Развитие творческих способностей и мышления – методы развития творческих способностей у взрослых и детей

 

Развитие творческих способностей

Общество всегда приветствовало и ценило способности к творчеству. И это неспроста. Именно благодаря людям, обладающим таким талантом, даром, наша цивилизация развивается с бешеными темпами. А такие личности выступают генераторами новых идей, которые способны помогать в решении проблем разного рода. Кроме того, творческий потенциал позволяет создавать комфортные условия для жизни, повышения ее качества, преобразовывать мир для удовлетворения личных интересов и запросов. Поэтому очень важно каждому развивать такие качества.

Творческие способности

Развитие творческих способностей - фото 2

У каждого из нас заложено стремление к созиданию. И этот огромный творческий потенциал мы можем развивать без ограничений. Творя, человек меняет мир вокруг себя. А результатом такой творческой деятельности является его рост и перемены в нем самом. Таким образом генерация новшеств и креативных решений для творческой личности представляет собой непрерывный поиск себя.

Многие заблуждаются, считая творческие способности только умением писать стихи, произведения в прозе, сочинять музыку или рисовать. Наш уровень развития творческого потенциала влияет на то, как мы воспринимаем мир, кем ощущаем себя в нем. Людям с низким уровнем присуща склонность к повышенной самокритике, проявлению недовольства не только собой, но и другими, окружающим миром.

Как развить творческие способности?

Ключами раскрытия творческого потенциала могут быть регулярные медитации, работа с образом мышления, убеждениями ограничений с помощью аффирмаций, коучинга, психотерапии.

Немаловажно быть готовым к принятию новых идей не в какое-то определенный временной отрезок, а в любое время. Творить и созидать всегда и везде.

Результаты многочисленных исследований в области творчества показали следующее:

  • Взрослые и дети (без исключений) обладают ярко выраженной потребностью в занятии творчеством. У некоторых людей она жива на протяжении всего их существования, а другие теряют ее, взрослея.
  • Значительное количество людей, у которых не были явно заметны особые таланты в детстве, начали творить активно с возрастом. При этом они сумели добиться успеха в различных областях.

А значит, любой возраст не помеха развитию творческих способностей. Главное – это стимул.

Развитие творческих способностей во взрослом возрасте

Долго считали, что творческой личностью можно быть только с рождения. Тогда вопрос о развитии отпадал сам собой. Но это не так. Взрослым можно повышать креативность, заняться творческим видом деятельности, найти хобби и т.д.

Здесь главным для взрослых людей является стимул, наличие потребности. Тогда они не нарекают на Создателя и Вселенную, что те обделили их творческими способностями, а стараются находить пути усовершенствования себя и области реализации своей личности. Если человек хочет и осознанно стремится к развитию творческого потенциала, то это возможно.

Любая способность развивается в процессе деятельности, предполагая освоение навыков, тренировки. И здесь нужно тренировать в первую очередь мышление.

Чтобы развить у себя эти качества необходимо:

  • Накапливать знания и перерабатывать большие объемы данных из разных сфер. Такая информация – это и источник, и строительный материал в мире творчества;
  • Учиться владеть различными техниками и приемами креативной работы, что способствует переработке обычной информации в оригинальную форму идей;
  • Развивать уникальный вид мыслительного процесса, а именно нешаблонного, который способен нестандартно решать проблемы разного уровня сложности;
  • Иметь положительную мотивацию к творчеству, поддерживающую желание заниматься такой деятельностью, получая при этом личное удовольствие и одобрение, положительная оценка со стороны общественности. Иначе творчески развивать личность просто невозможно.
Вам будет интересно  Современные представления о содержании понятия «Профессиональное саморазвитие личности» – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Специально для тех, кто интересуется развитием креативности, мыслительных процессов и воображения, разрабатываются тренинги, ряд упражнений в форме игры для самостоятельной проработки.

Раскрытие творческих способностей детей

Развитие творческих способностей - фото 4

Дети в раннем возрасте (с самого раннего до 5 лет) очень любознательны. Именно этот период подходит оптимально для воспитания творческих личностей. Каждый ребенок имеет определенный творческий потенциал с рождения. Но сам он обычно проявляется у малышей незначительно. Потому родители должны заниматься развитием таких задатков и именно в раннем возрасте. И здесь стандартные подходы не работают. Творческий ребенок, человек не только хорошо рисует или поет. Занятия по развитию с детьми, начиная с малых лет, улучшают воображение, уровень креативности и способствуют получению разнообразия деятельности в будущем. У них появляется определенная свобода выбора.

Что способствует развитию таланта ребенка: условия для успешного результата

Развитию детей способствует создание следующих условий:

  • творчеством должны заниматься с ранних лет;
  • должен быть свободный выбор творческой деятельности;
  • предоставить разнообразие для выбора;
  • обеспечить благоприятную среду;
  • важна поддержка, мотивация со стороны родителей любого начинания ребенка.

Каждый из детей уникальный по-своему. Потенциал, заложенный с рождения можно и необходимо развивать. Дошкольники хотят творить, видеть и любоваться результатом своей работы. Создавая ряд благоприятных условий для такой их деятельности, взрослые помогают детям лучше понимать окружающую среду и осознавать себя в ней.

Методы и способы развития творческих задатков у детей

Задатки творческих способностей детей развивают такими методами и способами:

  • домашний кукольный театр – развивает воображение, фантазии. Куклы можно купить готовые или сшить самостоятельно. Можно сначала показывать представления, дальше приобщать малыша в такую игру. Вместе с развитием ребенок получает массу позитивных эмоций;
  • художественная деятельность – учить элементарным навыкам рисования можно еще до года. На сегодня существуют возможности выбора материалов и инструментов для этого, например, пальчиковые краски. Они удобны и практичны в использовании. Такой творческий процесс помогает развитию также восприятия цвета, мелкой моторики, креативности, элементарного анализа и сравнения. По ходу взросления набор художественных инструментов расширяется фломастерами, цветными ручками и карандашами и т.д.;
  • занятия лепкой – можно лепить из пластилина, теста простые фигурки, использовать формочки. Это развивает моторику и мышление;
  • создание аппликаций и поделок – подросшим детям можно уже доверять клей, цветную бумагу, ленты, бусины и ножницы. Они отлично помогают в развитии творческой личности ребенка. В сети интернет можно находить примеры для поделок и аппликаций. Создавая свой маленький шедевр, ребенок получает навыки, которые помогут в будущем;
  • чтение литературы – помогает развитию творческого мышления, а также речи, фантазии, запоминания. Ежедневное чтение с ребенком приносит массу позитива;
  • музыка – полезное занятие для ребенка. Развивает память, слух, образное мышление. Слушать классику рекомендуют детям с ранних лет. По желанию ребенка в дальнейшем можно записать в музыкальную школу. Малышу же можно петь, танцевать вместе с ним под любимые мелодии.

К развитию младших школьников приобщаются кроме родителей и учителя. Такие дети все еще активны и любознательны. Поэтому в этом периоде применяется много приемов и способов из перечисленных выше, но они могут быть усложнены.

Начальная школа способна на эффективное формирование навыков нестандартной работы, мышления. Ее задача заключается в развитии навыков решения задач творческой направленности. Для этого необходимо системное и последовательное преобразование реальности, соединение несовместимого, учет субъективного опыта учеников. И это является основой в системном, диалектическом мышлении, воображения, использовании различных методов организации творческой деятельности школьников. Таким образом, нужно проводить целенаправленную работу со школьниками, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

Вам будет интересно  Профессиональное саморазвитие педагога в современных условиях: психология преподавания

Творческое мышление: понятие и особенности

Развитие творческих способностей - фото 3

Польза способности принимать нестандартные решения для профессиональной деятельности и быта неоспорима. Творческое мышление предоставляет человеку разные возможности:

  • легкий выход из непростых ситуаций;
  • не быть такими, как стандартно мыслящее, действующее по алгоритмам окружение;
  • достигать большего;
  • иметь огромный шанс на успех.

Такой вид мышления после долгих лет изучений причислен к умственной деятельности с целым спектром особенностей. Его гибкость является способностью не только оперативно переключать внимание с одного вопроса на другой, но и умением находить новые пути в решении задач. Оно предполагает:

  • опираться на образы – новые оригинальные идеи, проекты рождаются в виде объемных образов (не зря же центр, отвечающий за умение человека творить, расположен в правой части головного мозга, а он и ответственен за работу с образами);
  • ассоциативное восприятие – важной особенностью творческой личности является способность оперативной установки ассоциаций между задачами и хранящимися в памяти информационными данными.

Несмотря на частые случаи противопоставления творческого мышления логическому виду, это две части целого. Ведь логика необходима для проверки решений, воплощения идеи, доработки и т. п.

По мнению Г.Уоллеса, творчество нуждается в дистанции (отстранённости от проблем). Мышление по его определению проходит следующие стадии:

  • подготовку, заключающуюся в формировании и попытки поиска решения задачи;
  • инкубацию, предполагающую на какое-то время отвлечение от задания;
  • озарение, когда приходит интуитивное решение;
  • проверку, заключающуюся в испытании решения и его реализации.

Творческое мышление: как активизировать

Существуют следующие методы:

  • психологические – нацелены на пробуждение скрытых, латентных творческих способностей, имеющихся у каждого человека. Наиболее известные из них ассоциативные методы;
  • инструментальные – позволяют не развивать мышление, а находить креативные решения задач.
  • коллективные – методы, предполагающие рождение новых идей при обсуждении какого-либо вопроса в группе, с другими людьми. Наиболее эффективным из них считают мозговой штурм, при котором обсуждается большое количество точек зрения. Они могут быть самыми различными. А на их основе находят оптимальные варианты, которые способны помочь в решении проблем.

Рассмотрим несколько методов подробнее:

  • Упражнение «Игра слов» – предполагает выбор любых двух слов из какого-либо текста и нахождение среди них чего-то общего, можно даже сочинить небольшую историю.
  • Упражнение «Шесть шляп» – лучше практиковать в группе не менее 6 человек, которая делится на 6 экспертов. У каждой команды свой цвет шляпы:

o белый цвет (логика) – «раскладывают все по полочкам»;

o желтый (оптимизм) – в «розовых очках» видеть плюсы;

o черный (критика) – выявлять недостатки идей;

o зеленый (творчество) – сама креативность и свобода мысли;

o красный (эмоции) – описание эмоций на идеи;

o синий (философия) – обобщение всех высказываний.

В случае выбора неподходящей шляпы человека моментально выбивает из зоны комфорта.

  • Прием обратного мозгового штурма – применим для группы. Предполагает высказывания всех точек зрения, но неправильных идей. Из них постепенно остаются лучшие «изюминки»;
  • «Надписи наоборот» – игра, знакомая с детства. Такое чтение активизирует креативность и развлекает.

Таким образом, любые методы благотворно воздействуют и стимулируют активизацию творческих способностей. А при этом еще происходит повышение эмоционального тонуса, рост уверенности в своих силах и самооценки. Такие люди способны и хотят познавать мир, постоянно открывать новинки. Эти изобретательные личности эффективно используют умение и знание. Кроме того, они обладают отлично развитой фантазией и богатым воображением: способны видеть то, что не под силу другим. Это также инициативные люди. Творчество является в первую очередь огромным трудом, а работать необходимо над собой.

Заинтересовала данная тематика? Специалисты Центра развития личности «Арканум» готовы предоставить свою помощь. Больше информации найдете на портале https://www.arcanum.ru/.

Вам будет интересно  Как пережить расставание с любимым человеком: советы психолога, как правильно себя вести, если бросил мужчина, как справиться, психологическая помощь, если ушла девушка

Развитие творческих способностей и мышления – методы развития творческих способностей у взрослых и детей Развитие творческих способностей и мышления – методы развития творческих способностей у взрослых и детей Развитие творческих способностей и мышления – методы развития творческих способностей у взрослых и детей Развитие творческих способностей и мышления – методы развития творческих способностей у взрослых и детей Развитие творческих способностей и мышления – методы развития творческих способностей у взрослых и детей Развитие творческих способностей и мышления – методы развития творческих способностей у взрослых и детей

Нумерология денег

Предыдущая статья

Презентация «Творческое саморазвитие»

Засимова Дарья Сергеевна

В процессе творческого саморазвития личности выделяют ценностно-мотивационный, содержательно-деятельностный, эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты. Эти компоненты представлены в презентации.

Скачать:

Вложение Размер
tvorcheskoe_samorazvitie.pptx 2.89 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Творческое саморазвитие и развитие личности

Творческое саморазвитие – длительный и многоплановый процесс, охватывающий становление личности на различных этапах ее жизнедеятельности .

В процессе творческого саморазвития личности выделяют ценностно-мотивационный, содержательно- деятельностный , эмоционально-волевой, оценочно-рефлексивный и коммуникативно-творческий компоненты. Эти компоненты обеспечивают целостность процесса творческого саморазвития личности.

Ценностно-мотивационный компонент процесса творческого саморазвития личности определяется системой доминирующих ценностей и мотивов, выражающих осознанное отношение личности к творческой деятельности по самовыстраиванию себя.

Содержательно- деятельностный компонент характеризует практический, операционный аспект творческого саморазвития личности. Составляющими деятельностной части компонента являются цели, задачи, содержание, методы, средства и формы деятельности по творческому саморазвитию, а также достигаемые результаты.

Эмоционально-волевой компонент творческого саморазвития личности включает в себя: осознанность и целенаправленность действий, умение владеть собой, своими действиями и своим эмоциональным состоянием; способность личности мобилизовать себя, активно использовать свои возможности для достижения поставленных целей.

Оценочно-рефлексивный компонент в структуре процесса творческого саморазвития личности необходим в силу того, что самооценка и рефлексия выступают как составляющие познания и анализа личностью собственного сознания и деятельности.

Коммуникативно-творческий компонент имеет особое значение в структуре процесса творческого саморазвития личности. Коммуникация – это не столько передача информации от одного лица другому, сколько поведенческая сторона взаимодействующих между собой людей.

Обозначенные компоненты , являясь частями целостного процесса, предполагают взаимовлияние, взаимопроникновение и существование каждого в остальных. Это означает, что содержание любого отдельного компонента «раскрывается» через другие, взаимодействует с ними, проявляется в них.

Факторы и условия, способствующие самосовершенствованию учащихся 1.Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути. 2.Работа над ошибками. 3.Соотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение. 4.Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств. 5.Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед. 6.Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.

Факторы и условия, способствующие творческой самореализации учащихся 1.Периодическая организация учебно-творческой и другой, деятельности учащихся на пределе их сил и способностей. 2.Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий. 3.Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий. 4.Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации. 5.Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся. 6.Показ значимости того вида творческой деятельности, где, личность стремится максимально реализовать себя, 7.Создание для учащихся ситуаций успеха. 8.Похвала , поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.

Факторы и условия, способствующие творческому самоопределению учащихся 1. Профилизация , дифференциация и индивидуализация обучения. 2. Предоставление учащимся задач и заданий по выбору. 4. Предоставление учащимся прав выбора кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя. 5. Организация творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей. 6. Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности. 7. Беседы с учащимися о их профессиональном выборе, профессиональном будущем. 8. Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 1. – К.,1996. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Книга 2. – К.,1998. Большой психологический словарь / Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. – М.: Прайм-Еврознак , 2003 – 672 с . Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. 2-е изд. перераб . и доп. / Изд-во: Питер. 2009. – 464с. Литература

https://www.arcanum.ru/blog/razvitie-tvorcheskih-sposobnostey
https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/11/08/prezentatsiya-tvorcheskoe-samorazvitie

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Как завоевать мужчину-Овна, влюбить в себя и удержать навсегдаКак завоевать мужчину-Овна, влюбить в себя и удержать навсегда

 Как завоевать мужчину-Овна: как покорить представителя знака, как Овны ведут себя в отношениях Многие женщины интересуются, как завоевать мужчину Овна. Для того, чтобы покорить его, стоит учитывать некоторые особенности этого

Как избавиться от навязчивой дружбы?

Как избавиться от навязчивой дружбы?Как избавиться от навязчивой дружбы?

 Особенно настораживает когда это те, с кем нас априори ничего не связывает (профессия, жизненный стиль, общие знакомые, увлеченность каким-то искусством, спортом и т. д.). У чувствительных людей, склонных к самоанализу,

Психология саморазвития и самосовершенствования личностиПсихология саморазвития и самосовершенствования личности

 Психология саморазвития: жизнь – это процесс. Выбираем направление! Психология саморазвития приобретает все большую популярность за счет эффективных техник становления характера, формирования уверенной в себе личности, открытой для новых знаний и