Самообразование педагога

Аватар

Психология

Самообразование педагога

Самообразование педагогов – главный ресурс повышения профессионального мастерства

Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

«В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

1. Условия возникновения и становления опыта

Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

— развивающиеся потребности личности, общества, государства;

— расширение пространства образования современных педагогов;

Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов — это самообразование.

2. Актуальность

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях — очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Постоянное самообразование — вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не «отстать от поезда современности». Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

Инновационные направления методической работы

· маркетинговое: изучение спроса педагогов

· информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

· научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно — экспериментальную работу ОУ

· психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

· управленческое: повышение компетентности педколлектива

Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

3. Теоретическое обоснование

По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

· Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

· Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

· Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

· Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

· Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

4.Организация самообразования

При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

Тематикой самообразования может являтся:

— одна из годовых задач ОУ;

— проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

— пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

5. Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

• Видео, аудио информация на различных носителях

• Семинары и конференции

• Мероприятия по обмену опытом

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

• Курсы повышения квалификации

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

6. Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество )

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

• разработка новых форм, методов и приемов обучения

• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии

• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

• создание комплектов педагогических разработок

• проведение тренингов, семинаров, конференций , мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

Продуктивность процесса самообразования :

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

Самообразование как фактор самосовершенствования, саморазвития и самоактуализации

Содержание:

Предмет:Педагогика
Тип работы:Курсовая работа
Язык:Русский
Дата добавления:01.04.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по педагогике:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

Переход дошкольного образования к новым образовательным стандартам, а также целая концепция модернизации современного образования среди приоритетов определяют задачу более эффективного использования педагогических ресурсов путем постоянного профессионального роста. Решение этой государственной проблемы невозможно без организации системы самообразовательной и самообразовательной деятельности учителей.

Само время предъявляет учителям, в том числе воспитателям дошкольных образовательных организаций, такие требования, как профессионализм, мобильность, способность к инновациям и творческое использование постоянно растущего потока информации на практике. Качество образования будущего поколения и его подготовленность к жизни зависят от уровня профессионально-педагогической культуры учителя, его способности к непрерывному личностному и профессиональному росту. Реализация комплексных функций образовательного процесса в современных условиях, связанных с повышением качества образования и стимулированием личностного развития учащихся, требует постоянного самообразования и самообразования учителя.

Педагогическая деятельность в изменяющейся среде приобретает все более инновационный характер, что позволяет учителю иметь личностный вектор профессионального развития как признак определенного уровня его педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, П. М. Чумичева и др.). Поэтому постоянный профессиональный рост педагога посредством самообразования и самообразования является социальным заказом общества по отношению к дошкольному образованию.

Между тем изучение проблемы самообразования и самообразования учителей в психолого-педагогической литературе (С. Т. Вершловский, И. О. Ганченко, М. В. Николаева, Н. В. Косенко и др.) И на практике показало, что многие учителя особенно в системе дошкольных учреждений В образовании он характеризует недостаточный уровень потребности в самообразовании и самообразовании, педагогам часто бывает трудно осваивать педагогический опыт, оценивать эффективность своей работы. Среди учителей существует недопонимание того, что их самообразование — это путь к инновациям, самовыражению, формированию уникального, индивидуально-творческого стиля своей профессиональной деятельности.

Таким образом, актуальность изучения этой проблемы объясняется противоречием между существующей системой подготовки педагогов, которая недостаточно ориентирована на формирование у будущего специалиста потребности в постоянном профессиональном росте посредством самообразования и самообразования, а также специфика педагогической профессии, в сущности которой возникает необходимость «создавать» себя и своих учеников, постоянную творческую самообразовательную и самообразовательную деятельность.

В связи с этим возникает необходимость изучения проблем самообразования и самообразования как фактора профессионального роста педагогов.

Вышеуказанные положения определили цель исследования: выявить значимость самообразования и самообразования как фактора профессионального роста педагогов в организации дошкольного образования.

Объектом исследования является процесс профессионального роста педагогов дошкольного образования.

Предметом исследования является роль самообразования и самообразования как фактора профессионального роста педагогов.

Научно-исследовательские цели:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть роль самообразования и самообразования как значимого фактора профессионального роста учителей организации дошкольного образования.
  3. Изучить особенности организации работы по самообразованию и самообразованию учителей ОДО, выявить их уровень педагогического мастерства, творческий потенциал и стремление совершенствовать свою профессиональную деятельность.
  4. Провести на практике экспериментально-исследовательскую работу по повышению эффективности самообразования и самообразования педагогов в условиях организации дошкольного образования.

Гипотеза исследования: самообразование и самообразование в условиях ОДО будут эффективным фактором профессионального роста педагогов в следующих условиях:

  • Планом систематическая и систематическая работа в этом направлении;
  • мотивированный интерес каждого учителя к своему профессиональному росту;
  • осознание педагогами роли самообразования и самообразования в их успешном профессиональном развитии.

Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:

  1. изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  2. эмпирические методы: экспериментальные исследования, изучение документации, педагогическая диагностика, методы математической статистики при обработке количественных показателей.

Методологической основой исследования является работа, раскрывающая сущность самообразования и самообразования (А.Я. Арет, С.Г. Вершаловский, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, Л.И. Рувинский и др.); исследования проблемы профессионального роста учителей (Е.В. Бондаревская, Н.В. Косенко, М.В. Николаева, С.Д. Якушева и др.)

Теоретические основы изучения проблемы самообразования и самообразования как фактора профессионального роста педагогов

Исследование профессионального роста учителей в свете новых образовательных стандартов

Сегодня в ситуации существенных изменений в системе образования, начиная с дошкольного уровня, профессиональная компетентность педагогических кадров, их мотивация к профессиональному росту и постоянному развитию становятся особенно актуальными. Государственная политика в сфере образования как один из основных приоритетов выдвигает ориентацию на развитие компетенций и самосовершенствование как важное условие успешной и эффективной деятельности в инновационном образовательном пространстве. Как отмечает И.М. Кинева, профессиональный рост учителя, его стремление к самореализации, самореализации, самосовершенствованию, овладению конструктивным, компетентным стилем профессиональной деятельности сегодня поддерживаются посредством программ, грантов, национальных конкурсов, выделения различных форм повышения квалификации.

В последние годы система образования претерпела значительные изменения. М.Х. Байбаева подчеркивает, что до недавнего времени основное внимание уделялось вопросам профессиональной подготовки и адаптации молодого специалиста. Однако в последние годы подчеркивалась динамичность, целостность, непрерывность процесса получения профессионального образования, построения профессиональной карьеры на протяжении всей жизни человека. Непрерывное педагогическое самообразование и самообразование можно рассматривать как процесс формирования и удовлетворения профессиональных, познавательных и духовных потребностей учителя, его общих и специальных способностей.

Улучшение профессионального роста учителя достигается за счет постоянного и систематического повышения его профессионального уровня, при этом задачей первостепенной важности является развитие профессионального самосознания учителя, и на этой основе — определение путей и средств его профессионального саморазвития. Профессиональный рост преподавателей возможен только при создании в образовательном учреждении определенных условий, способствующих формированию атмосферы творчества и поиска в педагогических кадрах.

В свете новых образовательных стандартов внедрена модель стратегического управления профессиональным ростом учителя, по словам М.В. Николаева, предполагает оказание практической помощи учителям в повышении теоретических знаний и совершенствовании педагогических навыков, изучении, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, овладении новыми формами и методами и приемами обучения и воспитания детей. В то же время особую актуальность приобретает научная проблема развития теоретических и организационно-педагогических основ поддержки профессионального роста учителей.

Н.В. Пунин как главное условие последовательности и эффективности процесса профессионального роста учителя подчеркивает формирование мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов профессионального роста учителей выделяются следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных трудностей, мотивы, направленные на повышение материального благосостояния, профессиональное признание, карьерные мотивы.

Как отмечает А.Р. Радугина, внедрение в условиях новых образовательных стандартов принципов и ценностных ориентаций предполагает, с одной стороны, дифференциацию содержания и процессов профессионального роста учителей, а с другой — его сосредоточение вокруг базового «ядра» способностей. для профессионального самоопределения, самоорганизации в профессиональной деятельности и профессионального саморазвития.

В соответствии с этим единая система непрерывного педагогического развития состоит из пяти взаимосвязанных циклов:

  • профессиональное самоопределение учителя;
  • профессиональная самоорганизация;
  • научно-педагогическое образование;
  • научно-педагогическое самосовершенствование;
  • инновационная педагогическая самореализация.

С.Г. Вершаловский считает одним из наиболее значимых личностных факторов, оказывающих существенное влияние на профессиональный рост учителя, профессиональные установки (ориентации), возникающие в процессе социализации на основе и в результате накопления профессионального опыта. Еще одним фактором роста профессионализма является развитие адекватного стиля профессиональной деятельности, оптимизация карьерного роста и его коррекция. Адекватный стиль профессиональной деятельности для определенного периода карьеры во многом определяет успех профессиональной деятельности. Разные этапы карьеры связаны с разными стилями профессиональной деятельности субъектов. В процессе профессиональной карьеры могут развиваться не только адекватные стили, но и профессиональное разрушение и деформация личности. Некоторые черты личности могут выступать в качестве «внутренних условий» формирования и развития стилей и успешного карьерного роста.

По мнению В.В., основным фактором профессионального роста учителя Серикова является его всесторонняя поддержка развития, в которой можно выделить две подсистемы: педагогическую и организационную. Педагогическая подсистема связана с ориентацией содержания процесса непрерывного профессионального образования на развитие у мастера дополнительных компетенций и формирование у него умения проектировать свою профессиональную биографию на основе социальной саморефлексии.

Организационная подсистема требует постоянного профессионального роста учителей, что должно достигаться путем постоянного и систематического повышения их профессионального уровня, а именно:

  • оказание практической помощи учителям в совершенствовании теоретических знаний и повышении педагогических навыков со стороны методической службы, системы повышения квалификации;
  • изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, внедрение методов проектирования, овладение новым содержанием образования;
  • овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • конкурсы профессионального мастерства.

По словам Я.Л. Коломинский, в психолого-педагогической литературе выделяются следующие этапы профессионального роста учителя:

  • педагогическое мастерство,
  • мастерство,
  • творчество,
  • инновация.

Под педагогическим мастерством мы понимаем уровень профессионализма, который включает в себя глубокое знание учителем своего предмета, хорошее знание психолого-педагогической теории и системы педагогических и образовательных навыков, а также достаточно хорошо развитые профессиональные и личностные качества и качества, которые в совокупности позволяют достаточно обеспечить квалифицированное обучение и воспитание детей.

Педагогическое мастерство как качественная характеристика учебной деятельности учителя — это доведенный до высокой степени педагогический и педагогический навык, что проявляется в особом совершенствовании методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, что обеспечивает высокая эффективность учебного процесса. Мастерство также включает в себя те педагогические улучшения, которые делает учитель, делая необходимые выводы из допустимых недостатков, ошибок и успехов, обогащая методологический арсенал.

Педагогическое творчество также содержит определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не только с продвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, но и с модификацией методов воспитательной работы и их конкретной модернизацией. Педагогическое творчество характеризуется введением тех или иных методологических изменений в учебную деятельность, рационализацией методов и приемов обучения и воспитания без нарушения педагогического процесса.

Высшим уровнем профессионального роста учителя является педагогическая инновация, которая включает в себя внедрение и внедрение новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и существенно меняет и улучшает их качество.

Таким образом, учитель должен найти цель, в которой работа и профессия, он и его действия в профессии занимают определенное место. Профессиональный рост учителя возможен, когда в процессе «превращения» в профессию (выбор профессии, профессиональная подготовка, осуществление педагогической деятельности) происходит целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие между стандартом личности профессионала и образом его внутреннего «я». Психолог С.Л. Рубинштейн подчеркнул, что человек как личность характеризуется не только тем, кем он является, но и тем, кем он хочет стать, к чему он активно стремится.

Просто опытный преподаватель обеспечивает обучение и воспитание на обычном профессиональном уровне. Учитель, демонстрирующий педагогические навыки, достигает высоких результатов в своей работе. Учителя, которые, помимо мастерства, проявляют педагогическое творчество, обогащают свои методы преподавания и воспитания своими выводами. Инновационный педагог делает реальные педагогические открытия, прокладывает новые пути в обучении и воспитании, обогащает педагогическую теорию.

Проблема самообразования и самообразования педагогов в психолого-педагогических исследованиях

Успех педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности педагога рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, устранять эмоциональные и психические перегрузки и управлять своим эмоциональным состоянием. Эти качества не даны от рождения, но являются результатом долгой работы над собой.

Эта работа становится особенно актуальной сегодня, когда возрастает важность самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от независимости, способности использовать внутренние резервы личности, максимизировать развитие способностей и проявлять творческий подход. В психолого-педагогической науке такая работа над собой называется самообразованием и самообразованием.

Теоретические и методологические основы самообразования были разработаны в психологии и педагогике учеными Д.М. Гришин, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский, И.Ф. Харламов.

Ю.К. Бабанский считает воспитание и самовоспитание двумя сторонами единого процесса формирования личности. Исследования, проводимые отечественными психологами и педагогами А.Я. Арет, А.Г. Ковалев, Л.И. Рувинский и другие убедительно доказали, что личность является активной силой не только в трансформации мира, но и в его собственном становлении. L.N. Толстой определил следующие задачи самообразования: «Самое важное для меня в жизни — это исправление трех основных дефектов: беспозвоночности, раздражительности и лени».

А.Г. Ковалев определяет самообразование как сознательную и систематическую работу над собой, направленную на формирование таких свойств и качеств, которые отвечают потребностям общества и программе развития личности. И.П. Самообразованный подрост предполагает понимание систематической и сознательной деятельности человека, направленной на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Самообразование начинается с осознания и принятия объективной цели в качестве субъективного желательного мотива своей деятельности. Формируя и реализуя такой мотив, человек сталкивается с внешними (объективными) и внутренними (субъективными) трудностями, преодоление которых требует его волевых усилий.

По словам Н. А. Березовина, самообразование — это сознательная деятельность, направленная на максимально полное осознание человеком себя как личности, осознание человеком себя как личности. Основанный на активации механизмов саморегуляции, он предполагает наличие четко сознательных целей, идеалов и личных значений. S.D. Якушева считает самообразование относительно поздним приобретением онтогенеза, связанного с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самосовершенствованию. Основана на адекватной самооценке, критическом анализе их индивидуальных характеристик и потенциальных возможностей; неразрывно связан с образованием, не только укрепляющим, но и развивающим процесс формирования и совершенствования личности.

И. Кочетов определяет следующие параметры самообразования:

  • Направленность, то есть мотивы для работы над собой;
  • содержание (умственное, физическое, моральное, трудовое, эстетическое, волевое, профессиональное, сложное);
  • стабильность (случайная, эпизодическая, постоянная);
  • эффективность в формировании личности (выполняет основные и вспомогательные функции).

По словам Л.Ю. Немного каракули, личность человека формируется и развивается под воздействием многочисленных факторов — объективных и субъективных, природных и социальных, внутренних и внешних, независимых и зависящих от воли и сознания людей, действующих спонтанно или в соответствии с определенными целями. Более того, сам человек не является пассивным существом, он выступает субъектом своего становления и развития.

В настоящее время в психолого-педагогической науке разработаны психологические основы педагогического самообразования, общая концепция его педагогического стимулирования, обоснована связь между самообразованием и эффективностью профессиональной деятельности учителя, в том числе дошкольного.

В научной литературе изложены несколько подходов к изучению проблем самообразования. В рамках теории непрерывного образования самообразование рассматривается как ядро ​​целостной системы, пронизывающей эффективность ее функционирования на разных этапах жизни человека (А.А. Бодалев, А.В. Даринский, В.Н. Турченко и др.). В педагогических работах по повышению квалификации самообразование признано одной из наиболее динамичных форм повышения уровня специалиста (Т. Г. Браже, В. Н. Котляр, Н. В. Косенко, Г. С. Сухобская и др.). Педагогическая и социальная психология, исследуя внутренние механизмы саморегуляции, рассматривает самообразование как компонент

В части самообразования, самосовершенствования и саморазвития личности (А.Я. Арет, Е.И. Исаев, А.Г. Ковалев, В.И. Слободчиков и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам самообразования показал, что изучены наиболее важные вопросы теории и практики самообразования: исторические и социальные аспекты самообразования (Л.Я. Айзенберг, А. М. Арсеньев, А. К. Громцева, Г. С. Закиров и др.); сущность, особенности и функции самообразования, его место в профессиональной деятельности (Ю.А. Азаров, Т.А. Воронова, Д.М. Гришин, С. Б. Елканов и др.); пути и средства формирования потребностей и стремлений к самообразованию (В.И. Андреев, В.И. Завьялова, Г.С. Закиров, Л.А. Земская, Ю.И. Колесник и др.). Различными проблемами самообразования учителей занимались ученые Т.Г. Браже, А.Л. Вайсбург, М.М. Заборщикова О.Е. Лебедев И.Л. Наумченко и др.

В настоящее время самообразование считается основой для роста учителя как специалиста. По данным анализа литературы, проведенного Ю.П. Фатневая, самообразование — это специально организованная, самостоятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных социально значимых образовательных целей; Непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому знания обновляются и расширяются, восполняются пробелы в духовном развитии человека.

Личный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет учителю наиболее эффективно реализовываться в его деятельности, обеспечивать его развитие и саморазвитие, способствовать творческому подходу к бизнесу.

Академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Тебе всегда нужно учиться. До конца жизни учились не только ученые, но и все крупные ученые. Если вы перестанете учиться, вы даже не сможете учиться. Потому что знания растут и усложняются».

Таким образом, самообразование и самовоспитание — это внутренний процесс, происходящий в человеке, необходимое условие совершенствования педагогических навыков и профессионального развития каждого учителя.

Самообразование и самообразование как добровольная, ценностно-смысловая, мотивационная, творческая, профессионально активная деятельность по развитию современных педагогических идей и технологий в значительной степени обеспечивает личностный и профессиональный рост каждого учителя, что, в свою очередь, Помогает улучшить качество образования и воспитания детей.

Роль самообразования и самообразования как значимый фактор профессионального роста педагогов

Гуманистический, коллективный и творческий характер педагогической деятельности в системе дошкольного образования требует постоянного развития у воспитателя. По мнению В.А. Сластенин, профессия учителя — одна из тех, которые заставляют человека постоянно расти и меняться в соответствии с новыми социальными требованиями, в соответствии с новыми потребностями общества, студентов, каждое следующее поколение которых приносит новые ценности, традиции, нормы общения. Учитель, включая учителя, не может позволить себе остановиться на той стадии развития и образования, которую он получил в процессе обучения. Профессиональное образование является лишь важной и значимой основой, платформой для дальнейшего профессионального становления и роста учителя.

Давно известно, что профессия способна не только развивать личность, но и деформировать ее, что приводит к различным негативным изменениям. Эта проблема особенно остро стоит в таких профессиях, как «человек-человек», которые включают профессию педагога, где чаще всего наблюдаются такие явления, как эмоциональное выгорание, профессиональные деформации и т. д. Исходя из этого, чтобы достичь высот педагогической деятельности, не потерять к ней интереса, почувствовать внутреннее удовлетворение от выполненной работы, педагог должен постоянно работать над собой, профессионально расти.

Профессиональный рост педагога дошкольного образования определяется как развитие его готовности и способности к профессиональной деятельности на уровне ценностно-смысловой постановки целей, деятельностно-рефлексивной и творческой реализации; характеризуется соотношением ценностно-мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого, конструктивного и практического, коммуникативного, рефлексивного компонентов; осуществляется за счет реализации его личного и профессионального потенциала в педагогическом творчестве.

Самостоятельное воспитание и самообразование играют особую роль в процессе профессионального роста педагогов, поэтому А. Дистервег писал: «Он действительно может обучать и воспитывать, только работая над своим воспитанием и образованием».

Самообразование как работа над собой начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива педагогической деятельности. Профессиональное самообразование, как и любая другая деятельность, основано на достаточно сложной системе мотивов и источников деятельности. Обычно движущей силой и источником самообразования называется потребность педагога, как и любого учителя, в самоизменении и самосовершенствовании. Однако сама эта потребность не возникает автоматически из необходимости разрешать противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к педагогу, и нынешним уровнем его развития как личности и профессионала. Внешние источники активности (требования и ожидания общества) либо стимулируют работу над собой, либо усложняют ее.

В основе профессионального самообразования, а также в основе всей деятельности педагога лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива к цели означает вызвать истинную потребность в самообразовании. Потребность в воспитателе, названном таким образом, дополнительно поддерживается личным источником деятельности (убеждениями; чувством долга, ответственностью, профессиональной честью, здоровым тщеславием и т. д.). Субъективная установка конкретной цели поведения или чьей-либо деятельности порождает сознательную силу воли, определяющую план действий на будущее. Реализация этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного (внешнего), так и субъективного (внутреннего) характера.

Внешние факторы, влияющие на процесс самообразования, включают в себя:

  • положение учителя в обществе (позитивное или негативное отношение к учителю);
  • преподавательский состав (психологический климат, сплоченность, взаимоотношения внутри коллектива и т. д.);
  • стиль руководства в организации дошкольного образования (создание ситуации успеха для педагога, поддержка его усилий и т. д.);
  • фактор свободного времени (наличие времени для чтения художественной литературы, периодических изданий, посещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телевизионных программ, изучения социальной, а также психолого-педагогической литературы).

Внутренние факторы, влияющие на процесс самообразования, включают личные источники педагогической деятельности:

  • самооценка;
  • убеждения;
  • чувство долга, ответственности.

По словам А. Е. Соловьева, к основным формам и методам самообразования относятся: самоанализ, самокритика, самооценка, самогипноз, эмоционально-психический переход на позицию другого человека и т. д.

Средства и методы самообразования бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретных условий, каждый человек выбирает свою оптимальную комбинацию. Особое место в ряду средств самообразования занимают средства контроля психического состояния, то есть средства саморегуляции. К ним относятся различные методы отключения, самоотчуждения, мышечного расслабления (расслабления), а также самоуверенности, самоупорядоченности, самоконтроля, самогипноза и т. д.

Самообразование и самообразование — два неразрывных процесса, которые не существуют друг без друга. Уровень знаний, полученных в процессе обучения в педагогическом образовательном учреждении, необходим, но недостаточен, чтобы стать настоящим профессионалом. Это особенно заметно в современных условиях развития образования и общества в целом. Непрерывное педагогическое образование стало неотъемлемой частью профессионального и личностного развития современного педагога. Сегодня учителем должен быть не только практик, но и исследователь, не только человек, постоянно изучающий новые темы в психолого-педагогической науке, но и способный к самостоятельным инновациям, открытиям, научно-педагогическому творчеству.

Только на основе самостоятельно приобретенных новых знаний, считает И.О. Ганченко, педагог сможет выстроить свой индивидуальный путь профессионального развития, наладить программу самообразования. Только человек, который постоянно работает над собой, занимается самообразованием, осознает необходимость самообразования.

Таким образом, чтобы стать эффективным фактором профессионального роста педагога, процесс самообразования и самообразования должен быть не фрагментарным, а скорее постоянным, непрерывным. Оно должно быть направлено на адаптацию его индивидуально уникальных характеристик к требованиям педагогической деятельности, на постоянное повышение профессиональной компетентности и постоянное развитие социальных, нравственных и других качеств личности.

Постоянное самообразование и самообразование — единственный путь, который позволит современному педагогу стать настоящим профессионалом, развить профессиональную компетентность и будет способствовать стремлению к непрерывному профессиональному росту.

Пилотная работа по самообразованию и самообразованию, направленная на профессиональный рост педагогов ОДО

Цель, задачи и методы экспериментального исследования

Основу научно-исследовательской работы составило муниципальное общеобразовательное учреждение «Бендерский детский сад № 15»

Целью исследования является выявление в практических условиях ОДО важности самообразования и самообразования как фактора профессионального роста педагогов, а также подтверждение обоснованности гипотезы исследования.

Для достижения этой цели сформулированы следующие задачи исследования:

  • Изучить кадровый потенциал ОДО, выбранной в качестве основы практики, и проанализировать особенности организации работы по самообразованию и самообразованию учителей.
  • Посредством педагогической диагностики выявить уровень педагогического мастерства, креативности и стремления улучшить свою профессиональную деятельность среди педагогов дошкольного образования.
  • Провести практическую работу по повышению эффективности самообразования и самообразования в условиях ОДО и определить ее эффективность.

Для решения проблем были использованы методы исследования:

  • изучение документации,
  • педагогическая диагностика,
  • методы математической статистики при обработке количественных показателей.

Для наглядности сравнения полученные количественные показатели представлены в виде таблиц и гистограмм.

Изучение кадрового потенциала ОДО и особенностей организации работы по самообразованию и самообразованию учителей

Изучение кадрового потенциала ОДО и опыта самообразования и самообразования учителей проводится с целью анализа существующей практики в этой области и выявления противоречий, трудностей и недостатков.

Муниципальное образовательное учреждение «Бендерский детский сад № 15» является типичным дошкольным учреждением общеразвивающего типа с приоритетными направлениями:

  • когнитивное развитие;
  • физическое развитие.

В ОДО шесть возрастных групп:

  • две группы маленьких детей (от 1 года до 2 лет; от 2 до 3 лет),
  • четыре группы дошкольников:
  1. вторая младшая группа (от 3 до 4 лет),
  2. средняя группа (от 4 до 5 лет),
  3. старшая группа (от 5 до 6 лет),
  4. подготовительная группа к школе (от 6 до 7 лет).

Заполняемость группы детьми в среднем: 25 человек.

В ОДО работают 17 педагогов, из них 11 педагогов.

Уровень образования педагогов:

  • Высшее образование — 4 человека;
  • Не незаконченное высшее образование (обучение в ПГУ) — 5 человек;
  • среднее специальное — 2 человека.

Опыт работы:

  • старше 10 лет — 3 человека;
  • от 5 до 10 лет — 4 человека;
  • от 3 до 5 лет — 2 человека;

Менее менее 3 лет — 2 человека (молодые преподаватели).

Категория уровня педагогов:

  • высшая квалификационная категория — нет;
  • первая квалификационная категория — 5 человек;
  • вторая квалификационная категория — 3 человека;
  • без категории — 3 человека (1 учитель — II квалификационная категория планируется в октябре).

Работа в организации, включая самообразование и самообразование учителей, основана на аналитической и диагностической основе. В процессе диагностики выявляются проблемы, на основе которых администрация и команда формируют рабочие задачи. Молодым учителям оказывается помощь в выборе темы для самообразования.

Анализ Годовых планов организации дошкольного образования показал, что обязательным приложением на каждый учебный год является План работы по самообразованию педагогического состава на учебный год, утвержденный руководителем образовательного учреждения. учреждение.

План представляет собой таблицу, в которой выделены:

  1. В. Ф. И.О. учитель, его должность;
  2. Тема Тема самообразования;
  3. Формы работы по этой теме;
  4. сроки его разработки;
  5. Итог.

В последнем столбце указывается, где и в какой форме планируется представление результатов самообразования.

Кроме того, у каждого учителя есть тетрадь по самообразованию, в которой обобщены результаты работы по вопросам, которые интересуют учителя. Более того, эти вопросы могут относиться к различным темам и не связаны как с основной темой самообразования, так и с задачами Годового плана Муниципального образовательного учреждения. Большинство учителей в этих тетрадях представляют краткие рефераты новых журнальных статей по вопросам, интересующим каждого учителя. Некоторые педагоги (как правило, имеющие большой опыт) имеют обзоры новейшей психологической, педагогической и методической литературы, а также краткий анализ некоторых интернет-ресурсов.

Анализируя деятельность преподавательского состава, отмечается, что самообразование невозможно без умения четко сформулировать цель, сформулировать проблему и сосредоточить свое внимание на основных, значимых деталях, творчески переосмыслить учебный процесс и полученные знания, Особое место в самообразовании занимает способность рефлексивно размышлять и искать новые вещи.

Повышение эффективности методической работы по самообразованию учителей предусматривает такие формы, как:

  • стажировка с опытным коллегой (отчет заслушивается по методической рекомендации учреждения в соответствии с годовым планом);
  • лекции по требованию учителей (традиционные лекции каждый первый четверг месяца в соответствии с годовым планом);
  • тренинги (совместно с психологами);
  • мастерские.
  • Формы самообразования педагогов, используемые в ОДО:

Индивидуальный индивидуальный, предполагающий самостоятельную работу по повышению профессионального и методического уровня;

Коллектив коллектива, направленный на активное участие учителей в работе ОДЛ.

В целом, у учителей возникла потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, проявится гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать учебный процесс, проявится творческий потенциал. Самостоятельная работа по самообразованию для молодых учителей позволяет им пополнять и конкретизировать свои знания, проводить глубокий и подробный анализ ситуаций, возникающих при работе с детьми.

Преподаватель, обладающий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научной, практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, что, в свою очередь, влияет на качество образовательного процесса и Эффективность педагогической деятельности в целом.

При организации обучения учитывается профессиональный уровень учителей, используются различные критерии, позволяющие отнести учителей к определенной группе и, в соответствии с этим, выбирать цели и методы обучения.

Основными критериями самообразования учителей являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогических технологий в учебный процесс.

Гораздо меньше внимания в ОДО уделяется самообразованию педагогических кадров, в том числе педагогов. Эта работа проводится от случая к случаю, а не систематически и с чрезмерной морализацией.

Психологические тренинги, проводимые в организации дошкольного образования, направлены главным образом на формирование самооценки и профилактику синдрома выгорания.

Таким образом, анализ работы в ОДО в этой области показал, что учителя успешно занимаются самообразованием, что предусматривает расширение и углубление профессиональных и методических знаний и навыков, повышение уровня профессиональной подготовки. Получение новой информации помогает преподавателям решать новые проблемы или успешно справляться со старыми.

Однако необходимо расширить тематические границы самообразования, особенно для молодых учителей, и активизировать работу по самообразованию.

Выявление уровня педагогического мастерства, креативности и готовности к инновациям среди преподавателей ОДО

На данном этапе научно-исследовательской работы проводится педагогическая диагностика педагогов с целью выявления уровня педагогического мастерства, креативности и стремления к инновациям среди преподавателей.

Поскольку в психолого-педагогической литературе выделяются такие уровни профессионального развития учителя, как педагогическое мастерство, мастерство, креативность и инновации, для определения эффективности процесса профессионального роста педагогов в ОДО были выбраны следующие показатели и методы:

  • профессиональное мастерство — Диагностическая карта профессионального мастерства учителя ОДЛ (адаптированный метод А.К. Маркова);
  • творчество — тест «Каково твое творчество?» (по мнению В.И. Зверева).

Готовность к инновациям — анкеты для определения уровня готовности учителей к инновациям: «Отзывчивость учителей к инновациям», «Мотивационная готовность преподавательского состава к инновациям».

Чтобы определить уровень профессионального мастерства учителя, учителей попросили заполнить диагностическую карту самостоятельно; затем эту же карточку для каждого учителя заполнял заместитель руководителя образовательной деятельности.

Уровень профессиональной компетентности каждого педагога оценивался по 4-балльной шкале:

  • 3 балла — индикатор полностью присутствует;
  • 2 балла — индикатор присутствует не полностью;
  • 1 балл — присутствует в деятельности в меньшей степени;
  • 0 баллов — нет показателя.

Были оценены такие разделы, как профессиональные знания, педагогические навыки (функции: обучение, воспитание и развитие, организационно-педагогическое, планирование и прогностическое, коммуникативное, диагностическое, исследовательское, аналитическое, корректирующее, гностическое). После этого был составлен общий балл (раздельный самоанализ и анализ администрации).

Таким образом, оценка их собственных профессиональных навыков педагогами довольно объективна и незначительна в противоречии с администрацией.

В среднем уровень профессионального мастерства оптимально достаточен — средний балл составил 103; критический уровень был обнаружен только среди молодых учителей; Недопустимый уровень отсутствует.

Во время теста «Каков твой творческий потенциал?» (по словам Зверева В.И.) учителям было предложено выбрать один из предложенных вариантов ответа.

При этом баллы сначала рассчитывались по индивидуальным характеристикам:

  • вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы любопытства;
  • вопросы 2, 3, 4, 5, — вера в себя;
  • вопросы 9 и 15 — постоянство;
  • вопрос 10 — амбициозность;
  • вопросы 12 и 13 — слуховая память;
  • вопрос 11 — зрительная память;
  • вопрос 14 — желание быть независимым;
  • вопрос 16, 17 — умение абстрагироваться;
  • вопрос 18 — степень концентрации.

Анализ результатов показал, что учителя имеют самые высокие показатели с точки зрения таких характеристик, как любопытство, амбициозность и стремление быть независимыми; самые низкие показатели — уверенность в себе и слуховая память; самые большие расхождения между педагогами в оценке уверенности в себе.

Уровень готовности преподавателей ODL к инновациям определялся с помощью двух анкет. В анкете «Отзывчивость учителей к инновациям» предлагался выбор одного из трех возможных ответов: 3 балла — всегда; 2 балла — иногда, 1 балл — никогда.

Показатели, как правило, ниже средних; есть даже критический уровень. Даже учителя с большим опытом не полностью готовы к инновациям.

Анализ результатов анкетирования «Мотивационная готовность педагогических кадров к инновациям» показал, что только у 36% учителей выявлены мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, что является показателем высокого уровня инновационного потенциала преподавательский состав.

Таким образом, проведенная педагогическая диагностика позволила определить эффективность процесса профессионального роста педагогов в организации дошкольного образования, а именно таких компонентов, как профессиональные навыки, креативность и готовность к инновациям. Низкие показатели, выявленные в некоторых случаях, особенно отсутствие желания и низкая готовность учителей к инновациям, могут быть связаны с ранее выявленными недостатками в организации работы по самообразованию.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости работы, направленной на активизацию процесса самообразования и совершенствование процесса самообразования в этой организации дошкольного образования.

Практическая работа по повышению эффективности самообразования и самообразования в условиях ОДО

Была проведена практическая работа с учителями муниципального образовательного учреждения № 15 им. Бендера с целью повышения эффективности самообразования и самообразования и, как следствие, дальнейшего профессионального роста преподавательского состава.

Одним из условий исследования гипотезы была планомерная и систематическая работа в этом направлении. В ОДО составлен план индивидуального самообразования учителей, однако нет никаких групповых форм самообразования и самообразование не планируется.

Поэтому было предложено запланировать с молодыми учителями, у которых аналогичные проблемы, выявленные в результате педагогической диагностики, коллективную работу по самообразованию.

Вместе с учителями был составлен трехмесячный план, который включал следующие темы для изучения небольшой группой:

  • Гендерное воспитание дошкольников в детском саду;
  • Интеграция образовательных полей в свете новых образовательных стандартов;
  • игра как средство воспитательной деятельности в условиях новых требований к дошкольному образованию;
  • Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и в других режимных моментах.

Особое значение при практической работе с педагогами было уделено самообразованию. Для того, чтобы педагоги научились планировать процесс самообразования, они были ознакомлены с образцами блоков самообразовательной деятельности. На их основе каждому педагогу было предложено проанализировать свои наиболее проблемные аспекты и составить свой план самообразования на неделю, самый простой, включая формирование и развитие некоторых качеств, которые важны для самого учителя. В результате большинство учителей включили в свои планы развитие силы воли (от ежедневных утренних упражнений по утрам до постепенного избавления от вредных привычек). Особое внимание было уделено постоянному самоконтролю и окончательному анализу реализации этого плана.

Для просвещения учителей о роли самообразования и самообразования в их успешном профессиональном развитии им были предложены советы и рекомендации по этой теме: «Самообразование как условие профессионального роста», «Самообразование в профессиональном развитии». учителя »,« Компоненты готовности учителя к самообразованию и самообразованию »и другие.

Наибольший интерес у преподавателей ОДЛ вызвала консультация «Методы и методы самообразования и самообразования педагога». В дополнение к теоретическим аспектам, в предлагаемой информации перечислены компоненты процесса самообразования учителя; виды деятельности, которые составляют процесс самообразования, прямо или косвенно способствующий профессиональному росту учителя; приемы и этапы работы по самообразованию.

Педагоги также интересовались предлагаемыми этапами и методами самообразования.

Этапы самообразования:

  1. Самоанализ уровня развития вашей личности.
  2. Составление списка тех качеств, которые нужно укрепить и развить в себе, и тех, которые нужно подавить, преодолеть.
  3. Составление плана определенных действий по воспитанию ценных качеств и преодолению недостатков.
  4. Периодическое подведение итогов работы над собой.
  5. Постановка себе более сложных задач.

Методы самообразования:

  1. Самоуправление: «Сказано — сделано!». Это правило должно соблюдаться ежедневно. Психологи утверждают, что стоит научиться заказывать себя, и сильная привычка вырабатывается быстро, даже с удовольствием выполнять свои собственные команды.
  2. Самоконтроль: в одном из философских трактатов есть такие мудрые слова: в конце концов, все остаются одни; здесь важно, кто этот. Старайтесь всегда следить за собой, своими действиями и действиями, даже когда вы один. Постоянно подводите итоги каждого дня своей жизни. Для этого лучше всего лечь спать (пусть это станет привычкой!) Скрупулезно посмотреть на свой план и проверить: что вам удалось выполнить, а что нет. Проанализируйте причины неудач и постарайтесь их преодолеть.
  3. Утверждение: Иногда очень полезно сказать себе: я должен это сделать, я могу. Знай, что не бывает безнадежных ситуаций. Будь оптимистом!
  4. Самокритичность: внимательно посмотрите на себя, отметьте свои сильные и слабые стороны. Первый для улучшения. Второй для устранения. Самокритично относитесь к своим слабостям или вредным привычкам, постарайтесь их преодолеть. В то же время сможете наслаждаться своими положительными качествами, улучшать и умножать их.
  5. Самое предложение. Восточная пословица гласит: «Кто бы ни сказал себе:« Преодолей препятствие », тот сломает его. Но тот, кто остановится в нерешительности, должен будет отступить. Прививать что-то в себя — значит верить в это. Когда вы верите, вам легче достичь своей цели.
  6. Самостоятельность: нужно научиться быть верным слову. Помните об этом и всегда старайтесь выполнять все свои обещания, даже если они незначительны. Прежде чем обещать, подумайте, сможете ли вы выполнить его. В противном случае его легко считать обманщиком.

Было подчеркнуто, что у самообразования есть начало, но нет конца. Вы должны улучшить свои качества всю свою жизнь.

В целях стимулирования мотивированного интереса каждого учителя к своему профессиональному росту, помимо консультаций и рекомендаций в этой области, были отобраны семинар, деловые игры и тренинги, которые проводились совместно с заместителем руководителя образовательной деятельности и психологом.

Так, например, деловая игра «Самообразование — одна из форм повышения уровня компетентности молодых учителей» заинтересовала не только начинающих, но и всех педагогов. Игра была направлена ​​на достижение следующих целей: закрепление знаний преподавательского состава о профессии «педагог дошкольного образования»; повышение статуса профессии «педагог». Он состоял из двух частей: теоретической и практической (задания и учебные упражнения).

Психологические тренинги были направлены на развитие определенных личностных качеств, а также на формирование навыков самообразования в целом. Например, «Тренинг позитивного самовоспитания и уверенного поведения» предусматривал обучение педагогов навыкам уверенного поведения и саморегуляции; всесторонний анализ сильных и слабых сторон личности учителя, формирование чувства внутренней стабильности и уверенности в себе; овладение психотехническими приемами, направленными на формирование навыков самообразования.

Таким образом, в процессе проведения практической работы с учителями дошкольного образования все мероприятия были направлены на повышение эффективности самообразования и самообразования, на дальнейший профессиональный рост каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.

Сравнительный анализ результатов экспериментального исследования

Для выявления эффективности проделанной работы и подтверждения обоснованности гипотезы исследования на заключительном этапе практического обучения была проведена повторная педагогическая диагностика педагогов.

Таким образом, сравнительный анализ результатов показал, что уровень таких компонентов, как профессиональное мастерство, креативность и готовность к инновациям среди преподавателей ODE, значительно возрос, что свидетельствует о профессиональном росте учителей в целом.

В связи с этим мы можем сделать выводы об эффективности нашей работы по выявлению в практических условиях ОДО важности самообразования и самообразования как важного фактора профессионального роста педагогов.

А также подтвердил обоснованность нашей гипотезы исследования.

Вывод:

Таким образом, в результате теоретического изучения проблемы самообразования и самообразования как фактора профессионального роста педагогов и проведенной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы.

Современная концепция непрерывного педагогического образования ориентирована на развивающиеся потребности личности, общества, государства, а также на расширение пространства воспитания и образования современных учителей. Для выполнения своей миссии учитель должен быть готов к решению профессиональных задач, то есть к постоянному профессиональному росту. Одним из важных факторов профессионального роста учителя является его способность к самообразованию и самообразованию, что проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства нынешней ситуации в образовательном процессе и стремлении к росту, самосовершенствовании.

Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, педагог должен быть подготовленным и способным к переменам, активным, компетентным. Если раньше необходимыми и важнейшими качествами учителя были терпение, доброжелательность, любовь к детям, которые в современный период являются незаменимыми базовыми характеристиками, то сегодня учитель, решающий проблемы развития дошкольников, должен обладать такими профессиональными компетенциями, которые будут способствовать в большей степени организации содержательной, полной положительных эмоций, радостной жизни детей.

Стабильно высокий уровень профессионализма может быть достигнут при непрерывном образовании, развитии профессионального сознания и мотивации педагогической культуры, индивидуального стиля педагогической деятельности.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

https://ped-kopilka.ru/pedagogika/samobrazovanie-pedagoga.html
https://natalibrilenova.ru/samoobrazovanie-kak-faktor-samosovershenstvovaniya-samorazvitiya-i-samoaktualizatsii/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *