Содержание
Беременность и декрет сотрудницы: что об этом нужно знать работодателю?
Одна из причин, по которым некоторые организации предпочитают не нанимать на работу молодых девушек – декретный отпуск. И эта позиция не то чтобы совсем безосновательна: не так уж редки случаи, когда женщина, решив завести ребёнка, начинает с поиска официальной работы, где её трудоустроят строго по Трудовому кодексу и будут выплачивать «белую» зарплату. Естественно, HR-у она о своих планах не рассказывает, зато через несколько месяцев сообщает о беременности – и о том, что она ждёт причитающиеся выплаты.
Как работодатель может защитить себя от подобных хитрых схем, и нужно ли вообще это делать? Давайте разбираться подробнее.
Что значит декрет сотрудницы для работодателя?
В большинстве организаций руководители опасаются возникновения двух возможных проблем.
Потеря денег
Продолжительность декретного отпуска складывается из трёх частей:
- Больничный на 70-84 дня до родов;
- Больничный на 70-110 дней после родов;
- Отпуск по уходу за ребёнком – полтора года.
Итого сотрудница выпадает из рабочего процесса на два полных года, при этом на протяжении всего этого времени она может претендовать на выплаты из бюджета работодателя.
Пособие по беременности и родам:
Условия для отпуска | Перед родами | После родов | Всего |
---|---|---|---|
Обычная беременность, 1 ребёнок | 70 дней | 70 дней | 140 дней |
Двойня или тройня, без осложнений | 84 дня | 110 дней | 194 дня |
Осложнённые беременность/роды | Индивидуально | Индивидуально | 156 дней |
Также право на отдых от работы, с получением аналогичного пособия, имеют сотрудники, решившие усыновить ребёнка: им предоставляется 70 дней, если речь идёт об усыновлении одного малыша, либо 110 дней на двух детей и более.
Сумма выплат определяется, исходя из размера зарплаты сотрудницы за предыдущие два года:
- Если средняя зарплата за период была равна МРОТ или выше, сотрудница получает выплаты, исходя из 100% указанной средней зарплаты;
- Если средняя зарплата за период была меньше, чем МРОТ, размер выплаты будет фиксированным – в 2019 году это 11 280 рублей (367 рублей в день).
Максимальный размер выплат тоже ограничен – в 2019-м году сумма составляет не больше, чем 2017 рублей/день. Таким образом, общая сводка для пособия по беременности и родам выглядит следующим образом:
Продолжительность отпуска | Минимальная выплата | Максимальная выплата |
---|---|---|
140 дней | 51 380 рублей | 282 493 рубля |
156 дней | 57 169 рублей | 314 778 рублей |
194 дня | 71 198 рублей | 391 454 рубля |
Пособие по уходу за ребёнком
Работающий родитель может уйти в отпуск по уходу за ребёнком – вплоть до достижения этим ребёнком полуторалетнего возраста. Точная сумма пособия рассчитывается достаточно сложно, на неё влияют следующие факторы:
- Количество детей в семье – и наличие детей более старшего возраста;
- Размер ставки и регион проживания;
- Районный коэффициент;
- Трудоустроенность каждого из родителей и т. д.
В среднем официально работающий родитель, ушедший в отпуск по уходу за ребёнком, будет ежемесячно получать 40% от своего среднемесячного заработка – но не больше, чем 26 152 рубля (на 2019 год). Это при условии, что сотрудница (или сотрудник) отработали в организации не менее полугода.
Если уходящий в декрет работник имеет стаж менее полугода, нужно учитывать два условия:
- Размер выплаты за полный месяц не может превышать МРОТ – для 2019 года это 11 280 рублей;
- Для расчёта выплаты нужно рассчитать средний дневной доход сотрудницы.
Таким образом, нужно посчитать средний дневной доход – и пособие в сутки, исходя из него. Потом рассчитывается пособие в сутки, исходя из МРОТ. И применяется меньший из двух результатов. Обратите внимание: сумма МРОТ не меняется в зависимости от месяца, поэтому считать придётся для каждого месяца в отдельности – например, в феврале (28 дней) максимальное ежедневное пособие составит МРОТ/28 = 402, 85 рубля/день, а в марте (31 день) оно будет меньше: МРОТ/31 = 363,87 рубля/день.
Получается, потеря денег неизбежна?
Если обобщить вышесказанное, то в среднем организация будет вынуждена выплатить ушедшей в декрет сотруднице 51-390 тысяч рублей на протяжении отпуска по беременности и родам, а потом придётся ещё 1.5 года платить ей 40% от её среднемесячной зарплаты. Естественно, что работодатель и не хочет выплачивать деньги «ни за что»… и не должен этого делать.
Да, компания должна перечислить на счёт сотрудницы все декретные выплаты, но они будут в полной мере компенсированы Фондом социального страхования. ФСС полностью возмещает работодателю все расходы, связанные с больничным сотрудницы, а также с отпуском по уходу за ребёнком. Да, возмещение займёт какое-то время – вплоть до 8-9 месяцев – но фактически Вы ничего не потеряете.
Потеря времени
Пока сотрудница находится в декретном отпуске, её работа должна выполняться – соответственно, понадобится новый работник. А его нужно найти, ввести в коллектив, обучить – дополнительные траты времени и сил. К счастью, всё это с лихвой компенсируется ростом вашей «социальной репутации».
Для потенциальных кандидатов (особенно для людей, которые обладают высокой квалификацией) очень важно, чтобы компания не только платила им хорошую зарплату, но и предоставляла все причитающиеся социальные льготы. Объявив о том, что вы приветствуете декретные отпуска, вы получите дополнительный вес в глазах подобных кандидатов — и, соответственно, станете более привлекательным HR-брендом для соискателей.
Если дополнить общую лояльность компании к декрету чем-то вроде «программы поддержки материнства» – например, назначить собственные льготы или подарки для молодых мам – эффект закрепится окончательно. С учётом выплат ФСС ваши личные расходы будут совсем небольшими, но они дадут значительный рост репутации фирмы на рынке труда.
Практически ни одна девушка не уходит в декрет сразу после трудоустройства
И здесь речь даже не о моральных качествах соискательницы: дело в том, что размер декретных платежей напрямую зависит от стажа на данном месте работы. Если женщина устроилась в компанию, отработала пару месяцев и сразу ушла в декрет, она практически ничего не будет получать – при этом репутацию себе она испортит капитально, несмотря на то, что запись в трудовой книжке работника о его нахождении в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком не производится.
Новые работодатели часто прозванивают предыдущие места работы, спрашивая отзывы о человеке – если они услышат о быстром уходе в декрет, шансы получить должность резко снизятся.
Декретные рассчитываются следующим образом: заработок сотрудницы за последние два года суммируется, а потом делится на 730 дней – даже в том случае, если женщина не отработала два полных года. При этом, если результат будет меньше МРОТ, размер декретных будет приравнен к МРОТ – но только если сотрудница уже отработала в компании не менее полугода. Исходя из всего этого, большинство женщин берут декретный отпуск не раньше, чем через полтора-два года после трудоустройства, а за это время они успевают отработать все затраты на свой наём и обучение.
Что делать, если сотрудница собирается в декрет?
В первую очередь выплатить ей всё, что причитается: чем раньше подадите на компенсацию в ФСС, тем лучше. Дальше имеет смысл обсудить с будущей мамой её планы – вы должны понимать, на какое время вам понадобится новый сотрудник. Кроме того, имеет смысл обговорить возможность удалённой работы: многие девушки с удовольствием работают из дома, получая зарплату пропорционально результатам. В итоге вы не теряете сотрудницу, а она приобретает дополнительный доход – все в плюсе.
При этом наша практика показывает, что работающие из дома «декретные» сотрудницы выполняют за день практически столько же задач, сколько и люди в офисе. Это легко проверить, просто воспользовавшись отчётами системы учета рабочего времени Kickidler: опасаясь потерять прибавку к пособию по уходу за ребёнком, мама не теряет времени зря и работает предельно эффективно. Вы же уверены в том, что она полностью лояльна к компании – в долгосрочной перспективе это очень выгодно.
Так нанимать ли молодых девушек?
Однозначно да: оценивайте их по тем же критериям, что и всех остальных кандидатов. Во-первых, далеко не все девушки планируют ребёнка – часто бывает так, что в декрет уходит женщина 35-40 лет. Во-вторых, мужчина тоже может взять отпуск по уходу за ребёнком, и в последнее время это происходит всё чаще. И, наконец, в-третьих: вы в любом случае не понесёте никаких затрат, а с точки зрения репутации своей компании получите только плюсы. Да и в конце концов… все это пустяки по сравнению с рождением новой жизни.
Можно ли вообще уволить сотрудницу, находящуюся в декрете?
Трудовой кодекс РФ однозначно заявляет: уволить женщину, находящуюся в отпуске по беременности, родам или по уходу за ребёнком, работодатель не имеет права. Тем не менее, есть несколько исключений из этого правила:
- Увольнение по собственному желанию. Если сотрудница самостоятельно приняла решение об увольнении, процедура будет выглядеть совершенно стандартно: заявление, две недели «отработки», приказ об увольнении, запись в трудовой и конец трудовых отношений;
- Окончание срока трудового договора. Если трудовой договор истекает во время отпуска по уходу за ребёнком, можно предпринять попытку его не продлевать – по ТК РФ работодатель не обязан это делать. Тем не менее, судебная практика по таким вопросам неоднозначна: некоторые суды выносят определение о том, что работодатель должен продлить трудовые отношения до конца декрета, а некоторые – нет;
- Увольнение по соглашению сторон. В данном случае его можно заключить по упрощённому порядку, без написания сотрудницей заявления и без отработки. Основной сложностью является прийти ко взаимному соглашению;
- Ликвидация организации. Если юридическое лицо работодателя перестаёт существовать, беременную сотрудницу можно уволить точно так же, как всех остальных. Но важно учитывать, что она может обратиться с просьбой о выплате пособия по родам и беременности до увольнения – и такую просьбу по закону необходимо удовлетворить.
Это все возможные способы – и, в большинстве случаев, они сводятся к одному: договориться с сотрудницей о расставании на взаимовыгодных условиях.
Причём здесь Kickidler?
Система учета рабочего времени и мониторинга сотрудников Kickidler – полезный инструмент для HR-службы. Установив наш софт на компьютер сотрудника во время испытательного срока, можно узнать его реальную мотивацию и намерения, с какими он пришел работать в эту компанию.
Функция «Кейлоггер» программы Kickidler
https://www.kickidler.com/ru/info/dekret-cherez-polgoda-posle-najma-kak-reagirovat-rabotodatelyu.html