Жаловаться на жизненные обстоятельства, но при этом ничего не делать для их изменения характерная черта многих людей. Подобное поведение давно изучается психологами.
Как избавиться от синдрома выученной беспомощности?
Что такое «синдром выученной беспомощности»?
Состояние, когда субъект, находясь в неблагоприятных для себя условиях, не пытается изменить ситуацию, хотя имеет такую возможность, получило в психологии название «синдром выученной беспомощности».
Первым изучать данный феномен начал американский психолог Мартин Селигман в 60-х годах прошлого века. Ученый поставил ряд экспериментов на собаках. Суть их заключалась в том, что находившиеся в запертой клетке животные подвергались несильным, но ощутимым ударам электрического тока. Предприняв несколько безуспешных попыток выбраться из заточения, собаки через какое-то время смирялись со своим положением, становились пассивными и не пытались убежать, даже после того как дверь клетки открывали. То есть собаки обучились беспомощности. Позднее концепция выученной беспомощности получила свое подтверждение в процессе схожих психологических опытов над людьми. Только вместо электротока использовался громкий звук.
Синдром выученной беспомощности можно встретить повсюду. Люди годами задерживаются на неинтересной или низкооплачиваемой работе, не могут решиться закончить бесперспективные отношения, переехать в другой город. Человек, научившийся беспомощности, думает, что не способен оказывать влияние на свою судьбу. Стоит ли говорить, что этот синдром снижает качество жизни и мешает реализации личности.
Как формируется синдром выученной беспомощности?
1. Чрезмерная родительская опека в детстве. Стремление оградить ребенка от всех невзгод окружающего мира, делать все за него, отсутствие права выбора — все это формирует несамостоятельную, неуверенную в себе личность.
2. Череда жизненных неудач. Неблагоприятный опыт, который мог произойти как в детстве, так и во взрослом возрасте. Ситуация, когда человек упорно старался, но не смог преодолеть жизненные обстоятельства, может сильно травмировать и оставить комплексы на всю оставшуюся жизнь.
3. Менталитет. В государстве с тоталитарным или авторитарным режимом права человека не являются большой ценностью. Поэтому граждане таких стран и не пытаются их отстаивать. Такая модель поведения передается через поколения и с трудом изживает себя.
4. Стереотипы мышления. Догмы, нормы морали, которые приняты в обществе, порой мешают человеку действовать в своих интересах, поскольку так «не принято».
Как преодолеть синдром выученной беспомощности?
Вышеупомянутый психолог Мартин Селигман в сотрудничестве с когнитивным терапевтом Альбертом Эллисом разработали так называемый метод ABCDE, который помогает справиться с ощущением беспомощности. Суть метода заключается в отслеживании своих эмоциональных реакций на жизненные ситуации и изменении своего отношения к ним. Метод состоит из пяти шагов:
1. Анализ проблемой ситуации. Отделение фактов от эмоций.
2. Выявление собственных убеждений, деструктивных мыслей, которые стали катализатором негативных чувств.
3. Осознание последствий, поведения, которое сформировалось под воздействием отрицательных эмоций.
4. Изменение взгляда на ситуацию. Например, осознание того, что одно неудачно пройденное собеседование, не является подтверждением собственной никчемности. Поиск положительных сторон случившегося и новых возможностей.
5. Ощущение прилива энергии и внутренних сил, от способности управлять своим эмоциональным состоянием. Необходимо постараться сохранить появившуюся уверенность в себе.
Конечно эта методика выглядит стройной и легкой только в теории, на деле не так-то просто «выкорчевать» из себя годами заученную беспомощность. Иногда на это уходят долгие месяцы работы с психотерапевтом. Однако, как известно, осознание проблемы это первый шаг к ее решению.
Источник