Содержание
Преступления без наказания: с чем сталкиваются женщины в современной Индии
НЬЮ-ДЕЛИ, 7 авг — РИА Новости. О жизни и положении женщин в индийском обществе россияне, как правило, узнают по фильмам из болливудской классики, в которых жизнерадостные красавицы в ярких сари (традиционная женская одежда в Индии) поют и танцуют под восторженное ликование мужчин. Между тем, реальная картина отнюдь не внушает оптимизма – по результатам недавнего опроса, проведенного фондом Thomson Reuters, Индия заняла первую строчку в списке самых опасных для женщин стран мира, потеснив Афганистан, Сирию и Саудовскую Аравию.
Исследование показывает, что каждый час против представительниц прекрасного пола в Индии совершаются около 40 преступлений. В каком-то смысле это является парадоксом, поскольку ни в одной другой стране Южной Азии (да и Азии в целом) женщины не играют столь видную роль в политической и общественной жизни. Вместе с тем, глубокие патриархальные корни, численное превосходство мужского населения и ряд изъянов в судебно-правовой системе Индии служат причинами того, что женщины здесь ежедневно становятся жертвами преступлений, прежде всего, на сексуальной почве.
С чем приходится сталкиваться женщинам в современной Индии — в материале РИА Новости.
Легенда о Сати
Одним из таких образов, несомненно, является Сати – аватара (перевоплощение) супруги Шивы – богини Парвати. Как рассказывает нам древний эпос «Махабхарата», Сати бросилась в огонь и сгорела заживо, когда ей не удалось стать женой бога, чтобы ее заветная мечта осуществилась в следующей жизни.
Этим же словом впоследствии стал именоваться древний индуистский обычай самосожжения вдов на погребальных кострах своих мужей. Возникновение ритуала «сати» (буквально «добродетельная» — ред.) восходит к началу 1 тысячелетия до Рождества Христова, а широкое распространение он получил уже в первые века новой эры. В позднее средневековье были зафиксированы даже случаи массового самосожжения женщин, которые предпочитали погибнуть, но не попадать в плен врагам.
Добровольное следование за мужем на погребальный костер считалось признаком высшего благочестия и супружеской верности индуски, особенно из высших каст. Самосожжение, хоть и не является непременной обязанностью, «дарует женщине столько же лет небесного блаженства, сколько насчитывается (в соответствии с традиционными поверьями — ред.) волосков на теле — 35 миллионов». Живую же вдову ожидала незавидная участь — по некоторым данным, она была обязана до конца своих дней носить траурную одежду, спать на полу и есть один раз в сутки. Выйти замуж во второй раз — более того, даже произнести имя другого мужчины, — женщина не могла.
Многие древние обычаи отмирают в Индии с большим трудом, особенно в сельской ее части. Поэтому, несмотря на то, что законодательно сати был запрещен в Индии англичанами еще в 19 веке, случаи совершения этого ритуала имеют место до сих пор, приводя к сооружению святилищ на месте сожжения и возникновению соответствующих культов. Один из громких эпизодов на эту тему произошел в 2005 году — тогда в одной из деревень возле Аджмера (штат Раджастан) посмотреть на самосожжение собрались около 10 тысяч человек. Когда в дело вмешалась полиция, которая арестовала и саму женщину, и ее родственников, недовольные граждане принялись избивать стражей порядка за недопустимое, с их точки зрения, вмешательство.
Фемицид и даури
Примечательно, что такое положение вещей стало характерной чертой более позднего времени. В древности в Индии был более широко распространен обычай, при котором жених платил отцу своей возлюбленной брачный выкуп. Нередки были случаи, когда семье молодого человека приходилось платить этот выкуп по частям, и долговое обязательство ложилось на плечи не самого жениха, а его отца.
Система даури в ее нынешнем виде поддерживает идею о том, что мужчины являются более ценными членами общества и обладают врожденными привилегиями. На практике это выглядит следующим образом: еще до официальной помолвки две семьи составляют список, в котором помимо расходов на свадьбу и сопутствующие ей ритуалы, как правило, фигурируют недвижимость, автомобили, драгоценные украшения, бытовые приборы, подарки родственникам и дорогим гостям, и прочее. Соответственно, если что-то из этого перечня не будет представлено в срок, то свадьба может сорваться в любой момент, в том числе непосредственно в момент ее проведения. По этому поводу известны случаи, когда девушки отправлялись с расстроенной свадьбы прямиком в полицию, требуя от семьи жениха вернуть даури после несостоявшегося бракосочетания.
Огромные расходы, связанные с выданьем дочерей замуж, являются одной из главных причин женского инфантицида в Индии, преимущественно, в аграрных районах. Согласно официальным данным, только за последнее время в стране на свет появились 21 миллион девочек, которые оказались не нужны своим родителям. Власти пытались разными способами решить эту проблему, принимая законы по защите детей как на федеральном, так и на региональном уровнях. Тем не менее, несмотря на предпринимаемые усилия, фемицид существенно отразился на демографической ситуации, и сегодня в 1,3-миллиардной Индии на 110 родившихся мальчиков приходится 100 девочек. Чтобы искоренить селективные аборты, правительство запретило врачам сообщать родителям пол будущего ребенка вплоть до его рождения, однако во многих подпольных клиниках это сделать все равно можно. В среднем такая процедура стоит сегодня порядка 100$ (6-7 тысяч рупий).
Разоговоры о равенстве и дело «Нирбаи»
В последние годы, правда, наблюдаются сдвиги в положительную сторону: о сексизме в Индии все чаще говорят политики, среди которых немало женщин, звезды эстрады, популярные журналисты и блогеры. Этот тренд подхватил и Болливуд, который, как известно, безраздельно владеет умами и сердцами индийцев всех возрастов. Сенсацией в этом отношении стал фильм «Pink» («Розовый»), который снял в 2016 году режиссер Анируддха Рой Чоудхури. Он повествует о трех девушках из Нью-Дели, которые познакомились на концерте с тремя молодыми людьми, попытавшимися затем их изнасиловать, а также о последовавших за этим судебных тяжбах. Данный фильм поднимает столь острую для индийского общества проблему как виктимблейминг, и призывает к уважению прав женщин.
Серьезный вклад в развитие общественной дискуссии на эту тему внесли события 2012 года, когда Индия узнала о чудовищном групповом изнасиловании студентки Джоти Сингх Пандей в Нью-Дели. Из-за того, что имя девушки долго время не раскрывалось, в местной прессе она получила псевдоним «Нирбая». Проходившая обучение в интернатуре 23-летняя Джоти 16 декабря возвращалась из кино вместе со своим другом. Молодые люди сели в автобус, где помимо водителя находились еще пять мужчин, все — в состоянии алкогольного опьянения. Они избили девушку и ее спутника железным прутом, после чего с особой жестокостью изнасиловали Пандей, а затем выкинули обоих на дорогу из машины на полном ходу. Джоти была доставлена в больницу в критическом состоянии. Она перенесла несколько операций и, несмотря на тяжелые травмы, дала показания полиции. Двадцать шестого декабря девушку переправили в Сингапур, где врачи еще три дня боролись за ее жизнь. Спасти студентку не удалось: 29 декабря она скончалась.
Дело «Нирбаи» получило громкую огласку и спровоцировало беспрецедентную реакцию как в самой Индии, так и за ее пределами. По Нью-Дели и другим городам страны прокатилась волна демонстраций, а самих насильников арестовали и после длительного суда приговорили к смертной казни. Мировые СМИ в подробностях освещали протесты и ход расследования преступления, окрестив погибшую «Дочерью Индии». Любопытно, что первым имя девушки назвало иностранное издание, поскольку в самой Индии действует запрет на разглашение информации о жертвах изнасилований. В январе 2013 года 53-летний отец погибшей сообщил в интервью Sunday People, как ее звали. Он подчеркнул, что раскрытие ее имени «придаст мужества другим женщинам, которые стали жертвами сексуального насилия». В дальнейшем, правда, он отрицал, что сообщил изданию имя своей дочери.
В 2012 году под давлением общественности в Индии были приняты новые правовые нормы, ужесточающие наказание за преступления на сексуальной почве. После убийства Джоти Сингх Пандей и ряда других резонансных случаев индийцы начали открыто требовать реакции властей. Однако многие политики не только отказались признавать серьезность существующей проблемы, но напротив, обвинили в случившемся самих жертв насилия.
«Мальчишки навсегда останутся мальчишками… Они совершают ошибки. Разве нужно их за это вешать?», — сказал тогда депутат индийского парламента Мулаям Сингх Ядав, комментируя требования о применении высшей меры наказания в отношении виновных по делу «Нирбаи». Его слова, несмотря на дикий смысл, были благосклонно восприняты рядом других политиков.
В подавляющем большинстве случаев жертвы насилия в Индии не обращаются в полицию. Отчасти это происходит потому, что из-за коррупции многие дела не доходят до суда. Кроме того, сами жертвы нередко подвергаются унижениям, поскольку часть населения верит, что в некоторых случаях насилие над женщиной «может быть оправданным».
Иностранка не значит «в безопасности»
Одна из россиянок, проработавшая несколько лет в штате Раджастан и пожелавшая сохранить анонимность, рассказала РИА Новости о своем опыте проживания в Индии, а также о способах избежать домогательств со стороны мужчин в этой стране.
«Первое, пожалуй, о чем следует предостеречь всех прибывающих сюда соотечественниц — это то, что избежать мужского внимания здесь абсолютно невозможно. Вне зависимости от вашего воспитания и поведения, из-за присущих индийскому обществу стереотипов о «белых» женщинах, вас почти неизбежно будут считать легкомысленными и доступными. Вам следует по возможности передвигаться по стране, особенно по нетуристическим районам, только в сопровождении мужчины, ваша одежда должна быть предельно закрытой. Ни о каких ночных прогулках в компании незнакомых или малознакомых индийцев, разумеется, не может быть и речи — это самый простой способ нажить себе неприятности», — заявила девушка.
По ее словам, жертвами преступлений в Индии на сексуальной почве чаще всего становятся индианки, а не приезжие. Последние, утверждает собеседница, даже если живут здесь долгое время, чувствуют себя в большей безопасности. «Это не означает, что у вас меньше шансов стать жертвой домогательств. Напротив. Когда я только приехала в страну, то каждое утро выглядело для меня примерно одинаково: я шла на работу пешком, и не проходило и дня, чтобы меня не останавливали индийцы и не задавали одни и те же вопросы. «Do you have a boyfriend? Can I be your boyfriend?», — так звучали самые невинные из них. В дальнейшем я просто выработала привычку не реагировать на их обращения на улице, поскольку они всегда имели один и тот же подтекст», — поделилась россиянка.
«В целом, если вы планируете переехать в Индию на долгий срок, — не важно, за мужем или по работе — то должны осознать, что от многих привычных вещей придется отказаться. Конечно, Индия очень разная: здесь даже есть районы, где преобладает матриархат, однако это скорее исключения. Про себя могу сказать, что к концу командировки я испытывала желание «прибить» здесь каждого, от кого исходил сальный взгляд. Вы можете резонно возразить, сказать, что существует немало примеров того, как россиянки переезжали в Индию и чувствовали себя здесь комфортно. Да, вероятно, такое возможно. Но это потребует от вас изрядной доли терпения», — подытожила девушка.
«С тараканами тут лучше дружить». Как живут россиянки в Индии
Как живут российские женщины, вышедшие замуж за индийцев?
62-летняя Ирина Александровна из Магнитогорска недовольно говорит в Индии официанту на хинди: «Будь внимательнее. Ты чего лепёшки наан с сыром принёс непропечённые? Я тебе не туристка!» Официант бледнеет, что-то лепечет и исчезает. «С ними только так, — сурово сообщает Ирина. — Иначе обязательно обманут».
Она рассказывает, что переехала в Индию сразу после института: «25 мне было, на последнем курсе выскочила замуж за Раджа. Он на 10 лет старше, ухаживал красиво, а я девочка была не избалованная вниманием. Любовь вспыхнула такая, страсть — все подруги обзавидовались».
Свадьбу играли в двух странах по очереди — и в СССР, и в Индии. Ирина признаётся, что поначалу была шокирована страной. «Я думала — тут как в кино. Ну, принцессы красивые, храмы, дворцы, слоны, кокосовые пальмы, танцы на каждом углу. А ко мне в первый день змея в спальню заползла — я так визжала, весь дом перебудила. Радж её спокойно ногой раздавил, говорит, ну ничего, случается. Грязи на улицах горы, нищие в струпьях ползают, дожди проливные по 3 месяца кряду. Романтика поубавилась. Хотелось ужасно грудинки копчёной и колбасы докторской, вот прямо снились они, а нигде не купишь. С тараканами устала бороться, ничем их потравить нельзя: они здоровые, с палец. Радж всё смеялся: с нашими тараканами, мол, не воевать надо, а дружить. Но Радж меня любил безумно, и я его любила, а это самое главное».
Пять лет назад муж Ирины Александровны умер, однако в Россию она возвращаться уже не хочет. «Смысла нет никакого. Болтаю на хинди, ношу сари, с подружками местными хожу на базар перец чили для стручковой фасоли в карри покупать. Сериалы индийские смотрю, как добро побеждает зло, а бедные с прекрасными душами лучше отвратительных богатых. Нравится мне тут, в общем».
Свекровь и белая лошадь
Точного количества живущих в Индии женщин из РФ мне не назвали, но их примерное число оценивается в несколько десятков тысяч: от 30 000 до 70 000. В основном это наши девушки, вышедшие замуж за индийцев в период большой дружбы СССР и Индии в шестидесятые-восьмидесятые годы XX века, когда множество индийских студентов учились в Советском Союзе, а все советские дамы ломились в кинотеатры на «Танцора диско». Индия казалась мистической и манящей «заграницей». У приехавших после девяностых с экзотикой не особенно складывалось.
«Климат ужасный, жара липкая, — жалуется 28-летняя Виктория из Краснодара, в 2012 году поселившаяся с мужем-тамилом в штате Керала. — Кондиционер всегда держать включённым — счета за электричество придут космические: вот и сиди у вентилятора, который горячий воздух гоняет. Солнце сжигает кожу: думала, стану смуглая всем на зависть, но постоянно под кремом. Делать вообще нечего. В Индии жёнам не принято работать: даже у самых бедных мужей их женщины сидят дома. Я сначала сказала, что хочу туристическим гидом стать, меня свекровь отругала: ты в своём уме? Что соседи про моего сына скажут, если у него жена работать пойдёт? А у свекровей в Индии авторитет покруче, чем в России, им возражать не осмеливаются. Свадьба классная была у нас: праздновали три дня, музыка, танцы, цветов тонны, жених за мной на белой лошади приехал. Главное в браке в Индии — это дети, их рожают много, а я к такому оказалась не готова. Думала: ну после тридцати лет заведём. Начались каждый день скандалы: „Почему ты не хочешь? Назначение женщины в мире — это ребёнок!“ И обязательно ждут, чтоб мальчика родила: „слабый пол“ не в цене. Не редкость такие случаи: если жена узнаёт на УЗИ, что беременна девочкой, — по семейной рекомендации делает аборт. Мы официально не разводились, хотя я обратно вернулась в Краснодар. Прилетаю в Индию только на зиму, тогда здесь хорошо, даже в море купаться можно. Муж вздыхает, разумеется, но не возражает. Любит он меня».
Бог с хвостом и бананом
Главное «пугало» для наших женщин в Индии — животные и насекомые. «Господи, как мне обезьяны надоели! — злится Марина, бывшая жительница Великого Устюга. — Наглые до чёртиков, могут вырвать из уха серёжку, купишь пакетик орехов на улице поесть — прыгнут на плечо, выхватят прямо из рук. Так бы и врезала макаке зонтиком: они же опасные, болезнями всякими заражают. Но нельзя, обезьяна священное животное. Индийцы на них ругаются, могут палкой замахнуться, но чтобы ударить — никогда. Мол, они божественные. Да блин, какой же бог может быть с хвостом и бананом?!»
«Мой постоянный спутник жизни в Индии — дихлофос, — сообщает 35-летняя хабаровчанка Александра, живущая уже 10 лет в Тривандруме. — Муравьи заколебали, пауки, мошки какие-то: укусят, потом месяц будешь чесаться. Комары лихорадку денге и малярию разносят. Сначала не выходила из дома, не обрызгавшись репеллентами, затем махнула рукой. Ну а чего, не все же подряд болеют. Осторожность соблюдать надо, но в панику впадать не следует».
Зато со слонами у всех отношения отличные.
«Мой сосед держит трёх слонов, — говорит Александра. — Забавные, такая махина, а спокойный, словно корова. И, когда слон с погонщиком идёт по городу, он послушно на красный свет останавливается: уже приученный». У многих наших дам не складываются отношения с индийской едой. Ирина Александровна, которой снилась докторская колбаса, поясняет: её покойный муж был вегетарианцем, и ей пришлось себя «переформатировать».
«Он когда за мной ухаживал, я внимания не обратила: ну кушает одни салаты, и ладно, кто ж не любит огурцов и помидоров. А после в Индию приехали, оказалось, они в семье и мясо, и курицу не едят. Кошмар какой-то! Потом втянулась, сейчас по доброй воле мясо не употребляю: как-то легче ощущения, спокойнее. Фрукты, овощи, молоко, сыр панир — вот самое оно. Первый год совместной жизни я пыталась приучить мужа к русской еде. Замешаю оливье — не ест, проклятый, даже вегетарианский. А селёдку под шубой не сделаешь, продуктов таких нет. Есть девчонки, какие даже за тридцать лет к индийской еде не привыкли: ездят в магазин при посольстве России в Дели, там наши продукты втридорога: зубами, бедные, скрипят, но покупают».
«Дурак, карму испортил»
«Если нравится быть домохозяйкой, ты живёшь как у Христа за пазухой, — считает 57-летняя Людмила, переехавшая в Индию в 1984 году из Саратова. — Только за домом следи, а тебя подарками заваливают, холят, лелеют, на руках носят. Родила первого ребёнка — свёкр и свекровь золотом задарили, браслеты, кольца, серьги не знала, куда девать. Детей они любят, души в них не чают. Балуют так, что прямо пугаешься. Не пьют: индийцы в большинстве своём алкоголь употребляют редко, это не в их культуре. Придёт кто домой пьяный — совет родственников собирают и ругают: дурак, мол, карму себе испортил. Нравы строгие: если европейскую одежду надеваю, чтоб платье обязательно ниже колена, это не Гоа, где все полуголые ходят. Я индийское сари люблю. Здоровская вещь: размер не имеет значения, купила материю, завернулась и пошла себе. Скучала первое время, конечно, не знала, чем заняться. Всегда торчишь дома, одной если выйти погулять на улицу — не принято, надо обязательно вместе или с сестрой, или с матерью мужа. Раньше полагала, что в Индии целыми толпами на тротуарах танцуют, как в кино. Ох, ошиблась».
. Удивительно, что девушки из регионов России, приехав в Индию, говорят на местных диалектах, носят сари, научились готовить сложные индийские блюда и справляться с жарой: хоть им, разумеется, было весьма нелегко. Вот честное слово: мы не ценим наших женщин так, как они на самом деле этого заслуживают.
https://ria.ru/20180807/1526060931.html
https://aif.ru/society/people/s_tarakanami_tut_luchshe_druzhit_kak_zhivut_rossiyanki_v_indii