11 вопросов для работы с метафорическими картами
Как «общаться» с метафорическими картами и чем они могут помочь? Базовые правила работы с ними и вопросы помогут вам сделать первые шаги и, возможно, найти ответы на волнующие вопросы.
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это проективная психологическая методика. Она помогает лучше узнать самого себя и скорректировать психологическое состояние. Эти карты дают совет и подсказывают, где содержатся наши ресурсы — внешние или внутренние силы, которые мы можем использовать себе во благо.
Основные правила работы с метафорическими картами
Для начала мы обозначаем актуальную ситуацию или проблему, с которой мы хотим работать. Один вопрос — одна карта. Если возникают дополнительные вопросы, добавляем карты к той, которая уже лежит на столе.
Карты можно доставать в открытую, когда мы видим картинки и выбираем их осознанно, или в закрытую, когда карты перевернуты рубашками вверх. Как доставать ту или иную карту, решаете вы сами.
Если мы вытягиваем карту в открытую, то можем увидеть осознанный образ, личную историю, которая уже есть в голове. Если же мы достаем карту в закрытую, нам открывается то, в чем мы не отдаем себе отчет или что хотели бы скрыть от себя.
Как работать с картой? Картинка, которая лежит перед нами, содержит в себе множество посланий, которые отражают наши подсознательные страхи, стремления и ценности. Рассказ о том, что мы видим на карте и что по этому поводу чувствуем, порой сам по себе обладает терапевтическим эффектом. Новые акценты помогут увидеть проблему с другой точки зрения, заметить то, что до этого было сложно увидеть.
Таким образом, каждая карта может принести нам множество новых мыслей, инсайтов, озарений. Во время работы запрос может корректироваться. Например, могут возникать новые вопросы или необходимость посмотреть варианты развития событий. В таких случаях можно и нужно доставать новые карты.
Вопросы к картам
Ключ к успешной работе с метафорическими картами — правильно поставленные вопросы. Они помогут распознать смутные ощущения, разобраться в происходящем и сделать выводы.
- Что вы видите на этой карте? Что здесь происходит?
- Что вы чувствуете, глядя на карту? Какие мысли, эмоции возникают?
- Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?
- Что на карте не нравится? Почему?
- Видите ли вы себя на этой картинке? Это может быть один из персонажей, неодушевленный предмет, цвет или же вы остаетесь сторонним наблюдателем.
- Как себя чувствует тот или иной персонаж на карте? Что он хочет сделать? Персонаж может быть неодушевленным, например, дерево или игрушка.
- Что мог бы рассказать, посоветовать персонаж?
- Как дальше будут развиваться события на картинке?
- Что эта карта говорит о вас? О вашей ситуации?
- Что на картинке есть, а вы не заметили?
- Какие выводы вы можете для себя сделать?
Ответы на вопросы желательно проговаривать вслух как можно более подробно, даже если вы работаете самостоятельно и в одиночестве. В деталях часто скрывается то, что сразу не бросается в глаза. Кому-то удобно записывать ход своих мыслей на бумагу или в текстовый файл. Проговаривая или записывая все это, вы сможете извлечь максимальное количество полезной информации.