Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста

Аватар

Психология

Классный час. Сам себе воспитатель. Самовоспитание характера

В чем ее актуальность?

В том, что здоровье стоит на первом месте среди остальных жизненных приоритетов. Без хорошего самочувствия человек не способен полноценно жить и трудиться. Здоровый образ жизни и физическое самосовершенствование могут сделать нашу жизнь полноценной и насыщенной интересными событиями.

Концепцию самовоспитания можно определить, как ежедневный целенаправленный труд, который будет совершенствовать физическую культуру вашей личности.

Физическое самосовершенствование — это сочетание некоторых методов и приемов, которые постепенно сформируют из вас гармонически развитую личность.

Для самовоспитания крайне важна сила воли. Хотя специально что-либо делать для ее укрепления не понадобится. Она выработается самостоятельно. Конечно, при условии, что вы будете сознательно преодолевать трудности, которые стоят на пути к цели.

Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста

Научно-публицистическая статья

на тему: «Воспитание и самовоспитание в процессе становления личности специалиста».

Подготовил: тренер по спортивной гимнастике Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа №2 муниципального образования «Город Донецк»

  1. Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы…………….3
  1. Качества личности специалиста, формируемые в процессе воспитания и самовоспитания………………………………………………………………………7
  1. Использование методов, форм и парадигм воспитания и самовоспитания в становлении личности специалиста……………………………………………….9
  1. Акмеологические основы формирования личности педагогического работника…………………………………………………………………………….12

Закономерность институирования педагогической теории и практики на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы развития экономики, рыночных отношений и профессионализация современной педагогики идут параллельно, находясь в тесном взаимодействии и взаимосвязи.

В связи с этим, развитие государственных и негосударственных форм педагогической деятельности приводит к активизации и дальнейшему развитию различных служб, учреждений, а так же к усилению внимания вопросам профессиональной подготовки квалифицированных специалистов.

В последние годы в совокупности средств, обеспечивающих гуманизацию[1], утверждение самоценности человека, его достоинства и уникальность каждого, его неотъемлемых прав и свобод, значительная роль отводится педагогике и социальной педагогике, то есть профессиональной деятельности, которая отражает социокультурный феномен, традиции, обращенность к человеческой личности во всём многообразии её проявления в жизни и деятельности.

За период профессионализации активно обозначился интерес к проблемам не только развития педагогической деятельности, но и к личности специалиста, — его особенностям, качествам и свойствам, его готовности к своему развитию. В настоящее время широкое признание педагогической деятельности — как средства локализатора социальной политики – является безусловным фактором, но наряду с этим правомерен вопрос, — кто, какой специалист как личность, профессионал осуществляет сегодня и будет в дальнейшем реализовывать, развивать и совершенствовать главную цель — воспитание, поддержку человека в нашем государстве.

Объектом данной работы является система деятельности педагогического работника по саморазвитию, самосовершенствованию и самовоспитанию; предметом — процесс формирования и развития личности педагога как профессионала, в многоуровневой системе педагогической деятельности.

  1. Понятие воспитания и самовоспитания; функции и принципы.

Существуют различные подходы к определению понятия воспитания.

Воспитание в широком смысле – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения каким-либо нормам, правилам, процессам, явлениям; в узком смысле – это процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе[2].

Существуют и другие трактовки воспитания и самовоспитания.

Воспитание — деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, реализуемый при взаимодействии воспитателя и воспитуемого (даже при условии, что этот процесс направлен на самого себя), а также при взаимодействии объектов воспитания, наука изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление человека к различным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого как неповторимой человеческой индивидуальности. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем согласно образцам и идеалам общества. Выявление определенных законов развития личности и характера ее становления на разных жизненных условиях онтогенеза и особых сенситивных периодов, когда человек особенно чувствителен к общественному мнению, к утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать практику саморазвития на построение принципиально новой целостной системы, направленной на углубленное формирование самостоятельности и ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления[3]; по З. Фрейду, воспитание — процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципом реальности.

Одним из подходов в понимании воспитания является концепция Г. Олпорта и А. Маслоу. Они являлись лидерами гуманистической психологии и рассматривали развитие человека как процесс свободной реализации им своих потенций, а воспитание и самовоспитание, — как создание возможностей для самореализации. Это означает, что предоставление человеку свободного выбора в отсутствие (или минимального) действия внешней силы способствует тому, что человек предпочитает быть здоровым, независимым, стремится к дальнейшему оптимальному развитию себя как единого целостного.

Самовоспитание — сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности; выработка человеком у себя таких личностных качеств, которые представляются желательными. Базируясь на активизации механизмов саморегуляции, оно предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов.

Самовоспитание — относительно позднее обретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Оно базируется на адекватной самооценке, соответственной реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности, самовоспитание становится все более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности[4].

Содержание самовоспитания раскрывается через его функции:

  • компенсаторная: реализуется в процессе приобретения профессиональных знаний, умений, навыков, в расширении кругозора, усвоении новой информации;
  • адаптационная: позволяет специалисту адекватно реагировать на изменяющиеся условия в своей профессиональной деятельности;
  • развивающая: предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей профессинальной деятельности, непрерывно обогащая творческий потенциал своей личности.

В профессиональной деятельности специалиста большое значение имеют ценностные ориентации ее субъекта, — осознанные специалистом идеологические, моральные, психологические, эстетические, социально – политические основания оценивания окружающей действительности. Специалистом должен оказываться человек, способный продемонстрировать в доступной для клиента форме способ преодоления обстоятельств трудной (кризисной) жизненной ситуации в гармонии личного и общественного. Специалист должен направлять усилия на поддержание и развитие человеческого в клиенте, создавать для клиента условия, позволяющие ему раскрыться, реализовать свой собственный потенциал.

Существенные стороны процесса воспитания и самовоспитания специалиста раскрываются при анализе закономерностей и принципов воспитания и самовоспитания.

Принцип воспитания – это основополагающее требование к процессу воспитания, основанное на законе, ведущая идея, определяющая действия специалиста, предписывающая, рекомендующая следовать некоторым правилам, условиям. Можно выделить основные принципы процесса воспитания и самовоспитания специалиста педагога:

  1. Принцип развития: раскрывает неразрывную взаимосвязь развития личности специалиста в онтогенезе и ее непрерывного самообразования, зависимость уровня зрелости личности специалиста его самообразования и самовоспитания. Этот принцип раскрывается через ряд установок:
  1. установка на «проблемность», которая формирует мотивы самообразования и самовоспитания;
  2. установка на самосознание, самооценку своей профессиональной деятельности, стимулирующие ее улучшение;
  3. установка на личную значимость позволяет соотнести объективно существующую цель самообразования и самовоспитания с личностно — значимыми мотивами (познавательный интерес, стремление к успеху и др.).
  1. Принцип самодеятельности реализуется через следующие установки:
  1. целеполагание и целеустремленность, дающие возможность сознательно и систематично заниматься самообразованием и самовоспитанием;
  2. планирование самообразования, позволяющее упорядочить его методы и приемы, обеспечить контроль;
  3. самоорганизацию, которая основывается на таких качествах личности как воля, самоактуализация, развитие мотивационной и познавательной сферы, и в свою очередь стимулирует их дальнейшее развитие.
  1. Принцип самоуправления реализуется через следующие установки:
  1. самоконтроль;
  2. саморегулирование;
  3. индивидуализацию самообразования и самовоспитания;
  4. мобилизацию, способствующую преодолению трудностей самообразования и самовоспитания;
  5. коррекцию результатов работы над собой, изменение ранее намеченной программы в связи с уже достигнутыми успехами.[5]

Но в реальной практической действительности при многочисленных обязанностях, отнимающих у специалиста много времени, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отношение к ее отдельным сторонам, — соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуативный характер, связанный с возникающими проблемами. Подобная посредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с логикой профессиональной деятельности, что должно побуждать специалиста критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Рубинштейна, мировоззренческого чувства, формирующего обобщенно — целостное отношение к профессии[6], то есть развить в себе способность акмеологически формировать себя как личность, и как профессионала в своей деятельности, — адаптирование своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям профессиональной деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально – морально — нравственных и других свойств личности.

  1. Качества личности специалиста, формируемые в процессе воспитания и самовоспитания.

Решать проблемы своих клиентов в рамках своей профессиональной деятельности и влиять на них можно только обладая знаниями и опытом специалиста — профессионала, его узаконенными полномочиями (должностью), правами (статусом) и репутацией (мнение о достоинствах и недостатках человека), харизмой (в том числе и личной привлекательностью, как внешней так и внутренней).

В процессе самовоспитания особую важность приобретают такие качества как интеллект, социокультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) в процессе саморазвития (воспитания и самовоспитания) таких качеств, позволяет специалисту более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действии; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми — сиротами, инвалидами, престарелыми); быть профессионально тактичным (вызывать симпатию клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, проявлять спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Личностные качества специалиста подразделяются на три группы:

  1. требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психомоторным процессам (восприятие, память, воображение, мышление), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным и волевым характеристикам (сдержанность, индиферентность, уравновешенность, настойчивость, последовательность, импульсивность);
  2. самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключатся и умение управлять и контролировать свои эмоции;
  3. коммуникативность (умение быстро устанавливать высокий уровень социальной перцепции); эмпатичность (чувствование настроение других людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); внешние данные (аккуратность, отсутствие неряшливости); обладание навыками риторики.

Очень важным аспектом профессии педагогического работника является этический кодекс, состоящий из действующих принципов, которые определяются ожиданиями общества. Специфическое значение этического кодекса состоит в том, что он играет руководящую роль в формировании качеств специалиста для достижения им положительных результатов в своей деятельности.

В пятой главе вышеуказанного кодекса говорится, что педагог должен поддерживать и повышать значимость, этику, знания и цели своей профессии. Пункт 5.3 пятой главы данного кодекса напрямую связан с повышением уровня саморазвития (воспитание и самовоспитание) и самоактуализации специалиста в своей профессиональной деятельности, так как наличие у него динамично развивающейся мировоззренческой системы позволяет ему более эффективно решать задачи и проблемы, стоящие пред ним как профессионалом. Пластичность и отсутствие ригидности (или ее минимизация) способствует глубокому формированию самопознания, самопонимания и как следствие, более четкое понимание других людей (клиентов социальной службы), коллег. Это подтверждается и международными этическими стандартами педагогических работников в ст. 3.2 п.3.2.4, п. 3.2.5, п.3.2.9.

Специалист в области педагогики должен нести ответственность за развитие профессиональных знаний, основывая на этих знаниях свою деятельность; он должен критически анализировать и быть в курсе инноваций, как относящихся к его профессии, так и к нему как личности; специалист должен и может вносить свой вклад в развитие знаний в области педагогики и социальной педагогики в том числе.

В пп. (д) п. 6.1 главы шестой профессионально – этического кодекса педагогического работника говорится о развитии и поддержке всеобщего благосостояния и социальной справедливости. Это не возможно, если у специалиста не будет сформировано внутреннее чувство справедливости, если оно будет носить характер эстампа и не более.

Формирование этических качеств специалиста должно иметь поддержку со стороны высоких нравственных стандартов, исключая какие – либо уловки, введение кого — либо в заблуждение, нечестные действия, четко разделяя действия и заявления, сделанные социальным работником как частным лицом и как представителем своей профессии[7].

  1. Использование методов, форм и парадигм воспитания

и самовоспитания в становлении личности специалиста.

Воспитание и самовоспитание являются педагогическими процессами, поэтому их использование закономерно и обусловлено практикой социальной работы, которая подразумевает комплексный подход по своей специфике в профессиональной деятельности.

Методом воспитания и самовоспитания называют способ реализации целей воспитания и самовоспитания[8]. Методы являются главными средствами, которые обеспечивают успешность решения задач каждого отдельно взятого компонента саморазвития. Успешное достижение целей осуществляется в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом индивидуальном случае адекватно поставленной цели и уровню развития специалиста. Каждый метод применяется различно в зависимости от собственного опыта и индивидуальной направленности профессиональной деятельности. Для того, чтобы усилия специалиста не были направлены хаотично, как в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», следует использовать классификацию методов для лучшего их освоения и применения на практике. Классификация методов – это выстроенная по определенному качественному и количественному признаку система. Классификация позволяет выявить в методах общее и специфическое, существенное и временное, теоретическое и практическое, тем самым предполагая их осознанный выбор и наиболее эффективное применение. Опираясь на классификацию можно лучше понять их назначение, характерные признаки различных методов и модификаций. Можно выделить следующие группы методов:

  • методы прямого воздействия;
  • методы косвенного воздействия.

Данная группировка условна, ввиду того что объектом воздействия является сам специалист, и методы переплетаясь между собой могут в зависимости от конкретной задачи быть взаимозаменяемы.

Методы прямого самовлияния предполагают реакцию специалиста на поставленную задачу, его адекватные действия, направленные на самовоспитание. Методы косвенного самовлияния предполагают создание такой ситуации и такую организацию деятельности, в которой специалист включается непосредственно, при этом формируется соответствующая установка на самосовершенствование, на выработку определенной позиции в отношении себя самого, других людей (в том числе и клиентов социальной службы) и общества в целом.

Говоря о методах воспитания и самовоспитания, следует сказать о формах и парадигмах данных процессов.

Форма воспитания и самовоспитания – характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы бывают конкретными и общими. К конкретным формам относят факультативные занятия, курсы повышения квалификации (не только в силу необходимости), формы самоконтроля.

Существуют четыре парадигмы, которые определяют формы самовоспитания и воспитания специалиста.

  1. Концепция педагогической парадигмы – самовоспитание базируется на использование системы самопринуждения, так называемые «кнут и пряник». При этом специалист осознает смысл своих действий, адекватно реагирует и оценивает необходимость применения методов данной концепции. Но применять формы и методы данной концепции следует с некоторой осторожностью, так как существует риск блокирования развития собственной творческой активности.
  1. Концепция андрологической парадигмы состоит в том, что специалисту требуется помощь помощника (наставника), который должен поддержать, направить в нужное русло, при этом они оба находятся в относительно равном положении и как уже говорилось выше о взаимозаменяемости методов, специалист и его помощник могут поменяться местами. Перспективным представляется применение ролевых игр различных жизненных ситуаций, так как это способствует более глубокой и объективной оценке специалистом себя самого и окружающей действительности, — так называемый «взгляд со стороны».
  1. Концепция акмеологической парадигмы[9]. Данный подход имеет ярко выраженную творческую направленность. Усилия специалиста направлены на максимальное раскрытие собственных творческих положительных девиаций, что в свою очередь влечет за собой повышение уровня самоактуализации и самосовершенствования личности педагога.
  1. Концепция коммуникативной парадигмы подразумевает общение и взаимное самосовершенствование группы специалистов. В процессе взаимного общения происходит обмен информацией, знаниями и умениями, и как следствие саморазвитие специалиста. Применение данной методики будет более эффективным при условии наличия проекта, над которым работают несколько специалистов.
  1. Акмеологические основы формирования личности специалиста.

Выше упоминалось об акмеологической составляющей процесса самовоспитания и воспитания в становлении личности педагога.

Термин «акмеология» восходит к древнегреческому «akme», происходящему в свою очередь от слова «axis» («острие») и означающнму «высшая степень чего – либо»; «en akmy eindi» (быть в акме) означает «быть в полном цвете, на высшей степени». Соответственно, акмеолоогия (от др.-греч. ακμή, akme — «вершина», др.-греч. λόγος, logos — «учение») — наука о закономерностях (путях) достижения максимального совершенства во всех видах индивидуальной деятельности человека.

Акмеология новая область знаний в системе наук о человеке. Её предметом являются закономерности саморазвития людей, факторов достижения ими вершин профессионализма, стимулов самовоспитания, самообразования, самосовершенствования.

Современный этап развития акмеологии, связан с историко-философским обоснованием акмеологии В.П. Бранским, В.В. Ильиным и С.Д. Пожарским, которое позволяет проследить связь акмеологии с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Таким образом, происходит ее выход за пределы психологии. Это возможно также благодаря активному применению акмеологией принципов, заимствованных из других областей научного знания.

В.П. Бранский и С.Д. Пожарский рассматривают акмеологию через призму теории социально — педагогической синергетики. В результате интегрирования знаний, на стыке этих научных направлений сформировалось новая область знаний — синергетическая акмеология как наука о закономерностях «…достижения максимального совершенства любой социальной системой (в частности, специалистом в какой – либо области) посредством самоорганизации».

Специалист с позиции теории самоорганизации рассматривается как диссипативная структура[10], существующая за счет постоянного обмена с окружающей средой энергией и информацией. Цель любой диссипативной структуры – это достижение максимально возможного устойчивого состояния в контексте тех условий среды, в которых она находится.

Самоорганизация специалиста на пути к «Акме» выглядит многоэтапным процессом. В общем виде она складывается из процессов самоподготовки и самореализации. Самоподготовка, в свою очередь, состоит из самообразования и самовоспитания. На данных этапах человеком формируется творческий потенциал. Вклад самообразования и самовоспитания в этот процесс предполагает усвоение знаний, умений и навыков, которые не предусмотрены официальной системой социокультурного образования, но необходимы специалисту для осуществления собственных целей. Самовоспитание, с акмеологической точки зрения – это формирование у человека определенных моральных качеств, которые не гарантируются той социальной средой, в которой происходит воспитание человека (это то, что у М. Горького называется выход «в люди»). После того, как у человека сформированы необходимые для жизни знания, умения, навыки и система нравственных ориентиров, начинается процесс его самореализации как специалиста. Самореализация также двухкомпонентная структура и включает самовыражение и самоутверждение. Самовыражение – это последовательное продвижение к вершинам профессионального мастерства. На этом этапе специалист проявляет себя как творец и создатель значимых для него ценностей; так как жизнь человека не замкнута на себя (это противоречило бы рассмотрению его как диссипативной структуры), то неизбежно столкновение с внешней средой. Продукты деятельности человека на этапе самоутверждения испытывают оценку социума (значимы ли эти продукты для общества). В идеальном случае максимум самовыражения (профессиональное «акме») должен сойтись с максимумом самоутверждения (социальное «акме»). Выражаясь простым языком, высокий профессионализм должен быть по достоинству высоко оценен. В реальности, к сожалению, это бывает далеко не всегда.

Таким образом, применение акмеологических основ и синергетического подхода в процессе самовоспитания и воспитания становления личности специалиста дает возможность ответить на вопросы: как происходит самоорганизация специалиста, какими механизмами она движется и как добиться вершин признания. Это, в свою очередь, позволяет построить идеальную модель самоорганизации и жизненного пути индивидуума и специалиста, грамотная реализация которой приведет к успеху[11].

Успехи («пики») в развитии человека как индивида, как личности, как субъекта профессиональной деятельности могут происходить в разное время (хотя «акме», подъёмы в развитии одних сфер могут служить источником, катализатором для появления «акме» в других сферах).

Сегодня можно констатировать, что социальная и педагогическая работа как профессиональная деятельность имеют полифункциональную структуру, ядром которой являются профессиональные действия, направленные на защиту человека как высшей ценности бытия. Как субъект этой деятельности педагог должен обладать рядом характеристик, составляющих содержание его профессионально – личностного развития.

Исследования последних лет доказывают, что профессионально – личностное развитие педагога – динамичный, вариативный, индивидуально – творческий процесс становления его как личности, как профессионала, как гражданина, где воспитание и самовоспитание играют большую роль.

Безусловно, определяющим условием развития личности как профессионала – специалиста сферы педагогики выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности работника, — она отражает закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социальной группы свойства, качества, личность специалиста оказывает преобразующее действие на саму деятельность.

Воспитывая себя в деятельности, специалист формирует и профессиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совершенствование педагогики как в узком, так и в широком смысле, осуществляет индивидуально – творческое переосмысление задач, содержания, форм, видов и технологий педагогической деятельности.

  1. Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания / учеб. пособие. – М.:Аллель, 2007.
  2. Беликов Е.В., Елисеев Л.В., Буслаева Е.М., Камельчук А.Н., Павлова А.В., Фролова М.В., Шарохина Е.В. Справочник социального педагога / учебное пособие. — М.: Алллель, 2000.
  3. Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования специалиста / Международная педагогическая Академия.- М., 1994.
  4. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб: 2001.
  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: Бука, 2000.
  6. Козлов А.А., Иванова Т.Б. Практикум социально — педагогического работника. – Ростов н/д: Феникс, 2001.
  7. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник/отв.ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2003.
  8. Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераби доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  9. Социальная работа: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераби доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  10. Справочник социального работника / В.Д. Альперович [и др.]; под. общ. ред. Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.
  11. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности педагогического работника как профессионала: учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
  12. www. ru.wikipedia.org

[1] Федеральный закон от 10.12. 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями от 10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.), глава 1, ст. 5.

[2] Беликова Е.В., Битаева О.И., Елисеева Л.В. Теория и методика воспитания / учеб. пособие. – М.:Аллель, 2007.

[3] С.Ю. Головин Словарь практического психолога. М.: Бука, 2000.

[4] С.Ю. Головин Словарь практического психолога. М.: Бука, 2000.

[5] Битянова Н.Р. Культура самосовершенствования специалиста / Международная педагогическая Академия.- М., 1994.

[6] Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности педагогического работника как профессионала: учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

[7] Справочник социального работника / В.Д. Альперович [и др.]; под. общ. ред. Е.П. Агапова,

В.А. Шапинского. – Ростов н/Д. Феникс, 2006.

[8] Беликов Е.В., Елисеев Л.В., Буслаева Е.М., Камельчук А.Н., Павлова А.В., Фролова М.В., Шарохина Е.В. Справочник социального педагога / учебное пособие. — М.: Алллель , 2000.

[9] Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности педагогического работника как профессионала: учебное пособие. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.

[10] Диссипативная система (или диссипативная структура, от лат. dissipatio — «рассеиваю, разрушаю») — это открытая система, устойчивое состояние, возникающее в неравновесной среде при условии диссипации (рассеивания) энергии, которая поступает извне.

[11] Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. Теория самоорганизации индивидуума и социума. — СПб: 2001.

Мотивация

Физическое самосовершенствование человека крайне важно для любого из нас. Это престиж, карьера и успех в жизни. Мотивами для целенаправленной работы над собой могут служить следующие критерии:

  • сравнение себя с другими людьми;
  • желание выглядеть лучше;
  • стремление сделать карьеру;
  • потребность улучшить свое здоровье

Этих доводов будет вполне достаточно для того чтобы у вас возникло стойкое желание заниматься спортом.

Я считаю, что физическое самовоспитание и, конечно, самосовершенствование — это лучший путь, чтобы достичь любых целей в жизни. Спортсмены способны преодолевать любые препятствия, и им это легко удается.

Три этапа физического самовоспитания

Основы для физического самосовершенствования определены давно.

Первый этап включает в себя самопознание или критический анализ со стороны. В этот комплекс входят:

  • Трезвая оценка собственных возможностей и себя, как личности.
  • Определение положительных и отрицательных сторон и качеств собственной натуры.
  • Поиск негативных сторон, которые вы должны будете преодолеть.

Методами для самопознания служат:

  • наблюдение;
  • анализ;
  • критическая самооценка

Самонаблюдение — это метод, который включает в себя критичное отношение к себе и наблюдение за качествами своей личности. Для правильного анализа потребуется рассмотрение своих поступков, действий, мешающих работать над собой.

К примеру: Сегодня вы не захотели выполнять физические упражнения, уклонились от тренировки. Или вообще забили на спортивную карьеру.

Нежелание заниматься может быть вызвано разными факторами:

  • вы плохо себя чувствуете;
  • перекачались на прошлом занятии;
  • желание заниматься пропало вообще

Самоанализ поможет вам быстро выявить причину нежелания и устранить ее в следующий раз.

— продолжить работу по самопознанию,

— побудить стремление учащихся к самовоспитанию,

— помочь учащимся сориентироваться в системе нравственных ценностей,

— организовать процесс самовоспитания, самоорганизации.

Материал для проведения занятия:

Сегодня мы поговорим о чуде, которое есть внутри каждого из нас. Как вы думаете, что это такое? Как оно называется? Вы, может быть, еще не знаете — какое оно, но оно обязательно у вас есть. Это чудо — талант, способности. Природа в каждого человека вкладывает маленькое Солнышко — талант. Способности могут проявиться тогда, когда человек развивает их в себе.

Талант, как маленькое Солнышко, которое есть внутри нас и которое поможет вам добиться больших достижений в жизни! Он дает нам силу, энергию к достижениям, успехам. Таланты у людей бывают разные. Какие вы можете назвать?

Давайте нарисуем наше Солнышко, которое есть внутри каждого из нас, на Карте Человека. Подумайте, как можно заставить свое -Солнышко сиять ярче, как сделать его больше? Подумаем, какие у каждого из вас есть возможности, чтобы достичь еще большего, стать еще лучше.

Ребята, я посмотрела ваши альбомы и увидела, что у каждого из вас написан свой набор желаемых качеств, дел. Хотя многие качества повторяются, такие как быть честным, добрым, вежливым, но я не встретила двух совершенно одинаковых описаний. О чем это говорит? Да, среди нас нет двух совершенно одинаковых ребят, да и, наверное, нет таких, которые хотят быть полностью похожими друг на друга. Так или нет?

Да, действительно, и в нашем классе, и в школе, и во всем мире нет двух совершенно одинаковых детей, людей, как нет двух совершенно одинаковых камней на берегу моря, двух совершенно одинаковых деревьев в лесу.

Каждый из вас построит свою программу — каким он хочет быть — из тех качеств-«кирпичиков», которые ему нравятся.

Что же надо человеку, чтобы от желаний, мыслей перейти к их исполнению? Как действительно «вырастить» себя, стать таким, каким хочешь? Для этого нужно знать те силы, которые помогают человеку «строить» себя, вспомним их:

желания — мысли — воля — поступок

Давайте рассмотрим эти связи на примере. Можно ли стать здоровым и сильным? Знаете ли вы таких людей? Послушайте историю одного мальчика.

В ноябре 1729 года в Москве родился мальчик, которого назвали Сашей. Фамилия у Саши была Суворов. Ребёнок был мал ростом, хил, тощ, дурно сложен, некрасив, зато подвижен и сметлив. Рано научившись читать, он с большим интересом изучал историю военных походов, биографии великих полководцев, мечтал о воинской славе. Для этого нужно было иметь крепкое здоровье… Отложив книгу, мальчик садился на резвого коня и мчался, невзирая на непогоду, дождь, ветер, купался в студёной воде, играл в лапту, лазил по деревьям. Болезненный от природы подросток принялся укреплять своё здоровье, изнурял себя физическими упражнениями, даже в холодную погоду носил лёгкую одежду, употреблял простую здоровую пищу. Саша Суворов осуществил свою мечту. Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов прожил долгую славную жизнь, участвовал во множестве войн и сражений, из которых не проиграл ни одного. Этому способствовали не только упорство и полководческий талант, но и отменное здоровье.

— Что помогло хилому от природы мальчику стать великим полководцем?

А теперь посмотрите в своем альбоме список качеств, которые вы выбрали как желаемые для себя. Выберите из них 2 — 3 и напишите, что вы можете сделать дома, в школе, чтобы достичь проявлений желаемых качеств в поступках в ближайшее время. Не забывайте, прежде всего, это должны быть такие дела, которые будут нужны, принесут радость другим людям. А для этого нужно представить себя на месте мамы или того, для кого вы будете что-то делать. Подумайте, что нужно учесть, чтобы хорошо выполнить то дело, которое вы запланировали. Самое главное — чтобы эти дела принесли радость тому, кому они предназначены.

Дети рисуют схемы-программы своих действий на неделю. Затем, через 1-2 занятия, дети в альбомах пишут самоотчеты. Вопросы детям:

— как ты делал выбор своего поступка?

— от кого и за что ты получил похвалу?

— какая реакция была у близких?

— какое чувство у тебя вызвало выполненное дело?

— как ты оцениваешь результат того, что сделал? Периодически нужно возвращаться к обсуждениям на эту тему.

Е.К. Гуляева Как я учился оценивать себя

Мы, зверюшки, тоже учимся. У нас есть лесные школы, есть учитель и ученики. Нашу учительницу зовут Мария Ивановна. Она нам разрешила за выполнение домашнего задания самим ставить оценки.

Ну, думаю я, не поскуплюсь! Что мне 5 жалко, что ли?

Сел за уроки, по-быстрому их сделал, поставил себе 5 и на улицу!

Вечером меня мама только на седьмой раз зазвала домой, а у меня нет сил даже умыться. Лег спать, даже не вспомнил о своей пятерке.

Вижу сон: открываю тетрадь, а моя пятерка перечеркнута тремя линиями и написано «грязно». Посмотрел на свою работу, правда, грязно. Ниже написано: «Буквы кривые и ошибки!» Какие ошибки, я же списывал из книги! Посмотрел повнимательнее, а там их, как ягод на грядке. Стыдно стало!

Я даже проснулся, но было уже утро. Открыл тетрадь, вижу — стоит моя пятерка какая-то грустная. Смотрю на свое письмо, а там написано на тощую тройку! Исправил я 5 на тоненькую 3 и решил: пятерку надо зарабатывать старанием, одного желания мало.

— Понравилась вам сказка? Так что же понял Мишка, увидев сон? А как он раньше оценивал свою работу? Ребята, познакомьтесь с памяткой о том, как нужно дома готовить уроки. Запишите ее в альбом и вспоминайте, когда будете выполнять домашние задания.

Как готовить домашнее задание ( памятка)

1. Начинай подготовку в одно и то же время:

1 смена: с 5 час. вечера

2 смена: с 9 час. утра

2. Перед работой проветри комнату.

3. Начинай с трудного для тебя предмета. Говори себе: » Я справлюсь!»

4. Перед тем, как выполнять задание, вспомни, что было на уроке, что рассказывал учитель.

5. Не спеши звать на помощь взрослых, попытайся сам разобраться.

6. Старайся выполнять каждое задание как можно лучше.

7. Что можно, пересказывай, проговаривая вслух.

8. Проверь сам себя и оцени свою работу.

Очень важно быть самому себе контролером, проверить то, что выполнено, сравнивая с тем, что было намечено. Для этого нужно знать и выполнять четыре главных правила:

Правило 1 .Самоприказ. Если что-то делать не хочется, а надо, скажи себе твердо: «Ты должен сделать это!»

Правило 2. Самоотчет. Вечером, лучше всего перед сном, задай себе вопросы: что я сегодня планировал и что сделал? Как это у меня получилось? Кого обрадовал? Кого огорчил? Где ошибся? Почему?

Правило 3. Самоодобрение. Если получилось то, что было задумано, похвали себя: » Я молодец!», «Я доволен своими успехами!»

Правило 4. Самопроектирование. Подумай, лучше вечером, перед сном, какие хорошие дела предстоит сделать завтра. Когда и как их следует выполнить?

Вспомним, как называется наш внутренний контролер, который нам подсказывает, что надо делать, а что — не надо, как оценят мой поступок другие, как мне оценить свои действия.

Класс делится на подгруппы. Задание группам: «Собрать пословицы из двух частей: к началу пословицы из первого столбика подберите окончание из второго столбика. Затем объясните, в чем главная мысль пословицы, приведите примеры.»

1 группа,
1. За двумя зайцами погонишься,1. люби и саночки возить.
2. Взявшись за гуж,2. да не укусишь.
3. Любишь кататься,3. ни одного не поймаешь.
4. Мягко стелет,4. не говори, что не дюж.
5. Близок локоток,5. так и откликнется.
6. Как аукнется,6. да жестко спать.
2 группа.
1. Не узнавши броду,1. полезай в кузов.
2. Не говори «гоп»,2. вылетит — не поймаешь.
3. Назвался груздем,3. не суйся в воду.
4. Слово не воробей,4. в лес не ходить.
5. Готовь сани летом,5. пока не перепрыгнешь.
6. Волков бояться,6. а телегу зимой.
3 группа.
1. Обжегшись на молоке,1. да сыта бывает.
2. Сколько веревочке не виться,2. то и пожнешь.
3. Не рой другому яму,3. а концу быть.
4. Курочка по зернышку клюет,4. да спотыкается.
5. Что посеешь,5. будешь дуть и на воду.
6. Конь о четырех ногах,6. сам в нее попадешь.
4 группа.
1. Кончил дело-1. один раз отрежь.
2. Других не суди,2. а лень портит.
3. И лес шумит дружней,3. на себя погляди.
4. Труд человека кормит,4. там непорядок водится.
5. Семь раз отмерь,5. гуляй смело.
6. Где слова с делом расходятся,6. когда деревьев много.

Критическая оценка

Этот тот фактор очень важен в психологическом плане для любого человека. Плохо, когда у людей самокритика стоит ниже критического уровня. Как правило, в раннем возрасте многие подростки склонны к занижению самооценки: они комплексуют, недовольны своими внешними данными, сравнивают себя с кинозвездами и приходят к неутешительным результатам.

Это приводит к тому, что у молодых людей развивается неуверенность в себе, и пропадает желание стремиться к дальнейшей карьере. Это происходит из-за завышенных критериев восприятия. Подростки мечтают видеть себя только в роли супергероя или топовой модели. И никак не меньше. Этот фактор мешает им жить, делать карьеру и полноценно трудиться.

Адекватность такой самооценки должна происходить при участливом вмешательстве взрослых. Потому что подросток не способен правильно выставить оценку самому себе и зачастую оценивает себя негативно.

Психология & Мотивация & Саморазвитие

Что такое саморазвитие личности и с чего начать?

Ответ – развиваться необходимо. Кто за это отвечает? – Мы сами. Поэтому процесс дальнейшего становления личности – это саморазвитие, которое намного сложнее, ведь не существует более педагогов. Критерий один – эффективность. Как самостоятельно добиться результатов? Об этом поговорим в этой статье.

Что такое саморазвитие?

Саморазвитие — это непрерывная работа над самим собой, совершенствование всех сфер жизни, формирование необходимых качеств личности. Именно потому, что саморазвитием человек занимается самостоятельно, возникает столько трудностей на этом пути. Ни один государственный орган не отвечает за подобные услуги. Этому не учат в школах или университетах. Максимум, что там могут дать –домашнее задание или названия книг для внеклассной подготовки.

С окончанием учебы прекращается даже это. За человека уже никто не отвечает. Многие «учителя» и сайты по саморазвитию преследуют совершенно иные цели, чем просто помощь человеку в его желании совершенствоваться. Что же делать в таком случае? – Искать методом проб и ошибок, слушать свой внутренний голос, критически анализировать полученную информацию. А, чтобы проще было сориентироваться, насколько соответствуют советы и рекомендации настоящим потребностям, приведем основные принципы саморазвития.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Принципы саморазвития.

Чтобы понять, верный ли путь выбран, стоит понимать, с чем он связан. Какие компоненты дополняют процесс саморазвития. Какие ощущения или чувства переполняют человека в том случае, если он движется в правильном направлении. Итак, 12 принципов саморазвития.

  • Основная цель работы над собой – счастье и гармония;
  • Ощущение счастья в самом человеке, а не от его известности или обилия денег;
  • Следует выработать позитивный тип мышления;
  • Каждый сам в ответе за свою жизнь;
  • Саморазвитие предполагает работу над самим собой;
  • Обучение – важный атрибут развития;
  • Задачи должны быть поставлены достижимые и реальные;
  • Причины проблем или неудач – в самих людях;
  • Человек способен измениться, если этого захочет;
  • Эмоции подвластны контролю, ими можно управлять;
  • Саморазвитие – не легкий путь, но единственно правильный;
  • Не нужно пытаться стать лучше других, в будущем необходимо стать лучше себя нынешнего.

Не стоит путать этот процесс с учебой или профессиональным ростом, который не всегда выбирается человеком. Общество склонно навязывать стереотипы и клише, но от человека зависит, следовать им или нет.

Саморазвитие личности предполагает совершенствование на пути к ее призванию или предназначению. Все шаги на этом пути должны приносить позитивные эмоции, дарить радость. Безусловно, может иметь место «внутренняя борьба» или переоценка ценностей, но такие моменты не должны быть затянуты во времени, иначе человек загонит себя в депрессию раньше, чем достигнет поставленных целей. Не стоит забывать, что результат саморазвития – гармония и счастье. Эти ощущения не связаны с конкретными материальными благами. Они зависят от совокупности всех значимых для человека компонентов, о которых пойдет речь дальше.

Саморазвитие и Колесо жизненного баланса.

Согласно учению о Колесе жизненного баланса, необходимо развивать или поддерживать на хорошем уровне восемь основных направлений:

  • Успехи на работе или в бизнесе;
  • Денежное благополучие;
  • Физическое и психическое здоровье;
  • Духовное развитие;
  • Общение с семьей, близкими друзьями;
  • Отношения с партнером;
  • Полноценный отдых;
  • Личное развитие.

Некоторые сайты для саморазвития могут модифицировать структуру Колеса жизненного баланса, заменяя отдельные пункты на «Решение бытовых вопросов» или «Налаживание коммуникации в обществе». Но это все детали, не меняющие общую картину. Следует стремиться к гармонии в каждом из восьми базовых направлений. Чаще всего, люди пытаются преуспеть в двух-трех сферах жизни, уделяя меньше времени остальным, а то и вовсе ими пренебрегая. Некоторое время это может приносить радость и удовлетворенность своими успехами, но потом у человека начинается депрессия, он ощущает себя «не в своей тарелке».

Широко распространено явление, когда люди все свои усилия прикладывают к построению карьеры или развитию бизнеса, забывая обо всем и всех. Порой они действительно добиваются в этом результатов, но оглядываясь с «высоты своего пьедестала», с грустью осознают, что абсолютно одиноки, без семьи и друзей. Или же диаметрально противоположный случай, когда кто-то посвящает всего себя мужу/жене, а после развода осознает, что ничего не умеет делать, кроме роли домохозяйки.

Во избежание таких случаев, любой уважающий себя сайт о саморазвитии советует своим читателям развиваться во всех возможных направлениях, чтобы недостаточный уровень одного навыка впоследствии не омрачил радость от успехов в другом. Какие шаги необходимо применять в процессе личного совершенствования, обсудим в следующем разделе.

Пройти тест на самооценку

Основные этапы саморазвития.

Любая программа, либо план саморазвития предполагают движение «от» и «до». Безусловно, важные компоненты этого процесса – целеполагание, планирование, мотивация. Необходимо четко понимать чего мы хотим, представлять этапы достижения этого, а также стимулировать себя к воплощению задуманного. Например, наша цель – знание английского языка. План – записаться на курсы, успешно их пройти с последующей сдачей квалификационного экзамена. Мотивация – возможность ведения бизнеса с привлечением иностранных инвесторов. Подобную аналогию можно применить к любому случаю, когда имеет место самосовершенствование, саморазвитие или самовоспитание. Но не все так гладко на практике, как может показаться в теории.

Не стоит забывать, что к саморазвитию чаще всего прибегают уже взрослые люди, которые переполнены грузом предыдущего опыта и знаний. Они десятки лет формировались под воздействием одних идеалов или принципов, а потом резко поняли их несостоятельность и решили перевоспитаться. Не тут-то было. Стереотипы настолько прочно «въедаются» в подсознание, что любая программа саморазвития должна предусматривать определенный период адаптации к новому вектору движения.

Это отчасти напоминает принцип Колба, который есть основой любого профессионального тренинга или обучения взрослых. Он заключается в предоставлении опыта, который буквально «выбивает» человека из колеи, переворачивает его мировоззрение. Далее наступает этап осмысления. Затем формирование теоретической основы и применение на практике.

Подобным образом работает саморазвитие. Человек сталкивается с чем-то, что выходит за рамки привычной для него картины мира. Он осмысливает это и приходит к выводу, что следует переучиваться. Собирает необходимую теоретическую базу, внедряя ее в свою жизнь.

Например, кто-то абсолютно пренебрежительно относится к социальным сетям, считая их пустой тратой времени. У этого человека есть свой бизнес. Допустим, это будет маленькая пекарня. Однажды к нему заходит блогер, который делает несколько статей на своей страничке о вкусной выпечке. Буквально на следующий день число посетителей возрастает. Владелец пекарни понимает, что пора более серьезно взглянуть на возможности социальных сетей, начиная изучать эту тему. Он читает тематические публикации, смотрит обучающие видео. После того, как теоретическая база сформирована, он создает страничку своей пекарни и начинает ее тщательно наполнять новостями. Это один из примеров саморазвития взрослого человека, который на личном опыте ощутил необходимость пересмотра своих взглядов и суждений.

Эффективен прием саморазвития, под названием «Метод одной минуты», заимствованный из философии Кайдзен. Он заключается в том, что для развития любого нового навыка достаточно по одной минуте в день. Например, чтобы заставить себя отжиматься, следует потратить на это упражнение одну минуту. На следующий день – еще одну. Через день добавить в минуте вторую, затем третью. Спустя неделю это будет уже минут пять-семь. Постепенно выработается навык, тело адаптируется, отжимание станет полезной привычкой, которая перестанет вызывать психический дискомфорт. Это всего лишь благодаря одной минуте времени на первых этапах саморазвития.

Запустить процесс самосовершенствования может сайт саморазвития, который предложит читателю настолько убедительную альтернативу, что он непременно захочет ею воспользоваться. Главное, чтобы все эти советы основывались на реальном опыте, не уводили человека в мир догадок или предположений. Еще важно, чтобы информация попала именно в то время, когда ее готовы воспринять. При выполнении этого условия, возникает «искра», которая «зажигает» энтузиазм или желание развиваться. Но имеют место факторы, которые способны «затушить» благородный порыв. Этих врагов следует знать «в лицо», всячески избегая их.

Пройти тест на психологический возраст

Препятствия на пути саморазвития.

Помимо вещей, которые помогают в развитии человека, существует немало факторов, способных замедлить этот процесс, либо вообще повернуть его вспять. К ним относятся такие угрозы саморазвитию:

  • Невежество – искажение информации, непринятие очевидных фактов;
  • Лень – пассивность, нежелание что-либо делать;
  • Привычки – закоренелые стереотипы поведения, которые мешают принимать новое;
  • Страх – боязнь выйти из зоны комфорта;
  • Несамостоятельность – следование чужим правилам или нормам.

На самом деле, эти «атрибуты» не зависят от интеллектуального или физического развития человека. Так, академик может до «мозга кости» быть пронизанным устаревшими взглядами, а любой школьник моментально увидит рациональное зерно. Двухметровый увалень побоится выйти на сцену, а миниатюрная девушка удостоится шквала аплодисментов. Саморазвитие, в первую очередь, зависит от духовной силы и жизненной энергии человека. Поэтому, необходимо развивать свои волевые качества, которые помогут совершить качественный «скачок» в развитие. Чтобы закрепить теорию на практике, приводим эффективный план саморазвития личности, который охватывает все сферы человеческой жизни.

План саморазвития.

Для гармонизации своего внутреннего мира и окружающего пространства, желательно выполнять следующие ежедневные задания, которые помогут найти себя и выбрать правильный путь:

  • Ранний подъем (6-7 утра);
  • Контрастный душ и зарядка;
  • Полноценный завтрак, богатый витаминами и микроэлементами;
  • Духовная практика, аффирмации, йога;
  • Отказ от вредных привычек;
  • Следование своему призванию;
  • Развитие профессиональных навыков и умений;
  • Новые знания и опыт;
  • Построение правильных отношений с окружающими людьми;
  • Совершенствование моральных и волевых качеств;
  • Развитие своей женственности или мужества;
  • Качественный отдых и восстановление сил.

Если человек ежедневно будет уделять внимание каждому пункту из этого списка, то ему удастся соблюдать правильный баланс между своим духовным, интеллектуальным и физическим развитием.

В динамичном мире, который изменяется быстрее, чем человек к нему адаптируется, крайне важно найти самого себя, выбрать свой жизненный путь. В этом помогает саморазвитие, которое «запускается» в ответ на «пустоту», возникающую от непонимания своего призвания и предназначения. Поэтому так важно уделять ему внимание. Не воспринимать, как причуду людей, которым нечем заняться, а осознать, что самосовершенствование – кратчайший путь к счастливой жизни.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

82756dc0133e8f16c1bdb42c3b24f717.jpg

Дополнительная информация:

Духовное саморазвитие: с чего начать? Ключевые параметры саморазвития

Самопознание

Саморазвитие невозможно без самопознания, это факт. Иначе как двигаться и куда, если не знаешь, для чего и каковы исходные возможности? Самопознание в некоторых случаях чуть запаздывает перед саморазвитием, например, человек в определенных условиях проявил свои способности, о которых даже не подозревал (переплыл реку, боясь плавать; написал сложное музыкальное произведение без знания музыкальной грамоты; приготовил вкусное блюдо, впервые встав к плите и т. п.).

В данном случае можно говорить о том, что человеческий потенциал безграничен, все условности и барьеры создает чаще всего ум и деструктивные паттерны прошлого. Хорошо, когда процесс самопознания происходит регулярно, осознанно (да-да, самопознание далеко не всегда бывает осознанным, несмотря на абсурдность фразы).

Неосознанное самопознание — когда человек проявляет свои способности «случайно», в результате чего «познаёт» себя (типа: «Ой, а я и это, оказывается, могу»), и на основе этого строит перспективы для дальнейшего саморазвития.

Осознанное самопознание — основа для осознанного саморазвития. И такой вариант жизни, пожалуй, интереснее и продуктивнее предыдущего. Йога — одна из таких форм постижения опыта реальности. У осознанного практикующего жизнь комфортно систематизируется и структурируется, при этом позволяя личности быть самой собой в максимально разнообразном варианте самореализации.

Любая система целостного развития (йога, цигун, тайцзицюань, боевые искусства и др.) даёт человеку возможность стать лучшей версией себя, в первую очередь. Чтобы саморазвитие стало осознанным, буквально отпечаталось в ДНК, придётся потрудиться. Ежедневная работа над собой — это база, начало саморазвития.

7727ac87b3c572ff8c9f79b87604ee8f.jpg

Главные «проблемные зоны» ума–разума–тела, с которыми необходимо строить взаимодействие ре-гу-ляр-но:

  • дисциплина (режим, необходимые аскезы),
  • очищение (ума–сознания–тела),
  • изучение соответствующей информации (изучение ещё не есть обучение),
  • обучение у наставников (носителей знания, опыта),
  • практика по развитию всего вышеперечисленного,
  • взаимодействие с миром (умение экологично и перспективно встраиваться в общую мировую систему жизни, конструктивно моделировать свою реальность, будучи максимально независимым и автономным, — один из навыков саморазвивающейся личности).

Дисциплина

Дисциплина ума (формирование разума — Мудрости), тела, действий (деятельности). Соблюдение режима: сна/бодрствования, питания, взаимодействия с социумом. Дисциплина не означает солдатский распорядок жизни, она предполагает упорядочивание личной реальности во благо себе и мирозданию. Сначала всегда нелегко. А кто говорил, что будет просто на Земле?

Систем (в контексте духовно-энергетического и телесного здоровья человека), по которым можно дисциплинировать себя, множество: йога, цигун, у-син, аюрведа и др. Выбор за личностью.

Можно сказать, что дисциплина — это начало саморазвития.

Усердие. Повторение, постепенность, спокойствие. Только умеющий усердно практиковать одно и то же действие (движение) способен достичь мастерства. Не важно в чём — в посадке свёклы, в управлении аэробусом, в ежедневном выполнении павана-муктасаны (даже в купе поезда).

Очищение

Ума (в понимании интеллекта, логики), сознания (разума), тела, эмоций.

Можно вспомнить одну известную аллегорию о том, что в грязную кастрюлю бессмысленно наливать свежую воду для того, чтобы приготовить вкусное блюдо.

До тех пор, пока сосуд не станет чистым, нет смысла в его заполнении чем-либо. Итог всё равно будет одним: старое (мышление, чувство–знание, привычка и т. п.) не даст проявиться истинно новому (новому более совершенному качеству).

Только очищение от:

  • лишних мыслей, мешающих проявлению чистого сознания,
  • привычек, водящих человека по кругу, тормозящих выход на новое качество жизни (духовной, физической, материальной),
  • изобилия эмоций (как положительных, как и отрицательных. Всё хорошо в меру. Вспомним систему Дао и равновесие),
  • общей личной неупорядоченности (хаоса мыслей, состояний, поступков и др.),
  • круга общения (упрямо тянущего вверх-вниз своими благими намерениями).

На самом деле, список далеко не полный.

Очищение — процесс и цель всей (каждой очередной) жизни, и на любом её этапе есть свои «сорняки», с которыми стоит научиться взаимодействовать во благо себе и миру. Двигаясь дальше, благодаря за опыт.

Изучение, обучение и практика

Тема отдельной статьи, поэтому обзорно: обучение и изучение необходимой информации лучше строить под руководством опытного наставника, чтобы в начале пути саморазвития иметь твердую опору и возможность получать экспертную обратную связь. Практика! Помним: теория без практики непонятна и бесполезна, как вкус мёда без дегустации.

Кому нужно саморазвитие, кроме самой личности

Миру. Богу. Абсолюту. Роду. Всему сущему, включая ворону, безжалостно клюющую консервную банку.

Кто/что может помочь в саморазвитии личности

Всё. В каждом событии — потенциал для саморазвития. Кто знает, может, именно сейчас — начало саморазвития.

Что придется делать только самому

Всё. Это как с желанием передать другому человеку личный опыт. В итоге всё равно будет новый опыт и новый путь жизни. Только в одном можно переложить ответственность на плечи других людей — в собственном зачатии. Да и то, согласно версии, что ребенок за 5 лет до рождения выбирает себе родителей, предыдущее предложение теряет смысл.

Ошибки на пути саморазвития

Пребывание в иллюзиях, любование своим эго, по ошибке принимаемым за духовный рост или просветлённость. Хаотичность в постижении знаний, нерегулярность в практике, страхи, ориентирование на тех, у кого «не получилось» прийти / приехать / приползти к Истине.

Критерии саморазвития: как понять, что происходит именно саморазвитие, а не его иллюзия

Жизнь станет качественно улучшаться (в случае монашеского отшельничества данный параметр можно трактовать как «жизнь будет прекрасна всегда»), мировосприятие будет трансформироваться, расширяться. Варианты самопроявления будут всё более глобальными и уникальными (например, женщина, плавающая на большой глубине, подо льдами, без одежды и страховки. Результат успешной личной практики с сознанием, психикой, телом).

Будет меняться круг общения. Он может стать меньше, но это будет круг единомышленников, родственных душ или, наоборот, адептов разных идейных течений взаиморазвивающего характера.

Иллюзия саморазвития — гордыня, желание превзойти (не себя, а других), энциклопедические знания, умствование без реальной практики, без продолжительного опыта, без доброты, мудрости, без состояния внутренней наполненности и счастья…

Как усмирить эго в процессе саморазвития

Хорошо действуют аскезы. Для женщин и мужчин разные. Для женщин, например, высшей аскезой считается служение одним и тем же людям, верность, воспитание детей, забота о своей красоте, поддержание домашнего очага, принятие своего мужа.

Для мужчин аскезами будут ранний подъем, регулярная физическая/ духовная практика, скромная пища, ответственность за свою семью, самодисциплина и др.

Особенно эгоцентричным (неосознанным, неведающим) Бог (Высшие Силы, Высший Разум, Абсолют, Космос) даёт болезнь — на физическом плане или на духовном. Как показывает практика, в том числе и медицинская, эгоистов в мире много.

Эго хорошо усмиряется служением. Тема широкая, поэтому кратко: служение супругу, родителям, Богу, Учителю, миру и т. п.

Обязательно ли посещать места силы для саморазвития

Место Силы — аккумулятор, вечный огонь, проявляющий в человеке то, что он «накопил непосильным трудом» за всё время практики жизни. Место Силы, если без романтики и шаманской магии с бубнами, — определённая геоточка (кристаллическая решётка Земли, место пересечения меридианов), насыщенная мощным энергетическим потенциалом, в которой подготовленный (!) человек получает дополнительный «заряд» силы, энергии, инсайтов и т. п. Неподготовленное тело, сознание и психика могут просто не справиться с «прокачкой» и получат (так и хочется написать «водокачку”», но формат статьи, где юмору нет места!)… Разные бывают варианты развития событий. Истина не нуждается в декорациях. Поэтому саморазвиваться можно везде: у бабушки в деревне, в шумном офисе, в малогабаритной квартире, в бесконечной очереди гипермаркета в выходной…

Места саморазвития

Всё вышеперечисленное, включая места силы, а также студии йоги, цигун, посещение ретритов, тематических мероприятий / ретритов, фестивалей и т. п.

Как выбрать Учителя на Пути

Когда ученик готов, появляется Учитель. Пояснить здесь можно лишь то, что какой ученик, такой учитель. Карма, личные качества и др. — всё имеет природу комплиментарного притяжения: имеешь гневный нрав — можешь получить в «подарок» Учителя, с которым будут пройдены соответствующие уроки.

Также и с положительными качествами: истинная добродетель ученика проявит в жизни подобного Учителя.

Кто он, Учитель

На самом деле, абсолютно любой человек, живое существо, ситуация, время — всё есть Учитель. Это в философском разрезе.

В контексте Учителя как мастера, передающего конкретный опыт и знания, Учителем может быть человек, сумевший достичь равновесия в жизни, тишины в уме, мудрости в сознании, доброты в сердце. Помимо практических результатов, выраженных в цифрах, фактах, отзывах.

Зачем все эти самоистязания и аскезы, если всё равно все умрут

В следующей жизни и узнаешь.

Если фраза осталась непонятной, то саморазвитие необходимо для того, чтобы все страдания (от удивительно массового невежества), которые человек умудряется себе придумать на протяжении жизни, на каком-то её этапе (желательно, не на последнем вдохе) трансформировались в благодарность, принятие, любовь к себе, Богу, миру.

Где финал саморазвития

А где начало у колеса? Саморазвитие — это Путь Вечной Души, воплощенной в физическом теле. И поэтому мост через Вечность никогда не бывает перекрыт…

Всем успеха, осознанности и баланса в саморазвитии!

https://knyazhinskaya.ru/chelovek/ponyatie-samovospitanie.html

Что такое саморазвитие личности и с чего начать?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *