Важность и необходимость процесса социализации личности — Блог Викиум

Аватар

Психология

Важность и необходимость процесса социализации личности

Нормальная жизнедеятельность человека напрямую связана с его нахождением в обществе. Доказано, что именно при наличии общения с людьми человек ощущает себя полноценным, важным, нужным, он не страдает от одиночества и невозможности проявления своих способностей, эмоций. Процесс социализации личности предполагает интеграцию человека в социальную систему путем приобретения им навыков и знаний о нормах и правилах поведения и взаимодействия в обществе. Проходя это, человек развивается, у него формируется определенное мышление. В чем суть социализации личности, как она происходит? Эта статья даст вам возможность ознакомиться с данным вопросом.

Почему человеку нужен социум?

Прежде чем подробно рассматривать понятие социализации личности, необходимо осознать важность нахождения человека в обществе. Это легко рассмотреть на примере Робинзона Крузо. Герой популярной книги волей судьбы попадает на необитаемый остров и годами живет в полном одиночестве. Казалось бы, у него есть все необходимое для жизни. В тропическом климате не нужна теплая одежда, на потерпевшем крушение корабле находится много полезных вещей, на острове легко добыть пропитание. Можно считать, что Робинзону повезло, по сравнению с его утонувшими товарищами. Однако спустя некоторое время он начинает испытывать мучительную тоску, у него появляется желание вернуться к людям. Оказалось, что свобода – это прекрасно, но без общения на необитаемом острове тяжело.

Заглядывая в историю человеческой цивилизации, мы видим, что люди добиваются успехов и преодолевают трудности только сообща. В каменном веке изгнание из рода или племени считалось самым страшным наказанием, ведь человек оставался один, ему было сложно выживать, и он был практически обречен на погибель. Даже если человек обладает внушительной физической силой и могущественным умом, он не может сделать так много, как группа людей. Ему не на кого положиться, он не может посоветоваться, попросить помощи. Если речь идет о ярко выраженной натуре лидера, то у личности есть потребность контролировать, раздавать указания. Поэтому без общества не выживает и лидер. Вне социума появляется чувство одиночества, оно угнетает, приводит к депрессии, которая может принимать очень тяжелые формы.

Вернемся к Робинзону. Чтобы не сойти с ума окончательно от одиночества и тоски, он разговаривал с животными, регулярно вел дневник, календарь. Но все это не заменяло в полной мере общение с людьми. Он все равно испытывал тоску и чувствовал себя одиноким, неполноценным.

Даже самый гордый и независимый человек периодически нуждается в помощи. Кроме того, сущность человека такова, что необходимо ставить какие-то цели, решать задачи. А какой толк в достижении целей, если это никто не увидит и не оценит? Получается, что все старания были тщетны. Конечно, человек получает удовлетворение от того, что он достиг желаемого. Но это должен увидеть и оценить еще кто-то. Так устроена психика. Этим и объясняется необходимость нахождения человека в обществе.

Основы и этапы социализации личности

Процесс социализации – это формирование личности, которое проходит в несколько этапов:

  1. На первом этапе в стремлении соответствовать обществу человек усваивает ценности и нормы социальной среды.
  2. Далее происходит самоактуализация и персонализация – человек старается показать себя, каким-либо образом воздействовать на других членов общества.
  3. На третьем этапе происходит окончательная интеграция в социальную группу, и человек может показать все свои способности, занять определенное место в обществе, быть полезным и нужным, выполнять возложенные на него функции.

Известный психолог и психоаналитик Эрик Эриксон связывал процесс социализации личности с периодами взросления:

  1. С момента рождения и до полутора лет формируется базовое доверие к миру, динамика которого зависит от матери. Если мать уделяет ребенку мало времени, его психологическое развитие замедляется.
  2. В раннем детстве (от 1,5 до 4 лет) формируется независимость и автономность. Ребенок учится ходить, приобретает базовые навыки при помощи родителей.
  3. В возрасте от 4 до 6 лет ребенок становится предприимчивым, инициативным, он играет, занимается творчеством. Благодаря этому у него развивается память, логика, он учится взаимодействовать с людьми. Социализация через игру – важный этап, исключение которого приведет к пассивности и неуверенности в себе.
  4. С 6 до 11 лет ребенок социализируется не только при участии родителей, но и школы. В этот период приобретаются нормы поведения, социальный опыт общения со сверстниками. На дальнейшее развитие личности очень влияет поддержка родителей. Если у ребенка нет особых успехов в учебе, не следует упрекать и ругать его. Ему нужно помогать, хвалить его даже за незначительные победы. Ведь не все могут быть отличниками. И если ребенок не преуспевает так, как хотелось бы родителям, он в этом не виноват. Упреки, скандалы и наказания не приведут к улучшениям, а лишь снизят интерес к учебе, будут способствовать развитию неуверенности и чувства неполноценности.
  5. В период отрочества (11-20 лет) человек особенно обращает внимание на то, как он выглядит в глазах окружающих. Подростку необходимо найти себя, определить свое место в обществе и профессиональное предназначение.
  6. В юности (21-25 лет) начинаются поиски спутника жизни, происходит активное взаимодействие в своей социальной группе.
  7. Зрелый человек в возрасте от 25 до 60 лет вкладывается в свое дело, у него развивается чувство идентичности. Ему особенно необходимо взаимодействовать с людьми и, конечно же, с детьми, которым он может передать часть своего жизненного опыта.
  8. Принято считать, что после 60 лет наступает старость. В этот период человек переосмысливает свою жизнь, размышляет о прожитых годах. Осознание того, что жизнь подходит к завершению, нередко приводит к частичному или полному отстранению от общества.

Так, с рождения до глубокой старости, под воздействием различных факторов формируется личность, происходит социализация и развитие индивида в обществе.

Основные и дополнительные типы социализации личности

В психологии принято выделять основные и дополнительные типы социализации. То, что описал психолог Эрик Эриксон с момента рождения до зрелости, называют первичной социализацией. Это первый основной тип, который исключительно важен, так как создает фундамент для дальнейшего развития личности в обществе. Семья, друзья, школа – все это является важнейшими источниками формирования мировоззрения, получения знаний о поведении в социуме, необходимости общения и взаимодействия с другими людьми.

Второй основной тип заключается в перерождении человека в социальном плане. Данный процесс протекает в течение всей жизни. Периодически человек задумывается о смене своего положения, избавляется от старых моделей поведения и установок, приобретает новые.

Дополнительные типы социализации личности определяются под воздействием многих аспектов, в разных жизненных ситуациях. Например, когда человек входит в определенную группу, например, компанию друзей, говорят о групповой социализации. Гендерный тип наблюдается при усвоении навыков и манер поведения, характерных для мужского и женского пола. Организационный тип проявляется в профессиональной среде, например, при ознакомлении с корпоративными правилами и нормами поведения в коллективе.

Тема социализации личности очень широка, и в рамках одной статьи довольно сложно осветить все важные моменты. Более глубокое самостоятельное изучение этого вопроса поможет оценить свой уровень социализации, определить возможные проблемы и ошибки при взаимодействии с обществом и изменить что-то к лучшему. В этом плане полезными будут и обучающие продукты Викиум. Например, обратите внимание на курс «Эффективное общение. Онлайн-интенсив». Он научит понимать мотивы поведения людей и строить общение так, чтобы в социуме чувствовать себя комфортно и уверенно.

Социализация и самореализация личности
методическая разработка на тему

Токмакова Марина Вячеславовна

Материал для ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
sotsializatsiya_i_samorealizatsiya_lichnosti_shkolnika_v_usloviyakh_novoy_obrazovatelnoy_sredy.pptx653.89 КБ
sotsializatsiya_i_samorealizatsiya_lichnosti.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Социализация и самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды МКОУ ДОД АГО « Ачитский центр дополнительного образования детей» педагог дополнительного образования Токмакова М.В.

« Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить » (Адольф Дистерверг немецкий педагог-демократ )

социализация – это процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического, интеллектуального и личностного развития. ИЛИ преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально — нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром

СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ — идет пассивно, так как ребенок не пассивно вбирает воздействие окружающей среды, а включаясь в совместные акты поведения; — социальный опыт реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение и обучение; — складывается спонтанно, он быстро приспосабливается к условиям жизни, к людям.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. Самореализация может иметь разнообразные формы. Быть ценной, социально полезной, социально приемлемой , а также асоциальной или антисоциальной .

ЦЕЛЬ ШколЫ: не только в формировании системы знаний, умений и навыков, но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско — правовой, трудовой сферах деятельности. По мнению Д. Равена «очевидно, что среда, в рамках которой человек живет и работает, влияет на него прямо, опосредованно и косвенно.

ИКОС (информационно — коммуникационно — образовательная среда) — это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебно — информационного взаимодействия между обучаемым и преподавателем и средствами ИКТ, формированию познавательной активности обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием

Центральным моментом в организации обучения в духе компетентностного подхода является поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельность в учебной деятельности самих обучаемых. Это разные формы проектного, сетевого и проблемно- ориентированного обучения.

Новые подходы к формированию современной модели образования нашли отражение в нормативно-правовых документах: законе «Об образовании», Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., Приоритетном национальном проекте «Образование».

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Что же такое Новая школа: — это школа где будет создана творческая среда для выявления особо одаренных ребят, где будет обеспечиваться успешная социализация каждой личности. — это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, с новым мышлением, мобильными, непрерывно работающими над повышением своего мастерства. Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. — это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы.

ПЕРЕД ШКОЛОЙ СТОЯТ ЗАДАЧИ: 1.Создание благоприятных условий, гарантирующих реализацию образовательных программ в полном объеме; 2.Формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов, 3.Воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом; 4.Формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство; 5.Разностороннее развитие учащихся, их познавательных интересов, творческих способностей, умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Современные требования к условиям предоставления образования Первое условие (педагогическое ) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается как пространство деятельности, создаваемое в учреждении. Второе условие (социальное ) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса. Третье условие (педагогическое ) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании. Четвертое условие (педагогическое ) – сформировать положительное отношение педагога к ученику.

Социально неадаптированная личность — не может творчески решать научные, производственные и общественные задачи; — самостоятельно критически мыслить; — вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей; — систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

Модель выпускника · семьянин, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи; · ученик, умеющий учиться, хорошо и много читающий, понимающий, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования; · труженик – осознающий в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России; · гражданин – патриот, интернационалист, борец за процветающую демократическую Россию; · ценитель и творец прекрасного; · приверженец здорового образа жизни.

Литература Аксенова Н.И. «Создание благоприятных условий для развития личности ребенка» Алмаева В.В. « IT пространство как новая образовательная среда» г.Томск Зенкина С.В. «Компьютерные обучающие системы» Ильин В.С., Поташник М.М., Шамова Т.Н. (педагогическая система) Открытый педагогический форум «Новая школа». Сурхаев М.А. «Новая образовательная среда как основа для внедрения новых педагогических технологий»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Для выступления на ШМО

Социализация и самореализация личности школьника в условиях новой образовательной среды.

ХХI век объявлен ЮНЕСКО «веком образования». Знания, культура, воспитанность и интеллигентность должны стать приоритетными в жизни человечества. Система образования, являясь стратегически важной сферой человеческой деятельности, одним из социальных институтов, значимость которых будет неуклонно возрастать по мере продвижения общества по пути прогресса, ориентирована как социальное явление на формирование личности, на выполнение важнейших функций профессионализации, социализации и воспитания человека.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.

Социализация, как процесс становления личности несет в себе широкие социальные влияния средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи, а также спонтанные проявления – изменения оценок, взглядов, суждений.

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – это не просто усвоить сумму знаний, сведений, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.

Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек успешно овладел ролью мужчины или женщины, создал прочную семью, мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином.

Процесс социализации имеет личностный характер, он постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.

Самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности или взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась уважаемыми людьми.

Самоутверждение – достижение человеком субъективной удовлетворенности результатом или процессом самореализации.

Школа должна видеть свою цель не только в формировании системы знаний, умений и навыков, но в становлении готовности личности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско — правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стараться создать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей.

По мнению Д. Равена «очевидно, что среда, в рамках которой человек живет и работает, влияет на него прямо, опосредованно и косвенно.

Прямо – через ограничения, которые она налагает на его деятельность;

опосредованно – через понятия, представления и виды компетентности, которые он имеет возможность применять и развивать;

косвенно – посредством влияния на его мотивацию, т.е. на его мнение о том, как можно себя вести и как другие люди отреагируют на различные виды его поведения».

ИКОС (информационно — коммуникационно — образовательная среда), а также обеспечивающих осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области с помощью интерактивных средств ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью, интерактивное информационное взаимодействие между пользователем и объектами предметной среды, отображающей закономерности и особенности соответствующей предметной области (определение толкового словаря).

Это разные формы проектного, сетевого и проблемно- ориентированного обучения.

Считается, что в основе успешности деятельности человека лежит его проектная способность.

Образовательная среда на базе средств ИКТ способна реализовать проектную модель.

Информационное общество – неограниченный доступ к информации, это возможность передачи и получения информации и знаний дистанционным путем. Это приведет к развитию технологий интерактивного дистанционного обучения, что позволит повысить качество образования и обеспечить равные возможности всем гражданам России для получения образования всех уровней и ступеней.

Идет смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное обучение, ответственность и активность самих обучаемых.

В ИКОС во многом изменяются роли субъектов образовательного процесса. Во главе угла стоит сам обучающийся – его мотивы, познавательные потребности, психологические особенности.

Модель «обучаемый – преподаватель» обогащается. Преподаватель с помощью средств информационных технологий создает проблемные ситуации, способствующие реализации активного и интерактивного диалогов. Деятельность преподавателя в этих условиях приобретает характер «тьюторства», наставничества, координатора, партнера. Он направляет учебный процесс в целях развития личности обучающегося.

Приоритетным направлением в ИКОС становится личностно- ориентированное обучение, способное объединить разные педагогические технологии – обучение в сотрудничестве. Преимущественными считаются те, которые ориентированы на самостоятельную деятельность обучаемого, где будет представлен «продукт» деятельности, и он может быть оценен учителем и товарищами, востребован в учебной и практической деятельности.

Образовательное пространство – важная социокультурная характеристика общества. Эволюция образовательного пространства отражает специфические особенности, основные этапы и закономерности развития общества. Развитие общества тесно связано с человеческой деятельностью.

Формирование феномена, получившего название «культуры» полностью обязано процессу образования, процессу эволюции образовательных пространств и сред, влияющих на характер педагогического взаимодействия. Существенными вехами на пути изменения акта педагогического взаимодействия является возникновение письменности, печатания и использование книг и, наконец, электронная фиксация и электронное распространения знаний. В последнем случае особая роль принадлежит компьютеру, как устройству по обработке информации, как персональному средству связи с окружающим миром. Продолжающееся ускорение темпов развития науки и техники приводит к качественным трансформациям в сфере образования.

Компьютер был создан, чтобы помочь человеку в выполнении сложной однообразной работы, автоматизировать и облегчить деятельность человека. Функциональные возможности компьютера внедрились во все сферы жизнедеятельности человека.

Старшеклассникам компьютер помогает проявить себя в какой-то предметной области, в творчестве. Внедрение компьютера в педагогическую практику способствует не только успешному усвоению учебного материала, но и повышению познавательной активности школьников, стимулированию интереса к предмету. Составление серьезных научно- исследовательских и практико-ориентированных проектов доказывает создание в «человеке играющем» «человека понимающего».

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. ОН – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания» (А. Дистерверг)

Изменения, происходящие в России, процессы формирования гражданского общества и правового государства, переход к рыночной экономике, признание прав человека и его свобод высшей ценностью – определяют новые задачи для отечественной системы образования .

Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.

Реализация ФГОСов, ожидаемый переход школьного образования к стандартам второго поколения означает отказ от традиционной модели формирования системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ и переход к компетентностным основаниям этой системы.

В настоящее время российское образование должно работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим нужно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире.

Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Что же такое Новая школа:

Это означает, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Отсюда вытекают требования, предъявляемые к современной школе.

— от знаниевой парадигмы обучения к парадигме развития, самоопределения и самореализации личности.

— от отрицательных мотивов избегания неприятностей к комплексной положительной мотивации успеха.

— от знаний, умений и навыков к формированию личностных и предметных компетенций.

— от традиционных методик преподавания к современным образовательным технологиям.

— от организации школьного пространства к созданию комфортной мотивационной образовательной среды, обеспечивающей активность и успех каждого ребенка.

— от традиционных отношений «преподаватель-ученик», «преподаватель -родитель» к отношениям сотрудничества, партнерства всех субъектов образования.

— от качества образования к качеству жизни в стенах и за пределами школы.

Какой же быть школе, учитывая специфику учебного заведения, в современных условиях? Как соотнести традиционное и новое?

Чтобы осуществить цели и задачи, поставленные пред новой школой, нужно создать социально-педагогические условия.

Современные требования к условиям предоставления образования.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которая рассматривается как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации личности.

Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории.

Второе условие (социальное) – разработать комплекс образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки.

Третье условие (педагогическое) – разработать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.

Если упустить из вида этот момент, то это влечет за собой отрицательные социальные последствия:

Выпускники школ показывают низкие результаты при поступлении в высшие и средние специальные учебные заведения, несоответствие итоговых оценок по предметам результатам ЕГЭ.

Снижается результативность участия школьников в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.

Наблюдается рост правонарушений среди подростков.

Недостаточный уровень востребованности выпускников.

Выходит социально неадаптированная личность.

Желаемый образ – модель выпускника, выполняющего следующие социальные роли:

· семьянина, который чтит мать и отца, бабушек и дедушек, заботится о них и о других членах семьи;

· ученика, умеющего учиться, хорошо и много читающего, понимающего, что учиться придется всю жизнь и поэтому необходимо овладевать приемами самообразования;

· труженика – осознающего в труде свой долг, источник благополучия семьи и процветания России;

· гражданина – патриота, интернационалиста, борца за процветающую демократическую Россию;

· ценителя и творца прекрасного;

· приверженца здорового образа жизни.

Таким образом, модель выпускника рассматривается как стандарт, соединивший представления государства, педагогов, учащихся и родителей о наиболее значимых качествах личности.

  1. Аксенова Н.И. «Создание благоприятных условий для развития личности ребенка»
  2. Алмаева В.В. «ITпространство как новая образовательная среда» г.Томск
  3. Зенкина С.В. «Компьютерные обучающие системы»
  4. Сурхаев М.А. «Новая образовательная среда как основа для внедрения новых педагогических технологий».

https://blog.wikium.ru/vazhnost-i-neobhodimost-protsessa-sotsializatsii-lichnosti.html
https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/10/17/sotsializatsiya-i-samorealizatsiya

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *