Да, вера основывается на неких допущениях, основное из которых — существование Бога или богов. Так что религиозно грамотный человек способен внятно изложить, как и почему устроен тот или иной религиозный обряд. Это касается религиозной веры вообще — не важно, идет речь о любой из современных мировых религий или о языческих и магических верованиях.
В суевериях смысл того или иного действия выхолащивается. Мы, вроде бы, понимаем, что и когда делать, но совершенно не представляем — почему и зачем мы это делаем.
И давайте начнем с анекдота.
Итак, муж спрашивает жену:
— Дорогая, а зачем ты, когда варишь сосиски, режешь их пополам?
— Не знаю, — отвечает супруга, — мама всегда так делала.
Звонят маме:
— Мама, почему ты всегда режешь сосиски перед варкой?
— Я не знаю, — говорит та, — я у мамы научилась, она так всегда делает.
Тут уже вопрос принципа, нужно выяснить!
Жена звонит бабушке:
— Скажи, зачем резать сосиски пополам, когда варишь?
Прабабушка на секунду задумывается:
— А вы что, до сих пор пользуетесь моей маленькой кастрюлькой?
Смешно? Вообще-то, не очень, учитывая, что очень похожие вещи мы делаем ежедневно и на полном серьезе.
Попробуем взглянуть, как появляются некоторые поверья с не вполне очевидным смыслом.
Возьмем популярнейшее поверье: если, выйдя из дома, вернуться за чем-то забытым — «дороги не будет». Как ни странно, это поверье можно рассматривать не как суеверие, а как… примету. Которая указывает на нашу рассеянность, несобранность. А из-за рассеянности и в дороге может случиться что-то нежелательное.
Если рассматривать это поверье таким образом, то и «контрмера» — посмотреться в зеркало, поправить прическу — не кажется такой уж нелепой. Это психологический «якорь», сигнал к тому, что нужно собраться. И целенаправленное действие, способствующее быстрой концентрации внимания. Но только в случае, если мы это осознаем.
Увы, в качестве поверья это так не работает! А иначе — работает: что раз мы вернулись — значит, случится что-то плохое. При таком настрое вы станете ждать нехорошего события. И хорошо, если «увидите» его в чем-то вполне безобидном.
Ну например, попали вы под внезапный дождь. Или застряли в «пробке». Если вы каждый день оказываетесь в этой «пробке», это не имеет отношения к примете. А вот если через день, то легко решите, что «вот, вернулся с дороги — и точно, застрял!».
Больше того, вы можете начать предпринимать какие-то действия, чтобы примета не сбылась. Например, решите поехать другой дорогой — и попадете в «пробку» там. И конечно, сочтете это следствием того, что вы вернулись, выйдя из дома… Но ведь это вы сами решили ехать другой дорогой!
В психологии это называется самоисполняющимся пророчеством.
Давайте вспомним типичные для нашей страны случаи. Что происходит, когда проходит слух о скором очередном кризисе с исчезновением и подорожанием всего? Ага, народ бросается скупать гречку и сахар. К чему это ведет? Правильно, к исчезновению означенных продуктов и их подорожанию.
Пророчество сбылось! Правда, исключительно благодаря нашей попытке этого избежать. И, увы, такие штуки еще больше подкрепляют суеверия.
Правда, события могут пойти и по совсем иному пути. Есть обратное явление — саморазрушающееся пророчество: когда мы произвольно направляем свои действия против «предсказанного» суеверием и «отменяем» его. Так что, как видим, и тут многое в наших руках. А главное — в головах.
И еще одно на сегодня. Знаете такое известное поверье: встретить священника или монаха — плохая примета. Сейчас это суеверие по понятным причинам не особо популярно, но оно есть. И оно традиционное, старое. Откуда оно взялось? Ведь в любом суеверии, народном или личном, логика есть.
Есть популярная точка зрения, что это пошло еще со времен Крещения Руси, когда священник воспринимался как проводник чуждой веры и как бы колдун. Это популярная точка зрения. Альтернативных поклонников языческо-арийско-исконной Руси у нас сейчас немало.
Другая версия того же рода: что попов не любили, ибо угнетатели. И в этом есть доля правды. И это действительно нашло отражение и в поговорках, и в сказках. Только связи с приметой здесь все равно не прослеживается. Да и угнетателей было много, а вот поверье почему-то касается только священников… нет, не получается. Но примета же как-то появилась!
На самом деле, я не сумел выяснить как. Так что предложу две версии.
Более простая и очевидная: где и когда чаще всего встречают священника? Не в церкви, это само собой, и туда поверье не распространяется. Нет, имеется в виду — встретить на улице, в общем, вне церкви. Возможно, он идет в дом, где кто-то умер? И встреча со священником ассоциировалась со смертью?
Я провел небольшой опрос среди знакомых на тему «почему встретить священника — к несчастью?», и эту версию мне сходу выдали несколько человек. Версия хорошая и лежащая на поверхности. Хотя можно и чуть сложнее.
Что положено делать верующему при встрече со священником? Просить благословения. Особенно, если куда-то идешь, чтобы «дорога была удачной». А если увидел священника и не благословился? Что, все наоборот?
Не стану настаивать на этом варианте, но и он вполне логичен. Тут есть еще один нюанс.
Если вы, встретив священника (или женщину с пустым ведром), впервые в жизни или в какой-то особо значимый момент вспомнили об этой примете и стали ждать ее подтверждения — вы, с большой вероятностью, это подтверждение получите.
Это называется «эффектом Пигмалиона», когда повышенное внимание, связанное с новизной ситуации, ощущением ее значимости или интересом к происходящему, может действительно повысить вероятность ожидаемого результата.
Ничего мистического тут, естественно, нет. Но даже если мы слишком прислушиваемся к себе или следим за окружающим, ожидая чего-то нехорошего (а по сути, настроившись на то, что оно произойдет), то можем или «запустить» самоисполняющееся пророчество, или приписать неким достаточно нейтральным либо случайным событиям мистическую значимость. И готово — суеверие получит положительное подкрепление.
Хотя все это объяснимо с точки зрения психологии. Но мы говорили об изменении смысла неких вполне логичных действий с превращением их в суеверия.
По тому же принципу многие крестят детей, «чтобы не болели». Эту несусветную глупость наши современники не придумали, а усвоили в качестве поверья. Предкам простительно, они были темными и необразованными. Вот и сложилась вполне понятная логическая цепочка: детей крестят во младенчестве. Если ребенок слаб — окрестить его нужно поскорее…
До этого момента все нормально. Но отсюда следует логичный вывод: значит, крещение укрепляет здоровье.
Логика есть, только исходит она из неверных постулатов. Увы, просвещать предков никто не собирался. С суевериями, правда, боролись, особенно с вокругцерковными. И вполне успешно, так что веку к ХХ-му бабы попа по пашне уже, наверное, не катали… Если кто не помнит, был такой земледельческий старинный обряд:
Уроди Бог повальный хлеб (приговаривают, когда валяют, для урожаю, попа по ниве)
В. И. Даль
По принципу: уродися сноп, толстый как поп.
Фишка в том, что это обряд вроде бы примитивный. Получается, что священнослужитель как бы освящает землю, что, по мнению крестьян, должно было придать ей плодородие.
Правда, это не очень логично, земля в освящении не нуждается, равно как Солнце и небо. И почему в большинстве регионов священника катали по земле именно женщины? Здесь путаница посложнее.
На самом деле, это то ли рудимент, то ли обобщение комплекса обрядов, имевших разные смыслы:
- это и оздоровление с «отдачей» земле своих болезней и восприятием от нее силы;
- и катание с той же целью по росе (очень возможно, проявлению сразу трех стихий);
- и, вроде бы, механическое воздействие, катание, удар о землю (и в сказках персонаж, меняя облик, ударяется оземь), чтобы побудить землю отдать силу посевам;
- и сексуальный обряд… ну да, оно самое, на поле, по принципу подобия.
К XIX веку многообразие смыслов выхолостилось до катания по полю. Причем с задействованием священника. Именно не с участием, а с задействованием: многие священники участвовали в таких действах под давлением паствы, которая содержит сельский приход. Некая идея в народной памяти сохранялась: что бабы, что лежа, что это приурочено к началу или завершению сезона. Потому что так «всегда делали», «испокон веку»!
Есть действие и ожидаемый результат. Почему, какая между ними связь — давно забыто. И то, что некогда было обрядом, превратилось в суеверие.
Так что завершим еще одной цитатой из В. И. Даля о том, что поверье — это
всякое укоренившееся в народе мнение или понятие, без разумного отчета в основательности его.