Содержание
Портфолио дошкольника
Внимание! В статье приведен пример портфолио.
Портфолио дошкольника — это папка, в которой «собраны» таланты, успехи, предпочтения ребенка. Портфолио все чаще требуют в дошкольном учреждении. Дети, не посещающие ДОУ, так или иначе становятся героями портфолио — в популярной серии фотоальбомов «Я родился, я расту».
Для чего нужно портфолио дошкольника
Отношение к портфолио у родителей двоякое. С одной стороны, многие считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей: мол, если плохое портфолио у дошкольника, то что, его исключат из сада или не примут в школу? Противники портфолио аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад должен заниматься воспитанием ребенка, вне зависимости от его статуса, благосостояния или эпистолярных умений родителей, а здесь получается какое-то бумажкотворчество.
Другой лагерь поддерживает наличие портфолио у детей. Родители понимают всю важность составления папки-характеристики. Портфолио нередко требуют в помощь воспитателям. Узнав из портфолио, в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником, поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.
Получив от воспитателя в качестве домашнего задания подготовить портфолио дошкольника, вам придется вспомнить и собрать воедино основные моменты, связанные с жизнью малыша: его предпочтения, хобби, первые творческие работы, фотографии. В садике портфолио дополнят наиболее удачными рисунками и поделками и на выпускной утренник вы получите обратно папку с достижениями ребенка.
Портфолио может храниться дома, как воспоминания о славном дошкольном периоде. Портфолио могут попросить принести в начальную школу. Исходя из данных, содержащихся в папке, учителя составят свое представление о ребенке и решат, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание — то есть к приходу малыша будет готова уже психологическая база для обучения в классе.
Что включают в портфолио дошкольника
Портфолио отражает основные показатели ребенка:
- физические (рост, вес и другие),
- навыки (диапазон умений ребенка),
- жизненные (путешествия, хобби и прочее).
Вариантов портфолио существует целое множество, однако все они несущественно отличаются друг от друга. Как правило, в саду говорят, какие разделы обязательно должны присутствовать в папке. Часть страниц разрешается отдать под разделы по желанию.
В магазинах продаются уже готовые шаблоны, в которых приведены сопроводительные картинки, даны названия разделов.
Однако все больше родителей предпочитает подготовить портфолио самостоятельно. Мамы-умельцы ухитряются включать элементы скрап-букинга и навыки работы в фотошопе и превращают папку в настоящий шедевр.
Обязательные страницы в портфолио:
- Общие данные ребенка (ФИО, дата рождения, город).
- Содержание портфолио (на этом листе перечисляются разделы портфолио).
- Познакомьтесь со мной (биография малыша).
- Я расту (таблица роста и веса).
- Фото из детского сада.
- Моя семья (каждому члену семьи может быть посвящена отдельная страничка, или же можно просто разместить условное генеалогическое древо).
- Вот что я люблю (хобби ребенка).
- Чем могу помочь (список поручений, которые можно доверить ребенку).
- Мои любимые книги (перечисление любимых авторов и произведений).
- Мои путешествия (фото с путешествий).
- Я мечтаю (фиксируются высказывания ребенка о будущей профессии, доме, учебе).
- Золотые ручки (фото поделок).
- Мои друзья.
Дополнительные страницы могут быть сезонными: например, рассказывать о том, как ребенок провел зиму и прочее; или включать в себя грамоты, полученные на различных соревнованиях.
Портфолио может быть интересно оформлено в виде разноцветной книги, в которой на фоне страниц изображены любимые мультяшные герои ребенка, к примеру.
Отдельные разделы портфолио
Родители и педагоги должны в первую очередь понимать, для чего создается портфолио ребенка. Исходя из этого, выбираются те или иные темы разделов. Приведем некоторые примеры.
Портфолио дошкольника, автор — И. Руденко
Этот вид портфолио больше ориентирован на родителей. С его помощью родители получают ответы на волнующие их вопросы, касающиеся ребенка.
В разделе «Портрет моего ребенка» взрослые пишут сочинения о малыше.
Раздел «Посоветуйте мне» заполняется воспитателями и педагогами, работающими в детском саду.
Страница «Спрашивайте, родители» предназначена для того, чтобы взрослые могли обратиться к педагогам напрямую и сформулировать вопросы.
Портфолио дошкольника, авторы — В. Дмитриева, Е. Егорова
В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио, которая отражает комплексный подход к воспитанию ребенка. Папку заполняют и родители, и педагоги, и сам ребенок.
Раздел «Информация родителей» включает в себя сведения о ребенке, которые вносятся родителями.
Раздел «Информация педагогов» посвящен наблюдению педагогов за ребенком во время пребывания в детском саду.
Раздел «Информация ребенка о себе» — это по сути рассказ от первого лица. Дошкольник делится своими мечтами, рассказами про друзей, играми, которые сам придумал, рисунками, планами на будущее.
Портфолио дошкольника, автор — Л. Адаменко
Л. Адаменко делит портфолио на несколько блоков, к заполнению которых подключаются друзья, педагоги из дополнительных кружков, посещаемых ребенком, психологи.
Раздел «Какой ребенок хороший» включает в себя сочинение родителей, размышления воспитателей, ответы друзей, «корзину пожеланий» (благодарности ребенку за конкретные поступки и за определенные черты его характера, например, за щедрость и доброту), благодарственные письма родителям за воспитание такого хорошего ребенка.
Раздел «Какой ребенок умелый» посвящен навыкам ребенка. Помимо рассказов воспитателей, педагогов, друзей, вклеиваются различные грамоты.
Раздел «Какой ребенок успешный» раскрывает дошкольника с творческой стороны благодаря рисункам, аппликациям, информации про реализованные в дошкольном учреждении проекты, грамоты.
Автор статьи — Даниленко Мария. Благодарим за предоставленные фото Ирину Граб.
Календарь-портфолио дошкольника как инновационный инструмент мониторинга и компонент системы развития природной одаренности ребенка Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
CC BY
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазунова Л. К., Зеленина Т. И., Кудрявцева Е. Л., Хасанова Р. Ф.
Статья представляет интерактивное пособие «Календарь-портфолио дошкольника» – инновационный инструмент мониторинга и развития ребенка, созданный в рамках международного сетевого взаимодействия педагогами, психологами и логопедами восьми стран мира, а также опыт его использования в России для развития природных задатков детей. Данное пособие использовалось (2015–2016 гг.) в качестве одного из главных компонентов системы развития природной одаренности детей в рамках грантового проекта Президента РФ «Система развития одаренности дошкольников в обогащенной культурноязыковой среде и в содружестве детского учреждения и семьи». В аналитической части статьи изложены концепция пособия, структурнофункциональные особенности и принципы работы с ним, отличающие его от пособий подобного типа. В заключительной части статьи описывается деятельность, стимулированная пособием, и опыт работы с ним.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазунова Л. К., Зеленина Т. И., Кудрявцева Е. Л., Хасанова Р. Ф.
CHILD’S PRE-SCHOOL CALENDAR-PORTFOLIO AS AN INNOVATIVE MONITORING TOOL AND A COMPONENT OF THE SYSTEM OF DEVELOPMENT OF CHILD’S NATURAL GIFTEDNESS
The paper introduces the interactive tutorial « Child’s Pre-School Calendar-Portfolio », which can be used as an innovative monitoring and child development tool. The tutorial is the result of international networking between teachers, psychologists, and speech pathologists and therapists in eight countries. The paper also presents the experience of using the tutorial in Russia to develop natural giftedness of children. The tutorial was used (2015–2016) as one of the main components of the system of natural development of gifted children within the grant project of the President of the Russian Federation «System of development of gifted preschoolers in enriched cultural and language environment and the unity of child care institution and the family». The analytical part of the paper describes philosophy underlying the tutorial, its structural and functional features which distinguish it from other tutorials of this type and how to work with it. The final part of the paper describes the activities driven by the tutorial and the experience of working with it.
Текст научной работы на тему «Календарь-портфолио дошкольника как инновационный инструмент мониторинга и компонент системы развития природной одаренности ребенка»
Башкирский государственный университет, Уфа, Россия
Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия
Кудрявцева Е. Л. Международная (сетевая) лаборатория «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», Гюстро, Германия
Башкирский педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия
КАЛЕНДАРЬ-ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ МОНИТОРИНГА И КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРИРОДНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА
Статья представляет интерактивное пособие «Календарь-портфолио дошкольника» -инновационный инструмент мониторинга и развития ребенка, созданный в рамках международного сетевого взаимодействия педагогами, психологами и логопедами восьми стран мира, а также опыт его использования в России для развития природных задатков детей. Данное пособие использовалось (2015-2016 гг.) в качестве одного из главных компонентов системы развития природной одаренности детей в рамках грантового проекта Президента РФ «Система развития одаренности дошкольников в обогащенной культурно-языковой среде и в содружестве детского учреждения и семьи».
В аналитической части статьи изложены концепция пособия, структурно-функциональные особенности и принципы работы с ним, отличающие его от пособий подобного типа. В заключительной части статьи описывается деятельность, стимулированная пособием, и опыт работы с ним.
Ключевые слова: «Календарь-портфолио дошкольника», одаренность, самооценка, мониторинг, диагностирование, интерактивность.
Bashkir State University, Ufa, Russia Zelenina T. I.
Udmurt State University, Izhevsk, Russia Kudryavtseva Ye. L. International (network) laboratory «Innovative technologies in the field of multicultural education», Gustrovium, Germany Khasanova R. F.
M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University, Ufa, Russia
CHILD’S PRE-SCHOOL CALENDAR-PORTFOLIO AS AN INNOVATIVE MONITORING TOOL AND A COMPONENT OF THE SYSTEM OF DEVELOPMENT
OF CHILD’S NATURAL GIFTEDNESS
The paper introduces the interactive tutorial «Child’s Pre-School Calendar-Portfolio», which can be used as an innovative monitoring and child development tool. The tutorial is the result of international networking between teachers, psychologists, and speech pathologists and therapists in eight countries. The paper also presents the experience of using the tutorial in Russia to develop natural giftedness of children. The tutorial was used (2015-2016) as one of the main components of
the system of natural development of gifted children within the grant project of the President of the Russian Federation «System of development of gifted preschoolers in enriched cultural and language environment and the unity of child care institution and the family».
The analytical part of the paper describes philosophy underlying the tutorial, its structural and functional features which distinguish it from other tutorials of this type and how to work with it. The final part of the paper describes the activities driven by the tutorial and the experience of working with it.
Keywords: Child’s Pre-school Calendar-Portfolio, giftedness, self-assessment, monitoring, diagnosing, interactivity.
Повышенный интерес социума к проблеме развития детей дошкольного возраста стимулирует разработку дидактико-методического обеспечения и мониторинго-диагностирующих инструментов оценивания динамики этого процесса. Отметим, что все три стороны феномена процесса развития ребенка (измерение его динамики, мониторинг / диагностирование и психолого-педагогическое сопровождение) обеспечивают системность дошкольного образования. Системность как базовое условие успешности сложного и многогранного процесса обусловливает, во-первых, необходимость интеграции усилий педагогов, психологов, языковедов, логопедов, методистов, художников и дизайнеров, причастных к дошкольному образованию и, во-вторых, предполагает создание продукта, охватывающего все стороны базового развития ребенка с встроенными механизмами мониторинга (наблюдение), диагностирования, эргономики (удобство для пользователей -педагогов и родителей) и адаптивности (вариативность) к каждому ребенку. Продукт-пособие, в котором нуждается современное дошкольное образование, должен, помимо названного, учитывать также специфику информационно-компьютерной эпохи, в которой оказались люди XXI в., а именно, непрерывность образования длиною в жизнь и важность выработки навыков и умений самообразования.
Таким образом, логика образовательного процесса, на которой основывается современное учебное пособие, должна отвечать, среди прочего, четырем фундаментальным критериям: 1) эффективности; 2) эргономичности (экономия временных и энергетических затрат всех участников процесса); 3) модульности (адаптивность к быстро меняющимся условиям жизни социума и постоянно изменяющемуся уровню развития ребенка) и 4) паззловидности (комплементарно дополняться другими компонентами до получения некой целостной системы). Статья представляет пособие «Календарь-портфолио дошкольника» как попытку решения этой сложной проблемы.
1. Анализ современных исследований и публикаций
Портфолио — достаточно новая образовательная технология фиксирования и накопления индивидуальных достижений человека за определенный временной период, заимствованная российским образованием вместе с компетентностным подходом. На Западе она рассматривается как технология аутентичного оценивания образовательной или профессиональной деятельности человека, дающая представление о его индивидуальной образовательной траектории, позволяющая достаточно эффективно анализировать и планировать образовательную деятельность и, что очень важно, самостоятельно оценивать ее. Эти возможности портфолио позволяют использовать его в качестве инструмента самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации, что весьма ценно для эпохи непрерывного образования длиною в жизнь [1]. Еще одна важная характеристика портфолио — накопительная, которая позволяет использовать его в двух фундаментальных функциях — функции мониторинга, отслеживания динамики образовательного процесса, обеспечивающей видение целостной «картины» значимых образовательных результатов [2], и функции системной рефлексии о собственной деятельности.
Таким образом, полифункциональность портфолио как системной технологии обеспечивает ему постоянное расширение сфер и разнообразие видов и форм применения. Для полноты представления перечислим виды портфолио, принятые в практике американского школьного образования:
• портфолио документации, особенность которого состоит в сборе работ, за весь период обучения или профессиональной подготовки;
• портфолио процесса образования, документально фиксирующее индивидуальные подходы ученика ко всем аспектам обучения, своего рода «индивидуальный маршрут» прохождения учащимся материала, заложенного педагогом в программе;
• презентационное портфолио, включающее лучшие (наиболее перспективные, результативные) работы, выбранные самим учеником и им же проанализированные (отрефлексированные);
• оценочное портфолио, объединяющее содержание по критериям отбора и самооценки, созданным самим учеником [3].
В Европе с начала 2000-х гг. распространено «Европейское языковое портфолио» (European Language Portfolio (ELP) http://www.coe.int/en/web/portfolio1), состоящее из:
• языкового паспорта для самостоятельного заполнения с учетом приложенных к портфолио «Европейских референциальных рамок владения языком»;
• паспорта мобильностей для фиксации образовательных поездок и обретенных или подтвержденных в них компетенций;
• расшифровка сертификатов как описание компетенций, полученных на разных этапах и в различных форматах образования;
• приложение к диплому, позволяющее лучше понять, какие именно знания в какой области и в каком объеме были обретены данным специалистом.
С 2014 г. идет активный перевод системы ЕС-портфолио в электронную среду (http://www.eportfolio.eu/). Все это преследует три основные цели:
• мобилизация учащихся и специалистов за счет прозрачности и понятности во всех странах получаемого ими образования и профкомпетенций;
• переход с тотального педагогического контроля на самооценку и тем самым на самомотивацию человека в процессе образования длиною в жизнь;
• развитие многоязычия и междисциплинарности как платформы образования и профессиональной деятельности настоящего и будущего.
Изложенное позволяет оценить многофункциональность и оригинальность данной технологии, благодаря чему она нашла достаточно широкое распространение в школьной и вузовской (но пока лишь незначительно в дошкольной) практике на Западе.
Отдельные функции технологии портфолио давно используются и в России, однако без упоминания термина портфолио. Пользуясь американской классификацией, можно отнести вариант технологии, используемый в России на дошкольной ступени, к элементу демонстрационного портфолио. Российский вариант представляет собой папку-характеристику, составляемую родителями или педагогами при незначительном участии в выборе работ самого ребенка, и напоминает скорее серию фотоальбомов с разделами: «Я родился, я расту», «Любимые игры и игрушки ребенка», «Домашние поручения», «Хобби», «Творческие работы», «Рисунки, поделки» (образцы российского варианта портфолио см.: http://portfolikids.ru). О формировании самооценки здесь речи на данный момент идти не может.
1 Подробный анализ Европейского языкового портфолио как образовательного ресурса и его проблематики для школьников: http://archive.ecml.at/mtp2/elp_tt/results/DM_layout/Reference%20Materials/ EngHsh/ELP%20gшde%20for%20teachers%20and%20teachero/o20tramers-E.pdf
2. Проблема внедрения пособия и пути ее решения
Необходимость реализации проекта-победителя в конкурсе грантов Президента РФ в 2015 г. «Система развития одаренности дошкольников в обогащенной культурно-языковой среде и в содружестве детского учреждения и семьи» (БашГУ) стимулировала поиск многофункционального и одновременно эргономичного пособия, которое обеспечивало бы, с одной стороны, оптимальное решение главной задачи проекта — эффективное системное управление развитием разнообразных природных задатков одаренности детей старшего дошкольного возраста, с другой стороны, содержало бы механизм подключения самих детей и их родителей к выполнению заданий, ориентированных на развитие присущего конкретному ребенку вида одаренности, и обеспечивало бы, с третьей стороны, механизм постоянной самооценки ребенком своих успехов в выполнении каждого задания, а педагогу и родителю -механизм наблюдения за динамикой этого развития с целью его постоянной коррекции.
Поиск в российском дидактико-методическом дискурсе технологий или хотя бы разрозненных дидактических материалов, отвечающих вышеизложенным требованиям, оказался безуспешным. Нужное пособие было найдено на совместном семинаре международных (сетевых) лабораторий в Ижевске (УдГУ, октябрь 2014 г.). Именно там состоялась презентация продукта международного взаимодействия педагогов, психологов, логопедов и художников восьми стран мира — интерактивное учебно-методическое пособие «Календарь-портфолио дошкольника» [4], представленное Е. Л. Кудрявцевой, руководителем и одним из авторов проекта. Пособие необычно по форме и содержанию: формата А4, выполненное на картоне в виде отдельных листов, цветное, с ключами-ответами к каждому заданию на оборотной стороне листа, с листами самооценки для всех участников образовательного процесса — ребенка, педагога детского учреждения и родителя.
Наряду с другими инновациями, о которых речь пойдет ниже, особой ценностью этого уникального пособия для нас оказалась сводная, особым образом структурированная в виде столбцов таблица 210 разнообразных игровых заданий пособия, сгруппированных с учетом заложенного в них развивающего природные задатки ребенка потенциала. Каждое задание снабжено маркерами-навигаторами, помогающими любому пользователю грамотно ориентироваться в содержании пособия — системой разнообразных по назначению и уровню сложности зданий.
3. Цель и задачи «Календаря-портфолио дошкольника»
В настоящей статье мы представляем инновационное интерактивное, многофункциональное диагностирующе-развивающее пособие «Календарь-портфолио дошкольника», созданное интернациональным коллективом авторов для дошкольной образовательной ступени, которое, благодаря адаптации к российской образовательной среде, стало доступным для использования в дошкольных учреждениях. «Календарь-портфолио» проходит апробацию и внедрение в процесс дошкольного образования как регулярного, так и дополнительного за рубежом (Испания, Германия, Чехия, Латвия), а также в России (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия).
Важно отметить, что пособие получило в 2015 г. «Сертификат соответствия требованиям методическим, педагогическим, эргономическим» (раздел «Методика обучения и воспитания в дошкольных учреждениях»), установленным в России к средствам обучения и может служить основой для психолого-педагогического сопровождения в рамках ФГОС нового поколения. Более того, «Календарь-портфолио» официально признан лучшим в России диагностирующе-развивающим пособием для дошкольников (ЦИТО РФ, АНО «Эврика» и др.).
«Календарь-портфолио» ориентирован на самостоятельное выполнение ребенком 5-6 лет заданий, их самопроверку по ответам, размещенным на оборотной стороне листов с заданиями. Он обеспечивает подготовку ребенка к школе, предусматривает задания, которые ребенок должен выполнить под руководством родителей. Интерактивное пособие предлагает основания для соположения точек зрения на протекание и результативность образовательного процесса дошкольника, педагога и родителя, дает возможность наблюдать динамику изменений наклонностей и интересов ребенка.
Перечислим основные задачи, которые позволяет решать данное пособие:
1) осуществляет индивидуализацию образовательного процесса за счет последовательности мини-результатов;
2) стимулирует мотивацию к исследовательской деятельности;
3) обеспечивает самоконтроль и самодиагностику путем оценивания самим ребенком результата выполнения каждого задания;
4) воспитывает дошкольника средствами неформального образования;
5) помогает проводить регулярный и системный мониторинг образовательного процесса и вносить коррекции в индивидуальную программу развития ребенка;
6) способствует эффективному взаимодействию трех сторон: педагог — родитель -ребенок.
В предисловии к пособию авторы отмечают, что формат «Календаря» позволяет ребенку визуально и тактильно наблюдать свой образовательный процесс: количество незаполненных листов пособия уменьшается, а папка-портфолио с выполненными заданиями растет. Каждое самостоятельно выполненное задание или получение новой информации на обороте листа в случае отсутствия собственного ответа являются источником положительных эмоций для ребенка.
По выбору тематики заданий и качества их выполнения взрослые могут отслеживать слабые и сильные стороны в развитии ребенка, давать листы с дополнительными заданиями для формирования недостающих умений.
Задания пособия обеспечивают развитие логического мышления, внимания и отдельных его характеристик (объем, устойчивость, концентрация), пространственного представления, мелкой моторики, расширяют объем активного и пассивного словаря ребенка и многое др.
4. Опыт использования «Календаря-портфолио дошкольника»
Процедура приобретения пособия из-за границы, его редактирование и адаптация к российским условиям, затем тиражирование и распространение по детским учреждениям заняли львиную долю грантового времени. В распоряжении детских учреждений оставалось немного времени для работы с пособием, программа которого рассчитана на целый учебный год (210 листов и маршрутный лист развития ребенка) или на полный цикл психолого-педагогического развития малыша с момента рождения до поступления в 1 -й класс школы (три блока так называемых «Разделителей»).
Тем не менее, за короткий период времени с момента появления пособия в дошкольном образовательном поле и использования его в рамках грантового проекта «Одаренные дети России» сделано немало. Перечислим наиболее важные мероприятия из проделанного:
1) покупка пособия за границей и приобретение научным руководителем грантового проекта Президента РФ профессором Башкирского госуниверситета Л. К. Мазуновой права использования данного пособия для 1500 детей, участников проекта;
2) поиск в России издательства для тиражирования «Календаря-портфолио дошкольника»; исполнение этой полублаготворительной, но в высшей степени благородной миссии взял на себя директор уфимского рекламно-издательского холдинга «Диалог» Р. Г. Хуснияров;
3) адаптация командой проекта под руководством профессора Л. К. Мазуновой исходного варианта пособия в приемлемый для российского потребителя формат с сохранением авторских идей и концептуальных положений: удешевление стоимости, облегчение веса и др.;
4) организация и проведение семинаров-тренингов (в том числе вебинара с автором пособия Е. Л. Кудрявцевой) по освоению методики работы с «Календарем-портфолио» педагогами и психологами 24 дошкольных учреждений города Уфы, представителями Ижевска, Воронежа и Сургута;
5) организация и проведение диагностирования более 1500 дошкольников с целью выявления их природной одаренности и выстраивания по результатам диагностирования системы психолого-педагогического сопровождения их дальнейшего развития;
6) снабжение 24 пилотных площадок пособиями и оказание методической помощи педагогам и родителям в работе с ними;
7) трансляция опыта использования разработанного нами диагностирующего комплекса и системы работы по психолого-педагогическому сопровождению одаренности с использованием «Календаря-портфолио дошкольника» в регионы России (Ижевск, Ульяновск и Ульяновская область, ЯНАО, Петербург, Тверь, Волгоград и др.);
8) разработка коллегами из Удмуртии во главе с проф. Т. И. Зелениной и проф. А. Н. Утехиной в помощь участникам грантового проекта методических разработок к «Календарю-портфолио дошкольника» [5];
9) создание этим же коллективом видеозаписей занятий по «Календарю-портфолио», презентация видеозаписей педагогам детских учреждений (ДОУ), а также создание Международным методсоветом по многоязычию и межкультурной коммуникации (Германия) видеоролика «Календарь-портфолио шагает по планете»;
10) успешное участие магистрантов УдГУ в Международном молодежном фестивале социальной рекламы «Ясный взгляд» (МГПУ, под эгидой Департамента образования г. Москвы) с рекламой, созданной в результате наблюдения и анализа ситуации в процессе использования «Календаря-портфолио дошкольника» при взаимодействии современных родителей со своими детьми. Продукт проекта в виде трех постеров под названием «Как закопать талант ребенка?» (Инструкция для современного родителя) получил высокую оценку;
11) проведение круглого стола по результатам использования «Календаря-портфолио дошкольника» в рамках международной научно-практической конференции по итогам грантового проекта Президента РФ (май 2016 г.) и публикация сборника по материалам конференции [6];
12) получение отзывов ученых, педагогов и родителей с предложениями, критическими замечаниями и результатами работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по данному пособию;
13) создание на базе факультета романо-германской филологии и Института непрерывного образования Башкирского государственного университета Международной лаборатории с распределенным участием под названием «Диагностирование и психолого-педагогическое сопровождение одаренности».
В настоящее время наши инициативы по продвижению уникального пособия связаны с разработкой нескольких проектов:
• международного образовательного проекта по обмену опытом использования «Календаря-портфолио дошкольника» для развития детской одаренности;
• проекта по созданию веб-портала с сервисами диагностирования детской одаренности;
• проекта по автоматической обработке получаемых результатов диагностирования;
• проекта по созданию сервисов развития индивидуальной одаренности дошкольников.
Участие российских университетов (ЕИ КФУ, УдГУ, БашГУ) в международном сетевом взаимодействии постоянно увеличивающегося количества университетов ближнего и дальнего зарубежья, связанных с интеграцией международного научно-практического потенциала открывает широкие перспективы для создания специализированных ресурсных центров регионов и вузов, в которых на постоянной основе могли бы проходить семинары, мастер-классы, рабочие встречи для всех заинтересованных ученых-исследователей и педагогов-практиков.
1. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. 2005. N 1. 181 с.
2. Болотина Г. К. Научно-методическое портфолио педагога // Методист. 2006. N 9. 57 с.
3. Oiler, J. W. Methods That Work. In Heinle undHeinle Publishers. 1993. 197 p.
4. Кудрявцева Е. Л. и др. Календарь-портфолио дошкольника. Рига: РеторикаА, 2014. 260 с.
5. Утехина А. Н. и др. Методические разработки к «Календарю-портфолио дошкольника». Ижевск: Изд-во Удм. гос. ун-та, 2016. 52 с.
6. Мазунова Л. К. Система психолого-педагогического и методического сопровождения старших дошкольников // Проблемы диагностирования и психолого-педагогического сопровождения одаренности: мат-лы межд. научно-практ. конф. Уфа: РИЦ БашГУ, 2016. С. 3-13.
1. Golub G. B., Churakova O. V. Portfolio in the System of Educational Diagnostics. In Shkolniye Tekhnologii. 2005. N 1. 181 p.
2. Bolotina G. K. Teacher’s Research-Methodological Portfolio. In Metodist. 2006. N 9. 57 p.
3. Oiler, J. W. Methods That Work. In Heinle und Heinle Publishers. 1993. 197 p.
4. Kudryavtseva Ye. L. et al. Child’s Pre-school Calendar-Portfolio. Riga: RetorikaA, 2014, 260 p.
5. Utekhina A. N. et al. Methodological Developments to «Child’s Pre-school Calendar-Portfolio». (Ed.) T. I. Zelenina; ILL, UdSU. Izhevsk: Izd-vo Udm. gos. un-ta, 2016. 52 p.
6. Mazunova L. K. The System of Psycho-pedagogical and Methodical Support of Senior Pre-school Children. In Problems of Diagnosing and Psycho-pedagogical Support of Giftedness. (Ed.) L. K. Mazunova. Ufa: RIC BashSU, 2016. P. 3-13.
Barros García B.
Russian Center «Russkiy Mir» García Díaz Cr.
University of Granada, Spain
EL RUSO COMO LENGUA EXTRANJERA EN EDADES TEMPRANAS
El objetivo principal de este trabajo es poner de relieve la importancia de integrar el ruso como lengua extranjera en las edades tempranas de aprendizaje en España. Para tal fin, trazamos un recorrido sobre los modelos y teorías de la enseñanza y adquisición de lenguas extranjeras, así como advertimos algunas especificidades del aprendizaje del lenguaje en edades tempranas y de la lengua rusa. Por su relevancia y actualidad, hacemos hincapié en ciertas estrategias y métodos especialmente eficientes respaldados por la investigación neuroeducativa para una práctica docente que consiga resultados positivos en cuanto a habilidades comunicativas. Se presta especial atención a la relevancia y potencial del juego en el aula de lenguas extranjeras y se reclama su presencia como algo más que un divertimento en la clase de ruso como lengua extranjera. El objetivo, por tanto, del presente artículo es contribuir no solo a los estudios sobre el ruso como lengua extranjera y el modo en que podría ser integrada en el sistema educativo de lenguas en España, sino también a poner de relieve la importancia y necesidad de introducirlo en la enseñanza de lenguas en edades tempranas en España. Como resultado de este artículo esperamos que nazcan otros que demuestren y contribuyan a la implantación del ruso en el sistema educativo español.
Palabras clave: Enseñanza de lenguas extranjeras, ruso como lengua extranjera en España, aprendizaje en edades tempranas, Neuroeducación.
https://deti-club.ru/portfolio-doshkolnika
https://cyberleninka.ru/article/n/kalendar-portfolio-doshkolnika-kak-innovatsionnyy-instrument-monitoringa-i-komponent-sistemy-razvitiya-prirodnoy-odarennosti-rebenka