mybodyguru.ru Психология От зависимости к свободе: как развивается наша личность

От зависимости к свободе: как развивается наша личность

 

Рождаемся мы личностью или становимся? И когда можно сказать, что наше «Я» уже полностью сложилось? На этот счет есть множество теорий, и у каждой свой ответ. Но основной вектор — от слияния и зависимости к освобождению. Вспоминая пройденный путь, мы можем увидеть, что обрели и чего нам не хватает.

Мы способны меняться всю жизнь. Найти точку, в которой развитие личности начинается или завершается, невозможно: рождение «Я» может произойти и в 3 года, и в 60 лет, а развитие может остановиться на этапе средней школы.

«Критерий зрелой личности, на котором сходится большинство специалистов, — это способность осознанно принимать ту или иную систему ценностей и делать нравственный выбор, — замечает психолог Екатерина Патяева. — Но развитие идет и по другим линиям: мы постепенно обретаем самостоятельность, учимся анализировать поступки, собственные и чужие, учимся уважать себя и других, вступать в диалог, то есть не просто высказывать мнение, но и слышать оппонента, учимся разрешать конфликты».

Психолог рассказывает об этапах развития личности и иллюстрирует их персонажами литературы и истории. Узнаете ли вы себя в ком-то из них?

1. Простое «Я»

Примерно до двух с половиной лет мы охотно слушались взрослого и делали все, что нам говорили. Ближе к трем годам появилось «я сам!», «я хочу!» — это был первый возрастной кризис. Простое «Я» может усложняться по мере взросления, но… не обязательно: развитие может замереть на этой стадии. Если так, у нас есть желания, и мы стремимся их удовлетворить. Но нет «надо» и нет никаких ценностей. Внутренний мир прост и непротиворечив.

Культурные ассоциации: некоторые персонажи народных сказок, универсальный потребитель из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», Анфим Барыба из повести Евгения Замятина «Уездное».

Вам будет интересно  Как побороть тревожность на фоне негативных новостей?

2. Совестливое «Я»

Мы растем, и примерно к 5–7 годам возникает понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, появляются первые ценности и соподчинение мотивов: «Я хочу есть сладкое, но знаю, что до обеда нельзя». Незаслуженно получая желаемое, мы переживаем (эффект «горькой конфеты»). Этот шаг психолог Алексей Николаевич Леонтьев называл «первым рождением личности».

В это время у нас появляется голос совести — но это усвоенный извне голос общества, родителей и других значимых людей.(Фрейд называл это рождением «Сверх-Я».) Мы некритично принимаем идеи и установки, которые предлагают авторитетные фигуры.

Культурные ассоциации: гомеровская Греция. Ахилл, разгневанный на Агамемнона, может прислушаться к голосу разума и усмирить себя.

3. Осознанное «Я»

Мы вступаем в подростковый возраст. Основное достижение на этом этапе — занимать собственную позицию и обосновывать ее: «Я понимаю важность вашего выбора, но стою на своем и поступаю именно так». Если мы воспитаны в определенной системе координат (скажем, атеистической или христианской), на этом этапе понимаем, что есть разные системы ценностей, и делаем собственный выбор.

Такая способность — один из критериев психологической, личностной взрослости. А.Н. Леонтьев называл это «вторым рождением личности». В это время бунтующий против родителей и их ценностей подросток опирается не только на свое «Я», но и на свою группу с ее ценностями, то есть делает выбор между двумя системами ценностей, хотя и не всегда осознанный.

Культурные ассоциации: древнегреческая трагедия, где в основе сюжета лежит нравственный выбор, например «Антигона», — выбор не между желанием и ценностью, а между двумя ценностями. Жизнь и взгляды Сократа, Августина.

4. Романтическое «Я»

Мы снова выбираем систему ценностей, высшей из которых часто становится свое «Я». Романтик склонен отказываться от авторитета, от фигуры Бога. Он мог бы сказать: «Бог мне не указ. Я лучше знаю свою ситуацию и основываюсь на собственном решении, исходя из себя и своих идеалов. Я сам себе закон», — но в этой позиции таится некий произвол.

Вам будет интересно  Факторы саморазвития личности: помоги себе сам - Mentamore

На этой стадии мы не способны учитывать интересы тех, кто рядом, не оставляем им права иметь свое мнение. В истории это модель «героя и толпы». Однако герою необходимо достаточно сильное «Я», на которое он может опираться, противостоя окружающим.

Культурные ассоциации: Байрон, мистер Рочестер из романа Шарлотты Бронте «Джейн Эйр».

5. Автономное «Я»

Ступень, до которой добираются лишь немногие. Здесь мы выстраиваем собственные основания жизни и делаем свой выбор без оглядки на какой бы то ни было авторитет. Как говорил Декарт, «даже Бог не предшествует мне». Здесь у нас есть свобода, но есть и ответственность перед самим собой: мы в ответе даже за Бога, которого выбираем.

Автономное «Я» — это позиция уважения ко всем системам ценностей и уважения к другому человеку с его особыми взглядами. По словам философа Мераба Мамардашвили, «дьявол играет нами, если мы не мыслим точно». Автономное «Я» включает в себя это стремление мыслить точно.

Культурные ассоциации: Йозеф Кнехт в «Игре в бисер» Гессе, Зенон Лигр в «Философском камне» Маргерит Юрсенар, Дэниэл Мартин в одноименном романе Дж. Фаулза. Рене Декарт, Мераб Мамардашвили.

Дать ребенку опору в жизни

Жить в согласии с мечтами и планами и вместе с тем — прийти к ощутимым результатам, оставить видимый след… Как вырастить детей счастливыми людьми с сильным «Я»? Возрастной психолог Галия Нигметжанова размышляет о том, каким должно быть родительство.

Основа основ — это принятие. Каждому важно быть принятым в этом мире. С ошибками, проступками, особенностями.

  • «Что бы ни случилось, ты есть для меня, я есть для тебя» — такой посыл взрослого становится основным ресурсом для сильного «Я» ребенка, которое позволит шаг за шагом продвигаться в мире, познавать и исследовать.
  • Следующая ступень — пробуждение в ребенке собственных мотивов действовать. Трудно убедить его пойти на тренировку, участвовать в олимпиаде, выполнять домашние задания, пока ему самому это не нужно. Если мы ведем ребенка стальной рукой к заданным нами целям, это лишь тормозит становление его «Я»: ребенок может надолго застрять в чувстве вины или в обязанности следовать воле родителей. Либо расходовать все силы на борьбу с давлением извне. Мы, взрослые, можем лишь заразить своей увлеченностью, быть моделью, давать импульс.
  • И договариваться. Договариваться. Выстраивать тонкую систему помощи и веры в то, что он сможет самостоятельно справляться с трудностями. Отзываться на то, что пробуждается в ребенке.

Наш объективный взгляд спасает ребенка от потери себя, позволяет сохранить целостность

  • Выход в мир не бывает гладким. Встреча с трудностями и препятствиями приносит ребенку разочарование и сомнение в своих силах, порой боль, злость, обиду.
  • Тут задача взрослого — понимать и принимать эти сложные чувства без обесценивания и игнорирования. Помогать распознать их и уравновесить другой точкой зрения. Замечать даже небольшие продвижения и давать справедливую обратную связь. Особенно когда ребенок сталкивается с невозможностью осуществить задуманное. Может быть, время не пришло, или мечта иллюзорна, или силы переоценены и для начала стоит упростить задачу?
  • Наш объективный взгляд спасает ребенка от потери себя, позволяет сохранить целостность. Переживания силы своего «Я» могут прийти и при выполнении задачи небольшого масштаба. Но этого не происходит, если сами взрослые нацелены на выполнение грандиозных задач, задают планку высоких достижений. Безусловное принятие, чуткость и отзывчивость, способность интегрировать разные по знаку чувства и эмоции — все это может предложить ребенку зрелая личность: взрослый не по возрасту, а по внутреннему складу. Такой родитель и есть главная опора в становлении сильного «Я» ребенка.
Вам будет интересно  Пять причин, почему Вы на самом деле переедаете

 

Источник

Похожие статьи

В чём коварство слова «почти»?: О страшных вопросахВ чём коварство слова «почти»?: О страшных вопросах

 Почти что рассказ Жил-был некий герой. Он был почти что умный. Он рассуждал реально. И понимал, что не бывает, чтобы всё было прекрасно. Поэтому весьма рассудительно полагал: главное — чтобы плохо

Как мотивировать ребенка к учебеКак мотивировать ребенка к учебе

 Как мотивировать ребенка к учебе. Советы психолога как делать уроки, читать, заниматься музыкой, спортом, английскому языку Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или

Почему опасно подавлять эмоции?Почему опасно подавлять эмоции?

 Держать свои эмоции при себе часто бывает безопаснее, но это не всегда самый здоровый способ двигаться по жизни. Такой подход не позволяет нам обсуждать свои потребности (что может превратиться в