Что представляет из себя современная школа: как построено обучение? Современные образовательные программы

 

Современная школа: что представляет из себя это заведение в наше время? Чему учат детей сейчас?

Школа – важный этап в жизни каждого. Она дает нам не только знания, она учит применять их на практике, а также дарит много незабываемых моментов, которые вспоминаются еще долго. Общество сильно изменилось за последние десятилетия, изменились и требования, предъявляемые к образовательным учреждениям. Учат теперь по новым программам и преподносят их по-новому. Вопрос – насколько эффективна современная школа, что представляет из себя она, является одним из резонансных. Поэтому мы не можем обойти его стороной и хотим понять, на чем держится российское начальное и среднее образование.

Современная школа - что представляет из себя она?

Цели и задачи образовательного процесса

Сегодня каждое учреждение в отдельности и школа в целом, ставят перед собой такие цели:

  1. Подготовка учащихся к трудовой деятельности, выработка навыков, способных помочь им в решении необходимых задач;
  2. Формирование понимания социальных норм поведения и установок на решение социальных проблем;
  3. Сохранение физического и психического здоровья.

Для достижения поставленных целей приходится решать огромное количество задач, мы перечислим основные из них:

  1. Развитие способностей, позволяющих принимать решения и готовности нести ответственность за них;
  2. Развитие творческих способностей;
  3. Формирование культурных и моральных ценностей;
  4. Формирование практических и теоретических знаний в соответствии с современными достижениями науки и техники, накопленным опытом;
  5. Обучение навыкам бесконфликтного сотрудничества.

Чтобы добиться успеха, необходим набор методов, только при их наличии можно работать на результат. Над созданием методик трудится наука и практика, выбирая самые эффективные и компромиссные решения.

Образовательный класс

Методы обучения в современной школе

Методы – это формы организации учебного процесса, которыми пользуется преподаватель для мотивации и обучения учащихся. Сегодня предлагается большой выбор способов, которые не исключают творческого вмешательства педагога и позволяют ему импровизировать в рамках программы. Состоят они из трех групп:

  • Словесные;
  • Наглядные;
  • Практические.

Споры среди исследователей о видах допустимых методов ведутся и сегодня. Предлагались разные классификации. Ученые и методисты решали, делать упор в обучении на частично-поисковые структуры уроков или репродуктивные, где ребенок лишь усваивать уже готовые знания.

Но по сути все предложенное является лишь аналогами вышеперечисленных трех групп. Таким образом решено было оставить данную классификацию, разнообразив ее приемами обучения.

Обучение в образовательном заведении

Совокупность обучающих способов и приемов

Внутри каждого из вышеперечисленных методов педагог может использовать следующие приемы:

  • Беседы, лекции, дискуссии;
  • Обработку информации с помощью схем, таблиц или графиков и конспектов;
  • Обыгрывание проблемных ситуаций (сомнение, удивление, затруднение в выполнение действий);
  • Игры;
  • Лабораторные работы;
  • Словесное и письменное стимулирование учебной деятельности с помощью похвал, оценок, создания ситуации успеха;
  • Проектную деятельность, которая дает значительную степень свободы ученикам;
  • Театрализацию.

Список активных способов гораздо больше. Мы привели примеры самых распространённых, их чаще всего применяют педагоги сегодня на занятиях. Они призваны помочь детям научиться ориентироваться в разных ситуациях, рассуждать и доказывать.

Дети в школьном классе

Современные образовательные технологии в школе

Сегодня считается, что лучшие технологии в образовательном процессе – те, которые позволяют обеспечить гарантированное достижение цели за четко определенное количество времени. К ним относятся вышеперечисленные методы и приемы. Но в последние десятилетия добавились совершенно новые:

  • Тестовые. Данный вид контроля знаний позволяет отследить уровень усвоения программы от самого простого к сложному;
  • Информационные технологии. Это весь набор компьютерных возможностей, которые используются непосредственно на уроке и дома. Сюда можно отнести в первую очередь мультимедийные презентации. Учителя и дети активно используют их, первые для объяснения материала, вторые для демонстрации своих знаний;
  • Обучение в сотрудничестве – когда школьники трудятся сообща, решают задачи парами и группами, а не по одному. Предполагается, что так ребенок учится брать ответственность за других, работать вместе, находить выход в конфликтных ситуациях.
Вам будет интересно  10 самых популярных книг по саморазвитию по мнению читателей | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»

Здание современной школы

Критика и общественное мнение

Сейчас среди населения идет активное обсуждение произошедших реформ в образовании. Внедрение новых технологий, программ и принципиально новый подход к обучению вызвал бурю эмоций. Мнения разделились, одни довольны произошедшими переменами, другие осуждают их и хотят вернуть советскую систему.

Чтобы понять, что происходит, проводятся многочисленные исследования. Выясняется мнение разных институтов: родителей, работодателей, преподавателей ВУЗов. Всех, кто так или иначе видит результат работы школы.

Но точные выводы получится сделать к сожалению, нескоро. Должен пройти не один десяток лет, чтобы понять, нужны ли нам внедренные технологии, подходят ли они российским школьникам, родителям и учителям. Остается ждать и верить, что наши министры и наука, знают, что делают.

Российская система образования перетерпела серьезные изменения. Нелегко они дались учителям и родителям. Будем надеяться, что это сделано не зря и действительно эффективной станет современная школа. Что представляет из себя она теперь, мы рассказали, опираясь на научные разработки и методические материалы.

Общественное мнение порицает современное образование

Видео про современное образование

В данном ролике ученик средней школы Кирилл Стасов расскажет, что не так по его мнению с современным образованием:

Какой будет школа будущего?

Что представляет из себя современная школа: как построено обучение? Современные образовательные программыЧеловек

Современная школа перестала устраивать родителей и самих учеников. Все более очевидным становится необходимость изменения существующей образовательной системы. На основе профессиональных мнений мы представили, какой должна быть школа будущего, чтобы потребности учеников, родителей и педагогов были удовлетворены.

Проблемы современной школы

Многие родители жалуются на низкое качество школьного образования. При этом называется перечень проблем, которые кажутся наиболее существенными и требуют обязательного решения.

Все предметы равны

В современном школьном образовании все предметы преподаются на одинаково высоком уровне. При этом не учитываются склонности и интересы отдельных учеников. Каждый учитель считает свой предмет самым главным и ставит порой невыполнимые задачи.

Как результат – дети тратят время и силы на изучение нелюбимых предметов, а на любимые (то есть, те, с которыми ученики планируют связать свое будущее) у них не остается необходимых ресурсов.

Какой будет школа будущего?

Рейтинг школы

Все школы участвуют в рейтинговой системе. Многие показатели, в том числе средний балл учащихся и результаты ЕГЭ, имеют значение в установлении рейтинга, который, в свою очередь, влияет на преференции школы. При этом очень часто оценки не соответствуют реальным знаниям.

Бюрократия

Как и во многих других сферах, в образовании есть существенная проблема – бюрократия. С первого класса от ребенка требуют соблюдать стандарты оформления дневника и тетрадей: «четыре клетки вправо», «отступить две строчки» и т.д. Учителя сталкиваются с подобными требованиями при заполнении журналов, планов и прочей документации.

Какой будет школа будущего?

Молодые специалисты буквально тонут в рутине и канцелярщине. На все это уходит много времени и внимания, которое можно было бы потратить на что-то действительно полезное и нужное.

Лидеры и отстающие

В современной школе абсолютно разные ученики учатся вместе. Одни быстро схватывают программу и скучают на уроках, другие плохо усваивают материал и пребывают в постоянном стрессе. Учитель, в свою очередь, не успевает подобрать индивидуальный подход и уделить достаточно внимания каждому учащемуся.

‍Недостаточная продолжительность уроков

За 45 минут учитель не успевает выполнить все запланированное. Почти половина урока уходит только на организационные моменты и проверку домашнего задания, а за 20-25 минут объяснить новую тему практически нереально.

‍Слишком объемные домашние задания

Какой будет школа будущего?

‍Нередко ученики засиживаются за выполнением домашнего задания допоздна. Учителя вынуждены задавать большой объем работы на дом, а также весь материал, который не успели пройти на уроке. В итоге дети устают и поздно ложатся спать, что не самым лучшим образом отражается на здоровье, внимании и самочувствии.

Устаревшие методики

Педагогам в возрасте сложно принять новые методы работы. Они испытывают трудности с электронным документооборотом, многие демонстративно выражают неудовлетворенность работой и жизнью в целом. При этом они не хотят разрабатывать и внедрять новые методики в процесс обучения, которых так не хватает в современных школах.

Школьные здания

Дети, обучающиеся в ровных, симметричных и неуникальных школьных зданиях, буквально вынуждены чувствовать себя не полноценными и индивидуальными людьми, а «фабричными заготовками», которые обрабатываются взрослыми. Такие школы не позволяют детям развивать выдающиеся особенности своей личности и таланты.

Какой будет школа будущего?

Из перечисленных недостатков можно понять, что реформирование современной школьной системы – необходимость, продиктованная реалиями сегодняшнего дня. Причем внедрять изменения требуется в основополагающие принципы школьного обучения. Этот процесс будет долгим и, возможно, болезненным для некоторых его участников, но все же, очень важным.

Вам будет интересно  ПСИХОЛОГИЯ отношений в БРАКЕ 10 простых правил

Психологические особенности современного школьника

Современный ученик – это ученик с совершенно новым мышлением и мировоззрением. Нынешнее поколение – самое образованное в сфере технологий.

Сегодня ученикам ничего не стоит зайти в Интернет и найти там всю интересующую информацию. И в то же время многие навыки, которыми обладали предшествующие поколения, современным детям и подросткам уже не свойственны.

Какой будет школа будущего?

Важно отметить и то, что уже в школьном возрасте у учеников формируется моральное сознание и жизненная позиция, однако для окончательного ее становления им не хватает гражданского и социального опыта. При этом важнейшим фактором развития личности является самосознание. Современный социум оказывает существенное влияние на формирование мышления школьников.

Еще одна особенность современного школьника состоит в формировании клипового мышления (особенности современного человека воспринимать информацию образно, через отрывки новостей, короткие трансляции, заголовки в СМИ). Школьнику с клиповым мышлением присущи следующие признаки:

Какой будет школа будущего?

  1. Скудные эмоции.
  2. Невозможность проявить эмпатию.
  3. Поспешность суждений и выводов.
  4. Бедность словарного запаса.
  5. Трудности с запоминанием.

В дальнейшем такие ученики не смогут системно мыслить, системно воспринимать информацию и выстраивать свою речь. Клиповое мышление подразумевает упрощение глубины материала.

Многие исследователи считают, что это своего рода защитная реакция организма на избыток информации. Но поскольку это тот вектор в развитии отношений человека с информацией, который никуда не исчезнет, его следует учитывать и в построении школьных программ.

Концепция школы будущего

После определения основных проблем и изучения психологических особенностей современного школьника, следует перейти к составлению собирательного образа школы будущего.

Здание школы

Начнем, пожалуй, с того, как будет выглядеть школа будущего. Следовало бы отойти от традиционных безликих строений, где учащиеся чувствуют, будто попали в какой-то конвейер. Школа будущего должна быть яркой, оригинальной и комфортной, где дети смогут развивать свою индивидуальность и творчество.

Какой будет школа будущего?

Здание следует разделить на отдельные блоки для начальных, средних и старших классов. Начальная школа будущего должна быть оборудована живым уголком и игровой комнатой, корпуса для среднего и старшего звена – концертным, танцевальным и спортивным залом, стадионом, лекционной аудиторией, различными лабораториями.

В каждом классе должно быть современное оборудование. Всем учащимся необходимо обеспечить индивидуальные современные компьютеры с доступом в Интернет. Школа должна иметь собственный издательский центр, медиатеку, фото- и киностудию. Обязательно наличие медицинского блока.

Задачи учителей

Педагогический коллектив должен создать комфортные условия для учеников в школе, где они смогут проявлять и реализовывать свои способности и таланты. Учебный материал должен постоянно обновляться, вместо устаревшей и ненужной информации требуется добавлять актуальную и интересную.

Какой будет школа будущего?

Также необходимо уделять внимание психологической подготовленности учителей. Они должны хорошо знать психологию ребенка, а в процессе взаимодействия с ним стараться делать так, чтобы ученик был субъектом своей деятельности.

Очень важно постоянно взаимодействовать с детьми, общаться с ними, просить высказать свое мнение. Педагог должен как можно чаще задавать вопрос на уроке: «А что ты думаешь по этому поводу?».

Образовательная среда

Образовательная среда школы будущего должна соответствовать следующим критериям:

  1. Адаптивность. Обеспечение своевременного реагирования школы на внешние изменения.
  2. Каждый ученик должен быть автором образовательного процесса, в котором приоритетными будут духовные ценности.
  3. Технологичность. Только при помощи новых гуманитарных и информационных технологий может быть достигнут гарантированный результат.
  4. Инновационность, динамичность, обновляемость. Это необходимо для обеспечения качественного образования в постоянно изменяющейся социокультурной среде.
  5. Комфорт и оптимистичность. Каждый ребенок должен обучаться в такой обстановке, где он сможет проявить свои индивидуальные способности и возможности.
  6. Открытость. Должен использоваться педагогический потенциал родителей, партнеров школы, а также окружающей среды.

Важнейшим условием образования в современной школе должен стать переход от парадигмы обучения к парадигме самореализации и самоопределения. При этом учитель должен выступать не в роли «родителя», а в роли социального и творческого партнера

Методы обучения

Какой будет школа будущего?

Методы обучения в школе будущего должны быть неразрывно связаны с освоением новых технологий. На сегодняшний день ситуация в школах с внедрением информационных технологий остается печальной – всего 17 из 42 тысяч российских школ имеют доступ к высокоскоростному интернету. Далеко не все учителя умеют пользоваться компьютерами и интерактивными досками. А между тем, освоение новых технологий является необходимостью не только для современных детей и подростков.

Для повышения квалификации учителей и специалистов любых других профессий, существуют центры повышения квалификации. Такие центры помогают поддерживать высокий уровень профессиональной подготовки, овладевать новыми умениями, а так же осваивать новые профессии. Расписание семинаров одного их таких центров: https://edualt.ru/raspisanie-seminarov

Интерактивные тренажеры

В школе будущего возможно применение интерактивных тренажеров. Уже сегодня есть разработки таких компьютеров, которые автоматически проверяют задания, ставят отметки и, конечно же, обучают. Ученик может без помощи учителя научиться играть на пианино, усвоить урок истории, послушать стихи и различную информацию.

Вам будет интересно  Управление сексуальной энергией: психологические методы, способы контроля и перенаправления энергии

Какой будет школа будущего?

Световая панель и экран предусматривает мгновенную обратную связь, причем объективную и деликатную. Компьютер в считанные секунды обрабатывает информацию об ученике, его настроении, скорости реакции, продуктивности и физическом самочувствии в конкретный момент. На основе этого тренажер выстраивает гибкую программу с учетом интересов и трудностей ученика.

Компьютер возьмет на себя всю рутинную работу учителя: обучение новому, проверка знаний, обратную связь. Самому педагогу останется только контролировать динамику ребенка по отчетам компьютера, давать необходимые консультации и обсуждать прогресс ученика.

Обучение при помощи интерактивных тренажеров — это то, благодаря чему школа будущего станет гораздо эффективнее.

Дистанционное обучение

Если до 2020 года форматы и способы дистанционного обучения разрабатывались лишь теоретически, с началом пандемии коронавируса, захватившей нашу планету в начале 2020 года, вопрос дистанционного обучения, человечеству пришлось решать на практике и в срочном порядке.

«Во всем мире лишь половина учителей уверенно используют современные технологии в обучении. В России же почти две трети педагогов уверенно применяют на уроках информационно-компьютерные технологии. По итогам пандемии Россия входит в число 6 лучших стран по качеству проектной работы на уроках, использованию информационных технологий в школе и по взаимодействию в этих вопросах педагогов и учеников».

Андреас Шляйхер, глава Директората по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития.

Однако, несмотря на неплохие показатели Российских школ и ВУЗов, сами учащиеся остались не очень довольными новым форматом обучения. Так, по данным Министерства науки и высшего образования, в России всего 14% студентов ответили, что удовлетворены дистанционным обучением. По другим опросам, 64% родителей утверждают, что ребенку учиться на дому нравится меньше. Это объясняется, в первую очередь, нехваткой общения с одноклассниками.

Несмотря на некоторые негативные стороны удалённого образования, такой формат уже стал реальностью и забывать о его плюсах тоже не стоит.

Благодаря дистанционным урокам ученики могут получать новые знания даже тогда, когда по тем или иным причинам они не могут посещать школу. И если раньше процесс обучения мог прерваться на недели, а то и месяцы, а ребенку затем приходилось наверстывать упущенное, то сегодня получение знаний дистанционным способом позволяет избежать таких провалов.

Формат дистанционного обучения возможно реализовать не только посредством видеоконференции или чата. Вполне вероятно в будущем можно будет «присутствовать» на занятиях, используя VR-технологии , которые получают все большее распространение в последнее время.

Помимо инновационных технологий, в школе будущего не обойтись и без уроков, где будет присутствовать живое общение: спортивные и культурные мероприятия, кружки и секции, безусловно, должны занимать свое место в жизни школьников.

Школа будущего: реальность или утопия?

Обобщив вышесказанное, можно определить девиз школы будущего словами В. А. Сухомлинского:

«Школа должна любить ребенка, тогда он полюбит школу!». В школе ребенку должно быть комфортно, уютно, здесь он должен чувствовать себя успешным и независимым.

Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль учителя должна измениться. Он должен стать координатором информационного потока, но для этого учителю самому необходимо овладеть современными методиками и новыми технологиями в образовании, чтобы общаться с ребенком на одном языке.

Какой будет школа будущего?

В традиционную схему «учитель-ученик-учебник» введено новое звено – «компьютер», без которого невозможно представить себе современную школу и, конечно же, школу будущего. Глупо бояться и избегать использования информационных технологий в образовательных дисциплинах, так как они являются основной частью информатизации образования.

Концепция школы будущего, описанная выше – это не утопия, а самая настоящая реальность, воплотить в жизнь которую можно совместными усилиями специалистов на всех уровнях. Главное, что нужно понять и принять: современная школа требует существенного преобразования.

https://znay.co/229-chto-predstavlyaet-iz-sebya-sovremennaya-shkola.html
https://nauka-prosto.ru/page/kakoy-budet-shkola-buduschego/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Что такое Культура — Узнай Что ТакоеЧто такое Культура — Узнай Что Такое

 Что такое Культура Культура — это совокупность знаний, результатов творческой деятельности, убеждений, верований, моральных ценностей, традиций, поведенческих привычек, навыков и умений, которые человек приобретает не только в семье, но также

Психология мужчин в отношениях к женщинам, к любовнице, после 40, 50 летПсихология мужчин в отношениях к женщинам, к любовнице, после 40, 50 лет

 Психология мужчин в отношениях с женщинами: как их понять и как себя с ними вести? Главная » Психология » Любовь и отношения » Психология мужчин в отношениях с женщинами: как

Что изучает социальная психология?

Что изучает социальная психология?Что изучает социальная психология?

 Во-первых, каждый отдельный человек в одиночку и в группе ведет себя по-разному. И не просто ведет — но и мыслит, воспринимает иначе, чем делал бы это «сам по себе». Во-вторых, сама группа