Сто лет назад Густав Юнг заявил о своих разногласиях с Фрейдом и посвятил себя идеям, актуальным и в наши дни. Юнг предлагал искать смысл, слушать свою интуицию и исследовать иррациональное. Почему его идеи сегодня в моде?
Познать себя
Во всем мире растут тиражи книг по аналитической психологии, созданной Юнгом. Слова «архетип» или «коллективное бессознательное», впервые предложенные им, охотно использует политическая и даже глянцевая пресса. С другой стороны, любой специалист подтвердит: работы Юнга трудны для чтения, а идеи способны сбить с толку любого материалиста. Так в чем же сила их притяжения?
За пределами разума
Мысль Юнга сложна и многомерна: она простирается от психологии до духовных практик, странствуя через алхимию и астрологию, буддизм и каббалу, сюжеты Библии и сказок братьев Гримм.
В противоположность пессимизму Фрейда, по мысли которого человек обречен на вечный внутренний разлад, Юнг предлагает нам путь к гармонии. Тем самым он открывает простор для нашей сокровенной мечты — ускользнуть от жестких законов рассудка, правящих нашим приземленным миром, и ощутить силу духа как самую главную силу, которой мы обладаем. То, что предлагает Юнг, созвучно нашим желаниям. А поэтому есть смысл открыть его идеи для себя — или открыть заново.
Правда, для этого прежде всего нам предстоит оставить привычку верить лишь в то, что можно измерить и взвесить, и научиться доверять интуиции и воображению. Неподвластные разуму тайны — органичная часть юнгианского мира. Без связи с ними, как и без духовной пищи, Юнг не считал возможной полноценную жизнь.
Вот лишь одна характерная цитата — из его телеинтервью английскому журналисту Джону Фримену: «Душа не вполне подвластна пространству и времени. В снах и видениях можно видеть будущее. Только невежество отрицает эти факты».
Три «Я»
Наша личность в юнгианском представлении организуется вокруг трех элементов: эго и двух бессознательных. Эго — центр сознания, то, что позволяет каждому из нас оставаться собой и ощущать себя человеком. Личное бессознательное состоит из «забытых» тягостных воспоминаний и чувств, вытесненных из эго. Юнг соглашался с Фрейдом, что проблемы некоторых пациентов можно решить, работая только с личным бессознательным и помогая осознать фантазии, чувства, эмоции.
Но также он утверждал, что кроме индивидуального есть и коллективное бессознательное. Эта особая психическая реальность существует вне конкретного человека и задолго до нашего рождения. Она населена персонажами древнейших мифов и наиболее значимыми образами культуры человечества. Мы наследуем ее, приходя в этот мир.
Согласно юнгианской логике, если ребенку во сне протягивают яблоко, в душе его обязательно шевельнется на миг смутное воспоминание об утраченном рае — пусть даже никто еще не рассказывал ему историю Адама и Евы.
Интернет вполне можно считать коллективным сознанием, а может быть — и коллективным бессознательным наших дней