Как мы думаем?

 

То, как мы мыслим, то есть мышление — это познавательный процесс, он столь же значимый и неотъемлемый для человека, как и ощущение, память, внимание, но гораздо более сложный. Восприятие и ощущение дают нам лишь первичные поверхностные знания: мы видим, слышим, ощущаем и получаем лишь сведения, простые данные об окружающем мире. Но достаточно ли этого, чтобы человеку быть человеком? Конечно, нет.

Особенности мышления

Мышление — сверхсложный психический процесс (его относят к высшим познавательным процессам психики), в результате которого человек получает новое знание не из окружающего мира напрямую, а на основе данных от органов чувств. Такое знание для ясности можно назвать вторичным, потому что оно является результатом внутреннего преобразования человеком полученных первичных знаний в процессе восприятия.

Потому мышление, конечно:

  • сугубо субъективное (поскольку это знание конкретного человека);
  • обобщенное (потому как складывалось оно на основе полученных разных данных);
  • и опосредованное (в противоположность непосредственным данным, полученным с помощью ощущения, восприятия и т. д.).

Восприятие и ощущение дают нам лишь первичные поверхностные знанияВосприятие и ощущение дают нам лишь первичные поверхностные знания
Фото: Depositphotos

Мыслительные операции

Немного запутанно, но разобравшись с основными характеристиками и особенностями мышления, станет понятнее его суть. Потому приступим «перемывать косточки» мышлению, разбирать его специфику.

В первую очередь следует отметить, что мышление необходимо для того, чтобы осуществлять познание мира, окружающей реальности. Для этого «в игру вступают» умственные операции, которые лежат в основе мышления.

1. Сравнение, анализ и синтез

В первую группу можно выделить сравнение (когда мы отмечаем общее, схожее и различное в каких-либо предметах, событиях, явлениях), а ещё анализ и синтез. Последние две умственные операции являются противоположностью друг другу.

  • Анализ заключается в рассмотрении чего-то целого, предположим, ситуации, как бы отдельными частями или с разных сторон. Также анализируя, мы выделяем отдельные свойства и качества предмета, явления.
  • Синтез же — это, наоборот, объединение и некое сочетание отдельных частей в целое.
Вам будет интересно  Что ищет женатый мужчина на стороне?

Дедукция представляет собой мыслительный вывод (умозаключение), к которому мы пришли, приравнивая частный случай к общим, похожим случаямДедукция представляет собой умозаключение, к которому мы пришли, приравнивая частный случай к общим, похожим случаям
Фото: Depositphotos

2. Конкретизация и абстракция

  • Конкретизация, как понятно из названия, это описание чего-то конкретного, частного (а ещё нахождение признаков, по которым это что-то выделяется среди себе подобных).
  • Абстракция, напротив, помогает нам отвлечься от нюансов, конкретных данных и выделить главное, обобщить. К примеру, когда нам говорят «кровать», мы представляем некую абстрактную, не конкретную модель кровати.

3. Индукция и дедукция

Ещё к мыслительным операциям относится индукция и дедукция. О последней мы все с вами наслышаны благодаря герою книг Артура Конан Дойля Шерлоку Холмсу.

Дедукция представляет собой мыслительный вывод (умозаключение), к которому мы пришли, приравнивая частный случай к общим, похожим случаям. Это сродни решению математической задачки по определенному правилу. К примеру, если во всех прямоугольных треугольниках сумма квадратов длин катетов равна квадрату длины гипотенузы, то и в нашем конкретном прямоугольном треугольнике будет точно так же.

Индукция же противоположна дедукции и, грубо говоря, «делает выводы» обо всех похожих предметах, ситуациях и т. д. на основе отдельно взятых. Так, к примеру, на основе изучения некоторых особей определенного вида животных, ученые делают общие выводы обо всем этом виде. Индукция же противоположна дедукции и, грубо говоря, «делает выводы» обо всех похожих предметах, ситуациях и т. д. на основе отдельно взятыхИндукция противоположна дедукции и «делает выводы» обо всех похожих предметах, ситуациях и т. д. на основе отдельно взятых
Фото: Depositphotos

Напоследок следует отметить ещё, что мыслительный процесс тесно взаимосвязан с речью. Во-первых, с помощью речи мы выражаем свои мысли. А еще, даже не произнося слов, мы все равно думаем словами.

Как видите, мышление, собственно говоря, создание мыслей — очень сложный, многоплановый процесс, но вполне доступный к пониманию, если немного разобраться в его особенностях и «составных частях».

Вам будет интересно  Творческое саморазвитие педагога: Творческое саморазвитие педагога: миф или реальность?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Развивающие игры для младших школьников: дидактические, игры-викторины для развития младшеклассниковРазвивающие игры для младших школьников: дидактические, игры-викторины для развития младшеклассников

 5 развивающих игр для младших школьников В 6-7 лет дети учатся читать и считать, становятся более собранными и рассудительными. Дидактические игры помогают развивать новые навыки и способствуют адаптации к школе.

Саморазвитие и самосовершенствование: с чего начать, личностный рост, работа над собой — Сайт оСаморазвитие и самосовершенствование: с чего начать, личностный рост, работа над собой — Сайт о

 Саморазвитие и самосовершенствование: с чего начать, личностный рост, работа над собой Саморазвитие и самосовершенствование: с чего начать, личностный рост, работа над собой Самореализация личности Кроме базовых потребностей на уровне тела