Педагогическая запущенность — что это такое в психологии

Аватар

Психология

Педагогическая запущенность детей: виды и причины

Педагогическая запущенность – это понятие, которое часто употребляют, говоря о «трудных детях». Справиться самостоятельно и контролировать свое поведение такой ребенок не в состоянии. Ему нужна комплексная работа со специалистами, педагогами и родителями. Если не заниматься коррекцией, то проблемы в обучении и развитии не исчезнут, а ребенок будет постоянно иметь проблемы с социализацией.

Что такое педагогическая запущенность

Педагогическая запущенность — это нарушение развития ребенка, возникающее из-за недостатка целенаправленного обучения и воспитания со стороны родителей и педагогов.

Проявляется это нарушение во всех аспектах жизни ребенка: в интеллектуальном, психологическом, морально-нравственном, эстетическом и социальном развитии.

Оно мешает развиваться и учиться наравне со сверстниками, а также затрудняет общение с ними.

В целом, педагогическая запущенность в психологии — это расстройство поведенческого спектра, поэтому поддается коррекции. Если этого не делать, то ребенок может оказаться просто изолированным от общества.

Виды педагогической запущенности

Виды педагогической запущенности

В зависимости от того, каков характер проявления тех или иных отклонений, разделяют следующие виды педагогической запущенности:

  1. Медико-педагогическая. Имеются плохие привычки, нет навыка и желания соблюдать правила личной гигиены.
  2. Нравственно-педагогическая. Характеризуется полным или частичным отсутствием нравственных понятий, отсутствием контроля за проявлением эмоций, безразличием к эмоциям и чувствам других людей.
  3. Интеллектуально-педагогическая. У ребенка нет интереса к новым знаниям и открытиям, желания учиться, он с трудом усваивает школьную программу.
  4. Нравственно-трудовая. Ребенок не испытывает желания трудиться, его знания о пользе труда значительно искажены.

Диагностика

Диагностика педагогической запущенности

При комплексной психолого-педагогической диагностике проводится обширный анализ разных аспектов личности ребенка с целью определить уровень деформации и дисгармонии различных сторон и качеств личности. Эти нарушения помогут выявить методики и приемы для дальнейшей работы.

Диагностика социально-педагогической запущенности детей проводится с помощью специальных психологических методик. К ним относятся:

  1. Проективные методики. Это тесты, рисунки и задачи, которые помогают интерпретировать внутренний мир и восприятие ребенком себя и окружающих. С их помощью можно исследовать эмоциональную сферу, взаимоотношения с коллективом, самооценку и градацию ценностей дошкольника или младшего школьника.
  2. Опросники и анкеты. Эти методики могут использоваться с 10-летнего возраста испытуемого. Таким способом могут быть исследованы эмоции, черты характера, способы действий в различных ситуациях, ценности.
  3. Методики, исследующие познавательную сферу. Проверяется уровень интеллекта, функции мышления, способность удерживать внимание.

Очень важно при проведении этой диагностики разграничить педагогическую запущенность и возможные патологии развития. Исключить их может невропатолог или врач-психиатр. Детей с подозрениями на нарушение развития и поведения отправляют на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). И чем меньше сопутствующих диагнозов и нарушений развития, тем более благоприятный прогноз дадут специалисты.

Проблемы диагностики

Данные о количестве детей с признаками педагогической запущенности меняются каждый год, но статистика показывает, что это нарушение более распространено среди мальчиков.

Такие колебания данных происходят из-за того, что диагностировать проблему довольно сложно.

Во-первых, появление педагогической запущенности может быть не постоянным, а эпизодическим. Например, ребенок не имеет проблем с поведением и комфортно себя чувствует в семье, но не может адаптироваться в обществе, или наоборот.

Во-вторых, это нарушение имеет различные степени выраженности. Так как первая стадия педагогической запущенности отличается легкими отклонениями от нормы, ее легко спутать с проявлениями кризиса, свойственного данному возрасту.

Признаки

Признаки педагогической запущенности

Педагогическая запущенность как главная причина трудновоспитуемости учащихся имеет свои признаки. Самый главный из них — девиантное поведение. Это могут быть вредные привычки, драки, хулиганство и поведение, которое вызвано невоспитанностью детей.

Кроме этого, существуют и другие признаки:

  • отставание в развитии от сверстников;
  • поведение, свойственное детям более младшего возраста;
  • невоспитанность, незнание социальных и житейских норм;
  • трудности в обучении (низкая успеваемость и проблемы с запоминанием и усвоением новых знаний);
  • специфические черты характера (самолюбие, обидчивость и конфликтность, резкие и частые перепады настроения);
  • неадекватная оценка окружающих и самого себя, что негативно отражается в поведении;
  • слабо развитые познавательные процессы: запоминание, воображение, мышление, память.

Стадии развития

Диагностика помогает определить не только признаки и виды педагогической запущенности, но и стадию ее развития. Для этого необходимо обратить внимание на возраст и проявляющиеся у ребенка симптомы.

Различают четыре стадии данного нарушения:

  • Первая стадия. Возникает у дошкольников и связана, прежде всего, с неопределенным стилем воспитания, когда родители устанавливают для ребенка противоречивые требования, не обеспечивают достаточное количество общения, ласки и заботы или, наоборот, излишне опекают малыша. В детском саду сюда могут добавиться ошибки воспитателя, который воздействует на воспитанника, не учитывая его индивидуальных особенностей.
  • Вторая стадия. Возникает у детей предшкольного и младшего школьного возраста. К недочетам воспитания добавляется недостаточная подготовленность к школе: проблемы с самооценкой, равнодушие к новым знаниям. Все это не позволяет сформировать положительное отношение к школе и нарушения правил поведения.
  • Третья стадия. Развивается у подростков, когда они начинают искать свое место в обществе, оценивают себя на основе мнений других людей. Это приводит к негативизму, равнодушному отношению к учебе и правилам поведения.
  • Четвертая стадия. Относится к подростковому и юношескому возрасту. Пренебрежение нормами и правилами, принятыми в обществе, перерастает в грубость и антиобщественное поведение. Часто такие дети присоединяются к асоциальным и антисоциальным группам людей.

Причины

Педагогическая запущенность чаще всего возникает под влиянием следующих причин:

  1. Взаимоотношения в семье. Свой первый социальный опыт ребенок получает в семье. Именно от ее психологического климата зависит дальнейшее восприятие картины мира. Если в семье нет взаимного доверия, гармонии, любви и взаимопонимания между родителями, то дети вырастают замкнутыми, тревожными, раздражительными и непослушными. Часто влияет и то, как много времени родители уделяют ребенку: занятые построением карьеры и зарабатыванием денег мама и папа уже не находят сил на общение и игры. Иногда это происходит просто от нежелания общаться с ребенком, если он не был запланирован. Также имеет значение стиль жизни родителей, уровень их культурного и интеллектуального развития.
  2. Образовательная среда. Педагогическая запущенность может развиваться из-за неправильно построенного процесса обучения, недопонимания с учителями, плохих отношений с одноклассниками. Если учитель не использует индивидуальный подход к ученику, вызывает у него чувство стыда, неуверенности в своих знаниях и умениях, занижает оценки, то ребенок закрывается в себе, начинает еще хуже учиться.
  3. Отношения в социуме. Еще больше ситуация усугубляется, когда гармоничные отношения не складываются не только с родителями и учителями, но и со сверстниками. Непринятие в коллективе, издевки и высмеивание вызывают чувство одиночества и нежелание посещать школу. Ребенок пытается найти друзей и стать частью какой-либо асоциальной субкультуры.
  4. Индивидуальные особенности. В педагогике это совокупность психофизиологических, личностных, эмоциональных и наследственных факторов. Они также могут способствовать возникновению педагогической запущенности. Также в группу риска попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, неразвитыми социальными навыками, имеющие острые черты характера, низкую самооценку и слабый тип нервной деятельности.

Коррекция

детский психолог

После определения причин педагогической запущенности психолог составляет план коррекционной работы. Он включает в себя следующие направления:

  • Индивидуальные занятия с психологом. Их целью является гармонизация личности ребенка, проводится работа над проблемами страха, застенчивости, управления эмоциями. Специалист помогает освоить навыки взаимодействия с окружающими, моделирует с ребенком различные ситуации. При выявлении проблем с когнитивными функциями делается упор на их стимуляцию и развитие (чем раньше диагностирована проблема, тем выше шанс ее устранить).
  • Сеансы психотерапии. С помощью методов внушения и убеждения ведется работа над самооценкой, взаимоотношениями с окружающими, адекватной реакцией на различные ситуации. Такие сеансы могут проводиться как индивидуально, так и с группой людей.
  • Социальная реабилитация. Под контролем старших ребенок включается в совместную деятельность, учится налаживать контакты. Привлечение к активной трудовой деятельности, участие в спортивных и творческих объединениях создает ощущение своей нужности, значимости и полезности. Также проводится работа с классным коллективом. Это может быть работа по его сплочению, совместному созданию комфортной атмосферы для всех участников или, наоборот, перевод ребенка в другой коллектив.
  • Работа с родителями. Проводятся семейные консультации, сеансы психотерапии, направленные на качественное изменение микроклимата в семье и организацию общей семейной деятельности. Даются рекомендации по составлению режима дня ребенка. При необходимости специалисты ведут контроль за их соблюдением.
  • Работа с педагогическим коллективом. Педагоги должны быть проинформированы об особенностях ребенка, согласно которым составляется индивидуальный план работы. К ученику необходимо применять особые методы, оказывать помощь в освоении образовательной программы. Желательно снизить психологическую и когнитивную нагрузку, следить за тем, чтобы он не переутомлялся.

Профилактика

комфортный психологический климат в семье

Гораздо проще заняться устранением предпосылок к возникновению педагогической запущенности учащихся, чем дожидаться стойкого нарушения. Для этого существует целый комплекс мер. Профилактика педагогической запущенности предполагает принятие следующих мер:

  1. Создание комфортного психологического климата в семье и обозначение семейных ценностей.
  2. Создание условий обучения, которые соответствуют особенностям и потребностям конкретного ребенка.
  3. Стимулирование самостоятельности и интереса к какому-либо виду деятельности, вовлечение в совместные дела.
  4. Сбалансированный стиль воспитания. Доверительное общение с ребенком, разбор различных ситуаций, внимание к его мыслям и чувствам, конструктивная и аккуратная критика его действий там, где это действительно нужно.
  5. Стимуляция активности и мотивация к деятельности, создание условий для самореализации.

Педагогическая запущенность — это в педагогике явление, с которым можно справиться. Комплексная работа и поддержка группы специалистов поможет его преодолеть. Но стоит помнить, что самое большое влияние на развитие этого состояния оказывает семья. Поэтому основным способом профилактики является благоприятная атмосфера в семье и доброжелательные отношения между ее членами. Родители должны стимулировать любые начинания своего ребенка, поддерживать и развивать его познавательную, социальную и творческую деятельность, а любые требования и претензии высказывать спокойно и конструктивно.

Предмет и теории педагогической психологии

Педагогическая психология — отдельное направление, которое возникло под влиянием других наук. Эта отрасль изучает влияние обучения, воспитания на развитие человека. Также она занимается разработкой подхода к обучению отдельных личностей.

Предмет изучения и задачи

Фото 1815

Педагогическая психология — самостоятельное направление, главной задачей которого является изучение закономерностей, механизмов развития личности. Предмет изучения педагогической психологии — определение психологических закономерностей, которые касаются воспитания, обучения. Изучается подход преподавателей, восприятие новой информации учеником.

  1. Определение взаимосвязей между уровнем собственного развития, интеллектом и формами воспитания, обучения.
  2. Раскрытие закономерностей воздействия механизмов воспитания, обучения на становление личности, развитие интеллектуальных способностей.
  3. Изучение методов, применяемых педагогами.
  4. Исследование закономерностей, механизмов, усвоения учеником социокультурного опыта, сохранение полученной информации.

Классификация

Педагогическая психология имеет внутреннюю структуру, которая состоит из трех частей:

Фото 1816

  1. Психологии учителя. Аспекты, на основании которых строится работа педагога при обучении студентов.
  2. Психологии воспитания. Становление личности, которое происходит в заранее сформированных условиях организации деятельности ребенка. Это направление изучает усвоение убеждений, нравственных норм, формирование мировоззрения.
  3. Психологии обучения. Изучает развитие процессов познавательной деятельности.

Каждое из направлений изучает разные аспекты, которые формируют педагогическую психологию.

Становление и развитие науки

Развитие, выделение этой отрасли в отдельное научное направление происходило в три этапа:

  1. Общедидактический этап. Первый труд по педагогической практике, который повлиял на становление отдельного направления, написал Я. А. Коменским — «Великая дидактика». Ученый закончил произведение в 1632 году. Он предложил создать отдельную систему школ, чтобы дети получали хорошее образование. Благодаря ему была введена концепция классно-урочного образования. Дополнительно к этому он сформировал ряд принципов нравственного воспитания, которые предназначены для детей. Этап длился с середины 17 до конца 19 века. Другие выдающиеся ученые, которые внесли большой вклад в развитие педагогической психологии на первом этапе — Иоганн Герберт, Жан-Жак-Руссо, Адольф Дистервег.
  2. Второй этап становления этой отрасли психологической науки длился с конца 19 до середины 20 века. В этот период развития педагогическая психология начинает формироваться в отдельное направление. К наиболее выдающимся ученым этого этапа относятся Выготский, Торндайк, Каптерев.
  3. Третий этап формирования педагогической психологии обуславливается созданием многочисленных приемов обучения. К ученым, которые повлияли на развитие третьего этапа относятся Рубинштейн, Махмутов, Оконь, Ланда, Эльконин.

В процессе формирования педагогической психологии появлялись новые теории, методики обучения, которые со временем совершенствовались.

Теории

Педагогическая психология имеет ряд теорий, которые были разработаны в результате развития этой отрасли:

Фото 1803

  1. Ассоциативная теория. Она преобладала до конца 19 века. Эта теория объясняла, что мышление является репродуктивной функцией памяти. Движение любой мысли зависит от того, какие идеи будут репродуцироваться из хранилищ памяти.
  2. Теория социального научения. Она объясняет, что для обучения детей чему-то новому, недостаточно применять практики наказаний, поощрений. Важнейшими формами обучения являются — имитация, идентификация, подражание.
  3. Теория самовоспитания. Это процесс, с помощью которого человек усваивает опыт от предшествующих поколений. Для этого задействуются внутренние душевные факторы. При этом воспитать ребенка без самосовершенствования невозможно.
  4. Теория самообучения. Процесс получения человеком опыта предыдущих поколений, который происходит с помощью собственных устремлений.

Помимо теорий, в педагогической психологии существует несколько законов:

  1. Закон готовности. Объясняет скорость реакций человека от его подготовленности к задуманному.
  2. Закон эффекта. Если в процессе установления связи между реакцией и ситуацией человек испытывает удовлетворение, то эта связь укрепляется.
  3. Закон упражняемости. Чем чаще возникают одни и те же временные последовательности стимула, сопутствующие им реакции, тем прочнее связи образуются.

Бихевиористские теории оказали весомое влияние на развитие этой научной отрасли.

Методы изучения

В педагогической психологии применяются разные методы изучения:

Фото 1801

  1. Наблюдение — методика, применяемая для изучения деятельности педагогов, учащихся. При получении новой информации с помощью наблюдения должны соблюдаться некоторые условия. Нельзя сообщать наблюдаемому о проведении исследование. Наблюдатель не должен препятствовать, вмешиваться в процесс исследования. При наблюдении важная информация фиксируется в специальный дневник, а все интересные события снимаются на видео или фотографируются.
  2. Тестирование — вопросы составляются заранее и содержат систему стимулов, чтобы испытуемый мог проявлять реакцию на них. При проведении тестов человеку предлагают несколько вариантов ответов. Полученный результат углубленно изучается.
  3. Анкетирование — набор тестов, на которые субъект должен ответить письменно. С помощью анкет получают общую информацию о личности, отдельных навыках, способностях.
  4. Беседа — устный опрос, который проводится в свободной форме. Чтобы создать благоприятную атмосферу, ученый должен задать человеку несколько общих вопросов на интересующие его темы.
  5. Эксперимент — метод получения информации, при котором исследователь создает определенные условия, вторгается в привычную жизнь человека, воздействует на него различными раздражителями. Для получения информации может использоваться лабораторное оборудование.

Отдельной методикой является изучение продуктов деятельности обучающихся. После выполнения исследований ученые могут углубленно изучить методики, с помощью которых преподаватели обучают студентов.

Проблемы направления

Педагогическая психология имеет ряд проблем, которые подвергаются углубленному изучению:

Фото 1682

  1. Взаимосвязь между психологическим развитием ребенка и организованным педагогическим воздействием. Психологи до сих пор не могут ответить, как и насколько сильно обучение, воспитание влияет на развитие, процесс созревания детей.
  2. Поиск, применение сенситивных периодов развития психики детей. Сенситивный период — это временной промежуток, в который проявляется наибольшая чувствительность психических процессов к различным воздействиям.
  3. Взаимодействие между возрастными закономерностями и особенностями развития, которые подходят для различных возрастных категорий, конкретных детей. При выборе метода обучения нужно учитывать, что разные возраста детей открывают различные возможности, которые важны для дальнейшего развития.
  4. Проблема разработки методик обучения детей. При этом подбираются такие программы, методики воспитания, обучения, которые лучше соотносятся с особенностями каждого ребенка. Во время образовательного процесса нужно учитывать способности, задатки разных детей.
  5. Педагогическая запущенность. Часто возникают ситуации, когда один ребенок отстает от сверстников по развитию. Это обуславливается различными причинами, которые являются приоритетными для изучения психологов. При этом специалист должен уметь отличать умственную отсталость из-за психологических нарушений от педагогической запущенности.
  6. Готовность детской психики к применению обучающих методик. Если у ребенка нет задатков к обучению точным наукам, привить желание в этом случае крайне сложно.

Способы обучения и воспитания

Методы обучения представляют собой действия, оказываемые преподавателями на учеников, чтобы добиться результатов. Классификация этих методик строится на способах передачи содержания, среди которых выделяют:

Фото 1817

  • практические — самоуправление, тренировки, упражнения;
  • словесные — инструктажи, беседы, рассказы;
  • наглядные — демонстрация интересных материалов.

Методы обучения разделяются по разным факторам. По способу организации упорядоченной учебной деятельности:

  1. Способы оценки знаний, навыков, умений.
  2. Методики формирования навыков, умений, позволяющие применять полученные знания на практике.
  3. Методы получения новых данных.

По характеру деятельности:

  1. Репродуктивные — при их применении преподаватели составляют задачи, вопросы, отвечая на которые ученики начинают самостоятельно воспроизводить усвоенный учебный материал.
  2. Объяснительно-иллюстративные — рассказы, лекции, беседы с аудиторией. При их проведении ученики должны усваивать новую информацию, узнавать изображения.
  3. Эвристические, частично-поисковые — методики, с помощью которых организовывается поиск выдвинутых задач, которые были заранее сформированы на основе усвоенных учебных материалов.
  4. Методики проблемного изложения — с их помощью учитель формулирует задачу, составляет интересующую проблему и объясняет ученикам способы решения, приводит ряд доказательств.
  5. Исследовательские методы. Преподаватель дает ученикам материалы по теме изучения и они ищут дополнительную информацию самостоятельно, проводят углубленный анализ интересующих вопросов.

В ходе проводимых исследований, психологи, педагоги ищут методики для обучения учеников, зависимо от их способностей, задатков.

Взаимодействие с другими науками

Педагогическая психология связана с такими науками:

Фото1677

  • социологией;
  • философией;
  • анатомией;
  • физиологией.

Эти науки помогают педагогической психологии развиваться.

Вопросы о том, как влияют методики обучения, воспитания на развитие личности интересуют ученых многие столетия. Для изучения этого взаимодействия было создано отдельное направление. На основе получаемой информации в ходе проводимых исследований, ученые составляют новые методы для обучения детей, подростков, студентов.

Полезное видео

В видео подробно рассмотрено понятие педагогической психологии.

https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/pedagogicheskaya-zapushhennost

Предмет и теории педагогической психологии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *