Содержание
Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя
Рубрика: Образование и обучение
Дата публикации: 05.12.2019
Статья просмотрена: 519 раз
Библиографическое описание:
Елагина, И. И. Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя / И. И. Елагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 10 (27). — С. 13-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/145/4624/ (дата обращения: 23.04.2021).
Слово «портфолио» известно всем. Оно пришло к нам из латинского языка и в переводе означает «сумка для писем». В прошлые времена портфолио собирали, чтобы продемонстрировать его тому человеку, уважение и внимание которого необходимо было получить — потенциальному работодателю или профессору в академии. В настоящее время мы, взрослые, также используем свое портфолио для этих целей. Но раньше портфолио были только в бумажном виде, а сейчас предпочтение отдается электронным портфолио.
Что такое технология «портфолио» и как ее может применять педагог в своей работе?
В наиболее общем понимании портфолио — это форма и процесс организации образцов и продуктов деятельности ребенка, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (сверстников, родителей, других педагогов), предназначенных для последующего их анализа и дальнейшей коррекции процесса обучения.
Цель портфолио — собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ребенка, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио дошкольника помогает решать важные педагогические задачи:
− создать для каждого дошкольника ситуацию переживания успеха;
− поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности;
− поощрять активность и самостоятельность воспитанника;
− формировать навыки учебной деятельности;
− содействовать индивидуализации образования;
− закладывать дополнительные возможности для успешной социализации ребенка;
− укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности с дошкольным образовательным учреждением.
Если вы задумали применить данную технологию в своей работе, вам необходимо решить для себя два вопроса:
− Какой способ для реализации портфолио вы выберете?
− Какую педагогическую модель портфолио предпочтительнее взять?
Способы реализации портфолио:
− печатное портфолио (создаётся в виде папок, картотек и содержит информацию о ребенке, его достижения, рисунки, фотографии и другие материалы на бумажном носителе).
− портфолио-раскраска (создается в виде папок со страницами, оформленными самим ребенком, содержит рубрики, в которых дошкольник самостоятельно раскрашивает, украшает, но записи выполняются взрослым).
− электронное портфолио (создается взрослым в виде презентации, веб-страницы или веб -сайта, содержит большое количество информации, а также фотографий, аудио и видеозаписей).
Ряд авторов предлагают структуру и содержание печатных портфолио ребенка дошкольного возраста. Вот наиболее известные из них.
И. Руденко: 1. «Давайте познакомимся». 2. «Я расту!». 3.«Портрет моего ребенка».4. «Я мечтаю…» 5. «Вот что я могу». 6. «Мои достижения». 7. «Посоветуйте мне». 8. «Спрашивайте, родители!».
Л. Орлова: 1. «Познакомьтесь со мной» 2. «Я расту» 3. «Моя семья». 4. «Чем могу — помогу» 5. «Мир вокруг нас». 6. «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)».
В. Дмитриева, Е. Егорова: 1. «Информация родителей», 2. «Информация педагогов». 3. «Информация ребенка о себе».
Красочные страницы для создания печатных портфолио можно найти на интернет-сайтах, материалы для создания портфолио-раскрасок также можно скопировать из Интернета.
А теперь сравним печатное и электронное портфолио дошкольника. Какой вариант более приемлем для ребенка, для педагога и родителей воспитанника?
Достоинства «бумажного» портфолио:
− совместный выбор вида портфолио с ребенком и родителями;
− индивидуальное оформление страниц ребенком и взрослыми;
− осязаемость материалов портфолио;
− доступность портфолио, прежде всего, для ребенка.
− наполняемость ведет к широкой папке, которую неудобно брать для просмотра;
− оценка оформления портфолио взрослыми и детьми не лишена субъективизма;
− невозможность выкладывать часто фотоматериалы, а также видео и аудиозаписи.
− проблемы с «редактированием».
Теперь рассмотрим достоинства электронного портфолио:
− выбор платформы для создания портфолио выбирают педагог и родители, ориентируясь на дизайн и удобство наполнения;
− доступность портфолио с любого компьютера и мобильного телефона;
− постоянная наполняемость текстовой, фото, видео, аудио информацией;
− возможность обратной связи с родителями воспитанника и самим ребенком;
Из недостатков можно выделить то, что работу над портфолио ведет взрослый, а дошкольник лишь рассматривает материалы и высказывает свои предложения.
На мой взгляд, бумажное портфолио, несомненно, будет привлекать своего создателя, но современные дети больше тяготеют к компьютерным технологиям и поэтому создание портфолио в виде веб сайта будет интересно им. Они смогут не только видеть результаты своей деятельности, но и взгляд на них со стороны (фото, видео материалы).
Кроме того, виртуальные электронные портфолио легко переносить, совместно редактировать, перемещать в новую систему или в новую рабочую среду, поэтому виртуальные электронные портфолио долговечны, могут существовать и развиваться на всех этапах обучения, начиная с дошкольного образования, заканчивая высшей школой.
Рассмотрим тематические бесплатные сайты, которые можно использовать для создания электронного портфолио педагога и дошкольника:
− конструктор сайтов http://www.wix.com (бесплатный, масса сервисов, возможность создавать защищенные веб-страницы и давать доступ к ним только определенным пользователям, мобильная версия)
− сайт http://www.4portfolio.ru (бесплатный, расширенные сервисы, возможность загрузки текстовых, графических и звуковых файлов, видео и анимационных роликов, возможность сетевого взаимодействия, защищенность, ограниченное дисковое пространство и обязательность регистрации на ресурсе).
− конструктор сайтов http://www.uCoz.ru (бесплатный, масса сервисов, расширенные возможности публикации);
− всероссийский бесплатный конструктор портфолио http://www.uchportfolio.ru (удобный и доступный интерфейс, возможность создания собственного дизайна, возможность публикации статей и материалов в общем каталоге сайта);
− конструктор сайтов http://www.jimdo.com (бесплатная версия содержит свой собственный шаблон дизайна и рекламу, которая всплывает или «висит» в окне, имеются возможности публикации файлов, изображений, мобильный клиент и интеграция с социальными сетями, нет защищенности информации от других пользователей);
− электронное портфолио педагогов http://pedportfolio.ru бесплатная, открытая одностраничная форма заполнения портфолио;
− сайт http://www.folio24.com (ограниченный функционал бесплатной версии: публикация фотогалерей и творческих работ в открытом доступе);
− сайт http://www.portfoliopen.com/ru-ru (бесплатная ограниченная версия, расширенный дизайн, до 3ГБ места на диске для работ).
Выбрав нужную вам платформу, не забудьте о Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 21.07.2014)), ссылка на который обязательно должна быть на создаваемом портфолио.
Дидактическая ценность электронного портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним можно выстроить такой педагогический процесс, который позволяет развивать или формировать на любом этапе обучения и воспитания некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного информационного общества.
Применение технологии портфолио позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход в образовании, ставя в центр внимания ребёнка с его индивидуальными и возрастными особенностями развития и позволяя педагогу реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность.
- Галимуллина, Э.З., Жестков, Л. Ю. Методические рекомендации по созданию е-портфолио. Учебно-методическое пособие / Э. З. Галимуллина, Л. Ю. Жестков. — Елабуга: Изд-во ЕИ К(П)ФУ, 2015.
Похожие статьи
Портфолио как современная образовательная технология.
«Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ
В педагогике понятие «портфолио» нередко заменяется понятием «портфель достижений». существенная разница между этими понятиями невелика.
Подразделяют следующие виды систем накопления.
Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология.
Портфолио ребенка рассматривается как личные достижения во всех видах деятельности, собираемые на протяжении всего времени
— Портфолио — выставка учебных достижений студента по данным дисциплинам (или нескольким дисциплинам) за данный период обучения.
Реализация технологии портфолио в Гимназии № 44 г. Сочи
Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень
Родители — участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления
В результате коллективной работы «портфолио» первоклассника приобретает свои разделы.
Метод электронного портфолио в современном музыкальном.
Традиционное портфолио (папка, портфель с документами) представляет
Электронное портфолио — есть электронный эквивалент бумажных документов, представленный
Механизмы формирования электронного портфолио в высшем образовании должны.
Портфолио как инструмент тьютора в работе с одаренными.
Портфолио формируется постепенно в ходе обучения, что позволяет продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые сопровождаемый считает наиболее значимыми, и осознать свой прогресс в освоении образовательной программы.
Творческое портфолио как средство оценивания индивидуальных.
Скачать электронную версию.
Такой тип портфолио позволяет оценивать процесс развития обучающегося в соотнесении с его возможностями.
Портфолио — отчёт по процессу деятельности, показывающий динамику индивидуальных прогрессов обучающегося.
Важность «Портфолио» в развитие личности и школьной.
Материал для «Портфолио» собирают все: учитель, родители и сами дети.
7. Моё творчество (материалы конференций, результаты исследований, творческие работы, работы
Дети с удовольствием помогаю мне в оформление «Портфолио» Они стремятся его заполнить.
Содержание электронного портфолио как отображение.
Является расширенной версий образовательного портфолио.
«Портфо́лио (итал. portfolio — портфель, папка для документов → англ.) — собрание лучших художественных и
Виды портфолио подразделяются по следующим направлениям классификаций: I. По отношению к.
Портфолио — метод формирования навыков самоорганизации.
Портфолио развития «Путь к успеху» — это фиксация шагов на пути реализации выбранных ориентиров личностного роста. Это не сбор разрозненных фактов. Это изучение воспитанником особенностей своей личности в системе ее социальных отношений и спланированная работа.
Возможности использования электронного портфолио как.
Ключевые слова: портфолио, электронное портфолио, процесс обучения, высшая школа.
2. наличие выраженной связи между процессом обучения и его результатами, что позволяет студентам полностью осознавать цели и эффективность образовательного процесса
https://moluch.ru/th/1/archive/145/4624/