В его основе лежит бессознательное стремление к защите своей популяции от уничтожения. Детей мы инстинктивно защищаем потому, что это материал для воспроизводства будущих поколений; пожилых бережем в качестве носителей жизненного опыта, мудрости и этнической культуры.
Христианство превознесло милосердие над его инстинктивным природным фундаментом и стало культивировать как форму обязательного, «богоугодного» поведения. Лучше тот, кто более милосерден, даже если он отдал последнее и теперь сам требует проявления милосердия с чьей-либо стороны. Не правда ли, карикатурно?
В нашем обществе сейчас культивируется «избыточное милосердие»: например, сбор денег (и немалых порой) на операцию больного ребёнка. А почему на государственном уровне не решается вопрос по лишению дипломов большей части хирургов, педиатров, детских онкологов? Ведь это их работа — помогать, излечивать, проводить реабилитацию таких детей.
Зачем же держать в штате больницы специалиста, который только разводит руками и посылает на лечение в Европу, Америку, Израиль? Тысячу бездарностей выгонишь — остальные подумают: а может, сменить профессию? Или начнут совершенствовать свои врачебные навыки.
Избыточное милосердие приводит к тому, что в обществе возникают настроения потребительского отношения к нему. Вызывание чувства жалости становится нормой экономического поведения. Так недолго и до появления ярлыка «страна попрошаек».
Носителями данного феномена и его ярыми защитницами стали русские женщины. Жалостливые, оплакивающие, как говорили в старину, «всякого калику перехожего», сами несчастные, толком неустроенные, с мужьями-алкоголиками, тяжелым бытом и детьми-сорванцами. Понятно, что такое положение дел ведет к снижению жизнеспособности популяции, а проще говоря — к её деградации.
Теперь давайте посмотрим с другой стороны. Без слепого сочувствия и умильных вздохов.
Что такое больной или нищий человек? Понятно — это тот, кто находится под активным «воспитательным» воздействием Вселенной (чтобы лишний раз не упоминать Имя Божье, раздражая благонравных ханжей, толпящихся у церковных стен). Он, страдающий ныне, «воспитывается» за свои ошибочные убеждения или неправильные поступки. Идёт персональный, возможно, многолетний урок в Школе Жизни. Его нынешнее состояние — это его добровольный выбор, хотя он может и не осознавать этого, а страдание — результат его борьбы с Жизнью.
А подающий милостыню или высказывающий сочувствие (т. е. передающий ему часть своих жизненных сил) уменьшает «воспитательный» эффект. Соответственно, тем самым отдаляет момент пересмотра отношения к жизни и её исправления.
Великие педагоги Макаренко, Сухомлинский, Блонский рекомендовали своим подопечным не простаивание в людных местах с протянутой рукой, а привлекали к труду, прививали чувство долга — перед самим собой и перед своей страной.
Те же, кто жертвует, за редким исключением, переживают чувство собственной нужности и величия, могущества, власти и контроля. Они упиваются своими «гражданскими поступками», позируя перед кинокамерами и демонстрируя фальшивое добросердечие. Шоу, да и только!
Людей усиленно провоцируют не только на жалость и сочувствие, а в большей степени — на переживание вины и принятие на себя ответственности за все, что происходит с больным. Используется грубый моральный шантаж: «если вы не поможете, ребенок не проживёт и года» и т. п.
Кроме денег, ещё формируется огромная воронка эмоций, куда доверчивые люди сливают свои страхи, переживания, сочувствие. Участники жестокого спектакля сообщают на сайтах, посвященных благотворительности: «Мы отстояли для малыша еще один день жизни», — хотя все их усилия сводились к эмоционально заряженным сообщениям в Сети и их бесконечному дублированию. Вам и дальше хочется быть зрителями этого циничного действа?
Какие подводные камни подстерегают вас в мутной реке под названием «избыточное милосердие»?
- Вами будут пользоваться. Ваши знакомые, а потом и их знакомые. Цинично, манипулятивно, давя на природную жалость.
- Ваши границы не будут соблюдаться. Будучи добрым, вы не сможете отказать окружающим. А они расценивают это как разрешение переступить через вас.
- Вы не будете успевать заботиться о себе. Добрые люди склонны вкладывать много времени и ресурсов в других. У себя они — на последнем месте.
- Станете приманкой для аферистов, манипуляторов и подобных им. Любимые мишени нравственных маргиналов — добрые люди. Ради помощи «пострадавшим» вы лезете из кожи вон, а им нравится этим пользоваться.
- Вас перестанут уважать даже те, кто раньше восхищался вами. Они будут видеть перед собой загнанного, измученного человека, «вечно виноватого» в том, что не всем помог, что чего-то не успел. О каком уважении может идти речь?
Быть добрым — это удивительное человеческое качество, данное свыше. Однако чрезмерная доброта может нанести вред вам и тому, на кого она направлена. Дозируйте душевное тепло, ласковые слова и денежные средства, отдавая всё это окружающему миру.