6 шагов для развития воспитателя детского сада | Вести образования

Аватар

Психология

Саморазвитие воспитателя что это такое

Первое, что было сделано, – это экспертиза с использованием шкалы ECERS–R на дошкольных площадках, где планировалось обучение педагогов. Мы ориентировались на ФГОС дошкольного образования, и это давало нам представление о том, какой педагог нужен сегодня. Но важно было изучать его непрерывно и параллельно отвечать на вопросы: а какой сегодня педагог, чем владеет, какие испытывает профессиональные трудности, какие ценности его характеризуют? Необходимо также понимать, в чем его личностные и профессиональные потребности. Только сопоставив содержательно то, каким он должен быть, с тем, какой он есть сейчас, мы смогли понять, что будет являться содержанием образовательной программы для воспитателей. Проведенное исследование выявило проблемные зоны в их деятельности. Так, например, всего 2,9 балла получили все детские сады по оформлению пространства в группах.

Эксперты отмечали очень слабое визуальное, информативное, текстовое оформление среды, в группах было мало интересных игровых центров, неудобно зонировано пространство для игр, а выставки детских работ были больше для родителей, чем для детей.

Второе – это работа с ценностями детского сада и самого воспитателя. Важно создать условия для появления единого смыслового поля и принятия ценностей дошкольного детства: принятие (поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; уважение личности ребёнка На этом этапе формируется ситуация доверия у педагогов к тем, кто их обучает, что является основной мотивацией для эффективного обучения.

Третье – тренинги, которые проходят в активной деятельности. Воспитатели не просто получают знания, они и сами открывают себя через рисование, интерактив, игру, театр, осваивая в деятельности новые технологии. А «прочувствовать» ее лучше всего как раз получается в процессе ее освоения и рефлексии.

Четвертое – это супервизии (форма консультирования в ходе работы воспитателя в группе, позволяющая видеть, осознавать, понимать и рефлексивно относиться к своим профессиональным действиям), еще одно открытие эффективного освоения технологий педагогами.

Они получают обратную связь от эксперта, вместе здесь и сейчас разбирая проблемные ситуации.

Пятое – это стажерская проба, когда воспитатель может примерить на себя чужую педагогическую технологию в том детском саду, где проходит стажировка.

Шестое – это рефлексия, которая проходит после каждого тренинга, супервизий, стажировки.

21 февраля состоялся семинар «Управление развитием в дошкольном образовании, в котором участвовали воспитатели и эксперты. Они обсуждали результаты работы и дальнейшие перспективы реализации проектов в Троицком и Новомосковском округе Москвы.

Стало отчетливо видно (в том числе в цифрах), что точка невозврата пройдена и многие дошкольные площадки демонстрируют очень хороший уровень.

Причем сказать это можно, основываясь не на экспертизе внешнего эксперта, а на честной самооценке (это тоже важный шаг!).

В зоне ближайшего развития по-прежнему находятся следующие важные аспекты работы:

1. Формирование коммуникативных компетенций, в том числе в общении с родителями.

Все ещё актуальны вопросы правильной аргументации своей позиции, выстраивания диалога как с родителями, так и с коллегами по другим площадкам, с учителями школ и т.д.

2. Гибкое планирование.

Несмотря на то что некоторые площадки уже разрабатывают свои модели гибких планов, уже нет острой заорганизованности детей, когда все четко и по плану. Тем не менее, на некоторых дошкольных площадках возникают свои «перекосы» в ту или иную сторону: либо строится «жизнь от детей», но страдают образовательные задачи и работа в зоне ближайшего развития, либо, напротив, план берет верх и ощущается нехватка свободной деятельности и игры. Это очень важный и хрупкий баланс и очень большая работа.

3. Работа с правилами, детская самостоятельность и субъектность.

Мы наблюдаем, что правила возникли почти на всех площадках. Они созданы руками детей, и это важно. Но есть нюансы. Насколько дети самостоятельны в следовании правилам? Или правила по-прежнему прерогатива взрослого, хоть и нарисованы детьми? И как вообще обстоят дела с самостоятельностью в саду?

И могут ли правила касаться чувств и свободы их проявления у детей или только поведения? Что если дети предлагают правило «не злиться» или «не расстраиваться»? Как с этим быть? Всё это – важные вопросы для обсуждения.

4. Развитие образовательной среды на игровых площадках на улице.

Во многих комплексах по-прежнему участки закреплены за отдельной группой, хотя прогулка – это редкое время разновозрастного общения для детей. Оборудование для развития крупной моторики также не всегда соответствует возрасту и не отвечает требованиям по развитию разных навыков и не обеспечивает необходимый ребенку для познания своих возможностей риск.

Например, «балансер» развивает навыки балансировки, а элементы спортивного комплекса, такие как лестницы, турник, канат, скаладром, горка развивают ловкость, умение управлять своим телом и т.д.

Это касается и физкультурных занятий. Есть куда двигаться.

5. Личностное развитие педагога.

У каждого коллектива в этом поле могут возникнуть свои траектории развития. На некоторых площадках ощущается запрос на развитие критического мышления, когда нужно себя и свою практику глубже и четче проанализировать, вывести идеи и находки на более содержательный уровень и т.д. Где-то, напротив, возникает ситуация с необходимостью более глубокого проживания чувств и позволением себе бездействия, когда очень деятельному и активному коллективу сложно остановиться и «выдохнуть», не бежать, «побыть с этим» и посмотреть на все свежим взглядом.

Это работа по индивидуальным запросам и программам. Более глубокая фокусировка проблем. Совершенно точно – нет индивидуализации у детей без индивидуализации у взрослых. Ведь только когда у взрослых появляется собственный опыт индивидуализированного обучения, они учатся слышать себя, принимать свои потребности и чувства, не бояться разных мировоззрений, своих и чужих особенностей – тогда становится возможна настоящая индивидуализация в отношении детей.

6. Распространение хорошего опыта внутри и за пределами комплекса.

В работе по стажировочным площадкам мы вышли на то, что педагогам страшно столкнуться с сопротивлением коллег, не работающих по ФГОС, сразу хочется обесценить себя, скромно сказать, «что это всего лишь наш опыт» и т.д.

На самом деле работа с сопротивлением, так же как и выстраивание тренинга или стажировочной программы – отдельные навыки, существует много технологических приемов, которым можно обучиться и применять.

Так что есть и куда расти и одновременно с этим уже есть чем делиться.

Технология профессионального саморазвития педагога дошкольного образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Е.В.

Разработка основ повышения уровня профессионализма педагогов базируется на саморазвитии и самосовершенствовании воспитателя, а также включает в себя выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет уровневые подходы для решения данной проблемы. Автор статьи раскрывает понятия профессионального саморазвития , самосовершенствования , самодиагностики , определяет основные цели процесса активизации профессионального саморазвития педагога.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Е.В.

Текст научной работы на тему «Технология профессионального саморазвития педагога дошкольного образования»

осталось и следа! Именно у «леворуких» детей раньше других проявлялся интерес к рисованию нетрадиционными способами и к обычному рисованию. Они начали с удовольствием рисовать и карандашами, и кисточками.

В будущем для расширения проекта, хотелось бы познакомить родителей (законных представителей) с нетрадиционными формами рисования. Все мы в детстве рисовали: кто — то в альбомах, кто — то мелом на асфальте, кто — то на обоях или линолеуме. А кто-то продолжает рисовать и сейчас.

Для ребенка нетрадиционные способы рисования — это радостный и вдохновенный труд, к которому не надо принуждать. Но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности и дома. Для этого стоит привлечь родителей для привлечения внимания к ценности изобразительного творчества детей [4].

Особенность этих занятий будет в том, что взрослый своим примером, увлеченностью должен заинтересовать ребенка. А затем уже на фоне появившегося интереса развивать и совершенствовать навыки рисования.

1. Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы Т. С., Комаровой, М.А. Васильевой. — М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Дошкольное воспитание. — 2009. — № 8. — С. 68-75.

3. Казакова Т.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2005. -128 с.

4. Комарова Т.С. Развитие способностей к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 6. — С. 44-50.

5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования: учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.

6. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. — М.: Издательский центр академия, 2011. — 213 с.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Детский сад № 11 комбинированного вида, г. Белгород

Разработка основ повышения уровня профессионализма педагогов базируется на саморазвитии и самосовершенствовании воспитателя, а

также включает в себя выявление основных понятий, условий, исходных предпосылок и определяет уровневые подходы для решения данной проблемы. Автор статьи раскрывает понятия профессионального саморазвития, самосовершенствования, самодиагностики, определяет основные цели процесса активизации профессионального саморазвития педагога.

Ключевые слова: технология, саморазвитие, самообразование, самосовершенствование, самодиагностика, профессиональное саморазвитие.

Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

В условиях модернизации сферы образования и стандартизации дошкольного образования особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки специалистов в рамках реализации ФГОС ДО. Важным фактором для реализации этих требований выступает актуальность целенаправленности будущего специалиста на профессиональное саморазвитие.

Саморазвитие в современных условиях образовательного стандарта представляет активный процесс, направленный на качественные изменения личности в результате не внешних воздействий, а ее собственных усилий. Саморазвитие можно рассматривать и в контексте деятельности личности, направленной на совершенствование психических и личностных свойств, заложенных в природе человека [2, с. 154].

Самосовершенствование — это специфический вид деятельности человека, направленный на коррекцию личностных недостатков и улучшение своих позитивных качеств и свойств личности.

Саморазвитие и самосовершенствование — это важные условия, при которых педагог, как объект своей профессиональной деятельности, может достичь максимума мастерства, а также повысить свой творческий потенциал, как личностной, так и профессиональной личности [4, с. 43].

Говоря про саморазвитие и самосовершенствование, нельзя забывать и о самообразовании. Оно тоже ведет к личностному и профессиональному росту педагога посредствам повышения своих знаний через самостоятельные занятия по определенной дисциплине, другими словами это самостоятельное обучение (научение).

Для того чтобы повышение профессионального самообразования было наиболее эффективным, педагог должен сам проявлять активность в творческом поиске и обмене педагогическим опытом, интересоваться инновационными проектами и технологиями, посещать авторские курсы и педагогические сообщества [1, с. 38].

Проблемой качества самообразования и саморазвития занимались такие ученые, как П.И. Третьяков, Э.В. Литвиненко, И.В. Гудков, Н.С. Митин и

другие. Их исследования направлены на различные ориентировки в повышении уровня знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности, направленной на самообразование, саморазвитие и самосовершенствование. Актуальными остаются и в наше время модернизации образования на потребности личности и общества, на совокупность свойств и результатов, на способность образовательных учреждений удовлетворить установленные и прогнозируемые потребности государства и общества и тому подобное.

Данные учения направлены на стратегию развития дошкольного учреждения, обеспечивающую качество образования, требующую четкого определения таких понятий как профессиональное становление педагога, профессиональная подготовка педагога и профессиональная компетентность педагога [2, с. 47].

Задачами технологии профессионального саморазвития педагога дошкольного образования будут:

1. Выявить современное состояние проблемы организации самостоятельной профессиональной деятельности педагогов в дошкольном учреждении, её сущность и своеобразие.

2. Разработать системно-структурную модель профессионального саморазвития педагогов на основе изучения теоретических положений профессионального самообразования.

3. Теоретически разработать, научно обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии организации саморазвития деятельности педагогов дошкольного учреждения как средства их профессионального самосовершенствования [5, с. 54].

Что же такое технология? Происхождение слова заимствовано из греческого языка переводится как наука о мастерстве. Алгоритм технологии заключается в четырех этапах, соблюдения которых обязательно для эффективного итога: целеполагание — средства — правила использования этих средств — результат.

Что же собой представляет педагогическая технология? Это целостный научно-обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического замысла до реализации в образовательной практике. Она не только функционирует как наука, проектирующая рациональный путь обучения привлекая системы алгоритмов, способов и результатов деятельности, а также отражает процессуальную сторону обучения и воспитания [2, с. 108].

Если к педагогической технологии подойти как к структуре, то она будет выглядеть следующим образом: концепция и её разработка — содержание с целями к обучению и воспитанию — процесс через формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса и результаты.

Сущность такой технологии в её этапности выполнения с подбором определенных профессиональных действий на этапах, тем самым педагог может прогнозировать как промежуточные, так и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога [4, с. 43].

В данном случае более конкретным примером педагогической технологии будет технология самовоспитания и самообразования.

К структурированным этапам технологии самовоспитания относятся самодиагностика и самоанализ деятельности воспитателя, а также анализ состояния по проблеме и осознание необходимости самовоспитания через определение целей и задач с определением основных направлений в изучении литературы по проблеме. Создание программы по самовоспитанию и разработка критериев качественных изменений к выбору форм и методов самосовершенствования и самостимулирования. Деятельность воспитателя по выполнению воспитательно-образовательных программ с подведением итогов самовоспитания и самосовершенствования [3, с. 33].

Технология самообразования педагогов включает самодиагностику педагога, анализ его профессиональной деятельности по проблеме и разработку программ самообразования с корректировкой плана и итоговой диагностикой. А также закрепление достигнутых результатов через определение более сложных задач на будущее.

Технологический подход в современных условиях реализации ФГОС дошкольного образования помогает педагогу достичь желаемых результатов в подготовке к школе дошкольников. Создание технологии невозможно без творческого подхода, поэтому каждый воспитатель — творец своей технологии даже если она адаптированная или модифицированная. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Для оптимизации педагогического процесса, выявления творческого потенциала педагогического коллектива, для повышения профессиональной квалификации и мастерства в детском саду в методической работе с кадрами используется педагогическая диагностика. Она носит двухсторонний характер и направлена на улучшение условий и эффективность образовательного процесса с одной стороны и на повышение уровня профессиональной рефлексии, направленной на самосовершенствование, саморазвитие и самообразование, с другой стороны [1, с. 43].

Таким образом, в педагогическом контексте такая диагностика это специально разработанные и собранные в систему методики, тесты или технологии, с помощью которых можно выявить уровень профессиональной компетентности педагогических работников и спланировать путь улучшения эффективности и качественного подхода к образовательным проблемам в дошкольном учреждении.

Но не стоит забывать, что педагогическая диагностика не ставит целью найти недочеты и ошибки в работе педагогического коллектива, а её главное предназначение — это аналитико-диагностическая функция для стимулиро-

вания профессионального роста педагогов, помощь в росте педагогического мастерства, и нахождение путей распространения передового педагогического опыта комфортного для педагогов.

Самодиагностика воспитателя ДОУ — это точка отсчета для успешной профессиональной реализации и деятельность педагога по совершенствованию профессионального самосознания [3, с. 34].

Самодиагностика помогает педагогу определить:

— уровень своего профессионализма;

— скрытые резервы для личностного и профессионального роста;

— стиль преподавания по формированию у учащихся позитивного самовосприятия;

— уровень самоактуализации, самоотдачи, самореализации [4, с. 45].

В современном педагогическом анализе используются различные авторские методики, диагностические тесты и анкеты для определения уровня саморазвития педагогов ДОУ Перечислим только некоторые из них, например, методика «Самодиагностики», авторы: З.В. Резапкина, Г.В. Резапкина, которая позволяет диагностировать четыре параметра личности; методика «Самоактуализация», автор: А.В. Лазукина, позволяет диагностировать одиннадцать параметра личности, она же есть и в адаптации Н.Ф. Калина: методика «Изучение профессиональной позиции педагога как воспитателя», автор: П.В. Степанов, позволяет провести самоанализ педагогической деятельности по шести позициям; И.А. Комарова, Р.Л. Непомнящая предлагают оценочные шкалы для изучения педагогического мастерства педагогов и многие другие диагностические авторские материалы.

Основные методы, которые используются при данных методиках:

— обработка данных в Microsoft Excel;

— самоанализ анкет [5, с. 56].

В настоящее время многие педагоги понимают значение педагогической диагностики и самодиагностики, что связывают с необходимостью овладения ими для повышения результативности педагогического процесса в целом.

Моя педагогическая деятельность построена на систематическом взаимодействии с сотрудниками и специалистами детского сада, регулярном обмене педагогическим опытом и совместном проведении плановых и внеплановых мероприятий. Эти мероприятия позволяют мне повышать: свой педагогический уровень, качество воспитания и обучения детей; взаимовыгодно применять передовой опыт в своей практической деятельности, а также внедрять свои педагогические наработками.

1. Антонова Ю.В., Липова И.В. Организация дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении [Текст] / Ю.В. Антонова, И.В. Липова. -М.: Учитель, 2013. — 75 с.

2. Бацина Е.Г. Организация образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС ДО [Текст]: Семинары-практикумы / Е.Г. Бацина. — М.: Учитель, 2014. — 192 с.

3. Бережнова О.В. ФГОС дошкольного образования: основные положения // Управление ДОУ — 2014. — № 5. — С. 32.

4. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя. — 2008. — № 11. — С. 43.

5. Основина В.А. Проектирование и организация учебного процесса на системно-деятельностной основе // Методист. — 2013. — № 7 — С. 5.

ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

© Хабарова О.С.*, Шведов Е.В.*

Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Рассматривается применение технологии дифференцированного обучения при организации самостоятельной работы студентов технических вузов.

Ключевые слова: технология дифференцированного обучения, самостоятельная работа студентов.

В настоящее время остро стоит вопрос преодоления разрыва между объёмом усвоенных знаний в соответствии с содержанием государственных стандартов и отводимым на эту работу временем. Это заставляет искать методы работы, позволяющие избежать намечающегося снижения качества подготовки специалистов и развивать предусмотренные учебной дисциплиной компетенции. В этих условиях существенно возросла роль организации продуктивной самостоятельной работы студентов.

Выделяют четыре уровня самостоятельной деятельности обучающихся: копирующие действия по заданному образцу, репродуктивная деятельность по воспроизведению информации, продуктивная деятельность применения приобретённых знаний и самостоятельная деятельность в новых ситуациях. В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности обучающихся выделяют четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконст-руктивно-вариативные, эвристические и творческие работы.

* Доцент кафедры Физики, кандидат педагогических наук.

* Профессор кафедры Физики, доктор физико-математических наук.

https://vogazeta.ru/articles/2019/3/1/quality_of_education/6440-6_shagov_dlya_razvitiya_vospitatelya_detskogo_sada
https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-professionalnogo-samorazvitiya-pedagoga-doshkolnogo-obrazovaniya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *