Виды ярлыков:
- «Ярлыки-поощрения». Содержат констатацию наших заслуг, а также долженствование определенного стиля поведения. Исходят от учителей, родителей, воспитателей, тренеров. «Вундеркинд», «наш гений», «надежда школы», «будущий чемпион», «первая красавица» и прочие… Мы радуемся и гордимся ими, потому что они заставляют нас чувствовать себя на высоте и мотивируют совершенствоваться.
- «Ярлыки-ограничения». Такие ярлыки делают упор на наши недостатки и опускают нас на более низкую ступень развития. «Растяпа», «неудачник», «горе луковое», «лентяй»… Мощные демотиваторы.
- «Ярлыки-оскорбления». Акцентируют наши уязвимые места. То, что трудно или невозможно исправить: слабое зрение, неправильное строение тела, последствия болезней, видимые дефекты внешности. Слова, используемые при этом, всегда глубоко ранят и оставляют след в душе… Особенно потому, что звучат в детстве.
Есть ещё один вид ярлыков-оскорблений. Когда завистники пытаются какое-то нейтральное или положительное наше качество сделать «чёрной визитной карточкой» для нас. Например:
- «белоручкой» называют ухоженную девушку;
- «сукой», «стервой» именуют ту, до уровня которой не могут дотянуться;
- «неженкой» — человека, которому не нравятся грубые слова, мат и плевки на асфальте;
- «ботаником» — интеллигентного юношу, у которого за спиной нет подросткового хулиганства, «зоны для малолеток» и прочих кошмаров «жизни в глубинке»;
- в зрелом возрасте некоторых женщин с опаской называют «ведьмами» — везучих, которым всё удаётся, которые много знают и умеют.
Ярлык — это не то, что мы есть на самом деле, а лишь какое-то изолированное и гиперболизированное свойство. В большинстве случаев нам их навязывают извне. А следовательно, наше истинное лицо они не отражают.
Но бывает и так, что мы сами себе вешаем ярлык. Происходит это при частом повторении на людях и «про себя» одних и тех же ситуативных эпитетов: «Ну что я за бестолочь такая?», «Какая же я страшная!», «Батя верно говорил, что дурак из меня вырастет… вот и стал я дурак дураком…».
Приклеивая ярлык, человек программирует вас на то или иное, выгодное для него, поведение в обществе. Ждет, что вы будете соответствовать ожиданиям. С одной стороны, если это «ярлык-поощрение», то он может быть полезным. Особенно в детстве, юности. Но бывают ведь случаи, когда ожидания не оправдываются. Мы это можем видеть у детей известных персон. Упорно игнорируя то, что на их потомках «Природа отдохнула», знаменитые спортсмены, музыканты и учёные изо всех сил тащат своих бесталанных чад по ступеням профессионального Олимпа. Жалкое и грустное зрелище…
Почему одни ярлыки, касающиеся нашей личности, не приклеиваются к нам, несмотря на жгучее желание недоброжелателей закрепить их «навечно», а другие сами собой прилипают до конца наших дней?
Степень устойчивости ярлыка зависит от многих факторов:
- от наличия в нас тех черт, которые и вызвали его появление;
- от того, как мы реагируем на ярлык (чем сильнее мы хотим его «отлепить», тем крепче он «пристаёт» к нам);
- от того, какая социальная среда вокруг нас;
- от нашей психической устойчивости;
- от степени нашей самозащиты, умения быть опасным для противников; позволяем ли себе физически воздействовать на злоязыких оппонентов, есть ли у нас культурные барьеры при противодействии любителям ярлыков.
Избавление от ярлыков:
- Всё зависит от ситуации и злонамеренности оппонента. Кого-то достаточно просто игнорировать. Кому-то можно ответным образом приклеить ещё более «ядовитый» ярлык.
- Не оправдывайтесь и не стремитесь что-то доказать окружающим. Если вы оправдываетесь — значит, виноваты или сильно задеты.
- Будьте собой, независимо от того, что о вас думают. Это дает вам не только внутреннюю свободу, но и радикально меняет отношение окружающих.
Помню, в подростковом возрасте некоторые ярлыки я намеренно сделала своей визитной карточкой: «да, я белоручка… не всем же глину месить и рельсы таскать», «стерва? о, ещё какая!». Злоязыкие завистницы сами не рады были, что пытались приклеить ко мне эти два эпитета.
Ярлыки — всего лишь одно из проявлений стереотипов социальной оценки, помогающих нам быстро осваивать ментальное пространство, делать его привычным и удобным, разделять в нём «своё» и «чужое».