Пути саморазвития и самосовершенствования личности

Аватар

Психология

Пути саморазвития личности

Пути саморазвития личности

Вы еще не задумались о поиске пути саморазвития? Тогда задайте себе следующие вопросы:

  • Как часто у вас возникали мысли о том, что мир несправедлив к вам?
  • Как часто вам казалось, что всё идёт не так, как должно идти?
  • Как часто вы оказывались в тупике из-за невозможности что-то предпринять или исправить?
  • Как часто вы были недовольны собой?
  • Как часто вы задумывались о том, что можете гораздо больше?
  • Как часто вы мечтали о том, чтобы быть кем-то гораздо большим?
  • Как часто вы обрывали эту мысль, не дав ей до конца сформироваться?

Слабыми людьми движут страхи и рождающиеся из них пороки, именно поэтому человек чаще всего следует стадному чувству, а не противостоит ему. Но ведь «против системы» — не значит «плохо». Это значит индивидуальность, личность, становление которых происходит через саморазвитие, самовоспитание и самосовершенствование.

Суть саморазвития заключается в постоянной работе над собой с целью совершенствования и выработки определённых личностных качеств человека. Саморазвитие — трудный процесс, именно поэтому многие психологи считают этот этап завершающим в становлении личности.

Возникновение потребности в саморазвитии

Движущей силой, толкающей человека на путь саморазвития, является неудовлетворённость существующей ситуацией и постоянно возникающие потребности личности, требующие логического разрешения. Помимо этого, к наиболее распространённым факторам, побуждающим индивида к саморазвитию, относят:

  • Корректно организованный семьёй воспитательный процесс ребёнка и подростка.
  • Примеры окружающих людей.
  • Оценка общества.
  • Желание человека признать себя в качестве личности.

С чего начать

Саморазвитие — это не уступка. Нельзя назвать саморазвитием воздержание от кусочка торта, потому что это отрицательно скажется на фигуре, или работу без выходных и перерывов с единственной целью — заработать миллион. Не стоит обманываться, ведь всё это — лишь шестерёнка в огромной системе саморазвития. Начинать менять что-то нужно в каждой сфере жизни, не поддаваясь никаким уступкам и соблазнам. Проблемную сферу жизни можно определить с помощью теста. О том с чего начинать саморазвитие мы рассказываем в этой рубрике.

  1. Расписание: создание распорядка дня, которое структурирует жизнь, определив место для работы, творчества и отдыха.
  2. Работа: построение карьеры в том направлении, которое привлекает больше всего.
  3. Деньги: достижение финансового изобилия без физических, психологических и моральных жертв.
  4. Управление: контроль над собственной жизнью без расчёта на судьбу, самостоятельное принятие решений.
  5. Правда: принятие реальности, избавление от фальши, иллюзий и лжи.
  6. Ум: самостоятельное мышление и проявление креативности.
  7. Мужество: преодоление страха.
  8. Мощь: построение мотивации и дисциплины, которые помогут в достижении поставленных целей.
  9. Здоровье: привитие «здоровых» привычек, укрепление тела.
  10. Духовность: душевное спокойствие, осознанная жизнь в гармонии с самим собой.
  11. Любовь: улучшение способности единения с собой и другими.
  12. Отношения: нахождение наслаждения и покоя во взаимоотношениях с близкими людьми.
  13. Единение: понимание того, что мир — не враг, а союзник.

Как этого достичь

На первый взгляд всё это может показаться трудноосуществим и просто-напросто нереальным, но на самом деле способности к саморазвитию есть у каждого человека. Конечно, трудно в одно мгновение избавиться от вредных привычек и стать успешным человеком, но главное — начать, и верный способ — это медитация.

Медитация способствует качественному физическому и психологическому расслаблению, усиливает способности к контролю эмоций и страха, концентрации внимания и воли, помогает избавиться от вредных привычек — достаточно будет лишь сорока минут в день. Это практика, доступная каждому человеку и не требующая каких-то особых условий на пути саморазвития. Для этого вовсе не обязательно переезжать в Тибет, заниматься медитацией можно даже по дороге на работу или учёбу, находясь в общественном транспорте.

Особый вид саморазвития

Творческая мысль

В условиях современного процесса гуманизации общественной жизни и самого общества одна из главных ролей отводится творчеству. Несмотря на общую картину образовательной системы, в которой творческим дисциплинам практически не осталось места, само творчество продолжает развиваться на уровне индустрии и сферы обслуживания, и человеку не остаётся ничего, кроме как прибегнуть к творческому саморазвитию.

Под термином «творческое саморазвитие» скрывается несколько понятий:

  1. Процесс познания, творческого преобразования, развития и совершенствования самого себя.
  2. Особый вид деятельности, конечным итогом которого является некий творческий объект.
  3. Развитие личности как целостности во всей совокупности присущих ей качеств и потребностей.

В большинстве случаев употребления термина подразумевается второе понятие, поэтому стоит чуть подробнее рассмотреть именно его. Чтобы развиваться творчески, необходимо:

  • Настроиться на творческое мышление, то есть поставить перед собой цель достижения совершенно нового результата.
  • Создавать что-нибудь, привносить в деятельность что-то новое.
  • Посещать курсы для развития собственных навыков.
  • Наблюдать за творческим процессом детей, поскольку детское творчество свободно от излишних условностей и восприятия взрослого человека.
  • Активизировать мышление путём полного использования всех органов чувств.
  • Придумывать новое применение и предназначение для вещей.

Но самое главное, что необходимо сделать на пути саморазвития, — разрушить стандарты и границы в собственной модели поведения.

Коротко о главном

Саморазвитие — это отличная возможность для человека реализовать себя в том направлении, которое он видит для себя преимущественным. Здесь нет никаких ограничений и условностей, каждому человеку под силу создать новое «Я», каким он хочет себя видеть. Главное — решиться, поставить цель и начать действовать.

Роль творчества в процессе саморазвития личности : На примере художественного творчества Хамаганова Ксения Владимировна

Роль творчества в процессе саморазвития личности : На примере художественного творчества

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хамаганова Ксения Владимировна. Роль творчества в процессе саморазвития личности : На примере художественного творчества : диссертация . кандидата философских наук : 09.00.11.- Улан-Удэ, 2000.- 134 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/140-5

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-философского анализа творчества 10

1.1. Творчество как вид человеческой деятельности 10

1.2. Природа и сущность творчества 49

Глава 2. Искусство как творчество и способ саморазвития и совершенствования личности 73

2.1. Искусство как вид творчества 73

2.2. Искусство и личность: некоторые аспекты взаимовлияния 99

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Проблема сущности человека, его специфических качеств и индивидуальных проявлений стоит ныне чрезвычайно остро. Конец 20 века ознаменован глобальным кризисом, охватившим все сферы жизнедеятельности общества: социально-политическую, эколого-экономическую, культурную и т. д. В поисках выхода современная наука вновь обращается к человеку. Поэтому изучение природы человеческой деятельности, творчества как ее высшей формы, импульсов саморазвития личности играет особую роль в выработке стратегии дальнейшего развития.

Для понимания сущности личности большое значение имеет обращение к творчеству как специфической и высшей форме человеческой деятельности, одному из основ человеческой жизни, культуры, как результату проявления сущностных качеств личности. Внутренний мир личности, богатый и, порой, необъяснимый, находит свое яркое воплощение именно в творческом про-цессе, и поэтому он является сегодня одним из важнейших, на наш взгляд, объектов научного изучения. В проблеме творчества, как философской проблеме, представлена и всеобщая (объективная), историческая и субъективно-личностная стороны.

Постижение различных аспектов творчества может дать реальную возможность по-новому, глубже представить природу человека, его сущностные проявления во взаимоотношениях с окружающим его миром.

Рассмотрение человеческой сущности в ее диалектическом единстве биологического и социального, эмоционального и интеллектуального, интуитивного и рационального убеждает в том, что человек есть единство всех этих начал, и именно такую целостность представляет собой личность.

Цель любой индивидуальности — саморазвитие, проявление внутреннего богатства и неповторимости. И здесь велика роль искусства. В художествен- ном творчестве человек проявляет себя наиболее ярко, полно, самозабвенно. Здесь начинают «работать» эмоции и чувства, которые часто «отдыхают» в человеческой повседневности. В мире искусства человек поглощен игрой фантазии, эмоциональные порывы, волнения, позволяют.уйти от стереотипных границ. В искусстве человек свободен, и в момент его творения, и в минуты общения с ним. Интуиция и вдохновение заставляют человека творить, созидать отраженную реальность в художественных образах. Восприя-тие искусства — также творческий процесс. Таким образом, искусство получает в конечном счете иную интерпретацию, определяясь в фокусе человеческой индивидуальности, выступает посредником, средством общения между человеком и окружающей реальностью.

Обострение глобальных проблем в современном мире свидетельствует о неоднозначности результатов человеческой деятельности, определенном размывании представлений о ее целях и смыслах.

Все это актуализирует проблематику сущности человеческой деятельности и развития у современной личности полноценных творческих начал.

Степень изученности темы

Проблема личности, человеческой деятельности и искусства, издавна вызывает глубокий интерес.

Литература по этой проблематике может быть условно разделена на группы:

1) литература, посвященная проблемам творчества, как вида человечес кой деятельности, его сущности, природы, проявлений в человеческой жиз недеятельности;

2) исследования искусства как реализации творческого начала в человеке. Среди работ первой группы выделяются труды из истории философской мысли: учения Платона и Аристотеля о творчестве,* взгляды на творческий * Платон. Соч.: В 4-х т.-М., 1990. Аристотель. Метафизика.-М., 1934. Политика, 1911, Поэтика.- М.,1956; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли.- М.,1962 и др. процесс английских просветителей,* представителей немецкой классической философии** и др. Представляют интерес также работы, содержащие разные подходы к природе творчества.***

Касаясь данной литературы, следует отметить, что философы прошлого достаточно глубоко изучили процесс творчества. Что касается исследований нашего времени, можно отметить недостаточность проработки некоторых аспектов проблемы, например, вопроса об источниках и причинах творчества.

Большое внимание в литературе 60-80-х годов уделялось изучению познания в рамках творческого акта.**** Большинство авторов этого периода опирались в своих исследованиях на марксистскую теорию отражения.

Тем не менее, все подчеркивают трудность исследования проблемы природы и сущности творчества из-за ее многогранности.***** Стоит отметить наличие многообразия взглядов на природу творческого процесса, его проявлений. Сегодня многие авторы по-новому рассматривают природу творчест- * Локк Д. Избр. философ, произв. в 2-х т.- М.,1960; Гоббс Т. Левиафан // Избр. произв. в 2-XT.-M., 1964 и др. ** Кант И. Соч. в 6-ти т.- М., 1966; Гегель Г.- В. — Ф. Эстетика, в 4-х т.- М.,1968; Овсянников М. Ф., Средний Д. Д. Эстетика Гегеля в современной борьбе идей // Вопр. филос, 1970., №8 и др. *** См. напр.: Каган М. С. Человеческая деятельность. — М., 1974 ; Лук А. Н. Мышление и творчество.- М., 1976; Налимов В. В. Спонтанность сознания. Вероятная теория смыслов и смысловая архитектоника личности.- М., 1989; Грановская Р. М., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб., 1994; Насонова А .И. Духовное жизне-творчество личности.- М., 1995; Батищев Г. С. Введение в психологию творчества. -СПб.Д997идр. **** Сагатовский В. Н. Деятельность как философская категория // Филос. науки.-М., 1972, № 2; Коршунов A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков.- М.,1974; Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности.-М., 1980 и др. ***** См. напр.: Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций.- М., 1970; Кедров Б. М. Соотношение отражения и творчества в процессе познания // Ленинская теория отражения и современная наука. Отражение, познание, логика.- София., 1974; Архипцев Ф. Т. Творческая природа человеческого сознания // Вопр. филос, 1974; Стрельник Н. Т. Проблема активности сознания.- М., 1981 и др.

6 ва, опираясь на герменевтику, феноменологию, неклассическую философию, теорию игры и т.д.* Современная психология также занимается исследованием процесса творчества, его мотивационной сферы.** Человек рассматривается как субъект творчества, а творчество — как результат самовыражения.*** Во 2-ой группе основное внимание уделяется художественному творчеству, которому посвящены многочисленные публикации, рассматривающие его в связи с человеком, художником, творцом.**** * См. напр.: Франкл В. Человек в поисках смысла,- М., 1990; Налимов В. В. В поисках иных смыслов.- М., 1993; Грофф С, Дэлифакс Д. Человек перед лицом смерти.- М., 1996; Иванов Г. И. Основные мотивы творческой деятельности.- Ангарск, 1999 и др. ** См. напр.: Грофф С. За пределами мозга.- М, 1993; Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы,- М., 1999 и др. *** См. напр.: Габдулнасырова Р. И., Лебедев Б. К. Индивидуальность как личная форма общественных отношений // Личность в общественных отношениях, социально-философский аспект.- Казань, 1983; Налимов В. В. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к 20 веку.- М., 1994; Кривцун О. А. Личность художника как предмет психологического анализа // Психологический журнал, 1996; № 2 и др; Фромм Э.Человек для себя, иметь или быть.- Минск, 1997; Дука С. И. Человек — единство противоположностей. Социальная философия и философия политики (Материалы российского конгресса).- СПб., 1997 **** Ермаш Г. Д. Творческая природа искусства.- М., 1977; Борев Ю. Эстетика,- М., 1988; Трусов В. П. Современные психологические теории личности.- Л., 1990, Маритен Ж. Ответственность художника // Самосознание европейской культуры 20 в.- М., 1991; Резвицкий И. И. Личность и индивидуальность. Общество.- М., 1992; Искусство. Современные творческие процессы.- М., 1993; Фельдштеин Д. Психология становления личности.- М., 1994; Вейдле В. Умирание искусства. СПб., 1996; Кривцун О. А. Историческая’психология и история искусства.- М., 1997 и др.

В.западной литературе анализировались разные аспекты искусства и художественного творчества (А. Шопенгауэр, Б. Кроче, Ф. Ланге, Т. Липпс, Э. Ганслик и X. Ортега-и-Гассет и др.)-* В психологической литературе освещается природа художественного творчества, его психологические основы, этапы и механизмы.** (А. Маслоу, К. Юнг,. 3. Фрейд, Л. С. Выготский и др.)

Обобщая обзор литературы, можно отметить, что в отечественной науке до середины 80-х годов нашего столетия художественное творчество в основном рассматривалось в свете теории отражения. При этом недостаточно внимания уделялось личности творца, гипертрофировалась роль рационального и социального.

В противовес этому публикации последних лет отличаются абсолютизацией иррационального, субъективного, подчас не вполне адекватного восприятия зарубежных источников. Недостаточно анализируется художественное творчество в плане возможностей саморазвития не только творца, но и человека, воспринимающего искусство, а произведения художественного творчества иногда рассматривается в отрыве от какого-либо социо-культур-ного контекста.

Все это обусловило выбор темы данного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить роль художественного творчества в процессе саморазвития личности.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

1) рассмотреть природу и сущность творчества как вида человеческой деятельности; * Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.- М., 1990; Хайдеггер М. Исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20вв.- М., 1987; Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры.- М., 1991 и др. ** См. работы: Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова, А. Бейли, Г. Гончарова и др. дать категориальный анализ личности, индивидуальности, человека как субъекта творчества; исследовать художественное творчество как один из видов человеческой деятельности; проанализировать некоторые аспекты взаимовлияния, искусства на личность.

Методологическая основа исследования

Теоретической и методологической основой диссертации явились труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам человека, деятельности, творчества и искусства. В качестве основных методов исследования использованы диалектический, феноменологический, герменевтический, аксиологический, исторический, системно-функциональный, анализа и синтеза и другие. Большое значение при рассмотрении процессуальных явлений, в частности такого сложного процесса, как творчество имеет синергетическии подход, а также междисциплинарность в анализе человека и творчества.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1) с новых позиций выявлена природа и сущность творчества как вида человеческой деятельности (единство рационального и иррационального).

2).раскрыты понятия, «личность», «индивидуальность», «человек». Личность рассмотрена как субъект творчества;

3) художественное творчество интерпретируется как важнейший вид че ловеческой деятельности;

4) прослежены некоторые аспекты взаимовлияния искусства и личности. Практическая значимость

Практическое значение работы определяется тем, что полученые результаты могут использоваться в дальнейшей разработке теории творчества, сущности и природы человеческой личности, ее формирования и саморазвития. Выводы исследования, могут быть использованы при разработке спецкурсов по социальной философии, истории философии, философии искусства, эстетике, культурологии. Апробация работы

Основные положения работы докладывались на культурологическом семинаре «Культурологическое образование: состояние, проблемы, перспективы» (Улан-Удэ, июнь 1998г.) и на межрегиональной научно-практической конференции «Театр и театральное образование Восточной Сибири и Севера: состояние, проблемы перспективы» (Улан-Удэ, ноябрь, 1999г.)

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографии.

Творчество как вид человеческой деятельности

Специфика человеческой деятельности заключается в том, что она не только целесообразна (как это имеет место у животных), но и целеположена. Способность к целепологанию — одна из особенностей человека как разумного существа. Цель представляет собой предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия человека. Она является внутренним мотивом деятельности. Цель выступает не только как следствие, но и как основание деятельности, т.е. как их единство. Поэтому, выражая активную сторону сознания, она пронизывает практику как внутренний закон, определяет способ и характер действия человека. Цель всегда имеет отношение к будущему состоянию. Но не всякое мысленное (идеальное) предвосхищение будущего результата можно назвать целью, а лишь такое, которое, во-первых, соответствует желаниям и намерениям целеполагающего человека и, во-вторых, может быть осуществлено посредством его активных действий.

В связи с тем, что в процессе практики возникает также незапланированное (непредвиденное) новое, встает вопрос об источниках и причинах его появления. Этот вопрос в философской литературе еще не получил убедительного объяснения. Гегель обращал внимание на тот факт, что в результате деятельности людей в истории получается еще нечто иное, чем то, чего они добиваются и достигают, что они непосредственно знают и хотят. Но Гегель не смог объяснить источник происхождения этого нового момента, ограничившись указанием на деятельность (мирового духа) — мистического существа, которое обладает разумом, волей и может «хитрить», используя самого человека как средство достижения своих целей. Этот дух «во многих направлениях многосторонне пробует себя и наслаждается своим творчеством. » Сущностью деятельности человека является творчество. (Из этого, однако, не вытекает, что любая деятельность носит творческий характер, приводит к возникновению нового, творческий вид деятельности зависит не только от субъективных способностей и желаний, но и от объективных социаль-ных условий). Творчество выходит за рамки физических и духовных потребностей отдельного индивида и в конечном итоге принадлежит человечеству, выражает сущностные силы человека как родового существа. Выделить детерминизм результатов творческой деятельности весьма сложно, ибо, во-первых, он опосредован не только социальными факторами, но и динамикой самого творческого процесса, и, во-вторых, человек может свободно отрываться от создаваемых им вещей.

Творческая деятельность является тем качеством, которое принципиальным образом отличает человека от животного. Но что предопределило человека к деятельности, служит основанием и условием его творчества?

Среди западных философов и ученых широкое распространение получила теория, согласно которой человек предопределен к деятельности особенностями его биологической конституции, а именно недостаточным (по сравнению с животными) ее развитием, в силу чего человек, чтобы выжить в борьбе за существование, вынужден компенсировать свою биологическую недостаточность развитием трудовой деятельности.

Идея о человеке как «недоразвитом существе» высказывалась уже немецким философом 18 в. Гердером. В 20 в. она получила развитие в трудах голландского естествоиспытателя Л. Болька, немецких антропологов Е. Фишера, Ф. Вайденрайха и др. ученых. Многие представители философской антропологии середины 20 века (А. Гелен, Г. Плесснер, А. Портман и др.) исходят из положения о человеке как недостаточно развитом биологическом существе. Выявляя отличия организма человека от животного, Г. Плесснер считает, что.у человека нет определенной приспособленности к определенному виду жизнедеятельности. «Человек морфологически определяется главным образом через недостатки, которые в зависимости от обстоятельств выступают как неприспособленность, неспециализированность, примитивность; то есть его можно определить как неразвитое существо, следовательно, по существу негативным образом». Именно «биологическая недостаточность» явилась причиной, побудившей человека восполнить эту недостаточность единственно возможным и уникальным способом — действовать. Поэтому человек есть «действующее существо» — посредством рук и разума. Благодаря этому свойству человек смог выжить в жестокой борьбе с другими видами животных и стихийными силами природы.

Природа и сущность творчества

Современная эпоха, со всеми присущими ей качествами, определяет острую актуальность и масштабность проблемы творчества, необходимость дальнейшей разработки философской теории творчества.

«Именно в современную эпоху человечество совершает скачок из «царства необходимости» в царство свободы», к «подлинной истории», когда самобытное и свободное развитие индивидов становится действительностью». Высшей целью всех социально-экономических отношений и преобразований является создание реальных условий для полного раскрытия творческих способностей человека. Потому естественно, что проблема творчества является центром и философско-социологического познания, и объектом многочисленных частнонаучных исследований.

Человеческая деятельность, заложенное в ней творческое начало сегодня подвергаются многосторонним исследованиям, свободно интерпретируются философами, учеными, художниками во всем мире. В творчестве они справедливо усматривают одну из основ человеческой жизни, культуры — источник материальных и духовных ценностей. Творчество как прирожденное стремление человека совершенствовать окружающий мир и самого себя, является прорывом обыденного, стереотипного мышления и действия в новые области, приносящие человеку и удовлетворение, и муки. По образному выражению В. Энгельгардта, способность к твсрчеству — это высший дар, каким награждала природа человека на бесконечно длинном пути эволюционного развития.

Творчество относится к числу самых трудных, сложных и загадочных для научного исследования процессов. Что такое творчество? Как различить в человеке способности творца? Можно ли воспитать их? Каким образом это сделать? К сожалению, общепринятых ответов на эти вопросы пока не найдено. Даже вокруг самого определения творчества идут споры.

Анализ наиболее характерных взглядов на творчество показывает, что все они в той или иной степени отражают существенные стороны этого процесса. Вместе с тем в приводимых определениях понятия «творчество» чаще всего берется лишь один из каких-либо признаков.

В ряде исследований под творческой деятельностью понимается труд, направленный на создание общественно значимого, неизвестного, в отличие от труда, в котором применяются уже известные правила, примеры, действия, приводящие к заранее известным результатам. В Большой советской энциклопедии, например, подчеркивается, что «творчество» — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. — там, где «создается, открывается, изобретается нечто новое.

И. Б. Гутчин считает, что «творчество есть решение новой задачи, поставленной внешней обстановкой методом проб и ошибок». Есть позиция рассмотрения творчества как достояния «духовной элиты», а труда — как шаблонно-рутинных действий: процессы опредмечивания труда отождествляются с формами отчуждения, а отражение рассматривается как прямая противоположность творчеству. Порой творчество толковалось даже как индивидуалистический «бунт», «протест», «мятеж».

Накопленные к настоящему времени материалы проясняют ряд принципиальных вопросов о природе творчества в целом, научного, художественного в частности, вносят большую ясность в существо этой проблемы, содержат богатый фактический материал о процессах творчества, об отличительных чертах разных видов творчества, об условиях, благоприятствующих и препятствующих творчеству, процессу формирования творческих способностей.

С усложнением и расширением, спектра человеческих действий исследователи накапливают все больше данных, наводящих на мысль о всеобщности творчества: из особой функции оно превращается во всеобщую характеристику социально значимой деятельности человека. Творчество как объект исследования, по мнению многих авторов, постигается скорее эмпирически. Теоретическому исследованию главным образом подвергаются разнообразные аспекты психологии творчества и, в первую очередь, научного и художественного, дается описание самого хода творческого процесса у ученых, художников, показываются его результаты, исследуются сопровождающие творчество психологические акты, особенно мышление.

Опубликовано множество монографий и статей по вопросам научного и художественного творчества. Это работы Б. М. Кедрова, М. Г. Ярошевско-го, В. Н. Пушкина, А. В. Брушдинского, Ф. Т. Архипцева и др.

В нейрофизиологии и психологии проводятся исследования внутренних условий психики, природы и закономерностей форм человеческой активности (Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.)

Искусство как вид творчества

Искусство — многогранное явление. Уже в древности искусство трактовалось как подражание природе, воспроизведение ее красоты и заложенного в ней порядка. Мыслители Возрождения полагали, что искусство есть самая совершенная форма познания действительности, и призывали художника учиться у природы.

Концепции английского, французского, немецкого Просвещения требовали, чтобы искусство было «учебником жизни». Они находили у искусства способность оказывать могучее воздействие на человека и все социальное устройство.

Для Гегеля искусство — одна из ступеней саморазвития абсолютного духа, особая форма его самовыражения.

Неокантианец Ф. Ланге называл искусство усовершенствованным родом игры, проистекающим из избытка энергии и представляющим собой форму самообмана и наслаждения иллюзией. Т. Липпс, например, исходил из того, что существуют три основных вида наслаждения: наслаждение чувственным объектом, отличным от субъекта; самонаслаждение — субъект любуется самим собой; самонаслаждение путем некоторого внесения чувств субъекта в объект. Это объективированное наслаждение и есть, по Т. Липпсу, эстетическое наслаждение, таким объектом, в который особенно может «вчувствоваться» субъект, является произведение искусства. Последовательница Т. Липпса В. Ли рассматривает это проецирование чувств субъекта на объект как воображаемое, когда, например, человек, поэтически преображая природу, одухотворяет ее.

В концепции «искусство для искусства» утверждалось, что искусству не нужны какие бы то ни было внешние связи, оно есть автономная, духовная сфера, никак и ничем не связанная с другими сферами духовной жизни, а тем более — с материальной.

Одним из первых такое понимание искусства (только музыки) выдвинул Э. Ганслик. Он утверждал, что музыка не воспроизводит явлений действительности, не передает чувств, мыслей, оценок, которые присущи людям в их вне художественной жизни.

Как считал Шопенгауэр, наивысшая цель искусства состоит в освобождении души от вызываемых эгоистическими страстями страданий, в обретении духовного успокоения. Искусство, кроме того, призвано приносить его потребителям нечто большее, чем просто освобождение от страданий через достижение равнодушного отношения к жизни: оно должно утешать, т. е. исполнять ту роль, которую приписывали философии Боэций и многие другие мыслители античности, но утешать, принося при этом и определенное духовное наслаждение. Творцы же искусства — это не такие гении, которые, создавая произведения искусства, тем самым творят, создают и себя как выдающихся личностей, но такие гении, «которые способны, забывая о своем «Я» и утрачивая его, раствориться в собственном творчестве, они становятся активно безвольными, тогда как подчиняющихся их магнетизму зрителей и слушателей охватывают настроения пассивной безвольности».

Ряд теоретиков 20 века пытался распространить принцип «искусство для искусства» на все искусства. Среди них — X. Ортега-и-Гассет. Он называл всю художественную сферу шестым континентом, ничем не связанным с пятью континентами Земли. На этот автономный внеземной континент, чуждый обычной жизни и далекий от жизненных забот, и должен увести людей художник, создав с этой целью «новое искусство». В нем не должно быть никаких следов действительности.

Тема игры также занимает важное место в понимании культуры Ортеги. Оно связано с пониманием кризиса: «. Западный человек заболел ярко выраженной дезориентацией, и не знает больше, по каким звездам жить». Игра противопоставляется обыденности, утилитаризму и пошлости чело-веческого бытия. Творческое воображение составляет мир игры эстетической, как подлинного бытия духа.

Концепция Б. Кроче трактует искусство как основную форму сходного с человеческим абстрактного духа. Фрейд понимает искусство прежде всего как компенсаторное средство. Он утверждает: «Искусство, как мы уже давно убедились, дает эрзац удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым, как ничто другое, примиряет с принесенными им жертвами».

https://myself-development.ru/puti-samorazvitiya-lichnosti/
http://www.dslib.net/soc-filosofia/rol-tvorchestva-v-processe-samorazvitija-lichnosti-na-primere-hudozhestvennogo.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *