mybodyguru.ru Психология Что такое Культура — Узнай Что Такое

Что такое Культура — Узнай Что Такое

 

Что такое Культура

Культура — это совокупность знаний, результатов творческой деятельности, убеждений, верований, моральных ценностей, традиций, поведенческих привычек, навыков и умений, которые человек приобретает не только в семье, но также в социуме, частью которого он является. Другими словами, в понятие культуры входит как деятельность человека, так и всё то, что было им создано.

В каждой стране — своя культура. Она может меняться под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных и т. д.

Культуру можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Можно говорить о культуре страны, народа в целом и культуре отдельного человека.

В русском языке есть такое понятие, как культурный человек, что означает образованный, воспитанный, интеллигентный человек.

Культура России

Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.

Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.

Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:

  • Николай Васильевич Гоголь («Мёртвые души»),
  • Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»),
  • Фёдор Михайлович Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»),
  • Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»),
  • Анна Андреевна Ахматова («Реквием»),
  • Антон Павлович Чехов («Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»),
  • Владимир Владимирович Набоков («Лолита»).

Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).

khorovod

Хоровод — русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской

Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет.

balerina

Балет — вид сценического искусства, в котором сюжет раскрывается с помощью танца и пантомимы

Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.

Кто ввёл понятие культура

Слово культура пришло в русский язык от латинского cultura (лат. возделывание, обработка). Впервые слово употребил древнеримский деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в своём трактате «Земледелие» (de agri cultura). В нём собраны советы, как вести сельское хозяйство. Уделяется внимание отношениям между рабами и хозяевами.

Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своей книге «Тускуланские беседы» впервые применил термин cultura в ином смысле. Он говорит о культуре души (лат. cultura animi).

«А возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай».

В Россию термин культура пришёл в начале 19 века. Русский учёный и философ Данило Михайлович Велланский употребил его в своём сочинении «Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира».

Культура и философия

В философии под культурой понимаются материальные и духовные ценности человека, а также то, каким образом человек их создаёт, применяет для развития человечества и передаёт потомкам.

Однако культура является предметом изучения не только философии, но и других наук: истории, социологии, юриспруденции, экономики, культурологии и т. д. Каждая наука раскрывает понятие культуры по-своему.

Например, экономическая культура — это ценности, связанные с коммерческой деятельностью человека. Правовая культура — это правовой опыт человека, организаций, государств.

Смотрите также значение Философия.

Виды культуры

Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.

Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.

По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.

Смотрите также значение Религия.

По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.

Массовая культура

Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).

Элитарная культура

Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.

Народная культура

Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).

Материальная культура

Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.

Духовная культура

Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.

Мировая культура

Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую куль­туры.

Национальная (этническая) культура

Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.

Вам будет интересно  Стремление к саморазвитию: самокоучинг (идеи Махатма Ганди)

Субкультура

Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).

Контркультура

Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).

Функции культуры

С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.

Функция освоения и преобразования мира

Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).

Сигнификативная функция

Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.

Функция накопления и хранения информации

Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.

Нормативная функция

Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.

Функция проективной разрядки

Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.

Функция защиты

Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.

Смотрите также значение Искусство и Абстракция

Культура: понятие, сущность, структура

Культура: понятие, сущность, структура

Культура представляет собой сложное полисистемное образование, охватывающее все сферы жизни общества. В значительной степени этим обусловлено многообразие определений исследуемого феномена. Слово cultura (лат.) обозначает «обработка», «земледелие», «возделывание». Иначе говоря – очеловечивание, изменение природы как среды обитания.

Первоначально термин «культура» имел смысл возделывания, облагораживания земли. Такое представление о культуре, очевидно, обусловлено тем, что с возникновением земледелия влияние человека на природу становится весомым, а сам человек начинает заметно выделяться из природной среды. Возделывая землю, строя дома и сооружения, занимаясь ремеслом и др., человек как бы создает для себя новую (отличную от природы) среду обитания. Поэтому социологическое представление о культуре связано с внеприродным в человеке, с тем, что создается в результате его осознанной целенаправленной деятельности.

Она не наследуется генетически, а возникает вместе с возникновением человеческого общества и формируется путем оккумулирования опыта и знаний многих поколений. Материальная и духовная деятельность людей объективируется (воплощается) в социальные (внеприродные) носители культуры (артефакты). Например, средства труда, способы производства и потребления, предметы домашнего обихода, здания, сооружения, произведения литературы и искусства, язык, традиции, обычаи, образцы поведения и т.д.

Кроме того, человек наделяет различные природные объекты и явления социальным смыслом и тем самым включает их в контекст своей культуры. Например, река Нил для египтян является символом плодородия; планета Марс для многих народов мира ассоциируется с богом войны; гора Олимп в Древней Греции считалась обиталищем богов; у многих народов медведь считается воплощением силы, лиса символизирует хитрость и т.д.

Некоторые исследователи считают главным в культуре не производство материальных и духовных ценностей, а производство форм общения, которые и составляют сущностную определенность культуры. В марксистской философии существенное распространение получили теории культуры, в которых она понимается как мера развития человека, его сущностных сил и творческой активности. Значительной составляющей в этом определении культуры отводится гуманистической составляющей в качествах самого человека.

Более широкое понимание культуры предложено А.Швейцером, он считает, что «культура – это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу». Культура предполагает не только уровень развития человека, но и деятельность, наполненную определенным ценностным содержанием. «Именно культура как менталитет, — по мнению А.Г. Эфендиева, — наполняет внутреннюю деятельность вполне определенной системой ценностей, предлагает сопряженные с ней проекты, выборы, предпочтения и т.д. В этом проявляется еще одна характеристика культуры – это элемент, который организует, определяет содержание, направленность практической деятельности людей».

Формирование культурных ценностей

Формирование культурных ценностей и норм происходит на основе отбора определенных типов поведения и опыта людей, когда одни способы деятельности и мышления отвергаются как неприемлемые для данного общества, данной культуры, а другие воспринимаются как необходимые и обязательные. Этим, в частности, объясняется то, что представители разных народов (культур) в одинаковых ситуациях ведут себя по-разному и по-разному оценивают одни и те же явления.

Культура включает в себя общий способ производства, поведения, самовыражения, систему и иерархию ценностей, определенные нормы морали, свой особый язык и свои особенности психики. Она является совокупностью действий, взглядов и мыслей, санкционированных обществом.

Основу культуры составляют ценности, регулирующие взаимоотношения людей и определяющие способы ценностного освоения действительности. По сути, культура и начинается с ценностей, с оценки, что хорошо, а что плохо. По мнению М.Вебера, каждый человеческий акт является осмысленным лишь в соотнесении с ценностями, в соответствии с которыми определяются нормы поведения людей и их цели. Социальные ценности – это разделяемые социальной общностью положительные или отрицательные отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Это общественные представления, мнения, убеждения по поводу значимости тех или иных объектов, приоритетности тех или иных целей и способов их достижения. Социальные ценности являются определяющими критериями в создании социальных норм. В упрощенном варианте процесс формирования определенной нормы из той или иной ценности можно представить так: ценность — норма. Например, хорошо — можно; плохо — нельзя.

Вам будет интересно  10 целей в жизни на год

Социальные нормы (от лат. norma – руководящее начало, правило, образец) – предписываемые стандарты, правила, образцы и социальные ожидания, регулирующие поведение и способы взаимодействия людей. Нормы выполняют функции интеграции и предсказуемости в процессе социального взаимодействия. Нормы-правила, нормы-ожидания создают общие правила игры и допускаемые отклонения в поведении индивидов и социальных групп.

Ценностно-нормативные регуляторы подразделяются на правовые и моральные. Первые функционируют в форме закона, государственного или административного акта, юридической нормы. В случае нарушения правовых норм, к нарушителю могут быть применены соответствующие правовые санкции. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения и моральными качествами самой личности. Существуют различные взгляды и научные направления о том, какие социальные «элементы» включает в себя культура как целостная система. Наиболее распространенное представление о структуре – это диалектическое единство двух составляющих: материального и духовного в культуре.

В первой половине ХХ века возникло представление о культуре, как о единстве трех составляющих: материальной, социальной и духовной. Материальная составляющая культуры – это взаимоотношения человека со средой обитания, способ производства и удовлетворения его потребностей. Социальная составляющая культуры – это взаимоотношения людей в системе социальных институтов и статусов. Духовная составляющая культуры – это идеи, ценности, нормы, обычаи, традиции, способы мышления, ориентирующие людей в их жизнедеятельности.

По мнению антрополога Уорда Гуденау, культура состоит из четырех основных элементов:

  • Понятия (концепты) – представления и понятия, позволяющие человеку ориентироваться в окружающем мире;
  • Отношения – взаимосвязи со всем, что есть во времени и пространстве;
  • Ценности – как относиться к тому, что есть и к тому, что может быть;
  • Правила – что делать и как делать (нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

На мой взгляд, культура включает в свою структуру следующие элементы:

  1. Сознание – это основное, что отличает человека от других видов животного мира. Сознание (память, мышление) дает человеку возможность не только познавать мир и себя, накапливать знания и опыт, но и передавать их последующим поколениям. А абстрактное мышление позволяет конструировать и себя, и окружающий мир, и предвидеть будущее.
  2. Методы ценностного восприятия и освоения окружающего мира. Для животных, как и для всей «внечеловеческой» природы, не существует понятий «хорошо» или «плохо». Любой живой организм в природе стремится в полной мере удовлетворить свои биологические потребности, не пытаясь (не имея возможностей) оценивать свои действия и поступки. Человек, в отличие от животных, оценивает и свои, и чужие действия и намерения. Иерархия социальных ценностей является одним из главных регуляторов в человеческих отношениях и деятельности. При этом в каждой культуре имеются свои особенности (индивидуальность) в системе ценностных ориентаций.
  3. Язык – важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связанное с мышлением. Это особая система коммуникаций, состоящая из звуков и символов. Язык является также основным средством хранения и передачи культуры. Каждая культура имеет свой язык, свой понятийно-логический аппарат восприятия мира и организации деятельности. Как социальное явление, язык передается от поколения к поколению путем социализации. Общность языка, как и культуры в целом, способствует интеграции людей; языковые различия могут стать причиной взаимной неприязни и вражды.
  4. Деятельность – это осознанные действия людей, направленные на удовлетворение своих потребностей, преобразование окружающего мира и своей собственной «природы». Человеческая деятельность в отличие от поведения животных, носит осознанный характер. Благодаря этому, человек может создавать и производить материальные объекты, продукты потребления, духовные ценности, которые сами по себе в природе не встречаются. Культура воплощается (объективируется) в результатах деятельности людей и передается последующим поколениям. Такой процесс объективации культуры в результатах деятельности и ее «дематериализации» в новых поколениях способствует развитию самого человека и способов его жизнедеятельности.

Культура многофункциональна и многообразна. Она имеет свойство проявлять свои особенности в различных видах жизнедеятельности и в разных социальных общностях. Например, можно говорить о духовной и материальной культурах, о культуре труда, о политической, этнической, национальной и других видах культуры. Отсюда возникает проблема типологизации культуры. На глобальном уровне принято делить культуру на западную и восточную. Более частное деление на макроуровне разграничивает культуры в зависимости от социокультурных особенностей того или иного региона мира. Например, выделяют такие культуры как Европейская (Западная), Латиноамериканская,

Славянская и другие культуры

Каждая страна (государство) в рамках своих политических границ формирует свою «национальную» культуру, несмотря на то, что в полиэтнических государствах эта общая культура носит весьма разнородный характер.

В рамках национальной (государственной) общности и в межнациональном пространстве принято деление культуры на следующие виды: народную, элитарную и массовую.Кроме того, в рамках любой доминирующей культуры могут иметь место такие социокультурные явления как субкультура и контркультура. Рассмотрим все названные выше виды культуры.

Народная культура является самым первым (древним) из всех видов культуры и наиболее основательным по своим характеристикам. Это результат обезличенной коллективной деятельности и народного творчества. Народная культура включает в себя: народные сказания, мифы, легенды, сказки, пословицы, поговорки, песни, танцы, обряды, традиции и т. д. Она является основой для возникновения и формирования всех других видов культуры.

Элитарная культура начинает выделяться из общей народной культуры в период формирования творческой элиты, как культура для избранных натур. Она в определенной мере противостоит обезличенной народной культуре своим индивидуальным творчеством. Производителями элитарной культуры являются выдающиеся писатели, поэты, музыканты, художники, скульпторы и т. д. Потребителями элитарной культуры являются относительно небольшие группы людей, обладающие особой художественной восприимчивостью и материальными средствами.

Массовая культура получает свое развитие и распространение с развитием массовых коммуникационных и репродуктивных систем (XX в.). Суть массовой культуры – массовое производство культурных образцов и массовое их потребление. Поэтому она производится с учетом значительных различий в потребительских вкусах и материальных возможностях потребителей.

Вам будет интересно  Как пережить расставание с любимым человеком: советы психолога

Негативное влияние массовой культуры проявляется в том, что она, как правило, не обладая высокой художественной ценностью, свойственной народной и элитарной культурам, может прививать своим потребителям низкие по своим качествам культурные образцы. Кроме того, такие положительные свойства массовой культуры как оперативность, доступность, массовость и др., нередко используются политическими элитами как одно из средств, для манипуляции общественным сознанием. А в тоталитарных обществах государство, как правило, присваивает себе культурологические функции и использует возможности массовой культуры в своих политических целях.

Субкультура

Субкультура – часть общей доминирующей в обществе культуры. Это особая форма социокультурной организации людей внутри господствующей культуры.

Любое общество представляет собой сложную систему, состоящую из различных социальных общностей (этнических, демографических, профессиональных, территориальных, кофессиональных и др. Каждая социальная общность в процессе функционирования создает свою систему ценностей и норм, свои образцы поведения, свой язык внутригруппового общения, т. е. свою субкультуру. Так, например, в рамках единой российской культуры существуют десятки различных этнических субкультур; свою субкультуру имеет молодежь и люди пожилого возраста, жители города и села, рабочие и интеллигенция и т.д. Субкультура – это специфический способ дифференциации различных социальных групп, которые имеют свои социокультурные особенности. Субкультура является частью основной доминирующей культуры и, как правило, не вступает с ней в конфронтацию.

Контркультура

Контркультура – социокультурное движение, направленное против фундаментальных принципов и ценностей господствующей в обществе культуры. Данное явление возникло в 60-е годы XX века в молодежной среде западных стран. Контркультура это своеобразный протест против основных ценностей буржуазной культуры, например таких как, индивидуализм, прагматизм, религиозная мораль, традиционные семейные ценности и др. Причины возникновения контркультуры исследователи видят в общем кризисе буржуазной культуры, в том, что рационализм западной цивилизации вытесняет духовную трансцендентную составляющую культуры. По мнению И. Кристола, люди не могу по долгу переносить отсутствие трансцендентного (сверюестественного). «Крушение советского коммунизма подтверждает эту истину». (Кристол И. Контркультуры //Личность. Культура. Общество. М., 2000. Т.II. Вып. 3. С. 33).

Однако, возникнув как закономерный протест молодежи против бездуховности буржуазной культуры, контркультура не смогла предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации. Наиболее характерными формами проявления контркультуры в поведении молодежи стали следующие действия: отстраненность от повседневной реальности, восточная мистика, наркомания, сексуальный промискуитет (ничем не ограниченные половые связи), экзотический внешний вид, особые музыкальные предпочтения, бесцельное времяпровождение и др.

Однако, развитие способов производства, образа жизни, общественных отношений «вынуждает» изменять устоявшиеся (традиционные) нормы и ценности культуры. Таким образом, в каждой культуре взаимодействуют и противодействуют две тенденции: тенденция к сохранению традиционных образцов культуры, и тенденция к их изменению. Эти две тенденции наглядно проявляются в так называемом конфликте поколений (конфликт «отцов» и «детей»). В этом конфликте старшее поколение выступает в роли консерваторов – хранителей культурных традиций, а младшее – в роли реформаторов.

Каждая культура обладает значительной устойчивостью (консерватизмом), поэтому она «сопротивляется» радикальным социальным реформам. Например, для внедрения христианства на Руси потребовалось несколько столетий. Все последующие социальные реформы, проводившиеся в России, также проходили в отчаянной борьбе между «старым» и «новым».

Инертность культуры проявляется также в том, что даже победивший радикализм, в последующем отступает под натиском культурных традиций, менталитета народа, ностальгии по прошлому. Так, например, установив свою власть в России, в результате революции 1917 г., большевики всячески пытались ниспровергнуть такие традиционные ценности культуры, как семья, религия, патриотизм, воинские звания и др. Но в последующем они вынуждены были признать необходимость многих из этих ценностей и даже способствовали их развитию. Сегодня мы также наблюдаем ностальгию и определенный «возврат» к прошлым социалистическим ценностям. Например, в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века более 80% россиян были сторонниками проводимых реформ. Сейчас число противников реформ составляет примерно 50-55%. По мнению П.Сорокина, второй стадией каждой революции является контрреволюция (откат назад). В этом феномене также проявляется инертность культуры.

Культура развивается (изменяется) тремя основными способами: 1) способом внутреннего саморазвития; 2) способом заимствования у других культур тех или иных элементов (межкультурный обмен); 3) насильственное внедрение в культуру элементов чужой культуры.

Рассмотрим каждый из названных способов подробнее.

  1. Способ внутреннего саморазвития предполагает постепенное изменение культурных образцов (ценностей) в результате совершенствования орудий труда, способов производства и потребления и др. Или в результате изменений в образе жизни людей, происшедших под воздействием природно-климатических факторов (изменения климата, пожаров, наводнений, миграции и т.п.). Процесс внутреннего саморазвития культуры происходит достаточно медленно. Поэтому малочисленные этносы, не имеющие контактов с другими культурами, как бы останавливаются в своем развитии. Например, в 80-е годы ХХ в. в джунглях Бразилии было найдено изолированное от Мира первобытное племя, живущее в условиях каменного века.
  2. Развитие культуры способом взаимодействия с другими культурами является более динамичным и эффективным. Каждая взаимодействующая с другими культура имеет возможность сравнивать, сопоставлять свои ценности и нормы с элементами других культур, а при желании и необходимости перенимать чужие образцы культуры. При этом, чем богаче выбор, тем больше возможностей для развития. Поэтому великие цивилизации в истории человечества возникали, как правило, на пересечении многих культур. Взаимный обмен культурными ценностями во много раз увеличивает возможности развития и саморазвития культуры.
  3. Наиболее распространенный способ насильственного внедрения в ту или иную культуру элементов чужой культуры – это завоевание одного народа другим. Завоеватели, как правило, стремятся уничтожить чуждые или непонятные им элементы завоеванной культуры (язык, религию и др.). Например, Турция, захватив значительную часть Европы, на протяжении нескольких веков (XV – XIX вв.) навязывала другим народам свои культурные ценности. В результате многие некогда единые этносы оказались в разных социокультурных (религиозных) группах. Попытки навязать свои культурные ценности другим этническим группам сегодня имеют место в ряде прибалтийских стран – Эстонии, Латвии, Литве. Наиболее разрушающим является вторжение в чужую культуру более развитой в техническом, экономическом плане культуры. Многие менее развитые народы, в результате такого вмешательства, теряют свою культурную идентичность и деградируют. К таким народам можно, например, отнести индейцев Северной Америки, аборигенов Австралии, северные народы России.

Иногда радикальные реформы, проводимые господствующей элитой в своей стране и навязываемые ею новые ценности, воспринимаются значительной частью общества, как неприемлемые, враждебные. В таких случаях, реформаторы воспринимаются представителями «традиционной» культуры как инородцы, оккупировавшие враждебную им страну и уничтожающие веками создававшиеся ценности. Такое положение в настоящее время сложилось в России.

Современные реформы, проводимые в России, вынуждают значительную часть населения страны вернуться к таким примитивным способам производства, как огородничество и собирательство. Примитивный способ производства, невыносимые условия жизни и кризис нравственности отбросили значительную часть населения страны на многие столетия назад в эпоху варварства. Деградация основных культурных ценностей российского народа является уже свершившимся фактом.

https://www.uznaychtotakoe.ru/kultura/
http://kozyrev-gi.ru/pages/kultura-ponjatie-suschnost-struktura/

Похожие статьи

Что такое самовоспитание и самообразование личности, с чего начать самовоспитание?Что такое самовоспитание и самообразование личности, с чего начать самовоспитание?

 Что такое самовоспитание личности — методы и способы самовоспитания В мире все движется, изменяется, и мы то же. Поэтому необходимо найти свое место в жизни, определиться с моральными ценностями и

Патологические лжецы: зачем они обманывают других без всякой выгоды для себя?Патологические лжецы: зачем они обманывают других без всякой выгоды для себя?

 Патологические лжецы: зачем они обманывают других без всякой выгоды для себя? Почти каждому из нас доводилось встречать патологических лжецов. Пожалуй, больше всего поражает в их поведении то, что ложь чаще

Отцы и дети. Как освободиться от родительской «привязки деньгами»?Отцы и дети. Как освободиться от родительской «привязки деньгами»?

 Не все родители хотят и готовы отпустить своё дитя (которому может быть и 30 лет) в «путешествие по жизни». Кто-то излишне мнителен и беспокоится, чтоб его «малыша» (уже получившего университетский диплом