoft Excel;

— самоанализ анкет [5, с. 56].

В настоящее время многие педагоги понимают значение педагогической диагностики и самодиагностики, что связывают с необходимостью овладения ими для повышения результативности педагогического процесса в целом.

Моя педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с сотрудниками и специалистами детского сада, регулярном обмене педагогическим опытом и совместном проведении плановых и внеплановых мероприятий. Эти мероприятия позволяют мне повышать: свой педагогический уровень, качество воспитания и обучения детей; взаимовыгодно применять передовой опыт в своей практической деятельности, а также внедрять свои педагогические наработками.

1. Антонова Ю.В., Липова И.В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении [Текст] / Ю.В. Антонова, И.В. Липова. -М.: Учитель, 2013. — 75 с.

2. Бацина Е.Г. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО [Текст]: Семинары-практикумы / Е.Г. Бацина. — М.: Учитель, 2014. — 192 с.

3. Бережнова О.В. ФГОС дошкольного образования: основные положения // Управление ДОУ — 2014. — № 5. — С. 32.

4. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. — 2008. — № 11. — С. 43.

5. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе // Методист. — 2013. — № 7 — С. 5.

ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© Хабарова О.С.*, Шведов Е.В.*

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Рассматривается применение технологии дифференцированного обучения при организации самостоятельной работы студентов технических вузов.

Ключевые слова: технология дифференцированного обучения, самостоятельная работа студентов.

В настоящее время остро стоит вопрос преодоления разрыва между объёмом усвоенных знаний в соответствии с содержанием государственных стандартов и отводимым на эту работу временем. Это заставляет искать методы работы, позволяющие избежать намечающегося снижения качества подготовки специалистов и развивать предусмотренные учебной дисциплиной компетенции. В этих условиях существенно возросла роль организации продуктивной самостоятельной работы студентов.

Выделяют четыре уровня самостоятельной деятельности обучающихся: копирующие действия по заданному образцу, репродуктивная деятельность по воспроизведению информации, продуктивная деятельность применения приобретённых знаний и самостоятельная деятельность в новых ситуациях. В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности обучающихся выделяют четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконст-руктивно-вариативные, эвристические и творческие работы.

* Доцент кафедры Физики, кандидат педагогических наук.

* Профессор кафедры Физики, доктор физико-математических наук.

https://niidpo.ru/news/952
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-professionalnogo-samorazvitiya-pedagoga-doshkolnogo-obrazovaniya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *