Содержание
Осетины мужчины какие они в любви
Осетины мужчины какие они в любви
С первым осетином познакомившись, я даже не уловила, что это вообще за национальность такая – ну, Кавказ какой-то очередной, интересно, конечно, ну и что? Просто очень удивилась, когда Ацамаз, этот первый осетин, при каждой встрече бросался обниматься.
С самого начала как-то так сложилось, что мы невероятно чувствовали друг дружку. В основном, конечно, подкупала его простота и невероятное сердечное движение навстречу. Спустя какое-то время я стала замечать, что постоянное оберегание и братская забота со стороны моего друга-осетина — это не просто вежливость, а образ, если не смысл, его осетинской жизни.
Широкая горская грудь, красивые темно-русые кудри позволяли ему, конечно, временами открыто любоваться собой, но вместе с тем это не мешало ему всякий раз при упоминании о его красоте краснеть, смущаться и требовать прекратить тяжелый для него, как для мужчины, разговор. |
Решив со второй или третьей встречи, что мы брат и сестра, мы окончательно сдружились, и я стала по-настоящему вливаться именно в осетинскую жизнь. Обнаружила, к примеру, что бескорыстная опека над девушкой как над сестрой, бесконечные извинения, если забыл поднести в ту же секунду зажигалку, весь букет ухаживаний, в остальном мире принятый лишь символически на первом-втором свидании, свойственны не одному моему прекрасному другу, но и всем осетинам! Куда бы мы ни приходили, в какой бы осетинской компании ни были, в мою задачу входило лишь самостоятельное моргание и дыхание. Погружение во внимание, заботу, уважение — полное.
Присутствовать на осетинских праздниках — особая честь и удовольствие. Непременно готовятся знаменитые осетинские пироги, круглые, как солнце, и его же символизирующие. Стоит заметить, что в современной Осетии, несмотря на официальное православие, языческие праздники проводится с не меньшим рвением, чем церковные. Поэтому и имена, чередующиеся с традиционными православными Александрами и Георгиями, у осетин такие — звучные, яркие, мелодичные, как из эпосов и легенд: Ацамаз, Алан, Батраз, Каспол, Заур, Дзера, Залина.
Осетины — это вообще особенная нация. Такое счастье, какое связано у меня с осетинскими эпизодами, никогда больше, пожалуй, меня не посещало. Взять того же Ацамаза: у него столько теплоты, искренности, открытости души и кавказского ненапускного благородства в крови, что не восхищаться этим просто невозможно.
Какое искусство у осетин! Таких танцев я больше нигде не видела. Когда мужчины принимаются танцевать — это настоящее торжество тестостерона. Остальные собираются в широкий круг, а главный танцор бешено, с диким, но благородным взглядом, корчится в страшных и прекрасных муках танца. Ну и страсть! Кажется, сейчас все вокруг или он сам загорится. Танцует на носках или нет, изящно подскакивая, совершает «круг почета».
Чего ожидать в браке с осетином?
Смотря какую религию вы исповедуйте, возможна религиозная несовместимость, осетины бывают христиане, мусульмане и даже язычники. Поэтому возможно будет сложно принять все религиозные и культурные обычаи .Осетины очень уважают старших, любят своих детей, почитают семейные ценности и традиции. В любом случае вы же не за национальность выходите замуж, а за своего единственного возлюбленного. Я не осетин, но у меня есть знакомые и друзья осетины, очень хорошие и высококультурные люди, мне очень приятно с ними общаться, никаких негативных национальных особенностей не замечал.
Мой друг-осетин (гей конечно же) в принципе хороший, современный парень. Любит потравить шутки, добр и внимателен. В целом, обычный человек, можно ждать от него все то же самое, как и от геев другой национальности.
Что такое гостевой брак?
Гостевой брак это такой вариант отношений супругов, когда они живут раздельно, хотя и состоят в официальном браке, и встречаются периодически по желанию, грубо говоря, ходят друг к другу в гости. Люди, которые выбирают этот вариант, основываются на том соображении, что быт убивает всю романтику и любовь, а в таких отношениях быт на всё это не влияет, да и супруги видятся только когда хотят и в хорошем настроении.
1 9 · Хороший ответ
Переживают ли тридцатилетние мужчины, что они до сих пор не женаты и у них нет детей?
Это странный вопрос.
Будто все тридцатилетние мужчины принадлежат к «Лиге тридцатилетних» с общим уставом, системой ценностей, правилами и наказаниями проштрафившимся.
Ответ: очевидно же, кто-то переживает, кто-то нет, люди-то разные.
2 2 4 · Хороший ответ
Какого это быть женатым?
Ну, во-первых, появляется чувство ответственности. Ты теперь отвечаешь не только за себя, но и за жену. Проблемы жены это твои проблемы, соответственно, радости ее и твои тоже.
Во-вторых, чувство «взрослости». Теперь — это твоя жизнь, и ты ее строишь. Без мам и пап. Это круто, на самом деле. Бюджет становится больше и возможности возрастают (конечно, при выборе правильной жены). Относятся к тебе уже иначе. Конечно же удобно отшивать девушек! «Я женат» и все, работает идеально. Раньше мучился, что бы девушка не обиделась на отказ, и все такое.
На мой взгляд, жениться — это целая ступенька наверх, к становлению себя, как мужчины. Осталось детей завести, вырастить, воспитать и внуков поняньчить:)
Ложа руку на сердце — не думал что мне понравится. Все женатые друзья плакались и ныли. А я ни капельки не жалею. Всегда есть кому встречать после работы или тренировки. Поболтать, поделиться переживаниями, успехами. В общем, жена лучше собаки:) И в завершении — несомненно секс. Всегда знаешь, что он есть. Постоянный партнер, в котором ты уверен.
Личные наблюдения за южными осетинами
Здесь я опишу все личные наблюдения за южными осетинами, Южной Осетией, культурой и обычиями. Расскажу о том, о чём сами осетины говорили, как обычные люди, так и известные, такие как Президент Кокойты.
Жили мы в лагере, в горах около озера Эрцо. Режим был спартанский — отряды сами варили себе питание из ограниченной нормы продуктов и воды. Так, видимо, закаляли его участников. Нам из орготряда было попроще — еду нам давали уже готовую, работать было не надо, но тем не менее, рацион был общий: все ели макароны, и мы ели тоже макароны, хотя под конец смены стала появляться тушёнка. Я не переношу тушёнку, но там я ел её с удовольствием. Плюс к этому прибавлялся душ с холодной водой, туалет уличный. Жили мы в палатках.
Днём температура в горах достигает 40 градусов, а ночью падала до 10. Было достаточно сложно существовать в таком режиме: днём кожа сгорает (в горах вы ближе к солнцу и вас не так защищает озоновый слой), а ночью одеваешь на себя всё что угодно лишь бы согреться. И это притом, что июль и август самые тёплые месяцы в горах. Рассвет и закат проходят очень быстро. Буквально несколько минут и солнца уже нет.
Было такое ощущение, что мы участники шоу «Остаться в живых». И вот все осетины с кем я разговаривал в один голос жалели нас, что мы так скудно питаемся. Ведь Кавказ всегда славился своим хлебосольством, отношением к гостям, а мы тут живём впроголодь. «Вам бы шашлыка сейчас!» — говорили осетины. Поварам-осетинкам было нас так жаль, что они почти насильно звали нас за добавкой. Но таковы были правила лагеря и мы им подчинялись. В лагере был абсолютно сухой закон — замеченных с алкоголем выпроваживали.
Помимо осетин с нами жили абхазы, чеченцы, молдаване из Приднестровья, татары. Ну и были отдельные личности, вроде одной девушки-грузинки и меня, москвича.=)
У осетин-мужчин абсолютно не принято мыть посуду. Как я слышал, что если ты один то за собой помыть посуду можешь, но за других это грех, и вообще этим должна заниматься женщина.
Так же некоторые осетины считали грехом учиться, а так же руками возить бочки с водой — их толкали ногами. Но зато они лучше выполняли другую работу. В лагере надо было самим готовить себе еду на костре, и вот если русского парня попросить принести дров, то он пойдёт в специально отведённое место и возьмёт дрова. А если их там нет, то вернётся ни с чем. Осетин же просто возьмёт топор и пойдёт нарубит дрова в лесу. Таким образом, там где за дрова отвечали осетины, они были всегда.
Хотя справедливости ради стоит отметить, что были и такие осетины, как правило, гламурного вида, кто не мог вбить гвоздь, когда надо было сделать стол, за это над ними их товарищи смеялись.
У осетин не принято, чтобы мужчина здоровался за руку с женщиной. Женщина сама поздороваться за руку с мужчиной может, но если она протянет руку не первой, а в ответ мужчине, то она будет считаться чем-то вроде женщины лёгкого поведения. В тоже время, считается, что настоящий мужчина сам руку женщине никогда не протянет первым. Так же не принято, чтобы мужчина резко как-то дотрагивался до незнакомой женщины. Это можно делать лишь с теми с кем общаешься постоянно, допустим, с подругами, однокурсницами и пр.
Женщина одеваться может как угодно: осетинки ходят в обтягивающих топиках с декольте, в юбках выше колен, с хорошими причёсками. В тоже время, курение женщины сильно осуждается. Могут даже забрать в милицию. Про алкоголь я вообще молчу. На улицах пить и курить даже мужчинам не сильно позволяется. Если хочешь выпить и покурить, сядь за стол, поставь выпивку, разложи закуску и посиди с приятелями, а так прогуливаться мужчине с пивком в руке не поощряется, хотя пару случаев я видел.
Уступать надо любой женщине, в независимости от её возраста или физического состояния. Встретившись с женщиной в дверях какого-нибудь заведения, мужчина всегда должен позволить пройти ей первой. Это вопрос чести.
В магазинах продаётся огромное количество водки, пиво, но нигде не продаётся местного вина. Считается, что у любого осетина должно быть своё вино. Местное вино очень нестабильно: в одной деревне в одном доме можно взять неплохое вино, а в другом совершенно ужасное, из чего я сделал вывод, что вино тут, как приготовление пищи: кому-то удаётся его готовить, а кому-то нет.
Здесь я хотел бы высказать свою точку зрения, что надо ОБЯЗАТЕЛЬНО Осетии начинать промышленно производить и продавать в магазинах вино. И всё это делать в соответствии со стандартом. Это же может стать толчком к развитию соответствующей промышленности. Я с трудом представляю себе, что во Франции перестанут промышленно производить и продавать вино со словами, что «у нас каждый француз может делать вино, так зачем его продавать?».
Местные жители ведут бизнес очень странно. У нас была договорённость с осетинами, что будут приезжать их автобусы и магазинчики с продуктами и товарами. В итоге приехал только магазинчик сувениров, (где я купил папаху и рог для вина). То есть, людям предложили подзаработать денег, а они сами от них отказались. К слову, когда некоторые из наших кто не успел купить сувениров, поехали в Цхинвал по адресу этого магазина, то обнаружили его наглухо закрытым, хотя было самое что ни на есть рабочее время.
Республика сейчас в непростом положении, её нужно, как ГДР в своё время, возрождать из руин, а для этого надо много работать, и конечно, такое отношение жителей республики к бизнесу мягко говоря, удивляет.
Жители Северной и Южной Осетии различаются. Мало того, что у них разный язык — даже такие слова, как «хлеб», «дом» у них абсолютно разные, так ещё и отличается менталитет. Северные осетины считают южных слишком брутальными: те громче разговаривают и резче в поведении. Вроде как только что спустились с гор. Южные же считают, что у северных упали нравы, старые горцы блюдущие традиции, не могут понять, как во Владикавказе парочки занимаются любовью на первом свидании прямо в кустах местного парка, хотя части южноосетинской молодёжи такая лёгкость отношений, конечно, нравится. Думаю, это всё же уже некий конфликт поколений, чем различие между Севером и Югом.
Ещё в Северную Осетию ездят с целью заработать, поскольку там есть различные вакансии.
Находясь в Южной Осетии начинаешь испытывать однозначную жалость по распаду СССР. В Москве такой жалости нет: раньше не было столько, как говорится, колбасы в магазинах, не было таких машин и прочего. В Южной Осетии всё самое лучшее связано именно с СССР, а следовательно понимая это, испытываешь однозначную жалость по его распаду.
Ныне разрушенные дороги 80-х годов, пустые дома 80-х годов. Всё напоминает о том, что тогда людям жилось лучше, чем сейчас. И от этого жалость по распаду СССР становится безмерной.
При СССР преподаватель получая 220 рублей в месяц, мог купить авиабилет за 25 рублей до Москвы на субботу, посмотреть в столице Третьяковку, Кремль. Затем за 7руб.60коп. поехать ночью на поезде в Ленинград и там в воскресенье осмотреть достопримечательности, а после, на самолёте вернуться в Цхинвал и в понедельник быть уже на работе. Сейчас такой возможности, по финансовым причинам у многих южных осетин больше нет. Для многих доехать до Владикавказа на автобусе стало пределом их мечтаний.
Многие осетины жалуются, что осетинская молодёжь не соблюдает традиций и обычаев. Старым осетинам очень стыдно из-за того, что осетинская молодёжь ведёт себя не так как вели себя их предки. Некоторые осетины даже извинялись перед нами, что мы не увидим в поведении молодёжи соблюдения привычных осетинам традиций и обычаев.
Сама молодёжь считает, что любые традиции и обычаи меняются, от этого никуда не уйдёшь и что это абсолютно нормально.
Тяжёлые наркотики по словам Эдуарда Кокойты в республике побороли. Но со злоупотреблением алкоголя и с курением сделать что-либо сложно.
Родилось целое поколение детей войны. Это люди, которые автомат начали держать в руках раньше, чем ручку и тетрадку. Это люди, которые привыкли к звуку выстрелов, забыв, что такое звуки мирного бытия. Среди молодёжи процент таких людей огромен. Встроить этих людей в мирную жизнь это одна из проблем и, одновременно, задач нового государства.
В Осетии не любят осетин бежавших от войны. Пока одни жили под пулями, другие жили где-нибудь в Москве. По словам Кокойты, таким он работу в правительстве не даёт. В тоже время, в органах государства рады видеть образованных русских. Хотя таких кадров пока немного — не все хотят ехать из сытой жизни в разрушенный Цхинвал. Кокойты даже через свой сайт приглашал таких людей в республику. Сейчас в Южной Осетии хотят сделать программу по которой казаки из России получали бы землю в Ю.Осетии бесплатно, а тем кто захочет построить гостиницу, землю будут отдавать на 99 лет. Всё это по словам Президента должно подстегнуть экономику страны, помочь превратить Ирыстон в курортную зону.
Для превращения Южной Осетии в курортную зону есть огромный природный потенциал, но совсем нет инфраструктуры. Президент Кокойты затруднился назвать хотя бы один отель или санаторий, который соответствовал бы хотя бы самым элементарным стандартам этой сферы бизнеса. Их просто нет сейчас.
Одна из главных проблем, которая будет стоять перед теми, кто будет отстраивать Ирыстон, это дороги. Дорог в Южной Осетии просто нет. Всё построено ещё при СССР и сейчас разбито. Асфальтовые дороги ничем не отличаются от грунтовых. Мы разбили бампера и подвески автобусов, пока ехали по ним.
Рядовые осетины видя пример Чечни, как та отстраивается после войны, и затем глядя на свою Южную Осетию, делают вывод, что скорее всего деньги выделяемые Россией для Южной Осетии идут кому-то в карман. Пример Чечни, возможно, не совсем верный — туда идут гораздо большие деньги и она субъект РФ, а Осетия всё же отдельное государство, но на определённые мысли местных это наталкивает. Я сам видел несколько свежевосстановленных районов Цхинвала с симпатичными домиками, но большая часть города и всей Ю.Осетии по прежнему в руинах.
Сейчас в Осетии огромное количество дагестанцев, которые строят пограничные заставы и многое другое. В этом есть ирония судьбы: южные осетины едут на заработки в Северную Осетию, другие регионы России, Иран, а для работы в Иристоне приезжают дагестанцы. Вообще, поездив по Кавказу, я был просто поражён, как развивается Дагестан: на всех дорогах огромное количество дагестанских фур с товарами, вокруг дорог стоят кафешки «Дагестан», «Махачкала», «05» и прочие. Некоторые из этих кафе сделаны в виде мечетей. От номеров 05 (Дагестан) на дорогах просто рябит уже в глазах. При таком подходе, Дагестан скоро станет экономическим китом региона.
Всё, что я написал про Дагестан, с прямой противоположностью относится к Южной Осетии. Я не увидел ни одной машины, везущей товары в Россию с номером РЮО. Разумеется, в РЮО кто-то как-то зарабатывает, причём неплохо: на улицах ездят Лендроверы, Хаммеры и прочие хорошие машины, но как именно зарабатывает сама республика, а не отдельные её граждане я так и не увидел к сожалению. Говорят, что в РЮО есть большое месторождение цинка. К слову, в так же получившей в 2008 году де-факто независимость Абхазии, сейчас набирает ход новый бизнес: местные строят дома на берегу моря и продают их русским, формально оставаясь их владельцами на бумаге, поскольку открыто русским в Абхазии недвижимость покупать не советуют, чтобы не натолкнуться на санкции Европы и США в виде закрытия границ, заморозки счетов и чего-то подобного. В результате население Абхазии сейчас начинает очень неплохо жить. Воистину, человеческая изобретательность не знает границ. Может и в Ю.Осетии придумают что-то похожее.
Никогда осетины не смогут жить с грузинами. На этих мыслях некоторых грузинских политиков можно поставить крест. Разговор с первым же осетином показывает это. Он постоянно рассказывает о «пидарасах» — так он называет грузин. Само же слово «грузины» он просто не произносит. Рассказывает сколько они убили, рассказывает, как ещё в конце 80-х «пидарасы» приходили травить осетин собаками. На вопрос «есть ли нормальные грузины, которые нормально живут с осетинами», он отвечает, что есть те грузины, кто просто живёт, работает на земле, кому плевать на политику — с ними поддерживаются нормальные отношения. Но тут же вспоминает, как те же самые «нормальные» грузины втихаря бежали перед обстрелом осетинской территории Грузией. Будучи предупреждёнными, сами они своим соседям осетинам не сказали об этом ни слова. Лишь по их побегу все поняли, что будет война.
Всё это наводит на мысли, что в Тбилиси сидят либо идиоты, либо действительно фашисты, когда оттуда слышатся слова, что Осетия часть Грузии, что её надо вернуть и другой бред. Это действительно бред — всё, больше два этих народа не смогут жить вместе. Для этого достаточно час побыть в РЮО, чтобы понять это. Ненависть местных к Грузии за сделанное ею не имеет границ.
Ещё один осетин рассказывает много военных историй. Вспоминает, как местная грузинская полиция вся состояла из освобождённых Грузией уголовников, получивших власть, оружие и творивших здесь зверства. Рассказывает, как нескольких осетин заживо заварили в трубе, рассказывает, как беременную осетинку грузины убили, и затем вскрыли ей живот, чтобы посмотреть кто там должен был родиться: враг или проститутка. Все эти истории настолько ужасны, что начинаешь понимать ту ненависть, что испытывают местные к Грузии.
Геноцид начался ещё в конце 80-х. и Москва осетинам не помогла. Почему-то Москвой было принято решение отправить армию в Южную Осетию через 6-й перевал. Это несколько дней тяжелейшего пути. Для сравнения: через Рокский тоннель это несколько часов относительно лёгкого пути. Но почему-то был выбран 6-й перевал. Это тоже самое, как пытаться почесать зад рукой согнутой над плечом. В результате армия остановилась, операция провалилась. Солдаты ушли назад бросив всё оружие, которое досталось грузинам. Так Советский Союз не смог защитить собственных граждан в Южной Осетии. В 2008 году половина осетин не верило, что Москва им поможет — имелось много примеров для такого мнения. Но к счастью, это оказалось не так. И к тому же было выбрано абсолютно верное решение вести войска через Рокский тоннель, в результате получился классический блицкриг и Осетия была освобождена.
При Шеварнадзе в Осетии было хоть какое-то затишье по сравнению с националистом Гомсахурдиа. Он, конечно, на дух не переносил всё связанное с Южной Осетией, но «хитрый лис» понимал, что воевать в открытую глупо, это, разумеется, не приблизит Осетию к Грузии, как стояла итоговая задача. Были мелкие провокации, перестрелки, но шли и переговоры. С приходом бесноватого и недалёкого Саакашвили ситуация изменилась — он воплотил в жизнь самый худший сценарий, который только мог существовать.
Грузинский национализм был и при СССР, просто он не афишировался. В СССР был наложен запрет на исследование конфликтов между народами. Официальная пропаганда говорила о том, что все народы в СССР братские. Но, вот, допустим, по словам Кокойты, были случаи, когда лучшим спортсменом в Грузии по итогам соревнований становился абхаз или осетин, но он не ехал на Чемпионат СССР от Грузии — от Грузии ехал грузин, хоть он и проиграл абхазу или осетину.
Как-то в Грузии, ещё до войны, собрали круглый стол на тему того, как установить мир в республике. Был представитель Абхазии, Осетию представлял Кокойты и сидела грузинская интеллигенция. Напомню, что на дворе был ещё Советский Союз. Выступили грузины и очередь дошла до абхазов. Представитель Абхазии заговорил по-русски. Вся свора грузинской «интеллигенции» тут же накинулась с возмущением, что «как можно говорить на языке оккупантов?»
В итоге дело дошло до драки со стороны грузин. Абхазская и осетинская делегация покинули зал. Так закончились первая «беседа» на тему того, как жить грузинам, осетинам и абхазам в одном государстве.
Сам Кокойты знает грузинский язык, понимает его, но с тех пор принципиально не говорит на нём.
Эдуард Кокойты говорит, что его нынешний президентский срок последний. Больше он не будет баллотироваться на этот пост.
Сейчас очень много людей уехало из Южной Осетии. Если ещё 30 лет назад людям не хватало травы на равнинах и поэтому они привязывали себя к деревьям и косили её на склонах гор, то сейчас траву зачастую не косят даже на равнинах — так стало мало жителей здесь.
Когда младенцу исполняется 3 года, перед ним кладут разные предметы: оружие, молоток и пр. Какой предмет младенец выберет, тем в жизни он и будет заниматься.
Жениться и играть свадьбу можно по светским законам, но есть ещё и обряды, такие как похищение невесты. Когда невеста похищена, все её родственники мужского пола садятся в машину с оружием и едут в дом жениха. Приехав к нему они спрашивают невесту согласна ли она выйти за него замуж. Если она говорит «да» тогда назначается свадьба.
Если же похищение было не ритуальным, а насильным и невеста отвечает «нет», то её родственники убивают жениха и его родственников, если они встанут у них на пути. Если же жениха судить по светским законам, то за похищение невесты дают 20 лет тюрьмы. А всё, что показывается в фильме «Кавказская пленница» не более, чем мультик.
За изнасилование по закону гор положена смерть. Последнее изнасилование женщины в Южной Осетии было 12 лет назад. Тела насильников ищут до сих пор. За сексуальные домогательства положено избиение. Как правило, это делает глава семьи самого домогателя.
Понятие гостя священно. Но это понятие очень формально. Допустим, мы в лагере гостями не были, поскольку приехали на день раньше осетин, то есть получалось, что именно они были уже нашими гостями хоть и находились на своей земле.
Гостю позволено многое. Гость может даже совершить страшное, оскорбив хозяина дома и омрачив его праздник (допустим, свадьбу) и гостю на это оскорбление никто ничего не скажет и никак не ответит. Правда, на следующий день, когда он уже не будет гостем на свадьбе, его за сказанное вчера зарежут.
Местные традиции и обычаи лучше соблюдать, но если вы даже в чём-то немного ошибётесь, то, как правило, вас скорее всего для начала просто предупредят, поскольку осетины понимают, что вы русский и просто можете не знать тех или иных нюансов.
Как-то раз в Южную Осетию приехала делегация из Японии. Японцы брали тут анализы подземных источников воды и выяснилось, что осетинская вода не имеет аналогов в мире. И на заключительном банкете, на стол перед японцем поставили свежеотрезанную голову быка и посыпали её солью — такова традиция. Вокруг японца сидели суровые бородатые мужчины с кинжалами за поясом. И тут японцу дают выпить вина за успех предприятия. Японец пьёт вино и проливает на себя несколько капель. Тут старейшина берёт соль и начинает посыпать одежду японца. Старейшина делал это из лучших побуждений, чтобы вино потом можно было легко стереть. Но японец подумал, что сейчас с ним поступят, как с быком и побежал. Японец бежал несколько километров, а за ним бежали бородатые мужчины с кинжалами в руках. Когда японец упал и уже смирился со смертью, догнавшие через переводчика объяснили ему, что он всё понял совсем не так.
Мужчине готовить не пристало вообще. Все повара только женщины.
Осетины не понимают национализма, появившегося в последние годы в России. Ведь сила России всегда была только в многонациональности. Много националистов в Ростове на Дону. Они нападают, когда осетины гуляют по городу. Почему они нападают на них, притом, что они православные, и никто из них конкретно не совершал ничего плохого, а просто приехал работать? Или если какой-нибудь дагестанец сделал зло, то почему бьют осетина?
Сами осетины горой стоят друг за друга. Если претензии будут к кому-то одному, то они подходят разбираться все. В этом их коренное отличие от русских, которым всё равно, что происходит с другими русскими. Осетин осетина в обиду никогда не даст и всегда поддерживает.
По законам гор, обязательно надо отвечать, если тебя задели. Здесь уже сказываются традиции уважения. Потерять лицо никак нельзя. Допустим, идёт осетин один по улице и его кто-то задел или оскорбил. Если осетин один то он может не ответить, а просто идти дальше — мало ли, у этого прохожего плохое настроение или он пьяный. Но если осетин идёт несколько, то задетый осетин обязан ответить на оскорбление, ведь если он этого не сделает он потеряет уважение среди друзей, он потеряет лицо, честь, а это хуже смерти. В результате, драка может завязаться очень легко, достаточно малейшего тычка в плечо или неаккуратно сказанного слова.
Поэтому, кстати, по отдельности они могут быть милейшими людьми, но, когда их хотя бы двое, они уже могут быть такой бандой, что вы не узнаете среди них тех людей, с кем отдельно общались до этого. В тоже время, не всегда принято отвечать в открытую. На что-нибудь могут не сказать ни слова, а просто взять и из-за кустов кинуть камнем.
Как шутят сами осетины «Один осетин — милейший человек, а двое уже банда».
«Осетин всегда выслушает вас, но сделает всё по своему». — эта поговорка соблюдалась священно. Кураторы отрядов (аналоги пионервожатых) говорили, что сколько бы они не говорили осетинам что-то сделать, те смотрели на них с улыбкой, что типа «да-да, конечно, всё равно я лучше знаю, что надо сделать». Как известно, исторически у осетин не было вождей. Нынешний президент Кокойты так же ни в коем случае не вождь. Он скорее несёт техническую функцию управления республикой, не более того. Поэтому осетины не привыкли, когда им приказывают, но вот если не приказывать осетину принести, допустим, дрова для костра, а объяснить, что дрова нужны для нас всех и идти рубить лес вместе, то осетин нарубит столько дров, сколько все русские вместе взятые.
Южные осетины очень громко разговаривают и не произносят при окликании имён. Криками «Эй!», «Оу!», «Ау!» они привлекают внимание к себе. Я был свидетелем, когда осетины звонили по телефону и ни разу не слышал слова «Алло» — только «Эй-Оу-Ау». Это абсолютно нормальное обращение. Такое обращение зародилось, видимо, исторически, поскольку в горах мало людей, чтобы окликать по имени (дабы отличить одного от другого), и нужно кричать громко поскольку потенциальный собеседник находится далеко.
Если вы произносите тост стоя, то стоя надо выпивать бокал.
Важным является тост «за родителей». Ведь если хорошо родителям, хорошо и нам, и когда хорошо нам, хорошо и родителям. То есть родители олицетворяют нас самих.
При поднятии тоста осетины громко кричат Амен (Аминь).
Важно при поднятии тоста произносить не умную логичную речь с красивыми словами, а говорить то, что сейчас на душе, что хочет сказать сердце. Это будет очень цениться окружающими вас осетинами.
Кровная месть священна. Никто и никогда не отменит её на Кавказе. Никакой закон, милиция, суд и прочее. За кровь надо платить кровью. Убийства связанные с кровной местью идут до сих пор, просто это не афишируется. Хотя все всё понимают. На мои слова о том, что на Сицилии удаётся потихоньку справиться с кровной местью, так почему же нельзя сделать это на Кавказе, горцы лишь улыбнулись.
К слову, милиция это плоть от плоти тот же народ. Есть поговорка «Хочешь пустить слух, скажи новость милиционеру». Так что работа в милиции никак не отменяет соблюдения всех традиций Кавказа описанных выше. Если человека нарушившего закон и обычаи, ловит обычная милиция, то он отвечает всё равно по закону гор. Лишь в тех случаях, когда преступника ловит ОМОН или местная ФСБ, у него есть шанс избежать ответственности по законам гор и отвечать только по светским законам.
У горцев не принято извиняться. Почему-то принесение извинения рассматривается, как признание собственной вины, что опять же уязвляет самолюбие кавказца. Если в Европе извинение это вроде как само собой разумеющееся («извините, подайте пожалуйста то», «извините, передайте пожалуйста это»), то у русских извинение слышится уже гораздо реже. На Кавказе же принести извинение можно лишь в тех случаях, когда ты действительно кого-то несправедливо задел, это видели свидетели и они сами убедили тебя, что мол, ты был неправ, должен извиниться. Только тогда и можно услышать извинение.
На Кавказе, по словам осетин, всегда будут войны. Никогда Кавказ не будет мирным. Всегда будут идти конфликты, историческая память тут очень сильна. Тут люди сотни лет помнят обиды нанесённые друг другу, тысячи лет помнят кровь пролитую друг другом. Азербайджан-Армения, Грузия-Осетия с Абхазией, Осетия-Ингушетия это конфликты которые только лежат на поверхности. Есть ещё более глубокие конфликты почти у всех народов Кавказа. В одном только Дагестане у многих народов этой республики друг к другу счёты. Никогда Кавказ не станет Швейцарией. Лишь наличие России на Кавказе сдерживает войну, как только Россия уйдёт с Кавказа, начнётся такая резня, что утонет в крови весь Кавказ и эта кровь очень быстро захлестнёт Россию. Потеряв Кавказ распадётся сама Россия, поэтому присутствие русских на Кавказе это гарантия стабильности не только Кавказа, но и самой России.
На мой вопрос, что наверное, должна быть надежда, что рано или поздно народы Кавказа смогут помириться, ведь помирились же французы с немцами, так же постоянно воевавшие друг с другом, горцы лишь снисходительно улыбнулись.
Некоторые реки текут из Осетии в Грузию и осетины живущие у самых границ с Грузией выкидывают в такую реку мусор — чтобы он уплыл в Грузию. Таким образом экономишь на вывозе, не соришь на собственной земле и в тоже время, получаешь возможность лишний раз насолить заклятому соседу.
Ну и чтобы не заканчивать пост на негативной ноте войн и вражды, отмечу, что среди южных осетин, до сих пор есть люди, живущие высоко в горах, разводящие овец, делающие сыр и не смотрящие телевизор. Они живут почти так же, как и сотни лет назад жили их предки и видят в этом настоящую радость и удовольствие. Круглый год купаются они в холодных, горных реках и пьют эту же воду.
Вот такие привёз я впечатления из Южной Осетии. Как же многолик этот Кавказ, когда рядом соседствуют кровь с враждой и в тоже время удивительная природа и красота. Когда законы гор соседствуют с красивыми традициями и обычаями, частью которых является в тоже время и кровная месть.
Если говорить о Южной Осетии в частности, то хочется, чтобы республика всё же быстрее затянула раны и стала бы процветающей. Очень больно видеть, как на фоне красивой природы, стоят разгромленные, разбитые, бывшие когда-то красивыми разрушенные дома, в которых раньше жили люди. Как пришли в запустение цветущие когда-то сады. А горные серпантины ныне полностью разбиты и следы войны пока ещё остаются на каждом углу. А ведь так хочется, чтобы был тут мир и счастье.
Если говорить о Кавказе вообще, то тут есть какая-то огромная несправедливость, что такой регион, с такой богатой историей и культурой, способный составить конкуренцию любому уголку мира, никак не может избавиться от обид прошлого, от выставления счетов своим соседям. Для меня остаётся загадкой, почему не могут встать президенты, старейшины разных народов, взяться за руки, как это сделали в своё время Коль и Миттеран и попросить друг у друга прощения за всё то, что было в прошлом. Ведь это будет огромным шагом в новый, процветающий мир. Но, видимо, скелеты прошлого так сильно дают о себе знать, что подобное на Кавказе представляется почему-то немыслимым.
Вот таким разным и многоликим он и встречает гостей едущих туда.
Осетины — мужественные покорители гор
Осетины являются потомками алан — кочевых ираноязычных племен скифо-сарматского происхождения. Язык, мифология, археологические и антропологические данные доказывают, что осетины произошли в результате объединения кавказского населения с аланами. Такую гипотезу в 18 веке впервые выдвинул польский ученый и писатель Ян Потоцкий. В 19 веке это предположение было развито немецким путешественником и востоковедом Юлиусом Клапротом и впоследствии подтверждено исследованиями русского академика Андреаса Шёгрена.
Этноним «осетины» ведет свое происхождение от «Осетия», которое появилось в русском языке от грузинского названия Осетии и Алании «Осети». «Осети» в свою очередь образовался от грузинского названия осетин и алан — «овси» или «оси» в сочетании с грузинским топоформантом — окончанием «-ети». Постепенно из русского языка этноним «осетины» попал в другие языки во всем мире. На грузинском и армянском языке аланы называются «осы».
В Осетии по желанию коренных жителей уже много раз поднимался вопрос о переименовании осетин в алан. На совете старейшин Северной Осетии в 1992 году было принято решение о переименовании Северной Осетии в Аланию и осетин в алан. В 2003 году Аланская епархия греческой старостильной церкви выступила за переименование республики Южная Осетия в Государство Алания, что и произошло после референдума в стране в 2017 году. Это решение поддержало 80% всего населения Южной Осетии. Издавна существовало несколько этнографических групп осетин: дигорцы, иронцы, кударцы и туальцы. Сегодня осетины разделены на 2 этнические группы — дигорцы и иронцы, где вторые преобладают.
Где живут
Осетины живут на территории Кавказа и являются основным населением Южной и Северной Осетии, проживают также в Турции, Грузии, Франции, Канаде и США. На территории России осетины живут в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии, Краснодарском крае, Карачаево-Черкесии, Московской и Ростовской областях.
Осетинский язык принадлежит к иранской группе, северо-восточной подгруппе, которая входит в индоевропейскую семью языков. Это единственный сохранившийся до сегодняшних дней «реликт» скифо-сарматского языкового мира. Существует два диалекта осетинского языка — иронский и дигорский.
Основная часть осетин говорит на двух языках. Двуязычие в основном осетинско-русское и реже осетинско-турецкое или осетинско-грузинское.
Численность
Общая численность осетин во всем мире составляет около 755 297 человек. Из них на территории России проживают примерно 530 000. В Южной Осетии численность населения — 53 532 человека (2015 год). В Северной Осетии — 701 765 человек (2018 год).
Внешность
Осетины в основном темноволосые и темноглазые, со смугловатым цветом кожи. Лоб широкий и прямой, лобные бугры хорошо развиты, но надбровные дуги развиты слабо. Нос у северных осетин прямой, довольно большой и выдающийся, рот с тонкими прямыми губами, небольшой. Часто встречаются среди осетин глаза голубого цвета, каштановые и светлые волосы. В большинстве осетины высокие или среднего роста, стройные и красивые. Женщины Осетии славятся своей красотой. Раньше их даже забирали в Аравию для рождения красивого поколения.
Многие ученые и путешественники отмечали, что осетины, как мужчины, так и женщины, отличались крепким телосложением и хорошей физической формой, даром слова, умственными способностями и прекрасно ориентировались в горах.
Традиционный осетинский костюм сегодня используется как элемент праздничных церемоний, особенно на свадьбах. Национальный костюм женщины состоит из следующих элементов:
- рубаха
- корсет
- светлое платье черкеска с длинным рукавом-лопастью
- шапочка в форме усеченного конуса
- фата-вуаль
На груди множество пар застежек с изображением птиц.
Мужчины носили костюм, который состоит из следующих элементов:
- шаровары
- черкеска
- бешмет
- ноговицы
- башлык
- папаха
- узкий рон — пояс
- кинжал
Очень популярным был бордовый цвет, поверх которого наносили вышивку из золотых нитей. Зимой в качестве верхней одежды осетины носили бурку — плащ без рукавов, бурого, черного или белого цвета, сшитый из войлока.
В повседневной жизни осетинские мужчины носили бешметы, рубахи, шаровары и черкески, пошитые из бурки, холста или сукна. Зимой головным убором служила папаха — высокая барашковая шапка, летом мужчины носят войлочные шляпы. Цвет одежды преимущественно черный и темно-коричневый.
Женщины носили длинные рубахи до пят, шаровары, полукафтаны из нанки или ситца, с узким вырезом на груди. В качестве головного убора женщины использовали платки и различные шапки. Цвет женской одежды в основном синий, алый и голубой.
Религия
В Осетии коренное население придерживается христианства и мусульманства. Есть среди них и те, кто почитает традиционные осетинские верования.
Важный религиозный обряд «Три пирога» связан с традиционными осетинскими пирогами. Проводится обряд по большим фамильным или национальным праздникам на свадьбах. На стол подают три пирога и произносят молитвы. Вместе с пирогами подают три ребра животного, принесенного в жертву. Если на большой праздник животное зарезали дома, вместо ребер можно подавать шею или голову. Число 3 означает небо, солнце и землю. К поминальному столу подают 2 пирога.
Кухня осетинского народа образовалась под влиянием кочевого образа жизни алан. Основой кухни является мясо, сваренное в казане и приправленное острым соусом из сметаны. Блюдо получило название цахтон, или нуры цахтон. Так как Осетия расположена на Кавказе, в национальной кухне важное место занимает шашлык.
Осетины в ранние времена жили преимущественно в горах, поэтому их рацион был довольно скудным. Обычно они ели хлеб чурек и запивали его молоком, водой или пивом, готовили популярные в народе овсяные блюда: бламык, калуа и хомыс. Мясо раньше ели редко, так как в горах его много не было, а скот в основном продавали, чтобы заработать деньги на жизнь.
Самые излюбленные напитки национальной кухни Осетии — квас, пиво, брага, арака и ронг. Спиртные напитки осетин: двайно — арака двойной перегонки, и «напиток Тутыра» — смесь кваса с аракой. Осетинское пиво популярно на Северном Кавказе и в России. Отмечали особенные вкусовые качества этого напитка и многие иностранные путешественники.
Осетинские пироги являются важным блюдом на столе в Осетии. Начинка у них бывает самая разнообразная и от нее зависит название пирога:
- картофджин — пирог с картофелем и сыром;
- уалибах — пирог с сычужным сыром;
- фыдджин — пирог с мясом;
- цахараджин — пирог со свекольными листьями и сыром;
- давонджин — пирог с листьями черемши и сыром;
- кабускаджин — пирог с капустой и сыром;
- насджин — пирог с тыквой;
- кадурджин — пирог с фасолью;
- кадындзджин — пирог с зеленым луком и сыром;
- балджин — пирог с вишней;
- зокоджин — пирог с грибами.
Готовят пироги из дрожжевого теста, самым популярным является осетинский пирог с мясом. На званых обедах это главное блюдо, и подается он к столу отдельно. Круглые пироги с сыром называются уалибах, или хабизджин, пирог с сыром, выполненный в форме треугольника — артадзыхон. В осетинском пироге, приготовленном по настоящему национальному рецепту, должно быть всего 300 теста и 700 г начинки.
Осетинские пироги известны далеко за пределами Осетии, как осетинский сыр и осетинское пиво. Сегодня пироги подают в ресторанах, кафе и готовят на заказ в пекарнях. Есть такие пекарни в России, на Украине и в других странах.
Стоит отметить, что приход Советской власти оказал влияние на осетинскую кухню, которая впоследствии претерпела многие изменения и начала сочетать в себе элементы европейской и русской кулинарии.
Жизнь
Издавна главными занятиями осетин было скотоводство и земледелие. На равнине выращивалась кукуруза, просо, пшеница и ячмень. Постепенно люди познакомились с другими культурами, начали выращивать картофель, заниматься садоводством. Скот пасли в горах, разводили коз, овец и крупный рогатый скот. Скотоводство и сегодня обеспечивает осетин, проживающих в сельской местности, сырьем, продуктами питания и тягловой силой.
Осетины в хозяйстве издавна занимались производством овчины и сукна, изготавливали различные изделия из дерева: посуду, мебель, производили предметы обихода методом резьбы по камню, вышивали. Обработка шерсти является одним из самых древних занятий осетин.
Жилище
Жилища осетин представляют собой побеленные хаты или мазанки, которые располагаются на плоскостях. В горах, где отсутствует лес или к нему практически нет доступа, осетинское жилище, или, как его еще называют, сакля, строится без использования цемента, из камней и прилепляется одной стороной к скалам. Иногда боковые стены тоже сплочены с горой.
Основная часть дома осетин — общая комната больших размеров, кухня, объединенная со столовой, где в течение дня проводится приготовление пищи. Все потому, что определенного времени для еды у осетин не существует, а за стол члены семьи садятся по очереди: первыми едят старшие, затем младшие.
В середине комнаты расположен очаг, над ним, на железной цепи, прикрепленной к потолку, висит котел из чугуна или меди. Очаг играет роль своеобразного центра, вокруг которого собирается вся семья. Железная цепь, на которой висит котел, является самым священным в доме предметом. Тот, кто приблизится к очагу и прикоснется к цепи, становится близким для семьи человеком. Если унести цепь из дому или как-то ее оскорбить, это станет очень большой обидой для семьи, за которую раньше была кровная месть.
В осетинских семьях женатых сыновей не отделяли от семьи, поэтому постепенно, когда сыновья женились и приводили в дом жен, к дому пристраивались новые сакли и постройки, в том числе хозяйственного назначения. Все постройки покрыты плоской крышей, на которой часто проводится сушка зерна или помол хлеба.
Культура
Большой интерес у ученых и туристов вызывает архитектура Осетии и ее памятники, замки, крепости, башни, заградительные стены и склеповые некрополи. Сооружали их в различных ущельях, которые были населены осетинами. Эти постройки были надежной защитой и убежищем, обеспечивали свободу фамилий и родов.
Фольклор Осетии разнообразен, особенно популярны сказания о нартах. Сохранилось до сегодняшнего дня много сказок, пословиц, поговорок и песен. Выделяют песни, отражающие быт осетин, особое место занимают исторические песни о героях, которые ярко отражают борьбу народа против помещиков, известных как тагаурские алдары и дигорские баделята. Позже исторические песни слагали о героях гражданской войны в Осетии, об осетинах, которые участвовали в Великой Отечественной войне, и героях современного времени. Среди осетин было немало писателей, оказавших огромное влияние на осетинское творчество.
Традиции
Осетины очень гостеприимны и с особенным уважением относятся к старшим по возрасту. В семейных и общественных отношениях осетин определен строгий этикет.
В каждой семье есть правила, которых придерживаются все ее члены:
- когда в дом входит старший, независимо от происхождения, каждый осетин считает своей обязанностью встать и поприветствовать его;
- в присутствии отца взрослые сыновья не имеют права сидеть;
- хозяин не садится без разрешения гостя.
Обычай кровомщения сегодня уже практически искоренен, но раньше его строго соблюдали, что постоянно приводило к войнам между семьями и в результате значительно уменьшило численность коренного населения Осетии.
Гостеприимство и сегодня является выдающейся чертой осетин, особенно в местах, которые меньше затронула европейская культура. Осетины очень радушны и искренне рады гостям, всегда с удовольствием принимают и щедро угощают.
Свадьба осетин включает в себя множество старинных и интересных обычаев и обрядов. Раньше и по сей день за невесту должны дать калым — выкуп. Жених приобретает и собирает выкуп самостоятельно. Размер калыма определялся достоинством семей, которые вступали в родство и достоинством самой невесты. В некоторых поселениях Осетии часть калыма или весь калым уходил в приданое невесты.
Очень большую роль играет сватовство. Сватами становятся уважаемые люди, которые являются родственниками или близкими друзьями семьи жениха. Приходят они в дом избранницы 3 раза, и только потом родители дают свое согласие на этот брак. Каждый раз, когда сваты приходят домой, отец девушки должен быть вежлив и гостеприимен, со сватами он обсуждает размер калыма. Дни визита сватов в дом возлюбленной зависят от того, как быстро жених соберет выкуп. При последней встрече отец невесты говорит о своем решении и стороны договариваются о дате проведения свадьбы. Считается, что сваты окончательно договорились с родителями девушки тогда, когда представители семьи жениха передают невесте калым. С этого дня невеста считается засватанной и ее жизнь начинает меняться. Она больше не может посещать различные развлекательные заведения и особенно встречаться там с родными жениха.
Следующий этап после сватовства — тайный визит жениха к невесте. Жених со своими близкими друзьями должен втайне прийти к невесте с обручальным кольцом, которое является у всех народов символом помолвки.
Осетинскую свадьбу празднуют одновременно в доме невесты и в доме жениха. Это мероприятие очень веселое, со всевозможными угощениями и большим количеством гостей, которых обычно присутствует от 200 человек. Прийти на свадьбу могут соседи, знакомые, которых не приглашали лично. При этом хозяева обязаны быть гостеприимными.
На праздничный стол традиционно жарят целого кабана, варят домашнюю водку и пиво. На столе обязательно должно быть три пирога, символизирующих небо, солнце и землю.
Праздник начинается в доме жениха, его друзья должны организовать свиту, в которую входит шафер, дружка и названная мать. Все они идут в дом невесты, там их встречают, произносят специальную молитву и приглашают в дом к праздничному столу. Невеста с подругами уходит переодеваться в свадебный наряд, который заслуживает особого внимания. Платье невесты очень изящное и неповторимое по своей красоте. Его украшают вышивкой ручной работы, различными камнями, из-за чего оно становится очень тяжелым. Платье закрывает все части тела невесты, даже шею и руки. Головной убор невесты украшен серебряными и золотыми нитями, обрамлен фатой в несколько слоев. Вуаль и фата окутывают лицо невесты и делают его невидимым для посторонних.
Свадебная шапочка невесты с фатой является предметом забавного свадебного обряда — выкупа. Многие гости пытаются выкрасть ее, но родственники невесты пристально за этим следят. В древности считалось очень плохой приметой, если шапочка невесты попадает в чужие руки.
Когда невеста одета в свадебное платье, она садится в свадебный кортеж вместе с дружкой и шафером. Дорогу невесты засыпают сахаром, чтобы жизнь ее была сладкой. Делать это должен самый близкий человек невесты, ее мать. По дороге свадебный кортеж посещает особые святые места для молитвы.
После официальной части свадьбы все едут в дом жениха. Чтобы в доме было много детей, а первым родился мальчик, невесте дают подержать на руках малыша. Свадьбы в Осетии очень веселые, с самого начала торжества и до конца гости не перестают танцевать национальные танцы.
В отличие от других свадеб, в осетинской главным отличием является статус невесты. Пока все гости едят и пьют, невеста, опустив глаза, должна молча стоять в углу праздничного стола. Садиться за тол и есть она не может, но родственники постоянно украдкой приносят ей угощения.
Следующий важный этап торжества — поднятие фаты с лица невесты. Это должен сделать самый старший член семьи жениха. Проводится этот ритуал ближе к концу торжества. Перед этим родственники жениха должны приподнимать по очереди фату и говорить невесте комплименты. Невеста в это время должна молча и скромно стоять.
Когда невесте открыли лицо, она дарит свекрам подарки и угощает медом. Это говорит о том, что совместная жизнь будет сладкой. Свекры в знак того, что они приняли невесту, дарят ей украшения из золота, чем показывают, что желают молодым счастливой и богатой жизни.
Известные люди
Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году
Немало осетин прославились на весь мир своими талантами и выдающимися поступками, стали для потомков примером для гордости и подражания:
- Хаджиумар Мамсумов, дважды герой СССР, генерал-полковник, известный как «полковник Ксанти»;
- Исса Александрович Плиев, дважды герой СССР, генерал армии.
За время Великой Отечественной войны звание Героя СССР получили 75 уроженцев Республики Осетия.
В науке, искусстве и культуре известны следующие личности:
- поэт Коста Хетагуров;
- писатели Дабе Мамсуров и Георгий Черчесов;
- режиссер Евгений Вахтангов;
- дирижеры Валерий Гергиев и Вероника Дударова;
- актеры кино Вадим Бероев и Егор Бероев;
- ученый с мировой известностью Васо Абаев.
В спорте осетины очень преуспели, особенно в борьбе, из-за чего Осетию назвали борцовской нацией:
- Сослан Андиев, двукратный олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе;
- Бароев Хасан, чемпион Олимпийских игр и чемпион мира по греко-римской борьбе;
- Давид Мусульбес, победитель 27 Олимпийских игр в Сиднее, чемпион мира по вольной борьбе в тяжелом весе;
- Арсен Фадзаев, первый обладатель награды «Золотая борцовка», 6-кратный чемпион мира по вольной борьбе, двукратный олимпийский чемпион;
- Сослан Рамонов, чемпион мира и чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в 2016 году;
- Артур Таймазов, серебряный призер Олимпиады 2000 г, двукратный чемпион мира, трехкратный олимпийский чемпион;
- Махарбек Хадарцев, 5-кратный чемпион мира, 4-кратный чемпион Европы, серебряный призер Олимпийских игр, 2-кратный чемпион Олимпийских игр по вольной борьбе в весовой категории 90 кг.
И это далеко не полный список всех выдающихся спортсменов этого вида спорта. В 2008 году на Олимпиаде выступали 20 спортсменов из Осетии.
https://womandiamond.ru/osetiny-muzhchiny-kakie-oni-v-lyubvi/
https://travelask.ru/articles/osetiny-muzhestvennye-pokoriteli-gor