Самореализация ребенка

Аватар

Психология

Самореализация ребенка

Сегодня предлагаем обсудить тему: «самореализация ребенка». Здесь собрана информация которая полностью раскрывает тематику и позволяет сделать правильные выводы.

Самореализация личности

В каждом человеке имеются задатки и способности, которые присущи в индивидуальном порядке только ему. Каждому человеку заложено стремление найти свое место в этой жизни, предназначение, которое он будет реализовывать в реальном мире, что позволит ему достигать успеха в данной области и получать моральное удовлетворение от действительности. Это называется самореализацией личности, которая бывает социальной, профессиональной, творческой.

Самореализация – это нахождение индивидом задатков и талантов в себе с целью дальнейшего их использования в конкретных видах деятельности, развивать и получать от этого удовольствие. Согласно пирамиде Маслоу, самореализация является наивысшей потребностью индивида. Для достижения духовного развития человеку нужно понять, чем он может заниматься, на что направлять свою энергию, чтобы достигать максимальных результатов и получать моральное удовлетворение.

Что такое самореализация личности?

Самореализацией личности сайт психологической помощи psymedcare.ru называет внутреннюю потребность каждого индивида в нахождении в себе невыявленных задатков и талантов с дальнейшим их развитием и использованием в определенной деятельности, что будет способствовать достижению успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности заключается в том, что индивид должен выявить в себе определенные задатки, после чего эффективно их использовать. Сам процесс самореализации начинается с раннего детства. И здесь на каждом шагу возникают проблемы:

  1. Человек может не выявить своих задатков, поскольку не было соответствующих условий для их проявления.
  2. Родители или лично сам человек не создал условия для собственной самореализации, что мешает развитию.
  3. Лично индивид игнорирует наличие у себя задатков, не верит в себя, устремлен на другие желания и потребности окружающих людей, что мешает ему заниматься самореализацией.

Таким образом, человек, который желает самореализоваться в жизни, должен отбросить все стереотипы и шаблоны, начать жить по воле собственного сердца, прислушиваться к себе и заниматься лишь теми делами, которые доставляют удовольствие.

Человек живет в социуме, поэтому он в обязательном порядке должен занимать активную позицию. Он должен заниматься теми видами деятельности, которые на сегодняшний день приемлемы в обществе и дают наибольшего успеха. Однако если идти не теми путями, на которые указывают другие люди, а той тропой, где человек реализовывает собственный потенциал, использует свои навыки и задатки, он достигает наибольшего успеха и счастья в жизни.

Самореализация – это способность человека в условиях окружающего мира и социального устроя применить навыки и наклонности, которыми он обладает. Самореализация осуществляется благодаря способности индивида предвидеть результат его действий, а также использованию эффективных методов и способов достижения целей.

Обычно человек старается самореализоваться сразу в нескольких областях жизни, а не только в одной. Так, он занимается не только построением карьеры, но и созданием семьи. Выделяют следующие стратегии самореализации:

  1. Самореализация с целью создания благоприятных условий жизни.
  2. Самореализация с целью покорения вершин славы и успеха.
  3. Самореализация с целью саморазвития, совершенствования собственных навыков и заложенных талантов.

Творческая самореализация

Каждый человек испытывает внутреннюю потребность осознать, на что он способен, чем может заниматься, на что направлять свою энергию, в каких видах деятельности достигать успеха. Самореализация становится одной из базовых потребностей, которые позволяют человеку испытывать душевное удовлетворение от жизни. Творческая самореализация – это способность индивида применять имеющиеся задатки в том направлении, в котором ему наиболее удобно.

Под творческой самореализацией ни в коем случае не понимается, чтобы каждый читатель умел слагать стихи или писать романы. У каждого человека просто имеется творческий потенциал, то есть склонность применять имеющиеся у него навыки в совсем необычных и неформальных способах. Творчество – это проявление своих задатков в свободной форме, без ограничений и условностей. Только в таком случае человек начинает развиваться, когда ему не говорят, как именно он должен использовать имеющиеся у него навыки и наклонности.

Творчество рождается при отсутствии условностей и ограничений. Пусть человек не будет уметь танцевать или петь, однако он сможет разработать новый прибор, поскольку будет иметь к этому все задатки.

Профессиональная самореализация

В основном человек пытается самореализоваться в двух областях жизни – профессиональной и любовной (семейной). Работе человек отдает большую часть своего времени и сил. Более того, именно через деятельность человек саморализовывается, то есть когда применяет свои навыки в практической работе. Таким образом, самореализация зависит от того, насколько верно человек понимает самого себя и свои задатки, в какой области деятельности их применяет и насколько успешен здесь. Самореализация в основе своей является профессиональной.

Вот почему индивид должен внимательно относиться к выбору профессии. Если человек с задатками педагога отправится работать на завод, тогда он никогда не достигнет самореализации и не получит удовольствия от работы, даже не станет достигать вершин в своей карьере. Только в педагогической среде человек с задатками педагога будет успешен и доволен. То же справедливо и для других сфер жизни.

Насколько человек верно выбрал себе профессию, можно определить по уровню его удовлетворенности своей работой, интереса к своему виду деятельности и успешности, которую он достигает в итоге.

Выбирая ту или иную работу, нужно ориентироваться на возможность получения больших денег или все-таки искать тот вид деятельности, который будет вами интересен и любим? Сама идея работы для самореализации разрушительна. Хорошо, если вы самореализовываетесь. Но это становится неважным, если в холодильнике пусто. Работа предназначена для заработка. А самореализовываться можно, имея хобби.

Уже много людей потратили много времени для взращивания собственной бедности, руководствуясь идеей о том, что нужно не зарабатывать, а самореализовываться. В таком случае, зачем придумали такие понятия, как «хобби» и «увлечения»? Работа не предназначена для самореализации. Если вам удалось найти свое любимое дело и еще заработать на нем, тогда вам вдвойне повезло. Но следует понимать, что изначально работа предполагает под собой труд и зарабатывание денег, а не самореализацию.

Для работы важно одно – что у вас получается делать лучше всего? Вам может это не нравиться, но если у вас это получается, то это может дать вам много денег. Соответственно, если вы видите, что вам что-то удается делать легко, быстро и качественно, то вы можете заработать именно на этом. И довольно часто люди не испытывают «любовных» чувств к собственным навыкам. Но это еще не значит, что вы должны не обращать на них внимания. Если у вас что-то получается качественно делать, то этот навык может принести вам много денег. В этом и заключается работа. И не имеет значения, нравится вам это делать или нет.

На втором месте стоят деньги. Чем больше вы их зарабатываете, тем лучше. Несомненно, нужно думать о том, сколько вы зарабатываете. Плоха та работа, на которой вы трудитесь и получаете гроши. Нужно думать о количестве получаемых денег, ведь это – ваш заработок и то, ради чего вы вообще работаете.

И лишь потом важна самореализация. Если на работе вы самореализовываетесь, это хорошо, вам повезло. Но не впадайте в крайность, когда есть деньги, но нет удовольствия, или есть удовольствие, но нет денег. Лучше найти себе такую работу, когда вы не просто зарабатываете деньги, но и получаете хоть малейшее удовольствие от своего труда.

Социальная самореализация

Социальная самореализация проявляется в устремленности человека что-то делать для других людей, быть уважаемым и одобряемым ими, становиться полезным. Причем самореализовывается человек именно тогда, когда достигает тех целей в социальной жизни, которые он перед собой ставит, а не живет так, как у него получается или как говорят другие люди.

Следует отличать социальную самореализацию, которая заключается в полезности и способности индивида устанавливать нужные контакты с важными людьми, от достижения вершин в карьере, зарабатывании денег и мелькании по телевизору.

Условия самореализации личности

Для самореализации нужны определенные условия, которые предоставляются личности. Поскольку самореализация начинается с раннего возраста, в первую очередь за саморазвитие личности отвечают родители и общество в целом. Первыми условиями, в которых ребенок оказывается и способен себя проявить, являются воспитание и образование.

Для выявления собственных задатков и наклонностей у ребенка должны быть все условия, а именно личное пространство, свобода действий и передвижения. Дело в том, что выполняя конкретную работу и позволенное родителями/учителями, ребенок не сможет понять, раскрыл ли он все возможные у себя задатки. Нужна свобода и личное пространство, где ребенок будет экспериментировать, пробовать, сталкиваться с чем-то новым, что не предоставляется ему родителями и другими взрослыми людьми.

Сначала должны быть условия для выявления задатков. Зачастую ребенок сам обнаруживает у себя наклонности, а не родители или учителя ему в этом помогают. Однако потом возникает необходимость взрослым создать все условия для развития в ребенке его талантов, которые он в себе обнаружил. Обычно ребенок начинает чем-то увлекаться, интересоваться, просить ему купить то, что соответствует его талантам и интересам. Если родители предоставят все условия для развития талантов ребенка, тогда он начнет свой путь к самореализации.

Цели самореализации

В процессе всей своей жизни человек направляет свои действия на самореализацию. Чем бы человек ни занимался, все его поступки направлены на то, чтобы проявить себя в максимально возможной форме, достичь желаемого результата, показать самого себя. Насколько хорошо это получается, уже зависит от условий и собственных задатков.

Человеку важно не только выявлять у себя задатки и проявлять их, но и достигать определенных результатов, которые будут указывать на то, насколько человек развит в своем интересе. Более того, в процессе жизни человек постоянно меняет свою деятельность, интересы и желания, что является нормальным. Самореализация меняет свое направление в зависимости от того, что важно человеку на данный момент.

Самореализация зависит от того, насколько сильно человек развивает самого себя. Мало просто выявить в себе задатки и интересы, важно их еще развивать и применять в определенной области деятельности. Выделяют следующие направленности в саморазвитии:

  • Нежелание человека заниматься определенной деятельностью, агрессивное противостояние ей.
  • Уход в другой вид деятельности с целью нежелания заниматься предыдущей работой.
  • Выполнение работы по шаблону, так как это принято.
  • Желание развивать свои навыки и совершенствовать в определенной работе.
  • Стремление совершенствовать свои навыки, развиваться профессионально, использовать творческий потенциал.

Самореализация – одна из потребностей любого индивида, который просто желает знать, где он может найти свое место, чем заняться, в чем себя максимально проявить и использовать весь имеющийся у него потенциал. На это уходит время, порой вся жизнь человека, который сначала должен обнаружить в себе задатки, затем побороться с обществом за право заниматься их развитием и проявлять в определенном виде деятельности, после чего получать результаты и стремиться к более высоким вершинам.

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Самореализация человека начинается с первых лет его жизни. Не во взрослом возрасте человек должен обретать способность заниматься всем, чем он пожелает, а уже в детском периоде, когда он только познает себя и окружающий мир. Ребенок самореализуется через применение собственных навыков и талантов, которые он в себе обнаруживает. Самореализация начинается в дошкольном возрасте.

Сайт психологической помощи psymedcare.ru призывает родителей уделять большое внимание тому, какими талантами обладают их дети и к чему они проявляют способность. Самореализация осуществляется через деятельность, когда ребенок применяет свои навыки, которые у него легко развиваются и проявляются. Если ребенка лишить возможности самореализовываться, тогда он станет несчастным (возможно развитие депрессивного состояния, которое он будет пытаться устранить различными способами, в том числе через применение наркотиков и алкоголя).

Аристотель утверждал, что все люди стремятся к счастью. Греческое слово «счастье» можно перевести как «доброе проведение» или «хорошая судьба». Так человек может сказать о своей жизни, если добьется целей, без которых жизнь нельзя назвать хорошей, а именно достигнет совершенства.

Слово «счастье» во всех своих значениях подразумевает, что человек должен заполнить внутреннюю пустоту и достичь вершины скрытых способностей. Именно внутренняя пустота является источником несчастья любого человека. Все философские учения, которые защищают или оправдывают бесполезность и невозможность достижения счастья, основываются на идее пустоты.

Такие варианты нигилизма, как фатализм, философия абсурда, цинизм или пессимизм, практический скептицизм, настаивают на невозможности достижения счастья в жизни, которая сама по себе лишена смысла. Трудность состоит в том, что внутренняя пустота не может быть заполнена чем угодно, пусть даже это что-то будет добрым и полезным. Не любая вода способна утолить внутреннюю жажду, испытываемую человеком.

Фаталист утверждает, будто индивид не является хозяином своей судьбы. Однако в результате серьезной внутренней работы он способен изменить такое положение вещей. Не стоит забывать, что хорошая судьба является не предначертанием гороскопа, а плодом индивидуальной работы над своими недостатками, ограниченностью и заблуждениями.

Что такое самореализация ребенка?

Самореализацией ребенка называется нахождение в себе личных качеств и сторон, которые малыш может направить и использовать для осуществления определенной деятельности с целью достижения счастливой и успешной жизни. Другими словами, ребенок находит в себе возможности, наклонности и таланты, которые теперь может использовать в определенной деятельности, получая моральное удовлетворение как от процесса, так и от результата.

Для самореализации ребенок должен найти свои возможности и таланты. Для этого нужны определенные условия. Если ребенок не находит в себе наклонностей, тогда его жизнь не становится счастливой. Он не понимает, на что способен и что ему интересно. Когда ребенок находит в себе определенные склонности и таланты, тогда он может заниматься тем видом деятельности, который требует данные навыки, совершенствовать их и получать моральное удовлетворение от достижения хороших результатов.

В процессе самореализации ребенок не только совершенствует свои навыки, но и наблюдает положительную динамику достижения хороших результатов, что подстегивает его дальше развиваться и совершенствоваться. Это позволяет ему становиться успешным в той области, где он развивается, и ощущать внутреннее счастье, самоудовлетворение личных потребностей.

Несомненно, каждый родитель желает своему ребенку счастья. Однако родитель – тоже человек, который способен не осознавать свои подсознательные желания или преследовать вторичные мотивы (те же неосознаваемые цели). Таким образом, «желая ребенку счастья», родитель не просто хочет ему счастья, а желает именного того успеха, который он представляет сам себе. То есть родитель желает ребенку счастья такого, которое он сам себе представляет, а не такое, которое представляется ребенку.

Поэтому иногда родители не понимают, почему ребенок играет со старой и истрепанной игрушкой, когда ему купили новую. А все дело лишь в том, что вы – это вы, а ребенку может казаться, что счастье заключается в чем-то другом, не в том, что вы себе представляете.

Но какие еще могут быть подводные камни в родительском «желаю ребенку счастья»? Помимо того, что родители желают ребенку не того счастья, которое хочет сам себе ребенок, они еще могут «вставлять ему палки в колеса», если при этом боятся, что ребенок достигнет самостоятельности и независимости от них. Таким образом, мать может хотеть, чтобы сын работал, но при этом отдавал свою зарплату ей. В таком случае она не просто действует из меркантильных желаний, но и ограничивает сына в том, что он может пойти куда-то погулять, встретить и полюбить девушку, с которой захочет связать свою судьбу. Ведь если сын уйдет из дома, то кто ее будет обеспечивать деньгами?

Родители, «желая ребенку счастья», часто мешают его социализации, то есть взрослению и становлению его как самостоятельного человека. Они могут подталкивать его на какие-то взрослые поступки, но чтобы он при этом делал то, что они хотят. Например, будешь работать только по специальности доктора, потому что все мужчины или женщины нашей семьи работали докторами. То есть ребенка ограничивают в выборе профессии, негласно угрожая ему отречением всего рода, если он не согласится быть доктором. Более того, если он не сможет быть доктором, то всегда будет на попечении родителей, то есть никуда от них не уйдет.

Родительское «желаю ребенку счастья» не всегда является тем, что говорится на словах. Довольно часто родители желают лишь того счастья, которое они сами себе представляют, а не то счастье, которое представляют себе сами дети. Вместе с тем родители, всегда желая счастья, начинают диктовать своим детям, к какому именно успеху и как им нужно идти, не учитывая то, что у детей могут быть свои пути и взгляды, как достичь таких же успешных высот. Тем самым родители задерживают детей в «семейном гнезде», потому что зачастую не мыслят смысла своего существования, если те покинут «отчий дом», чтобы создать свои семьи.

Поэтому не всегда родительское «желаю ребенку счастья» является действительным желанием сделать чадо счастливым. Чаще всего родители преследуют что-то свое, вмещая в слово «счастье» какое-то конкретное свое желание, которого они хотят достичь, а не стремление узнать у ребенка, что для него является счастье, поддержать его и помочь достичь того успеха, которое представляется лично ему.

Условия для самореализации ребенка

Специалисты убеждены, что в каждом человеке имеются задатки, которые можно будет легко развивать и достигать успехов в данной области. Однако для обнаружения и развития задатков нужны условия, которые позволят данным наклонностям проявиться. Данный момент очень трудный, поскольку невозможно создать нужные условия, когда не понимаешь, какие именно задатки необходимо выявить. Вот почему родителям предлагаются различные игры и рекомендации, которые позволят выявить хотя бы возможные наклонности у ребенка.

Если ребенок попадет в определенные условия, в которых он проявит свои наклонности или таланты, тогда он выявит в себе интерес к конкретной деятельности, которой будет с удовольствием заниматься и развивать свои наклонности, достигать успеха и становиться счастливым.

Проблемой может стать то, как сам ребенок оценивает собственные задатки. Если ребенок низко оценивает собственные возможности, не верит в них, не обращает внимания на то, на что он способен, не позволяет себе проявлять свои наклонности, тогда он не будет самореализовываться, а его таланты так и останутся задатками.

Родители должны создавать условия, которые позволят детям самореализовываться. Во-первых, это слова одобрения: «молодец», «давай этим займемся еще», «у тебя получается» и пр. Во-вторых, это предоставление всех нужных ребенку ресурсов, которые позволяют ему заниматься своими любимыми делами.

Ребенок в большинстве своем реализуется через творчество. Таким образом, ребенок импровизирует, пробует новое, познает уже известное другим людям, развивается и тренирует собственные навыки.

Несчастным становится тот человек, который не знает, что его может порадовать. Ни один вид деятельности не приносит морального и душевного удовлетворения. Если человек не находит свое место в этом мире, тогда он продолжает скитания и страдает.

Личностей, которые используют свой потенциал, выходят в мир, демонстрируя всю яркость своих качеств и талантов, вовремя используют свои как хорошие, так и плохие стороны, чаще всего уважают, ценят и любят. Самореализованные люди больше светятся от радости и полного ощущения удовлетворенности.

Самореализация проявляется в удовлетворенности, которую человек получает в процессе выполнения конкретной работы. Если ребенок не находит своего места и интересов, тогда он нередко становится приверженцем какой-то группы, пробует различные вредные привычки, начинает вести себя антисоциально. Ребенок просто пытается найти себя. А если родители ничем не смогли его заинтересовать, не помогли ему раскрыть свои таланты, не предоставили условий для самореализации, тогда он начнет проявлять девиантное поведение, курить, пить, употреблять наркотики или одеваться неформально.

Творческая самореализация ребенка

Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый человек рождается с желанием быть счастливым, нести добро окружающим и заниматься любимым делом. Если человек не находит свое место, не понимает, какими талантами он обладает и чем может заниматься, тогда он теряет способности к гибкости, достижению счастья и успеха по жизни. В детском возрасте самореализация осуществляется через творчество. Различные игры, поделки, конкурсы, соревнования, кружки и прочие мероприятия позволяют ребенку не только познакомиться с окружающим миром, но и понять самого себя.

Взрослые не должны ограничивать инициативу и свободу своего ребенка. Они должны предоставлять ему все условия, в которых он будет способен раскрыть и развить весь свой потенциал. В таком случае ребенку будет легче справляться с соблазнами, проблемами и агрессивным настроением, которое присуще всем людям. Если ребенок имеет интересы, желания и возможности их реализовывать, тогда он сможет регулировать свое поведение в ситуации агрессии или злости. Если же ребенок не будет обладать интересами, тогда он будет склонен совершать поступки, которые осуждаются законом и обществом.

Самореализация ребенка дошкольного возраста

Начиная с 3-летнего возраста, ребенок уже начинает понимать свои желания и выражать их. Он уже хочет сам решать, в какие игры играть, куда идти, что одевать и чем заниматься. В данном случае родителям следует чаще подчиняться желаниям ребенка и даже поощрять их.

В данном возрасте ребенок должен общаться со сверстниками, посещать места и быть в окружении детей. В таких условиях он формирует все важные навыки привязанности и дружбы. Более того, в коллективе детей ребенок сталкивается с ситуациями, в которых он может проявить себя, параллельно познав самого себя и собственные наклонности. В домашних условиях сделать это гораздо сложнее, где ребенок занимается одними и теми же делами.

Вместе с тем родителям следует уделять внимание ребенку, играть с ним в различные игры, просто любить и поддерживать, стараться понимать и проявлять эмоции.

Самореализация важна любому человеку. Данный процесс начинает свое развитие в дошкольном возрасте, совершенствуется и развивается в подростковый период и становится показателем успешности и ощущения счастья во взрослой жизни.

Творческая самореализация ребенка.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Творческая самореализация ребенка.

ВложениеРазмер
tvorcheskaya_samorealizatsiya_rebenka.docx19.37 КБvozrastnye_osobennosti_detey.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая самореализация ребенка.

В искусстве очень важно передать ребенку собственный опыт творческой деятельности, своего эстетического отношения к действительности. Приобрести таковой только упражнениями невозможно – это надо пережить, пронести через себя, затронуть струнки детской души. Развитию эмоциональной чуткости во многом способствует применение метода единства восприятия и созидания, реализуемого через интеграцию знаний. Такие занятия всегда проходят интересно и оставляют яркий след в душе ребенка, и творческие работы учащихся получаются непосредственными, идущими из души, выразительными.

Ребенок на фоне эмоционального восприятия различных произведений искусства создает свои собственные работы, при этом они размышляет, выдвигает свои гипотезы, отстаивает свои версии, догадки, предположения. Единство всех видов деятельности здесь не цель, а средство. Важно, дать понятие схожести в приемах изображения. Пространство в музыке создается посредством нарастания или удаления звука, в живописи — усилением интенсивности цвета на первом плане и ослабление на втором, третьем плане. Мелодия как нить, характерная для главного в музыке и выделение цветом, размером, расположением — главного в живописном произведении. Использование литераторами, поэтами цветовых ощущений для передачи замысла, чувств и настроения и то же самое у художников в живописи. Точек соприкосновения много и их надо умело использовать в обучении творчеству. Духовное развитие личности, воспитание мира чувств ребенка, его эмоциональной чуткости важнейшая задача, требующая от педагога большого такта и интуиции.

Внеклассные занятия, посвященные изобразительному творчеству — большое «подспорье» в эстетическом воспитании детей. Преимущество и особенности студии в том, что ребята в большей степени раскрываются на занятиях, чем на уроках: здесь не ставят отметок, не дают примелькавшихся заданий, восприятие материала превращается в занятие сотворчества. Обычно лучшим примером для ученика является сам педагог – «от сердца к сердцу» — только так можно достичь желаемого результата в творчестве.

Следует максимально использовать ресурсы системы дополнительного образования детей как «особо ценного типа образования», так как внеурочная деятельность в школе позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Целью педагогической работы должна быть организация такого творческого процесса, при котором даже не рисующие маленькие дети начинают творить, необходимо создать все условия для раскрытия и развития творческого потенциала ребёнка. В художественной изобразительной деятельности и декоративно-прикладном искусстве кроются неограниченные возможности для развития творческой личности.

Предварительный просмотр:

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо — вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением.

В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Их тянет к романтике. Вожатому легче воздействовать на подростков, если он выступает в роли старшего члена коллектива и, таким образом, ‘изнутри’ воздействовать на общественное мнение.

Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, их жизнь, тем более она им нравится.

[1]

Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они болезненно относятся к расхождениям между словами и делами вожатого. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.

16-17 лет – юношеский возраст.

Они перерастают свою угловатость, неуклюжесть. Имеют привлекательную, повзрослевшую внешность. Формируются привычки. Обеспокоены своей сексуальной природой и особенностями умственного развития. Это сопровождается возникновением интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками. Их мышление достигает новых высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, комплексы.

Любят дебаты и споры. Их воображение обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или к исключительной социальной группе.

Их очень интересуют собственные особенности и свой внешний облик. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции.

Устремленность в будущее, построение жизненных планов. Растет желание помогать другим. В общении появляется потребность во внутренней близости, откровенности, и тайнах, секретах. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослым. Устанавливаются эмоциональные контакты с взрослыми на более высоком сознательном уровне.

Список использованных источников Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов [Текст]. – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр. Аверин, В.А. Психология детей и подростков[Текст].: Монография. – Санкт-Петербург, 1994 .-216стр. Дубравина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие [Текст]. – М.: Академия, 2002. – 330 стр.

Детские организации в школах

Под самореализацией детей мы понимаем осознаваемый и субъективно-значимый процесс раскрытия ребенком своих способностей и возможностей в деятельности и отношениях. Самореализация ребенка как процесс предполагает следующее: идентификацию себя с другими, открытость опыту и его принятие; разнообразное восприятие субъектом чувственно-заданных ситуаций; творческий характер активности субъекта.

[2]

Самореализация ребенком своего “Я” связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие — первично, это объективный процесс, не зависящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание — управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего “Я”.

Условием и движущей силой самореализации ребенка в детской общественной организации является поле самореализации. Понятие “поле” обозначает определенное внутреннее “тяготение” субъектов друг к другу, взаимное стремление взаимодействовать, результатом которого является их совместная деятельность.

Поскольку в детской общественной организации поведение одного ребенка связано с поведением других и взаимодействие в организации определяется мотивами участников, мы ввели понятие “поле самореализации”. По аналогии наблюдаемый процесс самореализации есть функция поля, образуемого взаимозависимыми факторами, влияющими на этот процесс. Изменение условий самореализации детей изменяет их мотивы и их самих; с другой стороны, воздействие на участников процесса самореализации будет влиять на поле самореализации и всю исследуемую систему.

Поле самореализации возникает тогда, когда есть сфера общих социальных интересов. Если взаимодействие детей в процессе самореализации межличностное, только в процессе общения, то цикл его ограничен тремя замкнутыми звеньями: определение общих социальных интересов — формирование поля самореализации — расширение сферы социальных интересов. Если взаимодействие предметное, то при наличии общего социального интереса и возникшего на этой основе поля самореализации выделяется предмет совместной деятельности, определяются ее цели, проектируется комплекс совместных социальных действий, организуется реализация целей совместной деятельности, проводится поэтапный анализ социальных действий, осуществляется коррекция социального поведения и деятельности. В результате всего происходит не только самореализация, но и расширение сферы социальных интересов детей.

В этом замкнутом цикле ни одно звено не приобретает самодовлеющего значения, поскольку зависит от остальных звеньев и наоборот. Все они связаны внутренним динамическим единством.

В соответствии с вышесказанным под полем самореализации мы понимаем наличие возможностей для детей реализовать свои личные социально-значимые интересы и потребности, которые представляет им детская общественная организация в процессе организации совместной деятельности, расширения сферы общения, формирования рефлексивной позиции.

Создание поля самореализации предполагает:

организацию, конструирование ситуаций жизнедеятельности детской общественной организации, способствующих максимальному проявлению индивидуального (личного) потенциала у возможно большего числа членов организации;

оптимизацию стиля взаимоотношений между членами детской общественной организации, между организациями, их лидерами и представителями;

создание в детской общественной организации обстановки сотрудничества и взаимопонимания.

Многое зависит в самореализации и от способа организации общественно значимой деятельности членов детской организации. Между способом организации жизнедеятельности членов детской организации и их удовлетворенностью ее результатами также существует прямая связь и зависимость. Правомерно поэтому говорить и о такой закономерности, как зависимость результатов самореализации от способа организации той деятельности, в процессе которой она осуществлялась.

В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. >>>

Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым.>>>

Самореализация личности

Самореализация личности – воплощение ею своих желаний, стремлений, задатков, талантов. О человеке, который занимается выполнением этой задачи, обычно говорят: он на правильном пути. По словам Э. Фромма, самовоплощение – важнейший плод усилий каждого индивида.

Запускной механизм этого процесса – самоактуализация, – по мнению А. Маслоу, является ключевым мотивационным фактором личности, помогающим ей обрести смысл земного существования. Еще до этого открытия американского психолога его коллега К. Хорни выдвинула гипотезу о том, что программа самоопределения заложена в нас на генном уровне.

Человека, который не ищет своего призвания, ждет незавидная судьба. Предав «души прекрасные порывы», он обрекает себя на бесцельное прозябание, неудовлетворенность, депрессию , деградацию. Вместо того, чтобы использовать отпущенное время жизни, он убивает его.

По выражению Б. Акунина, 999 человек из 1000 проживает не свою, а чужую судьбу. Вот почему важно убедиться в собственной уникальности, раскрыть свое предначертание, сотворить самого себя.

Цели самореализации

Созидание собственной личности – эволюционный процесс длиною в жизнь. При этом каждый его этап требует достижения целей, актуальных для текущего момента.

Рассмотрим основные возрастные стратегии и свойственные им цели самореализации:

Детство – пора раскрытия интеллектуального и духовного потенциала личности. Главные цели:

  • учеба, развивающая умственные способности, выковывающая характер;
  • общение со сверстниками, помогающее ребенку постичь собственные сильные и слабые стороны;
  • поиск себя в различных видах творчества.

Юность – выбор профессии и спутника жизни. Направления основных усилий:

  • выработка чуткости к внутреннему голосу, преодоление стереотипов и предрассудков;
  • интеллектуальное развитие;
  • совершенствование душевной и физической формы;
  • постижение азов интимных отношений.

Зрелость – самоутверждение в профессии и личной жизни. Цели данного периода:

  • расширение круга профессиональных компетенций, оттачивание мастерства;
  • признание в трудовом коллективе;
  • обретение гармонии в семье;
  • достижение желанного социального статуса.

Нужно учесть, что программы ориентирования личности, ее внутренние установки могут трансформироваться под давлением среды. К примеру, в кризисном обществе большинство людей предпочитают самореализации материальный достаток или карьерный успех.

Лишь немногим удается не «зарыть» свой талант в угоду стратегии банального выживания. Все зависит от психологических характеристик личности, крепости ее внутреннего стержня.

Творческая самореализация

Максимальное самовыражение – это удел личностей, увлеченных творчеством. И.Гете называл его силой, которая не оставит в покое, пока ты ему не посвятишь себя целиком.

Наслаждение творить требует от человека полной самоотдачи. Но оно же наделяет его бесценными «бонусами»:

  • выработкой нестандартного взгляда на вещи, при котором старое – источник нового, а хаос – начало порядка;
  • привычкой мыслить смело и конструктивно;
  • навыком быстро справляться со сложностями;
  • признанием своей уникальности, спокойным принятием иррационального в себе;
  • повышением культурного уровня;
  • формированием философского и личностного мировоззрения;
  • эмоциональным подъемом – источником духовного и физического здоровья; недаром творческую самореализацию как цель арт-терапии используют для избавления от психических отклонений;
  • счастливым осознанием того, что плоды творчества – научные открытия или произведения искусства – способны пережить автора, принести пользу людям, войти в сокровищницу цивилизации.

Не обязательно, чтобы каждый стал выдающимся стихотворцем или живописцем. Овладение любым творческим процессом – техническим, игровым, изобретательским, спортивным, повседневно-бытовым – является признаком духовного роста личности.

Профессиональная самореализация

Выбор дела всей жизни – кульминационный момент в человеческой судьбе. От правильности этого шага зависят не только материальное благополучие, статусность, успешность, но и ощущение самодостаточности личности. Ее критериями являются:

  • осознание своей адекватности требованиям времени;
  • приобретение багажа трудовых побед;
  • умение определить зоны потенциальных неудач;
  • самосовершенствование через преодоление трудностей.

К таким показателям невозможно прийти без волевого усилия. Но его одного для профессиональной самореализации недостаточно. Надо, чтобы выбранное дело не только нравилось, но и не выматывало, не приводило к эмоциональному выгоранию . Эта проблема снимается путем постоянной работы над собой, ведущей к повышению уровня адаптации.

Социальная самореализация

Достижение успехов в контактах с окружающими, причем в той мере, в какой они доставляют истинное наслаждение конкретной личности, и будет способствовать ее социальной самореализации.

Кто-то, к примеру, получает удовлетворение от волонтерской деятельности в нескольких сиротских приютах. А кому-то кажется полезней помощь одинокой соседке по лестничной клетке.

Любая из этих социально-гуманитарных ролей приведет к развитию таких ценных качеств, как общительность, эмпатия , альтруизм, ответственность. Реализация этих личностных потенций повышает самоуважение и способствует восприятию себя как достойного члена общества.

Заключение

Видео удалено.

Видео (кликните для воспроизведения).

Аристотель считал, что путь к счастью лежит через реализацию талантов. Состоявшаяся личность – это действительно счастливая персона. Она свободна от общественных условностей, отличается высокой адаптивностью, самоконтролем и креативностью, умеет выходить из тупиковых ситуаций и получать удовлетворение от каждого прожитого дня.

Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

CC BY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович, Иванова Ирина Викторовна

В статье раскрывается сущность педагогического сопровождения саморазвития личности. Предлагается характеристика процесса саморазвития ребенка, описываются критерии саморазвития . Особое внимание уделяется проблеме формирования потребности в саморазвитии и описанию условий успешности педагогического сопровождения саморазвития детей в дополнительном образовании.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рожков Михаил Иосифович, Иванова Ирина Викторовна

Support of Children»s Self-Development as a Target Function of Further Education

The article reveals the essence of pedagogical support for self-development of the individual. A characteristic of the child’s self-development process is proposed, and the criteria for self-development are described. Particular attention is paid to the problem of the formation of the need in self-development and the description of conditions for the success of pedagogical support for the children’s self-development in further education.

Текст научной работы на тему «Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования»

М. И. Рожков, И. В. Иванова

Сопровождение саморазвития детей как целевая функция дополнительного образования

В статье раскрывается сущность педагогического сопровождения саморазвития личности. Предлагается характеристика процесса саморазвития ребенка, описываются критерии саморазвития. Особое внимание уделяется проблеме формирования потребности в саморазвитии и описанию условий успешности педагогического сопровождения саморазвития детей в дополнительном образовании.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, саморазвитие, потребность в саморазвитии, условия педагогического сопровождения.

M. I. Rozhkov, I. V. Ivanova

Support of Children’s Self-Development as a Target Function of Further Education

The article reveals the essence of pedagogical support for self-development of the individual. A characteristic of the child’s self-development process is proposed, and the criteria for self-development are described. Particular attention is paid to the problem of the formation of the need in self-development and the description of conditions for the success of pedagogical support for the children’s self-development in further education.

Keywords: pedagogical support, self-development, need in self-development, conditions of pedagogical support.

Характерной чертой современного этапа развития системы образования является ориентация на воспитание свободной, здоровой и счастливой личности, что отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Свобода — высшая духовная ценность, которая позволяет человеку реализовывать свою субъектную позицию, осуществлять поступки, исходя из понимания их значимости для себя без внешнего принуждения. Сущность человека как высокоразвитого цивилизованного существа определяется тем, что он ищет и реализует смысл своего существования, поэтому он относится к окружающему и происходящему с позиции определения значимости этого для его жизни. Благодаря свободе человек не просто приспосабливается к окружающей действительности, но и преобразовывает ее в соответствии со своим представлением о лучшей жизни. Именно через развитие субъектной позиции у ребенка в процессе социального контакта со взрослыми

происходит осознание себя как свободного человека.

Образовательный смысл категории «свобода», прежде всего, в том, что данная категория может рассматриваться как механизм автономизации личности — присвоение ею права на а) уникальность (возможность существовать в собственном сознании и сознании других как нечто неповторимое, имеющее самоценность); б) самореализацию (выстраивание собственной жизненной траектории на основе самоопределения) [9]. Важнейшим фактором формирования качеств свободного человека является создание условий для его саморазвития. Под саморазвитием понимаем реализацию ребенком собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств.

Важно заметить, что процесс саморазвития в современной образовательной политике приобретает приоритетное значение: он присутствует в качестве главного целевого ориентира почти в каждой образовательной программе, отражен в

© Рожков М. И., Иванова И. В., 2017

статьях Закона РФ «Об образовании», представлен в материалах «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы», упоминается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) и других основополагающих документах об образовании в РФ. В материалах «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается, что сегодня первоочередное внимание должно уделяться воспитанию в детях умения совершать правильный выбор, формированию позитивных жизненных ориентиров и планов, что является показателем саморазвития личности. Данный целевой ориентир предполагает реализацию субъектной позиции ребенка и построение отношений сотрудничества между педагогом и детьми.

Современная образовательная организация должна быть готова к проектированию среды, которая способна создать предпосылки и условия для саморазвития детей. Эта среда должна предоставить каждому выбор путей и способов достижения личностно значимых целей. Как отмечает Е. В. Вторушина, важным фактором в саморазвитии обучающихся сегодня становятся специально организованные педагогические условия [2, с. 51-52].

Дополнительное образование позволяет реа-лизовывать субъектную позицию ребенка, а отношения педагога и ребенка в основном носят характер сотрудничества. В связи с этим возможности педагогического сопровождения саморазвития детей видятся нам особенно рельефно в условиях дополнительного образования, поскольку последнее построено на принципах, обеспечивающих развитие субъектности детей и предполагает

— добровольный, свободный выбор направления и вида деятельности, содержания своего образования, объема и темпа его освоения;

— учет индивидуальных потребностей ребенка, подчиненность природе ребенка;

— принятие и защиту индивидуальных интересов детей;

— отсутствие жесткой регламентации об-разовательногопроцесса, универсальных, единых для всех стандартов содержания образования, что создает благоприятные условия для творчества, инновации, инициативы, успешности, самопроявления;

— сотрудничество детей и взрослых в контексте детско-взрослой со-бытийной общности;

— доминанту в образовательном процессе установки на индивидуальный опыт продуктивной деятельности и учения с учетом свободного выбора, интересов всех участников объединения, но с четким определением ответственности каждого вовлеченного в совместную деятельность, живую коммуникацию и межличностные взаимоотношения [7].

Важно так организовать работу с детьми в организациях дополнительного образования, чтобы они проектировали развитие своих личностных качеств, искали способы реализации своего проекта и чтобы эта деятельность проходила в условиях организации такой образовательной среды, в которой целенаправленно проводится работа по формированию позитивных ценностных ориента-ций личности.

В связи с этим разработка проектов саморазвития детей, получающих дополнительное образование, видится возможной в контексте специально организованного педагогического сопровождения, методологически опирающегося на законы, принципы и механизмы разрабатываемого нами рефлексивно-ценностного подхода. В данном случае речь идет о формировании у ребенка ценностных смыслов, на основе которых строится видение проекта своей жизни.

Обоснование педагогического сопровождения саморазвития детей через построение ими проектов собственной жизни как проектов саморазвития в контексте рефлексивно-ценностного подхода восходит к сущности саморазвития как процесса, строящегося на основе сформированных ценностей (личностных, связанных с самовосприятием; социальных, связанных с восприятием себя как члена общества; глобальных, связанных с восприятием человеком себя как представителем планеты). Важной задачей педагогического сопровождения в данном случае выступает формирование у ребенка ценностных смыслов и на основе этого -построение им проекта своей жизни как проекта саморазвития.

В дополнительном образовании ребенок имеет возможность самореализации в разных видах деятельности, что сопряжено с задачей формирования творческой личности, способной преобразовывать себя и окружающий мир, развиваться и самосовершенствоваться.

В своей научной статье «Дополнительное образование детей — пространство освоения ценностей культуры» Е. Б. Евладова отмечает, что дополнительное образование обладает значительными возможностями в решении задачи форми-

рования у детей ценностей культуры и обеспечения возможности включиться в их осознание, освоение, принятие. Это обусловлено спецификой сферы дополнительного образования, не ограниченной образовательными стандартами. Именно дополнительное образование, как утверждает ученый, может помочь ребенку осмыслить получаемую им информацию, осознать важнейшие социальные ценности как нечто личностно значимое. При этом, как указывает Е. Б. Евладова, культура может служить той сферой, где общие ценности наполняются конкретным смыслом, важным для каждого отдельного человека, его индивидуальной жизни. Иными словами, речь должна идти о реализации следующей идеи: формирование целостного культурного пространства на основе освоения ценностей национальной и мировой культуры, создания собственных творческих продуктов в процессе взаимосвязи общего и дополнительного образования [6, с. 46].

Воспитательный потенциал дополнительного образования заключается в том, что педагоги сопровождают развитие личности ребенка на основе гуманистического взаимодействия с ним. Осуществляя это взаимодействие, педагоги реализуют комплекс воспитательных задач. В контексте разработки рефлексивно-ценностного подхода особую актуальность приобретает достижение в дополнительном образовании группы воспитательных задач, направленных на реализацию экзистенциальной стратегии воспитания. При этом педагогическое сопровождение саморазвития ребенка направлено на формирование человека, умеющего прожить жизнь на основе сделанного им экзистенциального выбора, осознающего ее смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором.

Полагаем, что возможность осуществления ребенком выбора в дополнительном образовании можно рассматривать как основу для построения своего проекта саморазвития,

— направленного на формирование готовности к свершению осознанных выборов и несению за них личностной ответственности;

— основывающегося на осознании ценностных смыслов, построенных на ценностях культуры;

— предполагающего развитие мотивации к саморазвитию и формирование восприятия саморазвития как ценности;

— обеспечивающего формирование ответственности за принятое решение.

В русле нашего подхода можно предложить несколько последовательных шагов (этапов) создания проекта саморазвития, составленных с опорой на теорию преодоления, предложенную Р. Х. Шакуровым [13], основной категорией которой является барьер, преодолеваемый человеком и определяющим его развитие:

— Выход из «зоны комфорта». В данном случае можно говорить о проблемной ситуации, решение которой определяет необходимость построения проекта саморазвития. Задача данного этапа: мотивация к саморазвитию, осознание необходимости и ценности самоизменения.

— Самопознание, ответ на вопрос «Готов ли я к переменам?» («Я-реальное»). Предвидение того, что предстоит работа по достижению поставленных целей, которые должны привести к ожидаемому результату («Я-идеальное»).

— Анализ собственных мотивов самоизменения («Я-реальное»). Определение движущих механизмов саморазвития, их соответствие смыс-ложизненным ориентациям («Я-реальное»).

— Принятие личностной ответственности за свободный выбор («Я-реальное»).

— Составление собственно плана саморазвития в опоре на три ключевые точки: «Я-реальное (точка А)», «Я-идеальное (точка Б)», «Переход точки А в точку Б». Если изобразить этот шаг схематически, он будет выглядеть примерно так: Точка А ^ Саморазвитие/План действий ^ Точка Б.

— Продвижение по выбранному пути. Рефлексия. Ценностно-смысловое регулирование поведения.

В качестве примера опишем пошаговый алгоритм проекта саморазвития, составленный подростком, занимающимся в творческой объединении технической направленности Детско-юношеского центра космического образования «Галактика» города Калуги:

1. Проблемная ситуация «Хочу поступить в технический вуз, поскольку есть интерес к профессиям технического профиля, но думаю, что не сдам достойно ЕГЭ по русскому языку». Выход из «зоны комфорта» (тревожность, боязнь, наряду с потребностью учиться в техническом вузе). Сопоставив «Я-реальное» и «Я-идеальное», подросток приходит к выводу, что ему необходимо повысить уровень знаний по русскому языку. Осознается необходимость и ценность самоизменения по параметрам интеллектуальной сферы (потребность в интеллектуальном саморазвитии) и волевой сферы (потребность в преодолении).

2. Самопознание, ответ на вопрос «Готов ли я к переменам?» («Я-реальное»). На этом этапе подросток приходит к выводу, что ему предстоит серьезная работа по достижению поставленных целей, что должно привести к ожидаемому результату («Я-идеальное»).

3. Анализ собственных мотивов самоизменения («Я-реальное»). На данном этапе подросток, определяя движущие механизмы саморазвития, соотносит их со смысложизненными ориентациями («Я-реальное»). Отвечая на вопрос: «Что тобою движет? Зачем тебе нужно поступить в технический вуз?», приходит к выводу, что будущая профессия мыслится только в связи с техническими специальностями, поскольку техника и все, что с ней связано, представляет интерес с раннего детства. Таким образом, в качестве одной из смысложизненных ориентаций подростка выступает профессия технического профиля. Мотив самоизменения определен -мотив достижения, связанный с самостоятельным осознанным профессиональным выбором, носит процессуальный характер.

4. Принятие личностной ответственности за свободный выбор («Я-реальное»). На этом этапе, отвечая на вопрос: «Технический вуз — это осознанное решение? Готов ли ты нести личностую ответственность за свой выбор профессии? Не нанесет ли вред тебе или окружающим твой выбор либо его последствия?», подросток, поразмыслив, сказал, что если ему удастся исполнить свою профессиональную мечту, то он будет стараться результатами своего труда принести пользу отечеству. А также добавил, что в выборе профессии, ее важности для себя, своего будущего не сомневается.

5. Составление собственно плана саморазвития с опорой на три ключевые точки: «Я-реальное (точка А)», «Я-идеальное (точка Б)», «Переход точки А в точку Б». На данный момент в качестве точки А определен «недостаточный уровень знаний по русскому языку для сдачи ЕГЭ и, соответственно, поступления в технический вуз». В качестве точки Б подросток обозначил «достаточный уровень знаний по русскому языку для сдачи ЕГЭ, необходимый для поступления в

технический вуз». Переход из точки А в точку Б будет возможен в случае реализации следующего плана действий по саморазвитию: повышение уровня знаний по русскому языку, в качестве возможных вариантов подростком определены самообучение, консультации с учителями по русскому языку, помощь одноклассников, занятия с репетитором по русскому языку. В качестве начальных действий выбрано обращение к учителям по русскому языку для получение консультаций.

6. Продвижение по выбранному пути. Рефлексия. Ценностно-смысловое регулирование поведения. На данном этапе, в течение длительного времени, подросток реализовывал свой план действий, проводил анализ его результативности, менял план действий в зависимости от достигаемых результатов. Наиболее

продуктивным, по мнению подростка, оказались занятия с репетитором.

Стремление к саморазвитию, основанное на мотивации самосовершенствования, обеспечивается желанием стать лучше, изменить себя (свои личностные качества, отношения к себе, другим, жизни, событиям и т. д.). Осознание такого стремления происходит через возникновение психологических барьеров. В данном случае подросток, увидев и осознав препятствие, находящееся в волевой и интеллектуальной сфере, приложил усилия для достижения своей цели, что обеспечилось переходом «Я-идеальный» в «Я-реальный» по параметрам указанных сфер личности.

Важнейшей задачей дополнительного образования является формирование потребности в саморазвитии.

В качестве основания для классификации потребностей в саморазвитии мы опирались на идею развития сущностных сфер человека, которую выдвинул О. С. Гребенюк [4].

В соответствии с этой теорией можно определить семь групп потребностей: потребности в интеллектуальном развитии, в развитии своей эмоциональной сферы, в регулировании своих интересов и желаний, в преодолении, в самореализации, в понимании перспектив своего существования. Каждая из семи групп потребностей в саморазвитии относится к соответствующей сфере личности (интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, самокоррекции, волевой, предметно-практической и экзистенциальной).

М. И. Рожков, И. В. Иванова

Группы потребностей в саморазвитии в их соотнесении с сущностными сферами личности

Для формирования потребности в саморазвитии важно создавать проблемные ситуации, которые способствуют самоактуализации личности. Проблемная ситуация может возникнуть в поле любой из этих сфер и актуализировать соответствующие ей потребности в саморазвитии. Логично предположить, что методика проблемных ситуаций должна задействовать все семь сфер личности для создания условий для стимулирования соответствующих групп потребностей.

Если мы хотим воспитать свободного человека, не надо решать все проблемы за ребенка. Необходимо решать его проблемы вместе с ним. При этом важно понимать, что трудности и барьеры, которые встречаются на его пути, не препятствуют его развитию, а наоборот, их преодоление является важнейшим фактором этого процесса. Л. С. Выготский писал: «Жизнь ставит перед ребенком на каждом шагу барьеры, которые он должен преодолевать, и всякое препятствие, которое ребенок преодолел, поднимает его развитие на высшую ступень» [3, с. 27].

Проблемная ситуация порождает у ребенка ярко выраженную поисковую потребность, стремление найти (открыть или усвоить) объективно необходимые и достаточные для решения проблемы знания и способы деятельности. Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает три главных компонента: необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия; неизвестное, которое должно быть раскрыто в

возникшей проблемной ситуации; возможности детей в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

Для создания проблемной ситуации в контексте реализации проекта саморазвития должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого ребенок должен провести анализ «Я-реального» и открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать следующие условия: а) задание основывается на тех знаниях, умениях и навыках, которыми владеет ребенок; б) неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия; в) выполнение проблемного задания должно вызвать потребность в усваиваемом знании.

Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учащийся или педагог. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности подросток столкнулся, часто совсем неожиданно, с чем-то непонятным, неизвестным, тревожным. Возникшая проблемная ситуация переходит в осознаваемую задачу. Вторая появляется из первой, тесно связана с ней, но отличается от нее. Проблемная ситуация — это довольно смутное, еще не очень ясное и малоосознаваемое впечатление, как бы сигнализирующее, что что-то не так. Процесс мышления начинается с ее анализа, в результате чего возникает, формулируется проблема.

Самое сложное в методе проблемных ситуаций — создать правильную проблемную ситуацию. Во-первых, проблема должна быть доступной с точки зрения возрастного развития. Во-вторых, проблема не должна разрешаться с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть должна побуждать к выдвижению новых идей и поиску новых знаний. В-третьих, ситуация должна содержать в себе противоречие. В-четвертых, ситуация должна вызывать интерес своей необычностью, нестандартностью.

Этапы реализации методики проблемных ситуаций видятся в их соотнесении с этапами педагогического сопровождения саморазвития [1].

Первым является этап проблематизации. На этом этапе педагоги актуализируют вместе с ребенком те трудности, которые он испытывает при удовлетворении своих потребностей и мотивов деятельности и общения. Пытается вместе с ним найти причины этих трудностей в самом ребенке, связывает с отсутствием у него необходимых качеств для их преодоления.

Сущностная сфера Группа потребностей в саморазвитии

Интеллектуальная Потребности в интеллектуальном развитии

Эмоциональная Потребности в развитии адекватного эмоционального поведения

Мотивационная Потребности в регулировании своих интересов и желаний

Самокоррекции Потребности в изменении своего поведения

Волевая Потребности в преодолении

Предметно-практическая Потребности в самореализации

Экзистенциальная Потребности в понимании перспектив своего существования

На втором, поисково-вариативном, этапе необходимо оказать ребенку помощь в составлении проекта своего саморазвития, найти варианты, при которых он может реализовать поставленные задачи в своем проекте.

На третьем, практически-действенном, этапе совместно с ребенком совершаются реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые позволяют применять различные средства формирования необходимых ему качеств. Именно на этом этапе целесообразно использовать технологию социальных проб, разработанную в нашей научной школе.

Методика проблемных ситуаций предполагает в качестве метода применение социальных проб как совокупности последовательных действий, связанных с выполнением специально организованной деятельности или общения на основе выбора способа поведения и является средством соотнесения самопознания и анализа своих возможностей в спектре реализуемых социальных функций [10].

Социальная проба предполагает самооценку детьми своих возможностей на основе последовательного выбора способа социального поведения в процессе освоения различных социальных ролей.

Социальные пробы отличает такая характерная черта, как целенаправленность их создания. Они не являются случайным обстоятельством жизни, а представляют собой продуманные ситуации. Даже если социальная проба имеет компонент стихийности, то он тоже является предусмотренным и обдуманным педагогическим элементом. Следовательно, необходимым в структуре создания системы социальных проб является педагог как ее создатель и источник педагогического влияния на саморазвитие детей. В процессе педагогического сопровождения создается ситуация социальной пробы, которая для воспитанника может казаться случайным стечением обстоятельств.

На четвертом, аналитическом, этапе взрослые и дети анализируют происходящее, прогнозируют возможность дальнейшего саморазвития.

Особое значение имеет педагогическое сопровождение ребенка в процессе событий, эмоционально переживаемых им и влияющих на его саморазвитие. Педагогическое

сопровождение событий должно содержать комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, обеспечивающих включенность ребенка в это событие, и стимулировать его саморазвитие на основе рефлексии происходящего.

Важнейшим средством формирования

потребности в саморазвитии может быть разработанная нами стимулирующая

диагностика. Она предполагает использование анкет, которые были призваны стимулировать проектирование саморазвития детей. В них предлагается отразить качества, которые они хотели бы развить у себя в период пребывания в лагере. При этом дети могли указать факторы, которые могут повлиять на реализацию созданного ими проекта саморазвития.

Необходимо выделить ряд условий, при которых педагогическое сопровождение саморазвития детей в условиях дополнительного образования будет успешным.

Первое условие — эмпатийное взаимодействие. Это условие предполагает доверие ребенка педагогу, сочетаемое с восприятием его как референтной личности. Такое взаимодействие должно базироваться на нравственной основе и не ограничивать самостоятельность ребенка, расширяя субъективный образ мира. При этом важно взаимовлияние эмоциональных реакций и состояний сопровождаемого и аффективных проявлений сопровождающего, его эмоциональной гибкости как способности «оживлять» подлинные эмоции в многократно повторяющемся педагогическом процессе, вызывать положительные эмоции, контролировать отрицательные, то есть проявлять гибкость поведения, нестандартность, творчество.

Второе условие — это конвенциальность педагогического сопровождения саморазвития, оно предполагает, что участие педагога в этом процессе определяется соглашением между ним и ребенком, основой которого является потребность в педагогической помощи и поддержке. При этом следует отчетливо понимать, что такая потребность может осознаваться молодыми людьми с помощью педагога как субъекта сопровождения. Это совсем не значит, что помощь должна быть навязана. Напротив, эффективность педагогического влияния в процессе сопровождения повышается, если оно воспринимается ребенком как необходимое ему.

Третье условие — оптимистическая стратегия педагогического сопровождения. Необходимо верить в успех саморазвития как педагогу, так и ребенку. Это также предполагает, что субъекты педагогического сопровождения являются носителями позитивного жизненного опыта. Необходима реальная вера в потенциал личностного роста воспитанника. Педагог должен видеть в выборе, сделанном детьми, прежде всего позитивную составляющую. Педагог должен убедить детей, что затруднения и проблемы, возникшие у

них в процессе реализации проекта саморазвития, будут обязательно разрешены при соответствующих усилиях.

Четвертое условие предполагает формирование мотивационной перспективы — перевод мо-тивационных возможностей детей из потенциальной формы в форму актуального существования. Необходимо, чтобы в процессе сопровождения саморазвития субъекты сопровождения стимулировали осознание и рефлексивно-ценностное осмысление ими прошлого опыта, использование его результатов для удовлетворения актуальных потребностей и сознательного отражения будущего. При этом важна актуализация внутренней поисковой активности, связанной с мысленным перебором возможных способов и средств их удовлетворения, с учетом условий социокультурной среды, конкретной ситуации и собственных возможностей, склонностей, интересов, притязаний.

Пятым условием является социальное закаливание детей, то есть включение их в такие ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Важно, чтобы проект саморазвития не приобрел характер адаптации. Данной проблеме посвящен ряд работ психологов, в которых предложены различные классификации жизненных стратегий. Анализ психологических концепций позволяет выделить факторы, которые препятствуют переходу проекта саморазвития как проекта собственной жизни в адаптацию:

— наличие жизненной стратегии «быть», характеризующейся преимущественно стремлением к раскрытию и реализации собственного потенциала, обретению гармонии в отношениях с самим собой и окружающими (по Э. Фромму);

— социальная реализация, самореализация, когда личность ориентирована на творческое преобразованию мира и саморазвитие (по Т. Е. Резник и Ю. М. Резник);

— реализация жизненной стратегии развития, носители которой ориентированы на самореализацию, опору на собственные ресурсы (по Л. С. Егоровой);

— реализация жизненной стратегии жизне-творчества, носитель которой постоянно и устойчиво направлен на творческую самореализацию, наращивание собственного творческого потенциала (по С. Ю. Степанову).

Исходя из этого, шестым условием, при соблюдении которого педагогическое сопровождение саморазвития детей будет успешным, определяем направленность педагогического сопровождения саморазвития детей в русле соблюдения данных концепций, то есть на осознание ценности саморазвития, творческой деятельности и активной жизненной позиции.

В качестве заключения отметим, что современная ситуация развития образования предопределяет рассмотрение воспитания с точки зрения экзистенциальной педагогики, в контексте которой особое внимание уделяется практике педагогического сопровождения саморазвития обучающихся, представляющего собой особый вид педагогического взаимодействия, направленный на стимулирование осознания воспитанниками смысла собственной жизни и ее ценностных составляющих. По нашему убеждению, оно должно включать их в ситуации, способные вызвать душевные переживания и расцениваться как события. С опорой на сложившиеся ценностные ориентации воспитанник должен самостоятельно выбрать тот или иной способ решения экзистенциальной дилеммы и «кристаллизовать» в себе необходимые для его реализации личностные качества.

Педагогическое сопровождение саморазвития подростков, реализующееся в рамках рефлексивно-ценностного подхода, ставит в качестве первоочередной задачу формирования у ребенка ценностных смыслов и, на основе этого, — построения проекта своей жизни. Педагогическое сопровождение должно оказать помощь в принятии смысложизненных ориентаций, не противоречащих общечеловеческим нормам и ценностям бытия.

Педагогическое сопровождение саморазвития подростков, реализующееся в рамках рефлексивно-ценностного подхода, может быть рассмотрено как особая педагогическая система, имеющая целевой, содержательный, операционно-деятельностный и аналитико-результативный компоненты, что требует его дальнейшей методологической проработки и теоретического обоснования его системных составляющих.

1. Воспитание и стратегия жизни ребенка [Текст] : коллективная монография / под ред. М. И. Рожкова. -М. : Научная библиотека, 2016. — 158 с.

2. Вторушина, Е. В. Педагогическая поддержка как педагогическое условие саморазвития обучающихся [Текст] / Е. В. Вторушина // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 2(27). — С. 51-52.

3. Выготский, Л. С. Педология школьного возраста [Текст] / Л. С. Выготский // Выготский Л. С. — М. : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

4. Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст] : учебное пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — Калининград, 2000. — 572 с.

5. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей — пространство освоения ценностей культуры [Текст] / Е. Б. Евладова // Образование личности. -2012. — № 4. — С. 44-50.

6. Евладова, Е. Б., Мирошкина, М. И. Актуальные проблемы детства в контексте Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Текст] / Е. Б. Евладова, М. И. Мирошкина // Образовательная панорама. — 2015. — № 2(4). — С. 4551.

7. Иванова, И. В. Неформальное образование — инвестиции в человеческий капитал [Текст] / И. В. Иванова // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — № 390. — C. 179-184.

8. Маслоу, А. Самоактуализация [Текст] / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М. : Изд-во МГУ 1982. — С. 108-118.

9. Михайлова, Н. Н., Юсфин, С. М. Свободоспо-собность как результат развития субъектности ребенка в процессе педагогической поддержки [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социо-кинетика. — 2014. — Т. 20. — № 2. — С.143-147.

10. Рожков, М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся [Текст] / М. И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1. -С. 3-14.

11. Сапожникова, Т. Н. Педагогическое сопровождение жизненного самоопределения старшеклассников [Текст] : дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 / Т. Н. Сапожникова. — Ярославль, 2010. — 430 с.

12. Франкл, В. Человек в поисках смысла [Текст] / В. Франкл [пер. с англ. и нем. ; общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева ; вст. ст. Д. А. Леонтьева]. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.

13. Шакуров, Р. Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) [Текст] / Р. Х. Шакуров. — Казань, 2001. — 136 с.

1. Vospitanie i strategija zhizni rebenka [Tekst] : kollektivnaja monografija / pod red. M. I. Rozhkova. -M. : Nauchnaja biblioteka, 2016. — 158 s.

2. Vtorushina, E. V Pedagogicheskaja podderzhka kak pedagogicheskoe uslovie samorazvitija obuchajush-hihsja [Tekst] / E. V Vtorushina // Mir nauki, kul’tury, obrazovanija. — 2011. — № 2(27). — S. 51-52.

3. Vygotskij, L. S. Pedologija shkol’nogo vozrasta [Tekst] / L. S. Vygotskij // Vygotskij L. S. — M. : Iz-datel’skij dom Shalvy Amonashvili, 1996.

4. Grebenjuk, O. S., Grebenjuk, T. B. Osnovy peda-gogiki individual’nosti [Tekst] : uchebnoe posobie / O. S. Grebenjuk, T. B. Grebenjuk. — Kaliningrad, 2000. -572 s.

5. Evladova, E. B. Dopolnitel’noe obrazovanie detej -prostranstvo osvoenija cennostej kul’tury [Tekst] / E. B. Evladova // Obrazovanie lichnosti. — 2012. — № 4. -S. 44-50.

6. Evladova, E. B., Miroshkina, M. I. Aktual’nye problemy detstva v kontekste Strategii razvitija vospitani-ja v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda [Tekst] / E. B. Evladova, M. I. Miroshkina // Obrazovatel’naja panorama. — 2015. — № 2(4). — S. 45-51.

7. Ivanova, I. V. Neformal’noe obrazovanie — investi-cii v chelovecheskij kapital [Tekst] / I. V. Ivanova // Vest-nik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2015. -№ 390. — C. 179-184.

8. Maslou, A. Samoaktualizacija [Tekst] / A. Maslou // Psihologija lichnosti. Teksty / pod red. Ju. B. Gippenrejter, A. A. Puzyreja. — M. : Izd-vo MGU, 1982. — S. 108-118.

9. Mihajlova, N. N., Jusfin, S. M. Svobodosposobnost’ kak rezul’tat razvitija sub#ektnosti rebenka v processe pedagogicheskoj podderzhki [Tekst] / N. N. Mihajlova, S. M. Jusfin // Vestnik Kostromskogo gos. un-ta im. N. A. Nekrasova. Serija: Pedagogika. Psihologija. So-cial’naja rabota. Juvenologija. Sociokinetika. — 2014. — T. 20. — № 2. — S.143-147.

10. Rozhkov, M. I. Social’nye proby kak faktor so-cializacii uchashhihsja [Tekst] / M. I. Rozhkov // Jaro-slavskij pedagogicheskij vestnik. — 1994. — № 1. — S. 314.

11. Sapozhnikova, T. N. Pedagogicheskoe so-provozhdenie zhiznennogo samoopredelenija starsheklassnikov [Tekst] : dis. . d-ra ped. nauk: 13.00.01 / T. N. Sapozhnikova. — Jaroslavl’, 2010. — 430 s.

12. Frankl, V. Chelovek v poiskah smysla [Tekst] / V. Frankl [per. s angl. i nem. ; obshh. red. L. Ja. Gozmana i D. A. Leont’eva ; vst. st. D. A. Leont’eva]. — M. : Progress, 1990. — 368 s.

13. Shakurov, R. H. Jemocija. Lichnost’. Dejatel’nost’ (mehanizmy psihodinamiki) [Tekst] / R. H. Shakurov. -Kazan’, 2001. — 136 s.

https://vertclinic.ru/samorealizatsiya-rebenka/
https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-samorazvitiya-detey-kak-tselevaya-funktsiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *