Содержание
Профессиональное самоопределение личности
Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.
Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.
Сущность профессионального самоопределения
Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.
У профессионального самоопределения есть ряд функций:
- Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей.
- Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
- Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
- Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
- Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.
Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.
Она включает следующие компоненты:
- «Могу». Эта часть отражает склонности, умения, навыки, способности, черты характера и поведения.
- «Хочу». Включает в себя желания, внутренние потребности, мотивы, ценности и идеалы.
Также есть «Надо». Это внешние требования, обусловленные тенденциями общества и выдвигаемые к человеку.
Профессиональное самоопределение учащихся
Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.
В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.
Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.
Профессиональное самоопределение старшеклассников
Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.
Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.
Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.
Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.
Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте
Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.
В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:
- В возрасте 27-30 лет большинство людей испытывают психологический дискомфорт, связанный с работой. Любая причина признается веской, адекватной для переосмысления профессионального самоопределения. Ее результатами может стать как смена места работы, так и кардинальное изменение рода занятий.
- После 30 лет, а также с наступлением зрелости, ученые отмечают наиболее продуктивный в карьерном плане возраст. Благодаря накопившемуся опыту, укрепившейся в себе уверенности человек начинает испытывать «профессиональный оптимизм». Все меньше задач кажутся нереализуемыми.
Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.
Культура профессионального самоопределения личности
Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.
Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.
Проблема профессионального самоопределения личности
Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.
Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.
Развитие личности и профессиональное самоопределение
Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.
А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.
Факторы профессионального самоопределения личности
В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:
- Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
- Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
- Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.
Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:
- Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
- Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
- Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.
Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.
Этапы профессионального самоопределения личности
Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:
- Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
- Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
- Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
- Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.
Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.
Вывод
Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.
Автор статей. Биолог (специализация – физиология человека). Пишу о самоорганизации, личностном развитии и отношениях.
Саморазвитие личности приемы саморазвития личности
Саморазвитие личности приемы саморазвития личности
Профессиональный и личностный рост
Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.
В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Другими словами, в этом случае отмечается единство личностного развития и профессионального роста личности.
Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.
В научной литературе проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков.
О гармоничном развитии личности, о профессионализации как процессе, в значительной степени определяющем это развитие, речь практически не идет.
Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту.
Личностный и профессиональный рост помогают нам в дальнейшем достичь три основные цели, на базисе которых в будущем можно продолжать самосовершенствование:
1. Гармония в соответствии с текущим днем
Изучение новой информации, полученной из различных источников (книги, посещения тренингов, различных семинаров), ее систематизация и дальнейшее использования с учетом всех требований, необходимых для общества, в том числе ближайшего нашего окружения, а также достижения новых высот в построении карьеры;
2. Формирование осознанности
Не только реальное, но также адекватное принятие настоящего, тщательный анализ собственной модели поведения – все эти действия необходимы для получения необходимого перечня возможных проблем и недостатков, которые необходимо исправить либо полностью искоренить, чтобы в дальнейшем они не мешали профессиональному росту;
3. Всестороннее развитие
Для совершенствования требуется не только достижения лучших результатов только в определенной категории и близрасположенных, но также в абсолютно противоположных.
Таким образом, вы развиваетесь всесторонне, а значит можете на основе приобретенных знаний и умений развиваться в совершенно новом для вас направлении. Необходимо не только быть асом в своем деле, надо уметь еще поддержать светскую беседу на любую тему.
Мы предлагаем следующие пункты для составления программы самообразовательной деятельности:
- Мои ценности;
- Мои цели;
- Моя Я-концепция;
- Моя перспектива (стратегия);
- Мои тактика работы и задачи развития и: когнитивные, личностные и т. п.;
- Мои действия.
Топ-3 секрета успешных людей
Для достижения успеха в личностном росте существуют особые методики, технологии и упражнения, позволяющие добиться значительных изменений почти моментально.
Например, в книге психологаНиколая Козлова «Книга для тех, кому нравится жить или Психология личностного роста» можно найти схему, подсказывающую, как ведут себя умные люди в трудных ситуациях:
Секрет №1
Стоит лишь перестать перекладывать на других ответственность за ситуацию – измениться и отношение к ней. Это секрет, входящий во все методики личностного роста.
Секрет №2
Всегда стремиться к новым знаниям. Ловить любую возможность. Независимо от сферы этих знаний, никогда нельзя быть уверенным в том, что не настанет один прекрасный день, когда именно случайно обретенные навыки сыграют важную роль в вашей жизни.
Секрет №3.
Делиться своими знаниями с другими. Например, при помощи тренингов личностного роста. Передача информации и её обсуждение — это лучшие способы развития. К тому же, и ученики могут поделиться чем-то новым и взглянуть на любую проблему с другой стороны.
Направления и виды саморазвития
Саморазвитие охватывает очень многие сферы и отрасли жизни индивида. Но не стоит пытаться охватить их все и разом. Помните поговорку о двух зайцах? Тут действует тот же метод – не стоит стремиться одновременно стать виртуозом игры на пианино, доктором технических наук и мастером спорта. Затрачивая много усилий в целом, распыляясь на много дел, невозможно достичь абсолютного успеха хотя бы в одном из них. Многозадачность – скорее враг работы над собой, чем помощник. Есть различные виды саморазвития, необходимо лишь выбрать верное для себя направление и сделать упор на достижение поставленной цели в выбранной вами сфере. Так какое бывает саморазвитие?
Рассмотрим более подробно эти варианты саморазвития:
Интеллектуальное
Развитие интеллекта не ограничивается только чтением книг
В нашем современном мире есть еще много способов получить новую для себя, интересную и – самое важное! – полезную информацию. Например, просмотр документальных фильмов, посещение семинаров и лекций и просто общение с умными людьми
Физическое
Если вы не планируете завоевывать медали и кубки на Олимпиаде, то саморазвитие в этой сфере предполагает отказ от вредных привычек, переход на правильное питание, соблюдение режима сна и выполнение физических нагрузок. Во-первых, укрепление физического здоровья способствует хорошему самочувствию, что в свою очередь является залогом продвижения в других сферах саморазвития. Во-вторых, благодаря физическому саморазвитию измениться ваш внешний вид, что станет отличным поводом для повышения самооценки.
Духовное
Духовное саморазвитие – очень важный и необходимый процесс в жизни человека. Негативные эмоции и чувства не несут личности ничего, кроме разрушения. Апатия и депрессия являются следствием внутреннего негатива. Нужно учиться любить себя и окружающий мир, прощать мелкие недостатки и недоработки
Очень важно научиться мыслить в позитивном ключе, ведь позитив, наоборот, имеет силу созидать, заряжает человека энергией и вдохновляет на новые победы
Культурное
Музеи, театры, картинные галереи, концерты – это все методы, через которые и реализуется культурное саморазвитие. Посещение подобного рода мероприятий не только принесут вам пользу в плане развития и освоения культурного наследия поколений, а также могут просто доставить удовольствие, стать способом приятного проведения досуга.
Материальное
Виды саморазвития включают в себя не только улучшение духовных качеств. Ведь чтобы повысить уровень и качество своей жизни тоже необходимо развиваться. Конечно, не в материальных благах заключается счастье, но это не означает, что не нужно стремиться к лучшим жилищным условиям или же к повышению своего финансового статуса. Как любят говорить ироничные шотландцы: «Счастье не купишь. Но плакать в «Мерседесе» гораздо удобнее, чем на велосипеде».
Профессиональное
Не стоит засиживаться в должности, которую вы давно переросли. Смело шагайте вверх по карьерной лестнице, повышайте квалификацию. Если же вас категорически не устраивает ваша работа, то стоит задуматься об освоении новых сфер деятельности или же открытии собственного дела. Не бойтесь что-то менять в привычном укладе жизни. Помните, что от проявленной решительности может зависеть ваш успех.
Личностный рост
Перед тем, как начать работу над собой, необходимо определиться, какие качества хотелось бы в себе развить. Личностный рост как вид саморазвития – это тренировка силы воли, воспитание в себе желаемых качеств и черт характера, закалка силы духа, а также искоренение негативных особенностей натуры.
Социальное
Крайне важно создать вокруг себя комфортную и благоприятную атмосферу. Необходимо учиться взаимодействовать с коллегами, уважать мнение друзей, прислушиваться к своим близким
Развитие терпимости к мелким недостаткам социума, коммуникабельности, умения контролировать свои эмоции – это все пойдет только на пользу и поможет достичь гармонии с окружающим миром.
Можно выбрать один из видов саморазвития и работать лишь в этом выбранном направлении. Если же вы чувствуете в себе силы охватить несколько отраслей – дерзайте! Только не переоцените свои возможности, не пытайтесь постичь в идеале все виды саморазвития – это просто невозможно сделать одновременно. Работа в нескольких направлениях порой может вообще не принести результата, что может негативно сказаться на эмоциональном состоянии индивида, привести к внутреннему «выгоранию». Также безрезультативность может крайне снизить мотивацию или же абсолютно отбить охоту к дальнейшим действиям.
Ориентация на личность в работах К. Роджерса
Роджерс считается одним из лучших психологов прошлого века, он основал психологию гуманизма. В основе его концепции лежит стремление личности к актуализации, он выделяет такие понятия:
- «Реальное Я» — включает осознание человеком мыслей, ценностей, установок жизни.
- «Идеальное Я» — комплекс представлений, как человек видит своё будуще, к чему стремится, опыт жизни.
- «Социальное окружение» — включает ценности и нормы, особенности поведения, присущие социальной среде обитания человека.
При наличии несоответствий в жизни между реальным и идеальным состоянием человека и его реализацией в обществе возникают психические расстройства, неврозы, тревоги, плохая адаптация в социуме. Для гармонии со своим Я, достижения идеального состояния нужно обрести свободу, научиться слушать внутренний голос, действовать на основе своего опыта и понимания жизни.
Обычно, проблемы возникают при ситуации, когда личность живёт по правилам общества, стараясь не выбиваться из общей массы, забывая об «Идеальном Я». Роджерс, работая психотерапевтом, считал, что его задача — раскрыть потенциал личности, помочь определиться и обрести свободу путём познания самого себя.
Его «теория» обрела своё применение и в педагогике.
Ключевые правила в работе учителя
- педагогика должна способствовать формированию личности здоровой и адекватной, способствовать росту личности;
- источник развития и роста заложен в самом человеке, только путём осмысления и собственного опыта, ответственного выбора возможно обучение и самосовершенствование личности;
- личностный рост и развитие невозможно без понимания и принятия своей сущности. Уважение к себе и своему внутреннему миру позволяет рисковать, раскрывать новые грани личности.
Основные качества педагога
- Доверительные отношения;
- Стимулировать внутреннюю мотивацию учеников;
- Делиться опытом, оказывать помощь в трудных ситуациях;
- Чутко относиться к эмоциям и чувствам ребёнка;
- Быть активным во взаимоотношениях, выражать свои эмоции, переживания;
- Понимать и знать самого себя.
Конечно, у педагогов не всегда получается найти время для каждого ученика и способствовать полному раскрытию и развитию их личности, поэтому данный вопрос в большей степени относится к родителям, которые должны знать и понимать своего ребёнка, помогать ему развиваться
Каждый человек в процессе своей жизни задаётся вопросами поиска себя, своего предназначения, что важно для дальнейшего развития и самосовершенствования. «Познай себя и ты познаешь мир» — говорили мудрецы
Из чего состоит саморазвитие
Как мы выяснили, саморазвитие — это деятельность, которая направлена на удовлетворение потребностей человека. Но чтобы лучше разобраться в том, что же это такое, нужно понять, какие существуют виды, направления и методы самосовершенствования. Разделить его можно на несколько направлений:
- Физическое развитие — развитие тела, силы, мускулатуры, выносливости.
- Физиологическое развитие — улучшение здоровья, выражающееся в благотворном воздействии на разные системы организма (сердечно-сосудистую, пищеварительную, нервную, репродуктивную и т.д.).
- Психическое развитие — развитие способностей, компетенций, навыков, умений посредством получения нового опыта и ощущений, работы с восприятием, мышлением, памятью, чувствами и воображением.
- Социальное развитие — развитие способностей и умений, навыков и качеств, позволяющих подниматься по карьерной лестнице, осуществлять переход между социальными слоями, улучшать межличностные взаимоотношения, повышать социальный статус, авторитет.
- Духовное развитие — познание и осознание себя, поиск смысла жизни и своего предназначения, принятие ответственности за все, что происходит, перед самим собой и другими людьми, попытки понять природу мироздания и раскрыть свой скрытый потенциал, постоянное стремление к нравственному и моральному самосовершенствованию.
- Интеллектуальное развитие — развитие мышления через получение новой информации, развитие новых навыков и качеств, повышение грамотности, изучение новых направлений и областей знания.
- Профессиональное развитие — повышение и развитие профессиональных навыков, качеств и умений, изучение новых технологий и направлений работы, получение дополнительного образования.
Потребность в саморазвитии можно отнести к области духовного (или идеального), однако проявляться она может абсолютно на любых уровнях. Зависит же это от выбранного человеком направления. Не менее интересно и то, что в известной степени саморазвитием занимается каждый из нас, причем часто даже не задумываясь об этом и не вдаваясь в подробности того, что именно он делает.
На подсознательном уровне человек выбирает то направление, которые вызывает отклик в его внутреннем мире. А в некоторых случаях направление диктует необходимость в приобретении каких-либо навыков, позволяющих удовлетворить те или иные потребности. Но наиболее эффективным (а также трудоемким) является именно сознательный выбор пути. И движение по нему всегда будет (если вы, конечно, не хотите действовать хаотично и абы как) происходить по определенным этапам и подчиняться плану действий.
Личностное развитие
- Выучите иностранный язык.
- Читайте 1 книгу в месяц или в неделю.
- Посещайте семинары, курсы и тренинги по саморазвитию.
- Найдите наставника. У всех успешных людей был наставник. Уоррен Баффет обучался искусству инвестирования у Бенджамина Грэма. Билл Гейтс узнавал о законах богатства у Уоррена Баффета. Марка Цукерберг учился управлять компанией у Стива Джобса.
- Каждый день изучайте что-нибудь новое. Читайте новую статью, обучайтесь новому навыку, слушайте новое выступление.
- Найдите пример для подражания. Какой человек олицетворяет то, кем вы хотите стать? Я восхищаюсь Илоном Маском, Нилом Пателем, Брайаном Дином и Джеффом Безосом. Читаю их книги, смотрю выступления, изучаю биографию, пытаюсь копировать привычки и поведение.
Избавьтесь от вредных привычек
Представьте, сколько книг можно прочитать за это время.
40 страниц в час * 4 часа = 160 страниц в день. 160 * 30 = 4800 страниц за тридцать дней. 24 книги в месяц!
Сколько хороших изменений произойдёт с вами, если вы будете столько читать? Много!
Замените их полезными привычками
- Чтением;
- Спортом;
- Изучение иностранных языков;
- Прохождением курсов;
- Интеллектуальными играми;
- Ежедневным планированием;
- Йогой;
- Медитацией;
- Постановкой целей.
Саморазвитие и Колесо жизненного баланса
Колесо жизненного баланса – система жизненных ценностей. Необходимо определить сферы жизни, существующие на данный момент. Обычно это:
- Семья;
- Работа;
- Дети;
- Творчество;
- Отдых;
- Друзья;
- Здоровье;
- Любовь.
Нужно выбрать 8 пунктов, представляющих наибольший интерес, можно включить дополнительные не из списка. Затем разбить нарисованный круг на секторы, соответствующие сферам. Проанализировать пункты и оценить собственное удовлетворение в каждой области. От этого зависит направление или вид саморазвития, находящийся в приоритете. Например, совершенствование духовной, материальной, социальной сферы, карьерный рост или создание семьи.
Семья как жизненная ценность
Задача метода – в достижении гармонии, сделать это можно, если колесо покатится. Все направления должны развиваться равномерно. Начинать восстанавливать баланс нужно с самой отстающей сферы. Возможно, впоследствии окажется, что один из секторов потерял ценность и будет заменен другим.
Обратите внимание! Использование колеса жизненного баланса поможет определить, что в жизни является важным, а что второстепенным. Это толчок для тех, кто не понимает, в каком направлении двигаться, когда кажется, что запутался
Позаботьтесь о себе физически
Физические возможности бесспорно играют очень важную роль для того, чтобы почувствовать себя счастливым, для ощущения лучшего качества жизни.
Когда нам плохо или больно, мы не можем не расстраиваться из-за этого, не жалеть себя и не оправдывать этим своё безделье.
Чтобы избавиться от этой проблемы, ваше физическое состояние должно быть на таком уровне, чтобы вы даже не думали о нём.
Вы делаете это, занимаясь спортом, придерживаясь здорового питания и полноценного сна.
Без годного масла, воды, топлива и систематического техобслуживания машина не может ездить нормально.
Её детали начинают выходить из строя по одной до тех пор пока авто не развалиться целиком.
Также происходит и с нашим телом. Позаботьтесь о своем организме.
Дайте ему возможность действовать в ваших интересах, а не наоборот.
Психология Рубенштейна
Самопознание и саморазвитие человека происходит в процессе общения с другими людьми, так человек осознаёт свои особенности и производит работу над характеристиками личности. Характер человека — это, отчасти, врождённая вещь, связанная с типом нервной системы, отчасти — приобретённая в ходе жизни и накопленного опыта.
В какой-то мере изучение характеров связано с теорией Маслоу, так бесхарактерный человек не имеет жёсткой системы ценностей, а человек с сильным характером — чётко понимает своё предназначение и уверен в своей системе координат, придерживается строго своей линии поведения. Понятие же «личность» возникает в результате самосознания своего «Я» и своих действий.
Самопознание
Самосознание возникает в результате развития человека, овладения новыми знаниями, понимания своих возможностей, управления физическими процессами. Самостоятельность развивается в процессе овладения речью, навыками обслуживания, а позже проявляется в умении ставить задачи, цели, находить основное направление развития своей личности.
Самопознание и саморазвитие личности — важные составляющие в жизни человека, эти процессы чётко прослеживаются в подростковом периоде, когда перед личностью возникает множество вопросов. Человек определяет своё предназначение в этом мире, способности и возможности своего «Я». Это первые попытки понять себя.
Каждому человеку свойственны особенности характера, личные качества, которые отличают от других. Понимание себя приводит к формированию личности, осознанию необходимости изменений в тех или иных направлениях, установлению своих принципов жизни.
Личность — это человек со своим мировоззрением, чёткой жизненной позицией, которые возникли, как результат большой сознательной деятельности, осмысления себя и жизни в целом.
Индивидуальность — яркий, неповторимый человек
Личность более глобальное понятие, и её формирование требует довольно значительных усилий, внимания к этому вопросу и целеустремлённости.
Такой человек обладает своими особенностями, «почерком», сознательно выделяет себя из общей массы людей, что предполагает самостоятельное мышление, наличие силы воли. При этом глубина личности определяется богатством внутреннего мира, отношений с людьми.
Самоизоляция ведёт к опустошению человека, хотя в определённой мере необходима для проведения внутренней работы и понимания своей сути. Особенностью личности является возможность смотреть на мир со стороны для более полного понимания процессов.
Развитый человек оказывает и другим помощь в процессе саморазвития. Настоящая личность не может вызывать безразличие, могут быть друзья или враги. В таком человеке всегда есть сила и активное начало. Самосознание развивается вместе с человеком на протяжении жизни, происходит переосмысление себя в связи с новым опытом.
Каждая личность проходит процесс осознания жизни, ставит себе вопросы и находит ответы, понимая, что является наиболее важным для неё и несёт ценность. Накопленный опыт и осмысление жизни приводит к формированию мудрости.
Личность создаётся, строится человеком всю его сознательную жизнь, каждый человек развивается особым образом.
Очень важно самопознание и саморазвитие производить во временном периоде и задавать вопросы: каким я был? — какой я есть? — каким я хочу быть? Однако важно понимать, что человеку необходимо развивать имеющийся потенциал, причём в процессе труда, создания чего-либо личность растёт. Между человеком и его результатом деятельности есть большая взаимосвязь
Личность
Личность всегда представляет интерес, если может создать нечто существенное и видно, что это не предел возможностей. Развитие личности во времени можно отследить за счёт деятельности человека, в ней он проявляется и постоянно развивается.
Особенности человека не всегда стоят во главе поступков, а могут быть и следствием. А способности развиваются в результате постоянной практики, чем больше внимания человек направляет на определённую сферу, тем выше вероятность успеха в ней и достижения высоких результатов.
Каждый человек имеет свою историю жизни, которую можно отразить в автобиографии или резюме, они будут содержать данные об обучении, работе, достижениях человека, — таким образом, прослеживается взаимосвязь развития человека через деятельность.
Для того, чтобы стать исторической личностью, нужно совершать дела, создавать творения, которые будут достоянием общественности, войдут в историю общества.
Шаг 9: медитируй
Обязательно делай паузы. Выдели 1 час в день, чтобы побыть наедине с самим собой. Пусть тебя окружает тишина и покой. Ты должен не просто быть с собой, сделай так чтобы пребывание в одиночестве было приятным. Устрани все негативные мысли, а когда поймешь, как это не просто сделать, тренируйся очищать свой ум.
Когда мысли приведены в порядок начинай анализировать какую-либо актуальную для тебя проблему. Если испытываешь гнев – попробуй разобраться в природе гнева. Откуда берутся такие эмоции? Кто управляет ими? Что заставляет тебя делать те или иные поступки?
Старайся регулярно достигать позитивного баланса в таких медитациях. Завершай медитацию в хорошем настроении. Старайся фокусироваться на доброте, любви и заботе. Если ты не владеешь навыками медитации, я настоятельно рекомендую тебе изучить их. Это даст мощный скачок в саморазвитии.
Эффективные методики саморазвития
Иногда действительно необходимо посмотреть на себя со стороны. В этом нет ничего сложного, достаточно поставить камеру и запечатлеть свои обыденные действия на видео. В профессиональной сфере это также поможет отточить навыки, увидеть собственные недостатки.
Довольно часто многие психоаналитики призывают “отпустить своё прошлое”. Но это не совсем верный метод. Да, где-то он действительно нужен, но не для тех, кто решил развиваться, становится лучше. Невозможно заметить личностных изменений, если их не с чем сравнить. Поэтому иногда пригодиться посмотреть на прошлого себя, чтобы увидеть изменения в лучшую сторону и личностный рост.
Двадцать первый век перенасыщен информацией, порой наш мозг попросту с ней не справляется, испытывая эмоциональные и умственные перегрузки. Заметив за собой такое тревожное состояние, срочно устройте себе отдых! Главное во время релакса не зависать в гаджетах, Интернете, а полностью отвлечься от ненужного потока информации. Да и к тому же на “свежую голову” приходят куда более интересные, выгодные для реализации идеи!
Если риск оправдан, значит – вполне уместен. Что же касается бессмысленного риска, то тут стоит быть осторожнее, чтобы избежать лишних потерь и неудач в дальнейшем времени. Для профессионального саморазвития порой необходим азарт, рискованные поступки, главное этим не сильно увлекаться.
Социум и саморазвитие
Для саморазвития так важно вкладываться в собственную персону, нежели во что-то другое. Обучение, путешествия, правильное питание, спорт – всё это залог крепкого здоровья + самостоятельного развития
Когда перед тобой стоит множество различных задач, трудно все не забыть. Ведение планера или обычного ежедневника облегчит для вас часть работы. Что касается профессионального саморазвития, то здесь без записной книжки никуда! Ведь кто знает, когда к вам в голову придёт очередная гениальная идея.
Используя вышеперечисленные методики саморазвития, вы обязательно достигните эффективных результатов во всех трудовых начинаниях!
Цели и идеи
Ставьте правильные цели, для достижения которых вы пошли на путь саморазвития. Если это необходимо, не бойтесь задавать вопросы собственному “Я”. Только так вы определите, действительно ли вы движетесь в нужном направлении, или вы столкнулись с жестким самообманом.
Любая правильно поставленная цель имеет ориентиры, которые помогают в её достижении. Позаботьтесь о них, и вы обязательно достигнете желаемого результата!
Без хорошей мотивации процесс самосовершенствования вполне может затянуться на долгие годы. Найдите для себя достойный пример, который послужит для вас реальным стимулом. Например, отличным примером может послужить ваш начальник или вышестоящее руководство.
Если вы будете двигаться только в одном направлении, то вам буде весьма трудно достичь полной самореализации. В меру занимайтесь как физическим развитием своего тела, так и совершенствованием интеллекта, постепенно повышая уровень IQ.
Методики развития личности: биография великих людей
Изучение биографий исторических личностей и современников помогает не только выявить закономерности, которые привели их к успеху. Во многих случаях этот способ дает заряд мотивации, пример мужества и стойкости в любых жизненных обстоятельствах. Внутри каждого человека на генетическом уровне заложен страх.
Нужен он для того, чтобы каждый раз уберегать человека от неминуемой смерти. Люди больше не живут в пещерах, а их жизнь не висит на волоске в зависимости от решения общины. Но страхи самого разного рода – начиная от фобий и заканчивая социальными страхами – сидят глубоко в каждом человеке. Все методики развития личности, так или иначе, имеют своей целью преодоление в человеке неуместного страха.
Современному поколению бывает сложно понять, что привычка к героизму может быть натренирована. Самураи, сжигаемые за истину ученые – все они предстают перед нами, словно тени прошлого. Но история имеет тысячи примеров проявления героизма у человека. Изучение биографий как успешных людей, так и героев истории – это мощный метод, который позволит посмотреть на жизнь немного с другой стороны. Ведь для большинства героизм – это дар, который дан немногим. Не каждый художник становится Рафаэлем, и не каждый ученый – Эйнштейном. Единицы из спортсменов становятся чемпионами.
Но стоит более детально изучить биографии великих людей, как окажется, что и лидерство, и интеллектуальное развитие личности, и героизм – это дело таких же обычных людей из плоти и крови. «Не боги горшки обжигали» — говорили древние греки. Рассмотрим, к примеру, вдохновляющую историю подольских курсантов – пример величайшего подвига, результатом которого стало спасение российской столицы от фашистских захватчиков.
https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/professionalnoe-samoopredelenie-lichnosti