Регрессия, группировки, слабый лидер — какие еще законы групповой динамики превращают офис в «террариум единомышленников»? Каких «подводных течений» стоит остерегаться? Как сохранить присутствие духа и построить карьеру, даже если Вы попали в токсичную среду?
Законы групповой динамики: как выжить в «офисных джунглях»?
Жизнь обычного офиса порой напоминает пьесу Шекспира – с предательством и соблазнами, коварными интригами и сплетнями. Виноваты законы групповой динамики – это они превращают коллектив в «террариум единомышленников».
Законы групповой динамики
1. Эмоциональная регрессия.
Регрессия – возвращение к прошлому. Тот, кто был хулиганом и задирой в школе, скорее всего, будет пытаться доминировать в офисе и вести себя агрессивно. Если Вашими потребностями пренебрегали в детстве, Вы будете ждать от всех похвалы и одобрения, болезненно переживая критику и отказ.
2. Психологическая травма.
Когда у человека есть опыт неудачного взаимодействия с группой, например, его жестоко травили в прежнем коллективе, он не будет чувствовать себя в безопасности. Такие люди никому не доверяют и кажутся настороженными и отстраненными.
3. Группировки.
Большие коллективы легко распадаются на пары или мелкие группы. Для людей естественно искать союзников, а объединиться проще с теми, кто нам близок – по возрасту, опыту, характеру, социальному положению.
4. Борьба за власть.
В Вашем коллективе силен дух соперничества? Если обстановка конкурентная, ревность или зависть к чужому успеху усиливают напряженность. В такой среде процветают нарциссы – они привлекают внимание к себе, унижая других.
Почему обстановка в офисе становится невыносимой?
Токсичную групповую динамику запускают три причины:
1. Слабый лидер.
Плохие руководители действуют по-разному: это и тираны, которые контролируют каждый Ваш шаг, и те, кто отмахивается от проблем. В любом случае работникам не хватает эмоциональной поддержки, четкой цели и справедливых критериев оценки, чтобы хорошо выполнять свою работу. Когда лидер слаб, работники начинают конфликтовать друг с другом, либо проявляют пассивно-агрессивный подход.
2. Перегрузка.
Когда сотрудники перегружены работой, увеличиваются дозы кофеина и продолжительность сверхурочных, следовательно, растет уровень стресса. Это снижает мотивацию, провоцируя деструктивное поведение и профессиональное выгорание.
3. Отсутствие признательности.
Есть много способов поблагодарить сотрудников за хорошую работу: похвала, продвижение по карьерной лестнице, публичное признание заслуг и, конечно же, повышение зарплаты. Но когда усилия сотрудников не замечаются, они испытывают обиду, а в офисе процветает цинизм и лицемерие.
Что делать, если Вы попали в токсичную рабочую среду?
Можно выжить и среди ядовитых змей, если соблюдать три главных правила:
1. Минимум эмоций.
Избегайте конфликтов. Не обвиняйте и не жалуйтесь, иначе потеряете уважение в коллективе.
2. Думайте о себе.
Здоровое питание, полноценный сон, занятия спортом – все это проверенные способы повысить психологическую устойчивость. Расширяйте горизонты, выходя за пределы профессиональных интересов, а тем более офисных склок. Творчество и самовыражение – вот что защитит Вас от выгорания.
3. Планируйте будущее.
Если задумались об увольнении, начните искать варианты прямо сейчас. Тренируйте навыки прохождения собеседования, обновите резюме. Как только Вы увидите свет в конце туннеля, Вам будет проще справиться с токсичными отношениями.